Заманчивый миф о безграничных возможностях. Возможности Человека Безграничны — Как избавиться от Ограничений

Ты сможешь сделать всё, что захочешь! Предела нет! Ты самый лучший! Следуй за своими мечтами!

Слышали ли вы подобные вещи в детстве? Ваши родители были уверены, что такая мотивация пойдёт вам на пользу. Для них вы и в самом деле были самым особым человеком на планете Земля - прекрасным ребёнком с безграничными возможностями.

Но теперь этот ребёнок вырос, и в его двадцать подобные суждения скорее сковывают, чем мотивируют. Если ваши возможности действительно безграничны, как вы сможете решить, по какому пути идти и что делать со своей жизнью?

Клинический психолог Мэг Джей специализируется на консультировании молодых пациентов в возрасте от 20 до 30 лет. Она написала книгу «Определяющее десятилетие», главным объектом внимания которой является молодёжь. В своей книге Мэг рассказывает, что молодые люди стоят перед серьёзным выбором в свои промежуточные 10 лет. Чем заниматься по жизни? Графическим дизайном? А может быть, поступить на юридический факультет, как того хотят родители? Или стать лётчиком, чтобы исполнить детскую мечту? Молодой человек чувствует, как он буквально тонет в море вариантов, которые его окружают, и совершенно не знает, куда податься.

Многие молодые люди не видят берега, к которому хотят причалить, и даже не представляют, в какую сторону хотят плыть. Они настолько перегружены всевозможными вариантами, что, в конце концов, просто не могут остановиться на чём-то одном. В возрасте 25 лет они с безнадёжностью и усталостью осознают, что топчутся на месте.

Мы думаем, что наши возможности безграничны

Веря в существование безграничных возможностей, молодые люди начинают теряться и, вместо того чтобы выбрать одну из этих возможностей, не выбирают ничего. Почему?

В какой-то степени мысль о существовании бесконечных возможностей даёт ощущение свободы. Люди любят, когда у них много вариантов (даже если это множество может сделать их несчастными).

По этой причине мы боимся стучаться в одну дверь, так как думаем, что из-за этого перед нашим носом закрываются десятки других. «Если я выбираю что-то одно, чувствую, что теряю всё остальное». Кроме того, когда вы выбираете один-единственный путь, вы переходите из созерцательного состояния выбора в состояние, когда нужно предпринимать конкретные шаги и двигаться вперёд. Конечно, намного легче сидеть на обочине и наблюдать за миром со стороны, чем суетиться и делать что-то самостоятельно. Есть несколько основных причин, по которым молодые люди не спешат делать окончательный выбор.

У вас невообразимо большие надежды и планы на эту прекрасную жизнь. Потому что поколение Y (к которому принадлежу и я) привыкло считать, что оно особенное, и не хочет довольствоваться обычной жизнью и быть как все.

Грезят неординарной жизнью. Хотя, если спросить любого среднестатистического представителя поколения Y, что в его понимании значит «неординарная жизнь», вряд ли он сможет внятно и чётко объяснить этот феномен. Скорее всего, он скажет, что не желает каждый день с девяти до пяти просиживать штаны в надоевшем офисе, а хочет заниматься любимой работой. Любимую работу вам опишут тоже весьма абстрактно. Представители поколения Y прекрасно знают, чего они не хотят, и очень смутно представляют то, что им нужно от жизни. Они уверены, что чувство «да, вот это - действительно моё» обязательно придёт к ним само, неожиданно, в один прекрасный день, а прилагать какие-либо усилия для того, чтобы найти своё место в жизни, вовсе не обязательно.

Вы не знаете, с чего начать. Иногда слова «я не знаю, с чего мне начать» являются ложью и самообманом - на самом деле вы прекрасно знаете, вам просто нравится витать в облаках и ничего не делать, оправдывая себя тем, что вы усердно ищете свой путь.

Если вы не начнёте, вы не можете потерпеть неудачу. Даже если у вас есть представление о том, как вы хотите строить свою жизнь, вас может сковывать страх неудачи.

Вы боитесь сделать неправильный выбор. Это одна из самых главных причин, по которой люди так упорно держатся за миф о безграничных возможностях. Что, если вы сначала выберете, как вам покажется, подходящую вам модель жизни, но через некоторое время поймёте, что вы ошиблись? Что, если вы станете именно тем обычным, среднестатистическим человеком, образ жизни которого вы так рьяно высмеивали? О том, как перестать бояться сделать неправильный выбор, мы поговорим далее.

