Проявление негативизма характерно для кризиса лет. Причины и лечение негативизма

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

  • пассивный;
  • активный.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Видео — «Психология переходного возраста»

от лат. negatio - отрицание) - нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

от лат. negatio – отрицание) – немотивированное стремление к противодействию, а также поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям др. индивидов или социальных групп. Н. как ситуативная реакция или как личностная черта (за исключением клинических случаев бессмысленного сопротивления) обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего «Я», а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов др. людей. Психологической основой Н. является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, обращений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой. Наиболее выражены реакции Н. у детей в периоды возрастных кризисов. Проявляются в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности. Психокоррекционные методы работы с такими детьми позволяют устранить Н. как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) Невнушаемость; упрямство; отвергание предложений помощи. Отношение, наблюдаемое у больных, которых неодолимо влечет противопоставить свою ВОЛЮ воле других, даже если это будет во вред себе; эти больные реагируют на перспективу терапевтических изменений так, будто это станет для них поражением. Негативизм не является синонимом НЕГАТИВНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

НЕГАТИВИЗМ (МКБ 295.2)

противодействующее или оппозиционное поведение или отношение. Активный или командный негативизм, выражающийся в совершении действий, противоположных требуемым или ожидаемым; пассивный негативизм обозначает патологическую неспособность отвечать позитивно на просьбы или раздражители, включая активное мышечное сопротивление; внутренний негативизм, по Блейлеру (1857-1939), это поведение, при котором не подчиняются физиологические потребности, например принятие пищи и отправления. Негативизм может возникать при кататонических состояниях, при органических заболеваниях головного мозга и некоторых формах умственной отсталости.

НЕГАТИВИЗМ

немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта.

Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.

Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

Психологическая основа негативизма - установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.

НЕГАТИВИЗМ

лат. negativus - отрицательный). Отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям. Различают Н.: пассивный, характеризующийся сопротивлением попытке врача изменить положение тела больного, накормить его (при этом отмечается значительное повышение мышечного тонуса); активный - инструкции собеседника, какие-либо просьбы вызывают противодействие со стороны больного (при обращении к нему он сжимает губы, закрывает голову одеялом); парадоксальный - действия больного противоположны инструкции (в ответ на просьбу подойти поближе, он выходит из кабинета врача). Н. проявляется и в мутизме (речевой Н.), задержке мочи и кала, когда больного заводят в туалет. Пассивный Н. нередко встречается в одном ряду симптомов с пассивной подчиняемостью. Наблюдается чаще всего при кататонической шизофрении, иногда при прогрессивном параличе, старческом слабоумии.

E. Kretschmer объяснял Н. с позиций теории гипобулических механизмов, E. Bleuler видел в нем проявление аутизма.

НЕГАТИВИЗМ

англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие Н. первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см. Негативизм детский).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Н. и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость).

Существует 2 формы Н.: пассивный, который выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требуемым. Н. м. б. эпизодическим, ситуативным, но в определенных условиях он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

Добавление ред.: Существует также вполне разумный и мотивированный Н. философский - учения, которые основаны на негативных принципах (напр., агностицизм, скептицизм, атеизм).

НЕГАТИВИЗМ

бессмысленное противодействие, выражающееся в сопротивлении больного всем предложениям и заданиям. Различают негативизм активный, при котором больной производит действия, противоположные требуемым (отдергивает руку при попытке поздороваться с ним, отталкивает тарелку с пищей, когда ему ее подают, и набрасывается на нее, когда пищу уносят, и т. п.), и негативизм пассивный - пассивное противодействие всем предложениям и заданиям (попытка усадить больного, перевести его в другую комнату, изменить его позу). Чаще всего негативизм встречается как симптом при кататоническом ступоре и возбуждении у больных шизофренией (см. Кататонический синдром), может также отмечаться у больных олигофренией, при некоторых формах психопатии.

НЕГАТИВИЗМ

negativism) - поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию и противоречию другим людям. При активном негативизме (active negativism) человек делает прямо противоположное тому, о чем его просят (например, щурит глаза в то время, когда его просят открыть их). Такое поведение сравнительно редко встречается у взрослых людей и обычно сопровождается другими проявлениями кататонии. При пассивном негативизме (passive negativism) у человека значительно снижена общительность (например, он перестает есть). Такое состояние нередко возникает при шизофрении и депрессии.

Негативизм

Словообразование. Происходит от лат. negatio - отрицание.

