Проект на тему происхождение ингушей. Происхождение чеченцев и ингушей

1. Ингушетия - это географический центр Кавказа.
2. Владикавказ - столица Ингушетии до 1933 года.
3. Самый ранний христианский храм на территории России - храм Тхаба-Ерды.
4. Ингуши единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
5. Первый Герой России Сергей Сергеевич Осканов - ингуш.
6. Самое большое сельское поселение в мире - станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.
7. Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
8. Первый чемпион мира по боксу с Кавказа - уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000гг)
9. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин.
10. Казбек (инг. Баш-лоам перевод "тающая гора") - священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.
11. Бывший министр здравоохранения России Михаил Зурабов и губернатор Курганской области Олег Богомолов ингуши.
12. В Ингушетии нет домов престарелых.
13. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.
14. С февраля 1919 по март 1920 Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.
15. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
16. Главным праздником ингушей стал Мархаж (Ураза-Байрам). В этот праздник женщины дарят мужчинам носовые платки.
17. По закону ингушей зять никогда не видит тещу.
18. Как правило, ингуши не пунктуальны. Редкий ингушский рейс отправляется в назначенное время.
19. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.
20. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.
21. В Ингушетии есть свой "мужской" день. 1 марта - официальный праздник День Джигита. 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.
22. Ингуши в массе своей очень религиозны.
23. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.
24. Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только ее отсутствие.
25. Ингуши очень консервативный народ.
26. Муж не может целовать, обнимать или же касаться своей жены на людях. Отец не может ласкать детей на людях, мать может.
27. Самоназвание ингушей "гIалгIай" имеет несколько вариантов перевода, среди которых "жители башен" и "люди бога".
28. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.
29. Изображенный на флаге и гербе Ингушетии солярный знак (свастика) изначально был гербом тейпа Евлой.
30. В ингушском языке словосочетание "вей нах" значит "наши люди" и обозначает только ингушей.
31. До 1938 года ингушская письменность была на латинской основе. Serdalo - так называлась газета Сердало (Свет).
32. В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет "двадцатьдесять".
33. Лучший роман о Кавказе написал ингушский классик Идрис Базоркин.
34. Ингуши - русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
35. Ингушетия - ГIалгIай Мохк "Страна галгаев"
36. Ингушетия - самый маленький регион России.
37. В Ингушетии вас подвезут и не возьмут за это деньги.
38. Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как "дырка от задницы".
39. Переходить дорогу в Ингушетии очень опасно. Даже по "зебре".
40. На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека.
41. Ингушки не курят.
42. За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.
43. Русский князь Михаил Ярославич (1271-1318) был убит в ставке хана Золотой Орды на территории современной Ингушетии.
44. В Ингушетии, как и во многих регионах мира, распространено поверье, что убийство лягушек может вызвать дождь.
45. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется "дил".
46. Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства».
47. Улица генерала Осканова есть в каждом ингушском населенном пункте.
48. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.
49. Осетинские пироги это разновидность ингушских чапильгаш.
50. В старину видя в небе падающую звезду, ингуши говорили что она убежала замуж.
51. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.
52. Древний ингушский парламент назывался Мехк-Кхел и заседал в кол-ве 12 человек.
53. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.
54. Добываемая в Ингушетии нефть самая чистая в мире, из нее делают авиационные масла.
55. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.
56. Горную Ингушетию называют страной башен.
57. Немногие знают, что знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.
58. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
59. Курорт "Армхи" считается одним из самых крупных горных курортов (1200м над уровнем моря).
60. В среднем за год в курорте Армхи 140 солнечных дней (в Давосе - 97), количество осадков - 570 мм (в Давосе - 632 мм).
61. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
62. О человеке, держащем пост ингуши говорят "Он кормит солнце".
63. Вершиной ингушской этики является понятие "Эздел". "Эздий саг" - благородный человек.
64. Последний защитник Брестской крепости в ВОВ - ингуш Уматгирей Барханоев.
65. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.
66. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ "В ущелье" - его первое произведение.
67. Ингушетию называют одной из древнейших демократий на земле.
68. ХIонк (черемша) - лакомство и деликатес, национальное сокровище Ингушетии.
69. Все школы в Ингушетии - русские.
70. Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.
71. В Гражданской войне России в 1917-1922гг погиб каждый третий взрослый ингуш.
72. Когда чеченский лидер Джохар Дудаев обращался к своим гражданам на чеченском языке, многие чеченцы думали что он говорит по-ингушски и не понимали его. Дудаев был из ингушского тейпа ЦIечой.
73. Наличие большого кирпичного дома не говорит о богатстве. Ингушский дом может строиться десятилетиями.
74. Особое отношение к хлебу. Наступить на него считается недопустимым.
75. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.
76. Ингуши очень добрый народ, но депортация 1944 года не будет прощена никогда.
77. Лифт - это редкое явление для жилого дома в Ингушетии. Да их практически и нет.
78. В Ингушетии нет ресторанов Макдоналдс.
79. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов переехав в Норвегию благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.
80. В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.
81. Федеральная автомобильная дорога "Кавказ" наиболее красива на ингушском участке.
82. Территория современной Ингушетии всего в 3,7 раза больше площади Москвы, вместе с Пригородным районом - в 5.
83. Ингуши большим преступлением считают мародёрство.
84. Серафимович, Ставский, Булгаков начинали свою литературную деятельность в Ингушетии.
85. Ингушетия жемчужина Кавказа и лучшее место на свете.

Введение. История и жизнь ингушского народа

Ингуши, имеющие собственное наименование "галгаи", являются аборигенами Кавказа, присутствие которых в горах и на равнинах устойчиво фиксируется с 1-го тысячелетия до н.э. Этот народ входит в балкано-кавказскую семью большой европеоидной расы. Общее самоназвание "вайнахи" (в пер.: "наш народ"), схожесть языка и обычаев объединяет его с живущими рядом чеченцами. К уникальным шедеврам ингушской культуры, дошедшим до сегодняшнего дня, можно отнести самобытный фольклор, жемчужиной которого является героический нарт-орстхойский эпос вайнахов, оригинальные типы башенного, склепового и культурного строительства, специфичные женские украшения и головные уборы, изделия декоративно-прикладного искусства, содержащие самобытный орнамент из узоров эпохи поздней бронзы. Впрочем, как и сохранивший отголоски древнего Урарту ингушский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье кавказо-иберийских языков. Ингуши исповедуют Ислам суннитского толка, который под влиянием Дагестана и Чечни с XVI до первой половины XIX века постепенно становится здесь доминирующей религией. Монгольское нашествие в ХIII-ХIV в.в. заставило ингушей уйти в горы. Их возвращение на равнину происходило после распада Золотой Орды в XV-XVII в.в. В это время появились первые ингушские поселения в Тарской долине и бассейне реки Камбилеевки, в верховьях и по среднему течению реки Терек. Не позднее XVII века появилось здесь селение Ангушт (ныне село Тарское Пригородного района РСО-А), от которого произошло официальное российское наименование народа — ингуши. С XVI -- XVII века кавказский перешеек становится объектом стратегических интересов России, Турции и Ирана. Ингуши стремились к союзу с северным соседом. Первый договор c Россией был подписан ими на окраине с. Ангушт в 1770г., второй — в 1810 г. Вслед за тем появились многочисленные казачьи поселения (станицы) и российские оборонительные укрепления, которые возникали как на месте ингушских сел, изменив их прежние названия, так и на стратегически важных участках Северного Кавказа. К таковым можно отнести крепость Владикавказ, основанную в 1784г. в 4-х км от ингушского села Заурово. Это все сопровождалось бесцеремонным вытеснением местного населения с обжитых мест. Прибытие в регион генерала А.Ермолова, главноуправляющего в Грузии и командира Отдельного Кавказского корпуса (1816 - 1827 гг.), вызвало стихийное сопротивление горцев, в том числе и ингушей. Причинами тому были строительство системы российских укреплений, сопровождающееся насилием и уничтожением среды обитания (вырубка вековых лесов, разорение аулов, массовые убийства, вытеснение аборигенов в горные теснины, лишение горцев средств к существованию и пр.). Это и стало поводом для начала многолетней Кавказской войны (1817г.). Освободительная борьба горских народов велась под флагом газавата - священной войны мусульман. С 1834 по 1859 г.г. вплоть до своего пленения во главе повстанцев находился имам Шамиль, создавший военно-теократическое государство - имамат. Окончательное завоевание Северного Кавказа Россией в 1864 г. завершилось массовым отселением горцев, в том числе около трети ингушей, в Турцию и Малую Азию к единоверцам. Позднее перед российскими наместниками была поставлена задача полностью освободить Северный Кавказ от коренного населения. Заметим, что массовое выселение горцев предпринималось также в начале и в середине XX века.