Когда Мэг Джей говорила об этой проблеме с двадцатилетним парнем, она спросила его, как можно найти «своё» в этом море вариантов, на что он ей ответил: «Я не знаю точно. Возможно, вы просто когда-нибудь поймёте, что хотите плыть именно в эту, а не в другую сторону. А может быть, вам кто-нибудь поможет с выбором, указав верное направление».

Это образ мышления многих двадцатилетних. Они ждут спасательную шлюпку, которая подхватит их и увезёт в необычную, полную приключений жизнь. Хотя не стоит сразу кидаться осуждать их, возможно, это просто защитный механизм, который даёт им чувство безопасности. Однако это чувство, как мы убедимся ниже, в большинстве случаев лишь иллюзия.

Итак, как вам отказаться от иллюзии безграничных возможностей и наконец научиться нести ответственность за собственную жизнь? В первую очередь разберитесь с этим мифом.

Части, из которых состоит жизнь

Условно нашу жизнь можно разделить на несколько важных частей: отношения, дети, работа (призвание, дело жизни), путешествия/увлечения. Из скольких именно частей будет состоять ваша жизнь - зависит только от вас. Сколько жизненных сил или других ресурсов вы будете вкладывать в каждую часть - это тоже ваш личный выбор. Это можно сравнить с выбором велосипеда. Возможно, вы захотите велосипед-тандем (собираетесь жениться / выйти замуж), горный велосипед (любите экстрим), велосипед с детским сиденьем (собираетесь в скором времени обзавестись потомством). Кто-то, возможно, просто захочет скоростной велосипед (одиночный, без детских сидений и прочего). Комбинации - как в выборе велосипеда, так и в нашей жизни - бесконечны.

Как приступить к сути вопроса

Итак, каждый человек строит свою жизнь из четырёх основных частей (на самом деле, этих частей может быть и больше, мы просто привели в качестве примера наиболее распространённые).

Давайте задумаемся над этим на минутку. Брак и дети - это вопрос, который иногда кажется непомерно трудным, но на самом деле очень прост: вы либо хотите жениться / выйти замуж / завести ребёнка, либо нет. Когда дело доходит до увлечений, здесь обычно возникает мало вопросов: люди просто занимаются тем, что им нравится и на что им не жалко тратить своё свободное время.

Поэтому, когда люди говорят, что они не знают, что делать со своей жизнью, чаще всего они под этим подразумевают то, что не знают, в какую профессиональную сферу податься, как найти своё призвание. Вариантов здесь до ужаса много, а ставки непомерно высоки. Мы боимся, что наша жизнь будет протекать по стандартной схеме «дом - семья - работа» и в ней не будет ничего уникального. Именно в этот момент мы начинаем чувствовать, что нам необходимо что-то изменить, возможно, рискнуть, чтобы наконец стать теми «особенными» людьми, которыми мы всегда себя чувствовали.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, профессиональное поле кажется нам бесконечным с его всевозможными вариантами, наши возможности не безграничны и в этом случае. Наш выбор сужается до нескольких вариантов. Во-первых, вы не «чистый лист», как многие могут уверять вас, а полностью сформировавшийся человек, который уже 20 лет живёт на свете и имеет свои определённые интересы, привычки и способности. Прислушайтесь к себе, и вы поймёте, что, исходя из ваших предпочтений и ваших способностей, из бесконечного моря вариантов у вас останется максимум шесть. Шесть - это уже намного лучше, чем бесконечность, правда? И наверняка из этих шести вариантов есть один, который поможет вам раскрыть свой талант, интересен вам больше всего, и именно им вы можете загореться. Вы уже его знаете, выделяете на фоне всех других, чувствуете, что это действительно ваше, однако вечные страхи и сомнения не дают вам до конца осознать это. Такой феномен можно образно назвать «известным неосмысленным».

Что, если я сделаю неправильный выбор

Сделать выбор, который будет во многом определяющим, - это большая ответственность для любого человека. Как мы выяснили выше, страх ошибиться может долго удерживать вас в пассивном режиме «мои варианты безграничны». Вот несколько причин, по которым вы не должны беспокоиться о том, что сделаете неправильный выбор, а должны начать делать хоть что-то, чтобы не жить в вечном подвешенном состоянии:

Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, - это тоже выбор.
Уильям Джеймс

Первое, что нужно понимать, - это то, что не сделать выбор - это ничуть не страшнее, чем сделать неправильный выбор. Отказ делать выбор - это своеобразный выбор по умолчанию. Если при принятии конкретного решения перед нами закрываются некоторые двери, то при несделанном выборе перед нами закрываются многочисленные двери.