Специфика. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, связанное с отрицательным к ним отношением, а не с логикой реализации собственных задач. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

НЕГАТИВИЗМ

1. Общая установка, характеризующаяся сопротивлением предложениям других (пассивный негативизм) и тенденцией действовать способами, противоположными указаниям или командам (активный негативизм). Отличительной чертой такого поведения, особенно когда оно проявляется у маленьких детей, является отсутствие любой возможной объективной причины для такой негативистской позиции. 2. Общий термин, используемый для обозначения любой философии, основанной на принципах отрицания, например, скептицизм, агностицизм.

негативизм

(от лат. negatio – отрицание) – качество личности, проявляющееся в намеренном противопоставлении себя любым внешним требованиям и ожиданиям. Как правило, формирование н. связано с особенностями воспитания в детском, юношеском возрасте. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов с начальниками, с окружающими, нарушения дисциплины.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

Также различают три вида негативного проявления:

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм - это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст - кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (отлет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Негативизм - причины, симптомы, лечение

Негативизм

Часто мы встречаем людей, которые на разумный совет поступают противоположным образом, на замечание – встают в «боевую позицию». В каждом из нас есть эти черты, но не всякий способен их разглядеть и признать. Тем временем учёные дали такому поведению конкретное название: «негативизм».

Негативизм в психологии это поведение, не имеющее обоснования, противоположное тому, о котором просит или требует другой человек/сообщество; сопротивление нормам и правилам, советам других и, даже, здравому смыслу.

Каким бывает негативизм?

  1. Активный. Он представляет собой открытое сопротивление требованиям и просьбам другого индивида, противоположное действие.
  2. Пассивный. Человек просто игнорирует то, что ему говорят, советую, просят, приказывают.
  3. Физиологический негативизм. Отвержение пищи; запоры; задержка речи; блокировка движений.

Тотальная эпидемия!

Самая распространённая форма негативизма, которую практически невозможно диагностировать – направленная внутрь себя. Порой человек не в состоянии заметить того, как желает одного, а делает совершенно противоположное. Те или иные черты негативизма присущи каждому.

Ярче всего негативизм выражен у детей и подростков. Маленькие дети отказываются слушаться своих родителей, принимать пищу, собирать игрушки, ложиться спать. В подростковом периоде обострение повторяется: молодёжь отвергает предыдущие поколение, «мы пойдём своим путём!», желание всё делать по-своему. Причины в обоих случаях одни: защита собственного «Я», проявление индивидуальности и желание доказать свою самостоятельность и независимость.

Причины и последствия негативизма

Причины отклонения кроются в основах психики, закладываются в самом детстве. Неуверенность в себе, комплекс неполноценности и несамостоятельности. Если родители постоянно заставляли малыша делать что-либо, не согласовывая это с ним, то в зрелом возрасте человек любой совет будет воспринимать как нападение на его самобытность и самостоятельность.

  1. Проблемы во взаимодействии с окружающими. Негативисты очень тяжелы в общении, с ними трудно договориться, они чересчур упрямы.
  2. Отрицая всё и вся, негативист вступает в конфликт с самим собой. И уже не может понять, что действительно ему нужно, полезно, хочется.
  3. Скептицизм, недоверие, излишняя критика.

Как решить проблему?

Устранить проявления негативизма можно докопавшись до корней. Для этого необходимо провести общую санацию психики. В этом поможет хороший психотерапевт. На то, чтобы разобраться в себе, необходимы годы. Для эффективности можно использовать систему Турбо-Суслик. Она ориентирована на самостоятельное практическое применение. Её преимущество состоит в том, что она не только устраняет внешние проявления проблемы, но и работает с её основами. Турбо-Суслик проводит тотальную чистку, индивидуально. Серьёзные результаты видны уже через несколько месяцев.

К счастью, есть способ реально избавиться от стресса из вашей жизни. Я знаю, в это очень трудно поверить, но есть способ вновь настроить механизмы вашего ума таким образом, что «стрессовые» события не будут больше вызывать стресс. В результате, ваша жизнь может стать практически полностью свободной от стрессов, и вы будете в состоянии легко и конструктивно переживать любые стрессовые ситуации, которые будут возникать в вашей жизни. Если вы хотите знать, как это сделать - вот ссылка на бесплатную электронную книгу, из которой вы в деталях узнаете, как это сделать. Эта книга уже стала палочкой-выручалочкой для десятков тысяч людей, так что не упустите свой шанс.

