Система заданий, направленных на изучение массы и единиц ее измерения. Масса тела ребенка

Килограмм

(урок открытия нового знания)

Цель: создать условия для усвоения учащимися новых понятий “масса”, “килограмм” и формирования умения сравнивать предметы по массе на основе практических задач.

Краткая аннотация. На уроке дети отвечают на проблемный вопрос: “Почему контейнеры разные, хотя внешне ничем не отличаются?” Учитель знакомит с историей возникновения весов. Дети проводят практическую работу на чашечных весах и измеряют массу предметов. Вводятся новые термины “масса”, “килограмм“, «равновесие». Для получения новой информации учитель заранее готовит детей с выступлениями о старинных мерках измерения массы, использует свою презентацию “Килограмм”, ряд интерактивных заданий, упражнения в сервисе LearningApps .org .

Планируемые результаты

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные математические знания и умения

2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций

4) развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

    формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя

    осознавать и принимать учебную задачу

    оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля

    с овместно с учителем составлять план решения задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос

2) учить работать с дополнительным материалом (Интернет, энциклопедии)

3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

4) перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

4) строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты

1) научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе

2) научить взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу

3) развивать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи

4) грамотно использовать в речи математические термины и понятия

Оборудование:

  • компьютер

    различные виды весов весы

    3 одинаковых контейнера с ватой, бусинками, пластилином

Дидактические средства и материалы:

    карточки со словами «масса», «килограмм», «весы», «равновесие весов»

    таблицы оценивания результатов для каждого ученика

    учебники М.И.Моро, С.И.Волковой «Математика», учебник для 1 класса начальной школы, 2 часть, Москва, издательство «Просвещение», 2013 год.

Ход урока

    Актуализация знаний

Вам нравится предмет математика? За что?

«Математика ум в порядок приводит» М.Ломоносов

Учитель. Ребята, у рок у нас не совсем обычный. Мы сегодня с вами исследователи в научной лаборатории. Для проведения научных опытов проведем подготовку.

Слайд Разминка для ума. (ПЛАНШЕТЫ)

(На слайде записаны выражения: 8+2 и 8-2. Учитель читает задачу, обучающиеся называют выражение, являющееся решением задачи, и объясняют свой выбор).

Учитель. Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня?

Ученики. 8+2

Учитель. Длина ручки 8 см, а длина ластика 2см. На сколько сантиметров ручка длиннее ластика?

Ученики. 8-2

Учитель. Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь?

Ученики. 8-2

Учитель. Папа ехал на машине до города 8 часов, а потом по городу 2 часа. Сколько всего часов папа был в пути?

Ученики. 8+2

Учитель. Какие величины мы сравнивали в задачах?

Ученики. Время, температуру, длину.

Учитель. В чем измеряли температуру?

Учитель. В чем измеряли количество ягод?

Ученики. В стаканах.

Учитель. В чем измеряли длину ручки и ластика?

Ученики. В сантиметрах.

Учитель. В чем измеряли время машины в пути?

Учитель. Что такое величина?

Ученики ( с помощью учителя)

    Постановка проблемы. Открытие нового знания

Учитель. Вы видите на учительском столе чашечные весы, гирьки, продукты. Попробуйте определить тему урока и его задачи.

Правильно, мы будем взвешивать продукты, определять их массу, рассмотрим, какие бывают весы.

Слайд. План урока.

    Сравнивание предметов по массе.

    Какие бывают весы?

    Измерение массы предметов.

    Используемые гири.

    Решение задач на измерение массы предметов.

    Решение примеров на сложение и вычитание единиц массы.

    Подведение итогов.

Учитель. Совпали ваши предположения с моим планом?

У вас на столах листы для самооценки, с этапами урока. Мы к ним вернемся в конце и вы оцените свои знания по каждому вопросу.

3.1.Практическая работа с контейнерами по нахождению отличительных признаков

Учитель. Рассмотрите внимательно эти 3 контейнера и сравните их. Что можно сказать?

Ученики. Цвет, форма и размер одинаковые.

Учитель. Но я все-таки уверяю вас, что эти контейнеры разные. В чем же их отличия? Выскажите свои предположения.

Ученики. Там внутри что – то лежит. Они пустые.

Учитель. Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 3 ученика).

(Дети поднимают контейнеры, меняются ими, обсуждают)

Ученики. В контейнерах что-то лежит, один легче, другой тяжелее.

Учитель. Расположите контейнеры по порядку, от самого легкого до самого тяжелого. Посмотрите, что лежит внутри. Какой контейнер самый легкий?

Ученики . С ватой.

Учитель. Какой самый тяжелый?

Ученики. С пластилином .

Учитель. Почему?

Ученики . Вата легкая. Поэтому контейнер легче других. А пластилин тяжелый, поэтому контейнер самый тяжелый.

Учитель. Ребята, а если не открывать контейнеры, можно сказать, какой легче, а какой тяжелее?

Ученики . Можно. Мы их поднимали, сравнивали.

3.2. Понятие «масса» как величина

Учитель. К ак называется такое свойство предметов?

( На доске выставляется карточка «масса»)

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Ученики . Масса.

Учитель. Что бы вы хотели узнать о массе?

Ученики . Как измерить массу, научиться взвешивать продукты.

Учитель. Где в жизни может это пригодиться?

Ученики . В работе, при приготовлении и т. д.

Учитель. Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» - «масса предмета больше».

Учитель. Можно ли массу назвать величиной? Что такое величина?

Ученики ( с помощью учителя) Величина – это такое свойство (признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа.

Учитель. Давайте проверим, масса – это величина или нет.

3.3.Практическая работа по измерению массы предметов

Учитель. Чем можно измерить массу предметов?

Ученики. Весами.

Слайд 4 . Весы

Учитель. Весы - один из древнейших приборов.

(появляется карточка со словом «весы»)

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

Ученики. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые. Я бы разделила их на механичкские, электронные,пружинные.

Учитель. Поработаем с чашечными весами.Как находятся чашечки весов?

Ученики. На одном уровне.

Учитель. Это называется равновесие весов (вывешивается карточка с этим словом ).

У вас на столах весы с разновесами. Возьмем оранж кубик и пластинку. Что изменилось с весами. одна чашечка опустилась, а другая - поднялась. Почему?

Ученики . Один предмет тяжелее, а другой легче.

Учитель. Как вы думаете сможем мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?

Ученики . Нет (Да). Давайте продолжим наше исследование.

