Сотрудничество школы и библиотеки опыт работы. Школа – библиотека: активные формы взаимодействия

Современные аспекты взаимодействия детских библиотек и общеобразовательных учреждений г. Орла

21 век - информационный век, когда знания приобретают особую ценность. Сегодняшнего ученика невозможно представить без постоянного пополнения своего багажа знаний, а значит, постоянного взаимодействия с потоком различной информации. Кто же поможет разобраться и научит ориентироваться в сложных лабиринтах информационного пространства? Ответ очевиден - это библиотека.

Во все времена ученики отправлялись за нужной информацией в библиотеку, а библиотеки всегда оперативно откликались на меняющиеся интересы и запросы детей и подростков. И сегодня, становясь авторитетными центрами просвещения и поддержки образования, обеспечивая преподавателей и учащихся информацией, библиотеки играют важную роль в развитии образования.

Не секрет, что в настоящее время мотивация обращения подростков в библиотеки обусловлена, как правило, учебными запросами. Можно выделить несколько типов - это потребность в тексте для подготовки к уроку, потребность в документах, содержащих информацию по какой-либо теме для выполнения задания по разным предметам (сочинения, доклады, сообщения и т. д.). Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности , т. к. возрастает значимость делового чтения, а чтение как способ отдыха активно вытесняется телевидением, компьютерными играми. Но особую роль в становлении и развитии человека продолжает играть книга. Поэтому, сегодня необходимо больше внимания уделять активации читательской деятельности школьников. По мнению врачей, чтение традиционных книг на бумажных носителях является более физиологичным процессом для детского и подросткового организма.

Библиотекари же, развивая интерес школьников к обучению и оказывая помощь учителям и родителям, предлагают широкий выбор информационных источников. В Центральной детской библиотеке им. и в библиотеках-филиалах МУК «ЦБС г. Орла» учащиеся общеобразовательных учреждений получают не только книги и периодические издания по какой-либо теме, но и возможность самостоятельно позаниматься с помощью компьютера. Часто в качестве основного источника информации используется Интернет. Популярным его сделала доступность и возможность получения сведений практически по любым вопросам. Ориентируясь на новейшие электронные технологии, сотрудники библиотеки обращают прежде всего внимание на качество и этическое содержание информационных продуктов, побуждают учеников искать, оценивать, использовать информацию из различных источников, чтобы сравнивать и думать, иметь собственное мнение. Но в библиотеке на первом месте все же книга.

2010 год объявлен Годом учителя. Одной из основных задач для Центральной детской библиотеки им. и детских библиотек - филиалов на этот период является укрепление сотрудничества с образовательными учреждениями, оказание помощи учебно-воспитательному процессу, способствование укреплению престижа профессии педагога. Одно из важных направлений работы библиотек - информационная поддержка и оказание консультативной помощи педагогам по вопросам детской литературы и детского чтения. В ЦДБ им. ведётся картотека групповой и массовой информации, выпускаются методические пособия: «Играем в математику», «Путешествие в Пушкинское государство», «Уроки милосердия и доброты», «С детьми играть - ум-разум развивать». Для школьников разных возрастных групп составляются рекомендательные списки летних чтений. Запланирован выпуск буклета «Мудрые заповеди народной педагогики».

Не остаются без внимания и наши коллеги - библиотекари школьных библиотек города. Для них проводятся обучающие семинары. В прошедшем учебном году на базе библиотеки им. состоялся семинар «Детская библиотека - информационный центр по проблемам детства» и совместно с библиотекой им. День специалиста «Проблемы и перспективы организации патриотического воспитания в системе взаимодействия муниципальных учреждений». На следующий учебный год запланирован семинар «Детская библиотека, как важнейший сегмент учебно - воспитательного процесса». В соответствии с профилем семинара готовятся и раздаются методические пособия, дайджесты, рекомендательные списки и т. д..

Для того, чтобы совместная деятельность библиотек и учебных учреждений носила системный характер, заключаются договоры о сотрудничестве, разрабатываются планы, которые согласовываются с учебными заведениями, составляются специальные программы. Как известно, в библиотеке им. с 2007 года действует «Центр развивающего чтения», работа которого планируется на основе комплексной программы «Растём вместе с книгой». Программа предполагает взаимодействие библиотекарей, педагогов, детей, родителей, психологов.

Организация совместной деятельности педагогов и библиотекарей происходит через различные методы и разнообразные формы, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Так, в рамках программы проводятся уроки внеклассного чтения с учащимися младших классов школ № 2 и № 23 под названием «Классное внеклассное». Такие уроки давно практикуются в библиотеке, цель их не только в том, чтобы ознакомить учащихся с лучшими образцами детской литературы, но и постараться научить работать с текстом, т. е. воспитать вдумчивого читателя. Тематика согласовывается с преподавателем.

Формы уроков разнообразны. Это беседы, посвященные знаменательным датам и творчеству писателей, литературные ринги, игры-путешествия, КВНы. Например, в этом учебном году были проведены: литературный ринг по сказкам Ш. Перро и игра-путешествие по произведениям Андерсена, прошли Часы писателя, посвященные творчеству Николая Носова, Евгения Чарушина, Бориса Житкова. Школьники приняли участие в KBНе по сказкам братьев Гримм. Первоочередная задача таких уроков, как впрочем и любого мероприятия - дать детям новые знания, расширить круг их чтения, способствовать развитию речи и форм общения.