Когда вы принимаете решение идти по одному пути, перед вами открываются многие перспективы, которые никогда не были бы доступны вам, если бы вы оставались на своей первоначальной отправной точке.

Если вы выбираете один путь, это вовсе не означает, что вы пойдёте по нему до конца . Да, у каждого выбора есть свои последствия, и иногда бывает сложно изменить курс. Но не настраиваете себя на негативный лад в самом начале профессионального пути, не воспринимайте работу как вечный приговор. Есть отличная новость: любой опыт, даже полученный с помощью профессии, которой вы не собираетесь заниматься всю жизнь, в любом случае когда-нибудь вам пригодится.

Вы никогда не узнаете, понравится вам это или нет, если вы не попробуете. Пробуйте, исследуйте, ищите своё. Метод проб и ошибок - один из самых верных способов найти то, к чему у вас лежит душа.

Ощущение безграничных возможностей опьяняет своей масштабностью, но вместе с тем заставляет вас чувствовать тревогу и неуверенность в завтрашнем дне. Как только вы выберете один путь, вы будете чувствовать, что твёрдо стоите на земле.

Найти способность восстанавливать утраченные части тела человеческого организма – мечта учёных всех времён и народов. Ведь многие задаются вопросом: почему ящерица, потеряв свой хвост, может полностью восстановить его первоначальный вид и функции, а человеку не подвластно регенерировать утраченную руку или ногу.

Повреждая жизненно важные органы или лишаясь конечностей, жизнь человека меняется коренным образом, делая его неполноценным и причиняя массу неудобств. Однако такие увечья перестанут быть проблемой и уйдут в прошлое, если медицина научится «отращивать» потерянные органы или части тела человека.

Ещё совсем недавно подобные процедуры по регенерации человеческих органов можно было встретить лишь в фантастических фильмах. Но на сегодняшний день это стало реальностью. Регенеративная медицина достаточно далеко шагнула вперёд и как показывает практика, делает значительные успехи в осуществлении своей мечты.

Успехи, достигнутые в регенеративной медицине

Современная восстановительная медицина сконцентрирована на двух основных течениях. Первое заключается в том, чтобы выращивать недостающие органы и ткани на теле самого пациента или в пробирках отдельно от него, с последующей пересадкой на травмированный участок. Начальной фазой в этом направлении считается решение вопросов, связанных с кожным покровом. Сначала новую кожную ткань изымали у трупов или же самих пациентов. На сегодняшний день кожу выращивают в больших количествах в специальных лабораториях. Если же это внутренние органы, которые не состоят из одного слоя клеток различного типа, то используются несколько другие способы.

Одним из первых внутренних органов вырастили мочевой пузырь, и затем успешно имплантировали пациенту. Данный орган является одним из самых важных в обеспечении жизнедеятельности организма. Он состоит из соединительной, мышечной ткани, а также слизистой оболочки. Известно, что наполненный пузырь имеет вместимость около одного литра мочи и напоминает форму воздушного шарика. Так, для его выращивания изготовили специальную каркасную основу в виде полного мочевика. Далее на него накладывали слоями живые клетки. Орган прекрасно прижился у пациента и в дальнейшем замечательно справлялся со своими функциями.

Другая область данной медицины заключается в следующем: восстановить или «починить» повреждённые и травмированные участки тела силами самого организма, задействуя при этом его резервные запасы и скрытые способности. В данном случае возможны дополнительные ресурсы и поставка своего рода «строительного материала» для обеспечения процесса восстановления природной структуры ДНК. Заметим, что по утверждениям ведущих специалистов в этой области, в организме каждого человека имеется запасной ресурс стволовых клеток – их примерно тридцать процентов, расходующихся в течении всей жизни.

Специалисты, изучающие закономерности старения живых организмов, включая человеческий, сделали заключение, что видовая продолжительность человеческой жизни может составлять около 130 лет, резерв которого начисляет до 50 лет. Дело в том, что внешние факторы и ухудшающиеся условия никак этому не способствуют. Экология, стрессовые ситуации, эмоциональные и физические перенапряжения до основания выжимают и изнашивают организм ещё до того момента, когда по мнению учёных мы должны быть в самом расцвете своих сил. Если бы человек мог использовать свои внутренние резервы вовремя, то это смогло бы очень сильно помогать при лечении после травмирования и при реабилитации после тяжелых болезней с осложнениями, особенно в детском и подростковом возрасте.

