Тоннель под проливом. Происхождение названия и история

Пролив Лаперуза на карте — границами пролива служат: на западе - условная линия, соединяющая мыс Кузнецова с мысом Носяппу, на востоке - линия, соединяющая мыс Анива с мысом Камуи. Через пролив Лаперуза проходят важные пути сообщения, связывающие порты Японского моря с портами Охотского моря, Берингова моря и северной части Тихого океана. Плавание по проливу Лаперуза затруднено снегопадами, туманами или дождями, ограничивающими видимость почти до нуля.

Всего 43 км разделяют Россию и Японию в самом узком месте пролива.
Это место находится между мысом Крильон (остров Сахалин) и мысом Соя (остров Хоккайдо). Мыс Крильон - самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название он получил по имени французского полководца Луи де Бальбесде Крильона (1543-1615 гг.), а назвал его так Лаперуз, открывший мыс, когда его экспедиция уже покидала акваторию Сахалина. Недалеко от мыса находится скала Камень Опасности - совершенно лишенная растительности, возвышающаяся над водой на 5,2 м. Это излюбленное лежбище тюленей и сивучей, рев которых слышен на большом расстоянии. У этого места чрезвычайно недобрая слава: здесь произошло немало кораблекрушений.

Мыс Соя - самая северная точка Хоккайдо и, как считается, всей Японии. Здесь находится один из крупных городов-портов в районе пролива - Вакканай. Паромная переправа через пролив связывает его с российским городом-портом Корсаков на Сахалине, в бухте Лососей (это один из самых крупных портов на острове). Но в зимние месяцы он практически не действует: акватория бывает плотно запружена массивными дрейфующими льдами. Через пролив Лаперуза проходит путь каботажных судов из Владивостока к портам Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Корсаков и портам Чукотского полуострова.

Судоходство по проливу Лаперуза сопряжено с большими трудностями и требует от капитанов и штурманов большого опыта. В период с декабря по апрель пролив забивается льдом, дрейфующим из Охотского моря и Татарского пролива. Сила течений здесь такова, что при наличии ветра они могут снести судно с курса в любую сторону на значительное расстояние. Климат в районе пролива Лаперуза комфортным тоже не назовешь. В течение года над ним проходит около ста циклонов, сопровождающихся туманами, резким усилением ветра. А в конце лета - в начале осени нередки еще и тайфуны, когда ветер становится штормовым (более 40 м/с) и непрерывно идут сильные дожди.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Пролив между российским островом Сахалин и японским островом Хоккайдо, Охотским и Японским морями, важнейшее звено судоходных путей Дальнего Востока.
Морская граница между Российской Федерацией и Японией.
Происхождение:
тектоническое.
Острова: Камень Опасности (Россия), Бэнтэндзима (Япония).
Крупнейшие города-порты: Корсаков (остров Сахалин) - 33 526 чел. (2010 г.), Вакканай (остров Хоккайдо) - 38 944 чел. (2010 г.).
Языки: русский, японский. Денежные единицы: российский рубль, японская иена.

ЦИФРЫ
Длина: 94 км.
Ширина (наименьшая):
43 км.
Максимальная глубина:
118м.
Наименьшая глубина фарватера: 27 м.

КЛИМАТ
Умеренный муссонный. Средняя температура воздуха в январе: - 5,5°С. Средняя температура воздуха в июле: +16,8°С. Среднегодовое количество осадков: 1124 мм.

