Перечислить и охарактеризовать социально территориальные общности. Социально-территориальная структура общества
Социально-территориальные и национальные (этнические) общности
Социально-территориальные общности
Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.
Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения» . Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.
Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.
В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.
В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.
Такой исходной территориальной общностью является регион.
Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.
Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.
Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие . В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.
Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разное. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.
В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы девиантного поведения. В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.
Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.
Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.
В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие» . По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург . С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает еще более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:
- а) невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
- б) отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
- в) наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
- г) осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.
«Нынешний этап развития российского федерализма, - подчеркивает социолог, - связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа» . Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.
Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.
Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.
«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, - отмечает А. А. Жириков, - воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания - в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью» . И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.
В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.
Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.
Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.
В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти - федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.
Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий - сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей - с другой.
Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.
Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.
Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, - отмечают они, - а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности» .
Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой
Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.
Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению общей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.
Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения ее преобразования в конфедерацию. В числе таких мер - введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ дает нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)
Здравомыслов А. Г. Интерпретация государственности в российскойполитике // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М., 1997. С. 63-64.
Рис. 21. Социально-территориальная структура Российской Федерации
Социально-поселенческая подструктура формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения.
Численность населения , или людность . С одной стороны, людность поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов, возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С другой стороны, она служит базой определения нормативного уровня развития социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей, кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.
Социально-демографический состав поселенческой группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных культурных традиций. Качественный состав жителей определяет социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения, традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.
Административный статус , присваеваемый каждому поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы. Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным. Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития. Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные центры,имеющие аналогичную численность населения.
Производственный профиль поселений отражает емкость и профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественномпроизводстве, атакже социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его условия,тяжесть,возможность получения жилья, мест в детских учреждениях и т.д.).Этот признак дифференцирует,во-первых,многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим отраслевымразнообразием рабочихмести многоотраслевые поселения,предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий,во-вторых, отраслевые поселения разного профиля (сельскохозяйственные,лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность разных поселенческих группрабочими местами в общественном производстве различается очень сильно.В крупнейших городах можно в принципе найти работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий, выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения, отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.
Уровень социального развития поселений выражается, прежде всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры, в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем; обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами; развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость системы образования.
Местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам . Область реальной деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных населенных мест.
Комплекс экологических условий - климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни, трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.
Особенности социальной политики местных органов власти . Хотя положения этой политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.
Социально-территориальные группы участвуют в реализации таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда, размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции, выполняемые социально-территориальной системой .
Первая заключается в создании территориальных условий для эффективного использования производственных ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных земель, рабочей силы населения и т.п.
Второй функцией является обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.
Третья функция выражается в социальном контроле жизненного пространства общества , а также в хозяйственном освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.
У территориальных групп есть три основных способа удовлетворения своих интересов :
Первый заключается в инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;
Второй - самостоятельном (индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо от них и даже вопреки их позиции);
Третий способ поведения заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том, что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из северных и восточных районов в центральные и т.д.
Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.
Подробнее см.: Заславская Т.И.Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. С. 215-217.
Согласно мнению некоторых ученых, понятия территориальной общности и территориальной группы синонимичны, хотя эта позиция мало распространена (см.: Ткаченко А.А. Территориальная общность в системе понятий географии населения//Изв. АН СССРШ. Сергия геогр.1982. N 4. С.94-97).
Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа)/ Под ред. Т.И.Заславской и Е.Е.Горяченко; ИЭ и ОПП СО АН СССР. Новосибирск, 1982.
См.: Развитие сельских поселений:(Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов) Под редакцией Т.И. Заславской и И.Б.Мучника.М.:Статистика,1977.Гл.4.С.74-92.
Социально-территориальные общности
Характер и общественное разделение труда теснейшим образом связаны с местом жизнедеятельности. Компактно проживающие группы людей образуют социально-территориальные общности.
В социологии социально-территориальные общности определяются как социальные группы, обладающие единством отношения к определённой хозяйственно освоенной территории. Признаками таких общностей являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические и экологические связи, которые позволяют выделить их в качестве самостоятельных социальных субъектов пространственной организации жизнедеятельности. Выявляя социальную сущность различных типов поселения, социологи раскрывают общественную обусловленность возникновения расселения людей, определяют его функции и их изменение при переходе от одной социальной системы к другой, выясняют влияние расселения на производственную деятельность людей, на окружающую среду.
Два типа поселения находятся в центре внимания социологов: город и деревня, различающиеся степенью концентрации производства, населения, а, следовательно, различием в доступе к социальным благам и институтам, возможностями развития личности.
