Русско-византийский договор. Договор олега с греками

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЩЕГО ОЛЕГА

В правление князя Олега Новгородское и Киевское княжества объединились в единое государство. Древнерусская держава постепенно набирала мощь. Князю Олегу тем или иным способом удалось распространить свою власть на кривичей, древлян, северян, радимичей, тиверцев и другие славянские племена. Под протекторатом Киева оказался весь путь "из варяг в греки" и его ответвления на Десну и Западную Двину. Князь Олег первым нанес удар по могуществу Хазарского каганата. Он успешно воевал с Виуантийской империей. В 907 году он заключил с греками выгодный для Руси договор о мире и торговле, который был позже подтвержден в 912 году. В тексте документа Олег впервые назван "великим князем русским".

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕЩЕГО ОЛЕГА

Рождение древнерусскою государства сопровождалось становлением его дипломатической системы, выработкой методов и приемов внешней политики. Ради защиты своих северных пределов, Олег заключил договор с варягами, обязавшись платить им ежегодную денежную дань. Ему удалось добиться мира с уграми, совершавшими набеги на Киев. Дружеские отношения были установлены с Болгарией, после него в 907 году Олег совершил поход на Константинополь. Заключенный в том же году с Византией договор о "мире и любви", оговаривал статус русских посольских и торговых миссий в империи. Через четыре года был принят новый договор с греками, в котором впервые в дипломатической документации было введено понятие "Русская земля".

Договор Олега с греками

Подписанию долгосрочного мирного договора предшествовали переговоры о завершении военных действий. Олег желал получить «дань» - откупное для своих «воев». Это место в «Повести» вообще довольно темно. Летописец приводит двойное счисление дани: вначале Олег «заповеда» давать дань «на 2000 кораблей по 12 гривен на человек, а в корабле по 40 муж»; но его послы, явившиеся в Константинополь, просят уже «дати воям на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ». Очевидное несоответствие между размерами этих двух даней историки объясняли по-разному. Но мало кто принимал при этом во внимание возможности имперской казны и соображения имперского престижа. Даже если, следуя Новгородской I летописи, оценить численность войска Олега в 8000 человек (200 ладей по 40 воинов в каждой), то требуемая на них дань составит 96 000 гривен или 2 304 000 золотников (гривна начала X в. равнялась примерно трети фунта, то есть 24 византийским золотникам). Тут надо вспомнить, что в византийскую казну ежегодно поступало приблизительно 8 000 000 золотников и что император Маврикий насмерть разругался с аварским каганом Баяном из-за 100 000 золотников - суммы в 23 раза меньше той, которая получена нами в результате десятикратного сокращения количества воинов Олега! (По летописи же выходит, что Олег потребовал выплатить ему три годовых бюджета империи - еще одно свидетельство фантастичности летописного исчисления его войска.) А ведь международный статус аварского кагана намного превосходил достоинство «светлого князя русского».

Думается, что дань по 12 гривен на воина - создание разгоряченной фантазии древнерусских дружинников, попавшее в летопись из их «царьградских» преданий. Две системы исчисления дани отражают, вероятно, тот факт, что Олег, раззадоренный достигнутым успехом, поначалу запросил чересчур много, но затем, в ходе переговоров, согласился взять «по чину». Выражение «по 12 гривен на ключ» обыкновенно понимается как выплата на ключевое (рулевое) весло, то есть на одну ладью. Однако В. Даль в своем словаре (статья «Ключъ») указывает также, что у западных славян слово «ключ» означает поместье из нескольких сел и деревень с местечком, управляемое ключвойтом. «Ладейная сила Олега, - пишет он, - вероятно, делилась на ключи по волостям, откуда ладьи были выставлены, или по частным начальникам над ключами, отделами людей». Учитывая карпатское происхождение Олега, возможно, следует предпочесть именно эту трактовку размера полученной от греков дани. Еще какая-то часть дани была выдана драгоценными вещами и продуктами. Возвращаясь в Киев, Олег увозил с собой «злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье».