Военно-стратегическим целям России отвечал начавшийся тогда территориальный передел, раздробивший земли с оставшимся на них ингушским населением. К 1870 г. большая часть ингушской земли вместе с северо-осетинской территорией была включена в состав Владикавказского округа; из большей части нынешних Пригородного и Сунженского районов был создан Сунженский казачий округ; горный южный участок ингушской территории отошел к Тифлисской губернии. Позже, в 1888 г., при объединении Сунженского округа и ингушской части Владикавказского округа был образован Сунженский отдел Терской области. В 1907г. из него была выделена отдельная административная единица — Назрановский округ. Доведенный до отчаяния ингушский народ активно поддержал Октябрьскую революцию 1917 года и в этот период, по признанию белогвардейского генерала Деникина, "оказался вершителем судеб Северного Кавказа". В период гражданской войны была разрушена почти половина ингушских сел и аулов, погиб каждый четвертый их житель. С приходом большевиков давние надежды обретения национальной самостоятельности стали получать конкретные очертания. На съезде народов Терской области 17 ноября 1920г. была провозглашена Горская АССР (ГАССР) со столицей в г. Владикавказе. Узаконенная Декретом ВЦИК РСФСР от 20 января 1921г., она включала 6 административных округов: Балкарский, Ингушский, Кабардинский, Карачаевский, Осетинский, Чеченский, а также существующие в виде самостоятельных административных единиц города Владикавказ и Грозный. Республика вскоре распалась на ряд новых территориальных образований. Последними перед упразднением ГАССР 7 июля 1924 г. выделились Сунженский округ, а также Северо-Осетинская и Ингушская автономные области (АО). Между ними были распределены промышленные и хозяйственные объекты г. Владикавказа, в котором разместились и их административные центры.

Репрессии тоталитарного режима, от которых пострадали миллионы невинных людей, с особой жестокостью прокатились по Стране Советов с конца 20-х и в 30-е годы. Ингушский народ в этот период потерял лучших и наиболее активных своих представителей, в их числе оказался видный государственный деятель того времени Идрис Зязиков. Для этого времени характерно начало продолжавшейся вплоть до середины 80-х годов лицемерной национальной политики, направленной на искоренение "малых" народов. Последовательно разрушалась продекларированная ингушская государственность. 1 июня 1933 г. город Орджоникидзе (бывш. Владикавказ) полностью передается под юрисдикцию Северо - Осетинской автономной области. Спустя полгода, 15 января 1934 г. решением Президиума ВЦИК, принятым в нарушение всех конституционных норм путем телефонного опроса. Ингушская и Чеченская области были объединены в Чечено-Ингушскую АО со столицей в г. Грозном, которая затем в 1936г. была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР. Тяжелый удар пришелся и по древней ингушской культуре. Как и в отношении ряда других этносов СССР национальная письменность с традиционной графики решением центральных властей была переведена на кириллицу. Постепенно стали сокращаться объемы и уровень национального просвещения. Недоступными, а часто под запретом, для новых поколений оказались многие произведения национальных авторов, описывающие историю народа. Государственный воинствующий атеизм подвергал людей жесточайшим преследованиям за приверженность национальным традициям и обычаям, в том числе и за их религиозные убеждения. В те времена изучение и распространение Ислама находилось под строгим запретом.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. основная часть мужского населения ЧИАССР ушла в действующую армию и героически сражалась на фронтах. Четверым ингушам было присвоено звание Героя Советского Союза и еще 12 из них были представлены к этой высокой награде. После наметившегося перелома в войне новыми репрессиями вновь заявила о себе прежняя, сталинская национальная политика. Теперь она прикрывалась нелепыми обвинениями неповинных жителей в пособничестве врагу. И хотя в ЧИАССР не было ни одного оккупированного неприятелем села, 23 февраля 1944 г. в 5 часов утра силами войск НКВД и Красной Армии началась тотальная депортация ингушей и чеченцев. В этот день в Казахстан, Среднюю Азию и Сибирь было отправлено около 650 тысяч человек обеих национальностей. Непригодные к транспортировке — немощные старики, больные, инвалиды, беременные женщины и их близкие, жители труднодоступных селений подлежали уничтожению. Так были сожжены заживо жители ингушских селений Таргим, Гули и Цори Пригородного района! Все имущество бывших жителей республики и средства производства были конфискованы или уничтоженны. Указом ПВС от 7 марта 1944г. ЧИ АССР была ликвидирована, а ее территория распределена между вновь образованной Грозненской областью, Грузинской ССР, Северо-Осетинской АО и Дагестанской АССР. Всеми средствами стирались следы проживания здесь депортированного народа: из литературы, из истории убиралось любое упоминание о нем, разравнивались кладбища, могильные памятники шли на строительство, безжалостно сжигались ценнейшие книги и рукописи. Сотни тысяч граждан получили клеймо "изменника родины". В их числе оказались и фронтовики, частично отозванные с полей сражений, частично вернувшиеся после окончания войны к своим сосланным семьям. По приблизительным оценкам эта чудовищная акция стоила жизни каждому второму из 90 тысяч депортированных ингушей. Оставшихся в живых тоталитарный режим обрек на бесправное существование в тяжелых условиях ссылки, ограничив в передвижении, получении образования, трудоустройстве, соблюдении своих национальных и религиозных традиций. Тем самым на многие годы затормозилось поступательное развитие этноса, лишившегося как минимум целого поколения интеллигенции, специалистов по различным отраслям знаний . XX съезд КПСС выступил с разоблачением культа личности Сталина. После него вышел Указ ПВС СССР от 16 июля 1956г. "О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны". С него и началось стихийное самовольное возвращение на родину депортированных, проходившее в тяжелейших условиях для людей. Ведь этот, как и все последующие законодательные акты вплоть до ноября 1989г., не снимал с народа несправедливых обвинений и не предусматривал ни компенсаций ущерба, ни возвращения на прежнее место жительства. Президиум ЦК КПСС 22 декабря 1956 г. поступила записка, подписанная крупными партийными руководителями А.Микояном, К.Ворошиловым, Г.Маленковым, Л.Брежневым и Н.Беляевым. В ней говорилось, что в бывшую ЧИАССР самовольно вернулось более 11 тысяч депортированных. Пригородный район к тому времени был заселен 33 тыс. жителей, в т.ч. 23,5 тыс. осетин. Следствием этой записки явился Указ Президиума Верховного Совета СССР "О восстановлении Чечено - Ингушской АССР в составе РСФСР (9 января 1957 г.) и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О восстановлении Чечено - Ингушской АССР и упразднении Грозненской области" (9 февраля 1957 г.).Тем не менее, руководство Северо-Осетинской автономной области воспротивилось возвращению Пригородного и части Малгобекского районов восстанавливаемой ЧИ АССР, обещая создать все условия для ингушей, живших в этих районах до депортации. По его настоянию было принято решение не включать эти районы в состав воссоздаваемой ЧИ АССР, а, в качестве компенсации, присоединить к последней притеречные районы Грозненской области - Наурский, Шелковской и Каргалинский. Также, видимо, не случайно не была возвращена узкая часть Малгобекского района, связывавшая республику с родственной по вере и схожей по судьбе Кабардино-Балкарией. Однако, ингушам, возвращающимся из ссылки на родину в Северную Осетию, решениями местных и союзных властей создавались разного рода запреты на жительство, препятствующие, в первую очередь, их прописке. И все-таки, несмотря на унижения и бесправие, на земле предков обосновались десятки тысяч ингушей. По этим причинам многие из ингушей оказались не зарегистрироваными по месту их постоянного жительства (не прописаны). Парадоксально, но граждане ингушской национальности, прожившие там не одно десятилетие, в местных государственных органах никогда не числились и на сегодняшний день формально не являются североосетинскими жителями со всеми вытекающими последствиями.

