Понятие физиологические основы виды ощущений. Физиологические основы ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел, называе­мый рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

Физиология внимания

Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности. Согласно представлениям И.П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте. По Ухтомскому, внимание определяется доминантой - господствующим, устойчивым очагом возбуждения в коре. Доминанта не только тормозит другие очаги возбуждения, но и способна усиливаться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсивность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мотивацией (голодом, жаждой, половым инстинктом). В этом случае происходит как бы "перекачивание" нервной энергии из участка мозга, связанного с удовлетворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира. Согласно современным научным данным, в процессе активизации внимания важное значение, помимо коры больших полушарий играют и другие структуры мозга. Например, таламус служит своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации, и пропускающим к коре только новые и важные сигналы. Ретикулярная формация активирует мозг и является важной энергетической составляющей процесса внимания. ФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ О том, что представляет собой сознание, высказывается большое разнообразие мнений. Можно определять сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам. Часто сознание связывают с осведомленностью человека о том, что с ним происходит или что он воспринимает. Философия рассматривает сознание как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Это разделяет и П.В. Симонов, который рассматривает сознание как совместное знание. Физиологической предпосылкой сознания является бодрствование. Во время бодрствования активность высших центров усиливается и их порог возбуждения снижается. Этому состоянию способствует активирующее действие ретикулярной формации ствола мозга. Согласно условнорефлекторной теории Павлова, сигналы осознаются, когда они приобретают характер элементов второй сигнальной системы, то есть выражаются словом. Внешние стимулы не только воспринимаются, но субъект знает о факте этого восприятия. Проблема сознательного и бессознательного оказалась в центре внимания только благодаря работам Фрейда. Концепция Фрейда, хотя многое в ней теперь отвергнуто, по-прежнему оказывает значительное влияние на современное научное мышление, и ее следует рассматривать в надлежащей перспективе. Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, принято относить к категории бессознательного. Выделяют три группы проявления бессознательного. Первая группа – досознательное. Оно охватывает наши биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также в генетически заданных свойствах темперамента. Вторая группа бессознательного – подсознание. К ней относится все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения. К ним же относятся неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки), глубоко усвоенные человеком нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты. В процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок. Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса. Третью группу бессознательных явлений составляет сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа – трансформация следов памяти и рождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. Мы осознаем существование наших собственных психических процессов. Этот накладывающийся феномен и служит основой самосознания. В связи с нашими ощущениями, действиями и переживаниями мы осознаем существование и единство нашей личности. Возникает вопрос: каким образом развилась эта человеческая способность осознавать психические процессы, связанные с окружающей средой? Как уже отмечалось, осознание включает в себя одновременное отражение событий в форме речи или мысли ("внутренней речи"). Развитие речевой функции одновременно означало появление сознания. Язык примитивных людей был предельно конкретным: каждое естественное явление называлось своим именем. Так, например, имелись разные слова для дождливой погоды, ясной погоды и солнечной погоды, а отвлеченного понятия "погода" не существовало. В процессе все более дифференцированной трудовой деятельности и общественного развития из этой бессознательной, односложной, конкретной, эмоциональной речи развилась наша сознательная, членораздельная, абстрактная и рациональная речь. Физиологическую основу обобщения вторичных сигналов надо искать в процессах иррадиации и генерализации возбуждения в коре большого мозга. Когда мы выражаем общие качества окружающих предметов, процессы абстрагирования приводят к тому, что слова становятся понятиями. Понятия возникают в результате отделения существенных свойств и отношений от несущественных. В мозгу это происходит в форме концентрации возбуждения. Таким образом, физиологическая основа абстрагирования – это иррадиация и концентрация в мозговых нейронах вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме. Мысли человека можно рассматривать как "внутреннюю речь". Возбуждение, относящееся ко второй сигнальной системе, в этом случае возникает, но оно не вызывает двигательных реакций, т.е. движений, необходимых для произнесения слов. Сознание, таким образом, связано со второй сигнальной системой. Г.П. Грабовой сознание человека рассматривает как элемент мира, в котором все элементы взаимосвязаны, тогда изменение сознания человека (или формы реакции объекта) влечет изменение всех других элементов мира, позволяет получить знания о внешней среде и оптимизировать происходящие в ней процессы. Преимущество сознания в том, что процесс можно отслеживать буквально непрерывно. Сознание клетки, являющейся первоэлементом жизни, неразрывно связано с материальными компонентами, что и обеспечивает гармонизацию жизни на всех уровнях существования живого: морфологическая целостность структур организма определяется скоростью и полноценностью самообновления клеток; устойчивость функционирования тканей обеспечивается оптимальным обменом информацией между клетками; полноценная функция органов зависит от конечного результата работы, с учетом информационных воздействий других органов; гомеостаз всего организма определяется адекватностью внешнего сигнала и состоянием воспринимающих его структур. Эти уровни взаимосвязаны между собой поэтапными информационными взаимодействиями, степень упорядоченности и обобщенности которых определяет селективность функционирования.

