Удивительные здания: «капля ртути» в центре Пекина.

В 1960-1980-е гг. в мировой архитектуре сформировалось новое интернациональное направление – постмодернизм. Его появление отвечало общему стремлению изменить сложившуюся к середине ХХ века историческую и культурную ситуацию. От авторитарности в искусстве, диктовавшей главенство системы и формы над индивидуальными потребностями, был осуществлен переход к демократии в широком смысле этого слова. Отказ от типовых проектов, рассчитанных на усредненного потребителя, привел к ситуации постмодернизма.

Постмодернисты – люди нестандартные, забавные и креативные. Вся их деятельность (и это касается любой сферы, охваченной постмодернизмом, будь то литература, архитектура, живопись и т.д.) направлена на концептуализацию действительности. В такой архитектуре нет ни одной линии, которая не несла бы конкретную смысловую нагрузку, не являла бы собой пример взаимодействия предшествующего архитектурного в частности и культурного в целом наследия и нестандартного взгляда на мир.

«Танцующий дом» в Праге



У одного из самых нестандартных домов в мире богатая история, а точнее сказать – предыстория. В конце войны здание, которое находилось на этом месте, было разрушено бомбой. В течение пятидесяти лет здесь ничего не возводили, пока бывший президент Чехии Вацлав Гавел не обратил на пустырь внимание и не приказал «что-нибудь тут построить». Планировалось, что новую постройку спроектирует хорватский архитектор Влад Милунович, но компания, владевшая этой землей, настояла на привлечении архитектора «из-за бугра». Компромисс был найден в соавторстве: дом спроектировали Влад Милунович и американец Фрэнк Гэри.

Почему хочется остановиться подробнее именно на этом сооружении? На наш взгляд, в этом здании есть не только душа, глубина и идея, но соблюдены все каноны постмодернизма. Его можно было бы назвать классическим и идеальным образцом постмодернистской архитектуры.

Дом называют танцующим, так как он по задумке своих авторов метафорически представляет собой пару великих танцоров – Фрэда Астера и Джинджер Роджерс. Стеклянная часть здания, выходящая на улицу, – Джинджер в развевающемся платье, а часть, развернутая в сторону реки (джентльмен в цилиндре), – Фрэд. Выступ здания, разметавшийся по тротуару, является юбкой Джинджер. Бродвейская атмосфера усилена благодаря пляшущим и скачущим окнам – реминисценции картины Мондриана "Буги-вуги на Бродвее".

«Горбатый дом» в Сопоте

До Польши – рукой подать. Будете проезжать мимо – не проезжайте мимо этого очаровательного постмодернистского творения.

Здание построено совсем недавно – в 2004 году, но и за эти несколько лет успело стать настоящей достопримечательностью этого старинного и красивейшего курорта польской Балтики.

Все гениальное просто. Здание создавалось с единственной целью – привлечь как можно больше посетителей в торговый центр, расположенный совсем рядом. И, надо отдать ему должное, с задачей своей здание справляется на сто процентов – такого наплыва туристов возле своих стен не помнит ни один другой дом в городе. Они слетаются сюда, как пчелы на мед, чтобы посмотреть на сказочный домик с изогнутыми стенами и балконами в форме морских волн и купить в нем банальную вещицу.

Спроектировал дом Яцек Карновски, президент компании Allcon Sopot Architects. Проект дома стал лучшей архитектурной выдумкой года в Польше, представленной на конкурсе «Великие мечтатели».

«Здание-робот» в Бангкоке

Одно из самых знаменитых зданий в Бангкоке было построено в 1985 году и принадлежит Банку Азии. Необычный облик робота, который имеет это сооружение, символизирует собой модернизацию в банковской системе – хотя это всего лишь одна из трактовок, как это водится, когда речь идет о постмодернистских творениях.

«Дом-куб» в Роттердаме

Разрушенный до основания во время Второй мировой войны центр этого города, был отстроен заново в самом новейшем архитектурном стиле. Роттердам поэтому и называют голландским Манхеттеном.

Не обошлось в новой застройке и без новаторства и креатива. В 70-х гг. прошлого века появилась идея необычного квартала, которая и была воплощена датским архитектором Питом Бломом в 1984 году. Один из домов этого квартала позднее был превращен в музей, где многочисленные туристы имеют возможность узнать, каково это жить в поставленном на ребро кубике.

Кубы имеют три уровня. Первый уровень, имеющий форму треугольника, представляет собой жилую часть здания: холл, гостиная, кухня. Окна на этом этаже смотрят вниз из-за наклона сооружения. На втором уровне располагаются спальни и ванные комнаты. Третий этаж, так же, как и первый, треугольной формы, используется для дополнительной спальни, из многочисленных окон которой открывается потрясающий вид.