Негативизм: что это за состояние, его проявления и способы коррекции

Негативизм – активное или пассивное поведение, которое проявляется в действиях, специально противоположных тем, что требуются или ожидаются.

Ранее такое понятие как негативизм употреблялось исключительно для характеристики патологических форм поведения, которые возникали при некоторых психиатрических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. (Не исключено развитие такого поведения и в случаях появлений новообразований.) И здесь негативизм может проявляться не только как сопротивление воздействию других людей, но и в форме подавления внутренних желаний, стремлений. Люди могут переставать вставать с постели, двигаться, разговаривать. Иногда негативизм проявляется даже в удержании физиологических потребностей: пациент отказывается есть, пить, справлять естественные нужды.

Как следствие, оставленный без внимания, такой человек реально угрожает своей жизни. Поэтому, если кто-то из ваших близких или знакомых проявляет признаки именно такой формы поведения, немедленно обращайтесь за помощью к специалисту.

Пассивный негативизм более связан с упрямством. Он характеризуется именно «бездействием», отсутствием реакции на требования и просьбы. Например, вы можете триста раз заставлять делать ребёнка уроки. Он даже будет сидеть пять часов за столом. И при этом ничего не выполнять, играть из-под полы в телефоне, медленно выводить слова… Хотя суть этого поведения в том же: протест против принуждения. Однако, не стремясь пока «полностью сместить» авторитет взрослых. Эта форма характерна для более младших детей. Получается такая «молчаливая» форма неделания.

Одним словом, попросив убрать разбросанные вещи, в первом случае мы можем получить пререкания и демонстративное разбрасывание остальных предметов в комнате, а во втором, скорее, простое валяние на кровати и ситуацию «как о стену горохом».

Патологическое сопротивление у детей

Если же рассмотреть поведение совсем маленьких деток, то такой протест чаще всего проявляется в форме речевого негативизма. И проявляется это как раз на этапе формирования упомянутой речи. Многие родители, глядя на соседских детей, требуют и от своих, чтобы они «рано заговорили» или «говорили правильно». Но, все детки разные: кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить, а кто-то уже во взрослой жизни первый зарабатывает миллион. Так что важнее в этой жизни? Но, задумывается ли об этом мама, папа и все бабушки - дедушки вместе взятые, если рядом Маша так бойко уже рассказывает про мячик? Они начинают приставать к ребёнку: «Скажи мячик!», «Скажи машинка», «Скажи…». А если малыш молчит, его начинают ругать или вовсе наказывают: «Нет, не дам еду, пока не скажешь каша!» Что происходит при этом с крохой?

Естественно, он пугается. И ситуация только усугубляется. Ребёнок начинает «упорно молчать» в противовес требованиям. Часто такое поведение развивается при очень требовательных родителях или в случае речевых дефектов: заикании, например, или при плохой дикции. И возникает вместе со страхом перед речевыми запинками или неправильным произношением.

Стоит вспомнить в качестве примера случай, когда семья искренне хвасталась смешными словечками, которые придумывал их малыш, к ужасу соседки. Она никогда не позволяла своей дочери называть вещи неправильно, и водила её на занятия к логопеду. В итоге к пяти годам в садике первый ребёнок чётко, внятно и под такое же всеобщее умиление семьи рассказывал массу стихов на всех утренниках. А вторая девочка проявляла все признаки речевого негативизма, в протест на повышенный контроль правильности речи. Хотя, безусловно, этот пример не направлен на полное игнорирование логопедических проблем ребёнка, в случае если они действительно присутствуют.

Стоит также отметить, что не всегда речевой негативизм проявляется в такой наглядной форме. Часто ребенок просто пытается лишний раз промолчать, сделав что-то сам: достав игрушку, выпив водички. Это чаще встречается у деток с заиканием. Тогда такое поведение, наоборот, вызывает у родителей гордость: какой самостоятельный ребёнок. Но, к сожалению, это проявление несформированности навыков речевой коммуникации и речевого негативизма.

Что же стоит делать в этом случае? Прежде всего – мотивировать ребёнка к речи. Именно мотивировать, а не заставлять. И для совета лучше обратиться к специалистам. Психологи, специализирующиеся на подобных поведенческих нюансах, помогут подобрать план действий именно для вашего конкретного случая.

Если же задать вопрос о возрасте, в котором можно наиболее активно столкнуться с подобным поведением и явлением негативизма, то это, конечно, период подростничества и со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. В этом случае упомянутый негативизм будет выступать как симптом кризиса трёх лет и входить в семь основных симптомов упомянутого кризиса.