Физиологические основы восприятия.


Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания.

В настоящее время принято выделять в процессе распознания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мыслительная деятельность представляет собой исполнительный

аппарат функциональных систем психического уровня. За счет мыслительной

деятельности осуществляется оперирование информационными

процессами в мозге, своеобразное «поведение» на информационном уровне.

Узловые механизмы мыслительной деятельности. С позиций общей

теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные

системные узловые компоненты:

Результат как ведущий системообразующий фактор мыслительной

деятельности человека;

Оценку результата мыслительной деятельности с помощью обратной

афферентации;

Системоорганизующую роль исходных биологических и социальных

потребностей и формирующихся на их основе доминирующих

мотиваций в построении мыслительной деятельности;

Программирование мыслительной деятельности с помощью аппарата

акцептора результата действия на основе механизмов афферентного

синтеза и принятия решения;

Эффекторное выражение мыслительных процессов через поведение,

соматовегетативные компоненты и через специально

организованный аппарат речи.

Информационные эквиваленты мыслительной деятельности.

Операционная архитектоника мыслительной деятельности строится на основе

эмоциональных и словесных эквивалентов действительности. Это в

определенном смысле созвучно учению И.П. Павлова о первой и второй сигнальных

системах действительности. Однако если представления И.П. Павлова

строились на информационной оценке сигналов (условных раздражителей

физического и словесного характера), то с позиций системной организации мыслительной деятельности информационное наполнение

функциональных систем психического уровня определяют соответствующие адаптивные

для деятельности человека результаты. В случае, если результаты

деятельности имеют только физические параметры, то и соответствующие

организуемые ими функциональные системы психической деятельности строятся

на информационных эквивалентных физических свойствах этих

результатов. В случае, если результаты деятельности имеют речевые, словесные

параметры, соответствующие функциональные системы психической

деятельности строятся на информационной словесной основе.

Только у человека информационный эквивалент функциональных

систем психической деятельности связан с речевой функцией. У животных эти

процессы ограничиваются физическими и эмоциональными уровнями.

Эмоциональная основа мыслительной деятельности. Процесс мышления

непрерывно сопровождается субъективными эмоциональными

переживаниями человеком своих потребностей и субъективным отношением к

воздействию факторов внешней среды с целью удовлетворения этих

потребностей. С помощью эмоций осознаются и следы памяти. Эмоциями

человек оценивает свои потребности, действие факторов внешней среды,

отношение к предметам и другим индивидам и, наконец, удовлетворение

потребностей. Психические потребности, так же как и биологические, как

правило, сопровождаются эмоциональными ощущениями негативного

характера, а удовлетворение потребностей - разнообразными

положительными эмоциями. На основе неоднократных удовлетворений однотипных

психических потребностей формируется предвидение положительной

эмоции удовлетворения потребности за счет ее включения в аппарат акцептора

результата действия. В определенной ситуации предвидятся и

отрицательные эмоции, что в конечном счете создает вероятностное прогнозирование

эмоциональных состояний. Системная организация мышления на

эмоциональной основе генетически детерминирована. Она проявляется уже у

новорожденных, у слепоглухонемых, а также у людей, находящихся в кругу

лиц, говорящих на чужом для них языке. Эмоциональная основа

мышления, как показывают эксперименты с самораздражением, характерна также

для животных.

На сильных эмоциональных ощущениях строятся патологические

влечения к алкоголю и наркотическим веществам. Эмоциональные состояния

при определенных обстоятельствах могут самостоятельно строить

функциональные системы.

Словесная основа мыслительной деятельности. Словесное квантование

мышления присуще только человеку. Оценка человеком потребностей и их

удовлетворение, а также разнообразных внешних воздействий на организм

наряду с эмоциональными ощущениями осуществляется с помощью

языковых символов, фраз, словесных понятий устного и письменного

характера. Этот уровень мышления требует специального обучения, в первую

очередь языку. С помощью языковых символов мысли реализуются в

дискретные фразы, которые могут составлять внутреннюю речь, а также

трансформироваться во внешнюю речь и поступки.

Мыслительная деятельность, формирующаяся у человека на словесной

основе, по сравнению с эмоциональной деятельностью приобретает

качественно новые информационные свойства, хотя ее общая архитектоника

сохраняет все типичные черты функциональной системы.

Разновидностью словесного квантования мыслительной деятельности

является процесс пения. Человек на эмоциональной основе может

обучиться определенной мелодии и наполнять эту мелодию соответствующими

словами, которые складываются в системные кванты - такты и куплеты.