Китайский Национальный центр исполнительских искусств (второе название - Большой национальный театр) чаще всего сравнивают с каплей ртути, жемчужиной или летающей тарелкой. Возведенное в историческом центре Пекина футуристическое здание прославилось благодаря не только необычной архитектуре, но и своим гигантским размерам - оно признано самым большим театром в мире.

Нажмите, чтобы увеличить

Большой национальный театр в Пекине. Фото: Lori

Строительство Большого национального театра стало частью программы подготовки к Олимпийским играм в Пекине и продолжалось с 2001 по 2007 год. Проектирование было поручено французскому архитектору Полю Андрё, известному своими проектами зданий аэропортов в разных городах мира. Возведение огромного суперсовременного сооружения в историческом центре Пекина - в непосредственной близости от площади Тяньаньмынь и Запретного города - поначалу вызвало много споров и нареканий, однако затем футуристическая «жемчужина» прочно заняла свое место в ряду главных достопримечательностей не только столицы, но и всей страны.

Интерьер Большого национального театра в Пекине. Фото: Trey Ratcliff/Flickr

Размеры театра поражают воображение: его общая площадь составляет более 200 тысяч квадратных метров, в длину здание достигает 212 метров, в ширину – 143 и в высоту – 46 метров. Его подземная часть уходит на глубину 32,5 метров и является самой масштабной в Пекине. Три зрительных зала вмещают до пяти с половиной тысяч зрителей. Кроме того, здесь расположены просторные холлы, рестораны, торговые центры, выставочные галереи, конференц-залы и библиотека. На верхнем уровне здания находится смотровая площадка, с которой открываются панорамные виды на город.

Большой национальный театр в Пекине, вид ночью. Фото: Kwang Yee Chang/Flickr

Но самое большое впечатление, безусловно, производит необычное архитектурное решение здания. Эллипсоидная капля словно плывет по поверхности искусственного прямоугольного пруда, при этом на поверхности нет ни мостов, соединяющих здание с берегами водоема, ни видимых входов. Посетители попадают в театр по 80-метровым тоннелям, расположенным под водой. Потолки у тоннелей стеклянные. Большая часть «капли» облицована титановыми пластинами, на переднем фасаде ровную металлическую поверхность разрывает колоссальная вставка из стеклянных панелей, по форме напоминающая приоткрытый занавес. На облицовку ушло 20 тысяч пластин титана и 12 тысяч стеклянных панелей. Днем прозрачный фасад обеспечивает естественное освещение, а в темное время суток служит своеобразным экраном - с улицы прекрасно видно все, что происходит внутри.

При изготовлении покрытия применялись новейшие технологии: благодаря особому составу поверхность «жемчужины» всегда остается чистой - капли воды и частицы загрязненного воздуха не задерживаются на поверхности, скатываясь с нее, смывая всю грязь и не оставляя следов.

Оперный зал Большого национального театра в Пекине.Фото: murdocke23/Flickr

Интерьеры театра также уникальны. Купол главного вестибюля обшит панелями из бразильского красного дерева, а пол выложен плитами белого, желтого и серого мрамора, привезенного из двадцати двух провинций Китая. Сердце театра - три зрительных зала. Самый большой из них - оперный - рассчитан на 2416 зрителей. В его оформлении использованы золотистые тона, а стены могут служить в качестве декораций. Концертный зал вмещает 2017 человек, основные цвета здесь - белый и серебристый. Потолок покрыт деревянными акустическими панелями волнообразной формы.

Театральный зал Большого национального театра в Пекине. Фото: murdocke23/Flickr

Самый маленький зал (1040 мест) - театральный - предназначен для представлений знаменитой Пекинской оперы и других драматических постановок. Оформлен он в традиционном китайском стиле, его стены полностью обиты шелком красного, лилового и оранжевого цветов.

Любите ли вы терминологические споры? Многие согласятся, что тяжело найти занятие скучнее. Поэтому в данной статье будет больше примеров, чем заумных теоретических изысканий. Но определение понятию "постмодернизм в архитектуре" всё же стоит дать. Начнем с того, что постмодернизмом в большинстве случаев называют сходные культурные и общественные явления второй половины 20 века. В архитектуре он выразился в удивительных выдумках, театрально-игровом начале и сложных образных ассоциациях. Язык архитектурных форм сделался богаче, а объемы и композиции - выразительнее. Проще говоря, сторонники постмодернизма вернули в тогдашнюю архитектуру искусство. А теперь перейдем к примерам.