Требования по восстановлению прав ингушского народа с начала 70-х годов стали проявляться открыто в формах митингов и народных съездов. Они, прежде всего, касались возвращения прежней государственности и этнической территорий. Широкий резонанс имели серьезные по тем временам акции: письмо старых коммунистов в ЦК КПСС "О судьбе ингушского народа" (1972г.), а также массовый митинг 16-18 января 1973 г. в Грозном. Эти идеи повсюду встречали активную поддержку подавляющего большинства ингушей. В Северо - Осетинской АССР им противостояла резко негативная реакция осетинского руководства, подогревающего антиингушские настроения. В 1981 г. там прокатилась провокационная истерия, сопровождавшаяся призывами расправы с ингушами, закончившаяся относительно спокойно. С годами накал межнационального противостояния возрастал, хотя часто имели место проявления добрых взаимоотношений, о чем свидетельствовало большое число смешанных осетино-ингушских браков. Середина 80-х годов в СССР ознаменовалась началом эпохи демократических преобразований. С принятием Съездом народных депутатов СССР 14 ноября 1989 г.. декларации "О признании незаконными, преступными всех актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", а особенно после выхода 26 апреля 1991 г. Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", снимавшего с незаслуженно пострадавших народов все обвинения, для ингушского народа ясно обозначилась перспектива скорого восстановления исторической справедливости. Однако постепенно отношения между ингушским и осетинским населением в СО АССР становятся все более напряженными. После спровоцированной 19 апреля 1991 г. в с.Куртат стычки из-за огорода руководство Северной Осетии потребовало введения во Владикавказе и Пригородном районе режима чрезвычайного положения. Этот акт оказался безрезультатным, так как был направлен, в основном, на усмирение ингушей. Несомненно он стал одним из детонаторов осетино - ингушского конфликта 1992 г. (см. ниже).

Республика Ингушетия (РИ) появилась на карте России после 4 июня 1992г. с принятием Верховным Советом РФ Закона "Об образовании Ингушской Республики в составе РФ", который был утвержден VII съездом народных депутатов РФ. Ингушский народ, наконец, получил долгожданную государственность. При этом границы Ингушетии с Чеченской республикой и Северной Осетией определены не были. В мае 1993г. вышла декларация Чрезвычайного съезда народов Ингушетии "О государственном суверенитете Ингушской Республики", а 27 февраля 1994 г. всенародным референдумом Ингушетии "О государственном суверенитете Ингушской Республики", а 27 февраля 1994г. всенародным референдумом была одобрена Конституция республики, подтверждены полномочия Президента и Вице-президента, избрано Президента и Вице-президента, избрано Народное Собрание. Позже была утверждена государственная символика — Герб, Гимн и Флаг. Республика Ингушетия располагается на возвышенности в северной части Большого Кавказа. Ее административным центром является город Назрань, вблизи которой начато строительство столицы - города Магас. Западная граница Ингушетии с Республикой Северная Осетия — Алания, а также ее восточные рубежи с Чеченской Республикой определены неточно. Приблизительно вся площадь РИ составляет 2682 кв. км. Основные реки — Терек, Асса, Сунжа. Главные наземные транспортные пути — автомобильная и железнодорожная магистрали "Ростов-Баку", Военно-Грузинская дорога. Воздушные сообщения обеспечивает аэропорт в Cлепцовске. Руководителем республики является Президент, высший орган законодательной власти — однопалатный парламент (Народное Собрание) из 27 депутатов, высший орган исполнительной власти — Правительство РИ. На начало 1995 г. численность населения составляла 279,6 тыс. чел., из которых городских жителей 82.9 тыс. чел., сельских — 196,7 тыс. чел. . По итогам частичной переписи населения на 20 августа 1992 г.. этнический состав республики был следующим: ингуши — 85,9%, русские — 7,5%, чеченцы — 4,9%, другие — 1,6%. В 1995 г. естественный прирост жителей Ингушетии составил 1,81%, отрицательное сальдо миграции населения равнялось 0,09% всего населения за счет жителей неингушской национальности при среднем уровне миграции 1407 чел. Значительную долю среди проживающих в республике составляют вынужденные переселенцы из РСО-А и Чеченской республики. Прожиточный минимум изменялся со 154,8 до 269,8 тыс.руб. Медицинское обслуживание населения осуществляют 9 больниц, 5 диспансеров, 19 амбулаторий, 50 медпунктов, мощности которых явно недостаточно. По сравнению с соседними регионами положение жителей РИ в 1995г. представляется самым неблагополучным (см. табл.).