Асимметрия мозга в процессах мыслительной деятельности.

Эмоциональная и словесная основа мышления, как показывают современные

исследования, строится функциями разных полушарий мозга. Правое

полушарие определяет преимущественно чувственный, эмоциональный

компонент психической деятельности. Левое полушарие определяет функции

языка и речи. Все большее распространение получают представления о

деятельности полушарий мозга на основе их взаимной дополнительности. Эта

точка зрения хорошо согласуется с теорией функциональных систем. С

позиций теории функциональных систем в осуществлении результативной

мыслительной деятельности оба полушария на эмоциональной и речевой

основе должны динамически содействовать достижению субъектом

приспособительных результатов.

Структурные основы мыслительной деятельности. Процессы

мыслительной деятельности и речь человека связаны с деятельностью различных

структур мозга. Выявить участие структур мозга в этих процессах

позволяют клинические наблюдения больных с поражением различных участков

Агнозия. При поражении затылочных отделов коры мозга человек видит

предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но не узнает их. Это

нарушение узнавания получило название агнозии (от греч. gnosis - знание). При

нарушении височных отделов коры мозга наблюдается слуховая агнозия.

Человек слышит звуки, но не связывает их с определенным звучащим

предметом. Такие больные теряют способность воспринимать смысл речи

собеседника. При поражении верхней теменной коры у больных проявляется

тактильная агнозия - субъекты теряют способность узнавать предметы при

их ощупывании, хотя ощущают прикосновение.

С системных позиций у субъектов с нарушением зрительной, височной

и теменной областей коры нарушен механизм выработанной ранее оценки

результатов действия.

Апраксин. При повреждении двигательной области коры у человека

наблюдается нарушение целенаправленного действия, хотя он понимает, что

нужно сделать. Это нарушение получило название «апраксия» (от греч.

praxis - действие). Больной не может, например, зажечь спичку, разрезать

яблоко, застегнуть пуговицы, хотя руки его не парализованы. В этом случае

можно думать о нарушении системных процессов эфферентного синтеза и

действия.

Афазия - нарушение речи; моторная афазия развивается при

нарушении функций нижней лобной извилины левого полушария (лобная афазия

Брока). Больной понимает речь собеседника, однако его собственная речь

крайне затруднена или полностью нарушена. При этом утрачивается

быть сохранено. Больные способны кричать, издавать отдельные звуки, но

не могут произнести ни одного значимого слова. У больных нарушены

эфферентные процессы формирования речи.

Сенсорная афазия возникает при нарушении заднего полюса верхней

височной коры (чувствительная, или височная, афазия Вернике). При этом

у больных нарушаются процессы восприятия речи: они перестают

понимать как слышимую, так и письменную речь. Способность же произносить

речевые фразы у таких больных не утрачена, они даже чрезмерно

говорливы, однако речь искажена и совершенно непонятна. Такие люди

музыку (амузия). Можно полагать, что у таких больных нарушены механизмы

акцептора результата действия и способность оценивать достигнутый

результат психической деятельности.

Другие нарушения наблюдаются при поражении теменной коры:

больные забывают отдельные слова, чаще имена существительные, не могут

вспомнить нужные слова и замещают их длинным описанием. При этом

наблюдается и расстройство счета (акалькулия). У больных нарушен

механизм оперативной памяти.

При двустороннем повреждении основания височных и затылочных

долей коры наблюдается необычная агнозия: больные перестают узнавать

людей по лицам (прозоагнозия), но тем не менее распознают их по

избирательно страдает зрительный параметр оценки знакомых личностей.

При повреждении угловой извилины без поражения рядом

расположенной зоны Вернике и зоны Брока у больных при отсутствии нарушения

восприятия слуховой информации и речи проявляются затруднения в

понимании письменной речи и картин (аномическая афазия). В этом случае

нарушена передача зрительной информации к зоне Вернике.

Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта.

Динамика опознания субъектом зрительного образа и его воспроизведение

может быть представлена следующим образом. Первичное опознавание и

оценка зрительного объекта происходят в первичной зрительной коре.

Отсюда возбуждение распространяется в угловую извилину и из нее в

височную зону Вернике, где объект оценивается на основе ранее приобретенных

словесных понятий и знаний. Из зоны Вернике возбуждение

распространяется в зону Брока и к речедвигательным структурам моторной коры,

которые определяют произнесение названия предмета.

Функции речи у правшей и левшей. Функции речи у правшей, как

правило, связаны с деятельностью левого полушария, которое определяет

процессы последовательной аналитической деятельности. Правое полушарие у

правшей определяет пространственно-временные соотношения, например

узнавание лиц, идентификацию объектов по их форме, узнавание

музыкальных мелодий. Такое строгое разграничение функций относительно.

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых дается отчет), то они есть только у человека.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего поведения.

