Виды социальных эмоций. Социальные эмоции

Большинство людей верят в то, что эмоции - это природная, неуправляемая реакция организма человека на события окружающей среды. Благодаря этому мифу в нашем обществе преобладают негативные эмоции, бездушие, жестокость, эгоизм.

Теория социального психоанализа эмоций показывает то, что основные социальные эмоции человека зарождаются и развиваются из событий детства, в первую очередь из обстоятельств взаимодействия ребенка с родителями. Также теория объясняет, что маленькие дети мастерски владеют управлением своими эмоциями - включают, выключают, подбирают их как ключики для решения тех или иных ситуаций.

Теория развенчивает миф о неуправляемости эмоций и доказывает, что управлять эмоциями - это для нас естественно. Это возвращение к своему мастерству, которое было у каждого из нас в детстве.

Вот основные положения теория социального психоанализа эмоций:

Дети рождаются не беспомощными, а достаточно сильными и владеющими всеми необходимыми инструментами управления родителями для того, чтобы заботиться о своих интересах и потребностях. Основные детские инструменты управления: это комплекс оживления, удивление, интерес, хныкание, разные виды плача (недовольство, агрессия, страх, отвращение). На начальном этапе этого ограниченного арсенала ребенку достаточно для управления родителями.

Примерно с 3 до 7 лет дети мастерски владеют своими эмоциями, знают для кого и зачем они их проявляют, эмоции у них намерены, осознанны и произвольны.

В этом возрасте ребенок может мгновенно запустить и остановить свой плач, выбрать необходимую громкость и тембр, адресат. Дети четко отвечают на два вопроса: кому они плачут и зачем. Также с 3-х лет для того чтобы обыгрывать родителей и родственников ребенок осваивает новые, более серьезные, энергичные эмоции - истерику, обиду, капризы, раздражение, злость, возмущение, стеснительность, скуку, усталость, страхи, отчаяние, ужас.

С 4- лет в процессе социализации у ребенка постепенно начинается деградация управления своими эмоциями, которые к 16-18 лет превращаются в непроизвольные и неуправляемые.

В процессе общения со сверстниками, такими же профессионалами во владении эмоциональными манипуляциями, ребенок осознает, что побеждает в эмоциональных боях сверстников тот, кто делает свои эмоции максимально сильными - т.е подключает всё тело, отключает мозги и делает себя будто неуправляемым. Дети постепенно начинают скрывать намеренность эмоций, ответственность за эмоции перекладывают на других. Усваивается привычка в трудных ситуациях не думать, а переживать. Требования родителей сопровождаются эмоциями, закладывается основа для Внутреннего саботажника.

Таким образом в возрасте от 16 до 18 лет ключи управления эмоциями теряются полностью. Ребенок надевает маску. Эмоции становятся шаблонной привычкой, непроизвольной, автоматической реакцией.

При выходе во взрослую жизнь ребенок встает перед выбором: вернуть ли себе ключи управления эмоциями или же верить в то, что его эмоции непроизвольны.

Если раньше выученные автоматические эмоции помогали ребенку выигрывать, то выходя во взрослую жизнь, взрослый ребенок понимает, что на его эмоции уже никто не реагирует, что уже так не получается получить то, что хочется.

Кто-то взрослеет и возвращает себе ключи управления эмоциями. А кто-то остается в состоянии ребенка и находит друзей, с которыми можно продолжать играть в эмоции, как в детстве, и продолжает по привычке выяснять отношения, спорить, мстить уже самому себе и своей Жизни.

Если в процессе всего воспитания родители не управляют ребенком, то ребенок начинает управлять родителями.

Если не управлять ситуацией, то в первую очередь ребенок выучивает негатив. Ребенок начинает подбирать ключи и управлять родителями с помощью негативных эмоций. Родители могут управлять ребенком - его вниманием, переключать и опережать его требования, устанавливать правила и требования, проявлять твердость. Важно не потакать капризам, но и не обвинять в ловкачестве, так как это негативные внушения. Искать и внушать позитив.

А что Вы думаете о теории социального психоанализа эмоций?

Управляете ли Вы своими эмоциями полностью или же ключи управления ими где-то потерялись?

Милена Владимова


Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение которых приносит каждому определенное удовлетворение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициатива и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответственно, каждая сторона рассматривает другую в качестве желаемого объекта. Возлюбленным или товарищем дорожат, о таком человеке заботятся, его защищают, поддерживают, одаривают, иногда способствуют развитию его способностей.