В библиотеке им. практикуется проведение совместных
праздников, организаторами и участниками которых наряду с библиотекарями выступают педагоги и родители. Например, в подготовке новогоднего праздника «Весёлых масок карнавал» приняли участие преподаватель и родители второклассников школы №2, а утренник «Мамы разные нужны, мамы разные важны», посвященный Дню 8 Марта, проведён с участием педагога и родителей 1 «А» класса шк. № 29.

Филиал № 13 им. A. M. Горького на протяжении многих лет работает в тесном контакте со школой-лицеем № 4 и школой № 27. По просьбе педагогов для них разрабатываются мероприятия на различные темы, проводятся Уроки мужества, Поучительные классные часы , деловые игры и т. д. Они - завсегдатаи литературно-краеведческой гостиной библиотеки, школьники постоянно встречаются с интересными людьми города.

У филиала № 14 им. сложилось давнее сотрудничество с лицеями № 1 и № 22. учащиеся этих школ - постоянные участники мероприятий, проводимых библиотекой. Надо отметить, что в последнее время дети сами подают идеи о форме и тематике следующих встреч. В библиотеке ведётся и интересная исследовательская работа. Был выбран один класс и для него разработана специальная программа «Учение с увлечением». И вот уже на протяжении четырёх лет библиотекари наблюдают, как меняются дети, какие эмоциональные чувства вызывает у них та или иная книга, то или иное мероприятие.

Развивая интерес школьников к обучению, библиотекари предлагают широкий выбор информационных источников, на практике воплощая смелые и своевременные идеи: организацию новых видов обслуживания, разработку и реализацию проектов, внедрение инновационных моделей работы.

Филиал №15 многие годы активно сотрудничает со школой №20 им. Гуртьева. В минувшем учебном году 6 «Б» класс стал участником областной детской патриотической акции «От Орла до Берлина», посвященной 65-летию Великой Победы, по итогам которой занял 3 место. В рамках акции было проведено несколько мероприятий, организованных библиотекой совместно с классным руководителем , которые были необходимы для работы над заданиями.

В практике ЦДБ им. имеется опыт проведения занятий духовно-нравственной тематики. Цикл занятий был специально разработан для 7 класса школы № 26, проводила их член Союза писателей России.

В детских библиотеках города ведётся работа по профориентации выпускников школ. В течение учебного года оформляются книжные выставки, проводятся просмотры и обзоры литературы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений города. Совместно с педагогом определяется круг интересов школьников и разрабатывается цикл занятий по профориентации.

В библиотеке им. Крылова издаётся экспресс-информация для тех, кто учится, собирается сдавать экзамены и стоит перед выбором: какое учебное заведение выбрать, каковы условия поступления и обучения. Состоялся просмотр «Выбрать профессию поможет журнал», проводятся презентации профессий («Экономическое чудо» - о профессиях менеджера, маркетолога, бухгалтера). Девятиклассники шк. № 29 посетили Центр профессионального самоопределения «Абитуриент», действующий на базе филиала №1 им. Тургенева. Они же стали участниками вечера-встречи «Хитрости профессии». Перед школьниками выступили представители медицинских профессий, а также преподаватели медицинского колледжа. С успехом прошёл Урок - дискуссия «Профессия для человека или человек для профессии», в котором приняли участие десятиклассники шк. № 26. На следующий учебный год запланирован Познавательный час «Запрограммированные люди», на котором будет говориться о профессии программиста.

Помочь подросткам в изучении и познании себя как личности, научить ладить между собой, познать законы коллектива и общества - таковы цели занятий с психологом. Они были организованы для 7 класса школы № 29 и проводились в течение учебного года. Темы занятий, согласованные с классным руководителем, разнообразны: «Современный мальчишка, какой он?», «С волками жить, по-волчьи выть?». На следующий учебный год запланированы не менее интересные темы: «Резкий тон - это признак силы и прямодушия?», «Трудности подросткового возраста, или Над кем смеётесь?». Не секрет, что развитие детского чтения напрямую зависит от чтения родителей. Поэтому свою педагогическую функцию библиотека проявляет и в сфере индивидуального общения с родителями, их консультирования. В ЦДБ им. продолжает действовать «Лекторий для родителей». Темы занятий разнообразны: «Прочитайте сами - прочитайте детям», «У истоков творческой личности», «Мудрости воспитания». Поддержка ценности чтения - такова цель выступлений библиографа на родительских собраний в школах. Вниманию родителей предлагается обзор новейшей детской литературы, литературы о совместном проведении досуга, литературы психолого-педагогического содержания, а также информационно-библиографических пособий, выпускаемых библиотекой.

С беседами «Чтение в семье» и обзорами, посвященными творчеству современных детских писателей, приходят на родительские собрания в школы №№ 12, 17, 34 библиотекари филиала № 16.