ЭКОНОМИКА
Транспортное судоходство. Паромные переправы. Рыболовство.
— В действительности самая северная точка Японии находится на крохотном необитаемом острове Бэнтэндзима, расположенном в километре к северо-западу от мыса Соя.
— В ясную погоду с Хоккайдо виден мыс Крильон на Сахалине.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
— Скала Камень Опасности.
— Город Корсаков (остров Сахалин):
Корсаковский городской историко-краеведческий музей, старое здание Хоккайдо Токусеку Банка, Свято-Покровский мужской монастырь (1991 г.).
— Город Вакканай (остров Хоккайдо): северный волнорез Дому, мемориальная башня Кайки.
— Мыс Соя: обелиск на самой северной точке Японии, Башня молитвы (мемориал памяти погибших в авиакатастрофе южнокорейского «Боинга» KAL-007, сбитого советским истребителем), музыкальный монумент (автоматически проигрывает песню о мысе Соя).
— Мыс Крильон: старая русская сигнальная пушка, маяк Тихоокеанского флота.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
— Лаперузу не удалось совершить еще одно открытие в районе Сахалина. Поднявшись выше 51° с. ш., он - путем замеров ручным лотом - отметил постоянное уменьшение глубин. Поэтому сделал вывод, что Сахалин является полуостровом, соединенным с материком песчаным перешейком. Татарский пролив между Сахалином и материком открыл русский адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.) в 1849 г.
— Доказательством того, что корабли Лаперуза разбились у берегов острова Ваникоро, стало исследование современными средствами секстанта, найденного среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков. На нем удалось прочитать гравировку: Mercier. А в соответствии
с сохранившейся инвентарной описью имущества фрегата «Буссоль» на борту находился секстант, изготовленный неким «господином Мерсье».
— Российский город-порт Корсаков на Сахалине и японский город-порт Вакканай на Хоккайдо - побратимы.
— Северный волнорез Дому порта Вакканай обладает уникальной конструкцией, не имеющей аналогов в мире. Волнорез возвышается полуаркой на высоте 14 м над уровнем моря. Строение состоит из
72 колонн, его длина 427 м. Главное предназначение волнореза - защита города от сильного северо-западного ветра в зимнее время года.
— Вблизи порта Корсаков действует завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (единственный в России; введен в 2009 г. в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»).

Значение ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ в Современном толковом словаре, БСЭ

ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ

между островами Сахалин (Российская Федерация) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Длина 94 км, наименьшая ширина 43 км, глубина 27-118 м.

БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
    между островами Сахалин (Российская Федерация) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Длина 94 км, наименьшая ширина 43 км, …
  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
    пролив, пролив между островами Сахалин (СССР) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Наименьшая ширина 43 км. Глубина …
  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
  • ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ
    между островами Сахалин и Хоккайдо. Соединяет Японское и Охотское моря. Длина 94 км, наименьшая ширина 43 м, наименьшая глубина фарватера …
  • ПРОЛИВ в Словаре экономических терминов:
    ГИБРАЛТАРСКИЙ - см. ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ …
  • ПРОЛИВ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПРОЛИВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    относительно узкое водное пространство, разделяющее какие-либо участки суши и соединяющее водные бассейны или их части. В типичных случаях П. имеют …
  • ПРОЛИВ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРОЛИВ в Энциклопедическом словарике:
    относительно узкое водное пространство, разделяющее какие-либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 …
  • ПРОЛИВ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. II прил. проливный, …
  • ПРОЛИВ
    ПРОЛ́ИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее к.-л. участки суши и соединяющее смежные водные басс. или их части. Предельные величины П.: …
  • ЛАПЕРУЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛАПЕР́УЗА ПРОЛИВ, между о-вами Сахалин (Россия) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Дл. 94 км, наим. шир. 43 …
  • ПРОЛИВ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    проли"в, проли"вы, проли"ва, проли"вов, проли"ву, проли"вам, проли"в, проли"вы, проли"вом, проли"вами, проли"ве, …
  • ПРОЛИВ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ПРОЛИВ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ПРОЛИВ в словаре Синонимов русского языка:
    большой бельт, босфор, ворота, горло, дарданеллы, карские ворота, каттегат, ламанш, маточкин шар, па-де-кале, салма, симоносеки, скагеррак, хайнань, цугару, …
  • ПРОЛИВ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРОЛИВ в Словаре русского языка Лопатина:
    прол`ив, …
  • ПРОЛИВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пролив, …
  • ПРОЛИВ в Орфографическом словаре:
    прол`ив, …
  • ПРОЛИВ в Словаре русского языка Ожегова:
    узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их …
  • ПРОЛИВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    относительно узкое водное пространство, разделяющее какие-либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Предельные величины проливов: длина …
  • ПРОЛИВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    пролива, м. Узкое водное пространство, соединяющее два моря, море с океаном и т. п. или находящееся между островами, островом и …
  • ПРОЛИВ в Толковом словаре Ефремовой:
    пролив м. Узкая полоса воды, соединяющая два водных бассейна или две части водного …
  • ПРОЛИВ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Узкая полоса воды, соединяющая два водных бассейна или две части водного …
  • ПРОЛИВ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Узкая полоса воды, соединяющая два водных бассейна или две части водного …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ
    принадлежащее к бассейну Тихого океана, на З омывает восточный берег Кореи и его продолжение к С — русский берег Азиатского …
  • БАРРОУ, ПРОЛИВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (или Барроуский) под 73°45" до 74° 40" с. ш., между 70 и 80°з. д. (от Ферро), в Северном Ледовитом океане, …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? принадлежащее к бассейну Тихого океана, на З омывает восточный берег Кореи и его продолжение к С? русский берег …
  • САРУФУЦУ
    - рыбацкий поселок на севере острова Хоккайдо. В декабре 1939 г. в проливе Лаперуза во время жестокого шторма напоролся на …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОГОВОР 1875 в Энциклопедии Япония от А до Я:
    г. (Трактат между Россией и Японией). Основные переговоры начались в середине 1874 г. с прибытием в Петербург чрезвычайного и полномочного …
  • АЛЬБИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Альби (древняя Альбига) — главный город французского департамента Тарн в Лангедоке, расположен на возвышенности …
  • ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ ИВАН ЛОГГИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Голенищев-Кутузов, Иван Логгинович - морской писатель (1729 - 1802), окончил курс в московской академии. В 1764 г. назначен наставником по …
  • 1829.03.25
    Из трехлетнего кругосветного плавания вернулась экспедиция Дюмон-Дюрвиля, обнаружившая место гибели экспедиции Жана Франсуа …
  • 1785.08.01 в Страницах истории Что, где, когда:
    Начинается кругосветное плавание Жана Франсуа ЛАПЕРУЗА, которое закончится трагически. Лишь 40 лет спустя ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ обнаружит место гибели …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ ТИХОГО ОК. в Большом энциклопедическом словаре:
    между материком Евразия и Японскими о-вами. Омывает берега России, КНДР, Республики Корея и Японии. Соединяется проливами: Татарским, Невельского и Лаперуза …
  • ОХОТСКОЕ МОРЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    полузамкнутое море Тихого ок., у берегов Азии. Отделено от океана п-овом Камчатка, грядой Курильских о-вов и о. Хоккайдо. Прол. Невельского, …
  • ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Dumont d Urville) Жюль Себастьен Сезар (1790-1842) французский мореплаватель и океанограф. В 1826-28 совершил кругосветное плавание на судне "Астролябия"; обнаружил …
  • Д АНТРКАСТО в Большом энциклопедическом словаре:
    (d Entrecasteaux) Жозеф Антуан де Брюни (de Bruni) (1739-93) французский мореплаватель. В 1791-93 руководил экспедицией по поискам Ж. Лаперуза, открыл …
  • ЯПОНСКОЕ МОРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    море, полузамкнутое море Тихого океана между материком Евразия и его Корейским полуостровом на З., Японскими островами и о. Сахалин на …
  • ЯПОНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (япон. Ниппон, Нихон). I. Общие сведения Я. - государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе …
  • ЭТНОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. ethnos - племя, народ и...графия) , общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    проход, морской путь между Атлантическим и Тихим океанами, проходящий через моря и проливы Канадского Арктического архипелага. Поиски С.-З. п. как …
  • САХАЛИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    остров у восточного побережья Азии. Входит в состав Сахалинской области РСФСР. Омывается водами Охотского и Японского морей. От материка отделен …
  • ПУТЕШЕСТВИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. До …
  • ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1905 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мирный договор 1905 , завершил русско-японскую войну 1904-05 . Подписан в Портсмуте (США, штат Нью-Хэмпшир) 23 августа (5 сентября) со …
  • ОХОТСКОЕ МОРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    море (от названия р. Охота), Ламское море (от эвенкийского лам - море), Камчатское море, полузамкнутое море в северо-западной части …
  • КРИЛЬОН МЫС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мыс, южная оконечность Крильонского полуострова на Ю.-З. острова Сахалин, около 46| с. ш. и 142| в. д. Омывается проливом Лаперуза. …

ПРОЛИВ ЛАПЕРУЗА

Великий французский мореплаватель Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз (22 августа (1741 - неизв. 1788)- офицер военно-морского флота. Его именем назван пролив Лаперуза (разделяет Сахалин и Японию), открытый им.