Поселение является формой включения индивида в общественную жизнь, средой его социализации. Неоднородность социальных условий жизни ведёт к значительному социальному неравенству. Возможности социализации в деревне ограничены таким экономическим фактором, как рентабельность сферы услуг и индустрии. Здесь нет смысла строить академический театр оперы и балета, и даже парикмахер не в каждой деревне сможет прокормить себя. Среднестатистическая численность жителей одной деревни в России не превышает ста человек. Школу приходится создавать не в каждой деревне, а одну на три-четыре. Качество образования в сельской школе ниже, чем в городской.
Сравнивая городской и сельский образ жизни, социологи фиксируют такие важные социальные различия и неравенства:
Ø В городах население занято преимущественно индустриальным и умственным трудом с преобладанием в социальной структуре рабочих, интеллигенции, служащих, предпринимателей, в то время как в структуре деревни доминируют крестьяне, немногочисленная интеллигенция и большое количество пенсионеров;
Ø В сёлах преобладает частный жилой фонд низкоэтажной застройки и значительна роль личного подсобного хозяйства, а в городах доминирует государственный многоэтажный жилой фонд и значительное расстояние между местом труда и жилья. Средний житель Москвы тратит около двух часов в день на перемещение от дома к месту работы и обратно;
Ø Город обладает высокой плотностью населения и высокой формализованностью, анонимностью социальных контактов, в деревне общение носит, как правило, личный характер;
Ø Город отличается значительно большим расслоением, высоким децильным коэффициентом (разницей текущих доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных). Российская деревня в плане доходов более однородна. В 2000 году доходы работников сельского хозяйства
составляли 37% к уровню доходов наёмных работников в городах;
Ø Городской тип поселения создаёт сложную ролевую структуру, приводящую к ослаблению группового контроля, девиантному поведению, преступности. По данным статистики, в деревнях совершается в три раза меньше преступлений на единицу населения, чем в городах;
Ø Продолжительность жизни в российских сёлах ниже, чем в городах, и этот разрыв продолжает увеличиваться. В половозрастной структуре деревни явно доминируют женщины.
Существуют и другие различия. Тем не менее, исторически неизбежным путём развития цивилизации, социально-территориальной структуры населения является урбанизация.
Урбанизация - это процесс повышения удельного веса и роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной структуре общества, культуре и образе жизни населения.
Деревня постепенно теряет жителей, а города имеют тенденцию к укрупнению. Города-миллионеры превращаются в мегаполисы, становящиеся одним из проявлений общепланетарного кризиса. Человек - элемент биосферы и может развиваться только в развивающейся биосфере. Между тем города всё больше удаляют человека от природы, выбрасывают огромное количество газов, стоков промышленных и коммунальных отходов и т.п. Прекращение подачи электроэнергии, воды, вывоза мусора в мегаполисе на пару дней может привести к колоссальной социальной катастрофе.
Социологи выделяют и другие социально-территориальные общности, требующие социологического внимания. Например, урбанизированные зоны и агломерации. Городская агломерация включает узкофункциональные поселения и предприятия, находящиеся в пределах суточной маятниковой миграции от её центра. Урбанизированная зона представляет собой территорию, на которой в результате урбанизации сельское население постепенно ассимилируется и начинает вести городской образ жизни.
Территориальные общности - это совокупности людей , характе ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно - освоенной территории , системой экономических , социальных , поли тических и других связей , выделяющих ее в качестве относительно , самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея тельности населения . Социология изучает закономерности воздействия соответствующей социально-территориальной общности (города, деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение,
Ядро той или иной единицы социально-пространственной организации общества, даже у наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:
историческое прошлое. Именно с историей территориальной общности связаны устойчиво сохраняющиеся определенные трудовые навыки населений, традиции, некоторые особенности быта, взглядов отношений и т. д.;
экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;
природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы мёжличностного общения и многие другие черты образа жизни населения.
В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационныё и производственные отношения, классы и социальные слои, социальные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут, функционировать как относительно самостоятельные социальные образования.
Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все - многообразие классовых, профессиональных, демографических и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взятые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относительном уровне развития конкретной общности:
Территориальные общности бывают разных уровней. Высший советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень - национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.
Исходной в системе территориальных единиц является первичная территориальная общность, которая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.
Социальное воспроизводство . Понятие социально-демографическое воспроизводство-видовое по отношению к понятию социальное воспроизводство. Социальное воспроизводстве - это про цесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно - экономической формации в форме их циклического воспроизведения ; оно воплощает тенденции изменения социальной структуры , присущие данной формации .