Стоит отметить, что этот ранний негативизм имеет некоторую особенность. Здесь ребёнок протестует не против притеснения своего мнения вообще, как это часто бывает у более старших деток. Он «бойкотирует» определённых людей: непонравившуюся воспитательницу, слишком жёсткого отца. А с другими же он вполне дружелюбен, послушен и общителен. Главный мотив – сделать как раз наоборот сказанному. Зачастую это провоцирует конфликты и непонимание между взрослыми: дома, при родителях, ребёнок послушен, а в садике на него жалуются, как на маленького чертёнка, который всё разбрасывает, балуется и всех обижает.

Причина появления негативизма кроется в осознании маленьким человечком своего Я. И проявление подобной формы поведения будет появляться там, где проявляется большее ограничение самостоятельности, личной инициативы; где сильны непонятные запреты и применяется неадекватное наказание.

Итак, что же можно сказать в заключении? Негативизм – это всегда протест. Однако, истинные мотивы порой скрыты. В принципе, ребёнок протестует против того, что с его мнением не считаются. Однако, это может быть связано с чем угодно и совсем не относится к малышу в нашем понимании. Например, ребёнок «бастует», что не учли его мнение при: разводе родителей, рождении второго ребёнка, выборе воспитателя в садике, вынужденном переезде, присутствии больных или пожилых родственников, статусе семьи вообще, равно как и понятии «красивая» поделка или картинка, хорошо-плохо… Звучит смешно? Но, это факт. Ребёнок хочет ощущать себя целостным, значимым, отдельным субъектом.

Коррекция состояния

Чем же можно помочь, если вы столкнулись с подобной ситуацией, то есть явлением негативизма? Не забывайте, что правила касаются не только детей, но и вас. Лучший пример – ваш пример. Почему, скажем, ребёнок не должен курить, если вы сами подвержены этой привычке зная, что она вам вредит.

Поэтому не забывайте вырабатывать общие и понятные правила. Например, обязательно сообщаем во сколько возвращаемся домой, потому что мы все о друг друге переживаем. Не забывайте, что у ребёнка должны быть не только обязанности, но и права.

У ребёнка должно быть право выбора. Пусть оно будет минимальным: скушать суп или щи, скупаться в душе или принять ванную. Но, оно должно быть, как таковое. Сюда же стоит отнести момент выбора хобби и различных кружков. Помните, что перед вами отдельная личность, которая не обязательно жаждет воплотить в жизнь ваши неудавшиеся мечты.

Однако, не всегда ситуации настолько прозрачны и решаемы. Ведь не всегда легко можно изменить реальную действительность. И тогда лучше всего обратиться за советом к специалисту.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

При копировании материалов данного сайта активная ссылка на портал http://depressio.ru обязательна!

Все фото и видео взяты из открытых источников. Если вы - автор использованных изображений, напишите нам, и вопрос будет оперативно решен. Политика конфиденциальности | Контакты | О сайте | Карта сайта

Негативизм лечение

Негативизм – специфическое поведение, когда человек высказывается или ведет себя демонстративно противоположно ожидаемому. Негативизм может быть ситуативным или чертой личности. Психологическим основанием проявления паттерна негативизма является субъективная установка на отрицание и несогласие с определенными ожиданиями, требованиями, мировоззрениями отдельных индивидуумов, социальных групп. Негативизм может демонстрироваться или иметь скрытые формы проявления. Дети проявляют подобное поведение в упрямстве, конфликтности, сопротивлении авторитетам, девиантном поведении.

Изначально, негативизм – термин психиатрический. Активный негативизм выражается в намеренно противоречащих просьбах действиям, при пассивном отсутствии реакции вообще. Относят к симптомам шизофрении, возможно как проявление аутизма.

Негативизм в психологии это особенность поведения.

Что такое негативизм?

Негативизм в психологии это сопротивление воздействию. От лат. «negativus» – отрицание – изначально употреблялся для обозначения патологических психиатрических состояний, постепенно термин перешёл в контекст поведенческих особенностей при нормальном психиатрическом статусе, так же используется в педагогическом контексте.

Негативизм является симптомом кризиса. Характерной чертой данного явления называют неразумность и необоснованность, отсутствие явных причин. Повседневно негативизм проявляется при столкновении с воздействием (вербальным, невербальным, физическим, контекстным) противоречащим субъекту. В некоторых ситуациях это защитное поведение с целью избегания прямой конфронтации.

По аналогии с изначальным использованием негативизм представляют в двух формах – активной и пассивной.