Учитель. Практическое задание:

Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравнитеа какого больше?

Ученики . Масса тетради меньше, а масса учебника больше.

Учитель. Возьмите ручку и учебник. С равните, масса какого предмета меньше, а какого больше?

Ученики . Масса ручки меньше, а масса учебника больше.

Учитель. Так можно обойтись без весов?

Ученики . Да.

Учитель . Мы можем обойтись без весов, но сказать, какова масса предмета без весов мы не сможем.

Учитель. Ребята, по какому признаку мы сравнивали предметы?

Ученики . По м ассе.

3.4.Упражнение в измерении массы предметов с помощью разных мерок. Вывод об измерении массы с помощью одинаковых мерок.

Учитель. - Ребята, меня угостили яблоком, и я решила узнать его массу.

Слайд 5 . Измеряем массу предметов (по щелчку появляется изображение яблока, клубничек и записи в рамках)

Учитель. На одну чашу весов положила яблоко, а на другую – 5 клубничек. Посмотрите на чаши весов.Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит?

Ученики . Массы одинаковые.

Учитель. Запишем: 1 ябл. = 5 кл. Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

Ученики . М ерка – клубника.

Учитель. Так м ожно массу назвать величиной?

Ученики . Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Масса – это величина.

Слайд 6 . Измеряем массу предметов (по щелчку появляется изображение яблока, бананов и записи в рамках)

Учитель. Теперь на одну чашу весов я положила яблоко, а на другую – 2 банана . Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии.

Что это значит?

Ученики . Массы одинаковые.

Учитель. Запишем: 1 я. = 2 б .

В чём измеряли яблоко ?

Ученики .В бананах.

Учитель. Это другая мерка. Получается, что 5 клубник равно 2 бананам ?

Но 5 больше 2. . Нет ли здесь ошибки?

Ученики . Мы измеряли разными мерками.

Учитель. Сколько весит яблоко?

Ученики . Или 2 банана, или 5 клубничек.

Учитель. Какой вывод можно сделать – удобно ли так измерять массу?

Ученики. Нужна одинаковая мерка!

Учитель. Сравнивать можно только величины, измеренные одинаковыми мерками.

3.5. Введение новой единицы измерения массы – килограмм

(можно использовать звуковой файл – рассказ учителя)

Учитель. Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм.

(на доску прикрепляется карточка со словом «килограмм»)

Слайд. Килограмм – кг

Учитель. Сокращенно это слово записывают « кг». Килограмм – это единица измерения массы.Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм.

Слайд . Используемые гири

( Учитель показывает гирю в 1 кг , даёт некоторым ребятам её подержать)

Учитель. Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и другие

(записывают в тетрадь).

Физкультминутка

«ЖИВЫЕ ВЕСЫ»:

Каждый ученик – чаша весов, правая и левая. Я буду называть массу каждой чаши весов, а вы покажите, какая из чаш опустится ниже. (Например: на левой чаше весов - 3кг огурцов, на правой чаше – 5 кг помидоров).на правой 2кг яблок на левой 4 кг груш; на левой 1 кг апельсинов на левой 3 кг мандаринов, на правой 4 кг дыня на левой 10 кг арбуз.

Ловцы величин масса: ананас 3 кг, линейка 15 см. мука 10кг, 1 пачка чая, 2 коробки с машинками, тыква 7 кг.

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

5.1. Учитель. Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину?

Ученики выступают с сообщениями.

Слайд 9 . Берковец

Ученик. Берковец – старорусская единица измерения массы, равная 10 пудам (164 кг). Термин произошел от древнерусского названия старинного шведского торгового города Бьерке. Сначала берковец употреблялся для взвешивания воска и меда. 10 пудов или 1 берковец весила бочка с воском, которую 1 человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую в этот город.

Слайд 10 .Пуд

Ученик. Пуд – устаревшая единица измерения массы. Равен 16, 5 кг. На фото вы можете увидеть чугунную гирю массой 16 кг, которую называли пудовой. Применялся с 12 века. 10 пудов составляли 1 берковец. Пуд был отменен в 1920 году. Но слово «пуд» можно встретить в гиревом спорте, а также в пословицах и фразеологизмах, например «пуд соли съесть».

Слайд 11 .Фунт.

Ученик. Фунт (от pondus - вес, гиря) - старая русская мера массы. 1 русский фунт равнялся 1 / 40 , 96 золотникам или 409,5 граммам. Аптекарский фунт равнялся 359 граммам. Фунтами взвешивали чай, сахар, муку. 1 фунт мелкого сахара или 1 фунт риса равен 2 стаканам. 1 фунт муки равнялся 3 стаканам.

5.2. Учитель. Откройте учебники, № 1 стр.36.

    Узнайте, что легче: арбуз или гиря?

    Узнай массу пакета с мукой.

    Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?

Предлагаю отдохнуть с игрой «Топай-хлопай». Если вы согласны с моим высказыванием - топайте, если не согласны - хлопайте.

1.Масса первоклассника больше 10 кг;

2.Масса 1картофелины меньше 1кг;

3.Масса арбуза может быть 10кг;

4.Масса двух яблок равна 1кг.

Почему возникло разногласие? Мы не знаем точно: могут ли 2 яблока весить 1кг.

Предлагаю проверить это, выполнив практическую работу в группах.

1группа – (Хозяйственные весы, апельсины, пакеты) Узнай, сколько апельсинов составят 1кг. Подготовь вывод.

2группа – (Кухонные электронные весы, яблоки, пакеты). Узнай, сколько яблок составят 1кг. Подготовь вывод.

3группа – (Напольные весы).Узнайте массу своего тела, запомни. Подготовь вывод.

4группа – (Хозяйственные весы). Измерь массу своего портфеля. Запомни. Подготовь вывод.

Для чего измеряли массу тела и портфелей?

Если вы хотите вырасти здоровыми, необходимо следить за массой своего тела и массой рюкзаков или портфелей.

Масса тела

Масса рюкзака

20кг

2-3кг

30 кг

3-4кг

40кг

4-5кг

    Первичная проверка понимания

Учитель. Как много мы с вами сегодня «открыли»! А как вы думаете, можно ли выполнять какие-то действия с килограммами?

Ученики. Можно складывать, вычитать.

Учитель. Даю задание по уровням.