Другим важным пунктом переговоров были «уклады», которые греки обязались «даяти на русские грады» (список их приводился выше). Текст, непосредственно следующий за списком городов, регламентирует условия содержания «русских» послов и купцов: «да емлют месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбы, и овощ; и да творят им мовь [баню], елико [сколько] хотят; и поидуче же домой, в Русь, да емлют у царя нашего на путь брашно, и якори, и ужа [канаты], и парусы, и елико им надобе». При вторичном упоминании городов договор определяет порядок торговли для купцов-русов: «и да входят в град в одни ворота со царевым мужем, без оружья, по 50 мужей, и да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта [пошлин] ни в чем же». Таким образом, под «укладом» надо понимать торговый устав, оговаривающий правила торговли русов на константинопольском рынке. Как видим, Олег добился чрезвычайно выгодных условий для «русских» купцов: они получали содержание из императорской казны и освобождались от пошлин.

Договоренность была скреплена клятвой. Императоры Лев и Александр «целовавше сами крест, а Олга водивше на роту [присягу], и мужи его по русскому закону клящася оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом, и утвердиша мир».

2 сентября четырнадцать «мужей от рода русского» подписали письменный договор о «непревратной и непостыжной» любви между русами и греками. Его статьи могут быть разбиты на четыре основных раздела:

1. Порядок разбора и наказания уголовных преступлений, совершенных русами или греками друг против друга на территории Византийской империи. Убийство, как того требовало имперское законодательство, каралось смертью и конфискацией имущества, за исключением той части, которая полагалась жене убийцы. За нанесение телесных повреждений на виновного налагался штраф («пять литров серебра по закону русскому»), причем если он был «неимовит», то должен был снять с себя и «самые порты». С пойманного вора взыскивалось втрое против взятого; в случае оказания им сопротивления при поимке хозяин украденного имущества мог безнаказанно убить его. Приговор выносился только на основании неоспоримых свидетельств; при малейшем подозрении на ложность свидетельских показаний противная сторона имела право отвергнуть их, поклявшись «по своей вере». За лжесвидетельство полагалась казнь. Стороны обязывались выдавать друг другу сбежавших преступников.

2. Оказание взаимопомощи на территории других государств. В случае кораблекрушения византийского торгового судна близ берегов какой-либо иной страны находящиеся поблизости «русские» купцы обязаны были взять корабль и экипаж под охрану и сопроводить груз в пределы империи или в безопасное место. Если беда настигала греков близ «земли Русской», то корабль препровождали в последнюю, товары продавались и вырученное русы должны были переправить в Константинополь с первым же посольством или торговым караваном. Насилия, убийства и грабежи, совершенные русами на корабле, карались вышеозначенным способом. О том, что «русские» купцы имели право требовать того же с греков, договор умалчивает. Вероятно, это обстоятельство связано с тем, что русы отправлялись в торговые экспедиции целыми флотилиями. Многочисленность «русских» купцов отражена и в требовании греков об ограничении их доступа в Константинополь: они должны были входить в город через одни ворота по 50 человек. Понятно, что при таком размахе торговых предприятий русы не нуждались в посторонней помощи.

3. Выкуп «русских» и греческих невольников и военнопленных и поимка беглых рабов. Увидев на невольничьем рынке греческого пленника, «русский» купец должен был выкупить его; так же обязан был поступить греческий торговец по отношению к плененному русу. На родине невольника купец получал за него выкупную сумму или среднюю цену невольника по текущему курсу («20 златых»). На случай «рати» (войны) между «Русской землей» и Византией предусматривался выкуп военнопленных - опять же по средней цене невольника. Беглые или украденные «русские» рабы подлежали возврату хозяевам; последние могли искать их на территории империи, и тот грек, который противился обыску своего дома, считался виновным.

4. Условия найма русое на военную службу. При объявлении набора наемников в войско византийские императоры обязаны были брать на службу всех русов, которые этого пожелают, и на тот срок, какой будет устраивать самих наемников (русы добивались долгосрочного наемничества, вплоть до пожизненного). Имущество убитого или умершего наемника, при отсутствии завещания, переправлялось его ближним «в Русь».