Активная форма негативизма выражается в действиях противоположных ожидаемым, пассивная – отказ в выполнении действия вообще. Обычно негативизм считают ситуативным проявлением, носящим эпизодический характер, но при подкреплении этой формы поведения она может приобрести устойчивый характер и стать чертой личности. Тогда говорят об отрицательном отношении к миру, негативной оценке людей, событий, постоянной конфронтации даже с ущербом личных интересов.

Негативизм может быть признаком возрастных кризисов, депрессии, начала психических заболеваний, возрастных изменений, аддикций.

Как проявление негативной установки может транслироваться на вербальном, поведенческом или внутриличностном уровнях. Коммуникативно – вербальное выражение агрессии и несогласия, отказ делать требуемое или демонстративное делание противоположного, в случае поведенческой формы. В глубинном варианте имеет место не транслируемое вовне сопротивление, когда по объективным или субъективным причинам протест ограничивается внутренними переживаниями, например, если человек зависим от объекта оказывающего воздействие. Эта форма иногда, может выражаться в демонстративном молчании. Проявления могут относиться к социуму в общем, отдельной группе или личностям. Человеку представляется, что они подавляют индивидуальность и возникает стремление поступать противоположно.

Негативизм возможен и в отношении восприятия жизни. Личность воспринимает саму жизнь, её организацию как таковую, как заставляющую индивидуальность подчинится её законам, стать «типичным представителем». Само существование характеризуется как проблема, конфликт, недостаток. Это проявляется как постоянная критика мироустройства на разных уровнях от глобального до бытовых ситуаций. В крайнем выражении возможен полный отказ от социальной реализации, как способ сопротивления подавлению.

Причины негативизма

Основой для появления негативизма могут быть дефекты воспитания, в том числе семейный сценарий отношения к жизни, сформированные акцентуации характера, кризисные периоды, психотравмирующие ситуации. Общим для всех факторов есть внутриличностная инфантильность, когда ресурсов для решения проблемы, умений выйти из конфликта, аргументировать свою позицию или проигнорировать попытку вмешательства в свои границы человек создаёт иллюзию отрицания потребности в этом. Если данная форма восприятия имеет эпизодический характер, то это может быть этапом узнавания и преодоления нового, неизвестного и пугающего. Но если подобный паттерн поведения приобретает постоянное течение, то может идти речь о формировании характера, поведенческого сценария. Это форма патологической защиты эго, отрицание фактора, который привлекает внимание. Причинами можно назвать ощущение внутренней неуверенности, беспомощности, недостаток необходимых знаний и умений для преодоления проблемной ситуации.

В периоды кризисов, негативизм как частый признак, это реакция на изменение социальной ситуации, в результате которой личность не может опираться на предыдущий опыт и требует новых знаний. Поскольку их ещё нет, страх не справиться вызывает реакцию сопротивления. В норме, получив необходимые знания и опыт, личность переходит на новый уровень саморазвития. Развитие предполагает определённый труд, период осваивания и преодоления. Если человек избегает этого процесса, то он застареет на этапе сопротивления, отказываясь от развития и акцент, который он не может преодолеть декларируется как нежелательный. В периоды ранних детских кризисов причиной может быть сценарий воспитания гиперопека и родители не дают ребенку самостоятельно пройти этап преодоления, пытаясь снизить его фрустрацию (на самом деле, свою) от неизвестности.

Признаки негативизма

Признаками негативизма можно назвать упрямство, грубость, замкнутость, демонстративное игнорирование коммуникативного контакта или отдельных просьб. Вербально это выражается в постоянно угнетённых, страдальческих, жалостливых разговорах, агрессивных высказываниях по отношению к различным вещам, особенно ценным для социума в общем или собеседника в частности. Критика в отношении людей, которые высказываются положительно или нейтрально по отношению к акценту негативизма. Размышления о негативном устройстве мира, ссылки на подтверждающие данную мысль труды, часто искажая смысл или игнорируя противоположные мнение аналогичного авторитета.

Зачастую предположение у человека негативизма вызывает бурное отрицание и декларируется реалистичный, незашоренный, незаангажированный взгляд на окружающую действительность. Подобная позиция отличается от осознаваемо пессимистичной позиции тем, что негативизм не осознаётся. Целью негативистического восприятия обычно становится желаемая, но субъективно недоступная сфера, или аспект, который необходим человеку, но он не хочет или боится сделать неправильно, получить осуждение за ошибку. Потому вместо признания своего несовершенства в нём обвиняется внешний объект.