Показатели Ингушетия Сев. Осетия Дагестан Каб.- Балкария
Плотность населения, чел./кв.км. 81,2 38,5 62,4
Денежные доходы на 1 жителя в мес., тыс.руб. 144,3 344,6 232,7 300,4
Денежные расходы на 1 жителя в мес., тыс.руб. 78,8 182,1 81,6 186,4
Продолжительность жизни, лет 59,1 70,7 72,8 70,7

Экономику республики, как и другие регионы РФ, лихорадит отсутствие финансовых средств. Плановое федеральное финансирование поступает неполностью, с опозданием на полгода и больше, при этом задолженность госбюджета измеряется десятками, а то и сотнями миллиардов рублей. Практически не возмещается ущерб, причиненный ингушскому народу депортацией 1944г. и последними конфликтами. Тем не менее, в 1995г. отмечена тенденция к подъему практически во всех отраслях народного хозяйства. Существующая второй год первая в России Зона экономического благоприятствования "ИНГУШЕТИЯ", регистрационные и налоговые средства от которой перечисляются как бюджетная ссуда в развитие республики, обеспечивает дополнительный приток ресурсов, в т.ч. на строительство новых объектов . Учреждение Республики способствовало активному возрождению науки, культуры и образованию. Благодаря усилиям энтузиастов практически на пустом месте начали работу драматический и кукольный театральные коллективы, танцевальные и фольклорные ансамбли, филармония, библиотеки, краеведческий, архитектурно-исторический и художественный музеи, стало подниматься национально-декоративное искусство. Начато строительство учебного Центра искусств. Расширяют деятельность Ингушский научно-исследовательский институт и Ингушский государственный университет. В 1995-96 учебном году в профтехлицее и двух профтехучилищах обучалось по 12 специальностям свыше 1000 человек. Приняли в свои стены первых учащихся Горский кадетский корпус и школа-лицей. Ощутимые изменения происходят в общественной жизни. На начало июня 1996г. в Ингушетии зарегистрировано 72 общественных и религиозных организации. Здесь активно действуют местные мусульманские и православные религиозные общины, объединения женщин, ветеранов, вынужденных переселенцев и других слоев населения, а также отделения общероссийских организаций и политических партий.

Наряду с изложенными позитивными факторами образование Республики Ингушетия резко активизировало осетино-ингушское противостояние.

Осетино-ингушский конфликт активизировался с образованием РИ. Появился субъект, законно претендующий на Пригородный и часть Малгобекского районов Северной Осетии, а главное, в отличие от ЧИАССР, остро заинтересованный в них. Помимо восстановления исторической справедливости, эти территории на треть увеличили бы площадь молодой республики, а ее равнинную часть — почти вдвое. Именно земля стала главной причиной жесткого противостояния. К тому же в высказываниях отдельных руководителей РИ порою не хватало выдержки. Ее несформировавшиеся органы подчас принимали решения, выходящие за рамки своей компетенции. Осетинская сторона не спешила выполнять постановления федеральных органов РФ по реализации указанных выше законодательных актов о территориальной реабилитации и принимала свои решения, противоречащие вышестоящим, подкрепляя их организованными массовыми выступлениями населения, созданием крупных вооруженных формирований, в т.ч. незаконных: национальной гвардии и ополчения. Это положение проявлялось в виде многочисленных фактов накопления вооружений, в частоте появления разного рода провокационных высказываний и заявлений, явном всплеске преступности на национальной почве и т.п. Федеральные власти должным образом не реагировали на раздувание шовинистических страстей в регионе, несмотря на сообщения средств массовой информации в 1990-92 г.г. и действующее чрезвычайное положение. Постепенно центр отказался от прежних планов и со второй половины 1992 г. решение по территориальной реабилитации стало поэтапно откладываться до лучших времен. Конфликт назревал. Повод для его начала представился 24 октября 1992г. после принятия непродуманного решения объединенной сессии Назрановского, Сунженского, Малгобекского районных советов РИ и депутатской группы Пригородного района СО о создании отрядов самообороны в ингушских селах Пригородного района. Оно было явно незаконным, хотя отсутствие реакции североосетинских властей на участившиеся случаи нападений на ингушей требовало принятия срочных мер. Прозвучавший в ответ резкий ультиматум Верховного Совета СО не допускал каких-либо переговоров. Предложения ПВС РФ от 26 октября о мирном решении спорных вопросов повисли в воздухе. Уже 30 октября осетино-ингушский конфликт перешел в решающую фазу. В этот день с обстрела ингушских сел Камбилеевское и Октябрьское начались активные вооруженные действия. Телефонная связь в зоне конфликта оказалась прерванной. Во Владикавказе важные объекты укрывались мешками с песком, спешно уничтожались некоторые архивы. Затем прозвучали выстрелы в с. Дачное, где отрядам местной ингушской самообороны противостояла бронетехника национальной гвардии СО, местная милиция и жители-осетины. На выручку к родственникам из Назрани (РИ) в с. Чермен на автомашинах, частично защищенных металлическими листами, кинулась вооруженная толпа, представленная осетинскими СМИ как танковая колонна. Российское военное командование не сумело вовремя оценить обстановку и предпринять решительные шаги по прекращению беспорядков. Мало того, армией была произведена раздача осетинскому населению 642 единиц боевого оружия, а также усилены североосетинские силы 57-ю российскими танками. 1 ноября в 5 ч. 40 мин. начался массированный артобстрел ряда ингушских сел Пригородного района. По не опровергнутым данным в трагические дни стихийно организованным и разрозненным группам ингушей до нескольких десятков человек каждая, вооруженных стрелковым оружием, противостояла хорошо подготовленная североосетинская армейская группировка, в которой оказалось немало беженцев из Южной Осетии — граждан Республики Грузия. Она включала бронетанковую бригаду "ИР", осетинскую гвардию, ОМОН МВД СО, народное ополчение, 2 казачьих полка. Действия осетинских сил велись под фактическим прикрытием федеральных соединений: дивизии "Дон", 2-х военных училищ, гарнизона г. Владикавказа, 2-х полков Псковской авиадесантной дивизии, спецназа. Исходя из размеров произошедшей трагедии, не может быть речи о миротворческом характере этой военной операции. Существует версия, что действия военных имели целью втянуть в этот конфликт чеченцев, что подтверждается фактом совершения 10 ноября внезапного броска десантных частей в сопровождении тяжелых танков и бронетехники из горячей зоны через Ингушетию к границам Чечни. За период драматических событий, продолжавшихся по 5 ноября, зарегистрировано 583 погибших (350 ингушей и 192 осетина) и около тысячи раненых . До сих пор нет сведений о 181 ингушах, пропавших без вести. В селах Пригородного района число разрушенных ингушских домов более чем в 3 раза превысило число осетинских . В результате произошедшей, по словам Президента РФ Б.Н.Ельцина , "этнической чистки" практически все ингушское население С.Осетии (60-70 тыс. человек) было вынуждено оставить свои жилища и спасаться в других регионах. Состав жертв и разрушений, многочисленные показания свидетелей, фото - кинодокументы, другие доказательства рисуют картину изощренного издевательства, варварского истребления беззащитных детей, стариков, женщин, разграбления и уничтожения их имущества, убедительно свидетельствуют о том, что указанные действия можно квалифицировать как геноцид по отношению к ингушскому населению . Серьезной экспертизы жертв конфликта не производилось. События осени 1992 года старательно замалчиваются. До сих пор не обнародованы материалы судебных расследований, отсутствуют официальные сведения, касающиеся того периода. В целях нормализации положения в зоне конфликта уже 2 ноября 1992 г. Указом Президента РФ было введено чрезвычайное положение и назначена Временная администрация (ВА), базирующаяся во Владикавказе. Безуспешность попыток восстановления мира потребовала принятия президентского Указа в феврале 1995 г., отменяющего чрезвычайное положение и вместо ВА создающего Временный Государственный комитет (ВГК) со значительно большими полномочиями. Однако и этот шаг не дал ощутимого результата — конфликт тлеет до сих пор. (В августе 1996г. ВГК упразднен с принятием новой структуры Правительства РФ — Прим.авт.). В период с 1993 по 1994 г.г. было совершено немало серьезных преступлений , в т.ч. остающееся нераскрытым с 13 августа 1993г. убийство Главы Временной администрации Виктора Поляничко. В очередной раз власти продемонстрировали свою беспомощность в г. Владикавказе 19 мая 1994г. Тогда во время стоянки экстремистами были захвачены шестеро ингушей, сидевших в автомашине. В сопровождении советника Главы ВА полковника Ю.П.Горева они ехали для получения медицинской помощи из пос. Карца Пригородного района РСО-А. До сих пор не выяснена судьба этих людей, среди которых оказались ветеран Отечественной войны и несовершеннолетняя девочка.

