Владислав кетов путешественник биография. Владислав Степанович Кетов: биография

Петербуржец Владислав Кетов завершил уникальное путешествие вокруг суши.

Имя петербуржца Владислава Кетова ничего не скажет большинству россиян. Художник- путешественник, как и его проект куда более известен за границей. Уже 21 год Кетов находится в пути. Задуманное им путешествие вокруг суши не имеет аналогов. Владиславу уже удалось преодолеть более 167 тысяч километров и побывать в 96 странах.

Идущий вдоль берега

Со времен Магеллана о кругосветных путешествиях мечтают многие. Владислав Кетов, однако, оказался первым, кому пришла в голову идея, обойти всю Землю в прямом смысле этого слова. Просто выйти к морю и двигаться вдоль берега.

- Этот маршрут даже на карте рисовать не надо - он есть на любом глобусе, - рассказывает Владислав Степанович корреспонденту «Российского туризма». - Путешественнику нужно лишь двигаться вдоль созданной природой границы - береговой линии континентов. Только таким образом можно в буквальном смысле слова обойти вокруг земли – то есть вокруг суши. Странно, что до меня никому в голову не приходило ничего подобного. Прежние путешественники-одиночки двигались вдоль государственных границ – выдуманных заборов, которые отделяют одних людей от других.

Нестандартный замысел возник у Владислава в далеком 1983 году во время первого одиночного велопутешествия. За не такое уж и большое время художнику удалось проехать из Ленинграда в Свердловск. Уже тогда Кетов мечтал о дальних краях.

Вполне понятно, что во времена «железного занавеса» реализация подобного проекта была невозможна. Именно поэтому о собственном замысле Кетов не рассказывал даже самым близким людям.

В сентябре 1988 года Владислав Кетов запатентовал идею путешествия вокруг земли в советско-американском фонде «Культурная инициатива». В возможность реализации столь смелого проекта, однако, никто не верил, а на художника-путешественника многие смотрели как на сумасшедшего. И, тем не менее, за 21 год и 21 день россиянину удалось в буквальном смысле слова обойти весь мир.

Без денег и языка

Первое в истории человечества путешествие вокруг земли началось 14 мая 1991 года. Владислав Кетов отправился в путь на велосипеде имея в кармане 260 рублей и 10 долларов. Ни материальные, ни языковые проблемы, впрочем, никогда не смущали Владислава.

- Если люди хотят понять друг друга рано или поздно они объяснятся, - рассуждает путешественник. - Ученые давно установили, что слова передают лишь 30-40 процентов информации. Все остальное - мимика, жесты, а главное интонация. Ее даже животные понимают. Если меня что-то не устраивало, я мог рыкнуть по-русски, и поверьте, все понимали без перевода.

На собственном велосипеде Владислав Кетов возил все необходимое для жизни – от небольшой палатки и примуса, до предметов без которых немыслима ни одна художественная мастерская. Все первое путешествие – почти десять лет петербуржец жил рисованием. Язык искусства оказался понятен всем – и полудиким африканцам и азиатам и американским индейцам. В пути Кетов написал больше тысячи портретов. Это, кстати, помогало не только добыть пропитание и средства на продолжение пути, но и содержать семью, оставшуюся в Петербурге. В пути Владислав Степанович, впрочем, рисовал не только корысти ради. Четыре месяца путешественник провел в столице Марокко в ожидании визы. Не желая терять времени даром Кетов абсолютно бесплатно занимался реставрацией живописи местного православного храма. Кроме засиявших новыми красками фресок путешественник оставил марокканцам четыре иконы, написанные собственной рукой.

Путь живописца, впрочем, пролегал не только через города. На велосипеде Кетов передвигался в горах, пустынях и пересекал зоны боевых действий в Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

- Меня часто спрашивают: где было тяжелее всего? - рассуждает Владислав Кетов.- Наверное, на юге Анголы. Там уже лет двадцать шла война. Пути по побережью с впечатляющим названием Берег Скелетов не было, на карте нашлась лишь дорога вглубь материка. Через три-четыре дня выяснилось, что осталась она только на карте. Населенных пунктов там, кстати, тоже не осталось. В ближайшем из них я собирался пополнить запас воды, но обнаружил одни руины. А ведь стоял сухой сезон! 130 километров мне удалось пройти за десять дней. Обычно такое расстояние преодолевается за день даже на сильно груженом велосипеде. И все-таки я вышел в нужном направлении! Уже потом, в Кейптауне, в российском консульстве мне сказали: «Знаешь, там был концлагерь, у которого даже не было забора, так как все знали, что выйти оттуда невозможно». Я ответил, что не знал этого, оттого, видимо и вышел.

Художник лечил дикарей

Бесценный опыт, полученный путешественником в Африке и Азии, запросто мог бы стать основой учебника по выживанию в экстремальных ситуациях.

В той же пустыне есть и трудности и опасности, но вызваны они, прежде всего, неправильными действиями самого человека, - считает Владислав Кетов. - Если же вы не валяете дурака и способны принять необходимые меры предосторожности, то путешествие будет успешным в какой бы зоне оно не проходило. Пустыня - не исключение. Надо лишь понимать и соблюдать ее законы.

По Сахаре петербургский путешественник передвигался на облегченном велосипеде с минимумом багажа. Все свободное место в сумках занимали емкости с водой. С собой Владислав брал до 17 литров воды, позволявших прожить в пустыне автономно четыре-пять дней. В Африке Кетов стал настоящим следопытом и научился находить живительную влагу даже среди песков.

- В таких местах к воде стремится все живое, - рассказывает Владислав Кетов. - Последние источники воды можно найти только по звериным следам. Как-то раз в пустыне мне удалось поймать больную и ослабевшую козу. Я привязал ее к дереву и хотел убить, но потом пожалел и даже отдал ей свою последнюю воду, а сам отправился на поиски источника. Следы животных шли вверх и обрывались на камнях. Я дважды хотел уйти оттуда – следов на камнях не видно, да и какая может быть наверху вода. Вдруг я услышал птичий щебет. Пошел на звук и чуть не рухнул в колодец, глубиной метров в восемь, выдолбленный прямо в скале. Заметить его можно было лишь подойдя вплотную, а найти случайно – нереально.