Признаком есть необоснованно агрессивная реакция сопротивления, эмоционально заряженная и достаточно резкая, неожиданно быстро набирающая развитие. Спокойно воспринимать, игнорировать или разумно дискутировать на тему просьбы, темы, ситуации человек не может. Иногда реакция может быть с целью вызвать жалость, во избежание дальнейшего давления, тогда упорство может сочетаться со слезливостью, угнетённым состоянием. В детском возрасте это капризность и отказ выполнять просьбы, в старшем к этому прибавляется попытка обосновать свой отказ неразумностью или неправильностью происходящего.

Негативизм у детей

Впервые кризис негативизма относят к возрасту трёх лет, вторым считают подростковый негативизмлет. Кризис трёхлетнего возраста подразумевает яркое желание ребёнка проявить самостоятельность. К этому возрасту формируется самоосознание, возникает понимание Я и в вербальном выражении это проявляется в появлении конструкции «я сам\а».

Негативизм в данном возрасте связан с изменением мировосприятия. Ранее, ребёнок воспринимал себя более неотделимо от значимого взрослого. Теперь же осознание собственной автономности и физической отдельности вызывает интерес узнать окружающее в новом формате, самостоятельно. Эта новость осознания и субъективный шок от различия нынешнего ощущения и прежних впечатлений, а так же некоторую тревогу, сопровождающую каждое новое познавание, вызывает несколько резкую реакцию, в восприятии взрослого. Зачастую, этот период более психотравматичен именно для родителей, они шокированы, по их восприятию резким отторжением ребёнка и в страхе потерять с ним связь пытаются вернуть прежний, взаимозависимый, формат взаимодействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления, затем он снижается за счёт подавления личностью ребёнка своей активности и, в дальнейшем, может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению.

Подростковый период так же является сенситивным в формировании личности. Дополнительно кризис негативизма усугубляется гормональной перестройкой, отражающейся на общем восприятии и поведении ребёнка. У девушек он может совпасть с менархе и больше относиться к формированию половой идентификации, её соотношению с социальной ролью. У парней этот период больше связан с обозначением своей позиции в социальной иерархии, появляется стремление к группированию и выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива.

Если кризис 3-х лет связан с отделением Я от родительских фигур, то подростковый негативизм связан с дифференциацией Я и социума и, одновременно, понимание необходимости адекватного включения в социум, здорового слияния с ним для дальнейшего развития. Если этот период пройдёт патологически для личности, то сопротивление социальным нормам может стать жизненным сценарием.

Сущность и виды негативизма

является проявлением негативной установки, отношением к человеку, к жизни или миру с негативным предубеждением. Негативизм - типичный признак наличия деструктивной позиции (деструктивность являет собой отрицательное отношение и поведение человека, направленное на внешние объекты или на самого себя). Противоположностью негативизма является понимание, поддержка и сотрудничество.

Как-то Вуди Аллен написал о том, что две пожилые дамы отдыхали на курорте в Кэтскил, и одна заявила: «До чего же здесь невкусная еда». А вторая добавила: «И не говорите! Еще и порции маленькие». Аллен же написал, что примерно то же самое он ощущает в отношении жизни. Негативизм в качестве проявления негативной установки, проявляется как тотально, так и избирательно – на разных уровнях – коммуникативном, поведенческом или глубинном (без внешних проявлений).

Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.

Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор требованиям и просьбам.

Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.

Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.

Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

С понятием негативизма схоже понятие нонконформизм (несогласие), что означает активное неприятие установленного порядка, общепринятых норм, ценностей, законов или традиций. Противоположным понятием является конформизм – когда человек получает установку «быть, как все». Как правило, нонконформисты подвергаются давлению и агрессивному поведению со стороны конформистов, представляющих собой «молчаливое большинство». И конформизм, и нонконформизм - элементы незрелого, детского поведения. Зрелое, более взрослое поведение является независимым поведением. А ещё более взрослые проявления поведения – любовь и забота, когда люди свою свободу расценивают как не то, что можно не делать чего-то, а можно делать то, что достойно, что для него имеет ценность.

Негативизм также проявляется в восприятии жизни: человек имеет установку видеть в жизни сплошной негатив: вместо удач он видит ошибки, вместо возможностей – проблемы, а вместо достоинств - недостатки. Это так называемое негативное мировосприятие – когда человек воспринимает мир преимущественно через негативную установку, в темных и мрачных тонах, он привык во всем замечать только плохое. Негативное мировосприятие зачастую становится негативизмом в будущем - отношением к человеку или группе людей с негативным предубеждением.