Чеченская трагедия началась 11 декабря 1994г. с вводом федеральных войск на территорию Чеченской Республики Ичкерия. При этом немалыми человеческими жертвами сопровождалось передвижение основной группы войск из С.Осетии через Ингушетию, против которого активно протестовало местное население. Тяжелая бронетехника, разворотившая плодородный слой полей по трассе своего пути, причинила урон сельскому хозяйству республики. Актом вандализма можно назвать случай, произошедший 14 декабря 1994г. в с. Плиево Назрановского района. Военнослужащие, въехав ночью на бронетехнике на территорию кладбища, где похоронен один из первых героев России С.С.Осканов, разрушили ограждения, исковеркали могилы. Кроме того, они кощунственно осквернили находящийся там молитвенный дом, выломав окна и двери, разрушив мебель, изорвав молитвенные коврики, превратив само помещение в туалет. Развернувшиеся вскоре, непосредственно у границ Ингушетии, полномасштабные боевые действия вызвали более мощные, чем в 1992г., потоки вынужденных переселенцев и лавину противоправных действий со стороны федеральных войск. Несомненно, что чеченская война в судьбе ингушского народа стала еще одним крупным ударом, масштабы которого еще предстоит выяснить. Помимо огромных человеческих жертв, в этой республике стерты с лица земли и разграблены музеи, архивы и библиотеки, хранившие основную часть исторических реликвий и культурных ценностей ингушского этноса. В составе чеченских вынужденных переселенцев значительную долю составляют ингуши, среди которых немало оказавшихся там после конфликта в С.Осетии.

Г.А.Искандяров, Фонд Развития Мусульманских народов, г.Москва, e-mail: [email protected]

Раскручиваемый третьими лицами на Северном Кавказе бренд "Ингушской Алании» в последее время привлек с себе внимание не только обычных граждан, но и авторитетнвх историков. К великому сожалению авторов этой идеи, чаша весов с трудно оспоримыми фактами и доказательствами все больше склоняется не в пользу сторонников "Ингушской Алании". Ни так давно в руки коллектива ингушских историков попала книга "История Ингушетии", на примере которой можно констатировать наличие желания заинтересованных закулисных кукловодов столкнуть народы на Сееверном Кавказе и развязать новый очаг напряженности. Но сегодня речь пойдет не столько о большой политике, сколько о разоблачении грязной технологии подмены и искажения истории ингушей.

Своеобразным идеологическим фундаментом для спора стала книга «История Ингушетии», коллектив авторов - государственный Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук им Ч. Ахриева. Недоумение у читателя возникает уже после прочтения страницы 7 «Введения», где мы встречаем четкое утверждение, что: «Республика Ингушетия расположена на северных склонах центральной части Большого Кавказского хребта». Однако все знают, что на указанной территории как-бы давным-давно расположены РСО-Алания и Кабардино-Балкарская Республика. На самом же деле Республика Ингушетия расположена в западной части Северо-Восточного Кавказа.

На той же странице 7 недвусмысленно указывается, что: «На востоке Ингушетия граничит с Чеченской Республикой, на севере и западе – с Кабардино-Балкарской Республикой и Северной Осетией, на юге в горной части Ингушетии проходит государственная граница России с Грузией». В реальности современная Республика Ингушетия (входящая, кстати, в состав Российской Федерации, о чем авторы так и не удосужились сообщить своим читателям) граничит: на западе и севере с Республикой Северная Осетия – Алания, на востоке с Чеченской Республикой. А с КБР не граничит и вовсе.

Идем дальше! Без указания источника информации в книге изображена (стр. 13) фотография с надписью «Вооружение средневекового ингушского воина». Однако, на самом деле фотография заимствована из работы Ахмадова Я.З. «Чеченец в панцирном вооружении середина XIX в.» («История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. Москва, 2001. стр. 384), опубликованной еще в 2001 году. По свидетельству Ахмадова копия указанной фотографии приобретена им в 1992 году у археолога Чахкиева Д.Ю. на основании письменного договора, который и обозначил ее как фото чеченца-кистина из Панкисского ущелья, снятое в Грузии.

На стр. 183 приведена иллюстрация с картины художника Джапаридзе У.М. «Комендант Кизляра Фрауендорф награждает ингушских делегатов». Однако, как выяснилось, сей художник ничего подобного в своей жизни никогда не писал. Кстати, весьма странно выглядит на картине генерал-майор и комендант Кизляра 50-х годов XVIII в. Карл (Иван Львович) Фрауендорф, облаченный в шинель образца начала XIX века, да еще с эполетами! Для справки: в русской армии эполеты на шинелях и гусарских мундирах никогда не использовались. Не говоря уже о том, что «ингушские делегаты» Фрауендорфом не награждались какими-либо медалями или крестами.

Список подобных несуразностей можно продолжить. "Орел из Арзи», вынесенный на обложку книги, не орел, а бронзовая фигура ястреба (это мог бы объяснить маститым авторам любой ингушский мальчишка). И его изготовление относится не к 105 г. хиджры, как нас уверяют историки на стр. 93, а согласно мнению специалистов Эрмитажа (где хранится артефакт) – к 189 г. хиджры.

Дальше такую «Историю Ингушетии» можно было бы и не читать. О чем говорить, если ее авторы не знают географическое расположение республики. Однако, возможно, закулисный автор хотел намекнуть гордому ингушу, что это все твоя земля и ее следовало бы вернуть «хозяину».