На крыльях по севера

За первые десять лет путешествия Владислав Кетов фактически прошел три с половиной «кругосветки». Невероятно, но огромное расстояние художник и путешественник сумел преодолеть без всякой сторонней поддержки. Не пройденным оставался лишь российский и американский берег Северного Ледовитого океана. Преодолеть этот отрезок по правилам, поставленным Кетовым оказалось непросто. И русский и американский север доступен лишь несколько месяцев в году, к тому же путешественник должен был двигаться лишь по берегу на транспорте, не причиняющем вреда окружающее среде.

- Пока замкнуть контур земли по берегу Северного Ледовитого океана не получилось, - рассказывает Владислав Степанович – Путешествие завершено по варианту «В» - велосипедному. На колесах я проехал по самой северной дороге России и Америки. И, тем не менее, я не собираюсь отказываться от первоначального замысла. По северным берегам можно передвигаться, к примеру, на автожире: своеобразном гибриде планера и вертолета, достаточно простом в управлении. Есть у меня и другая мечта: повторить путешествие вокруг суши на летательном аппарате, чтобы еще раз доказать что такое возможно и таким образом реализовать естественную человеческую мечту о свободе, у которой есть лишь естественные границы.

================

Все те, кто исследует человека и жизнь в ее различных проявлениях на нашей планете, почему-то немного грустные люди. Но они, определенно, счастливее тех, кто потерял интерес к изучению мира и погряз в буднях. Сегодня я бы хотела представить вам одного исследователя Жизни, путешественника, художника и человека Владислава Кетова. Владислав осуществил первое в истории уникальное путешествие действительно вокруг земли, суши. За 21 год и 21 день мировой экспедиции по территории 96 стран и по береговой линии 4-х континентов, он преодолел на велосипеде 169 000 километров. Его маршрут уникален по способу передвижения (экологически чистый транспорт), по идее маршрута (единственная естественная линия, которая есть на любой карте мира — контур континентов) и по протяженности (более четырёх экваторов). Основным заработком Владислава стало творчество: в различных уголках мира он рисовал портреты людей. В этом маленьком интервью собраны мысли, открытия, этапы путешествия Владислава, которому удалось стать ближе нас к понимаю важных вопросов мирозданья.

─ Что нового вы узнали о мире во время вашего многолетнего путешествия?

─ Я узнал, что мир сильно отличается от того, что нам подают средства массовой дезинформации - это главное ощущение. Совершенно точно, весь мир гармоничен, прекрасен и ни по каким странам не делится. Все разделения по странам, нациям и блокам, в достаточной мере, — искусственные. А многие даже злонамеренные и создаются с единственной целью - разделяй и властвуй. Люди не делятся ни по нациям, ни по классам. Различий между даже разными расами гораздо меньше, чем между мужчиной и женщиной.

Реально люди делятся, я убежден и 96 пройденных стран меня только укрепили в этом, на две группы. Первая - это простые люди, которые живут на этой планете своим умом и трудом, что называется ordinary people, с ними нет проблем нигде абсолютно, независимо от континента, природной зоны и страны, тем более. Они хотят жить в мире, покое, достатке, любви и пытаются своими силами это себе обеспечить. Есть, к сожалению, вторая группа, по количеству в процентном соотношении их меньше, но они занимают доминирующее положение: это люди, которые стараются, и очень часто вполне успешно, жить за счет чужого ума и труда, одним словом, за чужой счет. Обычно говорят, что это политики и криминал, на самом деле это одна группа, просто две стороны одной медали и за доказательствами далеко ходить не надо. Когда вы встречаетесь с представителями второй группы, не важно, на каком континенте и в какой стране, у вас неизбежно возникает куча проблем, потому что это их способ существования - создавать проблемы остальным. Это, пожалуй, самое главное.

Я, кстати, родился на границе Европы и Азии, а служил на китайской границе. Мне пришлось более 100 раз пересекать их и определенно могу сказать, — это выдумка человека, потому что сплошь и рядом по обе стороны живут одни и те же люди. Вдумайтесь — вы живете где-то, и вам в одну сторону можно идти, а в другую нельзя, стоит забор, ходят мужики с автоматами. Почему? Людям, живущим возле границ, эти заборы только мешают. Заборы нужны политикам, которые сидят далеко от них в столицах и между собой договариваются, что до забора они стригут этих баранов, после них — вы. Вот это единственный смысл всех политических границ в мире. Безопасности они никакой не дают — строго наоборот, а все, так называемые, криминальные, террористические и прочие элементы, шпионы и т.д., как раз «забили» на эти границы раз и навсегда и никакого препятствие они для них не представляют. Препятствие только для нормальных простых людей. Вот это вкратце самое основное, что я вынес из путешествия по миру.

Ещё знаю, что у человеческого организма колоссальные резервы и возможности. Знаю, что любой человек может путешествовать по всему миру, и для этого не надо быть «суперменом» и «героем», надо просто понимать законы этого мира и по ним жить, а не придумывать свои правила и понятия, а тем более навязывать их планете.

─ Вы говорите, что различий между народами и расами не существует, как насчет культурных различий?

─ Культурные различия, разумеется, существуют. Но нам все время говорят не про культурные различия, нам «втюхивают», что вот там все — гады, насильники и т.д., и от них надо отгораживаться страшным забором, иначе нам «труба», безопасность превыше всего. А культурные различия в каждой стране существуют, и у нас они есть. Говоря языком синергетики, любая большая открытая система от клетки до биосферы тем более жизнеспособна, чем более разнообразны составляющие ее элементы.

─ Насколько опасным был ваш путь, как вы продумывали все нюансы, маршруты, документы, визы, какие у вас были сложности?

Опасностей, я убежден, в этом мире у человека почти нет. Человек - самое опасное существо на этой планете, и все животные об этом знают. То, о чем любят рассказывать журналисты-змеи и т.д., на их совести и остаётся, потому что этой проблемы практически нет, ее раздувают. Если вы ведете себя адекватно, согласно законам окружающей природы и мира, то никаких проблем от зверей не имеете. Все звери стараются держаться от человека подальше, при вашем приближении они разбегаются, расползаются, разлетаются, за печальным исключением летающих кровососущих, которые есть по всему миру, кроме пустыни и зимней тундры. В настоящее время при современном уровне развития технологий, снаряжений, опасностей, связанных с природой у человека, нет.

