Нужно ли загружать школьника младших классов кружками, секциями. Что делать, если ребёнок не хочет посещать кружки

Часто школьники младших классов помимо учебы посещают различные секции и кружки . Одни дети делают это по собственному желанию , другие – по требованию родителей . Взрослые считают, что при наличии дополнительных занятий после школы у ребенка не останется времени на шалости и глупости. Отчасти они правы, особенно в том случае, когда ребенок серьезно увлечен любимым делом. Но в тоже время дополнительная нагрузка может негативно отразиться на физическом и психическом здоровье ребенка, снизить его успеваемости в школе. Чтобы этого не произошло, необходимо заранее взвесить все «за» и «против». Обсудить этот вопрос с ребенком и принять решение сообща, а не единолично.

Какие преимущества у тех, кто посещает кружки и спортивные секции?

- развитие способностей и навыков . Неважно, посещает ваш ребенок один и тот же кружок годами или каждый месяц увлекается новым делом. В любом случае, он развивается и ищет то, что ему будет по душе.

- смена обстановки . Уроки в школе предполагают строгую дисциплину. Дети вынуждены подчиняться школьным правилам и чувствуют себя более сковано. И совсем иная атмосфера на занятиях в кружке, где ребенку предоставляют больше свободы перемещения, самостоятельности и возможности творческого самовыражения.

- смена деятельности . В кружке или секции ребенок, как правило, занимается любимым делом. Одни дети предпочитают хорошую физическую нагрузку, другие – интеллектуальную, третьи с удовольствием смастерят что-нибудь своими руками. Главное, что во время таких занятий ребенок отдыхает от школьной программы, переключая свой интерес на определенный вид деятельности.

- смена вида общения . Кружок или секцию посещает группа ребят, которых объединяют общие интересы. Дети учатся общаться между собой, делятся успехами и неудачами, с энтузиазмом познают новую информацию. Причем, ребенок, которому сложно находить общий язык в школьной обстановке, гораздо быстрей найдет себе друзей, посещая спортивную секцию или кружок. А, значит, это поможет ему преодолеть излишнюю робость и стеснительность.

- развитие самодисциплины . Посещение секций и кружков приучает детей к самостоятельности, организованности и ответственности. Если подготовку обычных уроков родители еще пытаются контролировать, то задания по внешкольным занятиям ребенок старается выполнять сам. Узнавать расписание, вовремя делать домашнее задание, не забывать приносить нужные для занятий вещи. И вместе с тем учиться планировать свой день, чтобы успеть и в школе отучиться, и в кружок сходить, и домашние дела выполнить.

Но среди множества положительных моментов, родители должны понимать, что при посещении ребенком кружка или секции, есть и ряд недостатков :

- денежные затраты . К сожалению, большинство внешкольных занятий платные. Поэтому у родителей появляется новая статья расходов - своевременно обеспечивать ребенка специальной формой и инвентарем, оплачивать обучение.

- временные затраты . Посещение кружка или секции отнимает время. И при выборе внешкольных занятий необходимо помнить, что у ребенка должно обязательно оставаться время на отдых. Да и родители в некоторых случаях вынуждены отпрашиваться с работы, чтобы отвести или забрать ребенка из секции, а это не всегда удобно.

. Школьная программа в младших классах так насыщена, что дети не успевают толком отдохнуть. И в некоторых ситуациях дополнительная нагрузка будет идти во вред здоровью вашего ребенка.

Замечательно, если у вашего ребенка есть желание и время заниматься в кружке. Но вы, как родители, должны помнить, что все хорошо в меру.

Екатерина Раевская специально для

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.


Это четверостишье из знаменитого стихотворения детской поэтессы Агнии Барто «Болтунья», которое было написано еще в 30-х годах прошлого века. В то время, да и вообще во времена Советского Союза, дети с огромным удовольствием посещали различные кружки и секции. Во-первых, это было весело и интересно. Во-вторых, эта была отличная возможность провести время с друзьями. В-третьих, таким образом можно было разнообразить свой досуг и провести свободное время с пользой.

Да и я, сколько себя помню, в школьные годы постоянно посещала различные кружки: кройки и шиться, вязания, вышивания, танцев, актерского мастерства и т.д. Хотя мои школьные годы пришлись на тяжелые 90-е и начало 2000-х. Мне и многим моим друзьям было весело проводить свободное время в подростковых клубах и центрах детского и юношеского творчества.

Однако сейчас, как выяснила «Общественная электронная газета», дети не стремятся посещать кружки и секции, отдавая предпочтение посиделкам у компьютера, бестолковому общению в социальных сетях и онлайн-играм.

По данным Министерства образования Республики Башкортостан, на сегодняшний день в регионе работает 288 учреждений дополнительного образования, 37 из которых в Уфе. Часть кружков и секций в этих учреждениях можно посещать абсолютно бесплатно. Однако, как выяснилось, дети все равно не стремятся туда ходить. Работникам дополнительного образования приходится с трудом уговаривать школьников приходить к ним заниматься.