Венцом развития археологических культур на Северном Кавказе авторы считают кобанскую (XII-IV вв. до н. э.) и утверждают, что именно с «племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп». Кем принято, когда, где? Нет ответа! И далее: «Во второй половине I тыс. до н. э. ингуши представляли собой крупное объединение племен, находившееся на стадии образования государства и занимавшее довольно обширную территорию предгорно-плоскостной и горной зоны Центрального и Северо-Восточного Кавказа» (стр. 13). Какие «ингуши» в I тыс. до н. э., когда общее самоназвание появилось не ранее ХУШ в. н. э.?!!! Племена нахов, да будет известно авторам «Истории Ингушетии», занимали в античную эпоху ту же территорию, что и в кобанское время: от бассейна р. Уруп на западе до р. Аксай и Андийского хребта на востоке и полосу гор, прилегающую к Главному Кавказскому хребту с юга, в пределах от Сванетии до Дагестана (Меликишвили Г.А. «К древней истории Грузии». (Тбилиси, 1959), Гамрекели В.Н. «Двалы и Двалетия в I-XV вв» (Тбилиси, 1961), Гадло А.В. «Этническая история Северного Кавказа. IV-Х вв.» (Ленинград, 1979); Ахмадов Я.З. «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века». (Москва, 2001; и др.).

Естественно они делились на более или менее крупные и мелкие племена и общества, независимые друг от друга, но не на «ингушей» и «чеченцев», объединения которых зародились только в новое время. И еще, нельзя не отметить, что серьезных сторонников имеет гипотеза не только о сугубо протонахском, но и о протоабхазо-адыгском субстрате носителей кобанской культуры.

Я пропускаю без комментариев бессмысленные рассуждения авторов о Нартском эпосе (им, оказывается, неизвестна ономастика имен главных героев нартиады и собственно название ее нахской версии – нарт-орстхой/эрстхой/архсартаггат) и переходим к одной из главных тем «Введения» и «Истории…» в целом – этногенезу сарматов и аланов.

Аланское государство предстает перед читателями данной истории как результат «завершения этнополитической консолидации аборигенных нахских (древнеингушских) племен и ассимилировавшихся в результате многовековых инфильтраций в нахскую среду, в позднекобанскую и посткобанскую эпоху, ираноязычных (сарматских) и, начиная с IV в. тюркских этнических групп…».

Здесь видим наглядное использование приемов, заимствованных из карточно-шулерской практики в псевдоисторическом труде. Нам здесь вбрасывают «ингушские», «древнеингушские» наименования не только вместо протонахских и чеченских этнонимов, но уже и вместо алан и других горских народов. Тем самым альтернативная «История Ингушетии» превращается в альтернативную историю всего Северного Кавказа…

Между тем авторы I тома «Истории Чечни с древнейших времен до наших дней» (Грозный, 2006) в своих текстах вплоть до XV в. преимущественно использовали этнонимы «нахи» и «вайнахи», а не «чеченцы». Профессор Ахмадов Я.З. в своей работе «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века» (М., 2001) вплоть до начала XVI в. вообще не употребляет этноним «чеченцы», ограничиваясь использованием исключительно этнонима «нахи»…

Лженаучные маневры проделывают авторы «Истории Ингушетии» и в оценках исторического периода XV-XVIII вв. Тут «поздние переселенцы» в Грузии - «фяппи-бацой» или «цова-тушины» из «Горной Ингушетии» переходят на грузинский язык, другая часть «ингушей» покидает территории Куртатинского, Кобанского, Санибанского ущелий Осетии и их заселяют неведомо откуда взявшиеся «ираноязычные ироны-осетины», и т. д. То вдруг этническая территория ингушей «приблизительно с XVI в. начинает смещаться в сторону Северо-Восточного Кавказа», но здесь «ингушей» (которых еще и в природе на тот момент нет) вытесняют с «предгорий» ногайские и адыгские «родоплеменные группы» (которых тоже еще нет).

Не может не привлечь внимания и точка зрения авторов на Кавказскую войну. Здесь они в очередной раз выстроили литературно-изобразительными средствами конструкцию, в которой, видите ли: «Существенное влияние на этнополитическую консолидацию собственно чеченских территориальных обществ и расширение зоны распространения ареала этнонима «чеченцы» как этнополитического термина оказал имамат Шамиля». И далее: «В период Кавказской войны указанные восточные ингушеязычные общества, располагавшиеся в горной и предгорной зоне современной Чечни к западу от Аргуна, были частично независимыми, частью входившими в Имамат... Разрыв близкородственных ингушам ингушеязычных обществ («дальние кисты») с западными собственно ингушскими обществами и их постепенная ориентация на Чечню наметился с завершением строительства Сунженской линии и административно-территориальными реформами на Северном Кавказе во второй половине XIX в». В общем, прощай здравый смысл!!

Мы уже имели возможность говорить выше о неадекватном восприятии нашими авторами истории Чечни. Но возникает вопрос, а почему бред все время только об этом. Ведь авторы «Истории Ингушетии» могли бы бредить и о чем-нибудь другом. В чем же заключена сверхзадача ингушских псевдо-историков? В течение всего ХVIII и первой половины XIX в. царское правительство не снимало с повестки дня вопрос о христианизации ингушей. Но в среде последних упорно росли промусульманские и прочеченские настроения. В конце 50-х – начале 60-х гг. XIX в. старанием великого чеченского шейха Кунта-Хаджи Кишиева ислам окончательно утвердился на всей территории плоскостной и горной Ингушетии. Однако эта важнейшая страница в истории ингушского народа практически не нашла своего отражения в рассматриваемой «Истории...». Авторы оказались полностью отвлечены на всякие «ингушеязычные» экзерсисы, являющиеся подлинным издевательством над историей ингушского народа и его соседей… Оставляем досоветский пореформенный и советский период «Истории Ингушетии» без внимания. Собственно главы «Истории…» данного периода (гл. VI- ХI) рассмотрены в обстоятельной рецензии Хамзата Умхаева (Умхаев Хамзат. Историческое мифотворчество // Вести Республики. 14.10.2011 г.). Одно понятно и четко выражено еще во «Введении», что совместное пребывание ингушей и чеченцев в Чечено-Ингушской АССР с 1934 по 1991 г. ничего хорошего для ингушей не принесло. Как говорится: «Вот тебе, коршун, и награда»!

Не можем не согласиться с авторским коллективом «Истории Ингушетии» в их признании, что «труд не свободен от различного рода недостатков». А вот в том, «что в историческом повествовании настоящей работы наличествуют ряд положений, которые, безусловно, могут быть признаны спорными», я позволю себе не согласиться. Никак нельзя признать спорным тот основополагающий факт, что в искомой «Истории Ингушетии» начисто отсутствует исторический подход, подмененный псевдоэтнографическими и псевдофилологическими рассуждениями и умозаключениями.

В адрес своих соседей высказаны не только претензии, но и откровенно-циничные поползновения: характером навязчивого бреда окрашены выказываемые претензии на чеченские земли до Аргуна, а то и до Сулака в Дагестане. Мы уже уже не говорим, что и весь Центральный Кавказ «ингушский»… Притом последние, безусловно, весьма мутные заявления густо замешаны на крайнем национализме и резко отдают агрессивным нацистским душком… Судя по всему, авторы имеют полное содействие, одобрение и покровительство заокеанских и европейских кукловодов. А проводниками в этой хитрой политической игре стали ингуши-эмигранты, которых просто используют втемную.