6 кг + 4кг=….кг

7 кг - 1кг = …кг

4 кг – 2кг =…кг

3 кг – 2 кг = … кг

5 кг + 3 кг = …кг

2 кг + 2 кг = … кг

8 кг + 2 кг – 3 кг =… кг

9 кг – 4 кг +2 кг = … кг

3кг * 2кг 9кг * 5кг

10кг * 5кг+4кг

3кг * 6кг-2кг

    Рефлексия деятельности.


Учитель. С какой величиной вы сегодня познакомились?

Ученики . Мы познакомились с массой.

Учитель. Назовите современную единицу измерения массы. Какие старинные единицы массы на Руси вы запомнили?

Ученики . Сейчас используют килограмм. Раньше использовали берковец, фунт, пуд, долю, золотник.

Учитель. Ребята, что вы узнали для себя нового и полезного?

Сделайте вывод, используя новые слова – масса, килограмм, весы (учитель показывает на карточки со словами на доске).

Ученики . Масса предметов измеряется в килограммах. Масса определяется с помощью весов.

Учитель. Какими мерками, кроме килограмма, можно воспользоваться?

Ученики . Можно взять шоколадки, клубнички, но нужны одинаковые мерки для измерения массы одного предмета.

Учитель. Возьмите таблицы оценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу над решением примеров, задач, а также ваш товарищ должен оценить вашу работу. Раскрасьте нужным цветом смайлика, потом обменяйтесь листочками с соседом.

Учитель. Сегодня на уроке вы работали как настоящие ученые, ставили опыты, пользовались научным оборудованием, делали выводы. Всем спасибо за работу.

Процесс изготовления лекарственной формы представляет собой комплекс операций, неразрывно связанных с измерением массы лекарственных, а также вспомогательных веществ различного назначения. Высокие требования, предъявляемые к точности отпускаемых лекарственных форм, определяют значение операций измерения, проводимых в аптеке. Фармацевт должен безукоризненно знать устройство и работу дозирующих устройств и предъявляемые к ним метрологические требования.

Определение массы отдельных компонентов, а также готовой лекарственной формы, включая ее дозирование на отдельные приемы, технически может проводиться двояко: по массе (взвешиванием) и по объему (отмериванием).

Измерение массы вещества

Для измерения массы тел служат приборы, называемые весами. В аптечной практике применяются рычажные весы, относящиеся к категории технических весов 2-го класса.

Виды весов

Весы ручные (ВР) подвесные. Весы (рис. 4.1) с наибольшей допустимой нагрузкой 1, 5, 20 и 100 г предназначены для взвешивания сыпучих веществ. Они представляют собой небольшой длины (100-200 мм) равноплечее металлическое коромысло (2), на концах которого на грузоприемных призмах, укрепленных в коромысле, подвешиваются пластмассовые чашки (3). В центре коромысла на опорной призме укреплена направленная вверх стрелка, совершающая колебания в просвете обоймицы (1), снабженной кольцом. Чашечки подвешиваются на шелковых шнурах, без перекоса; свободный конец шнуров, служащий для тарирования весов, должен быть длиной 3-5 см. Правильное положение руки при взвешивании на ручных весах показано на рис. 4.2, а. Для предохранения призмы весы хранят в подвешенном виде (рис. 4.2, б) или укладывают в коробку.

Весы тарирные на колонке (ВКТ). Весы (рис. 4.3) с наибольшей допустимой нагрузкой 200 и 1000 г предназначены для взвешивания твердых, жидких и густых веществ. Тарирными они называются потому, что отвешиванию всегда предшествует операция тарирования - уравновешивания массы тары (с помощью дроби). Основной частью весов является равноплечее металлическое коромысло с тремя призмами: двумя концевыми грузоподъемными и одной средней - опорной. Последняя опирается на стальную подушку, укрепленную на колонке весов. На обе грузоподъемные призмы подвешиваются стремена с лежащими на них съемными пластмассовыми чашечками. В коромысле укреплена перпендикулярно к нему направленная вниз, заостренная на конце длинная указательная стрелка. На концах коромысла укреплены на резьбе два винта с навинченными на них гайками, Которые служат для уравновешивания ненагруженных весов. На колонке весов на шелковом шнуре подвешен отвес для правильной установки весов. Внизу к колонке привернута шкала с делениями. Среднее деление шкалы служит для указания равновесия весов при горизонтальном положении коромысла. Весы имеют арретир, при поднимании которого призмы отделяются от подушек, чашки же опускаются на доску весов. В таком нерабочем положении призмы весов предохраняются от излишнего истирания. Колонка весов укреплена на установочной доске. Снизу в доску ввернуты на резьбе два регулировочных винта, позволяющие производить установку весов по отвесу.

Наряду с весами тарирными в аптеках пользуются весами типа ВА - весы технические аптечные с максимальной нагрузкой 1000 г. Для взвешивания больших количеств лекарственных веществ в отделе запасов находят применение настольные, циферблатные и сотенные весы, широко, применяемые в торговле и промышленности.

Метрологические свойства весов

Весы должны обладать устойчивостью, верностью, чувствительностью и постоянством показаний.

Устойчивость - свойство весов, выведенных из равновесия, возвращаться после нескольких колебаний к первоначальному положению.

Верность (равноплечность) - свойство весов показывать правильное соотношение между массой взвешиваемого тела и стандартным грузом (равновесом). Вследствие невозможности обеспечить у весов абсолютно точное равенство плеч и в связи с трением, создающимся в опорных деталях механизма, весы всегда имеют ограниченную верность. В связи с этим для всех весов установлены максимальные допустимые погрешности, и весы считаются верными, если их погрешности не превышают установленных значений.

Проверку весов производят следующим образом (на примере тарирных весов). На левую чашку помещают гирю, масса которой равна 1/10 наибольшей нагрузки (например, 100 г для весов с нагрузкой 1 кг). На правую чашку ставят тарирный стаканчик с дробью и добиваются равновесия. Затем гирю и груз меняют местами. Если равновесие восстанавливается, то весы верны (равноплечи). При отсутствии равновесия на поднявшуюся чашку весов добавляют миллиграммовые гири до приведения весов в состояние равновесия. Масса добавленных гирь в этом случае будет являться величиной неравноплечности весов (погрешность). Совершенно аналогично проводится определение верности у ненагруженных весов и при полной их нагрузке. Государственными общесоюзными стандартами для каждого типоразмера весов установлены значения допустимых погрешностей (табл. 4.1).