Буквально недавно встретила на улице руководительницу кружка, который я посещала в старших классах. Помимо низкой заработной платы она пожаловалась на то, что детей сейчас крайне сложно чем-то заинтересовать. Ей с трудом удается набрать полную группу. Причем если в начале учебного года дети еще приходили на занятия, то уже сейчас постоянно кружки посещают пять-семь человек…

С чем связано нежелание современных детей получать дополнительное образование? И можно ли на это как-то повлиять? Многие родители наверняка были бы рады, если бы их дети после школы проводили свое свободное время не дома у телевизора или в интернете, и не на улице, общаясь с кем попало, а в кружках и секциях. Однако платить за это, пусть и небольшие деньги, согласны далеко не все. Почему они не выбирают бесплатные кружки и секции? Многим родителям просто-напросто не удается уговорить или заставить своих детей заниматься дополнительно. И все по той же причине: детям интереснее проводить свое свободное время за компьютером…

Но в этом случае после школы дети предоставлены сами себе. Если оба родителя находятся на работе, и у бабушек, дедушек и других родственников нет возможности забирать детей из школы, присматривать за ними, они в лучшем случае будут просто впустую тратить свободное время, не занимаясь ничем полезным, в худшем могут попасть под влияние дурной компании и «вляпаться» в какую-нибудь неприятную историю.

Раньше помимо кружков и секций проблему организации свободного времени школьников решали группы продленного дня. Дети могли остаться после уроков в школе, под присмотром учителя выполнить домашние задания, с пользой повести время. Однако сейчас продленки работают далеко не во всех школах.

На вопрос «ОЭГ» - почему в некоторых школах республики отсутствует режим продленного дня, в Министерстве образования Башкортостана ответили, что это дополнительная образовательная услуга, относящаяся к компетенции самих образовательных учреждений. Как правило, группы продленного дня открываются по запросам родителей, если в школе для этого имеются материально-технические, кадровые и финансовые возможности, а также, если питание школьников организуется в соответствии с требованиями СанПиН.

В Министерстве образования РБ нам также сообщили, что согласно новым образовательным стандартам, которые вводятся в российских школах с 1 сентября текущего года, дополнительное образование детей станет обязательным. При этом образовательные учреждения будут самостоятельно определять, в какой форме будет организована внеурочная деятельность школьников. Общее и дополнительное образование станут неразрывно связаны друг с другом.

В процессе обучения детей будут использованы возможности и ресурсы учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта. Таким образом, дополнительным образованием детей будут заниматься квалифицированные специалисты. У детей появится широкий выбор занятий по интересам. И проблема с организацией свободного времени должна быть решена.

Однако пока новые образовательные стандарты введены только в первых классах. Со следующего года по ним начнут обучать второклассников, еще через год – третьеклассников и т.д. Поэтому пока судить об эффективности новой образовательной системы рано. С начала нового учебного года и двух месяцев не прошло…

К тому же, как быть с теми детьми, которых нововведения не коснуться? Кто будет заниматься организацией их свободного времени? И вообще, если школьники с таким нежеланием посещают кружки и секции, может, стоит как-то пересмотреть программы дополнительного образования, чтобы заинтересовать детей? Или опять никому до этого нет дела?

В настоящее время каждый родитель понимает необходимость развивать способности ребенка всесторонне, ведь, сейчас значительно возросли требования, как к интеллектуальным способностям человека, так и к творческим. Нынче, считается нормой знание английского языка при устройстве на работу, приветствуется наличие активного хобби или умение организовать развлекательное мероприятие, и обязательным требованием является пользование компьютером на уровне уверенного пользователя. И этот список бесконечен. Следовательно, каждый ответственный родитель желает максимально расписать досуг своего чада для посещения различных кружков и секций.

С одной стороны, это однозначно расширит кругозор ребенка, а с другой стороны может навредить его психике. Как следствие, плохие оценки в школе, нервные срывы, непослушание и проблемы со здоровьем. Нужно обратить внимание еще на один момент, посещая одновременно огромное количество кружков, ребенок не может качественно сфокусироваться ни на одном и просто распыляет свое внимание. В будущем мы получаем личность, которая может делать все по чуть-чуть, но ничего в совершенстве.

Поэтому, психологи рекомендуют, правильно организовать план посещения различных секций и центров развития. А именно, одновременно с посещением школы, у ребенка должно быть одно спортивное увлечение и одно творческое (желательно без мозговой нагрузки), к этому можно добавить изучение языка. Если данный лимит превышается, со временем организм ребенка гарантированно даст сбой. Дополнительно, нужно постоянно контролировать самочувствие и психическое состояние своего дитя.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой интенсивной смены кружков по инициативе ребенка. То он хочет ходить на футбол, то уже хочет ходить на танцы, а на футбол не хочет и т.д.

В данном случае, существует пару моментов, на которых нужно остановиться:

1. Если у отпрыска действительно не получается красиво танцевать, быстро бегать, рисовать, петь и т.д. - то каждый родитель должен обсудить данный вопрос со своим чадом. Если тот, категорически не хочет посещать данную секцию, то лучше поддаться на уговоры и не насиловать.

2. Поставить ребенку ультиматум, что все равно он будет посещать какой-то кружок - позвольте ему самому выбирать какой именно, пусть хорошо подумает. Но обязательным условием должен быть оговоренный период посещения, например год. Только, после него можно сменить кружок на другой. Этот момент приучит ребенка принимать решения и быть за них ответственным.

3. Если сын или дочь заявили, что хотят сменить занятие, а родитель видит способности именно к нему. Тогда, стоит побороться. Во-первых, поговорить с тренером и попросить обратить внимание на свое чадо - больше хвалить и подбадривать. Во-вторых, посещать занятия совместно и обсуждать его достижения, обговаривать их и рассказывать о них близким людям в присутствие ребенка. В-третьих, договорится об определенном сроке (например, месяц) который, все-таки, нужно отходить, а потом только принять окончательное решение.

4. Очень часто ребенок не хочет посещать кружок по личным обстоятельствам - сменился тренер, плохая атмосфера в коллективе или просто проблемы в школе. В такие моменты, очень важна поддержка близких и совместное решение возникших проблем.