Переговоры завершились торжественной церемонией, которая должна была явить варварам могущество империи и побудить Олега последовать примеру предыдущих «русских» князей, обратившихся в христианство. Послы русов были приглашены в храм Святой Софии для осмотра христианских святынь: «Царь же Леон послы рускыя почтив дарами, золотом и паволоками... и пристави к ним мужи свои, показати им церковную красоту, и полаты златыя, и в них сущее богатство: злато много, и паволоки, и каменье драгое, и страсти Господни, венец и гвоздье, и хламиду багряную, и мощи святых, учаще их к вере своей и показующе им истинную веру; и тако отпусти их в свою землю с честью великой». Но кажется, на этот раз никто из русов не пожелал оставить языческие заблуждения.

Перед тем как покинуть свой стан, Олег еще раз подтвердил свое твердое намерение хранить с греками «любовь непревратну и непостыжну», приказав повесить на городских воротах свой щит, «показуя победу». Этот символический акт обыкновенно истолковывают в совершенно противоположном смысле - как знак победы русов над Византией. Однако слово «победа» в XI-XII вв. имело также значение «защита, покровительство». Равным образом и щит нигде и никогда не символизировал победу, но лишь защиту, мир, прекращение брани. Поднятие предводителем войска своего щита во время сражения означало призыв к началу мирных переговоров; в 1204 г. знатные крестоносцы вешали свои щиты на дверях занятых ими домов в Константинополе, чтобы предотвратить их разграбление другими рыцарями. Вещий князь оставлял грекам свой талисман, который должен был охранять город от вражеских нападений; он возвращался в свой карпатский «Джарваб» не победителем Византии, а ее союзником и защитником.

При княжении Олега (882-912 года) власть распространялась на полян, ильменских славян, кривичей, древлян, северян, радимичей, хорватов, уличей, а также на неславянские племена - веси, мери и муромы. Это были годы дальнейшего укрепления могущества Киевской Руси и формирование ее территории.

В ответ на враждебные действия византийских императоров в 907 году киевский князь Олег совершил карательный поход на Византию, который был вызван невыполнением Константинополем условий соглашения 860 года. Вследствие этого было заключено новое соглашение между государствами, которая была невыгодной для Византии: император должен был платить Киеву ежегодную дань, русские купцы получили право беспошлинной торговли. Эти условия свидетельствуют, что уже тогда был обычай взимать пошлину - сбор за провоз товаров через заставы.

Удачные походы на Византию в 907 и 911 годах и заключения выгодных торговых договоров с ней имели весьма важное значение для Руси, которая достигла равноправия в торговом партнерстве. Киев поддерживал политические и экономические отношения не только с Византией, но и с другими странами мира. Особое место занимали торговые отношения со странами Арабского Востока, Хазарией, Волжской Болгарией, Средней Азией и Ираном.

В соответствии с договорами купцы из Руси получали право беспошлинной торговли, греки имели давать им содержание в течение шести месяцев и обеспечивать возвращение домой, предоставив им необходимое оборудование для лодок и нужное количество пищи. Договоры с греками дают нам возможность сделать вывод о том, что в тот период уже существовал организованный административный аппарат, представители которого принимали участие и в международных торговых отношениях.

Это является свидетельством того, что в Киевской Руси уже тогда возникли и функционировали свои таможенные обычаи, которые носили характер правовых отношений, системы права. В договорах четко подчеркнуто о "... закон... языка нашего", "закон русский". Именно эти договоры 907-го и 911-го годов является ценнейшим источником украинской истории по таможенно-правовых отношений, преподносят Киевскую Русь на международной арене, как государство, имела развитую политическую систему и свое национальное таможенное законодательство, как равноправный с Византией субъект международного права. Кроме того, и первый князь Киевской Руси тоже занимался сбором пошлины. О том свидетельствуют слова: «Еще стольный мудрый князь Олег собирал прежде пошлине».

О ведении Киевом международной торговли утверждают письменные источники, археологические находки - 11 тысяч арабских монет, около 300 монет византийских. Ювелирные изделия, шелковые ткани, парча, дорогая посуда, ковры, предметы роскоши - вот далеко неполный перечень товаров, которые завозились в Киев из-за границы.

Рождение древнерусскою государства сопровождалось становлением его дипломатической системы, выработкой методов и приемов внешней политики. Ради защиты своих северных пределов, Олег заключил договор с варягами, обязавшись платить им ежегодную денежную дань. Ему удалось добиться мира с уграми, совершавшими набеги на Киев. Дружеские отношения были установлены с Болгарией, после него в 907 году Олег совершил поход на Константинополь. Заключенный в том же году с Византией договор о "мире и любви" , оговаривал статус русских посольских и торговых миссий в империи. Через четыре года был принят новый договор с греками, в котором впервые в дипломатической документации было введено понятие "Русская земля" .