Весной 1787 года Лаперуз обследовал берега Восточной Азии, той ее части, о которой европейцы имели смутное представление. «Буссоль» и «Астролябия» медленно продвигались на север. Они пытались пройти Татарский пролив, отделяющий Сахалин от континента. Никто еще не знал, остров ли Сахалин или же часть материка. Высадившись на берег, Лаперуз попытался выяснить это у местных жителей - орочей. Один из них, глубокий старец, палкой начертил на земле схему, из которой стало ясно: Сахалин - остров. Это подтвердил и молодой туземец. Он взял у Лаперуза лист бумаги, быстро нарисовал карандашом план и знаками показал, что корабли французов могут, направляясь на север, выйти в открытое море.

Лаперуз долго размышлял, пересматривая свои записи и наконец осознал:

"Остров Сахалин и есть остров, который японцы называют Оку-Иессо, а остров Чича, отделенный от него каналом шириной двенадцать лье, а от Японии Сангарским проливом, -- остров Иессо, который тянется до Сангарского пролива. Курильская цель находится гораздо восточнее, она образует с Иессо и Оку-Иессо второе море, которое сообщается с Охотским. Попасть из этого второго моря к берегам Татарии можно либо через Сангарский пролив, либо через вновь обнаруженный пролив между Сахалином и Иессо". " (Запись из дневника Лаперуза).

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ЛАПЕРУЗА

Однажды, когда корабль Жана Лаперуза в зашел пополнить запасы пресной воды на остров Маврикий, Лаперуз встретил на набережной очаровательную дочь простого служащего и влюбился в нее с первого взгляда.Чувство оказалось взаимным. И спустя некоторое время Жан сделал девушке предложение. Этот поступок вызвал гнев отца Лаперуза, который не мог понять, как его сын-аристократ мог связать судьбу с безродной креолкой, к тому же без всякого приданого. Его непоколебимое «нет» едва не разбила Жану сердце. И все же свадьба состоялась. Красавица-креолка стала его женой, правда, только после смерти старого графа через несколько лет.

Всего же в районе острова Маврикий Лаперуз провел более пяти лет. Несмотря на молодость он быстро завоевал репутацию настоящего морского волка, и даже среди противников-англичан и многочисленных пиратов ходили легенды о его благородстве. Так, в 1782 году Лаперузу было дано ответственное и опасное задание: незаметно проникнуть в Гудзонов залив, уничтожить английские торговые фактории и разрушить военные форты. Без точных карт, в сложных погодных условиях Лаперуз блестяще выполнил порученное ему дело, проявив при этом такое великодушие, что сразу стал известен и во Франции и в Англии. Захваченных в плен англичан он отпустил на свободу с оружием, снабдил продовольствием и даже вернул им секретные карты с условием, что они будут опубликованы.

Продолжение следует

Источники:
1. Aнатолий Семенович Варшавский Следы на дне
2. Загадка Лаперуза.Плавание и загадочное исчезновение экспедици Жана Франсуа Лаперуза
http://lady.webnice.ru/blogs/?v=1937
3. Википедия, интерне-сайты

Пролив Лаперуза. Характеристики, флора, фауна кратко принята

Историческая справка

Водная граница между Японией и Российской Федерацией проходит по проливу Лаперуза, который был открыт французским ученым и мореплавателем Ж.Ф. де Лаперуз.

Случилось это в 1787 года, и с тех пор водоем используется для осуществления судоходства и поддерживания коммуникаций между Дальним Востоком и Японским архипелагом.

Происхождение пролива

Пролив имеет тектоническое происхождение, т.е. образовался в результате движения поверхности земной коры.


Расположение и границы

Находится между островом Хоккайдо (его северная окраина) и мысом Крильон, являющийся частью Сахалина (южная оконечность). Пролив Лаперуза соединяет между собой два больших водоема Мирового океана – Охотское и Японское моря.