То, что написано в этой, с позволения сказать, «Истории Ингушетии», совершенно недостойно славного, мусульманского ингушского народа с богатыми гуманистическими традициями. Конечно, все негативное, отмеченное в книге, не является постулатами национального самосознания ингушского народа. Подлинную культуру ингушского народа, его великолепные человеческие качества в историческом генезисе раскрывают, например, монографии А.Х. Танкиева, М.М. Зязикова и др. (Танкиев А. Х. «Духовные башни ингушского народа» (Саратов, 1997), Зязиков М.М. «Традиционная культура ингушей: история и современность» (Ростов-на-Дону, 2004), его же «На рубеже столетий. Ингушетия в конце Х1Х – начале ХХ веков» (Ростов-на-Дону, 2011).

В озникает закономерный вопрос исключительно к авторам книги и ее покровителям. А что дальше? Вот вы написали, заявили претензию на земли, язык, историю ряда горских народов, облили их грязью, влезли в историю. А дальше что? Как теперь, по-вашему, должны реагировать на ваш печатный вызов, те же чеченцы, осетины, кабардинцы и соответствующие субъекты Российской Федерации. Какие вырисовываются варианты? Может быть, чеченцам, кабардинцам, осетинам и горцам Грузии, устыдившись унесенных бредом авторов «Истории Ингушетии», совершить массовое харакири и освободить т. н. «ингушеязычную» территорию? А если они возьмут и предпочтут варианты полегче?! Этого видимо и ждете?!

Однако одни варианты неприемлемы для горских народов, другие губительны для самой Ингушетии. Значит, остается один надежный вариант – ингушский народ должен осознать, что им подло манипулируют извне, и делают это только с одной целью – развязать новую войну на Северном Кавказе. Видимо, сегодня только ингушский народ в силах усмирить пыл грязных провокаторов!

В истории Ингушетии было множество тяжелых периодов. Она переживала объединения в различные территориальные единицы и их распад, упразднялась и возрождалась вновь, пока не стала национально-государственным образованием с собственной конституцией и столицей в составе Российской Федерации. Путь к признанию государственности и образованию республики был длинным.

Тысячелетия до нашей эры

С историей Ингушетии связано основание циркумпонтийской металлургической провинции в IV тысячелетии до нашей эры. Создавшие ее люди, начали развивать горно-металлургический промысел, но одновременно были вынуждены строить каменные крепости, препятствующие завоеванию населения кочевниками.

Одновременно с этим сложились две материальные культуры - майкопская и куро-аракская. Первая и явилась генетической предшественницей северокавказской, а затем и кобанской культуры, с которой связывают ранний период истории Ингушетии, приходящийся на I тысячелетие до нашей эры.

Кобанская культура процветала на территории современной республики. Ее название произошло от аула Кобан, в котором было найдено множество археологических памятников, исследуя которые ученые выяснили, что кобанцы, являвшиеся предками современного ингушского народа, жили как в горах, так и на плоскости. Кроме того, удалось узнать, что древняя культура не поддалась влиянию со стороны и сохранила свою самобытность. Кобанцы создали объединение племен, оно просуществовало до II века до нашей эры, пока не было разгромлено Антиохом III Великим.

Предки ингушей - аланы

В начале нашей эры население Северного Кавказа стали называть аланами. Эти далекие предки ингушей с IV по VII века участвовали в походах на Западную Европу и ирано-византийских войнах, а потом попали в политическую зависимость от Хазарского каганата и вынуждены были стать военными союзниками хазар.

Свое государство, столицу которого определили в «городе солнца» Магасе, аланам удалось создать лишь к Х веку. Но уже в первой половине XIII века монгольские завоевательные походы привели к его разгрому и включению в состав Золотой Орды. Однако жители бывшего Аланского государства продолжали бороться против завоевателей, они сохранили свой язык и культуру, отстояли горную часть современной Ингушетии. В предгорья неприятель в виде войска Тамерлана смог вторгнуться лишь в конце XIV века.

Ингуши начали обживать равнины в XV веке, однако уже в 1562 году из-за походов против них кабардинского князя Темрюка были вынуждены вернуться в горы под страхом истребления. Там стали складываться административные территориальные общества под названием шахары, в которые объединялось по несколько селений. Их жизнь регулировалась предгосударственным устройством, основанным на демократии. Однако сельские правления часто переносились из одной аула в другой, к тому же происходили внутренние миграционные процессы. Это привело к тому, что границы, численность населения и названия шахаров постоянно менялись. Всего их было около 7.

Подданство Российской империи

В XVIII веке население снова стало возвращаться на равнины с тесных гор с каменистыми почвами. В Ингушетия вошла в марте 1770 года. В 1784 году для связи Кавказа и Грузии была основана крепость Владикавказ, а в 1810 году - заложена крепость Назрань, где был подписан знаменитый акт присяги шести ингушских фамилий.

Договор предоставлял влиятельным ингушским родам право пользоваться обширными землями. За это они должны были помогать империи, предоставляя экипированных бойцов и снабжая властей информацией. При этом переселения ингушей были ограничены. Нарушение этих обязательств приравнивалось к государственной измене.

Последствием договора явилось завершение миграции народов в XIX веке и участие Ингушетии в войнах на стороне России. Ингуши принимали участие в Кавказской войне, в ходе которой к Российской империи был присоединен Северо-Кавказский имамат.

Образование Терской области

Однако мирное существование было нарушено в 1858 году, когда произошло восстание со стороны военных властей Кавказа. Их требованием было создание крупных населенных пунктов вместо мелких хуторов, в которых проживал ингушский народ. Восстание было подавлено, спустя 2 года повстанцы оказались ликвидированы, а восточная часть Северного Кавказа превратилась в Терскую область, в которую помимо Ингушского округа вошли Чеченский, Ичкерийский и Нагорный.

Однако территориальные изменения на этом не закончились. Уже в 1865 году часть принудительно стали переселять в Турцию. От 3 до 5 тысяч ингушей оказались оторванными от родины и не могли вернуться. Но и оставшиеся оказались не в лучшем положении, поскольку много людей погибло от холода, голода и болезней.

В 1871 году Ингушский округ было решено объединить с Осетинским. Новая территориальная единица получила название Владикавказского округа. В 1888 году территорию Ингушетии подчинили Сунженского казачьего отделу, пока население не добилось выделения в Назрановский округ. Фактически новый самостоятельный округ в Терской области появился в 1905 году, но узаконили его только к 1909 году. К 1917 году Ингушетия вошла в состав независимой Горской республики, однако объединение быстро прекратило свое существование, когда ее правительство объявило о самороспуске вследствие занятия Дагестана.

После Революции 1917 года

В годы Гражданской войны Ингушетия поддерживала большевиков, давших обещание решить национальный вопрос. Когда в 1919 году территория оказалась занята Вооруженными силами Юга России, которыми руководил противостоящий советской власти генерал Деникин, ингуши тысячами гибли, борясь за Советскую власть. Через год войска генерала потеряли контроль над территорией и были вынуждены отступить к Новороссийску.

Вновь установившаяся Советская власть расформировала Терскую область и подарила Чеченскому и Ингушскому округам статус самостоятельных территориальных образований. Но уже в ноябре 1920 года они вошли в состав Горской Автономной Советской Социалистической Республики, ликвидированной в 1924 году.