Всё это помогает родителям определиться в формировании круга чтения ребенка, а также найти ответы на волнующие вопросы в сфере воспитания. Не остаются без внимания и дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники вспомогательной школы № 14 стали участниками проекта «Красота, спасающая мир», все мероприятия которого были скоординированы с педагогами. В рамках проекта прошёл месячник «В прекрасное далёко я начинаю путь». Школьники стали участниками развивающего занятия, которое провела преподаватель художественной школы, состоялись встречи с детским поэтом и художником Орловского театра кукол, а воспитанники музыкальной школы им. B. C. Калинникова подготовили музыкальный подарок. Завершился месячник благотворительной акцией «Душа по капле собирает свет». Сотрудникам библиотеки удалось создать доброжелательную, непринуждённую атмосферу - в результате дети с удовольствием участвовали в разнообразных литературных конкурсах, мультвикторине, а в заключение все получили подарки.


Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.

«Школа - это прежде всего книга,

Воспитание - прежде всего слово.

Книга - живые человеческие отношения ».

(В.М. Сухомлинский)

Интернет-проект

«Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.»

Содействие работы библиотеки с учителями, учениками, родителями

У публичных библиотек и школ единые задачи - воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Наша общая цель - создание условий для качественной информационной поддержки учащихся, формирование у детей устойчивого интереса к книге, к чтению. В условиях развития информационного общества библиотека становится центром образовательного процесса. Деятельность по сотрудничеству с образовательными учреждениями МКУК «ЦБС ИГО СК»г.изобильный осуществялет в рамках договоров с общеобразовельными учреждениями Изобильненского округа.

Данный проект направлен на активизацию работы библиотеки по взаимодействию с образовательными учреждениями округа. Реализация проекта открывает новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса Изобильненского городского округа. В рамках реализации проекта за основу взяты направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения.

Цели и задачи Интернет -проекта:

  • Привлечение внимания общественности к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;
  • Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;
  • Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;
  • Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информаци
  • Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;

В рамках Интернет-проекта сотрудничество библиотеки со школой осуществляется как традиционными, так и инновационными методами:

  • организация массовых мероприятий на базе библиотеки;
  • совместная работа по определенным направлениям деятельности;
  • организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;
  • коллективное и индивидуальное информирование;
  • реализация совместных проектов.
  • интеграция читателей в библиотечное и информационное пространство.
  • создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.
  • развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.
  • развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.
  • создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.
  • изучение информационных потребностей учащихся, учителей, родителей по конкретным образовательным вопросам.
  • развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г.

Библиографическая и информационная деятельность:

Формирование информационного банка данных;

Создание фонда справочных и библиографических пособий по образованию, архивы выполненных справок;

Составление и издание информационно-библиографической продукции по в помощь образованию;

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование работы в помощь образованию;
  • Формирование и предоставление пользователям новых информационных услуг;
  • Формирование информационной культуры;
  • Положительная динамика спроса изданий в помощь образованию;
  • Формирование положительного имиджа библиотек округа;
  • Демонстрация возможностей и информационные ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный;
  • Активизация сотрудничества и объединение усилий школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

Календарно-тематический план работы по проекту:

Название мероприятия

Сроки

ответственный

Час информации «Эти книги для науки

Центральная библиотека

Урок безопасности Интернета «По страницам Интернета» Все за и против» Всемирный День Интернета

Занимательный урок «Математика - простая и сложная»

Выставка-информация «Чтение - вот лучшее учение»

Городская библиотека №1

Обзор «Школьные приключения книжных героев»

Праздник «Путешествие в страну Знаний»

День знаний «Здравствуй, к знаниям дорога»

Городская библиотека №2

Библиографическая игра «Познавая тайны книжного мира»

Презентация книги А.В.Шишова«100 великих героев 1812 года»

Литературный вечер к 190-летию Л.Н.Толстого «Летописец великих событий»

литературное досье Крым в творчестве Л. Толстого

библиотека № 4 ст. Новотроицкой

урок — информация Математика - царица наук

библиографическое ревю Я познаю мир обозрение энциклопедий из серии «Я познаю мир»

Листая истории славной страницы (война 1812 года)

День открытых дверей «Открываешь книгу — открываешь мир»

Библиотека №5 села Тищенского

информационный буклет "В стране занимательных уроков"

Библиотека №11 с.Подлужное

эколого-информационный час "Природа в стихах С.Есенина"

час история " Россия вчера, сегодня,завтра"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

день открытых дверей "Экология- веление времени"

день открытых дверей "Здоровое поколение- богатство России"

Книжная выставка. «Здравствуй, школа!»

библиотека №15 х. Спорного

Часы информации.

  1. Учение с увлечением.
  2. День знаний - праздник долгожданный.

громкие чтения с обсуждением

«Читаем вместе, читаем вслух» - рассказы Л.Толстого (к 190 летию со дня рождения).

Час новой книги «Книга тайна, книга - клад, книга - лучший друг ребят».

Библиотечный урок «Компас в книжном море»

Посвящение в читатели «Девчонки и мальчишки, читаем вместе книжки!»

