Общая характеристика Российской империи в первой половине XIX века. Российская империя в XVIII - первой половине XIX вв

Социально‑вкономическое развитие России в первой половине XIX в.

Важнейшей особенностью социально‑экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально‑крепостнической системы. Начало этого процесса можно отмести ко второй половине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридцатилетие. В 30‑50‑е годы XIX в. противоречия между старыми феодальными производственными отношениями и развивающимися производственными силами общества достигают степени конфликта, т.е. перерастают в кризис феодального способа производства. В недрах крепостнической системы в этот период развивались новые капиталистические отношения.

Современная отечественная историография отказывается от бытовавшей ранее трактовки кризиса феодально‑крепостнической системы как времени состояния полного упадка. Наряду с кризисными явлениями (регрессивными процессами, происходившими в помещичьей деревне, базировавшейся на крепостном труде) наблюдалось и заметное развитие производственных сил. Правда, происходило оно прежде всего на базе мелкотоварного и капиталистического производства.

Сельское хозяйство

В условиях аграрной страны эти процессы наиболее рельефно проявлялись в сельскохозяйственной сфере. Для феодализма в целом характерна феодальная собственность на землю (помещика или феодального государства) при наличии мелкого крестьянского хозяйства, имевшего свой земельный надел и другие средства производства и включенного в экономическую структуру хозяйства феодала. При этом хозяйство носило натуральный характер, а принуждение было внеэкономическим (личная зависимость крестьянина от помещика), свойственным для этого способа производства был и низкий рутинный уровень применяемой техники.

Россия с ее практически неограниченными природными и людскими ресурсами развивалась в первой половине XIX в. весьма медленно. Рост товарно‑денежных отношений, вызывавший заинтересованность помещиков в повышении доходности своих хозяйств, при сохраненни барщинной формы эксплуатации неминуемо вел к расширению собственной запашки помещика. Происходить это могло либо за счет распашки других угодий (лесных массивов, покосов и т.п.), либо за счет сокращения земельных наделов крестьян. В первом случае это зачастую приводило к нарушению сложившегося баланса в структуре угодий, сокращению поголовья скота (и, как следствие, снижению количества удобрения, выносимого на поля). Во втором – подрывалась экономика крестьянского хозяйства. В России в первой половине XIX в. наблюдались случаи, когда помещики вообще отбирали землю у своих крестьян, переводя их на месячный паек («месячину»). Крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда, что вызывало падение его производительности. В процентном отношении количество барщинных хозяйств не только не сокращалось, но даже несколько выросло.



В оброчных хозяйствах усиление эксплуатации приводило к увеличению размеров оброка, который к тому же все чаще помещики взимали в денежной форме. Резкое увеличение размеров оброка заставляло крестьян отрываться от земли и искать заработки на стороне,что также понижало уровень сельскохозяйственного производства.

Для крепостного хозяйства этого периода были характерны обеднение крестьянства, рост задолженности крестьянских хозяйств помещикам, принимавший хронические формы. В неурожайные годы, которые систематически повторялись в России, эти хозяйства оказывались совершенно беспомощными и постоянно балансировали на грани разорения.

Не лучше обстояло дело и в помещичьих хозяйствах. Средства, получаемые российским дворянством от эксплуатации своих крестьян, редко вкладывались в хозяйство, бездумно растрачивались и выбрасывались на ветер. К 1859 г., по данным С.Я.Борового, 66% крепостных крестьян в России были заложены и перезаложены в кредитных учреждениях (по некоторым губерниям эта цифра доходила до 90%).

Капиталистические элементы в сельском хозяйстве развивались весьма медленно. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что огромные массивы земли, принадлежавшие помещикам и казне, фактически были исключены из товарного оборота. Земельный фонд, на котором могли развиваться капиталистические хозяйства, оказался весьма ограниченным (земля арендовалась или занимались земельные участки в колонизуемых регионах).

Однако, несмотря на кризисные явления, сельское хозяйство России развивалось и в этот период. Особенно заметно поступательное движение в конце XVIII и в первой трети XIX в. Современные историки объясняют это тем обстоятельством, что феодальная система хозяйствования еще полностью не исчерпала своих возможностей.

Хотя валовой сбор зерновых за этот период увеличился примерно в 1,4 раза, эти успехи были достигнуты в основном экстенсивными методами – за счет увеличения посевных площадей. Осваивались южные и юговосточные степные районы: область Войска Донского, Южная Украина (по расчетам В.К.Янунского площади под пашней увеличились здесь более чем в три раза). Важно отметить, что юг России становится районом интенсивной колонизации, здесь более высокими темпами развивалось свободное предпринимательство, а хлеб через черноморские порты вывозился на экспорт. Расширялись посевные площади на Среднем и Нижнем Поволжье, однако местный хлеб поступал в основном на внутренний рынок.

Урожайность зерновых культур была еще крайне низкой, в обычные годы она составляла сам 2,5‑3 (на одно зерно посева 2,5‑3 зерна урожая), агрономические приемы были весьма неразвиты (господствовало традиционное трехполье – яровые – озимые – пар, в лесистых районах севера и северо‑запада страны было распространено подсечное земледелие, в степной полосе – залежная система). Однако попытки поднять сельск охозяйственное производство наблюдались в этот период все чаще. В Россию из‑за границы выписывалась сельскохозяйственная техника, появлялись и местные изобретения (льнотрепальная машина крестьянина X.Алексеева, сенокосная машина А.Хитрина), которые выставлялись на сельскохозяйственных выставках. Создавались земледельческие общества, принимавшие меры по подъему сельского хозяйства. Однако в рамках страны все эти меры были весьма незначительны. По новейшим расчетам интерес к таким усовершенствованиям проявляли всего 3‑4% помещиков, среди крестьян они встречались гораздо реже.

Промышленность

Наиболее заметным явлением в развитии русской промышленности стало начало промышленного переворота. В техническом плане он выразился в переходе от мануфактуры (где уже наблюдалось внутрипроизводственное разделение труда и частично применялось водяное колесо) к фабрике, оборудованной паровыми двигателями. Социальный аспект состоял в том, что в ходе промышленного переворота происходило быстрое формирование двух классов капиталистического общества – промышленного пролетариата и буржуазии.

В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно времени начала и завершения промышленного переворота. Так, С.Г.Струмилин считал, что промышленный переворот в России завершился еще до отмены крепостного права, в отличие от него П.Г.Рындзюнский предполагал, что переворот происходил в 60‑90‑е годы XIX в. Большинство историков относит его начало к 30‑40‑м годам XIX в., связывая его с распространением на транспорте и в промышленности паровых машин.

По новейшим подсчетам, на рубеже 50‑60‑х годов XIX в. фабрики составляли около 18% от общего числа крупных предприятий, на них было занято почти 45% всех рабочих (почти 300 тыс. человек).

Крепостное право в России задерживало как техническое переоснащение предприятий, так и формирование пролетариата. Широкое применение новой техники требовало перехода к наемному труду, но труд крепостных и посессионных рабочих обходился дешевле, чем затраты на механизацию производства и покупку рабочей силы. Противоречие заключалось и в том, что, будучи более дешевым, такой труд был гораздо менее производительным по сравнению с трудом вольнонаемных рабочих. В то же время значительная часть этих рабочих состояла из крепостных крестьян, отпущенных на оброк.

Несмотря на тормозящее влияние крепостного права, развитие промышленности с началом промышленного переворота значительно ускорилось, однако от европейских стран Россия в это время отставала все больше и больше (особенно заметно это было при сравнении количества продукции, приходящейся на душу населения).