«Танцующий дом»

Указанное здание расположено в Праге. Оно строилось на протяжении 1994-1996 гг. по проекту Влада Милуновича и Архитектура постмодернизма отобразилась в этом сооружении более чем полно. Здание названо танцующим, поскольку архитекторы пытались изобразить пару знаменитых танцоров - Ф. Астера и

«Танцующий дом» состоит из двух башен - изогнутой и обычной. Стеклянная часть сооружения, которая выходит на улицу, это женщина в развевающемся платье, тогда как часть дома, развернутая в сторону реки, это мужчина в цилиндре. Атмосфера усилена скачущими и пляшущими окнами. Последний архитектурный прием напрямую связан с творениями Мондриана, с его картиной «Буги-вуги на Бродвее».Постмодернизм в архитектуре описанного здания заметен в динамичных линиях и ассиметричных трансформах.

Дом-рояль со скрипкой

В 2007 году в китайском городе Хуайнань был построен дом в форме пианино и скрипки. Многие архитекторы отмечают, что в этом здании ярко выражен постмодернизм. Архитектура дома-рояля - это современный эпатаж. Его проектированием занимались студенты Хефейского технологического университета и архитектурная мастерская «Huainan Fangkai Decoration Project Co».

Архитектурная композиция сооружения включает в себя 2 музыкальных инструмента, которые выполнены в масштабе 1:50 и являются копиями рояля и скрипки. Выбранные архитекторами формы позволили соединить символичность с утилитарными функциями. В частности, форма рояля дала возможность качественно распределить пространство для выставочного комплекса, в то время как форма скрипки позволила разместить в ней лестницу к залам. Сочетание эстетики с практическими требованиями - это и есть постмодернизм в архитектуре.

«Горбатый дом»

Одним из самых ярких примеров постмодернизма продолжает оставаться «Горбатый дом», расположенный в польском городе Сопот. является частью торгового центра и возведено по проекту Яцека Карновски. Эскизы для будущего строения создали Пьер Дальберг и Ян Шансер. Цель постройки довольно банальна - привлечение новых клиентов. В свое время «Горбатый дом» получил титул лучшей архитектурной идеи Польши. Главная особенность указанного сооружения - это полное отсутствие прямых линий и правильных углов. Даже его балконы имеют форму Увидев этот сказочный домик, вы сразу поймете, что представляет собой постмодернизм в архитектуре.

Клауд Гейт (Cloud Gate) - американская государственная скульптура британского художника и скульптора ), расположенная в центральном на площади “Ат эндТ Плаза (AT & T Plaza) в , штат , чуть ниже Гриль-парка (Park Grill) и Чейз Променад (Chase Promenade).

Скульптура была установлена в период с 2004 по 2006 год, с временным открытием летом 2004 года. Второе название - “Бина” из-за бобово-подобной формы. Клауд Гейт (Cloud Gate) состоит из 168 гладкоотполированных пластин из нержавеющей стали. Её размеры 10 м × 20 м × 13 м, а вес около 110 тонн.

Скульптуру и прилегающую площадь иногда называют Ворота на AT & T Plaza.

Выше: Чейз Променад (Chase Promenade) и .

Установка скульптуры была связана с огромными трудностями. После того как скульптуру выбрали в качестве национального символа , различные эксперты в ходе многочисленных экспериментов, расчётов и консультаций постановили, что дизайн не может быть выполнен технически. Однако со временем был найден способ воплотить задумку в жизнь и, в конце концов, хоть и с отставанием от графика, состоялось торжественное открытие.

В статье использованы иллюстрации с сайта www.millenniumpark.org

У Александра III их было 10, а у Николая II – 44. И именно их вы найдете на крыше театра – музея Дали.

Современная архитектура поражает наше воображение. Взглянув на некоторые здания и сооружения, которые-то и зданиями назвать сложно, просто диву даешься, как в них могут жить и работать люди? А ведь большинство из них как раз и являются жилыми домами или торгово-офисными центрами, а некоторые - это выставочные комплексы и концертные залы. Проектировали их дизайнеры и архитекторы с действительно бурной фантазией, а потом на них стоит взглянуть и узнать подробнее. Предлагаем вам десятку самых необычных архитектурных сооружений нашей планеты.