беседа по книге Л.Н. Толстого "Детство» "Счастливая, невозвратимая пора

литературный перекресток «Сложеницын и вся Россия» (100 лет со дня рождения)

библиотека №22 п.Солнечнодольск

этикет-игра «Учимся общению»

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» «Путешествие в страну знаний»

Социологическое исследование «Читающая молодежь»

Библиотечный урок «Библиотека для поколения NEXT» (о проблемах чтения молодежи, о будущем книг и библиотек)

Выставка-путешествие «Мир знаний открывает книга»

Беседа по культуре чтения «Хорошие книги - друзья навсегда!

Библиотечный урок, выставка «Русской речи государь по прозванию «словарь.»

Библиотека №24 ст.Филимоновской

Беседа викторина «Путешествие в страну знаний»

Обзор книжной выставки «Как хорошо уметь читать.»

Региональный компонент

Час информации «Край ты мой единственный»

Городская библиотека №1

Викторина «Люби и знай свой край»

Час информации «На благо мира на Кавказе»

Городская библиотека №2

информационный обзор литературы "Родное Ставрополье"

Библиотека №11 с.Подлужное

день памяти "Мы за мир, мы против террора"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

чтение стихотворений поэтов - земляков "Привет тебе, мой край родной"

Библиотека №21 ст.Новотроицкой

часы краеведения «Без краеведения нет памяти, без памяти- нет будущего

Библиотека №23 ст.Каменнобродская

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» « Три страницы о Ставропольской столицы »-

Видео-презентация «Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.» (подведение итогов Интернет-проекта)

Центральная библиотека

ТРУНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ШКОЛА: РЕСУРСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья рассказывает о формах и методах работы БУКОО «Библиотека

им. », способствующих развитию у детей и подростков

интереса к книжной культуре

Во все времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи со школами, дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей. Наша Орловская областная детская библиотека имеет свои традиции, опыт общения с читателями разных категорий: от малыша до его родителей, от ученика до его учителя. Нами налажена система взаимодействия на основе совместного планирования, выступления на педсоветах, родительских собраниях, августовских совещаниях учителей.

Известно, что потребность в чтении у ребёнка начинает формироваться задолго до школы. Поэтому мы уже несколько лет практикуем приглашение в библиотеку подготовительных групп детских садов. Ребятам нравится бывать у нас, нравится, когда мы приходим к ним: ведь такие встречи дают им что-то новое - дети знакомятся с библиотекой, с журналами, с книжками-игрушками. Традиционно для выпускников детских садов мы проводим праздник «В добрый путь с книгой!»

Для первоклассников организуется Праздник посвящения в читатели «В мудрое царство - книжное государство». Вместе с Королевой Книгой и сказочными героями Мальвиной и Незнайкой ребята путешествуют по удивительной Стране знаний, участвуют в занимательных играх, конкурсах, учатся правильно выбирать книги. Так они становятся полноправными читателями библиотеки.

«Я читатель - и это здорово!» - под таким девизом ежегодно посвящаем в читатели пятиклассников близлежащих школ. Мы проводим со школьниками разных возрастных групп познавательные часы, летние чемпионаты чтения, встречи с писателями, громкие чтения по книгам, творческие конкурсы - все то, что способствует развитию у детей и подростков интереса к книжной культуре.

Осуществляя поддержку образования, наша библиотека совместно со школой активно участвует в проведении дней и недель знаний, обеспечивает полную информацию о книгах под девизами: «С книгой в мир интересных наук», «Любознательным астрономам», «Химия вокруг нас», «Математика – царица наук». В прошлом году День знаний сотрудники библиотеки провели в гостях у педагогов и учащихся Некрасовской школы-интерната, куда привезли красочные книжные выставки, электронные игры, викторины.

В целях популяризации лучших образцов мировой и национальной художественной литературы в библиотеке работает проект «Читаем и развиваемся!»: по созданию Школы творческого чтения, организован кружок «Почитай-ка!». Библиотекари делают всё возможное, чтобы привить читателям интерес к книге, развить их творческие способности. В рамках проекта были проведены с учащимися лицея №4: обсуждение повести В. Железникова «Чучело», рассказов: Б. Екимова «Ночь исцеления», В. Быкова «Свояки», Н. Ключарёвой «Рождественская ёлка», читательская конференция по книге В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и др.

«Писатели-орловцы на войне и о войне» - так называлась школьная научно-практическая конференция, посвящённая юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая состоялась в апреле 2010 года. Её организаторами стали наша библиотека и Музей писателей-орловцев. Старшеклассники из семи орловских школ, гимназий, лицеев - читатели «Пришвинки» - выступили с докладами о жизни и творчестве орловских поэтов и писателей - участников войны.

Это уже четвёртая школьная научно-практическая конференция с 2008 года. Первые три конференции были посвящены: («Дорога к другу»), («Мой любимый писатель»), («Мой Пушкин). Прозвучали на них также доклады о жизни и творчестве А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Лескова, И. Бунина и других известных писателей-земляков. Вниманию участников конференции были представлены книжные выставки о писателях и литературно-музыкальные композиции по их творчеству.

