Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину.

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитной доски.

Основные задачи:

● Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

● Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

● Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, выстраивание плана рассказа по картинкам; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование: Магнитная доска, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида), дом, блюдце с молоком.

Предварительная работа:

● Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.

● Изучение лексической темы «Дикие животные».

● Рисование, ручной труд по теме «Еж».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Ход занятия

Ребята посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

У нас с вами сегодня будет не обычное занятие, мы с вами отправимся в лес. А какое сейчас время года, а кокой месяц? А как мы с вами можем добраться до леса? (машиной, поездом, и т. д.) . Так давайте будем добираться кто на чем хочет. (Музыкальное сопровождение.)

Приезжаем в лес и находим конверт с заданием от ежа. Дети я нашла под деревом письмо, а от кого оно мы узнаем отгадав загадку

1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно - логического мышления.

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж) правильно от ежа.

Давайте скорей читать письмо, что же еж нам пишет. Дорогие ребята меня из леса забрали ребятишки, помогите мне попасть домой в лес. Я очень хочу домой. Как только вы про меня составите рассказ с хорошим окончанием для меня я сразу вернусь в лес. Спасибо ребята я буду очень ждать.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание (рисунок или игрушка).

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)

Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог выставляет картинки на

магнитной доске.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

● Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)

● Кого они нашли? (Они нашли ежа)

● Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)

● Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)

● Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)

● Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

● Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

5. Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдем (Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

И братишке отнесем. (Шагают друг за другом в обратную сторону.)

6. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.

● Как надо говорить правильно?

● Дети нашли (кого?) …(ежа)

● Подошли (к кому?)…(к ежу)

● Напоили его (чем?)… (молоком)

● Ежик напился (чего?)… (молока)

● Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

8. Составление картинного плана содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.

Посмотрите на эти необычные картинки. Давайте их рассмотрим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает картинки по порядку на могнитной доск.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой на картинки. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Расскажите историю про ежа. Картинки вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком. Ежик появляется и благодарит детей и дарит им свои портеты.

Что мы сегодня с вами делали? Чем занимались? Чему вы сегодня научились? Что запомнили? (ответы детей)

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.


Цель: Формирование навыков пересказа рассказа Е. Чарушина «Еж»

Задачи:

Образовательные:

1.Учить детей осмысленному воспроизведению литературного текста в устной речи.

2. Способствовать формированию умения целостного и эмоционального восприятия произведений с природоведческим содержанием.

3. Формировать умение описывать предметы и явления.

4. Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей.

Развивающие:

    Развивать связную речь, внимание, память.

    Способствовать развитию навыков выразительной речи.

    Развивать эстетическое восприятие и чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к природе; культуре поведения во время пересказа.

    Воспитывать внимание к собственной речи, красоте звучащего слова.

Оборудование: игрушка еж, предметные картинки, индивидуальный набор прищепок, шаблоны ежа.

Методические приёмы: отгадывание загадки, рассматривание сюжетных картинок, чтение произведения, беседа, пересказ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»; изучение лексической темы «Дикие животные», рисование, ручной труд по теме «Еж».

Ход занятия

    Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, за окном ярко светит солнышко, давайте подарим, друг другу улыбки, и пожелаем успехов в овладении знаниями.

    Вводная часть

Сегодня на занятие я пригласила не совсем обычного гостя. Послушайте, что он рассказывает о себе, и догадайтесь, кто это?

Не сосна я и не елка, хоть имею я иголки.

Летом яблоки люблю, а зимою крепко сплю.

Когда сильно испугаюсь, то в клубочек превращаюсь.

Кто же пришел к нам на занятие? (еж)

(рассматривание игрушки)

Зачем у ежа на спине иголки? (защита)

Как еж спасается от врагов? (сворачивается шариком)

Что ест ёж? (яблоки, грибы, мышей, червяков, жуков, молоко)

Если дотронешься до ежа, то можно больно уколоться. А чем ещё можно уколоться? (колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой)

(рассматривание предметных картинок)

Ребята, а кто слышал, как фыркает еж?