Транспорт

Важные прогрессивные изменения произошли в России в области транспорта. В первой половине XIX в. в стране появились железные дороги: Царскосельская (1837), Варшавско‑Венская (1839‑1848), Петербургско‑Московская (1843‑1851). В предреформенвые годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог. Однако этого было явно недостаточно для огромной страны. Основная масса грузов по‑прежнему перевозилась по воде. На рубеже XVIII‑XIX вв. была построена система каналов, связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы), Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско‑Бугский канал был связан с западными реками. Заметно выросло число пароходов. Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860 г. по рекам, озерам и морям России плавало уже более 300 пароходов.

Торговля

Одним из важнейших процессов, характеризующих социально‑экономическое развитие России, было складывание единого всероссийского рынка. В современной исторической литературе существуют разные точки зрения по этому вопросу. И.Д.Ковальченко и Л.В.Милов относят образование единого всероссийского рынка к 80‑м годам XIX в., Б.Н.Миронов признает функционирование общероссийского товарного рынка уже в конце XVIII в., отмечая, впрочем, его отличительные черты по сравнению со всероссийским капиталистическим рынком (в частности, невысокую степень проникновения товарных отношений в аграрный сектор экономики).

Важной формой торговли в первой половине XIX в. были ярмарки. Торговые обороты некоторых из них оценивались в десятки миллионов рублей. Крупнейшими ярмарками России были Нижегородская, Ирбитская (в Сибири), Коренная (под Курском), многочисленные украинские ярмарки – общее число ярмарок приближалось к 4 тыс. Следует, однако, отметить, что наряду с ярмарками успешно развивалась и постоянная (магазинная) торговля, широко развита была и торговля вразнос.

Развитию товарно‑денежных отношений в стране способствовало образование хозяйственных регионов, специализировавшихся в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства. Различия между регионами отчетливо прослеживаются в первой половине XIX в. Одним из важнейших для экономики страны был в это время Центрально‑промышленный регион, включавший Московскую, Владимирскую, Калужскую, Костромскую, Нижегородскую, Тверскую, Ярославскую губернии. Здесь были расположены крупные торговые и промышленные центры страны, в деревнях широкое распространение получили промыслы, значительное развитие имело и сельское хозяйство. Центрами горной и металлургической промышленности были Урал и Приуралье, где находились крупные заводы, к которым были приписаны крепостные крестьяне и сотни тысяч десятин земельных угодий. Северо‑западаый регион (С.‑Петербургская, Новгородская и Псковская губернии) тяготел к столице – крупнейшему торговому, промышленному и административному центру страны. В Новгородской губернии были широко распространены самые разнообразные крестьянские промыслы, в Псковской губернии особое значение приобретает выращивание и обработка льна, который вывозился не только на внутренний рынок, но и за граничу. Центрально‑черноземный регион (Воронежская, Курская и др. губернии черноземной полосы) был земледельческим районом с отчетливо выраженной барщинной системой хозяйства, именно здесь наиболее сильны были крепостные порядки, сдерживающие поступательное экономическое развитие. На севере страны, с его редким населением и слабо развитой промышленностью, практически не было помещичьего землевладелия. В Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниях огромные лесные массивы во многом определили и характер хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, подсечное земледелие), постепенно расширялось в регионе торговое животноводство. Интенсивно развивалось сельское хозяйство в Прибалтике и Литве, где значительных размеров достиг экспорт сельскохозяйственной продукции за границу. Многопрофильное сельское хозяйство велось на Украине, однако и здесь и в Белоруссии преобладали барщинные помещичьи хозяйства. Районами интенсивной колонизации были юг России, степное Предкавказье, Поволжье.

Образование хозяйственных регионов было важным показателем развития специализации, оно способствовало подъему экономики в стране, общественному разделению труда и повышению его производительности.

Изменения в социальной структуре общества

Одним из симптомов кризиса крепостничества стало сокращение удельного веса крепостных крестьян. Если в начале XIX в. крепостные крестьяне составляли большинство населения страны, то к концу 50‑х годов их доля снизилась до 37%. Скорее всего это объясняется не столько сокращением естественного прироста крепостного населения России, сколько переводом крепостных в другие сословия.

Несмотря на то что Россия по‑прежнему оставалась сельской страной (к середине XIX в. численность городского населения составляла примерно 8%), тенденция к росту количества городов проявлялась весьма определенно. Общее число городов за 50 лет увеличилось с 600 до 1000, а количество горожан выросло в 2,2 раза. Это существенно превышало рост населения в целом.

Рост экономики страны, в том числе и определенный подъем производительных сил в деревне, способствовали развитию процесса социального расслоения в среде крестьянства. Он был связан с выделением так называемых «капиталистых» крестьян, занимавшихся торговлей, ростовщичеством, предпринимательством, которые эксплуатировали труд других крестьян. Иногда такие крестьяне сами приобретали крепостных, записывая их на имя своего помещика. Этот процесс шел в дореформенный период весьма медленно и существенно различался у разных групп крестьян. Так, у государственных крестьян он шел гораздо быстрее, чем у крестьян помещичьих. В оброчной деревне он проявлялся более отчетлово, чем среди крестьян, находившихся на барщине. По‑разному он протекал в отдельных губерниях России.

Результатом социально‑экономического развития в рассматриваемый период стало формирование новых социальных слоев – промышленных рабочих и буржуазии. Русский наемный рабочий в это время чаще всего был либо помещичьим крестьянином, отпущенным в город за оброком, либо государственным крестьянином, также еще тесно связанным со своей деревней, землей, общиной.

В среде буржуазии преобладали торговцы, купечество, которые все чаще начинали вкладывать деньги в предпринимательство. Среди русских предпринимателей были и состоятельные крестьяне, владевшие тысячами и десятками тысяч рублей, но в то же время зачастую остававшиеся крепостными людьми. Многие из них пытались выкупиться на волю, уплачивая крупные суммы денег.

Внутренняя политика Павла I

После смерти Екатерины II (1796) императором стал ее сын Павел I (1796‑1801). Время его правления в отечественной историографии оценивается поразному. Этому способствовал и противоречивый характер императора (он был неуравновешен и неврастеничен, подвержен припадкам ярости, граничившим с безумием), и сложное время, на которое пришлось это короткое царствование. Выдающийся русский историк В.О.Ключевский писал, что новый император принес на престол «не столько обдуманных мыслей, сколько накипевших при крайней неразвитости, если не при полном притуплении политического сознания и гражданского чувства, и при безобразно исковерканном характере горьких чувств». В то же время в некоторых исследованиях этот период противопоставляется последним годам царствования Екатерины II как время преобразований, «справедливости и строгости».

Царствование Павла пришлось на те годы, когда в России множились признаки будущих политических потрясений. Новый император видел перед собой призрак пугачевщины (пережитой его матерью), симптомы революции (об этом ему напоминали французские события и судьба казненного Людовика XVI) и опасность государственного переворота (жертвой дворцового заговора стал в свое время его отец – Петр III). Идея удержать и усилить самодержавную власть, сильно ослабевшую в конце предыдущего правления, связывалась в сознании Павла I уже не с «просвещенным абсолютизмом», а с опорой на авторитаоную силу.

В столице новый император постарался установить те же порядки прусской казармы времен Фридриха II, которые были в его гатчинской резиденции (Екатерина II не любила сына, он фактически был удален от двора и жил в Гатчине, недалеко от С.‑Петербурга). Традиции русской армии, принесшие ей славу, не устраивали императора: его идеалом была прусская военная система, выбивавшая из солдат всякую инициативу. Ежедневно на площади перед дворцом проходили смотры‑вахтпарады, во время которых за малейшую провинность можно было попасть в опалу. Были в военных преобразованиях Павла и положительные элементы: он исключил из армии числившихся в ней, но не служивших офицеров, заставил нести тяготы военной жизни столичных гвардейских офицеров, которые при Екатери не вели праздную жизнь. Однако служба при Павле носила бессмысленный, формальный характер, проходила в обстановке неуверенности и страха.

