Поэт отделкой золотой блистает мой кинжал история. Михаил Лермонтов — Поэт: Стих

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Снег является фрагментом русской фольклорной картины мира и объектом эстетического освоения на протяжении XVIII - начала XXI веков . В описании времени его появления русские поэты XX века, современники Аркадия Пластова, отдавали предпочтение первому снегу: «Вот-вот повалит первый снег» (Давид Самойлов); «И если падал ранний снег» ( Павел Васильев). В большинстве случаев первый снег соотносится с процессом падения . Н. С. Морозова считает, что художественные образы, в основе которых лежит «первый снег», можно разделить на два типа:

    История создания и судьба картины

    К началу работы над полотном к художнику пришли успех и высокие награды. В 1945 году Аркадию Пластову было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР , в 1946 году он был удостоен Сталинской премии I степени за картины «Жатва» и «Сенокос» (обе они были приобретены для коллекции Государственной Третьяковской галереи) .

    Тема детства является одной из ведущих в творчестве художника. На картинах Аркадия Пластова дети - активные участники событий: они «деятельны, живы, веселы», каждый обладает неповторимой индивидуальностью . Сам он писал:

    «Ребятишек я люблю. Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе - ясность, свежесть - цвета, приближающиеся по красоте к звукам. Писать ребятишек - наслаждение. Ты счастлив, и они счастливы. Это видно: у ребёнка всё, как на тарелке. Когда взрослого пишешь, немножко мучает совесть - отнял время. Ребятишки свободны, тут этого ощущения нет. Я во все картины правдами и неправдами вписываю ребятишек»

    Картина «Первый снег» написана Аркадием Пластовым в 1946 году. Техника - масляная живопись по холсту. Размер полотна - 146 на 113 сантиметров. Оно находится в коллекции Тверскоой областной картинной галереи .

    Сюжет картины и особенности его трактовки художником

    На картине изображены крыльцо деревенского дома, белая, «с обнажённой серебристой кроной берёза в палисаднике », безлюдная деревенская улица «в белизне падающего хлопьями снега» . Дети вышли на крыльцо, чтобы посмотреть на первый снег. Художник изображает «нежную и открытую девочку» и важного мальчика, «который ведет себя маленьким мужичком». Дети одели валенки, которые взяты у старших, шаль на голове девочки - явно чужая . Писатель Василий Дедюхин в своей книге «Краски Прислонихи», посвящённой художнику, описывая сюжет картины «Первый снег», делал акцент на сиюминутности события, которое запечатлел художник: «Девочка лет восьми-девяти выбежала вместе с младшим братишкой на крыльцо. Он одет по-зимнему… А она выскочила на минутку, всунула босые ноги в великоватые валенки , набросила на голову белый платок, который и поддерживает обеими руками. А мордочку вверх подняла и смотрит завороженно, любуется снежинками, которые, поди, всю ночь падали и сейчас падают… Счастливые минуты даны каждому человеку, они подчас кратки, мимолетны. Запечатлев их на полотне, художник совершает святое дело» . Галина Леонтьева также отмечает, что девочка накинула на «лёгонькое ситцевое платьишко» только платок, а мальчик, на всякий случай, оделся совсем по-зимнему: в пальто, валенки и ушанку .

    Искусствоведение и зрители о картине

    В. И. Костин отмечает лиричность образов и эмоциональную выразительность колорита картины. По его мнению, художник хотел передать в своём полотне незабываемые ощущения свежести и новизны в день первого снегопада после серых и грязных дней осени, когда земля оказывается покрыта чистым снегом и наступает тишина. Взгляд девочки на запрокинутом навстречу падающему снегу лице «полон тихой радости и наивного удивления», в нём зритель, по мнению искусствоведа, легко прочитает переживания, которые испытывал в детские годы, ожидая зиму, а вместе с ней - катание на салазках , коньках, праздничную ёлку и уютные вечера в натопленных избах .