1. Арк Нова, Япония

Название этого сооружения переводится как «Новый Ковчег», оно представляет собой не что иное, как концертный зал. Однако это не просто зал, а первый в мире надувной и передвижной зал для выступлений. Он был спроектирован в виде огромной лилово-розовой капли, которая по свое конструкции представляет воздушную подушку. Авторы проекта - британский скульптор Аниш Капур и японский архитектор Арата Исозаки. Первое выступление в «Арк Нова» состоялось в октябре прошлого года, а построен он был на восточном побережье Японии - специально для поддержки духа людей, пострадавших от цунами. Даже зрительные места и скамьи здесь сделаны из обломков деревьев, поврежденных во время стихийного бедствия. Это должно стать символом того, что после любой беды нужно возрождаться и жить дальше. По утверждениям архитекторов, зал «Арк Нова» станет самым крупным надувным концертным залом в мире. Высота «Арк Нова» - 18 метров, ширина - 35 метров, он вмещает около 500 зрителей. Главным преимуществом необычного зала является простота транспортировки - достаточно сдуть воздух и перевезти зал на другое место.

2. Солнечный купол, Мичиган, США


Необычная конструкция, напоминающая пчелиные соты, в выставочном павильоне города Мичигана состоит из множества кругов. Они, в свою очередь, выполнены из особого материала - арчила - очень легкого и гнущегося, в составе которого есть стекловолокно и углерод. Так называемый «Солнечный купол» освещает весь павильон своим призрачным разноцветным светом, который поступает от элементов в основании конструкции. Эти элементы накапливают солнечную энергию в течение всего дня, а затем проектируют свет на купол. Инсталляция была создана арт-студией «Loop.pH» и, по словам креативного директора студии, она представляет собой принципиально новый способ строительства, основанный на технике текстильного плетения. Размер «Солнечного купола» составляет 8 на 4 метра, а вес - около 40 килограмм. Эта портативная структура на удивление гармонично смотрится в любой окружающей среде.

3. Зеркальный дом, Флинт, США


Хотели бы вы жить в зеркальном доме, да еще и парящем над землей? Вряд ли. Именно поэтому здесь никто не живет, а дом из зеркал в городе Флинт является своеобразным памятником домашнему уюту. Он был сооружен лондонскими архитекторами из фирмы «Two Islands», которые посвятили свое творение тысячам снесенных домов города Флинта, жителям, которые вынуждены были покинуть этот город. Именно во Флинте родилась когда-то легендарная автомобильная компания General Motors, впоследствии она стала переносить производство в другие регионы и страны, а город без нее стал медленно увядать. Английское название сооружения «Mark"s House» («Дом Марка») возникло из истории о воображаемом жителе Флинта, Марке Гамильтоне, чья семья лишилась своего дома в период упомянутого экономического кризиса. Блестящий дом, возвышающийся на пьедестале, весит почти две тонны. В его полу - 882 лайтбокса, на которых представлены сотни снимков лиц, в частности, портреты тех, кто поддержал инициативу создания «Зеркального дома» финансово - а таких, к сожалению, собралось по всему миру не более 90 человек.

4. Купол-лотос, Иерусалим, Израиль


В Иерусалиме есть немало загадочных мест. Одно из них - это пещера Седекии - самая большая и наиболее загадочная пещера в северной части стены Старого города. Она названа по имени последнего иудейского царя Седекии, а во время царя Соломона здесь добывали известняк. В самом центре пещеры расположен весьма необычный купольный светильник «Lotus Dome», сделанный из нескольких сотен алюминиевых цветков, которые раскрывают свои лепестки, обращаясь навстречу людям. Огромный цветок остается неподвижным до тех пор, пока в зале не появляются первые посетители. Как только в комнату заходят люди, лепестки начинают распускаться один за другим, озаряя светом, струящимся из центра купола, все окружающее пространство. Чем ближе посетители подходят к инсталляции, тем более заметными становятся движения металлических лепестков - и вот уже весь «организм» этого огромного серебряного шара становится подвижным. Автор проекта - голландский дизайнер Дан Розегарде, его инсталляция привлекает туристов в пещеру.

5. Умный экодом, Швеция


А вот в таком домике вы точно не отказались бы пожить, хотя площадь, которую он занимает - всего 10 квадратных метров! Автором этого проекта выступила шведская архитектурная компания «Тенгбум Аршитектс». По словам разработчиков, этот домик станет отличной альтернативой студенческим общежитиям, к тому же весьма экологичной. Домик рассчитан на одного человека, разработчикам удалось разместить в нем кухню, санузел, место для учебы и сна, т. е. все необходимое для полноценного быта студента. Светлая цветовая гамма с яркими цветовыми пятнами способствует созданию комфортной для жизни атмосферы. Удачная планировка, наличие двух уровней, использование натуральной клееной древесины позволили сократить не только арендную плату, но и вредное влияние на окружающую среду.