Такие формы работы, как конференции, обсуждения имеют большое значение для развития читательской культуры и познавательной активности детей. Они способствуют выработке умений анализировать прочитанное, выражать свое мнение о нём, сопоставлять его с мнениями других читателей, способствуют изучению литературоведческих источников.

В рамках авторских программ: «За датами - имена, за именами – история», «В Стране литературных героев» в библиотеке в честь писателей-юбиляров состоялись литературные часы, вечера-портреты: «России сердце не забудет» (о), «Загадочно-насмешливый мир », «Знакомый и незнакомый » и др. Эти и многие другие мероприятия проходят под девизом: «В школе знания получают, в библиотеке – умножают».

В целях популяризации книг современных писателей нам удалось (в рамках проекта «Автограф на память») организовать встречи орловских школьников с известными детскими писателями Тамарой Крюковой, Эдуардом Успенским, Валерием Воскобойниковым, Андреем Усачевым, Артуром Гиваргизовым, Мариной Бородицкой, Станиславом Востоковым, Владимиром Борисовым, главным редактором издательства «Розовый жираф» - Мариной Козловой. Данные встречи стали настоящими праздниками книги, чтения, поэзии, детского творчества. После них значительно возрастал спрос на книги авторов.

Одно из основных направлений работы школы и библиотеки - экологическое просвещение. Экология тесно переплетена с такими науками, как биология, физика, химия, география. Получая знания на школьных уроках, ребята закрепляют их в библиотеке во время Недели экологической книги «Живи в содружестве с природой», на занятиях экологического кружка «Лесовичок!», в ходе громких чтений и обсуждений книг писателей-натуралистов - таких, как М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский, Ю. Дмитриев, И. Акимушкин.

Ведущим направлением работы библиотеки последних лет стало освоение и распространение информации об истории родного края. Это особенно важно, так как в школах введены курс изучения истории родного края и литературное краеведение. Здесь наша библиотека оказывает школе неоценимую помощь. Именно у нас можно найти информацию о местных писателях и поэтах, которая по крупицам собиралась десятилетиями.

Неделя «Орловская книга собирает друзей», встречи с детскими писателями и поэтами В. Катановым, А Фроловым, Т. Грибановой, литературно-краеведческие часы, презентации книг («Сказки Орловской Губернии», нового сборника стихов и рассказов В. М. Катанова «Берег детства») - лишь малая часть большой работы по привитию любви к родному краю.

27 апреля 2011 года в библиотеке им. М. М. Пришвина состоялась презентация путеводителя «Герои и события Великой Отечественной войны в названиях улиц города Орла». Составителем сборника является ведущий методист библиотеки Елена Фомина, её работа была удостоена Диплома VI-го областного конкурса научных работ им. В. Н. Денисьева в номинации «Законченная научная работа в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения». Путеводитель представлен в двух видах – печатном и электронном. Создатели надеются, что данное издание поможет школьникам познакомиться с малоизвестными страницами истории Орловского края периода Великой Отечественной войны, а для многих станет отправной точкой в их исследовательской и поисковой работе.

В последний день сентября в библиотеке прошла презентация ещё одного нового издания - электронной литературной энциклопедии «Орловские писатели – детям», в которую включена информация о жизни и творчестве многих писателей-орловцев, всего более шестидесяти биографических очерков. Информация содержит: биографическую справку, портрет, произведения автора для детей (или вошедшие в детское чтение), литературу о творчестве. Библиографы библиотеки проделали большую поисковую работу. В настоящее время проект доступен для пользователей на компакт-диске, а в ближайших планах библиотеки - разместить этот информационный ресурс на сайте библиотеки.

В этом году впервые был организован видеомост под названием «Мы знаем ваш город!» между читателями нашей библиотеки и Рязанской областной детской библиотеки. Около часа ребята из 6«В» класса школы № 7 г. Рязани в режиме on-line соревновались с орловскими друзьями из творческого объединения «Юный краевед» Центра развития и творчества №2 Железнодорожного района г. Орла в знании городов друг друга. Выяснилось, что обе стороны замечательно знают историю, географию, достопримечательности и знаменитых людей городов. Участники видеомоста получили памятные призы, которыми библиотеки обменялись по почте.

Активную работу проводит библиотека вместе со школами по эстетическому воспитанию юных читателей, по привлечению детей к чтению литературы по искусству. В эстетическом секторе мастер-классы по технике рисования ведут преподаватели школы искусств, художественной школы. С учителями музыки организуются уроки, литературно-музыкальные вечера, праздники, посвящённые П. Чайковскому, В. Моцарту и т. д.

Ежемесячно открываются художественные выставки. На них представлены работы наших читателей, учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. Художественные выставки, мастер-классы - любимый вид общения читателей, потому что они позволяют детям познать мир искусства не только через чтение книг и журналов, но и через собственное творчество, а встреча с талантливым человеком и интересным собеседником помогает ребёнку стать лучше и пробуждает в нём чувство прекрасного.