    Искусствовед М. С. Ситнина называла картину одним из очаровательных, тонких и лирических произведений Аркадия Пластова. Она считала, что художнику удалось передать свежесть зимнего дня и ту тишину, когда мягко и легко падают снежинки. С её точки зрения, это мог сделать только художник, постоянно живущий на природе. Дети на картине очаровательны, живы и наблюдательны. Художник запечатлел их затаённую радость и наивное удивление .

    Искусствовед Галина Леонтьева находила мотивы творчества Сергея Есенина в картине «Первый снег». По её мнению полотно соотносится со строками поэта:

    Галина Леонтьева отмечает «светлое чувство покоя и грядущего отдохновения природы», рождающее в душе «волнение и радость». Эти чувства усиливаются, так как приходят к зрителю через чистоту и непосредственность детской души. Радость и волнение детей, изображённых на картине, не затуманены грустью жизненного опыта, взрослым ощущением многократного повторения одних и тех же событий… Для них «всё внове, для них первый день зимы полон щедрых обещаний, неясных предчувствий больших радостей». Леонтьева считала, что благодаря картине «мы будто переселяемся в сказочное, волшебно-прекрасное, полное чудес царство - детство» . Без изображения детей на картине она не только не отражала бы замысел автора, но и присущую ей поэтичность . Искусствовед сопоставляла «Первый снег», где изображён первый день прихода зимы, и другую картину художника - «Весну» (ещё одно её название - «Старая деревня»), где запечатлён день неотвратимого ухода зимы. На первом полотне сыплет с неба первый снег, на втором - падают на землю крупные хлопья последнего снега .

    По мнению Евгения Резепова, очарование картины «Первый снег», помимо незаурядного мастерства Пластова, состоит в тонком и глубоком понимании художником русской природы и русской души .

    С точки зрения искусствоведа Инги Филипповой, «Первый снег» - одно из самых поэтичных произведений Пластова, где «в синтезе пейзажа и жанровой картины , найдена очень тонкая обьединяющая линия». Благодаря этому хрупкому балансу двух жанров, художник достиг их абсолютной подчиненности друг другу. Бытовой жанр и пейзаж находятся в тесной связи с общей концепцией картины, которая является смысловым центром полотна. При этом она считает, что пейзаж интересен Пластову «постольку, поскольку он созвучен детскому восторженному состоянию». Картина «Первый снег» характерна для первых послевоенных работ Пластова. В ней проявились умиротворенность и «особая, завораживающая тишина». Художник, по словам Филипповой, получает удовольствие от возможности прислушаться «к замершей в ожидании волшебства природе или к тому, что подспудно зреет в собственной душе и так созвучно с происходящим вокруг». Первый снег воспринимается самим художником как чудо. Свидетелями этого чуда становятся дети с открытыми душами, искренними чувствами, чистыми и невинными устремлениями .

    Филиппова отмечала, что цветовое решение картины необычно для Пластова своей лаконичностью:

    «Оно строится на сопоставлении тёмных и светлых пятен в пределах серо-голубого, белого и черного в сочетании с охрой . Большую роль здесь приобретает пластика линии - характерные изгибы ветвей берёзы, подчеркнутая строгость рисунка стены сруба , покосившийся штакетник у крыльца. Живописная выразительность полотна по-пластовски убедительна. Художнику удалось передать ощущение влажности воздуха, рыхлости тёплого снега, густо ложащегося на мокрую землю. Фигурки детей, стоящих на крыльце, - эмоциональный центр картины, средоточие авторского постижения детской души»

    Искусствовед М. В. Удальцова отмечает «левитановское настроение» в картине, «ахроматическую гамму красок, тишину, безмятежность и гармонию, царящие в мире» .

    Картина в педагогике и методике преподавания

    Полотно Аркадия Пластова неоднократно рекомендовалось советским и современными российскими педагогами и методистами для использования на уроках в средней общеобразовательной школе. В частности, Татьяна Губернская считала возможным использование картины для работы над сочинением в 4 классе . Наталья Безденежных предлагает сочинение по этой картине в 3 классе . В учебнике, соответствующем ФГОС ООО, рекомендованном Министерством образования и науки Российской Федерации, и включённом в Федеральный перечень, картина «Первый снег» иллюстрирует способность художника в статичных картинах передавать сильные эмоциональные состояния .