Давайте поприветствуем нашего гостя ежа, дружным фырканьем:

(дети выполняют речевую разминку)

ф-ф-ф

уф-уф-уф

ыф-ыф-ыф

афи-афи-афи

уфи-уфи-уфи

Молодцы! Еж очень доволен вашим приветствием.

    Первичное чтение произведения

Послушайте рассказ, который написал Е.Чарушин. Он называется «Еж».

«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал»

    Беседа по содержанию прочитанного произведения

Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

Где сидел еж? (Еж сидел под кустом.)

Что сделал еж со страху? (Еж со страху шариком свернулся.)

Куда ребята принесли ежа? (Ребята принесли ежа домой.)

Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)

Что ему дали? (Дали ему молока.)

Что сделал ежик, когда попил молоко? (Ежик обратно в лес к себе удрал.)

Что значит, «удрал»? (убежал очень быстро)

    Физкультминутка

Маленький колючий ёж,

До чего же он хорош.

Что ж ты, ёж, такой колючий?

Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щёлк-щёлк,

А зайчонок - скок-скок,

А лосёнок - брык-брык,

А рысёнок - прыг-прыг,

И бельчонок - прыг-прыг.

Молодцы! Продолжаем занятие.

    Повторное чтение рассказа с установкой на последующий пересказ

Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ. Прошу вас быть очень внимательными, потому что после моего чтения, рассказ о еже нужно будет пересказать.

    Пересказ текста детьми

Давайте нашему гостю ежу перескажем рассказ Е. Чарушина «Еж».

(дети составляют по одному предложению, затем 2-3 ребенка пересказывают текст полностью)

    Заключительная часть занятия

Развитие мелкой моторики

Ребята, чтобы наш гость еж не заскучал, давайте с помощью шаблона и прищепок выполним поделку «Ёж».

(дети с помощью прищепок делают «иголки» для «ежа»)

Молодцы, у вас получились очень симпатичные ежата.

Расскажите о своем еже: какой он, чем питается, где живет?

Спасибо! Я, думаю, наш гость обязательно подружится с вашими ежатами.

    Итог

Ребята, что сегодня на занятии вы учились делать?

Какое произведение вы учились пересказывать?

Спасибо за отличную работу! Занятие окончено. До свидания!

Бражникова Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Отрадо-Ольгинское
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина "Еж"
Дата публикации: 10.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект

открытого занятия по развитию

речи в средней группе.

Пересказ рассказа Е. Чарушина

«Еж»

Воспитатель: Бражникова Т.С..

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней

группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием

графических схем.

Задачи:

Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в

короткий рассказ из 4-5 предложений.

Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.

Образовательная область : Развитие речи.

Планируемый результат : Пересказ детьми короткого рассказа с использованием

графических схем.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание

картинок (слайдов); рассматривание колющих предметов, графических схем;

выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми;

грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы:

свернулся, развернулся, удрал.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая

зоология»;

Беседа с детьми о диких животных;

Разучивание физкультминутки.

Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, презентация

к рассказу, раскраски.

Оборудование: ИКТ, доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами,

иголки в игольнице, булавки, кактус).

Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Воспитатель предлагает встать детям полукругом.

Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Все гости

приветливо нам улыбаются, подарим и мы гостям свои улыбки.

А теперь улыбнитесь друг другу.

Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.

Доброго утра! Доброго утра! Всем хочу сказать вам я!

Вот вы все и улыбнулись.

Спасибо, говорю вам я!

Проходите, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

2.- Ребята, подскажите, а вы умеете говорить ласковые слова?

Проводится словесное упражнение «Назови себя по имени ласково»

Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа.

Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.

Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

Воспитатель «находит» коробку.

Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

Вот коробка и открылась (достаёт ежа).

Кто же спрятался в этой коробке?

Посмотрите, какой он?

Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)

Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)

Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)(слайд 3)

Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

Проводится дидактическая игра «Найди опасный предмет»

Чем эти предметы схожи с ежом?