Существует также понятие глубинного негативизма: независимо от того, как человек будет общаться внешне, внутри он относится к другим с негативным предубеждением, он не доверяет людям, видит только умысел и вредительство, он обвиняет и подозревает людей, провоцирует негативизм у окружающих.

У малышей негативизм часто проявляется как возражение: «Погуляй, что-то ты засиделся дома!» – «Не хочу, я рисую!». «Ты должен сегодня почитать - займись!» – «Не хочу, ухожу на улицу!» – вот так желания ребенка при этом прямо противоположные требованиям, просьбам или предложениям. Что касается возрастных периодов, негативизм - более характерная черта для детей в период возрастного кризиса. А также он типичен для подростков – это так называемый подростковый негативизм. Когда его проявлением является склонность к возражению. К примеру, девочка-подросток учится ходить на туфлях с высоким каблуком. «Ты, наверное, еле ходишь на такой высокой шпильке?» – Но она, конечно, возражает: «Нет, нормально!». Так она сама себе дает правильное оперативное внушение. Кроме того, негативизм встречается и у пожилых людей, но, как бы то ни было, он всегда обостряется в период личных неудач.

Причины и симптомы негативизма: как избежать его развития у себя

Причины весьма разнообразны, невозможно отрицать и генетический фактор, и несомненное влияние измененного гормонального фона. Относительно психологических причин, то, прежде всего, речь идет о беспомощности, недостатке умений и знания, как преодолеть проблему, борьбы за власть и самоутверждение, недостатка внимания, выражения неприязни и мести. Иногда это – проявление болезненного варианта негативного мировосприятия.

Если будете знать симптомы негативизма, то, возможно, не допустите того, чтобы он развился и у вас.

Итак, к симптомам негативизма относятся:

  • Склонность попереживать и поныть.
  • Неприязнь к человеку с позитивным мировосприятием.
  • Философская задумчивость о том, как несовершенен мир.
  • Неблагодарность, привычка не видеть хорошего, акцентировать внимание на негативном.
  • Привычка констатировать и проживать проблему, вместо того, чтобы искать решение.
  • Склонность мотивировать себя посредством негативной мотивации. Негативная мотивация базируется:

На страхе напороться на неприятности или утратить имеющееся;

На недовольстве своими результатами;

На отсутствии личной жизни;

На желании доказать что-то окружающим, «сделать» их.

Стоит отметить, что указывать на симптомы негативизма у иных людей – очень опасно, ведь люди с развивающимся негативизмом будут реагировать на это защитой, и все больше укрепляться в своем негативизме. Если же вы начнете следить за собой или попросите близких подсказывать вам, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успех становится вполне реальным.

Гайморитом и другими болезнями, имеющими отношение к воспалению верхних дыхательных путей, страдает немало людей. Психомоторика насморка представлена многими причинами.

Сенильная деменция

Зачастую сенильное слабоумие развивается у пожилых людей возрасталет, хотя может развиться как раньше, так и позже. Начинается.

Болезнь Альцгеймера и деменции альцгеймеровского типа

Болезнь Альцгеймера - наиболее частая причина нарушений памяти у людей старшелет. У этого заболевания имеется наследственная предрасположенность.

Негативизм подростков

По большей части подростковый негативизм можно охарактеризовать одной фразой: «Не хочу и не буду!». Это чаще всего не упрямство.

Ребенок не говорит – признак речевого негативизма?

По какой причине один логопед говорит, что надо постоянно просить не разговаривающего малыша повторять слова за взрослыми, называть ту.

Комплекс неполноценности

Комплексом неполноценности называется состояние, когда человек остро переживает собственную бесполезность, ему кажется, что он ущербный, и все это прекрасно.

Кризис трех лет

Основные феномены кризиса трех лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные же­лания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрос­лых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недо­зволенного, взрослые быстро переключали его внимание на дру­гой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждает­ся настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к са­ мостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложне­ниям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психоло­гии получил название кризиса трех лет . Критическим этот воз­раст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отно­шения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них - негативизм . Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто нано­сит ущерб собственным интересам ребенка.

Например, ребенок, который очень любит гулять, отка­зывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что го­ворит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр - это масло, синее - это зеленое, а лев - собака и пр. Но как только взрос­лый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на проти­воположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощу­щениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от вос­принимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

Второй симптом кризиса трех лет - упрямство , которое сле­дует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не уп­рямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка 1-2 лет.