Крестьянская политика при Павле I по сути дела была продолжением тенденций, существовавших во времена Екатерины. В руки помещиков было передано около 600 тыс. государственных крестьян, жестоко подавлялось малейшее проявление недовольства в крестьянской среде. Вместе с тем, желая ослабить социальную напряженность в деревне, Павел попытался внести элемент упорядоченности в отношения крестьян и помещиков. Так, указ о трехдневной барщине рекомендовал помещикам ограничить эксплуатацию крестьян на барской запашке тремя днями в неделю, было запрещено продавать «с молотка» дворовых и безземельных крестьян.

Была предпринята попытка предельно централизовать государственное управление. Значительно выросла роль генерал‑прокурора Сената, повсеместно ограничивалась коллегиальность в управлении.

Укрепить самодержавную власть должен был новый закон о престолонаследии (1797), не допускавший женского правления, которое вносило элемент нестабильности в династические отношения в бурном XVIII в.

Решительно пресекались Павлом все попытки проникновения в Россию европейского свободомыслия. Был запрещен ввоз иностранной литературы, резко отрицательное отношение к революционной Франции проявилось и во внешней политике.

Внешняя политика России в царствование Павла I

В области внешней политики император Павел I продолжил борьбу с Французской революцией, начатую его матерью. Активная завоевательная политика Франции в этот период вызывала растущие опасения европейских держав, которые образовали новую антифранцузскую коалицию (Англия, Россия, Австрия, Турция и Неаполитанское королевство). Основным театром военных действий с участием русских войск в войне 1798‑1799 гг. стали Средиземное море, Италия и Швейцария.

Осенью 1798 г. русский флот под командованием Ф.Ф.Ушакова вошел в Адриатическое море и совместно с турецкой эскадрой начал боевые операции против французских войск на Ионических островах. В феврале 1799 г. русские корабли, высадив десант, взяли считавшиеся неприступными крепостные сооружения о. Корфу и, очистив архипелаг от французов, двинулись к итальянскому побережью.

Десант, высаженный на восточном побережье Апеннинского полуострова, с боями пересек его с востока на запад, освободив от французов Неаполь и Рим.

В 1799 г. русско‑австрийские войска под командованием А.В.Суворова одержали ряд блестящих побед над французскими генералами Макдональдом, Моро, Жубером в Северной Италии. В апреле 1799 г. была одержана победа на р. Адде. в июне – на р. Треббии, в июле была взята Мантуя, в августе французы были разбиты при Нови. Однако успехи Суворова вызывали сильнейшие опасения у австрийцев, которые боялись усиления русского влияния и стремились к установлению своего господства на освобожденных от французов итальянских территориях.

В сентябре 1799 г. русские войска оставили Италию и двинулись в Швейцарию на соединение с русским корпусом генерала А.М.Римского‑Корсакова. Войска Суворова, выбив французов с перевала Сен‑Готард и разбив неприятеля у Чертова моста, вышли в Муттенскую долину. Однако из‑за предательской тактики австрийцев развить успех не удалось. Корпус Римского‑Корсакова был разбит, а войска Суворова были окружены превосходящими силами противника. В ожесточенных боях они сумели пробиться через горные перевалы и вышли из окружения.

Трения в отношениях между союзниками привели в конечном счете к изменению направления во внешней политике России. Новый курс на сближение с Францией привел к англо‑русским осложнениям, что привело к разрыву экономических отношений. В Петербурге рассматривали возможность войны с Англией (предполагалось направить казачьи полки в Индию, балтийский флот готовился к операциям на море).

Однако такое изменение внешнеполитического курса вызвало недовольство в дворянских кругах, заинтересованных в торговле с Англией, что стало одной из причин заговора против Павла I.

Убийство Павла I

Жесткие, доходящие до жестокости методы управления Павла I, созданная им обстановка страха и неуверенности, недовольство высших дворянских кругов (лишенных былой свободы и привилегий), столичного гвардейского офицерства, нестабильность политического курса привели к возникновению заговора против императора. Нити его сошлись в руках петербургского военного губернатора графа П.Д.Палена, контролировавшего ситуацию в столице. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел I был убит заговорщиками в своем новом, только что построенном в Петербурге Михайловском замке. Престол наследовал его сын Александр I.

Внутренняя политика Александра I в 1801‑1812 гг.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрировал стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, несколько ограничив при этом личный произвол монарха. Уроки павловского царствовании и Французской революции, проникновение в Россию просветительской идеологии, осуждавшей деспотиям и феодальные порядки, способствовали распространению в верхах реформаторских воззрений, появлению различных преобразовательных планов, призванных пресечь самовластье царя и злоупотребления помещиков. Новый император Александр I (1777‑1825) в целом разделял эти взгляды. Идеи эпохи Просвещения оказали известное влияние на Александра I. Царь стремился модернизировать социально‑экономические и политические институты (он имел, в частности, программу решения крестьянского вопроса путем постепенной ликвидации крепостного права), надеясь тем самым избавить страну от внутренних потрясений.

Воцарение Александра I ознаменовалось серией мер, отменявших те распоряжения Павла I, которые вызвали недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена «тайная экспедиция» и т.п.

Первые годы правления Александра I характеризовались острой борьбой в верхах вокруг проектов различных реформ социально‑экономического и политического характера. В правящих кругах существовали различные группировки, каждая из которых имела свои рецепты решения стоявших перед страной проблем. «Молодые друзья» императора (П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский), образовав так называемый Негласный комитет, в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию. Сановники екатерининского царствования («екатерининские старики») стремились усилить влияние вельможно‑бюрократических верхов на управление империей. С этой целью они ратовали за расширение функций Сената, в частности – за предоставление ему возможности оказывать воздействие на законодательный процесс. «Екатерининские старики» были противниками каких‑либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками. За более широкие преобразования высказывались участники дворцового переворота, возглавлявшиеся бывшим фаворитом Екатерины II П.А.Зубовым. Они добивались превращения Сената в представительный орган дворянских верхов, наделения его законосовещательными правами чтобы поставить законодательную деятельность царя под контроль высшего дворянства. Эта группировка допускала возможность известного ограничения помещичьей власти над крестьянами, а в перспективе была готова к постепенной ликвидации крепостного права. Наконец) в среде высшей бюрократии имелось немало противников вообще любых перемен. В сохранении существующих порядков они видели самую надежную гарантию общественной стабильности.

Основная масса дворянства была также настроена весьма консервативно. Она стремилась сохранить свои привилегии и прежде всего – безграничную власть помещиков над крестьянами. Затишье, наступившее в деревне после подавления мощной волны крестьянских выступлений 1796‑1797 гг., укрепляло уверенность подавляющего большинства дворянства в незыблемости существующего строя. Широкие слои помещиков негативно относились к любым попыткам ограничить свободу волеизъявления императора. В этой связи реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями правящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещенных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок. Любые действия царя, затрагивавшие помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом.

В этой связи в социально‑экономической области царь смог провести лишь некоторые скромные преобразования, ни в коей мере не затрагивавшие крепостнические порядки и представлявшие собой незначительную уступку зажиточным слоям города и деревни. 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и казенным крестьянам была предоставлена возможность приобретать в собственность ненаселенные земли (ранее владение землей, населенной или ненаселенной, было монопольным правом дворянства). 20 февраля 1803 г. появился указ, в соответствии с которым крепостные крестьяне могли с согласия помещиков выкупаться на волю с землей целыми селениями. Получившие этим путем свободу крестьяне должны были именоваться «свободными хлебопашцами». Число «свободных хлебопашцев» в итоге оказалось очень небольшим. Акт 20 февраля 1803 г. в первую четверть XIX в. был применен в 161 случае и коснулся лишь 47153 крестьян мужского пола. Меры, призванные в той или иной степени ограничить помещичий произвол, затронули лишь Прибалтику. В 1804 г. крестьяне Лифляндии и Эстляндии были объявлены пожизненными и наследственными владельцами своих земельных наделов. При этом устанавливались фиксированные размеры крестьянских повинностей, что не позволяло помещикам повышать их по своему усмотрению.