А сложности были две, и обе бумажные - это, конечно же, визы и деньги. Основная проблема - это политическое устройство человеческого сообщества, поэтому на решение визовых вопросов ушло по моим грубым подсчетам 2/3 времени. Я был в 96 странах, более 100 раз пересекал границы и более 100 виз получал. С русским паспортом - это занятие не для слабонервных — врагу не пожелаю с российским паспортом путешествовать. Жалко врага на полном серьезе. Были периоды, когда я по 4 с лишним месяца сидел на одном месте, пытаясь получить одну бумажку. Если удавалось получить визу за неделю, то считай, повезло. Политическая бюрократия - вот основная проблема .

─ Почему вы решили выбрать такой необычный маршрут, как береговая линия континентов?

Все путешественники хотят придумать что-то своё, оригинальное, и я их понимаю. Часто максимум, что приходит в голову человеку - это кругосветка, обматывание шарика в том или ином направлении. Пересекаются континенты, моря и океаны и люди возвращаются в исходную точку. Все кругосветчики стараются набрать 40 тысяч километров потому, что это культовая цифра, длина экватора. Но мне удалось не придумать, а увидеть маршрут, который никто никогда не делал. Береговая линия континентов нарисована на всех картах и у всех перед глазами с молодых лет. Она нарисована не человеком, как границы государств, а Творцом. Второго такого маршрута на Земле нет. Я это осознал, когда задал себе простой вопрос, что будет, если выйти на берег и двинуться вдоль него? Оказалось, что таким способом можно охватить всю сушу единым непрерывным контуром, кроме Австралии, Антарктиды и островов. Для этого достаточно пересечь два канала: Суэцкий с Панамским и Берингов пролив. По расстоянию - это больше 4-х кругосветок .

─ Получается, вы — единственный человек в мире, который совершил путешествие вдоль береговой линии континентов?

Никто никогда этого не делал и даже не предлагал. Боюсь, что в ближайшее время второго такого не будет, потому как это, реально, очень тяжелое предприятие. Любая другая страна на данном приоритете раскрутила бы суперсериал и всяческие пиар акции, но Россия страна особаяЮ, и достижения своих граждан ей не интересны. Для меня это очень грустная тема .

─ Расскажите подробнее об основных этапах вашего пути.

Цельного 21-ти летнего путешествия не было. От старта до финиша прошло более 21 года, но были большие перерывы. Если говорить о том, сколько времени я провел в седле, выбросив все задержки, проблемы, получится где-то лет семь чистого ходового времени на дороге. Все остальное время - это разные проблемы.

Основной этап путешествия длился девять с половиной лет от старта 14-го мая 1991 года до финиша в Канаде (там просто закончились дороги) 14-го ноября 2000 года. К этому моменту у меня было 132 000 километров и 90 стран. После были попытки найти решение для северного побережья. Север, увы, по берегу пройти не удалось, поскольку для этого нужна серьезная поддержка, а я как не имел ее на родине, так и не имею и, подозреваю, не буду иметь. Поэтому я, спустя несколько лет, стал добавлять кусочки, которые можно проехать на велосипеде. Я добавил контур Скандинавии, Аляску, потом, убедившись, что с Севером никак не получается, решил замкнуть контур по варианту «В» — bicycle.

В 2010 году проехал всю Россию от Оленегорска до Тихого океана, замкнув, тем самым, контур Старого Света, т.е. Евразию с Африкой. В 2011 году опять на велосипеде от Атлантики до Аляски проехал Северную Америку и замкнул Новый Свет. А окончательно замкнул весь контур этапом от Польши до Питера уже в 2012 году. На финише у Медного Всадника получилось 21 год 21 день со дня старта .

─ Вернувшись после вашей многолетней экспедиции домой, наступило ли другое время, поменялись ли люди, окружение, ментальность?

Поскольку я уезжал еще из Советского Союза в мае 1991-го года, поменялось, конечно, очень многое. Я за первые 10 лет пять раз прилетал домой, изменения произошли поразительные и, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. В каких-то вопросах стало лучше, но, увы, во многих не очень хорошо. Ментальность меняется очень мало у человека, к сожалению, она сдвигается либо в сторону гармонии, либо в сторону дезорганизации и хаоса. Система, скажем так, промывки мозгов стала очень мощной. Телевидение, прежде всего, и прочие масс-медиа внушают серьезный пессимизм по поводу перспектив нашего общества .

─ А как вы сами поменялись, пройдя 169 000 километров, стали ли гармоничным человеком?

Кто-то из великих сказал: «Не бойтесь совершенства, оно вам не грозит». Про себя трудно говорить, со стороны виднее. Стремление некое присутствует, но только стремление. Естественно, я менялся существенно. Хотя базовые вещи, слава богу, удалось понять еще до выезда. Когда я выехал, мне было 42 года. Многие вещи, сидя на месте, увы, не постигаются и они стали намного яснее, понятнее и очевиднее. Кстати, на Востоке существует несколько изречений на тему путешествий, парочка из них мне помнится и нравится. Одна из них гласит, что более мудр не тот, кто прочитал больше книг, а тот, кто больше путешествовал. Хотя книг я прочитал очень много, с 4-х лет бегло читаю и никак не остановлюсь. Вторая примерно так звучит: «Путешествуй, несмотря ни на что, ибо путешествие наполнит тебя знанием и укажет цель». Это принципиально важный момент, путешествие помогает определить и осознать цель .

─ В чем вы видите главный смысл, миссию и предназначение вашего путешествия?

Главная цель и смысл моего путешествия — показать, что мир един, гармоничен и не является лоскутным одеялом. Вообще-то Эдем - это как раз планета Земля. Везде есть своя гармония, даже в пустыне, и только люди в большинстве случаев не совсем адекватно себя ведут, и из-за этого возникает куча проблем. Люди должны осознать, что нужно, прежде всего, заботиться о сохранении открытого сознания, тогда не только проблем у человека нет, но он, наконец, начинает осознавать свое предназначение в этом мире.

