Школа внимания. Пылаева наталия максимовна

Методическое пособие. — М.: Теревинф, 2004. — 48 с. ISBN 5-901599-06-3.
Рабочая тетрадь. — М.: Теревинф, 2004. — 50 л. ISBN 5-901599-07-1.
Комплект содержит описание комплекса учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и контролю над ними у детей 5-7 лет.
Пособие предназначено для подготовки к школе так называемых детей с проблемами. Внешне эти проблемы могут проявляться по-разному. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанны, действуют им-пульсивно, необдуманно. Иные, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и рассеянны. Объединяют тех и других трудности органи-зации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия.Эти трудности не так заметны, пока ребенок дошкольник. В школе же такие дети не могут успешно следовать указаниям учителя, не выслушивают задание до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Неуспех снижает мотивацию к учебе (желание учиться). В итоге ребенок становится стойко неуспевающим.Становление избирательной активации — длительный и потому уязвимый процесс. Еще более сложный, более длительный и более подверженный отрицательным воздействиям процесс — формирование навыков программирования, регуляции и контроля деятельности. На него могут отрицательно влиять самые разные причины — от неправильного развития плода или трудных родов, травм, болезней до социального неблагополучия. Чтобы предотвратить возможное отставание или преодолеть имеющееся, нужно своевременно помочь детям.
В данном пособии предлагается методика формирования навыков планирования и контроля, основанная на работе с числовым рядом.
Почему именно числовой ряд выбран для отработки навыков программирования и контроля? Потому, что, во-первых, овладение числовым рядом — не только необходимое звено, но и фундамент начального учебного процесса.
Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т. е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых и необходимых в практической жизни культурных навыков человека.Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действий вовне, организовать совместные действия педагога и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозированно усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.Принципиальная основа выполнения разработанных нами заданий — совместная деятельность педагога и ученика. Ее организация должна последовательно изменяться таким образом, чтобы программа действий, которой вначале владеет взрослый, стала внутренним достоянием ребенка.

В 1970 году окончила факультет психологии МГУ, кафедру нейро- и патопсихологии, которую возглавлял А.Р. Лурия. В 1979 году успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: “Разработка и применение системы методов оценки нарушения и восстановления речи при афазии”. Результатом исследования стала публикация учебного пособия для студентов психологических факультетов «Методика оценки речи при афазии» (Издательство МГУ, 1981, совместно с Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной). В настоящее время эта методика широко используется клиническими психологами и логопедами.

Н.М. Пылаева является разработчиком оригинальных систем методов коррекционно - развивающего обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. У нас в стране и за рубежом широко известна методика по развитию функций программирования и контроля произвольной деятельности «Школа внимания» (совм. с Т.В. Ахутиной, М., 1997, 2002; 2008; на финском языке 1995, 1997, 1999, на испанском языке (2004) и словацком языке (2009). Кроме нее опубликованы и переиздавались еще 3 пособия: для развития программирования и контроля у детей 7-9 лет «Школа умножения» (2005, 2006), для развития зрительно-вербальных функций «Учимся видеть и называть» (2008), для развития ряда ВПФ ««Путешествие Бима и Бома в страну Математику» (совм. с Ахутиной, Манелис, Хотылевой, 1999, 2006).

В 2008 г. вышло обобщающее учебное пособие Т.В. Ахутиной и Н.М Пылаевой «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход» (СПб., «Питер», 321 с.), где представлены вытекающие из трудов Л.С. Выготского и А.Р. Лурия теоретические основания нейропсихологических методов коррекции и методические рекомендации по их использованию для педагогов и психологов. Книга имеет гриф Совета по психологии УМО.

За успехи в научной и педагогической работе Н.М. Пылаева награждена грамотой Министерства образования за многолетнюю научно-педагогическую деятельность, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (2001), Департаментом образования г. Москвы ей присвоена Высшая квалификационная категория по должности «педагог-психолог» (2007), она награждена медалью «В память 850-летия Москвы», знаком «Заслуженный научный сотрудник МГУ» (2003), нагрудным юбилейным знаком «250 лет МГУ» (2005).

Книги автора:

Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход

В пособии раскрывается нейропсихологический подход к профилактике трудностей учения, построенный на принципах школы Л. С. Выготского – А. Р. Лурия. Оно содержит общие основания работы, конкретные методы и примеры преодоления разных видов трудностей обучения, обусловленных недостаточной сформированностью различных психических функций. Особое внимание уделено развитию умения детей планировать и контролировать свои действия, успешно перерабатывать зрительную и зрительно-пространственную информацию. Все методы...

Читайте ещё:

Получив шапку, похожую на «настоящую», маленький мальчик воспроизвел поведение, обычно связанное со шляпой его отца. Он повсюду таскал ее с собой, конвульсивно теребя ее в руках, если ее не разрешалось надеть. Естественно, он постоянно обнаруживал, что хорошо бы использовать руки для других...

Гостных состояниях и не знаем порой, что в подобного рода случаях нам мог оказать помощь врач-психоневролог. По той же самой причине мы часто оставляем наших малышей без необходимой им помощи, предоставляя им самим справляться с мучительными и не всегда безобидными состояниями.

Но, к счастью, вам не приходится давать такиеобъяснения ребенку, потому что пока они исторически не могут понять почему "А" это "А", они, наверняка, понимают, что вы действительно взрослее и умнее их и, кот пи, зта причина может их удовлетворить.

Психолог P. Х. Шакуров специально изучал это явление. Под психологическим климатом он понимает совокупность социально-психологических явлений и состояний, которые характеризуют данный педагогический коллектив. Сюда в первую очередь относятся: эмоцио"нальный тонус коллектива, уровень...

Спиридьная структура предполагает расширение и углубление учебного материала, включение связанных с ним знаний, но исключает завершенность и перерывы. При смешанном подходе используются различные комбинации описанных выше способов построения учебного материала,


Но есть дети, которые полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ним родителями. Не зря же я все время говорю об одаренных детях. Они чуткие, внимательные, а поскольку они целиком ориентированы на благополучие родителей, то вполне предсказуемы и обладают необычайно тонкой духовной...