Социалистический процесс воспроизводства суть процесс гомогенизации общества, т. е. сближения социальных групп, стирания социально-классовых различии от поколения к поколению и в пределах одного и того же поколения. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений между ними, так и возникновение и расширенное воспроизводство новых элементов и отношений. В ходе этого процесса формируется изменяющийся и развивающийся индивид.
Если классы, социальные группы и слои, а также отношения между ними воспроизводятся - функционируют и развиваются - в масштабах всего общества, то процесс воспроизводства индивида протекает непосредственно в первичных территориальных общностях, которые обеспечивают воссоздание его как живого носителя свойств, характеристик класса, группы, слоя.
Такие первичные ячейки общества, как производственный коллектив, семья, равно как и различные отраслевые социальные институты - образование, здравоохранение, культура и т. д., осуществляют лишь частичные функции воспроизводства индивида . Специфика функций территориальных общностей состоит в том, что, интегрируя деятельность социальных институтов, они обеспечивают удовлетворение основных потребностей индивида и тем самым его воспроизведение.
Социальное воспроизводство индивида выступает как социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Оно неотделимо от процессов демографического воспроизводства и принимает форму социально-демографического воспроизводства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выполнению общественно необходимых экономических, политических и иных функций. Поэтому в нем могут быть выделены такие составляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, культурное и другие воспроизводства.
Социально - демографическое воспроизводство не сводится к физическому воспроизводству численности людей. Это есть также воспроизведение совокупности определенных социальных качеств, необходимых для нормального участия населения в функционировании и развитии общества. Таким образом, в данном воспроизводстве могут быть выделены два аспекта: количественный (собственно воспроизводство индивидов) и качественный (формирование - воспитание, воссоздание социальных свойств).
По характеру воспроизводство делится на простое, суженное, расширенное с соответствующими каждому типу количественными и качественными характеристиками. Простым является воспроизводство населения в той же численности , что и ранее с неизменными социальными качествами: квалификацией, образованием и т. п. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом численности новых поколений и (или) более высоким уровнем развития их социальных качеств Для суженного воспроизводства свойственно уменьшение численности новых, поколений и (или) снижение их качественных показателей.
Закономерностью развития социалистического общества является расширенное социальное и, по крайней мере, простое демографическое воспроизводство. Однако это не исключает возможности существенных различий в режиме воспроизводства в связи с такими факторами, как развитость жизненной среды, качество управления воспроизводственными процессами и т. д.
Ядром социального воспроизводства (в масштабах общества) выступает воспроизводство социальной структуры, а сущностью социально-демографической составляющей этого процесса на территориальном уровне является демографическое возобновление компонентов социальной структуру, включая социальные перемещения.
Условием существования и развития первичной территориальной общности является относительная самодостаточность элементов искусственной и природной среды для осуществления полного цикла социально-демографического воспроизводства. В отличие от материального производства социально-демографическое (т. е. производство самого человека) по своей природе стационарно, территориально нераздельно. Поэтому в литературе все более преобладает толка зрения о том, что возрастание функционального разнообразия, универсализация жизненной среды являются ведущим принципом территориальной организации социального производства (и воспроизводства) при социализме (ему противоположен принцип узкой специализации поселений).
Недопустимо смешивать такие категории, как город, деревня, регион, с одной стороны , и территориальная общность - с другой. Первые являются сложными территориальными образованиями, объемлющими природный и материально-вещный комплексы, а также совокупности людей, воспроизводящихся, т. е. функционирующих и развивающихся, в процессе производства и потребления па основе этих взаимосвязанных комплексов. Территориальные же общности суть лишь эти совокупности людей.
Расселение людей. Социология города и деревни
Под расселением подразумевается, с одной стороны, процесс исторически складывающегося размещения людей на территории мира, страны, региона, с другой - пространственная форма организации общества, его территориальная структура на определённый момент развития.
По своей природе расселение обладает инерционностью. Изменения в нем происходят существенно медленнее, чем в производстве. Кроме того, важно учитывать, что в отличие от производства в расселении неизмеримо большую роль играют региональные (в том числе национальные) традиции.
Основными формами расселения людей в классовом обществе являются город и деревня, возникшие и воспроизводящиеся в условиях общественного разделения труда.
Город - это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным тру дом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.
Город играет ведущую роль в общественном прогрессе, так как в нем сосредоточены промышленность, наука, культура, информация, концентрируются передовые социальные силы своей эпохи (в условиях капитализма и при переходе от капитализма к коммунизму - рабочий класс) и создаются прогрессивные формы организации жизнедеятельности людей.
Предметом социологии города являются закономерности возникновения, - функционирования и развития городской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, образе жизни, связях с природной и материально-вещной средой.