По своему происхождению с самого начала ощущения были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью и поведением человека) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущение, в отличие от раздражимости, несет информацию об определенных качествах внешнего воздействия. У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды.

Потенциальными энергетическими сигналами являются: свет, давление, тепло, химические вещества и т. д.

Органы чувств, или анализаторы человека, с момента рождения приспособлены для восприятия и переработки различных видов энергии в форме стимулов - раздражителей (физических, механических, химических и иных).

Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую - либо реакцию. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности.

Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукты приспособления к воздействиям внешней среды, поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества и с общественно - трудовой практикой. « Обслуживая» процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.

Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, существующих независимо от него. Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной.

Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Все человеческое тело можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор воздействий на человека со стороны окружающей среды.

Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. Анализатор состоит из трех частей:

  • 1. Периферическую часть анализаторов составляют рецепторы, в которых осуществляются первичные преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека.
  • 2. Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
  • 3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. В корковом отделе (центральном) каждого анализатора находится ядро анализатора, т. е., центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в областях коры. Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно - сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки глаза, пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств. Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, в настоящее время позволяют довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражение. Начало этого раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора, расположенного в спинном или головном мозге. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, мы ощущаем качества раздражителей, а вслед за этим возникает ответ организма на раздражение. Если сигнал обусловлен раздражителем, угрожающим вызвать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие (рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого - либо внутреннего или внешнего раздражителя). Наша рука отдергивается при ожоге сигаретой, зрачок сужается при ярком свете, слюнные железы начинают выделять слюну, если в рот положить леденец, и это все происходит до того, как наш головной мозг расшифрует сигнал и отдаст соответствующее распоряжение. Выживание организма часто зависит от коротких нервных цепей, составляющих рефлекторную дугу.

Однозначной связи между рецепторами и выполняемыми ими функциями нет. Совокупность иерархических механизмов, которые решают различные по сложности перцептивные задачи, называют перцептивной системой.

Физиологической основой ощущений является работа анализаторов. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникает ощущение, является анализатор. Анализатор (орган чувств) – это анатомо- физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах, он принимает раздражение из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром и обеспечивает поступление разнообразной информации. Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, нужно здоровое состояние всех трех отделов анализатора: рецептор проводящий; нервный путь; корковая часть.

1. 3. 2. 4. 1. Нейропроводящие пути 2. Кора головного мозга 3. Отделы анализаторов в к. г. м. 4. Вкусовые рецепторы

Экстерорецептивные Интерорецептивные Проприоцептивные 1. Зрительные 2. Обонятельные 3. Вкусовые 4. Слуховые 5. Температурные 6. Тактильные 1. Ощущение боли 2. Ощущения равновесия 3. Ощущения ускорения Мышечно - двигательные

Процесс раздражения заключается в появлении в нервных тканях потенциала действия и проникновение его к чувствительному нервному волокну. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Специализированная часть анализатора, посредством которой определенный вид энергии трансформируется в процесс нервного возбуждения, называется рецептором.

Физический процесс раздражитель Орган ощущений Физиологический процесс возбуждение Проводящие пути Психологический процесс Центр в коре головного мозга

Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой. Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т. д.

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный: - сила действующего раздражителя (его физические характеристики), - функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель. Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее.

Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Длительность ощущения - она обозначает время существования возникшего ощущения. На длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно, объективный - чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая его инертность. После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия.

Общие закономерности ощущений: абсолютный порог Абсолютный порог ощущения (нижний порог ощущений)- это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Общие закономерности ощущений: Верхний порог ощущений - высокий раздражитель, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога - болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т. д.

Общие закономерности ощущений: относительный порог Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях.

Адаптация, или приспособление, – это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов. Сильный раздражитель – чувствительность слабая Слабый раздражитель – чувствительность высокая ПРАВИЛО АДАПТАЦИИ: При переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, от слабых к сильным понижается (раздражитель и чувствительность находятся в обратной пропорции)

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные – снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающихся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращен виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятию формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

– компенсаторная сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, развили кожную чувствительность, у них хорошо развиты тактильные ощущения, вибрационная чувствительность. Человек, страдающий глухотой, держа руку на горле собеседника, может понять, кто и о чем говорит, а также, взяв газету в руки, знает, читали ее или нет. АНДРЕА БАЧЕЛЛИ РЕЙ ЧАРЛЬЗ ДИАНА ГУРЦКАЯ

Десенсибилизация – понижение чувствительности анализаторов в процессе взаимодействия ощущений Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность.

Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом – темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным. Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Если фиксировать глазом в течение 20– 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосветленную поверхность, то в течение нескольких секунд можно ощущать довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Синестезия (совместное ощущение) – способность раздражителя, адресованного определенному органу чувств одновременно вызывать ощущение в другом органе чувств (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого) Инженер К. Л. Леонтьев, использовав явление синестезии, разработал аппарат, который трансформирует звуковые сигналы в цветные. На основе этого изобретения создана цветная музыка.

Полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (например, путем погружения в воду в специальном оборудовании). В ответ на недостаточность ощущений активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, которые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях С. д. на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия), которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнотических представлений, которые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия С. д. , тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы, появляются

ощущений

(рецептор)


Здесь происходит трансфор­мация определенного вида энергии в нервный процесс


По афферентным, или центростреми­тельным, путям возбуждение передает­ся в центральный отдел анализатора

Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения


Физиологическая основа ощущений заложена в работе специальных нервных структур, названных И. Павловым анализаторами. Анализаторы - это ка­налы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внешней среде, так и о собственном, внут­реннем состоянии).

В своей совокупности анализаторы образуют сен­сорную систему человека.

Начало ощущению дает физический процесс раз­дражения, который возникает при воздействии сиг­налов внешней или внутренней среды на органы чувств человека: зрение, обоняние и др. Ощущения обеспечиваются работой мозга. Мозг связан с органа­ми чувств, реагирующими на «свои» раздражители. Чтобы мозг мог воспринимать эти раздражения, они должны подаваться ему в определенной форме, а именно в форме электрических сигналов. Энергия раздражителей различной природы (свет, запах и др.) должна быть преобразована в электрическую энергию. Задача перевода сигналов различной модальности в электрическую форму решается рецепторами.

Рецептор - это специфический нейрон, осуще­ствляющий прием физических сигналов внешней сре­ды и сигналов внутреннего состояния человека. Ра­бота рецептора специализирована. Каждый рецептор работает со «своими» сигналами: зрительный реагирует на световые раздражители, слуховой - на звуко­вые и т.д. Но это не простое реагирование. Мозг тре­бует информацию не только о наличии раздражите­ля, но и о его характеристиках (например, по шкалам интенсивный - слабый, большой - малый, сладкий -горький и др.). Следовательно, рецептор должен уметь кодировать эти характеристики, чтобы передавать све­дения о них в мозг. Такое кодирование реализуется через преобразование физических раздражителей в электрические сигналы с параметрами, соответствую­щими характеристикам раздражителя. Так, например: ощущения приятного тембра голоса соответствуют электрическим сигналам синусоидальной формы; ощущения прикосновения к руке - последователь­ному ряду прямоугольных электрических импульсов (при этом легкому прикосновению соответствует ма­лое количество импульсов в ряду, сильному давле­нию - большое количество).



Кодированные электрические сигналы определен­ной формы с соответствующими параметрами по нервным путям (афферентным нервам) поступают в рецептивные зоны коры больших полушарий. Каж­дый рецептор той или иной модальности имеет «свою» рецептивную зону. Перемещение сигналов обеспечивается физиологическим процессом возбуж­дения - свойством нервных клеток (нейронов) реа­гировать на раздражение. При возбуждении клетка переходит из состояния физиологического покоя к активности. Если амплитуда возбуждения достигает пороговой величины, то оно распространяется на со­седние участки нервной системы. В коре больших полушарий электрический сигнал вызывает простей­шие эмоциональные переживания ощущений. Резуль­таты переживаний в виде распространяющегося воз­буждения через эфферентные нервы поступают на периферию организма (к мышцам, железам).

1.6.2.Анализаторы

Функциональная схема анализатора




Анализатор не пассивный элемент. Его работа мо­жет перестраиваться под изменяющимся воздействи­ем раздражителей. Другими словами, природа анали­затора рефлекторна, т.е. отражает реальные измене­ния в среде. Естественно, рефлекторна и природа ощу­щений. Ощущения всегда связаны с двигательными компонентами. Это происходит либо в виде вегета­тивной реакции (сужение зрачков, кровеносных сосу­дов и др.), либо в виде мышечной реакции (дерганье руки, поворот глаз, напряжение мышц губ и др.).

Действительно, ощущение не ограничивается про­стым отражением действительности в мозгу челове­ка. Обязательным элементом ощущения (без которо­го, собственно, оно невозможно) является ответная реакция организма. Эта реакция может иметь форму движения или внутреннего процесса, например оз­доровительного. Давно известно, например, что пение птиц, шум морского прибоя уравновешивают нервную систему; звуки музыки типа «хард-рок» и «рок-мьюзик» часто вызывают у поклонников агрессивное воз­буждение нервной системы, а также острые желудоч­ные спазмы.

Организм реагирует и на ощущения запахов. Япон­ская фирма «Сиейдо» успешно применяет «запахотерапию» для повышения стрессоустойчивости своих работников. Используется синтез ароматов на произ­водстве и дома. Результат - погрешности в работе снизились более чем на 50%.