Чувствительностью называется свойство весов давать заметное отклонение стрелки весов от положения равновесия при незначительном изменении нагрузки. Чувствительность определяется на весах, нагруженных на 1/10 от предельной нагрузки, предельно нагруженных и ненагруженных. Если груз, соответствующий величине допустимой погрешности (см. табл. 4.1), прибавленный на одну из чашек таких весов, вызывает стандартное отклонение стрелки, то весы считаются чувствительными. (Стандартным отклонением стрелки для ручных весов считают выход стрелки из обоймицы на 1/2 ее длины, для тарирных - отклонение от среднего деления не менее чем на 5 мм.) Чувствительность весов является весьма важным показателем, и знать ее величину необходимо для того, чтобы отчетливо представлять, с какой точностью может быть произведено взвешивание на данных весах.

Постоянством (неизменностью) показаний называется свойство весов показывать одинаковые результаты при многократных определениях массы тела, проводимых на данных весах в одних и тех же условиях. Причиной непостоянства показаний (при отсутствии заводских неисправностей) большей частью является недостаточно бережное отношение к весам как метрологическому прибору и несоблюдение правил взвешивания. Так, например, незаметное смещение отдельных частей при пользовании весами нарушит постоянство показаний. Оказывают влияние также условия, в которых производится взвешивание, в частности одностороннее нагревание коромысла (электрической лампой, солнечными лучами и пр.), вследствие чего может произойти удлинение одного плеча.

Гири и разновесы

Взвешивая тело, мы сравниваем его массу с величиной, принятой за единицу по международной метрологической системе мер. За единицу массы принимается килограмм. В повседневной аптечной практике основной единицей измерения массы лекарственного средства является грамм - тысячная доля килограмма. Названия низших единиц долей грамма образуются с помощью латинских приставок «деци» (0,1), «санти» (0,01) и «милли» (0,001). В рецепте слово «грамм» или его обозначение «г» опускается. Всякое число в рецепте, обозначенное десятичными знаками, целыми или дробными, принимается за выражение количества вещества в граммах, если нет других обозначений.

При взвешивании пользуются гирями, понимая под ними меры массы, начиная от 1 г. Граммовые и миллиграммовые гири комплектуются в наборы, называемые разновесами, которые помещаются в деревянные футляры с гнездами. В стандартный набор граммовых гирь входит следующее число гирь с массой в граммах: 500-1, 200-2, 100-1, 50-1, 20-2, 10-1, 5-1, 2-2 и 1-1. В миллиграммовый разновес входят гири с массой в миллиграммах: 500-1, 200-2, 100-1, 50-1, 20-2 и 10-1.

Граммовые гири цилиндрической формы, с головкой, делаются они из латуни или углеродистой стали и имеют никелевое или хромовое покрытия. Миллиграммовые гири имеют форму пластинок и изготавливаются из алюминия. В целях предупреждения ошибок миллиграммовый разновес делается разной формы: шестигранной (500, 50 мг), четырехгранной (200, 20 мг) и треугольной (100, 10 мг).

Исправность весового хозяйства аптечных учреждений контролируется представителями местных отделений Государственного комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР. Весы всех типов проверяются один раз в 2 года; такие же сроки проверки установлены и для разновесов. При этом на коромысла ручных и тарирных весов наносится клеймо с указанием года проверки (выбивают две последние цифры). Например цифра «85» означает, что проверка весов была проведена в 1985 г. Клеймению при проверке подвергаются также гири, начиная с гири массой 1 г.

Дозирование жидкостей по объему

Жидкие лекарственные формы (растворы, капли, микстуры, настои и др.) составляют около 60% общего объема лекарственных препаратов, приготавливаемых в аптеках ex tempore. Конечно, приготавливая жидкие лекарственные формы, дистиллированную воду (основной растворитель) можно отвесить в указанном по рецепту количестве, но значительно проще и быстрее ее отмерить, поскольку масса 1 мл воды при комнатной температуре практически равна 1 г. Помимо дистиллированной воды, фармацевт оперирует со многими другими жидкостями, для которых отмеривание, как метод определения массы, является логичной производственной операцией. Однако в этом случае необходимо знать плотность отмериваемых жидкостей. Пользуясь простой зависимостью между массой (Р), объемом (F) и плотностью жидкости (d):

можно рассчитать, сколько миллилитров жидкости нужно отмерить, чтобы получить требуемую массу. Например, в линимент нужно ввести по рецепту 60 г хлороформа. Его плотность 1,5. Следовательно, разделив 60 на 1,5, получим 40, иначе говоря, нужно отмерить 40 мл хлороформа.

Для отмеривания жидкостей и приготовления растворов с требуемой концентрацией веществ в аптечной практике применяют стеклянную мерную посуду, градуированную в миллилитрах и отвечающую по точности градуирования установленным стандартам. Различают:

1) мерные колбы разной вместимости, имеющие метку на горлышке;
2) мерные цилиндры (цилиндрические сосуды) и мензурки (конические сосуды);
3) пипетки с меткой на определенную вместимость или градуированные;
4) бюретки.

Мерные цилиндры и мензурки не могут применяться для отмеривания вязких жидкостей (глицерин, сиропы, жирные масла), поскольку не может быть обеспечен полный их слив.

Объемный метод работы по сравнению с весовым имеет заметные преимущества во времени, а быстрота оказания лекарственной помощи одно из необходимых условий правильной организации аптечной работы. Вот почему в аптеках широко распространена так называемая бюреточная система (комплект специальных бюреток и пипеток), позволяющая отмеривать не только дистиллированную воду, но и жидкости с иной плотностью.

Бюреточные установки. Приготовление лекарственных форм с помощью бюреточной установки оказывает большое влияние на повышение производительности труда и улучшение качества аптечной продукции (точность изготовления). Кроме того, применение растворов дает возможность более точно установить дозировку гигроскопических лекарственных веществ (кальция хлорида, натрия бромида и др.), содержание влаги в которых изменчиво и может колебаться в значительных пределах. При работе на бюреточной установке исключается необходимость в воронках и другой подсобной посуде.

Впервые в аптечной работе бюретки стали применяться с 1912 г. в Петербурге в аптеках бывшей Петербургской больничной кассы социального страхования. Однако более широкое внедрение бюреток и пипеток началось лишь после национализации аптек, когда были созданы специальные бюреточные столы и другие приспособления, облегчающие пользование бюретками. В настоящее время работа аптек немыслима без бюреточных установок.