6. Бамбуковый дом, Вьетнам


Вьетнам обладает очень коварными природными условиями. А потому совсем неудивительно, что именно здесь задумали и воплотили в жизнь создание самого крепкого в мире бамбукового дома, который способен выдержать наводнение с уровнем воды в 1,5 метра. Авторы проекта - вьетнамская архитектурная студия «Эйч энд Пи Аршитектс» - не намерены останавливаться на достигнутом и занимаются проверкой, может ли дом устоять при высоте воды в три метра. Здание является многофункциональным и может быть не только жилым помещением, но и общественным - школой, больницей и т.д. Стройматериалы, которые использовались для дома - это бамбук, ДВП, листья кокоса. Крышу можно открывать и закрывать, в зависимости от погодных условий. Внизу расположена спальня и гостиная, а наверху можно устроить кабинет. Здание - модульное, стоимость его - около 2500 долларов США, а покупатель сможет собрать его самостоятельно всего за 25 дней.

7. Дом со сползшим фасадом, Маргит, Великобритания


Прогуливаясь по британскому городу Маргит, вы можете несказанно удивиться, наткнувшись на трехэтажный дом со... съехавшим вниз фасадом. Первый этаж с входной дверью как бы лежит прямо на земле, а верхний этаж открыт. Не удивляйтесь, причиной этого «сползшего» со своего места фасада является вовсе не природный катаклизм и не недостатки строительства, а всего лишь бурная фантазия дизайнера Алекса Чиннэка. К слову, на создание инсталляции у него ушел почти год. Дом стоял заброшенным уже долгое время. Когда-то здание было приобретено муниципалитетом, и планировалось, что оно превратится в социальное жилье. Но время шло, а здание все больше приходило в негодность и разрушалось. Дизайнер снял фасад со старого трехэтажного здания и заменил его новой стеной. Новый фасад открывает разрушающийся верхний этаж дома, возле земли закручивается и удобно располагается на земле перед зданием.

8. Дом-банкнота, Каунас, Литва


Весьма необычное и очень реалистичное сооружение в виде свернутой купюры, выпущенной Литвой в годы независимости, на самом деле представляет собой крупный бизнес-центр под названием «Office Center 1000». Вполне естественно, что в нем разместились два крупнейших литовских банка. Проект полностью разработан и реализован компанией «RA Studija» и молодым литовским архитектором Римасом Адомайтисом. В один день прославившийся специалист говорит, что это здание ни за что не должно символизировать власть денег над людьми и всеобщее перед ней преклонение, именно поэтому была взята не современная, а историческая купюра. Фасад оформлен плитками стекла различных форм и размеров, изготовленных в Голландии. В доме нет окон в обычном понимании слова, потому что весь фасад здания стеклянный. Снаружи стекло имеет специальное покрытие, которое защищает рисунок от неблагоприятных погодных условий. Он собирался вручную большим количество строителей, это была большая и кропотливая работа.

9. Атомиум, Брюссель, Бельгия


Не только самые современные скульптуры, здания и сооружения могу поразить наше воображение. Что вы скажете о скульптуре, сооруженной в далеком 1958 году? Это одна из главных достопримечательностей Брюсселя и настоящий символ города под названием Атомиум. Он был спроектирован к открытию Всемирной выставки 1958 года архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков. Величественная скульптура представляет собой огромную модель кристалла железа. Изначально сооружение было покрыто алюминием, а после капитального ремонта в 2006 году - прочной и долговечной, сверкающей на солнце стальной оболочкой. Высота Атомиума составляет 102 метра, вес - около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер - 18 метров. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней из них находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

10. Здание музея искусств, Грац, Австрия


При первом взгляде на это необычное сооружение трудно поверить, что в нем находится музей искусства. Однако это так, а местные жители именуют Кунстхаус ласково и с юмором - «беременной коровой». Галерея современного искусства была открыта в рамках программы «Культурная столица Европы» в 2003 году, звания которой удостоился Грац. Концепт здания разработан лондонскими архитекторами Питером Куком и Колином Фурнье. Архитектурный стиль здания не поддается никакой классификации и резко контрастирует с окружающей застройкой. Но уникальным в здании является то, что оно может «общаться» с окружающим миром. Фасад музея выполнен как медиа-инсталляция площадью 900 квадратных метров, состоящая из светящихся элементов, которую можно программировать с помощью компьютера. Несмотря на свое сравнительно недолгое существование здание музея завоевало массу симпатий местных жителей и туристов и признано символом города и его современной жизни.