Лишь на бумаге остались планы преобразований, призванные внести более или менее существенные перемены в систему управления Российской империи. Александр I вынужден был считаться как с приверженностью основной массы дворян принципам самодержавия, так и с тем, что введение элементов представительства (мыслившегося, естественно, как представительство дворянское), при нежелании помещиков поступаться даже частью своих привилегий, затруднило бы проведение в жизнь мероприятий, противоречащих интересам первого сословия империи. В результате дело ограничилось лишь актами, совершенствовавшими организацию бюрократического аппарата. Правда, 8 сентября 1802 г. появился указ о правах Сената, в какой‑то мере учитывавший олигархические настроения «екатерининских стариков». Сенат получил возможность делать царю представления относительно указов в тех случаях, если последние противоречили действующим законам или создавали какие‑либо затруднения. Однако попытка сенаторов в 1803 г. воспользоваться этим правом вызвала негативную реакцию Александра I. В итоге Сенат лишился предоставленной ему (впрочем, чрезвычайно скромной) возможности следить за законностью действий верховной власти. 8 сентября 1802 г. царь подписал Манифест об учреждении министерств. Этот акт в известной степени юридически оформлял наметившийся еще в XVIII в. процесс постепенного вытеснения коллегиальных начал в центральном управлении, введенных Петром I, принципами единоначалия. Усложнение задач, стоявших перед самодержавием, по мере того как общественный прогресс менял жизнь страны, требовало повышения гибкости и оперативности в работе бюрократической машины. Коллежская система управления с ее медлительным делопроизводством не отвечала требованиям времени. Издание этого Манифеста подготавливало почву для замены коллегий министерствами, в которых вся власть сосредоточивалась в руках одного лица – министра, назначавшегося царем и отвечавшего за свои действия только перед монархом. Сами коллегии первоначально не были ликвидированы. Они вошли в состав соответствующих министерств и продолжали заниматься решением текущих вопросов государственного управления.

В начале царствования Александра I были приняты некоторые меры, призванные способствовать развитию просвещения. В 1803 г. вступило в силу положение об устройстве учебных заведений. Кроме того, в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове были основаны университеты, а в Петербурге Педагогический институт, преобразованный впоследствии в Главный педагогический институт, а в 1819 г. – в Университет.

В целом реформы первых лет александровского царствования не внесли сколько‑нибудь крупных перемен в жизнь страны. Начавшаяся в 1805 г. война с Францией вообще временно сняла с повестки дня вопрос о каких бы то ни было преобразованиях.

После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. Преобразовательные планы в этот период были связаны с именем выдающегося государственного деятеля М.М.Сперанского (1772‑1839), одного из ближайших советников Александра I. В 1809 г. М.М.Сперанский составил «Введение к Уложению государственных законов», в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа. В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей, предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План М.М.Сперанского предусматривал образование предстаивтельного органа с законодательными функциями (на манер парламента) в лице Государственной думы. Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права М.М.Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам «среднего состояния» (купечеству, государственным крестьянам и т.п.). Исполнительная власть средоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был являться Сенат. Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.

Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда.

Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде была изложена выдающимся русским историком Н.М.Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811), которая адресовалась Александру I. Рассматривая самодержавие как необходимое условие благополучия страны, Н.М.Карамзин категорически осуждал любые попытки ограничения верховной власти. В конечном счете реализовать свои планы в целом М.М.Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. Правда, в 1810 г. был образован Государственный совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу «Общее учреждение министерств», подготовленное М.М.Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование). Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан – сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь. Попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах.

Внешняя политика России в 1801‑1812 гг.

Дворцовый переворт 11 марта 1801 г. Правел к изменениям и во внешнеполитическом курсе царизма. Александр I сразу же предпринял шаги для урегулирования конфликта с Англией, который вызывал недовольство широких кругов российского дворянства. Он отменил организованный Павлом I поход донских казаков в Индию. В июне 1801 г. между Россией и Англией была заключена морская конвенция, положившая конец конфликту.

Отказ от вражды с Англией не означал, однако, линии на разрыв с Францией. Переговоры с ней продолжались и в октябре 1801 г. завершились подписанием мирного договора и секретной конвенции. На соглашение с Францией пошли и другие участники распавшейся коалиции. В 1802 г. в Амьене был заключен мирный договор между Англией и Францией.

В Восточном вопросе русская дипломатия в первые годы XIX в. проводила весьма осторожную политику, стараясь избегать каких‑либо осложнений в отношениях с Османской империей. Александр I сдерживал активность русских военачальников в Закавказье и не сразу решился осуществить намерение отца, собиравшегося в соответствии с просьбой картлийско‑кахетинского царя Георгия XII присоединить к России Восточную Грузию. Лишь 12 сентября 1802 г. Александр I подписал Манифест о включении Восточной Грузии в состав Российской империи. В результате за Кавказским хребтом Россия приобрела выгодный стратегический плацдарм. Под власть России начали переходить азербайджанские ханства. Это вызвало недовольство в Тегеране и в конечном счете – русско‑персидскую войну, которая началась в 1804 г. и продолжалась до 1813 г. Конфликт закончился победой России. По Гюлистанскому мирному договору территория Северного Азербайджана была присоединена к Российской империи.

Административное устройство

Российская империя в начале $XIX$ в. была крупнейшим европейским государством. Усилиями правителей за $XVIII$ в. страна значительно расширила свои границы. В начале $XIX$ в. с завершением Отечественной войны $ 1812 $ г. устоялась западная граница государства.

К $1861$ г. размеры Российской империи составляли $19.6$ млн. кв. км.

При Николае I была изменена система административно-территориального деления. В результате, в $1850$-е гг. на европейской территории России количество губерний равнялось 51. Губернии Финляндии и Польши имели некоторые привилегии и в целом особое положение. В $1822$ г. Сибирь поделили на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское генерал-губернаторства.

Губернии, в основном, делились на уезды, однако в отдаленных территориях административное деление могло быть другим.

Отметим, что административное деление не всегда равнялось этническому и экономическому.

Замечание 1

В целом, сложившаяся система работала вполне успешно и отвечала своим требованиям, в первую очередь, политической безопасности и стабильности.

Численность населения

Количество проживающего в России населения измеряли с помощью ревизий. Однако по ревизиям можно было вычислить только количество податных душ мужского пола, что, разумеется, было не полной картиной. По ревизии $1795$ г. численность населения была более 37 млн. человек. Последняя ревизия была проведена в $1857$ г., она стала десятой по счету, а население увеличилось до $75$ млн. чел. (учитывая Северный Кавказ, Закавказье, Финляндию и Польшу).

Рост населения объясняется естественным приростом вследствие относительной стабильности в стране в экономическом плане, а также отсутствием серьезных войн и эпидемий губительных болезней.

Преобладание сельского населения определяло аграрный характер экономики страны. Так, в начале XIX в. крестьяне составляли $90$% населения. К середине века доля сельских жителей составляла $84$%.

Городское население было трудно подсчитать, т.к. многие крестьяне занимались отходничеством – в свободный от работы на земле период года уходили в город на заработки, занимая до 20% общей численности жителей городов. В целом, отметим, что в крупных городах количество жителей мужского пола преобладало.

На $1811$ г. в Российской империи насчитывалось $630$ городов и $3$ млн. жителей в них. По всем городам полноправные горожане (т.е. мещане, купцы) составляли около $40$%.