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о

Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин. (слайд 4)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите,

каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (Слайд 5)

Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)

Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)

Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9)

Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. (Слайд 11).

4. Словарная работа.

Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи . Дети отвечают полным

предложением.

Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой

Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

6. Физкультминутка.

Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок,

становитесь все в кружок. (Дима с ежом в середине)

Музыкальная игра

«Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать - топ, топ, топ.

Не умел он прыгать - прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал - шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили - да-да-да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп, хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать - шмыг, шмыг, шмыг

Проводится упражнение с мячом «Закончи предложение». Согласование

существительных в косвенных падежах.

Давайте с вами поучимся правильно говорить.

Дети нашли (кого) (ежа)

Подошли (к кому (к ежу)

Напоили его (чем… (молоком)

Ежик напился (чего… (молока)

Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Согласование существительных в косвенных падежах.

Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся еж и начал есть (молоко).

А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

9. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно - логического

мышления, диалогической речи.

Ребята, давайте подойдем с вами к столу.

Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.

Посмотрите на эти необычные картинки.

Это схемы к рассказу «Ёж». - Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все

Дети под руководством воспитателя выстраивают мнемосхему - план рассказа.

Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной

речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что

разложили по порядку. Принимают участие все дети по цепочке.

Кто хочет рассказать историю целиком?

Один – два ребенка повторяют рассказ целиком.

11. Рефлексия.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ,

сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

Кто напомнит, как называется рассказ?

А кто написал этот рассказ?

Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Воспитатель достает из коробки раскраски.

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Дети прощаются с гостями.

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Цели урока :

  • Образовательная : знакомство с творчеством Е.Чарушина, выработка качеств чтения;
  • Коррекционная : коррекция внимания, памяти, мыслительной деятельности, связной речи, уточнение и расширение словарного запаса, кругозора; развитие дыхания и артикуляционного аппарата;
  • Воспитательная : воспитание читательского интереса, заботливого отношения к животным, правил поведения в природе.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, портрет Чарушина.

Раздаточный материал: картинка «запутанные предметы», цветной карандаш.

План урока .

1. Артикуляционная гимнастика

Фонетическое пение (видео).
Работа над скороговоркой. (Презентация : слайд 1).

У барана рога
Кручены - перекручены,
Верчены - переверчены.

2. Введение в тему. Коррекционные задания

Обобщение. 4 «лишний». (Презентация: слайд 2).

Посмотрите на картинку. Назовите одним словом - кто это?

Назовите животных на картинке. Каких ещё знаете животных?

Кто лишний? Почему?
(Учитель закрывает картинку с животными).
- Вспомните и назовите животных, которые были на картинке.

Упражнение на внимание. (Презентация: слайд 3).

- Посмотрите на картинку. Узнайте животных по фрагменту.

Назовите детёнышей этих животных. (Презентация: слайд 4).

3. Проверка домашнего задания

(Здоровьесберегающие технологии - дети встают за конторки).

Беседа. Чтение стихотворения.

О каком животном мы вчера читали?
- Как называется стихотворение? Кто автор стихотворения? (Презентация: слайд 5).
- Какое правило в слове «со бака»?

(Проверка домашнего чтения).

Ответы на вопросы, выборочное чтение.
- Найдите в стихотворении описание внешнего вида собаки.
- С кем сравнивает автор большую рыжую собаку?
- Что значит «пожилая» собака?
- Найдите строки в стихотворении, как себя ведёт пожилая собака?
- Что снится собаке?
- Как вела себя собака, когда была маленьким щенком?
- Прочитайте и дополните предложения: (Презентация: слайд 6).

Из чашки пьёт …
Её с утра берёт …

Прочитайте предложения и найдите ошибки:

Она собака молодая (пожилая).
Опять ты лаешь на котят (грачат).

Чтение по ролям отрывка стихотворения.

(Чтение 3-4 части стихотворения по ролям).

4. Физпауза «Упражнения для ног на резиновых ковриках», «Гимнастика для глаз».