Не менее остро реагирует организм на продолжи­тельное или полное отсутствие раздражителей (сен­сорный голод или сенсорная депривация). Сенсор­ный голод (сенсорная депривация) - явление, свя­занное с резким снижением «ассортимента» ощуще­ний (или полной потерей), испытываемых человеком в ситуациях его физической и психологической изо­ляции.

Результаты сенсорного голода могут быть разру­шительными для психики человека. Потеряв слух, Людвиг ван Бетховен пережил жизненную драму: сто­ронился людей, глубоко страдал от одиночества: «Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности. Один, со­вершенно один!.. Я должен жить, как отверженный».

Чтобы у оператора слежения за воздушными це­лями по экрану радиолокатора в режиме длительного и непрерывного обзора «пустого» пространства не при­туплялась бдительность, не снижалась работоспособ­ность, ему на экран время от времени «подбрасывают» ложную отметку цели от специального имитатора.

Учение о высшей нервной деятельности раскрывает научно-естественные основы ощущений. И. М. Сеченов и И. П. Павлов своими исследованиями показали, что ощущения - это своеобразные рефлекторные действия, физиологическим основой которых являются нервные процессы, возникающие в результате воздействия раздражителей на органы чувств, или анализаторы.

Анализаторы - это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и выделяют в ней те или иные виды энергии и информации.

Зрительный анализатор выделяет световую энергию, или колебания электромагнитных волн; слуховой - звуки, то есть колебания воздуха; вкусовой, обонятельный - химические свойства веществ; кожные анализаторы - тепловые, механические свойства предметов и явлений, которые вызывают те или иные ощущения.

В каждом анализаторе является его периферийная, анализирующая часть, или рецептор, то есть орган чувств, назначение которого - выделять из окружающей действительности свет, звук, запах и другие свойства. Другая его часть - путь от рецептора к центральной части анализатора, размещенной в мозге. В центральной части анализатора различают его ядро, то есть скопления чувствительных клеток, и рассеяны вне его клетки.

Ядро анализатора, как отмечал И. П. Павлов, осуществляет тонкий анализ и синтез возбуждений, поступающих от рецептора. С его помощью раздражители дифференцируются по их особенностями, качеством и интенсивностью. Рассеянные клетки осуществляют более грубый анализ, например, отличают лишь музыкальные звуки от шумов, выполняют нечеткое различение цветов, запахов.

Органические нарушения любой части анализатора - периферийной, ведущей или центральной - вызывают слепоту или глухоту, потерю обоняния, вкуса и т.д., в зависимости от того, какой анализатор нарушено. Если нарушается лишь центральная часть анализатора, возникает непонимание услышанного, увиденного, хотя ощущение света или звука нет.

Простые чувства и чувствительность на первых этапах жизни человека своим физиологическим основой имеют врожденную безусловно-рефлекторную деятельность нервной системы. Сложные ощущения обусловлены условно-рефлекторной аналитико-синтетической деятельностью, в которой подкреплены жизненными условиями свойства выделяются, а не подкреплены - тормозятся.

Классификация ощущений

Существуют различные классификации органов чувств и чувствительности организма к раздражителям, поступающих в анализаторы из внешнего мира или изнутри организма. В зависимости от степени контакта органов чувств с раздражителями различают чувствительность контактную (касательная, вкусовая, болевая) и дистантного (зрительная, слуховая, обонятельная).

За размещением рецепторов в организме - на поверхности, внутри организма, в мышцах и сухожилиях - выделяют ощущение экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые), интероцептивные, несущие информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости) и проприоцептивные, отражающие движения органов тела и состояние тела (кинестетические и статические).

К самостоятельным ощущений относятся температурные, что является функцией особого температурного анализатора, осуществляющий терморегуляцию и теплообмен организма с окружающей средой.

Температурные ощущения входят также в состав осязательных ощущений.

Согласно системе анализаторов существуют такие разновидности ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, болевые, температурные, вкусовые, обонятельные, голода и жажды, половые, кинестетический и статические. Каждый из этих разновидностей ощущение имеет свой орган (анализатор), свои закономерности возникновения и функции.

Орган зрительных ощущений - глаз. В нем различают части - мир-лозаломлюючу (роговица, зрачок, стекловидное тело) и светочувствительную (сетчатка с ее чувствительными к дневному цветного света колбочками и чувствительными к темноте палочками).

Различают хроматические и ахроматические цвета. Хроматические характеризуются своим цветовым тоном, светлостью и насыщенностью. Цветовой тон - это свойство, которым отличается определенный цвет от любого другого при одинаковой светлости и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины световой волны. Светлость цвета - мера различия определенного цвета от черного.