В большинстве своем города были очень маленькими, иногда крупные промышленные села (например, Иваново, Кимры) превышали их по размерам. Быт таких маленьких городов мало отличался от сельского. В России $XIX$ в. только в $5$ городах проживало более $50$ тыс. человек:

  • население Петербурга равнялось $336$ тыс.,
  • в середине века $500$ тыс.,
  • Москвы – $270$ тыс.,
  • а в середине века – $352$ тыс. человек.

Численность городских жителей росла неравномерно, быстрее всего наполнялись южные города, а также города Поволжья. По отношению ко всему населению России доля горожан в начале $XIX$ в. была скромной – менее $5$%.

Социальный состав

Россия оставалась строго разделенной в социальном смысле, существовало множество различных сословий. Как правило, поменять сословие было крайне сложно. $10$% общего количества населения относились к неподатным сословиям, т.е. дворянству, чиновничеству, духовенству, армии. Количество дворян в $1795$ г. равнялось $122$ тыс., а в середине века – уже $462$ тыс. человек. Дворянство никогда не превышало $1$% от всего населения.

Замечание 2

Сложно охарактеризовать этническую принадлежность населения Российской империи, т.к. учитывалась не национальность, а исповедуемая религия. Отметим только, что православные составляли $2/3$ населения России.

План

1.Социально-экономическое развитие России (население и его социальная структура, кризис крепостничества, начало промышленного переворота).

2.Внутренняя политика при Александре I.

3.Внешняя политика России в первой половине XIX века.

4.Внутренняя политика при Николае I.

5.Освободительное движение и общественно-политическая мысль.

5.1. Социально-экономическое развитие России (население и его социальная структура, кризис крепостничества, начало промышленного переворота)

К началу XIX в. Россия представляла собой огромную державу, раскинувшуюся на 17 млн. кв. км. На этой территории в 1795 г. проживало 37,4 млн. человек, а в 1857 г. – 59,3 млн. (без Финляндии и Польши). В 1811 г. городское население насчитывало 2765 тыс. человек, а в 1863 г. – 6105 тыс.; удельный вес городского населения возрос с 6,5% до 8%.

Для России как феодального общества было характерно деление на сословия. Высшим привилегированным сословием являлось дворянство, состоявшее из двух категорий – «дворянства потомственного» и «дворянства личного». К середине XIX в. насчитывалось 887 тыс. дворян обоего пола, из них 610 тыс. потомственных. Привилегированным сословием было и духовенство, освобожденное от всех податей, рекрутской повинности и телесных наказаний. Численность приходского духовенства (без семей) составляла в 1825 г. 102 тыс. человек, а в 1860 г. – 126 тыс. В 1808 г. числилось 447 православных монастырей, в том числе 353 мужских; в них находилось около 5 тыс. монахов и 6 тыс. послушников. В 1860 г. численность монастырей возросла до 614, а монашествующих – до 8579 и послушников – до 13223.

Еще одним привилегированным сословием было купечество, состоявшее из трех гильдий. Оно освобождалось от подушной подати (вместо нее платило гильдейский взнос в размере 1% с капитала) и телесных наказаний, а купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались и от рекрутчины. Численность купцов за 1801–1851 гг. возросла со 125 тыс. до 180 тыс. душ мужского пола.

В 1832 г. была образована новая привилегированная сословная категория – почетные граждане (потомственные и личные), которые освобождались от рекрутчины, телесных наказаний, подушной подати и других повинностей. В категорию почетных граждан попадали ученые, художники, дети личных дворян и духовенства и др.

Основную массу податных сословий составляли государственные, помещичьи и удельные крестьяне. Перед отменой крепостного права помещичьих крестьян насчитывалось 23,1 млн. человек обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписных. Удельный вес крепостных крестьян составлял в конце XVIII в. 45%, а в 1858 г. – 37%. Крепостное право мало чем отличалось от рабства.

Положение государственных крестьян было несколько лучше, чем помещичьих. Их насчитывалось в 1857 г. около 19 млн. человек обоего пола. Удельные (бывшие дворцовые) крестьяне помимо уплаты подушной подати, отбывания рекрутчины и других государственных повинностей, платили оброк в пользу императорской фамилии. С 1800 по 1858 г. численность удельных крестьян возросла с 467 тыс. до 838 тыс. д. м. п.

Другим податным сословием были мещане – лично свободное население городов. В 1811 г. их числилось 703 тыс., а в 1858 г. – 1890 тыс. обоего пола. Существенное место в сословной структуре занимало казачество – военизированная категория населения. Несение военной службы освобождало казачество от рекрутчины, подушной подати и других повинностей. По закону каждой ревизской душе полагался надел в размере 30 десятин. В середине XIX в. существовало 9 казачьих войск. Численность казачества составляла примерно 1,5 млн. человек.

С XVIII в. существовала особая служилая группа населения «разночинцы» – лично свободная, но не принадлежавшая ни к привилегированным, ни к податным сословиям. Разночинцы – это прежде всего интеллигенты, деятели науки, литературы, искусства. К середине XIX в. разночинцев насчитывалось 24 тыс. д. м. п.

Сословный строй постепенно себя изживал. Купечество не контролировало всю торговлю. Купцы 3-й гильдии в больших городах растворились среди торгующих мещан и крестьян, мещанство перемешалось с пришлым крестьянством. Образовывались новые классы – буржуазия и пролетариат. Они формировались не на юридической, а на экономической основе. В рядах буржуазии оказывались дворяне, купцы, разбогатевшие крестьяне и мещане. Среди рабочих преобладали крестьяне и городская беднота.

В первой половине XIX в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной с экстенсивным характером развития земледелия. С 1802 по 1860 г. посевная площадь возросла с 38 до 58 млн. десятин, а валовые сборы хлебов – со 155 до 220 млн. четвертей (в одной четверти от 7 до 10 пудов). Господствующей системой земледелия было трехполье. Животноводство носило преимущественно натуральный характер. Вместе с тем в первой половине века расширяются посевы технических культур, вводятся сложные севообороты, внедряются технически более совершенные орудия и механизмы, растет применение наемного труда, аренда и покупка земли крестьянами.

Помещичьи хозяйства, втягиваясь в товарно-денежные отношения, теряют натуральный характер. Растет удельный вес барщинных крестьян – с 56 до 71%. Однако в крепостном хозяйстве усиливались кризисные явления, что нашло отражение в падении производительности барщинного труда. По мере превращения крестьянского хозяйства в мелкотоварное крестьянин все более тяготился господской работой и саботировал ее. Многие помещики видели негативные стороны подневольного труда, но в условиях узости рынка наемной рабочей силы им было выгодно использовать даровой труд. Средства интенсификации барщины (определение норм выработки, частичная оплата барщинных работ и т.п.) не могли компенсировать растущие потери от падения производительности труда.

Серьезные трудности переживали и оброчные помещичьи имения. Развитие крестьянских промыслов, породившее конкуренцию между ремесленниками, а также рост фабричной промышленности, подорвавшей многие крестьянские промыслы, привели к сокращению заработков крестьян, а следовательно, и доходности помещичьих имений. В этих условиях помещики повышали оброк. Если в конце XVIII в. средняя сумма оброка составляла 7 руб. 50 коп. с души, то к концу 50-х гг. XIX в. она поднялась в нечерноземных губерниях до 17 – 27 руб. В результате с 20-х гг. повсеместно растут недоимки по уплате оброка. Растущие натуральные повинности и государственные подати подрывали возможности воспроизводства в крестьянских хозяйствах, что предопределяло замедленность социально-экономического развития России.

Некоторые помещики в условиях кризиса крепостного хозяйства вводили многопольный севооборот, выписывали сельскохозяйственные машины, удобрения, новые сорта семян, улучшенные породы скота и пр. Но численность таких помещиков не превышала 3-4%, да и они терпели неудачу. Попытка помещиков ввести новую агротехнику при сохранении феодальных основ была бесперспективной, а для крестьян она выливалась в усиление эксплуатации, что обостряло социальные отношения в деревне.