Кстати, еще один интересный вопрос о предназначении человека на Земле, ответ на который я получил в ходе путешествия. Если убрать человека с этой планеты, жизнь на Земле станет хуже? Ничего подобного! Скорее она будет по-прежнему прекрасной. Но планета тоже не вечная, рано или поздно может произойти какой-нибудь коллапс: катастрофа, солнышко погаснет, вулканизм, куча метеоритов и т.д. Нужен элемент, который способен вынести жизнь за пределы одной отдельно взятой планеты, этим элементом человек и является, разумное существо, если, конечно, он поведет себя в рамках законов жизни. У человека предназначение сугубо космическое .

─ Если человек чувствует гармонию и является гармоничным созданием, почему он так легко соглашается жить по негармоничным принципам?

Это как раз тот самый вопрос, который я в течение 30 лет решал - в чем корень человеческих проблем? Все живое построено на принципах гармонии. Человек - это маленькая часть огромной системы. Почему он поступает поперек своих интересов и вообще жизни в целом? У меня есть серьезное подозрение, что когда-то давно многие тысячи лет назад в основную программу, работающую в человеческом сознании, был внесен вирус, который подменяет принципы гармонии принципами симметрии, закрытой системы. Вся программа в этом случае начинает работать, мягко говоря, не на пользу системы.

С моей точки зрения, проблема в том, чтобы находить антивирусную программу, которая может с этим бороться. На сегодняшний день для себя я знаю парочку «антивирусников»: первый и главный из них - это любовь, а второй - культура. Эти программы пытаются как-то удержать сознание в рамках гармонической составляющей.

Часто слышно, что человек по природе своей агрессивен, порочен и т.д. и т.п. Да ничего подобного! Человеку, как и всему живому, присуща избыточная активность, а куда эта активность будет направлена, в сторону гармонии, созидания, сотворения, либо в сторону хаоса, разрушения - вот это вопрос уже по существу. Мир абсолютно гармоничен, человек, если вписывается в эту гармонию, живет по её законам, проблем просто не имеет .

─ Получается, что мы можем объяснить конфликты между народами, войны, столкновения вирусом, работающим в человеческом сознании?

Конфликты между народами? Нет никакого конфликта между народами! Я проехал 96 стран и воочию видел, что для политически обработанного населения самые страшные люди - это ближние соседи. Где-то там, далеко, могут жить нормальные люди, а вот рядом за забором — гады, бандиты. Это общая ситуация для всех. На Украине говорят, что русские - наши враги, у нас тоже начинают раздувать такие разговоры. Просто есть люди, которые хотят хорошо жить за чужой счет, они и раскручивают эти темы, но как-то между собой не дерутся, но зато всегда гибнут другие .

─ Насколько мне известно из вашей биографии, вы с 17-ти лет пытаетесь решить вечные вопросы? Скажите, пожалуйста, насколько вам удалось продвинуться в поисках ответов?

В 17 лет я понял, что вечные вопросы надо как-то для себя решить. Я хорошо помню, что это в ужас привело меня. Ты обнаруживаешь себя на краю черной бездны и не понятно, как туда сделать первый шаг. Я подозреваю, что люди делают простой выбор — живут, не решая эти вопросы, тем более, есть чужие решения… Эти вопросы вечные, потому что каждый человек должен снова для себя их решить. Вот из этих вопросов часть я порешал — в чем смысл жизни и т.д. А один вопрос решался очень долго, как я уже говорил, примерно 30 лет: «Почему человек ведет себя сплошь и рядом поперек жизни, гармонии себе во вред? Откуда ноги растут у всех человеческих проблем?»

─ Во время вашего путешествия вы зарабатывали на жизнь тем, что рисовали портреты, расскажите подробнее, как вам удавалось находить людей, писать и продавать ваши работы?

Я, в первую очередь, художник, а потом путешественник. Ради заработка я останавливался всего два раза — в Кейптауне и Сан-Франциско. Это были пункты, после которых я понимал, что у меня будет мало шансов заработать. Во всех остальных случаях я просто совмещал неприятное с полезным: меня тормозили чиновники, а я старался это время провести с пользой. Например, в Европе у меня были лишь 3-4 точки, где я серьезно заработал. Во-первых, вам просто не разрешают работать, у вас же нет рабочей визы. Второе, даже если власти смотрят сквозь пальцы, и вы где-то можете попробовать присесть, то коллеги почему-то тоже не радуются вашему появлению, стараются вас, мягко говоря, выжить. Поэтому это, отнюдь, не «халява», сказать, что это было легко и просто, я не могу, но, тем не менее, иногда удавалось .

─ Кстати, что такое для вас родина?

Родина, с моей точки зрения, это язык и культура. Людей, которые переехав в другую страну, пытаются выкинуть язык и культуру, мне жалко. Это все равно, что вы, имея сундук с сокровищами, начали собирать второй и выбросили первый. Я наблюдал, как наши люди, прожившие в Северной Америке несколько лет, с гордостью говорят, что начинают забывать русский язык — вот это грустно. Потеря родины не в том, что ты просто переехал в другое место, а в том, что ты отказался от родной культуры .

─ Как сочетаются такие понятия, как «семейный человек» и «путешественник»? Ваша супруга все это время ждала вас дома?

У меня три сына и все они живут в Питере, со всеми я сохраняю вполне человеческие отношения. В семье, из которой я стартовал в 1991 году, супруга все 10 лет меня ждала и ни одного дня не работала, жили они только за счет того, что от меня получали. Это, увы, далеко не всегда было достаточно, тем более, не роскошно. Но когда я вернулся и оказалось, что, завершив первое в истории путешествие буквально вокруг земли, в России человек остается и без признания, и без денег, мне дома объяснили, что больше терпеть меня не намерены. Сейчас у меня другой брак. В общем, на личном фронте все в порядке, чего и всем желаю .

─ Совершали ли вы еще какие-либо путешествия, после того как вернулись домой, какие маршруты планируете в настоящее время?

Других путешествий я не совершал. Я все время делал один проект, стараясь его максимально наполнить, замкнуть. Этот проект завершен в 2012 году. Но у меня есть мечта: облететь все, что я проехал плюс непройденный Север. Исходный посыл простой — Север остался непройденным, я пытался найти решение, решение нашел — его надо облететь на автожире (прим.: винтокрылый летательный аппарат, другие названия автожира — «гироплан», «гирокоптер» и «ротаплан»), но не получилось. Нам объявили, что в стране кризис и в России это никому пока не интересно. Сейчас мне облететь только Север уже неинтересно, хотя само по себе это достаточно серьезное предприятие.