Наименьшая светлость свойственна черном, а наибольшая - белый цвет. Яркость цвета зависит от интенсивности световой волны, то есть от амплитуды ее колебания.

Насыщенность цвета - это мера выявления цветового тона, то есть различие определенного цвета от серого, одинакового с ним по светлостью.

Ахроматические цвета различаются только по степени светлости, которая зависит от коэффициента отражения света. Белая бумага имеет коэффициент отражения от 0, 60 до 0, 85, а черный - 0, 04-0, 003 (бумага, в который заворачивают фотопленку, черный бархат).

Чувствительность глаза к цвету разная. К синему цвету чувствительность в 40 раз меньше, чем до желтого. Самой яркой является жёлто-зелёная часть спектра. Светлым желтый цвет, от которого светлость уменьшается в сторону красного и фиолетового.

При обычных условиях человек способен различать до 150 цветов по цветовому тону, 20 оттенков - по насыщенности, около 200 - за светлостью. Под влиянием упражнений цветовая чувствительность увеличивается.

Чувствительность глаза к цвету может ослабляться в результате травм, заболеваний. В 5-7 процентов мужчин и 1-1,5 процента женщин наблюдается дальтонизм, то есть неспособность различать цвета.

Дальтонизм - явление наследственного происхождения. Оно передается преимущественно по мужской линии - от отца через дочку к внуков. Дальтонизм является противопоказанием для профессиональной деятельности, которая требует различения цветов - например, при цветной сигнализации, окраске и т.

Ухо - орган восприятия слуховых ощущений. В его строении различают звукопроводящую и звукочутливу части. Звукопроводящая часть уха - наружное ухо, барабанная перепонка, наковальня, молоточек и стремя, которые расположены в среднем ухе. Они проводят колебания звуковой волны в центральную часть уха, в которой содержится звуко- чувствительная его часть - кортиив орган. Он состоит из слуховой мембраны, поперечные волоконца которой - длиной от 0,04 до 0,5 мм - резонируют на звуковые волны, поступающие из среднего уха, вызывают возбуждение чувствительных клеток кортиевого органа.

Возбуждение передается слуховым нервом в слуховой области коры больших полушарий головного мозга (височная доля).

Функция органа слуха заключается в анализе звуков с колебанием от 16 до 20000 герц и дифференциации их на шумы и тона. Среди тонов выделяются музыкальные тона. В музыке принимают тона от 27,5 до +4224 колебаний.

Звуковые волны различают по их высоте, громкостью (интенсивностью) и тембром. Высотная чувствительность к звукам обусловливается частотой колебаний звуковой волны. Лучше ощущаются звуки с колебанием звуковой волны между 1000-4000 герц.

Громкость, или интенсивность, звука зависит от амплитуды колебания звуковой волны -ее принято определять в белах, или децибелах (децибел в 10 раз меньше, чем бел). Наименьший рост или снижение интенсивности звука, которое может испытывать человеческое ухо, равен 1 децибела.

Тембр отражает форму колебания звука. Обычно колебания звуковой волны (звук камертона) имеет форму синусоиды. Музыкальные звуки (пение, звуки музыкального инструмента) - это сложные звуки, состоящие из главного и частичных или парциальных, тонов.

Частичные тоны - это звуки от колебания половины, четверти, восьмой и т.д. частей целого тона. Образуется сложная звучание определенной высоты и силы, которое характеризуется своим тембром, то есть своеобразной совокупностью главного и частичных тонов.

Тембр развивается у детей с развитием речи. Дети уже в первом полугодии своей жизни способны реагировать на пение, музыку, на интонации речи, различают ритмичный сторону речи, а в конце первого года жизни различают звуки речи.

Тактильная, температурная и болевая чувствительность - функция органов, расположенных в коже.

Тактильные ощущения дают знания о мере равенства и рельефности поверхности предметов, ощущаемая при их ощупывании. Больше органов тактильного ощущения размещен на пучках, кончике языка. При сильном давлении на органы тактильных ощущений ощущается боль. Тактильные ощущения, как и зрение, играют большую роль в восприятии формы, размера предметов, расположение их в пространстве. Они особенно развиты у слепых, компенсируя отсутствие зрения при восприятии некоторых пространственных явлений. На этом построена азбука Брайля для слепых, в которой буквы изображены с помощью выпуклых точек.

Болевые ощущения, поступающие от органов, которых на наружной и внутренней поверхностях тела больше, сигнализируют о нарушении целостности ткани, что, конечно, вызывает у человека защитную реакцию. Направленность внимания на боль усиливает его, а отвлечение - ослабляет болевые ощущения. Боль, зафиксировано в центральной части болевого анализатора (в коре головного мозга), вызывает иллюзию боли в ампутированных конечностях (так называемый фантомная боль). Температурное чувство - чувство холода, тепла - вызывается контактом с предметами, имеющими температуру выше или ниже, чем температура тела. Можно вызвать парадоксальные ощущения тепла и холода: прикосновение к холодному вызывает ощущение тепла, а прикосновение к теплому - ощущение холода.