Положительные чувства варьируются по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности. При переживании положительных чувств партнеру, как правило, приписываются только самые желательные намерения. Тот факт, что желание воспринимающего может не соответствовать объективным качествам объекта любви, легко обнаружить, понаблюдав за поведением влюбленного человека: он приписывает своему партнеру самые возвышенные мотивы, во всем его оправдывает, упорно не замечает недостатков и наделяет его именно теми качествами, которыми привык восхищаться.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, следствием которой, как правило, оказывается конфликт: противник рассматривается как опасный объект, его необходимо вывести из строя или уничтожить. Дизъюнктивные чувства поддерживаются с помощью контрастных концепций. В поведении противоположной стороны замечается только то, что считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, то, как правило, реальное поведение оппонента не имеет значения. Если тот держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расценивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства» . Противники приписывают друг другу нереалистические мотивы и затем эмоционально реагируют на образы, которые сами сконструировали. Этим объясняется тот факт, что соперники и враги редко понимают друг друга.

Социальные эмоции

эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, зависть и ревность. Рассмотрим некоторые из их подробнее.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Группа британских психологов под руководством М. Аргайла провела ряд исследований влияния различных видов взаимоотношений на ощущение счастья и удовлетворенности. Ими была выявлена следующая иерархия видов взаимоотношений: наиболее значимым источником удовлетворения является супруг (супруга). Близкие родственники и друзья занимают следующее место, сотрудники по работе и соседи находятся на последних местах. При этом было выявлено три фактора, определяющих степень удовлетворенности: материальная (осязаемая) помощь, эмоциональная поддержка (включая степень доверительности и самораскрытия, обращение к другому как к доверенному лицу) и общность интересов.

Почему брак настолько значим? При сравнении поведения супругов в счастливых и конфликтных браках оказалось, что в счастливых браках положительные высказывания существенно преобладают над отрицательными и особенно над критическими. В дисгармоничных браках очень часты ссоры, к которым мужья относятся более негативно, чем жены. Для гармоничных браков характерно преобладание положительных невербальных поведенческих актов (например, поцелуи, подарки, помощь). Для них типичны большая удовлетворенность интимной жизнью, большее количество часов, проводимых вместе, согласие в финансовых вопросах и совместный подход к решению возникающих проблем. Важнейшее значение имеют взаимное подкрепление и поддержка. Каждый из партнеров привносит что-то свое, а секс и общение одновременно служат поощрением обоим.

Брак таит в себе источники всевозможных конфликтов. Однако в нем заложены и великолепные возможности для удовлетворения. В одном исследовании были получены результаты, согласно которым степень супружеской удовлетворенности можно предсказать исходя из следующих данных: частота интимной жизни минус число ссор. Общая удовлетворенность зависит от сбалансированности этих двух составляющих.

Дружба – самостоятельный источник счастья. Она менее значима, чем брак или семейная жизнь, но более важна, чем работа или отдых (хотя для разных возрастных групп это соотношение может меняться). Дружба важна более всего для молодежи, с подросткового возраста и до вступления в брак. В это время она является основным видом взаимоотношений и снова становится значимой в пожилом возрасте, после того, как уход на пенсию или потеря близких людей сокращают число человеческих связей. В промежутке между этими двумя периодами семья и работа занимают гораздо больше времени, чем дружба. Обнаружено интересное различие между полами: женщины образуют более тесные дружеские взаимоотношения, чем мужчины, и ведут более интимные разговоры. Они более склонны к самораскрытию, в то время как мужчины – к совместной деятельности и совместным играм.

В ходе одного из исследований было выявлено, что друзья вместе едят, пьют, беседуют, вместе проводят досуг. Сочетание общения с едой и выпивкой кажется самой характерной чертой дружеских встреч. Друзья моментально поднимают друг другу настроение либо в форме забав и развлечений, характерных для детей и молодежи, либо в более спокойной форме, свойственной людям старшего возраста.

Обнаружено, что люди нуждаются в друзьях по трем причинам:

1) материальная помощь и информация, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;

2) социальная поддержка в форме совета, сочувствия, доверительного общения или просто общность взглядов на мир (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);

3) общность интересов, совместные занятия, общие игры.