5. Изучение нового материала

Загадка. Картинка «Запутанные предметы»

Прочитайте загадку. (Презентация: слайд 7).
На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(Учитель вслух читает загадку).

Кто это?
- На картинке «запутанные предметы» найдите ежа и обведите его силуэт.
(Презентация: слайд 8).

Беседа. (Презентация: слайд 9).

Где живёт ёж?
- Опишите ежа. Какой он? Какие у него ножки?
- Чем питается ёж?
- Как ёж спасается от врагов?

Просмотр презентации про ежа. (Презентация: слайд 10-17).
Сообщение темы урока. (Презентация: слайд 18).

Сегодня мы читаем рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Ёж».
- Евгений Иванович Чарушин - детский писатель, художник. Он писал рассказы о животных и иллюстрировал свои рассказы.


Словарная работа. (Презентация: слайд 19).

Прочитаем слова.
- Что значит «зазевались»?
- Зазевались - загляделись по сторонам, забыли.
(Здоровьесберегающие технологии - дети встают за конторки).

Первичное чтение учителем.

О ком этот рассказ?
- Что сделали дети?
- Можно ли приносить диких животных из леса домой?

Самостоятельное чтение.

Прочитайте самостоятельно текст. Ответьте на 1, 2 вопрос после текста.

Чтение рассказа вслух. (Чередование по «цепочке»).
Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

Почему дети не могли взять ежа в руки? Найдите в тексте эти предложения.
- Как ребятам удалось взять ежа? Найдите в тексте эти предложения.
- Прочитайте 3 вопрос. Ответьте на него.
- Что дети дали ежу?
- Почему он не стал сразу есть?
- Прочитайте 5 вопрос. Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Повторное чтение. (Работа в парах). (Презентация: слайд 20).

Сейчас вы прочитаете текст ещё раз. Вам надо найти отрывок, что делал ёж после того, как пролежал целый час.
- Проверяем. Какой отрывок? Прочитайте.

Работа над пересказом.

Подготовим пересказ данного отрывка.

4. Обобщение

Какой рассказ читали на уроке?
- Кто автор рассказа?
- Чему учит нас рассказ?
- Что нового узнали на уроке?
- Можно ли приносить домой из леса животных?
- Что запомнилось? Что понравилось?

5. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание

Цель и задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Ребятам о зверятах»;
  • создать условия для осмысления произведения писателя, для развития познавательной активности, творческого воображения, обеспечить межпредметные связи;
  • в процессе диалога обратиться к пониманию себя, к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме, принятию решения и выбору личной позиции;
  • развитие личностной и образовательной компетентности, готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
  • создать такое настроение и такую цепочку вопросов, которые помогут зазвучать детскому голосу, оживят творчество и воображение детей, вызовут высокие и добрые чувства;
  • содействовать умению общаться между собой, воспитанию гражданственности и любви к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У: Прозвенел звонок. Начинается урок. Урок литературного чтения.

У: Продолжи пословицу (дети читают начало пословицы и продолжают ее)
У: Так зачем же нам надо читать?… (Ответы детей )

Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос. (читает ученик )

II. Актуализация знаний

У: Кто это? Назовите этих писателей. (Сладков Н.И. Бианки В.В. Чарушин Е.И.)
У. Что обьединяет этих писателей? (Они пишут о природе)
У. Сформулируйте тему урока. РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ.
– Давайте вспомним произведения этих писателей.

Сладков Н.И.
– Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы детей)

«Кто как спит?».
– Что интересного вы узнали из этого рассказа? (ответы детей)

«Волк и сова».
Какая главная мысль? (Ответы детей)

Бианки В.В. Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы детей)

«Заяц и черепаха »

У: Какие главные слова вы запомнили? (Ответы детей)

«Мышонок и лис». (Инсценировка, подготовленная группой детей)

У: Сделайте предположение. Кто из писателей так сказал о себе: «БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ЛЮБЛЮ ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВОТНЫХ»? (Ответы детей)

У: Правильно. Это Чарушин Е.И. Ведь он не только писатель, но и художник.
Значит, он сам рисует иллюстрации к своим произведениям.
Сегодня на уроке мы будем читать произведение Е.И. Чарушина. А о ком?
Отгадайте загадки.