Мне бы хотелось облететь вокруг земли, суши. Все это может занять только год, если будет очень серьезная организация и денежная поддержка. Если кому-то интересно, идея путешествия выложена на Facebook, надо лишь набрать два слова «Контур Кетова». При желании принять в проекте участие в составе команды обеспечения или поддержать его, со мной легко можно связаться через сайт www.ketov.ru. Я умею творить, выдумывать, делать, но продвигать проекты — это совершенно не моя профессия. А без соответствующей поддержки, раскрутки и организации браться за такого масштаба супер-проект не буду. К тому же есть такая хорошая поговорка: если хотите насмешить Господа Бога, расскажите ему о своих планах.

После трёхчасовой лекции, которую прочитал в медиахолле псковского драмтеатра путешественник Владислав Кетов, я спросил у него: ездит ли он на велосипеде сегодня как обычный человек? По Петербургу, например, где он живёт. Дело в том, что большую часть своего пути, длившегося 21 год и 21 день (с перерывами), Владислав Кетов проделал на велосипеде. Но его невероятное путешествие по 96 странам закончилось в 2012 году. А как теперь? «Очень редко езжу», - ответил Владислав Кетов. Насколько я понял, Владислава Кетова не устраивают «сумасшедшие водители» и вообще малопригодные для велосипедистов российские условия. Но при этом он совершил то, что не сделал ни один человек на свете. И уже больше никогда не сделает. Он проделал путь в 169 тысяч километров.

«Большого понимания на Родине я не нашёл. А если совсем честно - и маленького понимания не нашёл»

Объясню, почему никто такое путешествие повторить не сможет. Не только потому, что мало кто способен посвятить такому путешествию столько времени и сил, постоянно рискуя жизнью (Владислав Кетов по пути побывал в 8 зонах боевых действий и преодолел 7 пустынь в самую засушливую пору). Просто мир за то время, что прошло с 1991 года, сильно изменился. Изменились границы.

Для Владислава Кетова очень важно было уточнить: он впервые в истории совершил путешествие вокруг земли, а точнее - одиночное путешествие вдоль береговой линии континентов. Не путешествие вокруг земного шара, а именно вокруг .

Владислав Кетов не просто так начал свой рассказ с того, сказал, что в юности служил пограничником. Это было на границе с Китаем в 1968-71 годах («там скучно не было»). Что такое границы - ему было известно. Для него граница - это забор. «Почему человек должен ходить вдоль забора?» - задал он себе вопрос. Похожий вопрос в конце 20-х годов прошлого века задал псковский велосипедист-путешественник Глеб Травин , когда отправлялся в своё путешествие. Его именем назван клуб псковского проекта «Ветка», в заседании которого принял участие в декабре 2016 года Владислав Кетов.

Владислав Кетов. Самая западная точка Африки, Дакар. Фото: ketov.ru

В конце 20-х годов ХХ века Глеб Травин, мечтавший объездить на велосипеде весь мир, из своей страны выехать не мог. Его бы не выпустили. По этой причине ему как раз и пришлось ехать «вдоль забора» - вдоль границ СССР. У Кетова в начале 90-х годов ситуация была другая. Перестройка. Загранпаспорт имелся. И он решился отправиться в путь.

Для Владислава Кетова очень важно было в самом начале псковской встречи уточнить: он «впервые в истории совершил путешествие вокруг земли, а точнее - одиночное путешествие вдоль береговой линии континентов». Не путешествие вокруг земного шара, а именно вокруг земли.

Путешествие вокруг земного шара его не интересовало. Он не собирался ничего пересекать. Кругосветных путешествий каждый год совершаются тысячи. Он придумал совсем другое. «Люди не видят то, что перед их глазами, - произнёс Владислав Кетов и длинной указкой показал на береговую линию на карте. - Это единственная линия, которую не надо рисовать». Мало того, это оказалась единственная линия, по которой Кетову в середине 80-х, ещё до перестройки - в 1983 году, захотелось пройти. Проехать. Но тогда такой возможности не было.

«Я понял, что идею надо столбить, - продолжил он свой рассказ. - Пять лет молчал как партизан - до 1988 года. Даже семье не говорил. А потом, когда был объявлен конкурс идей, отправил заявку на конкурс. Но не для того, чтобы выиграть, а по той причине, что «все идеи, присланные на конкурс, регистрировались с точки зрения авторского права». Так говорилось в условиях конкурса. Таким образом, не имея спонсоров и помощников, он оказался обладателем патента. Оставалось только объехать весь мир.

«Открытие удивительного факта, что за всю историю такое путешествие не было даже предложено, помогло понять, что мы живём не столько в реальном мире, сколько в пространстве реальности придуманной и даже навязанной. Поэтому всё путешествие стало важнейшим этапом длинного пути познания реальной картины мира и отказа от иллюзорных представлений и стереотипов». Так думает Владислав Кетов.

«Большого понимания на Родине я не нашёл, - сказал Владислав Кетов. - А если совсем честно - и маленького понимания не нашёл».

И всё-таки родное государство поспособствовало тому, чтобы он сорвался с места. Кетов обстоятельно рассказал о том, как началось его путешествие. То же самое описано в его дневнике под названием «Выхожу один я на дорогу…». Дневник начинается буддийским эпиграфом: «Дороги созданы для странствий, но не ради целей». Странствие Кетова началось так: «13 мая, вечером, по радио сообщили, что служебные загранпаспорта подлежат немедленной перерегистрации, а с 15 числа, то есть через день, они уже недействительны. Обычное государственное хамство…». С государственным хамством Кетов сталкивался часто. Не только советским или российским. Желание не впускать или не выпускать у чиновников разных стран очень сильное.