Показателем кризисного состояния помещичьих хозяйств явился рост задолженности имений. Если к началу XIX в. в залоге находилось не более 5% крепостных крестьян, то к 30-м годам – 42%, а к 1859 г. – 65%. Это означало, что числилось заложенными более 7 млн. крестьян. Показателем кризиса было и то, что в конкуренции с хлебом американских фермеров на европейском рынке русский хлеб стремительно сдавал свои позиции.

Отсталость сельского хозяйства, низкая урожайность и производительность труда в имениях и крестьянских хозяйствах требовали большого количества рабочих рук, что препятствовало переливу рабочей силы в промышленность. Это замедляло экономическое развитие страны.

Важнейшей особенностью социально-экономического развития России являлся нарастающий процесс разложения феодально-крепостни­ческой системы. В 30–50-е гг. противоречия между феодальными производственными отношениями и развивающимися производительными силами общества перерастают в кризис феодального способа производства. В недрах крепостнической системы развивались новые капиталистические отношения.

Современная отечественная историография отказывается от бытовавшей ранее трактовки кризиса феодально-крепостнической системы как состояния полного упадка. Наряду с кризисными явлениями, происходившими в помещичьей деревне, наблюдалось заметное развитие производительных сил. Новый капиталистический способ производства формировался, прежде всего, в промышленности. Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистической мануфактуры. Количество предприятий в обрабатывающей промышленности увеличилось с 2094 в 1799 г. до 5261 в 1825 г. и 15338 в 1860 г. Удельный вес наемных рабочих возрос с 1799 г. по 1860 г. с 41 до 82%. Правда, крепостной труд на предприятиях обрабатывающей промышленности возрос в 2,5 раза, а подавляющее большинство вольнонаемных были не свободными пролетариями, а крестьянами, отпущенными на заработки.

Заметным явлением в развитии промышленности стало начало промышленного переворота. В техническом плане он выразился в переходе от мануфактуры к фабрике, в социальном – в формировании классов капиталистического общества: промышленного пролетариата и буржуазии. Большинство историков относит начало промышленного переворота к 30–40-м гг., связывая его с распространением паровых машин, а завершение – к рубежу 80–90-х гг. На рубеже 50–60-х гг. фабрики составляли около 18% от числа крупных промышленных предприятий, на них было занято около 45% всех рабочих (почти 300 тыс. человек).

Крепостническая система тормозила рост производительных сил. Во-первых, при крепостном праве не мог возникнуть свободный рынок наемной рабочей силы. Во-вторых, затягивалось первоначальное накопление капитала и деформировался процесс формирования буржуазии. В-третьих, чрезвычайно низкой была покупательная способность населения, не обладавшего достаточными денежными средствами для развития рыночных отношений.

Итак, в первой половине XIX в. происходило нарастание кризиса крепостнической системы. Конечно, это не означало абсолютного упадка и регресса. В социально-экономической сфере наблюдались и прогрессивные сдвиги, но происходили они не на крепостнической, а на мелкотоварной и капиталистической основе. Возможности дальнейшего прогресса на прежней феодально-крепостнической основе были исчерпаны.

Образование Российской Империи случилось 22 октября 1721 года по старому стилю или 2 ноября. Именно в этот день последний российской царь Петр 1 Великий объявил себя императором российским. Случилось это, как одно из следствий северной войны, после которой сенат просил Петра 1 принять титул Императора страны. Государство получило название «Российская Империя». Ее столицей стал город Санкт-Петербург. За все время столица только на 2 года (с 1728 по 1730 гг.) переносилась в Москву.

Территория Российской Империи

Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, историю которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которых стоит считаться.

Территория Российской Империи составляла 21,8 миллионов км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них сохранили свой статус и по сей день. Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50. Разумеется сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье. Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были:

  1. Санкт-Петербург.
  2. Москва.
  3. Варшава.
  4. Одесса.
  5. Лодзь.
  6. Рига.
  7. Киев.
  8. Харьков.
  9. Тифлис.
  10. Ташкент.

История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество судьбоносных моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично. Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе, - Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов. Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.

Карта

Представляем карту Российской Империи, кратко историю которой мы рассматриваем, на которой представлена европейская часть страны со всеми изменениями, которые происходили в плане территорий за годы существования государства.


Население

Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.

Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:

  • Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
  • Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
  • Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
  • Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).

По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территория Польши, которые после ее распада отошли России.

Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Неслучайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня любители царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).


К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.

Политический строй

Российская Империя была самодержавной по форме своего правления, где вся полнота власти сосредотачивалась в руках 1 человека – императора, которого часто называли, на старый манер, царем. Петр 1 закладывал в законы России именно безграничную власть монарха, что и обеспечивало самодержавие. Одновременно с государством самодержец фактически управлял и церковью.

Важный момент – после правления Павла 1 самодержавие в России уже нельзя было назвать абсолютным. Случилось это по причине того, что Павел 1 издал указ, по которому отменялась система передачи трона, установленная Петром 1. Петр Алексеевич Романов, напомню, постановил – правитель сам определяет своего приемника. Часть историков сегодня говорит о негативе этого документа, но именно в этом и выражается суть самодержавия – правитель принимает все решения, в том числе и о своем преемнике. После Павла 1 вернулась система, при которой сын наследует престол за отцом.

Правители страны

Ниже приведен список всех правителей Российской Империи за период ее существования (1721-1917).

Правители российской империи

Император

Годы правления

Петр 1 1721-1725
Екатерина 1 1725-1727
Петр 2 1727-1730
Анна Иоанновна 1730-1740
Иван 6 1740-1741
Елизавета 1 1741-1762
Петр 3 1762
Екатерина 2 1762-1796
Павел 1 1796-1801
Александр 1 1801-1825
Николай 1 1825-1855
Александр 2 1855-1881
Александр 3 1881-1894
Николай 2 1894-1917

Все правители были из династии Романовых, и после свержения Николая 2 и убийства большевиками его самого и его семьи, династия прервалась, и Российская Империя прекратила свое существование, изменив форму государственности на СССР.

Основные даты

За время своего существования, а это практически 200 лет, Российская Империя пережила множество важных моментов и событий, которые оказали свое влияние на государство и народ.

  • 1722 – Табель о рангах
  • 1799 – Заграничные походы Суворова в Италию и Швейцарию
  • 1809 – Присоединение Финляндии
  • 1812 – Отечественная война
  • 1817-1864 – Кавказская война
  • 1825 (14 декабря) – восстание декабристов
  • 1867 – Продажа Аляски
  • 1881 (1 марта) убийство Александра 2
  • 1905 (9 января) – Кровавое воскресенье
  • 1914-1918 – Первая мировая война
  • 1917 – февральская и октябрьская революции

Завершение Империи

История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным. Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2. Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный. Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины. Главная из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней. На смену Российской Империи пришел новый тип государственного устройства страны – СССР.

Социально-экономическое положение Российской империи в первой половине XIX в. XIX век начался и прошел под знаком Великой Французской революции (1789 - 1794 гг.) Это событие мирового значения, ибо оно знаменовало переход в Европе и северной Америке к индустриальной цивилизации. Ее определяющей чертой явился технологический переворот, создавший возможности для наращивания темпов развития производства. В политической сфере революция породила парламентскую республику, что привело к расширению гражданских прав. В социальной сфере в результате классообразующих процессов обостряется борьба пролетариата, развернулись социальные революции (Германия, Италия, Франция, Англия). Происходит теоретическое оформление социалистического учения.

Александр I был воспитан своей бабкой Екатериной II. Она стремилась подготовить, сделать из него, если не идеального человека, то идеального государя. «Александр получил блестящее для того времени образование. Но он был сложной и противоречивой натурой. В начале царствования он слыл либералом, искал пути решительного реформирования российской действительности, а закончил жизненный путь с репутацией гонителя либеральных идей, религиозного мистика»1 1 . Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 2003. С. 36..