    Примечания

    1. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972). Первый снег. 1946 г. Холст, масло. 146 х 113 см (неопр.) . Тверская областная картинная галерея. Дата обращения 15 сентября 2018.
    2. , с. 49-50.
    3. , с. 97.
    4. , с. 5.
    5. , с. 98.
    6. , с. 99.
    7. , с. 100.
    8. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972) (неопр.)
    9. К 120-летию со дня рождения А.А.Пластова (1893-1972). (неопр.) . Российская академия художеств. Дата обращения 15 сентября 2018.
    10. , с. 36.
    11. , с. 436.
    12. , с. 49.
    13. , с. 21.
    14. , с. 50.
    15. , с. 33.
    16. , с. 52.
    17. , с. 53.
    18. , с. 74.
    19. Удальцова М. В. . Золотисто-коричневый бархат борозд... (неопр.) . Русская народная линия. Дата обращения 15 сентября 2018.
    20. Губернская Т. В. Учимся писать изложения и сочинения. 4 класс. - М: Эксмо, 2011. - С. 18-20. - 48 с. - (Светлячок). - ISBN 978-5-699-52732-8 .
    21. Безденежных Н. В. Изложения, сочинения, мини-эссе для начальной школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - С. 253-254. - 285 с. - (Здравствуй, школа!). -

    На картине русского художника А.А. Пластова «Первый снег» изображен небольшой фрагмент из деревенской жизни.

    На пороге деревянного дома двое крестьянских детишек. На заднем плане еще несколько похожих изб, из чего мы можем понять, что действие происходит в деревне.

    На многих полотнах Пластова, центральное место занимают люди. Здесь это сестра и ее младший братишка. Проснувшись утром, они сквозь заиндевевшее стекло увидели снегопад и быстренько одевшись, выбежали на крыльцо, чтобы ощутить свою сопричастность такому событию. Желтую теплую шаль девочка даже не успела завязать, только набросила на легкое домашнее платьице. Но на ногах у нее валенки, чтобы не замерзли ноги. Девочка, точно струна, вся вытянулась, запрокинув голову, она смотрит на снег. На лице детский восторг преображением окружающего ее мира.

    Ее братишка лет шести одет в теплый пиджак, на голове шапка. Он также с удивлением разглядывает улицу, крыши домов. Вместе с ними мы испытываем необъяснимую радость, наблюдая падающий из сизоватой тучки нежнейшей пух, который ласково укрывает остатки бурой травы и крыши. Может быть, дети хотели поиграть, но увидели кружащиеся, словно в медленном танце, снежинки и остановились, любуясь.

    Картина написана художником в первый послевоенный 1946 год в безрадостное время, которое передано немного однообразными красками. Только дети придают полотну живость, радуясь простому явлению природы. Сочетание серебристых, сероватых и коричневых оттенков домов, деревьев, одежды и сверкающего снега создает у нас особое приподнятое настроение.

    Первый снег – самое начало зимы, особое время, когда на опустевшую от травы землю легко ложатся снежинки. Судя по большим сугробам, снегопад шел, возможно, всю ночь. Но земля не успела остыть, поэтому в некоторых местах все еще проглядывают темные участки после растаявшего снега. На один из сугробов опустилась ворона.

    В палисаднике, рядом с домом, стоит береза с редкими пожелтевшими и свернутыми в трубочку листьями, которые не успели облететь. На ее оголенную ветку всего на минутку присела белобокая красавица сорока. Она громко стрекочет. Но ворона, не обращает на нее внимания и важно вышагивает по снегу. Рядом с березой виден сухой кустарник, ветки которого, засыпанные снегом, под его тяжестью уже наклонились до самой земли.

    На деревенскую улицу выбежал еще один мальчуган, порадоваться снежку.