Третий симптом этого возраста - строптивость . Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал ранше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом - своеволие . Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоя­тельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второ­степенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них - бунт против окружающих . Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающи­ми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрес­сивно. Другой симптом - обесценивание ребенком личности близ­ ких . Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахива­ется на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих ; вся се­мья должна удовлетворять любое желание ребенка, в против­ном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем го­ловой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к млад­шему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъек­тивный кризис. Субъективный кризис - это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, ко­торая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис - обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда со­провождается негативным поведением.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно свя­зан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его пе­реживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное Я ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопо­ставляясь другому Я, отличному от его собственного. Отделе­ние (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребе­нок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действи­ями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное Я ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Л.И.Божович связывает новообразования кризиса 3 лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослым.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т.В.Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдения за детьми 3-летнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышек по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и самому себе. В работе Т.В.Ермоловой было выдвинуто предположение, что «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом главного личностного новообразования кризиса трех лет. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 месяцев; от 2 л. 10 мес. До 3 лет 2 мес. И от 3 л. 2 мес. До 3 л. 6 мес. При проведении экспериментов фиксировались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что несмотря на небольшой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса 3 лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения .

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим дости­жением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые от­крывает материальную проекцию своего Я, которое теперь мо­жет быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собствен­ные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности , реа­ лизует и утверждает себя . Поэтому каждый результат деятель­ности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное во­площение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки - взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства . Призна­ние окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого - взрослого. Ведь успех (или неуспех) - это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это при­знание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе . Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ре­бенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета являет­ся достижение, оцененное окружающими, знаменует собой пе­реход к дошкольному детству.

ИТОГИ

Главной возрастной особенностью раннего возраста явля­ется ситуативность, которая заключается в зависимости пове­дения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситу­ативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятель­ности и независимости от взрослого, что находит свое выраже­ние в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. За этими негативными сим­птомами стоят личностные новообразования: «система Я», лич­ное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

Новое видение себя через призму своих достижений кладет начало бурному росту самосознания: Я ребенка, «опредмечиваясь» в результатах своей деятельности, предстает как объект, не совпадающий с ним. Ребенок становится способным осуще­ствить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем плане, а имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения, т. е. элементарной самооценки.

Становление «системы Я» и самооценки знаменует пере­ход к новому этапу развития - дошкольному детству.

Под понятием «негативизм» подразумевается специфическая форма поведения человека, когда он без явных на то причин демонстрирует сопротивление в ответ на любые внешние факторы воздействия. В психологии такой термин используется в качестве обозначения противоречивости субъекта, действующего противоположно ожиданиям окружающих даже вразрез с личной выгодой.

В широком понимании слова негативизмом называют отрицательное восприятие человеком его окружения в целом. Что же это такое, и в каких случаях применяют данное обозначение, более подробно мы расскажем далее.

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Стоит заметить, что во всем таком «наборе установок» всегда присутствуют негативные предпосылки, которые вырабатываются у ребенка, когда ему говорят то, с чем он не согласен. Именно это несогласие закладывается в далекий «ящик» подсознания и может проявиться с течением времени в виде таких комплексов либо специфических черт характера, как:

  • Робость.
  • Неуверенность в себе.
  • Чувство вины или одиночества.
  • Неспособность быть самостоятельным.
  • Излишняя подозрительность.
  • Скрытность и многие другие.

Примерами фраз, предрасполагающих к развитию негативизма, которые может слышать ребенок в детстве, могут быть: «не крутись», «не лезь», «не кричи», «не делай этого», «никому не верь» и т.д. Казалось бы, безобидные слова, которыми оперируют родители, дабы обезопасить и уберечь от ошибок свое чадо, усваиваются им на бессознательном уровне и в дальнейшем попросту начинают отравлять ему жизнь.

Самое опасное то, что возникнув однажды, негативная установка не исчезает. Она начинает проявляться практически во всем через эмоции, чувства или поведение.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

В психологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:

1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.

2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.

Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания. Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых. В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.

К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.

По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса. Однако в любом из случаев основной причиной выражаемого негативизма являются дефекты воспитания и отношение к жизни, которое было сформировано в определенных условиях.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Хотя негативизм – явление довольно распространенное для современного человека, оно легко поддается коррекции. При своевременном обращении к специалисту за помощью человек сможет избавиться от отрицания и перестанет видеть в окружающем один негатив. Автор: Елена Суворова