Известие о том, что загранпаспорт надо срочно перерегистрировать, заставил Кетова срочно принять решение. Велика была вероятность того, что если он промедлит, из страны его могут просто не выпустить. Шёл 1991 год. Время было переходное, непонятное. Ночь прошла в размышлениях, а утром…

«Накануне уволился из Пушкинского ДК, - написал Владислав Кетов в дневнике. - Закрыли нашу, существовавшую 8 лет студию - творческое объединение художников-любителей «Прообраз». Дохода от нас нет!? Была ещё пара сигналов, что время наступило. Именно в тот день я купил газету «Час пик», которую практически никогда не покупал, а тут вдруг подошёл к киоску и купил. После чего, не открывая, протаскал весь день в портфеле. И вспомнил о ней только вечером, когда узнал новость про перерегистрацию ».

Владислав Кетов, в Европе. Фото: ketov.ru

Наутро, 14 мая 1991 года, Кетов отправился на велосипеде в Пулково - с загранпаспортом, но без билета. Шансы на вылет в Калининград были минимальные. Но ему повезло. Билет он купил. Это был очередной «сигнал». Ещё одним «сигналом» было то, что велосипед взяли в багаж прямо так, без чехла, а когда Кетов сходил с трапа в Калининграде, грузчики предложили ему прямо из-под самолёта сесть на велосипед. Так что в свой дальний путь он отправился прямо с взлётно-посадочной полосы. В тот момент в голове была одна мысль: «Главное - из страны выскочить». Но сразу выскочить не удалось. На границе ему сурово сказали: «Мы тебя не выпустим» - «Почему?» - «У нас закрытый пограничный пункт». Виза есть, загранпаспорт есть, но всё равно не выпускали. Ближайший пункт - в Гродно. Пришлось отправиться туда. А время истекало…

«Изменение общего направления»

Если открыть сайт Владислава Кетова, то там под фотографией, на которой видны маленький человек и его велосипед на берегу большого экзотического таинственного озера, есть такое высказывание: «Каждый человек - это вектор, часть огромной системы под названием Жизнь. Сумма всех векторов даёт сдвиг системы в ту или иную сторону. Поскольку большинство векторов взаимно уравновешиваются, никто не может с уверенностью сказать, что именно его действие (или бездействие) не стало решающим для изменения общего направления».

Направление Кетова было - двигаться вперёд. Преодолевать границы. Человек на велосипеде с российским флажком на руле и 30-50 килограммами груза на багажнике не думал останавливаться. По его словам, в основном ветер был встречный. Даже тогда когда путешественник сворачивал, огибая какой-нибудь береговой изгиб, ветер сворачивал вместе с ним.

С мая 1991по апрель 1993 года Владислав Кетов побывал в 24 странах, по береговой линии проехав Польшу, Германии, Данию, Германию, Голландию, Бельгию, Францию, Испанию, Португалию, Испанию, Францию, Монако, Италию, Словению, Хорватию, Венгрию, Югославию, Албанию, Грецию, Турцию, Сирию, Ливан, Кипр и Израиль.

Так начиналось путешествие, в ходе которого впервые один человек автономно - в основном на велосипеде - объехал по контуру Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, Северную и Южную Америки. 169 тысяч километров, 40 тысяч фотографий, 120 кассет дневниковых записей… В пути, если считать чистое время, он провёл лет семь. Остальное время - это ожидание визы, поиск денег на продолжение путешествие и тому подобное. Советский человек без каких-то особых знаний языков в 42 года отправился в неведомый ему мир - без денег, без связей, но с желанием преодолеть то, что никто другой не преодолевал.

Проблем по пути, по сути, было две (так говорит сам Кетов): бюрократия и финансы. Путешествие начиналось совсем в другую эпоху. Не только в смысле границ (в 1991 году для того чтобы получить визу в Германию он прождал в Польше три месяца). В то время не было ни навигаторов, ни цифровых фотоаппаратов, ни мобильных телефонов… В 1991 году заявить миру, что ты готов отправиться вокруг земли, - это примерно то же самое, что заявить о том, что путешественник готов отправиться на велосипеде на Луну.

Деньги он зарабатывал, рисуя портреты встречавшихся ему по дороге людей. Половину портретов продавал, половину дарил в знак благодарности за помощь. Часть денег отсылал семье в Петербург. Ночевал, в основном, в палатке. И здесь важно было правильно подобрать ночлег. Основную опасность в таких путешествиях представляют не стихийные бедствия (хотя от наводнения в Иране пришлось спасаться), не дикие звери (хотя на Дальнем Востоке он вынужден был двигаться по следам тигра), а люди. Какие-нибудь боевики - вооружённые борцы за независимость чего-нибудь, или просто грабители, для которых делом чести было «проучить» чужака.

Так что Кетов старался ночлег выбирать так, чтобы его никто не видел. Останавливался на дороге в ожидании того, чтобы в зоне видимости никого не было. Если надо - делал вид, что ремонтирует велосипед. Пережидал. Когда убеждался, что рядом никого нет - резко сворачивал в сторону от дороги и разбивал палатку в малозаметном месте. Рано утром отправлялся в путь, в день стараясь преодолевать не менее 111 километров - по какой бы дороге или бездорожью не приходилось двигаться. По пустыням, в которых температура в тени - к 50 градусам - ехал под тентом.

Несколько практических советов он в Пскове дал. Если вас захватят какие-нибудь вооружённые люди - не вступайте с ними в конфликт, не спорьте, в вежливо, а просите встречи с их командирами. Чем выше по званию командир - тем лучше. С вышестоящими командирами можно договориться, пока вас «не пустили в расход». Командиры в странах третьего мира, как правило, заканчивали советские или российские военные училища и знают русский язык. Многие испытывают к России симпатии.