Исторические события

Между Россией и Японией до этих пор нет договора, касающегося водного режима в проливе Лаперуза. До начала Второй мировой войны особенности пользования водоемом были прописаны в Портсмутском мирном договоре (1905 г.). В частности, в документе было указано, что пролив входил в зону режима свободного плавания. Здесь нельзя было проводить военные действия, использовать его для переброски судов. Накануне войны японские власти приказали возвести со своей стороны пролива укрепления. В 1941 г. Япония разделила водоем на специальные оборонительные зоны. Если российским кораблям нужно было пересечь пролив, тогда за 5 дней до прохода, в Японию нужно было передать уведомление от владельцев судов. Позже Япония разработала и установила правила прохода иностранных кораблей через Лаперуза пролив. Согласно законодательству, морское руководство страны могло остановить и осмотреть любое судно. Историки считают, что в такой способ японская власть пыталась помешать советско-американским торговым отношениям в период Второй мировой войны. Все правила и ограничения, установленные Японией, были признаны недействительными после капитуляции японского правительства 2 сентября 1945 г. Попытки руководства СССР решить вопрос с проливом во время работы Сан-Франциской мирной конференции, закончились провалом. Подписание договора сорвалось из-за нерешенного вопроса по Курильским островам и режиму плавания по проливам Лаперуза и Немуро.

Рельеф

В северной части пролива располагается залив Анива, а в южной расположена бухта Соя. Берега, которые водоем омывает, гористые и скалистые, иногда встречаются низменности (вдоль залива и бухты). Населенные пункты на берегах пролива встречаются часто, но они небольшие, а расположены по большей части в устьях рек и ручьев.

Города

Населенные пункты есть на таких островах, как Хоккайдо и Сахалин, на которых находятся крупнейшие порты – Корсаков (Россия) и Вакканай (Япония). Вдоль всего побережья есть много небольших поселков, которые локализуются в устьях рек и речек.

Климат

Относится к умеренной муссонной климатической зоне. Поэтому в январе температура не опускается ниже 5,5 градусов, а в июле составляет, в среднем, +16-17 С. В течение года в акватории пролива выпадает около 1124 миллиметров осадков.

Характеристика

  • Пролив является мелким и узким, из-за чего водообмен между Охотским и Японским морем слабо развит;
  • Длина водоема составляет 94 км, ширина в узкой части достигает 43 км;
  • Средняя глубина составляет от 20 до 40 м, максимальная же глубина равна 118 м;
  • В зимнее время водоем покрывается льдом.

    Правительствами России и Японии уже много раз обсуждался проект строительства под проливом туннеля, чтобы соединить Хоккайдо и Сахалин; Ученым удалось подтвердить факт того, что корабли француза Лаперуза разбились у острова Ваникоро. Исследования, проводившиеся в этом регионе, помогли обнаружить обломки кораблей Лаперуза;

  • Два крупных города-порта Вакканай и Корсаков являются городами-побратимами;
  • В порту Вакканай установлен северный волнорез, который называется Дому. Его конструкция считается уникальной и неповторимой. Имеет форму арки, высоту в 14 м над уровнем моря. Волнорез состоит из 72 колон, что делает сооружение самым длинным в мире среди подобных строений (длина равна 427 метрам). Волнорез защищает Вакканай от сильного ветра северо-западного направления зимой;
  • В городе-порте Корсаков расположен завод, работающий на то, чтобы сжиживать природный газ. Завод связан с портом специально построенным причальным комплексом.

Южный сахалинский берег, как и положено краю земли, труднодоступен и скалист. Одинокий маяк без малого восемьдесят лет сторожит Лаперузов пролив. Откуда такое солнечное название в этих суровых краях?

У самого восхода

Где находится пролив Лаперуза? У жителей старшего поколения название этого географического объекта ассоциируется с песней "Ну что тебе сказать про Сахалин?" прекрасного авторского дуэта Я. Френкель - М. Танич. Пролив отделяет южную оконечность острова Сахалин (Российская Федерация) от северных границ японского острова Хоккайдо. Длина водных рубежей - около 94 км. Ширина пролива Лаперуза в самом узком месте - 43 км.