Социальные навыки и умения находить и сохранить дружеские взаимоотношения включают способность к поддерживающему стилю в общении, оказание взаимных услуг и выражение дружеской привязанности. Важным является умение общаться с третьими лицами. Друзья приходят не поодиночке: каждый несет с собой связи с целой группой своих друзей и знакомых, и очень важно научиться правильно общаться с этой системой дружеских контактов. Дружба может распасться, если люди ревниво относятся к другим взаимоотношениям своих друзей, не умеют хранить тайны или не могут постоять за друга в его отсутствие.

Источником достаточно сильных социальных эмоций являются родственники, в особенности родные (брат или сестра), родители и взрослые дети. При встречах они обычно вместе едят и делятся семейными новостями. Им просто приятно быть вместе. При необходимости они готовы оказать существенную помощь, например, присмотреть за детьми, помочь деньгами, оказать поддержку в случае затруднений на работе или при иных неприятностях. Вместе с тем родственники гораздо реже вместе проводят досуг (здесь друзья имеют преимущество), кроме того, между родственниками чаще наблюдаются совершенно различные отношения к жизненным ценностям и образу жизни. Брат и сестра – одна из самых сильных связей, вызывающих удовлетворение, но между ними складываются сложные взаимоотношения. Они могут переживать сильное чувство общности и единения, но вместе с тем и чувство ревности и соперничества, возникающее еще в раннем детстве.

Объяснением значимости родственных связей может служить следующее: в течение продолжительного совместного проживания с раннего детства в одной семье происходит формирование своего рода условно-рефлекторных связей. Другая гипотеза состоит в том, что люди заботятся о благосостоянии своих генов и, следовательно, о тех, кто обладает такими же генами. Женщины обычно сильнее включены в родственные связи, чем мужчины, особенно с родственниками-женщинами (например, связи между матерью и дочерью или между сестрами).

В чем же состоит источник счастья, получаемый от родственных связей? В конструктивной помощи, которая намного выше, чем помощь, оказываемая друзьями, и в очень крепких, продолжительных привязанностях, которые выражаются в пожизненном внимании и заботе, удовольствии от общения друг с другом.

Удовлетворение от общения на работе имеет большее значение для тех, кто пользуется популярностью, принадлежит к небольшим, тесно сплоченным рабочим группам, а также для тех, кто имеет возможность непосредственно общаться во время работы. Это удовлетворение практического, инструментального плана, например, от полученного совета или помощи в работе, от сотрудничества в выполнении совместной задачи. Как правило, на работе много разговаривают, шутят, сплетничают как во время работы, так и во время обеденного перерыва.

Уровень удовлетворения, получаемый от общения с соседями, достаточно скромен и в основном связан с незначительной повседневной взаимной помощью. Довольно часто общение соседей строится по типу разговора через садовую ограду; время от времени может возникать сотрудничество по более серьезным вопросам местного значения (предполагаемое строительство жилья, дорог). Соседи имеют важное значение для тех членов семьи, которые большую часть времени находятся дома. Они оказывают помощь в присмотре за детьми, в совершении покупок в магазине. Соседи важны для пожилых людей, поскольку могут являться для них основным источником социальных контактов.

(См.: Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. –

М.: Прогресс, 1990. – С. 43-56.)

Смущение . Представим сцену: в кафе во время перерыва между занятиями вы разговариваете с профессором о важной идее, которая пришла вам в голову, и, увлекшись изложением, проливаете на себя кофе. Очевидно, что вы выглядите нелепо, глупо, совсем не так, как хотелось бы. Вы смущены.

Смущение

чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит; беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

Смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит. Иначе говоря, смущение вызывается неожиданной и неуместной дискредитацией основной установки на характер отношений. Так, в нашем примере, если вы старались казаться интеллигентным, спокойным, компетентным, уверенным, то ваш образ компетентного человека был искажен пролитым кофе, и вы смутились, поскольку «потеряли лицо». При этом потеря лица произошла помимо вашего желания. Если бы вы играли на сцене, то никакого чувства смущения в подобной ситуации у вас не было бы и в помине. Таким образом, личное унижение становится причиной смущения.