«Там же пройти невозможно…»

Самый первый велосипед, на котором Кетов выехал из СССР в 1991 году, доехал до Парижа. К моменту выезда пробег у него уже был 20 тысяч километров по дорогам СССР. Это был велосипед, который путешественник собирал сам - «Чемпион - шоссе». Детали были частично импортные, частично самодельные. Второй велосипед он получил в подарок в Париже, куда зашёл в марте 92 года сменить заднее колесо. Новый велосипед путешественник усилил задним 26 дюймовым колесом от маунтинбайка и преодолел потом около 40 тысяч километров. В Кейптауне произошла замена. Тайванская компания по его просьбе прислала новый велосипед. Его хватило тоже на 40 тысяч километров - до Владивостока. Четвёртый велосипед оказался самый удачный. Кетов его собрал в Ванкувере («было из чего выбирать. Дольше всего искал раму, с остальным было проще»). На нём он объехал Северную и Южную Америки - более 50 тысяч километров.
Основная опасность на многих дорогах была - мины. В таких случаях лучше двигаться по асфальту, потому что мины, заложенные на такой дороге, рассчитаны на тяжёлую технику, а «велосипед - не тяжёлая техника». Хотя значительная часть путешествия проходила по гравийным, грунтовым дорогам и бездорожью. Зон боевых действий Кетов пересёк как минимум 8 (Югославия, Ближний Восток, Западная Сахара, Ангола, Мозамбик, Северо-Восточная Африка и Аравийский полуостров, Камбоджа, Колумбия). Пустынь преодолел примерно столько же Синайскую, Западную Сахару, Намиб, Восточную Сахару, Аравийская пустыню, Наска, Атакама… По логике, надо было ждать удобного времени года, но визовые и прочие проблемы вынуждали ехать тогда, когда выпадала такая возможность. И всегда это было самое жаркое время года.

Африканский (и частично азиатский) этап (один из самых тяжёлых и опасных) прошёл с апреля 1993 по ноябрь 1995 года. Кетов проехал Египет, Тунис, Алжир, Марокко, Западную Сахару, Мавританию, Сенегал, Гамбию, Гвинею Биссау, Гвинею, Кот-д’Ивуар, Гану, Того, Бенин, Нигерию, Камерун, Экваториальную Гвинею, Габон, Конго, Анголу, Намибию, ЮАР, Мозамбик, Танзанию, Кению, Эфиопию, Джибути, Йемен, Оман, ОАЭ… Попадались совсем уж странные «государства» - такие как африканская Кабинда (самопровозглашённое государство, правительство которого состояло из членов Гражданского общества Кабинды и участников движений FLEC и FAC). Один из самых сложных отрезков был в Южной Анголе. 130 километров путешественник преодолевал 10 дней, в какой-то момент поняв: «А чего-то я ничего не боюсь…». Шансов выйти живым оставалось немного. Когда его потом попросили показать, через какие места он там проезжал, он показал на карте. «Там же пройти невозможно, - ответили ему. Там же ангольский концентрационный лагерь под открытым небом». - «Извините, я не знал».

Сложно было с водой. С собой в пустыню много воды не возьмёшь. Обычно это было 17 литров воды из расчёта на 3-4 дня. Иногда вода заканчивалась, а источников воды всё ещё не было. Но «если сильно прижать - становишься следопытом». Однажды Кетов обнаружил совершенно невидимый колодец. Стоял в трёх шагах и не видел его. И всё же до воды, находящейся на глубине 8 метров, он добрался, «это спасло». Бывало, чтобы выжить, приходилось пить жидкую грязь или находить воду по следам шедших на водопой диких животных.

Несмотря на то, что Владислав Кетов несколько раз говорил, что «на Западе удивлялись, что в России это никому не нужно», несколько фамилий людей, которые ему в этом путешествии на разных этапах помогали, Кетов назвал. В том числе российских дипломатов. Список людей, которые ему оказывали помощь, на его сайте довольно большой. Но первым среди них значится Виктор Бут . Тот самый. В 2012 году Виктор Бут был осуждён в США на 25 лет тюрьмы «за намерение незаконно осуществить торговлю оружием и поддержку терроризма». После лекции я спросил Владислава Кетова о Буте - о том, как они познакомились и что он думает о его аресте.

Окончание следует

Разработал и осуществляет проект первого в мире путешествия действительно вокруг земли (суши) вдоль береговой линии континентов — Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки на экологически чистом транспорте.

Имеет звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1).

Родился 10 февраля 1949 года в селе Карлыханово Белокатайского района Башкирии. Детство провёл в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 1968 — 1971 г. служил в погранвойсках на Амуре на советско-китайской границе.

В Свердловске работал художником-оформителем, художником-скульптором, декоратором, техником-конструктором и зав.постановочной частью кукольного театра, занимался дизайном интерьеров. В 1977 году закончил отделение искусствоведения Уральского государственного университета. Диплом писал о портретном рисунке, которым занимается всю жизнь.

В 1979 году переехал в Питер и пошел вольнослушателем в Мухинское художественное училище, или «Муху». Год активно посещал сразу три группы подкурсов и факультатив по рисунку обнажённой натуры. Затем поступил в Академию художеств тоже вольнослушателем, там занимался ещё два года.

В 1983 году создал творческое объединение «ОБРАЗ» и руководил им до 1991г. С 1986 года организовывал первые свободные выставки-ярмарки в Ленинграде, работал по договору в Павловском дворце — рисовал графические портреты.

1983-1990. Инструктор велотуризма — штурман и руководитель более 10 велопоходов (от первой до пятой категорий сложности): Карельский перешеек, Крым, Кавказ, Карпаты, Саяны, Алтай, ГДР, Польша.

1983. Совершил свой первый дальний одиночный веломаршрут: Ленинград — Куйбышев — Уфа — Свердловск. 2 200км. В ходе этой поездки пришла идея первого в истории путешествия действительно вокруг земли — то есть вокруг суши, вдоль контура континентов.

30 сентября 1988. Идея путешествия запатентована в Советско-американском фонде «Культурная инициатива». (Патент № 3101).

С 14 мая 1991 года по настоящее время осуществляю первое в истории путешествие действительно вокруг земли — вдоль береговой линии континентов.

1995. Организация ООН по проблемам окружающей Среды — UNEP присвоила статус своего представителя — UNEP globetrotter.

2003. Туристско-спортивным союзом России Госкомспорта РФ присвоено звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение № 1) «за совершение уникального, первого в истории человечества путешествия вокруг земли вдоль береговой линии континентов». К настоящему времени преодолено 155 000 км по территории 93 стран .

За время путешествия нарисовал многие сотни портретов, и теперь они висят в домах у людей со всех континентов, кроме Антарктиды. За десять лет пути больше всего портретов нарисовано в Польше, Париже, испанском Кадисе, в Риме, Афинах, Дакаре, Кейптауне, в Найроби — в штаб-квартире UNEP, в Сан-Франциско и Монреале. За последние годы самая значительная серия портретов создана на русском севере от Мурманска до Ямала.