Основной деталью бюреточных установок является бюретка. Ее можно с полным правом назвать аптечной, поскольку она отличается от аналитической бюретки тем, что имеет обратную шкалу. У аналитической бюретки градуировка начинается с «О», находящегося вверху, и далее идут деления шкалы до значения номинальной вместимости бюретки (10, 25, 50 мл), цифровое обозначение которой находится в нижней части бюретки. Аналитик, проводя титрование, работает на двух замерах «до» и «после» титрования, определяя количество израсходованного раствора по разности.

У аптечной бюретки значение номинальной вместимости (например, 59 мл) обозначено вверху, а цифра «0» на шкале отсутствует. Нулем является положение спускного крана. Аптечная бюретка работает на одном замере. Снизу, из питающего сосуда, через питающий кран (при закрытом спускном кране) в бюретку подается требуемый объем раствора до определенного деления шкалы, например до 20. После этого питающий кран закрывается, под спускной кран подставляется флакон, спускной кран открывается и во флакон сливается все количество отмеренного раствора. Иначе говоря, аптечная бюретка работает как дозатор жидкостей. Она всегда внутри чистая, поскольку жидкости постоянно сливаются.

Аптечные бюретки изготовляются вместимостью 10, 25, 60, 100 и 200 мл. Их вместимость установлена применительно к практически сложившимся количествам растворов, выписываемым врачами. Длина бюреток, имеющих разную вместимость, одинакова при соответственно различном их диаметре. Стандартная длина бюреток позволяет не только симметрично располагать их на вертушке, но и устанавливать шкалу их делений так, чтобы середина шкалы всегда находилась на уровне глаз фармацевта, работающего с бюретками сидя. Бюретки (в количестве 10 и 16) устанавливаются на круглой металлической вертушке (рис. 4.4). Средняя часть вертушки за установленными на ней бюретками закрыта матовыми стеклами, образующими своеобразный футляр. Внутри футляра укреплена электрическая лампа, освещающая бюретки. На нижнем диске вертушки против прорезей двух гнезд (для бюретки и питающей трубки) укрепляется металлическая табличка с наименованием раствора.

На верхнем диске расположены цилиндрические с коническим дном питающие сосуды из полиэтилена. Сосуды соединены с полиэтиленовыми кранами посредством стеклянных питающих трубок. В корпусе кранов смонтировано по два клапана с обозначениями: «наполнение» и «слив». Стеклянные бюретки, так же как и питающие трубки, герметично смонтированы в гнездах корпусов кранов при помощи резьбовых штуцеров, которые сжимают уплотняющие резиновые втулки, надетые на концы бюреток и питающих трубок. Привод управления клапанами крана ручной, рычажно-тросиковый. Клавиши клапанов «наполнение» и «слив» расположены на треноге вертушки. Бюретки для дистиллированной воды монтируются на отдельном штативе (рис. 4.5).

Из бюреток нельзя отмеривать вязкие жидкости, а также жидкости, обладающие высокой или низкой плотностью (хлороформ, скипидар и т. п.). При отмеривании уровень жидкостей устанавливается: для бесцветных - по нижнему мениску; окрашенных - по верхнему. Отмеривать жидкость по разности делений не допускается. Перед началом работы стеклянные наконечники бюреток (и пипеток) обязательно очищают от налета солей и засохших остатков настоек и экстрактов.

При приготовлении лекарственных форм с применением бюреток руководствуются инструкцией, утвержденной приказом Минздрава СССР № 412 от 23 мая 1972 г.

Аптечная пипетка предназначена для отмеривания небольших объемов жидкостей. Комплект пипетки состоит из градуированной трубки, суженной внизу, имеющей два тубуса: верхний и боковой (рис. 4.6). На верхний тубус надевается шарообразный резиновый баллончик, который служит для пневматического забора жидкости. На боковой тубус надевается небольшая резиновая трубка, свободный конец которой закрывается бусинкой или пробкой из твердой резины. Пипетка комплектуется материальной склянкой с этикеткой для запаса жидкости, в которой пипетка и должна находиться. Пипетки выпускаются вместимостью 3, 6, 10 и 15 мл.

Для наполнения жидкостью пипетку слегка приподнимают, чтобы между горлом склянки и пипеткой образовалась щель для выхода воздуха. Сжимая баллон и спуская пипетку, засасывают в нее жидкость. Степень сжатия баллона регулируют таким образом, чтобы жидкость ни в коем случае не засасывалась внутрь резинового баллона. Необходимый уровень, соответствующий отмериваемому объему, устанавливают с помощью бокового тубуса путем нажатия резиновой трубки у бусины. При этом образуется узкая щель для входа воздуха в пипетку. Как только уровень жидкости в пипетке опустится до нужного деления, пипетку вместе с отмериваемой жидкостью переносят в горло отпускной склянки и, сжимая резиновый баллон, сливают жидкость в склянку. Аптечные пипетки являются необходимой частью бюреточной системы. Бюретки, пипетки моются по мере надобности, но не реже, чем через 7-10 дней.

Отмеривание и прием каплями. Малые количества жидкостей отмеривают каплями. Этот метод дозирования принят и в аптеке, и у постели больного. Отмеривая жидкости каплями, не следует забывать, что масса капли зависит от ряда условий. Основными факторами, определяющими массу капель, отрывающихся под действием собственной массы, являются поверхностное натяжение жидкости и величина площади капли (каплеобразующей поверхности). Эта зависимость может быть выражена формулой:

Кроме того, масса капли зависит от формы отверстия, скорости притока жидкости к отверстию (от давления, под которым вытекает жидкость), степени покоя каплемера (отсутствие сотрясения), чистоты поверхности отрыва.

Для унификации массы капли ГФХ введен стандартный («нормальный») каплемер, который представляет собой стеклянную трубку, внутренний диаметр которой равен 0,6 мм, а наружный - 3 мм (рис. 4.7). Фармакопея содержит таблицу капель разных жидкостей, рассчитанных с применением нормального каплемера. Так, капля дистиллированной воды из нормального каплемера (при 20° С) весит 0,05 г, т. е. 1 г дистиллированной воды соответствует 20 каплям. Водные растворы этанола содержат в 1 г: 40% этанол - 47 капель, 95% - 65 капель, этиловый эфир - 87 капель.

Наряду со стандартным каплемером для дозирования определенных жидкостей в аптечной практике применяют также эмпирические каплемеры - капельницы (флаконы с пипетками) (рис. 4.8). В этом случае определяют массу 100 капель данной жидкости из эмпирического каплемера и рассчитывают, сколько капель находится в 1 г (или 1 мл) жидкости и массу одной капли. На капельницу наклеивают этикетку с указанием соответствия с нормальным каплемером. Это соответствие рассчитывают следующим образом. Например, в 1 мл по эмпирическому каплемеру содержится 60 капель настойки красавки. По таблице капель (ГФХ) в 1 мл по стандартному каплемеру содержится 44 капли настойки красавки.