Для проведения реформ был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований стал Негласный комитет, в который вошли воспитанные на передовых идеях XVIII в. молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, польский князь Адам Чартбрыйский, граф Новосильцев Н.Н. Наиболее либеральной, хотя и противоречивой, была попытка правительства в области образования. Были созданы университеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. Открыты университеты в Дерпте и Вильно. В 1804 г. было открыто московское коммерческое училище, которое положило начало специальному экономическому образованию. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей, первый выпуск которого прославил А. С. Пушкин. Начался широкий ввоз иностранных книг, впервые были переведены и изданы труды Адама Смита. Основное внимание было уделено реформированию системы государственного управления. Исключительную роль в разработке этих реформ сыграл статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский. Сын бедного сельского священника, он сделал головокружительную карьеру и стал ближайшим советником императора. Великий труженик М. М Сперанский достиг энциклопедических знаний постоянным самообразованием. Он подготовил документ «Введение к уложению государственных законов». В результате в 1802 г. был учрежден Кабинет министров под управлением самого императора. Министерства заменили устаревшие коллегии, утвердилось единоначалие. Был реформирован Сенат, ставший высшим судебным органом, надзирающий за соблюдением законности в империи. В 1910 г. по инициативе Сперанского был создан Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Проекты Сперанского могли бы способствовать началу конституционного процесса в России, но они были реализованы лишь через сто лет - созыв Государственной думы, например.

Были сделаны некоторые шаги по реформированию почвенного уклада, изменению бедственного положения крепостных крестьян. Ограничили продажу крестьян, их нельзя было продавать «в розницу», то есть без семьи. Государственных крестьян запрещалось передавать в частные руки. Указ «О вольных хлебопашцах» предусматривал выход крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком. Но освободилось к 1825 г. менее 0,5% крепостных. В 1801 - 1805 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике, крестьяне получили личную свободу, но не получили земли. Но даже все эти скромные меры встретили мощное сопротивление консервативных сил, дворянства. Идеологом консерватизма стал Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», он настаивал на незыблемости самодержавия и крепостничества. В практической жизни консервативные тенденции особенно быстро проявились в «аракчеевщине». Граф А.А. Аракчеев проводил политику, нацеленную на упрочение абсолютизма и ужесточение крепостного права. Наиболее ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания.

«Таким образом, к концу XVIII в. в России складывается внутренний рынок; все активнее становится внешняя торговля. Крепостное хозяйство, втягиваясь в рыночные отношения, видоизменяется»1 1 История России. С начала XVIII до конца XIX в., отв. ред. А. Н. Сахаров, М.: Изд. АСТ, 2004. С. 296.. До тех пор пока оно носило натуральный характер, потребности помещиков были ограничены тем, что производилось на их полях, огородах, скотных дворах и т.п. Эксплуатация крестьян имела четко обозначенные пределы. Когда же появилась реальная возможность превратить производимую продукцию в товар и получить деньги, потребности поместного дворянства начинают неудержимо расти. Помещики перестраивают свое хозяйство так, чтобы максимально повысить его продуктивность традиционными, крепостническими методами. В черноземных районах, дававших прекрасные урожаи, усиление эксплуатации выразилось в расширении барской запашки за счет крестьянских наделов и увеличении барщины. Но это в корне подрывало крестьянское хозяйство. Ведь крестьянин обрабатывал помещичью землю, используя свой инвентарь и свою скотину, да и сам он представлял ценность как работник постольку, поскольку был сыт, силен, здоров. Упадок его хозяйства бил и по хозяйству помещичьему. В результате после заметного подъема на рубеже XVIII -- XIX вв. помещичье хозяйство постепенно попадает в полосу безысходного застоя. В нечерноземном регионе продукция поместий приносила все меньшую прибыль. Поэтому помещики склонны были сворачивать свое хозяйство. Усиление же эксплуатации крестьян выражалось здесь в постоянном повышении денежного оброка. Причем нередко это оброк устанавливался выше реальной доходности земли, отведенной крестьянину в пользование: помещик рассчитывал на заработки своих крепостных за счет промыслов, отходничества -- работы на фабриках, мануфактурах, в различных сферах городского хозяйства. Расчеты эти были вполне оправданы: в этом регионе в первой половине XIX в. растут города, складывается фабричное производство нового типа, которое широко применяет вольнонаемную рабочую силу. Но попытки крепостников использовать эти условия для того, чтобы повысить доходность хозяйства, приводили к его саморазрушению: увеличивая денежный оброк, помещики неизбежно отрыва ли крестьян от земли, превращая их отчасти в ремесленников, отчасти вольнонаемных рабочих. В еще более трудном положении оказалось промышленное производство России. В это время определяющую роль играла унаследованная от XVIII в. промышленность старого, крепостного типа. Однако у нее не было стимулов для технического прогресса: количество и качество продукции регламентировались сверху; установленному объему производства строго соответствовало число приписанных крестьян. «Крепостная промышленность была обречена на застой. В то же время в России появляются предприятия иного типа: не связанные с государством, они работают на рынок, используют вольнонаемный труд»1 1 Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.М.,2006. С. 57.. Подобные предприятия возникают прежде всего в легкой промышленности, продукция которой уже имеет массового покупателя. Их владельцами становятся разбогатевшие крестьяне-промысловики; а работают здесь крестьяне-отходники. За этим производством было будущее, но господство крепостной системы стеснило его. Владельцы промышленных предприятий обычно сами находились в крепостной зависимости и вынуждены были значительную часть доходов в виде оброка отдавать хозяевам-помещикам; рабочие юридически и по сути своей оставались крестьянами, стремившимися, заработав на оброк, вернуться в деревню. «Рост производства затруднялся и относительно узким рынком сбыта, расширение которого, в свою очередь, было ограничено крепостным cтроем. Т.е., в первой половине XIX в. традиционная система экономики явно тормозила развитие производства и препятствовала становлению в ней новых отношений. Крепостное право превращалось в препятствие на пути нормального развития страны».

Государственный строй России в первой половине XIX в. «Воцарение сына Павла I было встречено населением столицы с ликованием. В манифесте, спешно отпечатанном уже 12 марта 1801 года, Александр I объявил, что будет управлять «богом врученным» ему народом «по законам и по сердцу августейшей бабки нашей», тем самым подчеркнув свою приверженность политическому курсу Екатерины II»2 2 . Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 2003. С. 38.. Он и начал с того, что восстановил отмененные Павлом «Жалованные грамоты» дворянству и городам, дворянские выборные короративные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амнистию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носит круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Была объявлена свобода торговли, разрешены частные типографии, упразднена вселявшая страх Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой. Опустела петербургская Бастилия - Петропавловская крепость.

Эти первые распоряжения порождали надежды на дальнейшие перемены. И они последовали. Необходимо было реформировать систему государственного управления - прежняя уже не отвечала требованиям времени. Собиравшийся при Екатерине II время от времени Государственный совет стал постоянным («Непременным»); он рассматривался как орган с законосовещательными функциями при императоре. В совет входили представители высшей титулованной знати (12 человек). С первых же дней своего существования «Непременный» совет приобрел такое значение, что его позиция в значительной степени предопределило окончательное решение императора по наиболее важным вопросам внутренний и внешней политики.