Поход Олега на юг. Объединив силы варяжских дружин и северных племен, стал продвигаться к Поднепровью, подчиняя своей власти все встречавшиеся на его пути города и земли.

Готовясь к походу на Киев, князь Олег призвал для участия в нем варягов-наемников, чтобы они усилили его дружину. Он также привлек в свое войско "великое число" новгородцев, кривичей, веси, чуди и мери. С этой огромной ратью он двинулся водным путем на Днепр. Никогда еще по древним руслам рек и волокам не шел столь грандиозный караван судов. Вместе с Олегом находился его воспитанник . "Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере, так тянуло к Киеву" , - писал В.О. Ключевский.

"Принятие" Смоленска. Князь Олег подошел к Смоленску, столице племенного союза кривичей. Он "принял власть" в городе и посадил в нем своего наместника с сильной дружиной, способной удержать новую землю. Среди воинов Олега находились кривичи, и они смогли убедить своих единоплеменников безропотно отдаться под власть могучего правителя. Овладение Смоленском прошло мирно, без жертв и разорений.

Взятие Любеча. Далее князь Олег вторгся во владения северян, которые не захотели ему покориться. Главным городом в их земле являлся древний Любеч, который новгородскому войску пришлось брать с боем. Отставив и там своего "мужа" с большим отрядом воинов, князь Олег пошел далее вниз по Днепру.

Война Олега с уграми

К загадкам русского Средневековья относится война с уграми, которых историки отождествляют с венграми. Древнерусскому государству удалось откупиться от угров.

В "Повести временных лет" говорится, что в 898 году Киев осадили кочевые племена угров: "Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые называются Угорскими, и стали воевать с жившими там. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем землю Волынскую захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились вместе со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю Фракийскую и Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един народ славянский: славяне, сидевшие по Дунаю и покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь" . Историю пребывания угров в Поднепровье летопись не сообщает. Из других источников становится ясно, что они двинулись на запад и начали воевать со славянами и волохами - представителями племен Среднего Подунавья, нападать на "греков" - , а также теснить моравов и чехов.

Великая опасность. Историки полагают, что угорские орды появились под стенами Киева, чтобы сделать его опорным пунктом в ходе своего продвижения на запад через Северное Причерноморье. Над столицей Руси нависла смертельная опасность. Враги окружили город, перекрыв все подступы к нему, как это делали все кочевники. "Повесть временных лет" не рассказывает о том, как удалось киевлянам отбиться от неприятеля.

Из "Деяний венгров" . Неизвестный венгерский автор сочинения XII—XIII веков "Деяния венгров" , пользуясь документами XI века, рассказывает, что, двигаясь на запад, угорские племена дошли до киевских земель и "захотели подчинить себе королевство руссов" . Киевский князь, имени которого венгерский автор не называет, выступил навстречу врагам и вступил с ними в бой, но был разбит войском венгерского вождя Альмоша. Угры преследовали руссов вплоть до стен Киева, за которыми те и укрылись. Затем венгры рассыпались по округе, опустошая окрестные городки и села.

Мирный договор с уграми. По данным венгерских источников, руссы запросили мира, и их посольство появилось в лагере Альмоша. В ходе переговоров угры потребовали прислать к ним в лагерь заложников, предоставить им на дорогу продовольствие, одежду и другие необходимые припасы, а также выплачивать ежегодную дань в десять тысяч марок серебром. Руссы, в свою очередь, поставили условие: венгры должны немедленно покинуть киевские земли. Хронист пишет, что Альмош посоветовался со своими сановниками, и венгры "исполнили просьбу князя руссов и заключили с ним мир" . Уплата славянами дани стала компенсацией за покой и благоденствие на Руси.

Горестное поражение Олега. Договор с кочевыми племенами венгров "о мире и любви" , по мнению ряда историков, означал поражение правителя Киева, которого соотносили с великим князем Киевским Олегом. Обязательство выплачивать ежегодную денежную дань воинственным венграм историки расценивали как тяжелое бремя, легшее на плечи многочисленных славянских народов. Доподлинно неизвестно, сколько лет выполняла Русь условия кабального соглашения с уграми.