Одна стандартная капля настойки красавки соответствует 1,3 капли из эмпирической пипетки.

Уточнение массы капель при приеме лекарственных форм в домашних условиях достигается двумя путями: отпуском жидких лекарственных форм в склянках-капельницах разных конструкций, имеющих канавку для стекания жидкости или приложением к склянке с лекарственной формой стеклянных пипеток.

Условные меры объема. Для дозирования жидких лекарственных форм в домашних условиях допускается применение следующих условных мер (табл. 4.2).

Целесообразно применять стаканчики для приема лекарственных форм, имеющие градуировку на чайную (5 мл), десертную (10 мл) и столовую (15 мл) ложки.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области

Формирование понятия о массе. Обучение измерению массы

План ознакомления

  1. Сформировать представления о массе, как о емкости тел, сосудов.
  2. Познакомить с единицами массы и сформировать конкретные представления о таких единицах массы как килограмм, грамм, центнер, тонна.
  3. Сформировать учения преобразовывать величины в единицы массы.
  4. Сформировать умения сложения (вычитания) массы, выраженные в единицах одного или двух наименований, а также умножать массу на число.

Первое представление о том, что предметы имеют массу, дети получают еще до школы: «Не бери, это для тебя тяжело», «Возьми, он легкий». Взяв в руки предмет, дети на основе мускульных ощущений устанавливают, какой предмет тяжелее, какой легче. Но чувственный опыт дошкольников достаточно велик, чтобы сравнивать массу двух предметов. Так, предметы, которые имеют большой объем или занимают больше места в пространстве, всегда кажутся им большими по массе.
Для предупреждения неверных представлений возникает необходимость поиска эффективных способов измерения массы. Этапы формирования представлений об измерении массы тела аналогичны тем, которые используются при измерении длины и площади. Сравнение массы предметов по ощущению (тяжелее, легче на руке), выяснение отношения «тяжелее», «легче» с помощью инструмента - чашечных весов, а затем отвешивания и развешивание груза с помощью весов и гирь (разновесов), когда уже выбрана единица измерения массы.
Знакомство с основной единицей измерения массы - килограммом - происходит в процессе выполнения практических заданий
На сравнение массы предметов на основе мускульных ощущений, в результате чего учащиеся приходят к выводу о необходимости взвешивания предметов и измерения их массы в соответствующих единицах.
1) На столе учителя 2 одинаковые по форме и цвету коробки: одна пустая, а другая с песком. Учитель проводит беседу:
- Сравните коробки
Никаких внешних признаков различия учащиеся обнаружить не могут и делают вывод: коробки одинаковые.
- Различия между коробками есть.
Учащиеся заинтересованы. Взяв коробку, учащиеся обнаруживают, что одна коробка тяжелее другой.
- Вы сказали, что одна коробка тяжелее другой, а что вы можете сказать о другой коробке по отношению к первой? (вторая коробка легче первой)
Учитель делает заключение: «если одна коробка тяжелее другой, то говорят так: масса одной коробки больше чем масса другой, а масса другой коробки меньше, чем масса первой».
2) На столе - 2 книги, которые по массе незначительно отличаются друг от друга. Учитель вызывает к доске двух учеников и предлагает взять книги в руки и определить, какая из них тяжелее, а какая - легче.
Мнения учеников расходятся. Тогда пытаются ответить на этот вопрос другие ученики. Снова мнения расходятся.

  • Как же узнать, какая книга тяжелее. А какая легче? (можно их взвесить на весах и узнать)
  • Правильно, не всегда можно определить какой предмет легче, а какой тяжелее, если она незначительно отличается по массе. Для этой цели лучше воспользоваться весами.

Учитель ставит на стол чашечные весы и обращает внимание учеников на стрелки весов: они расположены строго друг против друга.

  • Подумайте, что произойдет со стрелкой той чашки, на которую положили книгу? (Он опустится )

Ученики кладут на одну чашку весов одну книгу (чашка весов опускается), затем кладут на другую чашку весов другую книгу и наблюдают, что происходит со стрелками весов. Наконец, чашки весов приходят в состояние покоя, и ученики выясняю, какая книга тяжелее, а какая легче.

  1. На столе 3 предмета: гиря массой в 1 кг, зеленый пакет с солью массой 990 г. и синий пакет с солью массой в 1010 г. Учитель предлагает определить, масса какого пакета легче (тяжелее). Мнения учеников расходятся.
  • Подумайте, как решить эту задачу с помощью весов, используя гирю массой 1 кг.

Выполняя практические действия, учащиеся устанавливают, что масса зеленого пакета меньше, чем масса гири в 1 кг, масса гири 1 кг меньше, чем масса синего пакета. Они делают вывод, что масса зеленого пакета меньше, чем масса синего пакета.
Эта практическая работа приводит учащихся к осознанию свойства транзитивности величин. Естественно, учитель не сообщает о свойстве транзитивности, но учащиеся при практических действиях используют его в неявном виде.
Для развития логического мышления и закрепления только что выявленного свойства масс учитель предлагает следующие задачи:
Задача 1. Известно, что предмет А тяжелее предмета В, предмет В тяжелее предмета С. что можно сказать о массе предметов А и С, не взвешивая их? Какой из этих предметов самый тяжелый?
Учащиеся, рассуждая, устанавливают, что предмет А тяжелее предмета С, значит, самый тяжелый предмет А, а самый легкий предмет С.
Задача 2 . Известно, что предмет А легче предмета В, а предмет С имеет такую же массу, как и предмет В. Не производя взвешивания. Какой вывод можно сделать о массе предметов А и С? какой из них тяжелее?
Учащиеся устанавливают, что если предмет А легче чем предмет В, а предмет В одинаков по массе с предметом С, то предмет А легче, чем С, значит, предмет С тяжелее, чем предмет А.
На левую чашку весов учитель кладет брусок массой в 2 кг (масса не сообщается), а на правую - гирю массой в 1 кг. Учащиеся наблюдают за весами и устанавливают, что масса бруска больше, чем масса гири в 1 кг.
Тогда учитель предлагает на правую чашку весов поставить еще одну гирю массой 1 кг. Чашки уравновешиваются.