    Серо-сизое небо покрыто темными тучами. Особые чувства вызывает в душе первые снежинки, несущие с собой необъяснимое очищение и светлую радость после осенней грусти. Конечно, этот снег пролежит недолго. Видны незамерзшие бурые лужи: снег лишь прикрыл осеннюю грязь. Но это уже преддверие веселья и зимних игр для детей.

    В своей картине Пластов словно сравнивает непосредственность детей со сверкающим первым снегом. Художник воспринимает как чудо и детей, не разучившихся радоваться и восхищаться, и сияющий снег.

    В настоящее время полотно А.А. Пластова «Первый снег» находится в экспозиции Тверской областной картинной галереи.

    Сочинение по картине первый снег пластова 5,6,7 класс

    1 вариант

    Первый снег - картина русского советского живописца А.А. Пластова, написанная в 1946 году. Ему очень близка деревня, жизнь её людей. Он обращает свое внимание на природу, которая окружает деревню. На картине художник показал небольшой участок деревенской улицы, засыпанной первым снегом.

    На улице раннее утро. Об этом можно судить по заснеженной улице, на которой нет следов колес. Не видно протоптанных в снегу тропинок, из труб домов, написанных художником, не струится дымок. Деревня только просыпается. На переднем плане деревянный дом, на крылечке двое ребятишек - брат и сестра. Кто-то из них проснулся раньше, выглянув в окно, увидел первый сне. Тут уж не до сна.

    Накинув одежду, ребятишки выбежали на крылечко. Девочка выбежала на крыльцо, одев валенки и набросив теплую шаль. Снег продолжает падать и девочка, запрокинув голову, подставила падающему снегу свое лицо. Братишка успел одеться. На ногах у него также как у сестры валенки, пальто и шапку, скорее всего, одела ему старшая сестренка, чтобы мальчик не смог застудиться.

    Может быть, поиграть в снежки, было первым желанием детей, но увидев заснеженную белую улицу, словно в сказке падающие снежинки, они замерли, любуясь ими. Неподалеку бродит ворона, утопая в легком сугробе. Ее, наверное, непонятно, почему так быстро изменилась земля. На голой ветке сидит сорока, которой тоже непонятно появление снега. Несмотря на то, что картина написана только в двух тонах, белом и темном, почти черном, чувствуется торжество природы, её красота.

    Первый снег - это начало снежных дней, веселых игр в снегу, горки, каток и снежки. Снег не успел покрыть всю землю, кое-где проглядывает земля, замерзшая трава.

    2 вариант

    Первый снег - картина, проникнутая любовью к родным краям, окружающей природе. Известный советский живописец А.А. Пластов - автор многих картин о земле, людях. В каждой его картине заметны любовь к людям, которые являются главными лицами в его творчестве. На картинах художника почти всегда присутствуют дети, постоянные участники всех событий. Написал он её в 1946 году.

    Картина Пластова А.А показывает первый день зимы, вступающей в свои права. Первый снег, укрывший серую с засохшей травой, землю. Он как будто очистил всё вокруг. Несмотря на серое небо белые снежинки, падающие на землю, создают картину полную свежести и новизны. На переднем плане изба, на крылечке брат и сестра, которые проснувшись ранним утром, увидели первый снег в окошко.

    Для них снег - это детские забавы, игра в снежки, лыжи, санки, коньки. Это просто веселые снежные игры. Это дети военных лет, пережившие многое, но не разучившиеся радоваться всему новому. Едва одевшись, девочка, на правах старшей сестры, тепло одела младшего брата. Оба ребенка обуты в теплые валенки довольно большого размера, стоят на крыльце, подставив снежинкам лица. Девочка счастлива, она восхищена падающими кружевными снежинками. Мальчик, напротив, серьёзен, спрятал руки в карманы. Чувствуется, что пришел первый морозец.