На побережье японского острова расположен порт Вакканай, часто посещаемый моряками из России. Город связывают дружеские отношения с "побратимами" - Южно-Сахалинском, Невельским и Корсаковым. С последним налажена паромная переправа, возобновленная Министерством железнодорожного транспорта Японии после полувекового перерыва в 1998 году. Средняя глубина пролива Лаперуза - 30 метров (максимальная - 118 м).

Мыс Соя

Северный форпост японских земель - мыс Соя. Значение японских иероглифов, составляющих это название, можно растолковать как "начальная долина", хотя для многих японцев это и есть настоящий конец цивилизации, за которым раскинулась зловещая Сибирь. Мыс омывается водами трех акваторий: Охотского и Японского морей и Тихого океана. В отличие от всего мира, водную полосу, разделяющую Сахалин и Хоккайдо, японцы называют проливом Соя. На берегу установлен знак, отмечающий самую северную точку Японии.

Через пролив проходят морские трассы, очень важные для экономики и торговли Японии. Водные коммуникации соединяют порты Японского и Охотского морей с портами северного сегмента Тихого океана и Берингова моря. Ширина японских территориальных вод в проливе составляет 3 морские мили вместо общепринятых международным соглашением 12-ти. Злые языки утверждают, что таким вот образом Япония гарантировала возможность прохода военного флота США с ядерным оружием на борту к побережью бывшего СССР.

Стоит отметить, что до 1918 года пролив носил название Русский, и только в период англо-франко-японской интервенции получил свое сегодняшнее имя. В честь кого назван пролив Лаперуза?

Жил отважный капитан

В 1785 году сорокачетырехлетний капитан первого ранга Жан-Франсуа Лаперуз возглавил французскую кругосветную экспедицию в составе двух кораблей: "Буссоли" и "Астролябии". За плечами капитана был солидный опыт плавания и ведения боевых действий на океанских просторах. Жан-Франсуа имел отличное образование и черты характера, присущие настоящему лидеру.

Выйдя 1 августа из французского Бреста, эскадра взяла курс на запад. После пересечения Атлантического океана экспедиция, обогнув мыс Горн, вышла в Тихий. Посетив остров Пасхи и Гавайский архипелаг, путешественники исследовали южную часть Аляски и северо-западный контур Американского континента и к весне 1787 года вышли к побережью восточной Азии. После небольшого ремонта судов в Китае и пополнения продовольственных запасов на Филиппинах, Лаперуз направил корабли на север.

Французские названия российских берегов

Исследователей манили берега неизвестной Татарии (так в Европе именовали всю территорию, лежащую за Уральским хребтом). Географические объекты в своих названиях по сей день хранят следы того славного похода: бухта Терней (Приморский край), о. Монерон (Татарский пролив), мысы Ламанон, Жонкиер, Крильон (Сахалин) и Лаперузов пролив.

Обогнув Сахалин с юга, корабли направились к Камчатке. 7 сентября 1787 года Петропавловск пушечным салютованием торжественно встречал французов. В их честь в комендантской избе устроили бал, на котором, к огромному удовольствию моряков, присутствовали 13 местных дам.

Дальнейший путь исследователей, щедро обеспеченных российскими властями провиантом, лежал в Южное полушарие - к Восточному побережью Австралии. Стоянка в заливе Ботани - последнее достоверное упоминание об экспедиции Лаперуза. В марте 1789 года "Буссоль" и "Астролябия" направились на северо-восток, и дальнейшая судьба эскадры неизвестна.

В 1843 году властями Камчатки сооружен монумент, посвященный памяти выдающегося мореплавателя Жана-Франсуа Лаперуза.

Судоходство в районе

Лаперузов пролив и прилегающие воды при нормальных условиях не представляют особых проблем для судовождения. Плавание затруднено и сопряжено с опасностями лишь в случае недостаточного обзора в период снегопадов, туманов или дождей. Впрочем, такие сезоны, когда видимость падает почти до нуля, не отличаются продолжительностью.

Что соединяет пролив Лаперуза? Охотское и Японское моря - два фактически закрытых морских бассейна. По лоциям пролив относится к Охотскому. Он не перекрывается полностью зонами территориальных вод России и Японии. Уровень во время приливов (полусуточных) увеличивается на 1,5 м.