  • Что можно сказать о массе бруска? (Его масса 2 кг)

Учитель замечает, что вместо двух гирь массой в 1 кг можно воспользоваться гирей массой в 2 кг (ставит гирю массой в 2 кг на правую чашку весов, а гири массой по 1 кг снимает).
Эти практические действия помогают учащимся осознать, что массу (величины) можно складывать: 1 кг + 1 кг = 2 кг.
Далее учитель сообщает, что в практической жизни используют гири массой в 5 кг, 10 кг (выставляет гири на стол). Учащиеся пытаются их поднять. Учитель предостерегает: «Не трогайте! Они тяжелые». Он сам сначала поднимает одну гирю, затем другую.
Д ля расширения представлений о килограмме и для совершенствования вычислительных навыков учитель использует наглядные модели весов и разновесов, сделанные из картона и картинки с изображением различных предметов, предлагая следующие задания:

  1. На одной чаше весов - 2 буханки хлеба, а на другой 2 гири массой в 1 кг каждая. Если чашки весов находятся в равновесии, то чему равна масса двух буханок хлеба?
  2. На одной чашке весов - помидоры, на другой - 2 гири в 1 кг и 2 кг. определите массу помидоров, если чашки весов находятся в равновесии?
  3. На одной чашке весов - картофель и гиря массой в 2 кг, на другой - гиря массой в 5 кг. Чашки находятся в равновесии. Какова масса картофеля?

При выполнении этих упражнений рассматриваются ситуации, часто встречающиеся в жизни и поэтому вызывающие интерес. Кроме того, они способствуют формированию умения определять массу тела и получать образное представление о массе в 1 кг, 2 кг и 5 кг.
На следующем этапе урока с целью воспитания познавательного интереса к математике учитель делает краткое сообщение:
«Какой народ и когда изобрел весы, мы не знаем. Видимо, это было сделано многими народами независимо друг от друга. До наших дней дошло много изображений весов. Одними из первых весов, относящихся ко второму тысячелетию до новой эры, были рычажные весы на Руси, например, пользовались весами двух видов: безменом и чашечными, которые в те времена назывались скалвой. Эти весы были более точными, и немецкие купцы, торговавшие с Новгородом, взвешивали все товары только на скалве. (Учитель вывешивает плакат, на котором изображены различные виды весов - от древнейших до современных).
Древнейшими единицами массы на Руси были гривки, фунт и пуд. У других народов были свои единицы массы.
Более 200 лет назад ученые Франции предложили изготовить куб, сторона которого равнялась 10 см (учитель показывает), наполнили его дистиллированной водой и взвесили при температуре 4 с. массу этой воды стали считать равной 1 кг. Затем из платины изготовили цилиндрической формы гирю массой в 1 кг, которая стала эталоном - образцом. Позднее из металла изготовили гири массой в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг и др.
Продолжая урок, учитель выясняет, массу каких предметов и продуктов можно измерить гирей в 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг. Учащиеся устанавливают (на основе жизненного опыта), что если брать небольшое количество продуктов, то их можно измерить гирей массой в 1 кг, 2 кг.
А лук, картофель, например, заготавливая на зиму, удобнее взвешивать гирей в 10 кг.
Учитель делает вывод: масса измеряется в килограммах; 1 кг - это единица измерения массы (записывает на доске и дети в тетрадях).
Практическая работа по определению массы предметов и продуктов: пачки сахара, пакета картофеля, портфеля с ученическими принадлежностями. В процессе практической деятельности дети учатся уравновешивать чашки весов. Далее, совершенствуя вычислительные навыки, учитель показывает плакат с изображениями весов. В прорезь на левую чашку весов вставляет карточки с записями 3 кг, 5 кг, 8 кг, 5 кг и спрашивает: «Какие гири надо поставить на правую чашку весов, чтобы чашки уравновесить?» (1 кг и 2 кг; 2 кг, 2 кг и 1 кг; 5 кг; 1 кг и 2 кг). Для закрепления материала учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Масса пакета 2 кг, а масса портфеля 5 кг. Сравните массы пакета и портфеля, запишите результат сравнения (масса пакета меньше, чем масса портфеля: 2 кг и 5 кг).
  2. Масса сумки с продуктами 2 кг, масса пакета с мукой 2 кг. Сравните их массы (их массы равны: 2 кг=2 кг).

При изучении темы «Меры массы» необходимо комплексное использование различных средств наглядности, которая создает условия для сознательного знаний учащихся, в результате такого использования средств наглядности учащиеся не просто заучивают названия меры измерений, а получают о них знания в результате непосредственных практических действий.
В 3 классе учащиеся знакомятся с новой единицей массы - граммом. Здесь задача заключается в том, чтобы сформировать наглядное представление о грамме. С этой целью даем учащимся поддержать гирьки в 1 г., 2 г., 3 г., 5 г. Затем учащиеся приступают к упражнениям во взвешивании с точностью до грамма.
Все работы выполняются так же, как и при знакомстве с килограммами.
В 4 классе учащиеся знакомятся с новыми единицами измерения массы - центнером и тонной. Устанавливаем их соотношения с килограммом, составляем и заучиваем таблицу мер массы. Чтобы дать конкретные представления о центнере и тонне, говорим, что масса двух мешков картофеля составляет 1 ц., а масса всех учащихся класса примерно равна 1 т. Для этой цели используем рисунки (например, масса автомобиля «москвич» без пассажиров - 2 т.).
Комплексное использование различных средств наглядности в изучении мер массы в начальной школе создает условия для сознательного усвоения знаний учащимися.
В результате такого использования средств наглядности учащиеся не просто заучивают названия меры измерений, а получают о них знания в результате непосредственных действий.
Методические рекомендации
1. Основной метод - беседа и практические действия детей, упражнения, которые выполняют с помощью весов.
2. Уточнить у детей имеющиеся знания о данной величине.
3. Сравнить предметы по данному свойству (массе) на основе ощущений, визуально с помощью различных мерок. Подвести к выводу о необходимости стандартной мерки.
4. Познакомить детей с единицами масс и измерительным прибором.
5. При изучении мер массы широко использовать наглядные средства: весы, предметы с одинаковой массой и разной.
6. Целесообразно применять на уроках дополнительный материал из истории, дидактический материал.