Объединение русских земель князем Олегом

Три года оставался князь Олег в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там своего мужа, потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также посадил мужа. Добровольно ли покорились Олегу эти племена или после сопротивления - летопись не говорит. Когда Олег достиг Киева, там уже княжили Аскольд и Дир . Летопись рассказывает, что Олег хитростью вызвал их из города и умертвил, а сам завладел Киевом и сделал его своей столицей, сказав: "се буди мати градом русским".

Убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

Князь Олег строил города, с целью удерживать в своих руках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников. Им была наложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю. Новгородцы должны были платить по 300 гривен ежегодно на содержание дружины из варягов. После этого Олег начинает расширять пределы своих владений, покоряя племена, жившие на восток и запад от Днепра. В 883 г. покорены были древляне, находившиеся во вражде с полянами; на них была наложена дань по черной кунице с жилья. Северяне платили дань хазарам; князь Олег сказал им: "я враг хазарам, а вовсе не вам" - и северяне, по-видимому без сопротивления, согласились платить дань ему. Радимичей Олег послал спросить: "кому дань даете?". Те отвечали: "хазарам". "Не давайте хазарам, а давайте мне" - велел сказать им Олег, и радимичи стали платить дань ему по два шеляга с рала, как раньше платили хазарам. Не все, впрочем, племена подчинялись так легко: по счету летописца, потребовалось 20 лет, чтобы покорить дулебов, хорватов, тиверцев, а уличей Олегу так и не удалось покорить.

Поход князя Олега на Константинополь

В 907 г. князь Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Войско Олега состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Ехали на конях и кораблях. По словам летописи, кораблей было 2000, а в каждом корабле по 40 человек; но, конечно, придавать абсолютное значение этим цифрам нельзя. Летопись украшает рассказ об этом походе разного рода легендами. При приближении русских к Константинополю, греки замкнули гавань и заперли город. Князь Олег вышел на сушу и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей; велел затем поставить лодки на колеса и, при попутном ветре, двинулся к городу. Греки испугались и просили не губить города, соглашаясь давать дань, какую только Олег захочет. Задумали они затем избавиться от Олега отравой, но Олег догадался и не принял присланных ему греками кушаний и напитков.

Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

После этого начались переговоры. Князь Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира, которые потребовали по 12 гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели мужи Олега. Русские послы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Царь-Град, могла брать съестных припасов сколько хочет, мыться в банях, для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и т. п. Византийский император принял эти условия с некоторыми изменениями: русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины; князь должен запретить русским грабить греческие села; в Константинополе русские могут жить только у св. Мамы; император посылает чиновника переписать их имена, и тогда уже русские берут свои месячины - сначала киевляне, затем черниговцы, переяславцы и т. д.; входить в город они должны без оружия, в количестве не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, и тогда уже могут торговать беспошлинно. Императоры Лев и Александр целовали крест при заключении этого договора, Олег же и мужи клялись, по русскому обычаю, оружием, богом своим Перуном и скотьим богом Волосом. Летопись передает, далее, что Олег, возвращаясь домой, велел русским сшить паруса шелковые, а славянам - полотняные, и что воины, в знак победы, повесили свои щиты на вратах Царя-Града. Князь Олег возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всяким узорочьем. Народ дивился ему и прозвал его "вещим", т. е. кудесником, волхвом: "бяхо бо людие погани и невеголоси", заключает летописец.

Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839

Договор между Олегом и греками 911 года

В 911 г. князь Олег послал своих мужей в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Были посланы 5 мужей, присутствовавших при заключении первого договора, и, сверх того, еще девять: Инегельд, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Бидульфост - имена, большей частью звучащие не по-славянски и показывающие, что дружина состояла тогда в большинстве из варягов -скандинавов. Послы, от имени Олега, других князей, бояр и всей русской земли, заключили с византийским императором такой договор: при разборе дела о преступлении, нужно основываться на точных показаниях; если кто заподозрит показание, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагается казнь. Если русин убьет христианина (т. е. грека) или наоборот, то убийца (если будет застигнут) должен быть убит на месте, где совершил убийство; если он убежит и оставит имущество, то, за выделом из него части, следующей по закону, жене, все остальное поступает родственникам убитого; если бежавший имущества не оставит, то он считается под судом до тех пор, пока не будет пойман и казнен смертью. За удар мечом или чем-нибудь другим, виновник, по русскому закону, платит 5 литр серебра; если заплатить всей этой суммы он не в состоянии, то должен внести столько, сколько может, снять затем то платье, в котором ходит, и поклясться, по обрядам своей веры, что у него нет никого, кто бы мог за него заплатить; тогда иск прекращается. Если русин украдет у христианина или наоборот, и вор будет пойман на месте, то хозяин украденного, в случае сопротивления вора, может его убить безнаказанно; если же вор отдастся без сопротивления, то его следует связать и взять с него втрое за украденное. Если кто-нибудь из русских или христиан станет кого-нибудь мучить, допытываясь, где имущество, и насилием возьмет что-нибудь, то должен заплатить за взятое втрое. Если греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там случатся русские, то они должны охранять корабль с грузом, отослать его в землю христианскую, провожать через всякое страшное место, пока он не достигнет места безопасного; если корабль сядет на мель или его задержат противные ветра, то русские должны помочь гребцам проводить его в землю греческую, если она окажется близко; если несчастье это случится вблизи земли русской, то корабль проводят в последнюю, груз продается и вся вырученная сумма приносится в Царьград, когда русские будут идти туда для торговли или с посольством; если же кто окажется на корабле том убитым, или прибитым, или что-нибудь пропадет, то виновники подвергаются указанному выше наказанию. Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма; военнопленные также возвращаются на родину, а взявший их в плен получает обыкновенную цену невольника. Русские могут добровольно поступать на службу к греческому императору. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на родину. Если раб будет украден из Руси, сам уйдет или будет уведен насильно, а господин его станет жаловаться, и жалоба будет подтверждена самим рабом, то последний возвращается на Русь; гости (купцы) русские, потерявшие раба, могут искать его и взять обратно; кто не дает у себя делать обыска, тот тем самым проигрывает дело. Если кто-нибудь из русских, находящихся на службе у византийского императора, умрет, не распорядившись своим имуществом, то оно отсылается к родственникам его на Русь; если распорядится, то оно поступает к тому, кому завещано, причем наследник получает имущество от земляков, ходящих в Грецию. Если взявшийся доставить имущество утаит его или не возвратится с ним на Русь, то, по жалобе русских, он может быть насильно возвращен в отечество [Проф. М. Ф. Владимирский-Буданов эту статью толкует иначе: если преступник убежит, избегая наказания, из Руси в Грецию, то да будет возвращен; когда в таком случае Русь заявит жалобу греческому правительству, то это последнее должно схватить его и возвратить силой в Русь. В летописи это место передано так: "аще злодей везвратится в Русь, да жалуют Русь христьянскому царству, и ят будет таковый и возвращен будеть не хотяй в Русь". Мы придерживались перевода С. М. Соловьева.]. Так точно и русские должны поступать относительно греков. После заключения договора, император византийский одарил русских послов золотом, одеждой, тканями и, по обычаю, приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовой веры. Затем послы были отпущены домой, куда и возвратились в 912 г.

Осенью того же года, по сказанию летописи, князь Олег умер и похоронен в Киеве на Щековице ("П. С. Р. Лет.", I, 16). Место погребения Олега занесено в летопись по преданию, не вполне достоверному; есть и другое предание, по которому Олег умер во время похода на север и похоронен в Ладоге (Архангел. лет., стр. 10-11). Со смертью князя Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: "Песнь о вещем Олеге". По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г.; но хронология первых страниц начальной летописи крайне спутана и неточна.

Князь Олег у костей коня. Картина В. Васнецова, 1899

Литература о князе Олеге

Критическую оценку летописных сведений об Олеге см. у Соловьева, Иловайского и Бестужева-Рюмина. Договора русских князей с греками вызвали обширную литературу, которая указана у М. Ф. Владимирского-Буданова, в "Хрестоматии по истории русского права" (вып. 1-й). Мнения Эверса и В. И. Сергеевича относительно значения этих договоров - см. Игорь Рюрикович.

По материалам Энциклопедии Брокгауз-Ефрон