Климат в районе очень суровый. Зимой, когда замерзает пролив Лаперуза (или забивается дрейфующим льдом), благодаря поверхностному течению из Японского моря, судоходство невозможно или затруднено. Хороших бухт для укрытия судов от случающихся штормов в проливе нет. Населенные пункты на побережье располагаются в основном вблизи устьев рек и ручьев.

Южное побережье Сахалина

Остров Сахалин до входа в состав Российской империи в 1875 году, а особенно его южная часть - Крильонский полуостров, ввиду географической близости всегда находились под влиянием Японии.

Частые и густые туманы и обилие течений вблизи самой южной точки полуострова - мыса Крильон, - представляющие опасность для мореплавания, заставили задуматься о постройке маяка. В 1883 году была возведена первая деревянная конструкция. Просуществовала она недолго, и в 1894 году было решено строить маяк из красного кирпича. Функционирование нового сооружения, совмещенного с жилым помещением для смотрителя, стало возможным спустя два года. Световой аппарат маяка, изготовленный французской фирмой, уже в советское время был переоборудован под электрические лампы, но в целом до сегодняшних дней маяк сохранился в первозданном виде и является главной достопримечательностью мыса.

Маяк на Камне Опасности

Скальное образование, названное Камнем Опасности, удалено на 15,7 км от мыса Крильон и на 37,4 км от мыса Соя. Представляет собой лишенную растительности группу голых камней длиной около 150 м и шириной 50 м. Над уровнем воды поверхность возвышается на 7.9 м. Облюбована тюленями и сивучами. По их трубным звукам выставленные на корабле наблюдатели распознавали опасное приближение к скалам. Еще в 1885 году служащие Корсаковского поста пытались укрепить на островке 12-метровую деревянную сигнальную башню, но попытка не увенчалась успехом из-за штормовой погоды.

Маяк был построен японцами в 1928 году, в период утраты Россией сахалинских земель (1905 год). Сооружение представляло собой монолитную железобетонную башню высотой чуть более 23 м, с автоматическим световым аппаратом и туманным колоколом. Маяк действует до сих пор, без каких-либо серьезных переделок.

Трагедии пролива

Кораблекрушение, сопоставимое по масштабам с крупнейшими морскими катастрофами, произошло в проливе 12 декабря 1938 года, но по ряду причин не получило широкого освещения в средствах массовой информации. Подробности трагедии стали достоянием общественности лишь полвека спустя.

Советский сухогруз "Индигирка" завершал навигацию последним каботажным рейсом из Магадана во Владивосток. На борту ориентировочно находилось 1134 человека. Более 80 % из них составляли освободившиеся заключенные Севвостлага. Остальные - работники и семьи служащих "Дальстроя" и "Дальрыбопродукта", 56 женщин и 26 детей. Пароход был наскоро оборудован для перевозки людей, что в дальнейшем сыграло роковую роль.

При проходе пролива в условиях недостаточной видимости и разыгравшегося шторма, капитан судна Н. Л. Лапшин неверно идентифицировал маяки и их сигналы. Корабль, потеряв ориентацию, получил пробоину, погнул ходовые винты и с большим креном лег на грунт в 500 метрах от побережья острова Хоккайдо (вблизи поселения Сарафуцу, мыс Соя). Из затопленных трюмов не смогли выбраться 745 человек. В 1971 году на средства простых японцев безымянным жертвам катастрофы в Сарафуцу поставили памятник.

Что день грядущий...

Наверное, горько осознавать, что со времен последней оккупации Сахалина Японией на Крильонском мысе почти ничего не изменилось. Центральные районы полуострова зарастают бамбучником (сазой курильской), инфраструктура практически отсутствует. От японских властей поступали предложения по строительству тоннеля между мысами Соя и Крильон. Проект чрезвычайно выгоден Стране восходящего солнца, так как вместе с мостом или тоннелем через пролив Невельского Япония получит железнодорожную и автомобильную связь с континентальной Евразией. Столь масштабное строительство положительно сказалось бы и на развитии полуострова и всего Сахалина.