Группа детей загадывают заранее подготовленные загадки.

На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок
Нет ни головы ни ног.

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.

Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И, хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.

У. А моя загадка такая.. Первая буква начинает слово ёлка, а вторая стоит в алфавите перед буквой «з».
– О ком пойдет речь? (Ответы детей)

– Что вы знаете о нем? (Ответы детей )

Тема урока: ЧАРУШИН Е.И. «ЁЖ »

Подготовительная работа

Разминка

1. Скороговорка. Ежик, ежик – чудачок. Сшил колючий пиджачок. (Повторяют несколько учеников).

2. Прочтите слова. – Какое слово непонятно? (объяснение значения слова)
Чтение по одному и группами.

Работа с текстом

1. Первичное чтение (учитель)

У. Понравилось ли? Что понравилось? Что запомнилось?

2. Самостоятельное чтение.

У. Познакомьтесь с текстом сами. Прочтите его. (Читают самостоятельно)

У. Сколько частей в рассказе?

3. Работа над текстом по частям.

1-ю часть (читает один ученик)
У. Расскажите, о чем вы прочитали? (Ответы детей)

2-ю часть. (Читают самостоятельно )

У. Объясните, что значит «не шевелился»? (Ответы детей)

3 часть (чтение по цепочке)

У. Почему задвигался еж? (Ответы детей)

4 часть. (жужжащее чтение )

У. Расскажите друг другу о чём прочитали. (Работа в паре)

5 часть. (Чтение за диктором)

У. Чем закончился рассказ? (Ответы детей)

– Почему он убежал? (Ответы детей)

Физминутка

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
– Ты мне спинку не потрешь?

4. Работа в паре .

У. Расскажите рассказ друг другу. Можно пользоваться опорными словами. (Работа в паре )

У. Кому понравился рассказ товарища? (ответы детей)

5. Выборочное чтение .

– Это так изобразил ежа сам Чарушин Е, И.
– Подпишите иллюстрацию Е. И. Чарушина словами текста.
– В каких русских народных сказках Ёж – главный герой?
(Теремок, Рукавичка .)

У. Подберите родственные слова к слову еж. (Ответы детей)

(Ёж, ежиха, ежата)
– Сколько всего детей в семье ежа? Сколько всего членов семьи?

Подведение итогов урока

У. Так о ком же пишет Е. И. Чарушин?
Много у него рассказов для детей. Вот некоторые из них.
(Волчишка, Про Томку, Кот Епифан, и др.)
– О чем говорит нам последняя иллюстрация? (Ответы детей)

– В 1965 году на международной выставке в Германии Е.И. Чарушин получил медаль за свои иллюстрации.

У. А как вы думаете? Где можно еще узнать о еже?
(Энциклопедия, интернет)

У. Прочитайте текст. Это из энциклопедии «Мир растений и животных» для малышей. (Демонстрдция книги)
У. Что нового вы узнали о жизни ежей?

У. Посмотрите. Вот такие новорожденные ежата. Это я взяла из интернета.

– Какие они маленькие и беспомощные! Понравились они вам?

У. Итак. Какое произведение мы читали?

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он глупый тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили
И гладили и мыли.
А он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.

У: Чем похожи рассказ и стихотворение? (ответы детей)

– О чем нужно помнить, если вы нашли в лесу маленьких ежат?

– А вот прощальные слова:
Урок заканчивать пора

И я надеюсь, что теперь
Вы стали чуточку умней.
Узнали много истин
И много всяких всячин,
И если все запомнили –
Не зря ваш день потрачен.

Рефлексия

У. Что нового вы узнали на уроке?
У вас на партах лежат трафареты ежа.
Кому было комфортно на уроке, поднимите картинку ежа нужного цвета и скажите ему «Спасибо». (Ответы детей)