2010. Преподавательская деятельность в StArtАкадемии — Центре графики, живописи и дизайна. Проводил мастер-классы по графическому портрету и рисунку обнажённой натуры.

C 13 мая по 13 сентября 2010 года прошёл российский этап проекта от Оленегорска Мурманской области до Советской Гавани Хабаровского края. Таким образом, контур Старого Света замкнул вариантом «В» — на велосипеде, проехал за 105 ходовых дней 10620 км.

С 5 мая по 30 августа 2011 года осуществил Североамериканский этап, вновь по варианту «B» — bicycle. По аналогии с российским этапом проехал на велосипеде по северу Америки от Атлантического океана (Блан-Саблон, Канада) до Тихого океана (Сьюард, Аляска, США) и замкнул контур Нового Света. Пройдено 10 086 км через восемь провинций Канады и Аляску (США).

С 13 мая по 03 июня 2012 года завершил велосипедную часть проекта этапом «Балтия» от Бранево (Польша), где начинал проект в 1991 году, по береговой линии Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Ленинградской области с финишем у Медного Всадника в Петербурге. Пройдено 1750 километров.

Итог проекта — за 21 год и 21 день пройдено 4 континента, 96 стран, свыше 167 000 километров.

Разработал и осуществляет проект первого в мире путешествия действительно вокруг земли (суши) вдоль береговой линии континентов - Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки на экологически чистом транспорте.

Биография

Родился 10 февраля 1949 года в селе Карлыханово Белокатайского района Башкирии. Детство провёл в Свердловске (ныне Екатеринбург).

1971-1977. Уральский университет, отделение искусствоведения. Разработка своей теории изобразительного искусства.

1979. Переезд в Ленинград. Работа художником, занятия в институте им. Мухиной, два года в Академии художеств.

1983. Создание студии для взрослых «ОБРАЗ» и руководство ею до 1991г. В годы перестройки - организатор первых свободных художественных выставок-ярмарок.

1983-1990. Инструктор велотуризма - штурман и руководитель более 10 велопоходов от 1й до 5й категорий сложности: Карельский перешеек, Крым, Кавказ, Карпаты, Саяны, Алтай, ГДР, Польша.

1983. Первый дальний одиночный веломаршрут: Ленинград - Куйбышев - Уфа - Свердловск. 2 200км. В ходе этой поездки пришла идея первого в истории путешествия действительно вокруг земли - то есть вокруг суши, вдоль контура континентов.

30 сентября 1988. Идея путешествия запатентована в Советско-американском фонде «Культурная инициатива». (Патент № 3101).

2003. Туристско-спортивным союзом России Госкомспорта РФ присвоено звание «Выдающийся путешественник России» (удостоверение №1) "за совершение уникального, первого в истории человечества путешествия вокруг земли вдоль береговой линии континентов" .

Путешествие

Путешествие Владислава Кетова является уникальным по нескольким параметрам: по способу передвижения (разными видами экологически чистого транспорта, большая часть на велосипеде), по идее маршрута (вдоль единственной естественной линии, которая есть на любой карте мира - контуру континентов), и по протяженности (более четырёх экваторов).

Впервые один человек, совершенно автономно, без всякого сопровождения, объехал на велосипеде Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки (кроме арктического побережья), преодолев 144 000 километров.

Пройдено 93 страны, 8 зон боевых действий (Югославия, Ближний Восток, Западная Сахара, Ангола, Мозамбик, Северо-Восточная Африка и Аравийский полуостров, Камбоджа, Колумбия).

На пути преодолены пустыни: Синайская, Западная Сахара, пустыня Намиб, Восточная Сахара, Аравийская пустыня, Наска, Атакама и другие аридные зоны; горные районы: Пиренеи, горное побережье Южной Европы и Малой Азии, горы Атлас, береговые нагорья Намибии и Южной Африки, Береговые хребты тихоокеанского побережья Северной Америки, горы Гватемалы и Никарагуа, Анды, в том числе в последних 5 раз горные перевалы выше 3 000 м.

Проект «ЭДЕМ»

Этапы путешествия

1991-2000. Совершенно автономно, на велосипеде объехал по контуру: Европу, Африку, юг и юго-восток Азии, обе Америки...

  • Европа и Малая Азия: (14 мая 1991 - апрель 1993)

Россия - Польша - Германия - Дания - Германия - Голландия - Бельгия - Франция - Испания - Португалия - Испания - Франция - Монако - Италия - Словения - Хорватия - Венгрия - Югославия - Албания - Греция - Турция - Сирия - Ливан - Кипр - Израиль

  • Африка и Аравийский полуостров: (апрель 1993-ноябрь 1995)

Египет - Тунис - Алжир - Марокко - Западная Сахара - Мавритания - Сенегал - Гамбия - Гвинея Биссау - Гвинея - Кот Де Ивуар - Гана - Того - Бенин - Нигерия - Камерун - Экваториальная Гвинея - Габон - Конго - Кабинда - Ангола - Намибия - ЮАР - Мозамбик - Танзания - Кения - Эфиопия - Джибути - Йемен - Оман - ОАЭ

  • Азия: (декабрь 1995-октябрь 1997)

Иран - Пакистан - Индия - Бангладеш - Мьянма(Бирма) - Таиланд - Малайзия - Сингапур - Малайзия - Таиланд - Кампучия - Вьетнам - Гонконг - Китай - Россия

  • Америка (26 сентября 1998-14 ноября 2000)

Канада - США - Мексика - Гватемала - Сальвадор - Гондурас - Никарагуа - Коста Рика - Панама - Колумбия - Эквадор - Перу - Чили - Аргентина - Уругвай - Бразилия - Гвиана - Суринам - Гайана - Венесуэла - Колумбия - Белиз - Мексика - США - Канада

  • 14 июня 2005 - 13 сентября 2005.

Россия – Норвегия – Швеция – Финляндия. Дистанция – 9200 км.

  • 3 июля 2006 - 13 августа 2006

Города: Гомер - Солдотня - Анкоридж - Гленналлен - Ток - Клюкван - Хайнес - Джуно - Петербург - Принц Руперт - Террас - Принц Джордж - Лиллует - Ванкувер. Дистанция – 3350 км.