Смущение иногда объясняют тем, что человек оказывается в центре внимания помимо своего желания. В результате возникают эмоциональные реакции (краска стыда, взгляд в пол, взволнованность), которые называются и переживаются как смущение.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни («см. Duck, 1990). Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом, потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

  • Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня вскоре назначена встреча?»).
  • Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).
  • Стремление показать другие свои достоинства («Вообще-то теннис не мой конек, я люблю шахматы»).
  • Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда рядом лежит вилка»),
  • Отрицание своего поражения («Попробуй-ка ей угоди»).
  • Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Таким образом, ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека о своем внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к нему в ситуации реального действия. Причину смущения помогает объяснить идея Я-концепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня.

Однако угроза Я-концепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

1) снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось, пролитый кофе – такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

2) указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком расшатанном стуле»;

3) воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой-нибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статус-кво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или каким-то иным способам, например из описанных выше.

Важно, что для преодоления смущения обеим сторонам необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить «публичный имидж» потерпевшего, либо подтвердить, что случившееся никак не повлияло на отношение к нему.

Зависть . Французскому писателю Ф. де Ларошфуко принадлежит афоризм: «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться». Чувство зависти сродни чувству страха, тревоги, гнева, злобы и представляет собой одно из самых глубоких переживаний.

В основе зависти всегда лежит социальное сравнение, хотя сам процесс социального сравнения отнюдь не всегда порождает зависть. Если при сравнении человек обнаруживает чье-то превосходство – другой обладает более высокими достижениями, большими способностями или более привлекательными личностными данными, – то реакцией сравнивающего может быть снижение самоуважения, сопровождающееся досадой, огорчением, неприязненным отношением или даже ненавистью к тому, кто его превосходит; желание или реальное нанесение ему вреда. Таким образом, зависть проявляется на трех уровнях:

  • на уровне сознания – как осознание более низкого своего положения;
  • на уровне эмоционального переживания – как чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения (причем зависть может предстать и как эмоция – ситуативная зависть, и как чувство – устойчивая зависть, и как страсть – всеохватывающая зависть);
  • на уровне реального поведения – как разного рода деструктивные акты, направленные на разрушение, устранение предмета зависти (например, распространение слухов, клеветы, очернительство и т. д.).

Итак, зависть – это чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (качество, достижение, успех) либо лишить предмета зависти другого человека.

Зависть

чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Фундаментальная предпосылка зависти – превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Правда, возможности для сравнения ограничены определенными социальными рамками. Завистник, как правило, сравнивает свое положение, свои достижения с положением и достижениями тех, кто близок ему по социальному положению («гончар завидует гончару», «король завидует королю»). Жизнь людей, близких по статусу, более доступна для сравнения и анализа. Кроме того, непосредственное окружение чаще всего является референтной группой, той точкой отсчета, по отношению к которой субъект измеряет и оценивает свои достижения и приобретения, неудачи и потери. Таким образом, чем короче социальная дистанция, тем выше вероятность возникновения зависти. В свою очередь, большие различия редко вызывают зависть («нищий не завидует вельможе»). Завистника угнетают, в основном, небольшие различия. Согласно имеющимся эмпирическим данным, возникновению зависти в немалой степени способствуют такие черты характера личности, как честолюбие, себялюбие, тщеславие, эгоизм, лень. Зависть часто порождается отсутствием внутреннего мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной, непредубежденной личности, увлеченной собственными, а не чужими делами.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Некоторые авторы в качестве особого вида выделяет депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но являющуюся результатом возникшего чувства несправедливости.

Незлобная зависть – стремление иметь то, что другой имеет. Злобная зависть – стремление к тому, чтобы другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника: «хочу иметь то, что он имеет». Тот, кем руководит злобная зависть, желает разрушить: «хочу, чтобы он не имел того, что имеет». В первом случае человек стремится подняться до уровня объекта зависти, а во втором – унизить объект зависти до своего уровня. Если побудительный мотив незлобно завидующего – стать таким же, добиться того же – можно понять и морально принять, то побудительный мотив злобно завидующего – разрушить, отнять, устранить предмет зависти – принять невозможно. В чем корни злобной зависти?

В первую очередь она продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Еще одна причина может быть связана с тем, что человек, обладающий превосходством, воспринимается завидующим как причина его неудач, его бессилия и униженного положения и потому вызывает к себе ненависть.

Можно ли нейтрализовать зависть? Существуют ли способы борьбы с ней?

На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.

На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах руководители организаций не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Сдерживают возникновение чувства зависти также самоконтроль и самовоспитание.

Ревность. Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность – из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не подавляется общественностью.