Процесс развития городов, городского населения и распространения городских форм жизни, называется урбанизацией. Основными признаками ее служат: доля городского населения; плотность и степень равномерности размещения по стране сети городов, а также число и равномерность размещения Крупных городов; транспортная и иная доступность крупных городов для остального населения;
многообразие отраслей народного хозяйства; доступное разнообразие видов трудовой и досуговой деятельности населения; распространение городских форм жизни как на население городов, так и на сельское население.
Урбанизация при социализме означает перестройку среды обитания человека, сфер его повседневной жизнедеятельности, способа удовлетворения потребностей, распространение типа бытовой культуры и времяпрепровождения по лучшим образцам, возникшим в крупных городах, причем определяющее влияние оказывают, с одной стороны, уничтожение противоположности между городом и деревней, с другой - коренное оздоровление условий городской жизни.
В процессе урбанизации в СССР была создана гармоническая поселенческая структура опирающаяся на широкий круг промышленных и культурных центров. Это содействовало преодолению патриархальщины на плохо освоенных территориях окраин страны.
Социалистическая урбанизация выступает и как способ решения; задач перестройки общественных отношений на коллективистскихначалах применительно к условиям территориальных общностей. Это проявляется в коренном преобразовании социальной географии городов, т. е. в исчезновении районов с разным социальным составом жителей, преодолении экологических различий между внутригородскими районами (равномерность озеленения, очистные сооружения на предприятиях, развитие жилой застройки с учетом экологических факторов и т. д.).
Социально-экономические и экологические различия между городом и селом приводят к определенной специфике в образе жизни при доминировании единых социалистических черт. Городской образа жизни в СССР обусловливается и характеризуется следующими моментами: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающей отсюда социально-профессиональной: структурой его; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким спектром выбора видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; коренным изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм досуга; большим-объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально-этнической гетерогенности в семейно-дружеских связях; высокой плотностью человеческих контактов, обусловливающей анонимность и формализованность общения, в связи с чем падает роль соседских связей контакты преимущественно, становятся безличными.
Основные тенденции развития расселения при социализме заданы законом концентрации и возрастающего разнообразия деятель кости людей. Научно-техническая революция благодаря более совершенным средствам транспорта, передачи и хранения информации создает возможности для принципиально новой территориальной организации жизнедеятельности людей. Она знаменует переход от старых типов расселения точечный город - село к новым, среди которых доминирующим является городская агломерация. Под последней подразумевается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих городских и сельских поселений, возникшая на базе единого территориально-производственного комплекса, обладающая общностью градообразующей и градообслуживающей основы, общностью образа жизни и иерархической поселенческой структурой.
Такие агломерации, все население которых в равной степени пользуется скоростным транспортом, современными культурно-бытовыми, лечебными и спортивными учреждениями, учится в одних и тех же учебных заведениях, способны в условиях становления развитого социализма стать основной формой научно-индустриально-аграрного комплекса, полностью ликвидирующего существенные различия между городом и деревней. Агломерации объективно ограничивают рост сверхкрупных городов, так как позволяют использовать блага и преимущества городского образа жизни жителям небольших городов и сел, расположенных в пределах экономических и социальных повседневных связей населения агломерации.
При социализме впервые в истории появляется возможность централизованного управления развитием городов и городских агломераций, т. е. как размещением новых городов, так и темпами и пропорциями развития каждого города.
Деревня - это территориально рассредоточенная форма расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным тру дом. Для деревни характерны малочисленность видов трудовой деятельности, относительная (сравнительно е городом) социальная и профессиональная однородность, специфический сельский образ жизни.
Предметом социологии деревни являются закономерности возникновения, функционирования и развития сельской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, связи с природной и материально-вещной средой, образе жизни. Центральной проблемой социологии деревни (как и при изучении городской общности) является исследование процесса социально-демографического воспроизводства населения, установление меры соответствия условий, целей и результатов воспроизводства.
Малая по преимуществу плотность сельского расселения, органическая связь с природной средой, большая роль труда в личном подсобном хозяйстве, менее развитое общественное обслуживание придают своеобразие образу жизни в деревне.
Основное отличие сельского образа жизни от городского - менее, развитый труд в общественном производстве , его отставание по механизации и энерговооруженности, слабая дифференциация сфер приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест И малые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда.
Для сельского образа жизни также характерны непреложность и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально- и национально-гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, более просты формы общения.
Из этого перечисления черт сельского образа жизни следует, что по своим основным социально-экономическим чертам он отстает от городского, представляя менее развитый вариант социалистического образа жизни. Эти различия в перспективе должны исчезнуть. Что же касается экологических и социально-психологических различий, то они не являются свидетельством отставания или прогресса, а служат выражением иной субкультуры. Последняя имеет высокую общественную ценность и должна быть сбережена в интересах всего общества.