Источники:

  1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985 г.
  2. Ефимов В.Ф. Величины и их измерение. // Н.Ш. - 1990 г. № 6
  3. Тихоненко А.В. Формирование представлений о массе тел и емкости. //Н.Ш. - 1997 г. № 9

Антропометрия - это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь - непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост - это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие - один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции - все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками - лопатками, затылком и ягодицами - вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции - закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева - для измерения роста сидя, справа - стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм (как и алгоритм измерения роста) не вызывает сложностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

Впервые с терминами "масса" и "емкость" учащиеся начальных классов встречаются в возрасте 7 лет. Здесь они получают самые первые представления об измерении этих величин, а также практикуются в правиль­ном использовании этих слов.

Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают еще в дошкольном периоде в детском саду и вообще в жизненной практике. Они определяют, какой предмет тяжелее (подержав каждый в руке, или руках), но так как чувственный опыт их не велик, дети часто отдают предпочтение в массе предмету больших размеров, хотя фактическая масса его меньше, то есть путают размеры и массу, могут путать форму и массу.

Чтобы помочь детям выделить массу среди других свойств следует предла­гать им для сравнения предметы, имеющие одинаковую форму, но разные массы, одинаковую форму и размеры, но равные массы и т.д. Сюда следует включать и цвет, и материал, из которых сделаны предметы, и добиваться, чтобы дети различали размеры, форму, массу.

Первая единица массы, с которой знакомятся учащиеся, - кило­грамм. Это одна из основных единиц в Международной системе единиц, ко­торая кратко обозначается "СИ" (с 1 января 1980 г. действует только эта сис­тема). С этой единицей массы учащиеся знакомятся в ходе упражнений по оп­ределению массы.

Но прежде, чем ввести первую единицу измерения массы, следует с детьми организовать работу по уточнению их представлений об этой величине. С этой целью целесообразно предложить им задания для сравнения предметов по массе.

Например. Предложить учащимся: взять в одну руку книгу (учебник математики), а в другую – тетрадь и показать руками, что легче (тетрадь); высказать мнение о книге (тяжелее, чем тетрадь). Затем предложить им взять в одну руку учебник математики, а в другую – учебник русского языка и рассказать о них (одинаковые; могут быть и другие мнения). Теперь предложить подумать, как можно проверить, кто прав? (На весах). Выяснить у детей, какие они видели весы и где? (С чашками, со стрелкой, электронные в магазине). Предложить высказать свои предположения о том, как нам проверить то, что мы утверждали.

В результате разговора учитель подводит детей к пониманию того, что надо положить на обе чашки весов по книге. Если книги одинаковые по массе, то весы будут в равновесии, если нет, то чашка с более тяжелой книгой опустится вниз.

Здесь же учитель должен ввести термин «масса», так как дети в жизни с ним практически не встречаются.

Затем целесообразно приготовить и показать два предмета абсолютно одинаковые внешне. Например, два кубика, один из которых склеен из бумаги, а другой деревянный и оклеен бумагой. Предложить детям высказать свое мнение об их массе. Оно вероятнее всего будет неверным. Уточнить его надо опять с помощью весов. В результате такой работы учитель подводит детей к пониманию того, что предметы по массе можно иногда сравнивать на глаз, через ощущения, но точнее с помощью весов.


В ходе дальнейшей беседы учитель выясняет с детьми, что масса предметов измеряется также с помощью весов. И проводится работа по знакомству с первой единицей массы – килограммом.

На урок, где происходит знакомство с килограммом, целесообразно при­нести чашечные весы и несколько предметов, масса каждого из которых равна килограмму (пачка сахара, соли) и другие предметы, масса которых либо меньше, либо больше килограмма.

Предметы взвешиваются, выясняется, что масса некоторых из них равна 1 кг. Учитель говорит о том, что это единица измерения массы, показывает образец записи.

Эту работу следует организовать так, чтобы в ней принимали участие как можно больше детей (один кладет предмет, другой ставит гири, третий следит за рав­новесием и т.д.). Остальные дети привлекаются пояснению, почему весы вы­шли из равновесия, что надо сделать, чтобы привести их в равновесие.

Здесь же необходимо познакомить детей, как правильно пользоваться ве­сами. Вначале устанавливается предмет (груз), а затем подбираются гири. За­тем выполняются упражнения в измерении массы предметов в 2 кг, 3 кг. При этом используются гири массой в 1 кг и массой в 2 кг. Попутно дети упражняются в записи полученных именованных чисел.

Детям целесообразно сообщить массу часто встречающихся в быту предметов: буханка хлеба, литр молока, воды, ведро картофеля и др.

Для закрепления и расширения знаний об основной единице измерения массы - килограмме работа по определению массы предметов с помощью ве­сов продолжается на уроках в дальнейшем. Однако следует отме­тить, что в этой работе необходимо использовать различное дидактическое оснащение (рисунки, модели весов и гирь).

В дальнейшем учащиеся знакомятся с новой единицей массы - граммом. Этот термин учащимся известен.

Задача учителя - сформировать наглядное, конкретное представление о массе в 1 грамм. С этой целью детям дают подержать гирьку в один грамм или предметы такой массы. Затем выполня­ются упражнения в определении массы предметов с точностью до грамма.

После ознакомления с граммом возможности проведения различных уп­ражнений в определении массы значительно расширяются. Здесь используются знакомые детям чашечные весы, происходит более детальное знакомство с циферблатными и пружинными весами. При работе с весами учащимся сле­дует показать, как правильно должны быть установлены циферблатные весы (стрелка на нуле), как смотреть на шкалу, научить определять цену делений, читать показания шкалы.

С этой целью следует изготовить демонстрационную модель шкалы на 500 г с делениями. К шкале прикрепить подвижную стрелку. На этой модели учащиеся смогут упражняться в чтении чисел по шкале и установке стрелок в различных положениях.

Наряду с работой, проводимой в классе целесообразно организовать экс­курсию в школьный буфет, либо в ближайший к школе магазин. Учащихся нужно познакомить и с различными правилами определения массы товара в таре (сюда относятся жидкие и сыпучие вещества и др.). Правила такие:

1) определяется масса тары, с помощью которой будет определяться масса товара, а затем она вычитается из общей массы;

2) на другую чашку весов ставится точно такая же порожняя тара;

3) порожняя тара уравновешивается любым грузом, положенным на другую чашку весов;

3) На последнем году обучения в начальных классах учащиеся знакомятся с новыми единицами измерения массы - тонной и центнером. Здесь же обобщаются знания учащихся о мерах массы, устанавливаются соотношения между всеми единицами измерения массы, известными ученикам, составляется таблица мер массы.