Дальнейшие преобразования были связаны с деятельностью М.М. Сперанского, сына сельского священника, благодаря исключительным способностям сделавшего головокружительную карьеру. При Павле он служил в канцелярии генерал - прокурора, а затем оказался на должности статс-секретаря в «Непременном» совете. Именно этому человеку, «одаренному талантом бюрократа и блестящим умом … твердым, как лед, но и как лед холодным» (В.О. Ключевский), Александр I поручает разработать реформу, которая должна была в значительной степени изменить государственный строй в стране. К октябрю1809 г. Сперанский уже представил проект царю. В нем, по существу, речь шла об ограничении самодержавия и о введении в стране конституционной монархии. В основу реформы автор проекта предлагал положить принцип разделения властей: законодательную власть он считал необходимым сконцентрировать в новом органе - Государственной Думе, судебную - в Сенате, а исполнительную - в министерствах, возникших в России еще в 1802 г. Ни один закон не мог быть создан без предварительного одобрения его выборным органом - Государственной думой. Министров назначал царь, но они оказывались ответственными перед Думой. Предусматривалось стройная система выборных дум: Государственная, губернская, окружные, волостные. Членов Сената полагалось выбирать губернским думам. Политическими правами наделялись все, кроме «народа рабочего» («поместных крестьян, мастеровых, их работников и домашних слуг»). Связывающим звеном между императором и тремя ветвями власти должен быть Государственный совет - вершина новой государственной системы.

Александр I признал проект «удовлетворительным и полезным», но реализован он не был. Дело свелось к учреждению в 1810 г. Государственного совета - законосовещательного органа при императоре, занявшего место «Непременного» совета.

«В 1811 г. получило силу закона подготовленное Сперанским «Общее учреждение министерств», завершившее реформу, начатую в 1802 г., когда коллегии были заменены новой, европейской формой высшей исполнительной власти - министерствами. Дела по каждому министерству решались единолично министром, назначаемым императором и ответственным только перед ним»1 1 Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 2000. С. 201.. Если в 1802 году структура и функции министерства не были четко определены, то «Общее учреждение» устанавливало единообразия организации и делопроизводства министерств, регламентировало взаимоотношение министерств с другими органами власти. Министры объединялись в Комитет министров. Его организационные основы окончательно были определены в 1812 г. В состав комитета вошли также представители департаментов Государственного совета, а председатель государственного совета стал одновременно председателем Комитета министров. Согласно закону 1812 г., Комитету министров полагалось рассматривать дела, по которым «необходимо общее соображение и содействие» и в разрешении которых министр «встретил сомнение», включая дела, превышающие пределы его власти. Однако на практике комитет выполнял и судебные функции, и обсуждал законопроекты, которые император утверждал, не передавая их на дополнительное рассмотрение в Государственный совет. Комитет министров мог отменить решения Сената, который также в начале XIX в. претерпел реорганизацию. Он был разделен на девять департаментов (к середине XIX в. их число выросло до 12), полусамостоятельных, скрепленных главенством генерал-прокурора (с 1802 г. эту должность стал занимать министр юстиции).

Решения Сената по судебным делам нередко оказывались неокончательными: если при обсуждении дел в департаментах и общих собраниях сенатов возникали разногласия (а такие ситуации случались часто), окончательный приговор выносил император, а в последствии - Государственный совет. М.М. Сперанский предлагал принять закон о признании решений Совета окончательным; к этому времени он подготовил проект нового преобразования Сената. Речь шла о разделении Сената на два - правительствующий и судебный. Состав последнего должен был по замыслу реформатора, частью назначаться императором, частью избираться дворянством. Однако это предложение не пробрело силу закона. Вскоре последовала отставка Сперанского и ссылка его в Нижний Новгород. Причины «падения» реформатора трактовались и трактуются по-разному. Говорят об интригах сановников, которые видели в Сперанском выскочку (В.О. Ключевский); указывают на чрезмерную активность самого Сперанского (в записках к императору и личных беседах. Он обнаруживал такую обширную осведомленность о разных обстоятельствах внутренней и внешней политической жизни России, что у Александра зародилось сомнение в том, кто же действительно правит империей (В.А. Токсинов) и на отказ царя от профранцузской политики, сторонником которой являлся М.М. Сперанский, и причастность его к масонству (М.Н. Покровский).

«Но удаление Сперанского не означало отказа Александра I от либерального курса своей политики. В 1815 г. он даровал конституцию «царству Польскому». Это рассматривалось как первый шаг к дарованию конституционного устройства самой России. Проект Российской конституции было поручено составить императорскому комиссару при польском правительстве Николаю Новосильцеву»1 1 . Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 2003. С 76.. Составленный им проект («Уставная грамота») предусматривал создание парламента, без одобрения которого монарх не мог издавать законы, предоставление свободы всем российским подданным, кроме крепостных, и федеративное устройство государства.

Но этот проект, созданный в тайне, так и не был обнародован. Более того, к началу 20-х гг. XIX в. Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере и становиться на путь возврата к бесперспективной практике частных изменений и подновлений существующей системы. Причиной такой перемены Ключевский считает то, что Александра напугали военные революции в Италии и Испании, призрак которых он увидел в выступлении лейб-гвардии Семеновского полка в 1820 г. Покровский указывает, что, как только исчезла необходимость игры в либерализм, император тут же свергнул все либеральные начинания, обнаружив тем самым свои истинные настроения. Близкую точку зрения занимает С.Б. Окунь. Ряд историков (Н.Я. Эльдман, С.В. Мироненко) высказали мнение, что отказ от преобразований произошел в силу мнимой или истиной узости социальной опоры для них и боязни Александра I войти в конфликт с основной массой дворянства.

По оценке большинства исследователей, направление деятельности Николая I, сменившего своего брата на престоле и подавившего декабристское восстание, прямо продолжало консервативный курс конца александровского царствования.

Своей задачей Николай I поставил сохранение самодержавного строя.

Ключевым органов в государственной структуре становится Собственная его величества канцелярия. Значительно увеличивается численность чиновников канцелярии, учреждается несколько его отделений. По структуре и функциям эти отделения фактически были министерствами, но пользовались гораздо большим влиянием и контролировали деятельность соответствующих министерств, оставаясь при этом органами личной власти императора.

«Одним из важнейших являлось III отделение канцелярии - орган политического сыска и следствия, созданный по записке генерала А.Х. Бенкендорфа, бывшего члена масонской ложи, приятеля декабристов, подавшего на них донос Александру I; в 1826 г. начальник отделения стал одновременно шефом специально сформированного корпуса жандармов»1 1 История России. С начала XVIII до конца XIX в., отв. ред. А. Н. Сахаров, М.: Изд. АСТ, 2004. С.295.. На этот пост правительство назначило наиболее преданных ему людей. Первым его занимал Бенкендорф; в 1844 г. его сменил граф А.Ф. Орлов; последнего в 1856 г. сменил князь В.А. Долгоруков. Страна была разделена на несколько жандармских округов, во главе которых находились генералы, имеющие в распоряжении обширный штат подчиненных. Задачи III отделения и корпуса жандармов были многообразны: они осуществляли сыск и следствие по политическим делам, наблюдали за литературой, ведали расколом и сектантством; следили за иностранцами, приехавшими в Россию, занимались крупнейшими должностными и уголовными преступлениями, изучали положение крестьян и причины преступления, изучали положение крестьян и причины крестьянских волнений, ведали цензурой и прочее. Фактически III отделение охватывало все стороны жизни.

Предпринимались попытки поставить под жесткий контроль верховной власти местную администрацию в лице губернаторов. «Центральная бюрократия неимоверно разрасталась. К работе по кодификации законодательства император решил привлечь Сперанского, который в 1821 г. возвратился в столицу. Работа эта была сосредоточена во II отделении императорской канцелярии, начальником которого Николай назначил профессора Петербургского университета М.А. Балугьянского. Фактически отделением руководил М. М. Сперанский»1 1 Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 2000. С. 211.. Николай I включил Сперанского в состав Секретного комитета, образованного 6 декабря 1826 года для подготовки реформ в государственном управлении. Комитет разработал ряд проектов, но в большинстве своем они остались на бумаге. Некоторые частные изменения касались системы местного управления.