Для социального развития современной деревни решающее значение имеет преобразование условий и характера, труда как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях аграрно-промышленного комплекса за счет научно-технического перевооружения их, специализация и концентрация на базе таких передовых форм организации общественного производства, как межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. Именно решение этих экономических проблем является условием совершенствования социальной структуры и образа жизни сельского населения, дальнейшего сближения города и деревни.
Вместе с тем современная действительность такова, что на селе теперь живет немало промышленных индустриальных рабочих, работников других отраслей народного хозяйства, нематериальной сферы его. Особенно это относится к тем районам, где расположена добывающая промышленность. Нефтяники, работники угольной, лесодобывающей промышленности и т. п. в большинстве своем работают здесь, не переезжая в город. Миллионы рабочих и служащих предприятий, расположенных в городах, в том числе крупных, продолжают жить на селе, совершая ежедневные поездки на работу. Применительно к этим категориям сельских жителей необходимо учитывать специфику их образа жизни - наличие противоречий между отсталостью форм деятельности и условий ее в культурно-бытовой, домашней сфере и современными формами организации их трудовой деятельности на основе передовой технологии, предъявляющей высокие требования к уровню развития их способностей.
Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.
Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.
К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования - район, область, край, штат, провинция и др.
Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни).
Город - это крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, специфика его социального состава и образа жизни.
Выделение города как территориальной единицы в разных странах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят населенные пункты с числом жителей в несколько сотен человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Российской Федерации городом считается населенный пункт с численностью жителей свыше 12 тыс. человек, из которых не менее 85% заняты вне сферы сельского хозяйства. Города делятся на малые (с населением до 50 тыс. человек), средние (50-100 тыс. человек) и большие (свыше 100 тыс. человек). Особо выделяются города с населением свыше 1 млн человек. При этом города с населением свыше 2 млн человек принято считать мегаполисами.
Развитие городов связано с урбанизацией, главное социальное содержание которой заключено в особых "городских отношениях", охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения, рост доли городского населения, увеличение числа больших городов, расширение доступности крупных городов для всего населения и др.
Важным моментом в развитии урбанизации был переход от "точечной" к "ареальной" структуре расселения. Это означало расширение не самого города, а зоны его влияния на все более отдаленные территории. Сложный комплекс социального пространства, включающий город, пригороды, населенные пункты, получил название агломерации. Агломерация становится основным элементом "ареального" расселения. На этой основе возникает новое явление в социально-демографической структуре ареала - маятниковая миграция населения, связанная с возрастающей мобильностью жителей города и периферийного окружения.
Процесс урбанизации имеет как позитивные, так и негативные последствия. Среди первых - распространение новых, более совершенных форм образа жизни и социальной организации; создание благоприятных условий для развития науки, техники, культуры; выбор различных видов образования и профессиональной деятельности; широкие возможности для более интересного проведения свободного времени и др.; среди вторых - обострение экологических проблем; повышение заболеваемости; увеличение социальной дезорганизации, преступности, девиации и др.
По мнению ряда специалистов, рост больших городов требует установления определенных ограничений. Это касается планирования жилой застройки, размещения промышленных предприятий, расширения парковых зон, отношения к природе и т.п.
Деревня - это небольшой населенный пункт, жители которого заняты сельскохозяйственным трудом. Для этой формы социально-территориальной общности характерны непосредственная связь жителей с землей, сезонная цикличная работа, небольшое разнообразие занятий, относительная социальная и профессиональная однородность населения и специфический сельский образ жизни.
Исторически название "деревня" возникло на северо-востоке Руси, откуда оно распространилось по другим областям страны. Другим типичным видом поселения было село, которое отличалось от деревни большим размером и наличием помещичьей усадьбы или церкви. Более мелкие поселения назывались выселками, хуторами, починками, заимками и т.п. На Дону и Кубани крупные сельские поселения называются станицами. В Средней Азии основной вид поселения - кишлак, а в горных районах Северного Кавказа - аул.
В настоящее время в соответствии с градостроительным кодексом к сельским поселениям относятся села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и другие однотипные социально-территориальные общности. Все эти поселения могут обобщенно определяться понятием "деревня", отражающим специфический комплекс социально-экономических, культурно-бытовых и естественно-природных условий сельской жизни.
В рамках социологии деревни исследуются закономерности возникновения, развития и функционирования сельских социально-территориальных общностей. Особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как занятость населения, его профессиональная и социально-демографическая структура, организация досуга на селе, образ жизни, культура и духовные интересы сельских жителей.