Ингушетия в составе автономных территориальных единиц

В составе СССР Ингушетия приобрела форму автономной области с административным центром во Владикавказе. 10 лет она просуществовала в таком виде, но затем произошли новые изменения. В 1934 году Ингушская автономная область объединилась с Чеченской. Созданная таким образом Чечено-Ингушская АО просуществовала до принятия сталинской конституции в декабре 1936 года, после чего преобразовалась в Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Но Великая Отечественная война вновь внесла коррективы. Поскольку территория Чечено-Ингушской АССР была оккупирована неприятелем, в 1944 году населению было выдвинуто обвинение в сотрудничестве с Германией в ее интересах. Это повлекло за собой депортацию чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию, и упразднение территориальной единицы.

Восстановление с расширением границ произошло в начале 1957 года, однако при этом республика потеряла Пригородный район, в котором большинство населения составляли ингуши. Это послужило поводом для митинга в 1973 году, но его быстро разогнали, и требования не были удовлетворены.

Территориальный конфликт

Повторная претензия на возвращение Пригородного района вылилась в вооруженный Осетино-ингушский конфликт 1992 года. Он начался с серии убийств ингушей в спорном Пригородном районе и обострился после того, как осетинским БТРом была задавлена 13-летняя девочка. Российская комиссия собиралась пересмотреть границы и отдать Ингушетии желаемое, но Осетия выступила резко против, а кровавые инциденты продолжились. Теперь были застрелены два ингуша, а приехавшая на место происшествия осетинская милиция была блокирована. В результате этого началась перестрелка, погибло еще 4 ингуша и 2 милиционера.

В ответ на это в некоторых районах было перекрыто движение, установлены пикеты. Создавались отряды добровольцев, целью которых была защита собственной жизни и безопасности родственников. Отряды самообороны пускали в ход оружие, в том числе и огнестрельное. Требования властей снять блокаду игнорировались. Между осетинскими и ингушскими вооруженными формированиями начались боевые действия, сопровождаемые убийствами, захватом заложников, изнасилованиями, грабежами и поджогами. В итоге конфликта погибло более 600 человек и уничтожено 13 из 15 ингушских поселений.

Столкновения были остановлены благодаря федеральным войскам. Созданный Чрезвычайный комитет занимался эвакуацией мирного населения. Границы сохранились в прежнем виде, однако большая часть ингушей потеряла жилье, и была вынуждена покинуть Северную Осетию в качестве беженцев. Осетино-ингушский конфликт 1992 года до сих пор имеет последствия в виде политического противостояния обеих сторон. Возвращению беженцев противостоят осетины.

Восстановление государственности

Территориальный конфликт пришелся на время разделения Чечено-Ингушской республики. Законную силу это событие получило в январе 1993 года, но на практике оно началось раньше, после объявления независимости Чечни. Граждане Ингушетии проголосовали за воссоединение с Российской Федерацией, и съезд народных депутатов утвердил образование Ингушской Республики. Таким образом, и Ингушетия, и Чечня восстановили свою государственность.

Первый президент - Аушев

Республику Ингушетия возглавил офицер Советской Армии Руслан Аушев. Во время исполнения обязанностей главы Временной Администрации он поставил перед собой цель добиться возвращения беженцев в Пригородный район, но это ему не удалось. Он подал в отставку, но был выдвинут в президенты, а затем и избран главой Ингушетии.

На своем посту он заключил договор с президентом Чеченской Республики Ичкерии Джохаром Дудаевым, согласно которому Ингушетии передавалась часть Сунженского района. Но спустя 3 года Дудаев погиб, и между Ингушетией и Чечней до сих пор существует спор насчет принадлежности Сунженского района.

При Аушеве изменилась неблагоприятная экономическая обстановка в республике. До его прихода в истории Ингушетии не было отмечено основания высших учебных заведений и стабильной работы крупных промышленных предприятий. В 1994 году развитию предприятий способствовала отмена налогов и предоставление больших льгот.

Однако после повторного избрания Аушева в президенты в 1998 году его правительство стало менее благоприятным. Не получило поддержки его предложение переподчинения правоохранительных органов и внутренних территориальных образований властям Ингушетии. Закон об официальном разрешении многоженства был быстро отменен из-за его противоречия Семейному кодексу. В 2001 году ему пришлось выступить против нового объединения Чечни и Ингушетии.

Ингушетия при президентстве Зязикова

Аушев сложил с себя полномочия Президента в 2002 году, после чего главой государства был выбран Мурат Зязиков. Он использовал источники финансирования для строительства и реконструкции жилых домов, а также производственной и коммунальной инфраструктуры. При нем был увеличен среднедушевой денежный доход за счет роста заработной платы и пенсионных выплат, вырос валовой региональный продукт республик и государственный бюджет.

Однако одновременно с этим выросло количество преступлений в Ингушетии, ситуация все больше обострялась из-за многочисленных похищений, убийств и терроризма. В 2008 году произошло убийство владельца оппозиционного сайта предопределившее отставку Президента. Родственники и друзья погибшего прямо обвинили в произошедшем Зязикова и требовали его отстранения от управления государством. Некоторые митингующие хотели возвращения Аушева. В целом сторонниками оппозиционера был выдвинут ультиматум с требованием отстранения. В противном случае они обещали обратиться к мировой общественности с просьбой выхода Ингушетии из состава России. В 2008 году Зязиков был отправлен в отставку.

Под руководством Евкурова

Следующим президентом стал Юнус-бек Евкуров. Он отказался от затратной для бюджета торжественной церемонии вступления в должность, а вместо этого встретился с гражданами для беседы, в ходе которой постарался склонить их к сотрудничеству и общими силами нормализовать обстановку. Оппозиция, под давлением которой был отстранен Зязиков, поддержала нового президента. Однако и после прихода к власти нового ситуация продолжила обостряться.

В 2009 году был убит бывший вице-президент республики, а затем совершено покушение на самого президента. После этого была обстреляна машина судебного пристава, в результате чего погибло двое взрослых, и пострадал ребенок. В том же году был совершен террористический акт в Назрани, принесший новые жертвы: 20 убитых и 140 раненых.

Юнус-бек Евкуров досрочно ушел в отставку в 2013 году, но продолжил исполнять обязанности президента, а затем снова был избран. Он руководит республикой до сих пор. В целом его работа оценивается положительно, отмечается стабилизация обстановки, развитие экономики, культуры и спорта.

Современное положение

Сегодня Ингушетия является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и экономического района. основана в Магасе.

На границах Ингушетии находятся Северная Осетия, Чечня, Грузия. Официальный сайт республики отмечает еще и границу с Кабардино-Балкарией, но юридически это неправильно. Притязания Ингушетии объясняются тем, что между ней и Кабардино-Балкарской республикой находится узкая полоса земли, занятая селением, в котором преимущественно проживают ингуши. Тем не менее этот перешеек принадлежит Северной Осетии, с которой у Ингушетии существует еще один спор по вопросу принадлежности Пригородного района.

И также существуют разногласия с Они касаются Сунженского и Малгобекского районов. В некоторых СМИ Чечне причисляют Джейрахский район, граничащий с Грузией. На самом деле он принадлежит Ингушетии.