    Белым снегом, который падал всю ночь, запорошено все вокруг. Снег повсюду - на дороге, на крышах домов. Он пока легок, осев на ветках деревьев, не согнул их. Первый снег удивляет всех: изумленная сорока уселась на ветку берёзы, словно хочет оповестить всех о наступлении зимы. Невозмутимая ворона вышагивает по небольшому сугробу. Цветовые контрасты, в которых создана картина, подчеркивают наступление светлых дней, уход в прошлое темных тяжелых временах. Темный и белый тона - основные, но легкие радужные тона наступающего дня заметны во всех уголках картины.

    3 вариант

    Первый снег - знакомый художнику с детства пейзаж первого зимнего дня. А.А. Пластов, советский художник, выросший в деревне. Природа близка ему во все времена года. Знакомо ему и чувство, с которым дети встречают первый выпавший снег. На картине А.А. Пластова заснеженная уголок деревни. На крылечке дома дети, по времени написания живописцем картины 1946 год, это дети войны.

    Испытавшие все её тяжести эти ребятишки не утратили чувства восторга и радости, удивления и предстоящего светлого будущего. Дети, увидевшие падающие белые снежинки за оконным стеклом испытали чувство обновления и чистоты. Не удержавшись от объятого их восторга, дети выбежали на крылечко. Девочка, как старшая сестра одела младшего брата в пальто и шапку, на его ногах валенки с галошами. Малыш серьёзен, внимательно наблюдает за снегопадом. У него впереди зимние игры, катанье со снежной горки, ледяные катки.

    Девчушка, так же, как брат одела на ноги валенки, но в спешке, чтобы быстрее увидеть белое чудо, падающее с неба, накинула на плечи пуховый платок. Она подняла лицо, подставив его навстречу кружащимся снежинкам. Этот белый танец увлек её. Девочка уверена, что её ждет такое же чудо и обновление, которое сейчас принимает земля. Несмотря на серое небо, улица светла и чиста, благодаря укрывшему её снегу. Белое пушистое покрывало легло на ветки деревьев. Кроме сестры и брата на картине ещё одно действующее лицо - мальчик с санками.

    Свою радость он не стал сдерживать и ждать друзей. Санки в руки и бегом по заснеженным просторам. Сорока на березе высказывает всем своим видом изумление от наступивших перемен. По снегу важно вышагивает ворон, её тоже интересен первый снег. Картина А.А.Пластова показывает обновление природы. Живописец подчеркивает это легкими штрихами теплого цвета. Холодные контрастные тона: белый и черный разбавлены оттенком розового цвета восходящего солнца, желт-коричневые тона деревьев и кустов.

    Отделкой золотой блистает мой кинжал,
    Клинок надежный, без порока;
    Булат его хранит таинственный закал -
    Наследье бранного востока.

    Наезднику в горах служил он много лет,
    Не зная платы за услугу;
    Не по одной груди провел он страшный след
    И не одну прорвал кольчугу.

    Забавы он делил послушнее раба,
    Звенел в ответ речам обидным.
    В те дни была б ему богатая резьба
    Нарядом чуждым и постыдным.

    Он взят за Тереком отважным казаком
    На хладном трупе господина,
    И долго он лежал заброшенный потом
    В походной лавке армянина.

    Теперь родных ножон, избитых на войне,
    Лишен героя спутник бедный,
    Игрушкой золотой он блещет на стене -
    Увы, бесславный и безвредный!

    Никто привычною, заботливой рукой
    Его не чистит, не ласкает,
    И надписи его, молясь перед зарей,
    Никто с усердьем не читает…

    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
    Свое утратил назначенье,
    На злато променяв ту власть, которой свет
    Внимал в немом благоговенье?

    Бывало, мерный звук твоих могучих слов
    Воспламенял бойца для битвы,
    Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
    Как фимиам в часы молитвы.

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.

    Но скучен нам простой и гордый твой язык,
    Нас тешат блёстки и обманы;
    Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
    Морщины прятать под румяны…

    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
    Иль никогда, на голос мщенья,
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..

    Лермонтов, 1838

    Стихотворение написано вскоре после возвращения с Кавказа.