Упражнения для развития фонематического восприятия. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического слуха у детей

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра «Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

Кто что услышит?

Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры.

Взролый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должн отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над весами.

Понесёмся над весами,

А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Шутки - минутки.

Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Найди ошибку и назови слово правильно.

Цель:

Описание игры.

В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Доску на гору везём, будем строить новый ком.

Между гор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали - тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

Какой звук пропал в слове?

Цель.

Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.

Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

  1. Написал письмо я зайке, но забыл приклеить...арки.
  2. Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.
  3. Подарили нам игрушки: целый день палили... ушки.
  4. Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
  5. В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
  6. Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
  7. Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
  8. Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
  9. Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
  10. На арену... игры вышли, мы от страха все притихли.

Различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

Игра «Услышишь лишнее-хлопни»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

Различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков

Игра «Кто это?»

Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (А-у-И…)

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

Игра «Услышь слово»

Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Упражнение «Эхо»

Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а...» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Кто больше слов придумает?

Описание игры.

Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

«Эхо»

Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме - выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неведома.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

«Выбери слог со звуком «у»

Вы говорите, например: та-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, ребенок должен найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога - это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?

«Выбери слово на звук «у»

Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д. Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко - увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма, эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук «у» не будет.

Игра "Звук заблудился"

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – ай-да!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

“Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)”

“Называем по очереди слова со звуком с и нанизываем по одному колечку. Я говорю слово “собака” и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть - собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).” Слова нужно называть по порядку одетых колец. Каждый раз, играя, старайтесь увеличивать число запоминаемых слов. (Используем любые другие звуки)

Запомни и повтори слоговые ряды:

Ас – ос – ус – ыс, ос – ус – ыс – ас, ус – ыс – ас – ос, ыс – ас – ос – ус

На прогулку в лес

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях, которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Подобным образом можно подбирать игрушки или картинки на другие звуки.

Взрослый выставляет игрушки на столе и просит ребенка назвать их. Затем он предлагает ребенку отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Ребенок выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину, и отвозят в определенное заранее место.


,
учитель-логопед, МАОУ “Гимназия №6” г.Губкин Белгородская область.

“Пишущая машинка”

Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

“Будь внимателен!”

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация -[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” - замереть на месте, “Зина” - прыжки, “Жираф” - замерли на месте, и т.д.

“Посчитай буквы и составь предложение”

Играют от 3 до 6 участников.

Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.

Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.

Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.

Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.

Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.

“Слушай хлопки и подбирай слоги”

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

“Повтори за мной”

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

“Слушай и повторяй!”

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий - оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

“Услышишь - стой!”

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.

“Что слышно?”

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

“Канон”

Цель игры: развитие волевого внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.

Игры для развития фонематического восприятия

Наиболее эффективными приемами развития фонематического восприятия является игра. Поэтому следует на занятиях использовать следующие виды игр и упражнений.

« Услышишь – хлопни».

Ход игры: взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры - соревнования: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы).

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз».

Цели: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названиях которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник».

Ход игры: нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из 2 слов, далее их количество постепенно увеличивается (3,4, 5 т т.д.), например:

Сад – сани

Сок – шок

Сумка – суп – сапоги

Шапка – сын – шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Цели: развивать слуховое внимание, память, фонематические представления.

Ход игры: после слов ведущего:

Рассыпались бусы… мы их соберем, нанижем на нитку, и слово найдем, – участники игры по цепочке произносят слова – бусинки на определенный звук (без повторов), например:

На звук Р – радуга – ракета - каравай-пар- рука- …..нп звуки

Р – Л – рак - лампа- нора – лук – рыба - мыло…..

« Повтори и прибавь»

Цели: Развивать слуховое внимание, память.

Ход игры: первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на 1 слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук Ж-

Жук, жаба

Жук, жаба, ужи

Жук, жаба, ужи, ежи и т.д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематические представления, внимание, мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: П,А-ПА; Н,О,С-НОС

«Скажи наоборот»

Цели: развивать фонематические восприятие, представления, слуховое внимание, память.

Ход игры: Взрослый проговаривает 2-3 звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант- с гласными звуками А, У-У,А,А,И, О- ….(О,И)У, О,А_А, О,У,Э,Ы,И-…(И,Ы,Э)

2 вариант – с твердыми согласными звуками

3 вариант- с твердыми и мягкими согласными звуками

ПЁ -….(ПО)

ПЕ -….(ПЭ)

Упражнения для развития фонематического восприятия.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый - фонематический слух.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

По мнению Н.И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:
  • На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
  • Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
  • Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
  • Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
  • Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
  • Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.

« Услышишь - хлопни».

Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования . Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели : развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры . Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры . Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели

Ход игры . Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сумка-суп-сапоги

шапка-сын-шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука - ... на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло - ...

«Повтори и прибавь»

Цели : развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] -

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры . Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

«Скажи наоборот».

Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры . Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант - с гласными звуками А, У - У, А И, О -...(О, И) У, О, А - А, О, У Э, Ы,И-... (И,Ы, Э)

2 вариант - с твердыми согласными звуками

3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками

ПУ - ... (ПЮ)

ПИ - ... (ПЫ)

ПЫ - ... (ПИ)

ПЕ - ... (ПЭ)

Звуковая зарядка

Цели : развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» - взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети - соответствующее.

Звук А - руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У - руки вытянуть вперед.

Звук О -руки поставить на пояс.

Звук И -руки поднять вверх.

Звук Э - опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы - отвести руки назад (или за спину).

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим - это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь - тебе водить.

УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ

Угадай, кто это произносит:

Московское время 5 часов 10 минут.

Начало формы

Налить вам еще чаю?

Открой рот и скажи «А-а».

Раз, два, три, водишь ты!

Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - «Детский мир».

ЧТО ЭТО?

На диске записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.

ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

Использованная литература:

1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.

2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.

3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников .

Скороговорки

***
Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

***
Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.

***
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку – цап.

***
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.

***
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

***
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

***
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
Матросы две недели
карамель на мели ели.

***
Колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

***
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

***
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

***
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

***
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

***
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

***
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

***
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

***
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

***
Встретил в чаще еж ежа, – Как погода, еж? – Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.

***
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

***
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

***
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

***
Тридцать три вагоня в ряд,
Тараторят, тарахтят.

***
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.

***
Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.

***
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.

***
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.

***
Скороговорун
Скороговорил – выскороговаривал,
Что скороговорки
Перескороговорит-перевыскороговорит.

***
Перепёлка перепелёнка перепелёнывала,
Перепелёнывала, еле перепеленала.

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического восприятия

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Педагог выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

Дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на блюбом инструменте). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Цель: развитие умения менять высоту голоса

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко».

Педагог издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

Дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

Рак, лак, мак, бак

Сок, сук

Дом, ком, лом, сом

Коза, коса

Лужи, лыжи

Мишка, мышка, миска

Педагог называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

Дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Взростый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

Педагог читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка) .

Игра «Звук заблудился».

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра с мячом.

Педагог произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.