Совместно с преподавателями, ведущими уроки ОБЖ для школьников, проводятся познавательные часы «В мире дорожных знаков», встречи с сотрудниками пожарных частей г. Орла «Рыцарям огня посвящается…», встречи с сотрудниками МЧС Орловской области.

Большая работа ведётся в помощь изучению школьниками граждановедения . Каждый раздел предмета находит отражение в деятельности библиотеки. Этикет-класс даёт уроки нравственности, культуры общения . По разделу предмета «Здоровый образ жизни» два года реализуется программа «Будь здоров!», нацеленная на формирование ответственного отношения к здоровью. В рамках программы проводятся игры, громкие чтения «На планету здоровья», игра-путешествие по книге В. Коростылёва «Королева Зубная Щётка», обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий» и др.

В помощь изучению школьниками вопросов права в библиотеке создан Центр правовой информации, работает программа «Восхождение по ступенькам права», оформляются книжные выставки, проводятся беседы, обзоры книг. Уже два года нашей библиотекой совместно с Управлением образования г. Орла и территориальным отделением УФМС России по Орловской области осуществляется патриотическая акция «Я – гражданин России»: самым активным читателям-старшеклассникам в стенах библиотеки вручаются паспорта.

В течение 2010 года отделы обслуживания проводили акцию «Прочти книги о Великой Отечественной войне». Акция предусматривала чтение книг, написание отзывов, сочинений, рефератов, эссе, электронные презентации. Лучшие работы были отмечены призами, размещены на выставке «Мы не вправе их забыть». Активное участие в акции приняли учащиеся лицея №4, областного лицея-интерната.

Большой интерес у детей и взрослых вызвала нетрадиционная выставка-экспозиция под названием «Война, какой она была». Читателей экспозиция привлекла необычными разделами. Первый представлял собой карту-схему с указанием основных сражений Великой Отечественной войны в окружении исторических книг. Особый интерес у детей вызвал второй раздел выставки, ведь книги и экспонаты - каски, автоматы, котелки времён Великой Отечественной войны - были размещены в военной походной палатке. Третий раздел выставки был представлен в виде электронной презентации и ознакомил ребят с книгами, написанными писателями-фронтовиками во время войны.

Информационно-библиографическим отделом нашей библиотеки разработана программа «Информационная культура школьника». Уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с библиотекой лицея № 4, организуем занятия по воспитанию информационной культуры . Для младших школьников в библиотеке работает кружок «Золотой ключик».

В целях продвижения детского чтения, детской книги наша библиотека постоянно ищет новые формы работы. В 2009 году мы стали инициаторами акции «Библиотечный десант «Пришвинка в гостях у детей сельской школы», цель которой - рассказать сельским ребятам и преподавателям о новых детских книжках, о современных писателях, о юбилярах, ознакомить с самой главной детской библиотекой области. Мы уже побывали во многих сельских школах Орловского района. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной.

На летних каникулах 2010 года был дан старт ещё одной акции по привлечению детей к чтению, и наш «библиотечный десант» отправился в детские оздоровительные лагеря. Акция позволила многим школьникам Орловской области окунуться в атмосферу чтения и приятного времяпрепровождения. Мы побывали у отдыхающих детей оздоровительных лагерей «Орловчанка», «Мечта» и «Ветерок».

В целом работники детской библиотеки ориентированы на то, чтобы помощь детям в закреплении школьных программ, не повторяя изученное в школе, а дополняя уроки познавательной литературой, интересными мероприятиями.

Дни информации, дни новой книги, дни периодики мы проводим для педагогов. Все категории преподавателей нуждаются в регулярном информировании по учебным темам, о новых публикациях, о лучших детских книгах.

В 2008 году в нашей библиотеке состоялись первые литературно-педагогические Пришвинские чтения при активной поддержке Орловского института усовершенствования учителей и Музея писателей-орловцев. В феврале 2010 года прошли вторые литературно-педагогические Пришвинские чтения. Их цель - обсудить проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы в школе; проанализировать накопленный практический опыт в работе с детьми по изучению творчества и других писателей-орловцев. В библиотеке состоялось также заседание педагогической секции «Учительский труд и творчество». В работе секции приняли участие учителя русского языка и литературы школ области, библиотекари.

Для областной детской библиотеки традиционным является участие в августовских совещаниях учителей. Мы знакомим педагогов со справочным аппаратом, электронными ресурсами и базами данных нашей библиотеки; нашими электронными изданиями, с библиографическими пособиями, периодическими изданиями и новыми книгами.

«Гордое имя - Учитель» - так называется программа, по которой работала наша библиотека в Год учителя. Для преподавателей-предметников, классных руководителей , вожатых мы организуем книжные выставки «Кто щедро дарит знания и свет», готовим обзоры литературы: «Час книги для педагогов», «Школа творческого роста: из опыта работы педагогов» (по страницам периодических изданий), «Калейдоскоп внеклассных мероприятий, или Для тех, кто работает с детьми».

Главная задача детской библиотеки, школы - научить детей самостоятельному поиску нужной информации, методам её обдумывания, самостоятельной переработки, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее. Ведь при всей важности электронных средств информации именно чтение разносторонне развивает человека, а не только информирует и развлекает, помогает воспитать творческую личность, формирует нравственный и творческий потенциал ребёнка.