Обратимся еще раз к Ларошфуко: «Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних».

И все же важнейшая функция ревности – функция защиты Я-концепции. Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками – из-за расположения начальства, между детьми – за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться вперед и обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями. Выделяют несколько форм ревности.

Деспотическая ревность – ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае – инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

Другая форма – ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания – это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, смущение, застенчивость, зависть и ревность, являясь распространенными социальными эмоциями, придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляют угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Рисунок 1. « »

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение которых приносит каждому определенное удовлетворение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициатива и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответственно, каждая сторона рассматривает другую в качестве желаемого объекта. Возлюбленным или товарищем дорожат, о таком человеке заботятся, его защищают, поддерживают, одаривают, иногда способствуют развитию его способностей.

Положительные чувства варьируются по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности. При переживании положительных чувств партнеру, как правило, приписываются только самые желательные намерения. Тот факт, что желание воспринимающего может не соответствовать объективным качествам объекта любви, легко обнаружить, понаблюдав за поведением влюбленного человека: он приписывает своему партнеру самые возвышенные мотивы, во всем его оправдывает, упорно не замечает недостатков и наделяет его именно теми качествами, которыми привык восхищаться.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, следствием которой, как правило, оказывается конфликт: противник рассматривается как опасный объект, его необходимо вывести из строя или уничтожить. Дизъюнктивные чувства поддерживаются с помощью контрастных концепций. В поведении противоположной стороны замечается только то, что считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, то, как правило, реальное поведение оппонента не имеет значения. Если тот держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расценивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства» . Противники приписывают друг другу нереалистические мотивы и затем эмоционально реагируют на образы, которые сами сконструировали. Этим объясняется тот факт, что соперники и враги редко понимают друг друга.

Эмоции - состояние, которое возникает при появлении стимула, важного с точки зрения потребностей и целей организма

  • Сигнальная функция: информация о текущей ситуации
  • Коммуникативная функция: формирование отношений с окружающими

Теории:

Психоэволюционная теория (Роберт Плутчик)

Базовые эмоции: восемь эмоций соответствуют восьми основным потребностям

Компоненты : заданы генетически специфичны для эмоции неизменны

Нейрокультурная теория (Пол Экман)

Базовые эмоции: страх, гнев, грусть, отвращение, радость, удивление

Компоненты: заданы генетически специфичны для эмоции врожденные компоненты могут изменяться

Культурно заданные эмоции

Базовые эмоции: не существуют

Компоненты: существуют биологические предпосылки эмоций но все компоненты подвержены влиянию культуры существуют межкультурные различия в эмоциях

Эмоции и социальное поведение

Эмпатия – понимание человеком эмоций, которые испытывает партнер (когнитивный компонент), и сопереживание ему (эмоциональный компонент)

  • Диспозициональная эмпатия
  • Ситуативная эмпатия

Аттракция – восприятие партнера как привлекательного для общения, симпатия по отношению к нему

Партнер

1. Внешность: большую аттракцию вызывают красивые люди Эффект якоря: понижение оценки окружающих после наблюдения за красивым человеком Эффект иррадиации красоты: более высокая оценка человека, имеющего красивого партнера Эффект самосбывающегося пророчества: формирование у красивых людей более позитивных характеристик под влиянием ожиданий окружающих

2. Статус: большую аттракцию вызывают высокостатусные люди

3. Ценности, аттитюды, личностные черты: большую аттракцию вызывают люди, которым приписывают позитивные «коммунальные» черты

4. Принцип подобия: большую аттракцию вызывают люди, которые похожи на нас по… …внешности …статусу …аттитюдам и ценностям

Взаимодействие

1. Знакомость - большую аттракцию вызывают люди, которые кажутся нам знакомыми

2. Близость в пространстве – большую аттракцию вызывают люди, которые находятся близко от нас

3. Отношение со стороны партнера – большую аттракцию вызывают люди, которые позитивно оценивают нас, сделали нам что-то хорошее

4. Отношение к партнеру – большую аттракцию вызывают люди, которым мы сделали что-то хорошее

Ситуация

1. Стимулы, вызывающие радость: приятные запахи, звуки, изображения, воспоминания, смешные рассказы и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в радостной обстановке

2. Стимулы, вызывающие тревогу: прием у врача, проход по ненадежному мосту, занятия экстремальным спортом и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в обстановке, вызывающей легкую тревогу