Температурные ощущения обусловлены и органическими процессами (кровообращением), и психическими состояниями (эмоциональными переживаниями). Эти состояния закрепили в языке образные выражения: "бросило в жар", "бросило в холод". Температурные ощущения сигнализируют о степени благоприятности окружающей среды для жизнедеятельности, о состоянии здоровья организма.

Вибрационное чувство ярко проявляется в глухих и слепых. Глухие и слепые реагируют на вибрацию предметов, чувствуют ее ритмичность. Органа вибрационного чувства пока не найдено. Это чувство значительной мере связано с зрительной и слуховой чувствительностью. Вибрационное чувство является профессионально важным для тех специальностей, по которым вибрация предмета свидетельствует о качественных особенностях деятельности.

Обонятельные ощущения осуществляются специальными обонятельными пузырьками, расположенными на внутренней поверхности носа. Не только животные, но и человек очень чувствительна к запахам. Обонятельные ощущения сигнализируют организму о состоянии пригодности продуктов для употребления, о чистом или загрязненный воздух.

Орган обоняния человека очень чувствителен к запахам. Человек обонянием может почувствовать наличие в воздухе очень незначительных частей пахучего вещества, например розового масла, серного водорода, мускуса. У собак, например, обоняние настолько развит, что они могут почувствовать одну молекулу пахучего вещества, растворенного в одном кубическом сантиметре воды.

Обонятельные ощущения важны не только для жизнедеятельности, но и для ряда профессий: в некоторых специальностях мере химической реакции или пригодность продуктов определяют обонянием.

Вкусовые ощущения своим органом имеют специальные чувствительные к химическим раздражителям колбочки, расположенные на языке и небе. Средняя и нижняя части языка вкусовых органов не имеют. Различают чувствительность к горькому, кислого, соленого и - наименьшую - к сладкому.

Вкусы могут смешиваться, поэтому ощущается кисло-сладкое и горьковато-сладкое. Это позволяет комбинировать различные вкусовые свойства продуктов в пищевой промышленности. Вкусовые ощущения, как и обонятельные, имеют важное значение для жизни - они сигнализируют о степени пригодности пищевых продуктов для употребления. Эта чувствительность профессионально необходима в кулинарных специальностям, в пищевой промышленности - дегустация продуктов требует высокой вкусовой чувствительности и способности дифференцировать наличие в продуктах тех или иных вкусовых веществ, чтобы регулировать приготовления этих продуктов.

Вкусовые ощущения развиваются под влиянием упражнений и жизненной практики или ослабевают, если они ничем не подкрепляются.

Статические, или гравитационные, ощущение отражают положение нашего тела в пространстве - лежание, стояние, сидение, равновесие, падения. Рецепторы этих ощущений содержатся в вестибулярном аппарате внутреннего уха (преддверии, полукругом каналы). При изменении тела относительно плоскости земли, как это бывает при езде, на воде, в самолете и при заболевании вестибулярного аппарата, возникает головокружение, теряются равновесие, ориентация в пространстве.

Нарушение деятельности вестибулярного аппарата противопоказано для специальностей пилота, космонавта, для работы на судне.

Кинестетические ощущения отражают движения и состояния отдельных частей тела - рук, ног, головы, корпуса. Рецепторами этих ощущений есть специальные органы, расположенные в мышцах и сухожилиях. Давление на эти органы во время движений вызывает ощущение положения органов тела. Кинестетические ощущения, давая знания о силе, скорость, степень движений, способствуют регуляции ряда действий.

Во многих профессиях, в физической культуре эти ощущения способствуют координации движений.

Языковая кинестезия является основой для артикуляции.

Таким образом, формирование кинестетических ощущений в процессе обучения и воспитания - важная задача образовательных, физкультурных учреждений, заведений трудового воспитания и обучения.

Органические ощущения сигнализируют о такие состояния организма, как голод, жажда, самочувствие, усталость, боль, их анализаторы расположены внутри организма и реагируют на меру достаточности в организме питательных веществ, кислорода или на наличие в органах тела, в нервной системе продуктов распада, происходит во время работы, употребление недоброкачественных продуктов, алкоголя и т.

Органические ощущения вызывают различные эмоциональные состояния, которые человек своими действиями пытается поддерживать или устранять. Целесообразность этих действий (употребление пищи, напитков, лекарств, покой, труд) требует осведомленности с характером органических ощущений, их причинами и знания меры для их устранения или удовольствие.

Некоторые лекарства, еда, курение на время тормозят, притупляют неприятные ощущения, но вместе с тем наносят организму значительный вред.