Бондарева Любовь Леонидовна,

заведующая библиотекой ГБОУ СОШ №169

Выигрывают дети!

(Совместная работа школьных и детских библиотек.)

Школьная библиотека должна объединить учителей, школьников, родителей. Влиять на воспитательный, образовательный процессы и являться методическим центром по обеспечению всего учебного процесса.

Библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования. Это означает, что ее главные задачи:

· информационное обеспечение учебного процесса,

· обеспечение внеучебной и воспитательной работы школы,

· гармоничного развития детей,

· предоставления широких возможностей духовного роста и совершенствования их личности.

При этом школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно – в детях. Какими они вырастут: духовно-богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими – в ответе школьная библиотека! Ведь сюда приходит шести - семилетний ребенок, первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. За те годы, что он проведет в стенах школы, нужно достичь того, о чем говорилось выше, и не откладывать решение этих задач на «завтра», а начинать с первого дня, первой минуты пребывания ребенка в школе, в библиотеке.

В борьбе за пылкий ум и открытую душу юного читателя нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения может быть самой разнообразной, но любое дает блестящую возможность для пропаганды книги, для руководства чтением.

Даже используя традиционные формы работы, важно готовиться к каждому с душой, искать, думать, фантазировать. В результате сложилась целая программа ежегодно проводимых массовых мероприятий.

Во все времена деятельность школьной библиотеки была немыслима без тесной связи с детскими библиотеками. Сотрудничество с библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети – читатели и желание привить ребёнку потребность в систематическом чтении. Наша совместная задача – не потерять читателя на полпути, помочь ему найти нужную умную книгу. Мы частые гости библиотек, они наши единомышленники. Мы можем получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами детских библиотек для подготовки и проведения своих мероприятий.

Тесное сотрудничество детских и школьных библиотек - это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребёнка пространство живой культуры.

В настоящее время нами налажена четкая система взаимодействия с филиалом № 3 ЦГДБ им А.С. Пушкина на основе совместных мероприятий. Ребятам нравится бывать в детской библиотеке, ведь каждый приход дает им что-то новое: они знакомятся с библиотекой, с книгами, играют с книжками-игрушками, встречаются с детскими писателями, художниками.

Ежегодно в детской библиотеке проходит встречи с детскими писателями: М. Ясновым, А. Шевченко, В. Воскобойниковым, С. Махотиным, А. Гиневским, Н.И.Хрущёвой. Прочитав произведение, всегда хочется увидеть того, кто написал эти произведения, поговорить с автором, узнать больше о его творчестве, да и просто посмотреть на живого писателя. Дети с нетерпением ждут такие встречи.

Уже стали традиционными мастер-классы, которые проводит художница Елена Карлова. Дети знакомятся с работами мастера, представленными на выставке в детской библиотеке, и выполняют свои работы под чутким руководством Елены Леоновны и работников библиотеки.

В 2010 году учащиеся 2-3 классов приняли участие в интересном проекте, предложенном детской библиотекой «Ещё второклассник, а уже переводчик. Смотрю и перевожу». Детские работы, над которыми они работали вместе с родителями, были представлены на выставке в детской библиотеке.

Ученики 6 класса посетили мероприятие, посвящённое Дню славянский письменности и культуры. Дети совершили путешествие в историю и ответили на вопросы викторины, которые подготовили сотрудники библиотеки. Любимая библиотека и сегодня была на высоте: отличная организация, замечательные ведущие, по окончании игры все дети получили ценные подарки – книги.

В октябре 2011 года в нашем городе проходили «Дни Хельсинки в Санкт-Петербурге». Детские библиотеки знакомили юных читателей с книгами современных финских писателей. Сотрудниками филиала №3 ЦГДБ им. А.С.Пушкина были проведены интерактивные занятия по книге финского писателя Тима Парвела. Дети слушали сказку, отвечали на вопросы викторины «Что ты знаешь о Финляндии?», рисовали зверей, которые могут жить в зоопарке города Хельсинки.

Группа продленного дня третьих классов в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге» приняла участие в программе, предложенной Центральной городской детской библиотекой имени А. С. Пушкина «Вслух и про себя», посвящённой чтению. Книжные стеллажи библиотеки превратились в невидимый лес, среди воображаемых деревьев появился реальный шатёр, в котором петербургские актёры и писатели вместе с детьми читали сказки и фантастические истории. В палатках поменьше дети нашли уютное убежище, чтобы почитать или послушать в наушниках любимые книги, просто поваляться и посекретничать. Сотрудники библиотеки провели викторины и игровые экскурсии по библиотеке.

Культурные ценности будут для ребенка подлинными тогда, когда они приносят ему радость и удовольствие. Поэтому задача авторов детских проектов – увлечь, очаровать, помочь преодолеть отчуждение, открыть возможности. В данном случае – безграничные возможности человека читающего.

Почти все маленькие дети любят читать, вернее, любят, когда им читают. Каждому знакомо особое ощущение уюта: залезть с ногами на диван, уткнуться маме или папе под мышку. Дети любят перечитывать книжки; казалось бы, текст уже знаком наизусть, но важна атмосфера.

С 19 по 23 ноября в ЦГДБ им. А.С. Пушкина проходил фестиваль детской книги и детского творчества. Мальчишек и девчонок ждали удивительные встречи:

· с детским журналом «Костёр», которому в этом году исполнилось 75 лет, мастер-классы;

· с литературно-музыкальной студией «Заповедник»; выставка детской рукописной книги «Путешествие деревянного человечка из Италии в Россию». В этом году у забавных деревянных человечков большой юбилей: 205 лет! Пиноккио отмечает свое 130-летие, а Буратино исполняется – 75!;

· выставка книжных иллюстраций художников журнала «Костер» и встреча с петербургскими художниками, которые рассказали о том, как создаются иллюстрации, и предложили создать свою обложку журнала.

Учащиеся группы продлённого дня 3-х классов посетили интерактивный «Ретроуголок редакции» и перенеслись к истокам создания детского журнала «Костёр», почувствовали себя первыми редакторами, авторами, художниками, набросали эскиз нового оформления самой интересной рубрики, печатали на старинной машинке, писали перьевой ручкой.

Школьной библиотеке в заключении фестиваля были подарены книги авторов, которые печатались в журнале «Костер».

Встреча с журналом «Костер» продолжилась уже в стенах школы. 14 декабря в актовом зале школы прошла встреча учащихся 6-7классов с редактором журнала Н. Харлампиевым. Он рассказал о том, что «Костер» помогает познать себя, найти друзей по интересам и любимый досуговый клуб. В журнале много интересных конкурсов и развивающих викторин с призами, есть страницы юмора, кино и музыки. В «Костре» рисуют лучшие художники - иллюстраторы детских книг. Каждое лето журнал проводит детские экологические экспедиции «Живая вода» для ребят из разных регионов России. Учащимся школы понравилась встреча, они приняли участие в викторине, получили призы.

В апреле 2012 года учащиеся 2-х и 3-х классов приняли участие в мастер-классе по созданию пластилинового мультфильма «Морские сказки», который предложила ЦГДБ им. А.С. Пушкина. Детям было дано задание; придумать сказку и сделать из пластилина героев будущего мультфильма. Учащиеся творчески подошли к заданию, в результате получились веселые мультфильмы: «Дельфин Дельфиныч» по стихотворению Юнны Мориц и «Разноцветная семейка» Эдуарда Успенского.

Произошла консолидация усилий не только детских библиотек, но массовых библиотек и книжного магазина «Буквоед».

Так при подготовке устного журнала «Дети и война», посвященного детям, пережившим блокаду, учащиеся 5-х классов посещали музей-библиотеку «Книги блокадного города».

Музей-библиотека «Книги блокадного города» открыт 25 января 1996 г. Он создан на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района. К 52-й годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района был открыт уникальный музей-библиотека «Книги блокадного города».

Оригинальная экспозиция музея включает фрагмент интерьера библиотеки в блокаду. Картину быта и работы воссоздают: рабочий стол библиотекаря с коптилкой и чернильницей-непроливайкой, стеллаж с книгами, санки, на которых привозили книги и газеты в страшную зиму 1941/1942 г., котелок для воды, планшет и письма, проверенные цензурой, книжный шкаф с черной радиотарелкой, ватник на деревянном стуле с кожаным сиденьем, женская сумочка-ридикюль и туфли, вошедшие в моду перед войной. Наибольшее место в экспозиции занимают книги, изданные в годы блокады. Тематика изданий разнообразна: отечественная и зарубежная художественная литература, книги по медицине, военному искусству, об использовании в пище ботвы и дикорастущих растений, о боевых и ратных подвигах русского народа в Отечественной войне 1812 г., о героях – артиллеристах, летчиках, моряках, партизанах, мужественно сражавшихся с фашистами в 1941–1944 гг. В витринах представлены издания для детей и юношества, журналы, газеты и плакаты.

Все мероприятия, проводимые сотрудниками библиотек, бывают интересными и веселыми. И что самое главное, все делается с душой и тактом. Только в тесном сотрудничестве и партнерстве современной школы и библиотек можно достичь желаемых результатов в подготовке учеников, решить проблему повышения уровня информированности школьников.

Взаимодействие школьных библиотек с детскими и массовыми библиотеками – суть и основа сотрудничества, а формы его проявления разнообразны. У нас разное ведомственное подчинение, но в самом большом и главном – воспитании культурного читателя – мы вместе.

Что даёт подобное сотрудничество школьным библиотекам?

ü Чувство корпоративной общности.

ü Возможность не упустить ни одного ребенка, совместными усилиями привлечь его к чтению.

ü Весь фонд города – для наших читателей. Ведь не всегда нужная информация в необходимом объёме есть в школьной библиотеке, и тут приходят на помощь другие библиотеки нашего города.

В заключение хочу сказать, что наше сотрудничество – это слаженная работа единой команды, в которой каждый качественно выполняет своё дело, влияет на достижение общей цели. Как сказал Уэбстер Даниел: «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».