Способность выращивать костную ткань

Начиная ещё с середины XX века группа советских научных сотрудников во главе с ведущим биологом Львом Полежаевым, удачно провели сложнейшую работу по воссозданию свода черепной кости у человека. Предварительно метод был успешно тестирован на животном. Область отсутствия черепной коробки составляла почти двадцать квадратных сантиметров. По краям отверстия засыпали специально измельчённую костную ткань в виде порошка. Это повлекло за собой процесс восстановления и как следствие повреждённые участки полностью регенерировались.

Недавно учёные Израиля, специализирующиеся в направлении разработок регенеративной медицины, обнаружили еще один способ «вырастить» костную ткань из собственных жировых отложений в организме человека, полученную методом липосакции. В случае положительных результатов доклинических тестирований, в ближайшее время в странах Европы и Израиля начнут практиковать новые технологии, включающие выращивание костей и зубной ткани для стоматологии, а также полную замену кости потерянной конечности. На сегодняшний день возможна реконструкция костной ткани лишь на небольших участках в несколько сантиметров. Дальнейшим шагом планируется выращивание более крупных костей, таких, например, как тазобедренная кость.

Новая технология уже доказала свою эффективность и практичность на животных. А в случае, если испытания на человеке пройдут успешно, что не вызывает никаких сомнений, то это поистине окажет грандиозное содействие в регенеративной медицине и откроет в ней новые уникальные возможности.

Подытожив вышесказанное, мы можем быть полностью уверенными в реальности регенеративных функций нашего организма. Уже предоставлено много фактов и методик, доказывающих успешность излечивания болезней, которые раньше считались неизлечимыми. А также доказана возможность полного восстановления травмированных или же утраченных тканей тела и даже внутренних органов.

Уникальные неисследованные возможности организма

Хотя организм человека довольно хорошо изучен учёными и специалистами в области генетики, всё-таки остаётся ещё много неразгаданных и необъяснимых тайн, которые показывают уникальные возможности нашего тела. Многие из них очень трудно понять нашему разуму. Известно очень много удивительных случаев, которые произошли с простыми людьми. Ведь по мнению учёных, наш организм использует свои возможности только на десять процентов из ста. Следующие случаи доказывают то, что в нём скрываются удивительные способности.

Обществу известен случай, когда жительница РФ, гулявшая со своим маленьким ребёнком, на минуту отвлеклась и увидела, что малыш выбежал на дорогу прямо под колёса машины. Очевидцы были шокированы тем, что испуганная мама кинулась ему на помощь и приподняла машину.

Также во время войны произошёл интересный случай, когда у лётчика-истребителя в рулевое управление попал железный болт, в результате чего его заклинило. Испугавшись возможной смертельной катастрофы, пилот со всей силы потянул ручку руля на себя и выровнял траекторию полёта. Уже на земле после тщательного осмотра механики нашли этот болт срезанным. Дальнейшая экспертиза показала: чтобы срезать такую деталь, требуется сила в 500 килограммов.

Однажды в прошлом веке у одной пожилой женщины загорелся домик в российской деревне. Бабушка Матрёна была больна, она очень слабо видела и слышала, и практически не могла ходить. Всё село прибежало на место пожара. Уже скорбя о бедненькой старушке, жители удивились, когда увидели Матрёну, перелезающую через высокий забор с большим сундуком.

Таких феноменальных явлений насчитывается десятки тысяч во всём мире. Это лишь некоторые из них. И мы можем только восхищаться своим организмом и задаваться вопросами: Где же находится грань возможностей человека? И существует ли она вообще…?

Ученые провели и показали эксперимент с участием блох, чтобы люди задумались о своих возможностях! Возможности Человека Безграничны!

Они взяли стеклянную банку, в которую поместили блох и затем закрыли их крышкой. [Вы, наверняка, в курсе, что в обычной жизни блохи прыгают очень далеко и высоко. Например, с собаки на собаку. – Прим. от Холод Е.]

Блохи по своей обыденной привычке прыгали высоко, но поняли, что это больно, поскольку ударялись головой о крышку, и стали немного не допрыгивать до нее, чтобы не биться головой о препятствия.

В банке блохи находятся в течение трех дней, после того, как крышку открывают, ни одна из блох не может уже прыгнуть выше этого рубежа!

Удивительно, что их поведение теперь не измениться до конца жизни, и что самое ужасное, даже при дальнейшем размножении, всё их потомство будет следовать их примеру.

По абсолютно тем же принципам действует и человек. Человек, стараясь не биться головой о стенку, подчиняется многим жизненным ситуациям и начинает сам себя сдерживать.

Всякие тяжелые ситуации по жизни припугивают нас и могут пошатнуть нашу правду и самооценку. Точно так же, как и блохи в банке мы можем и не догадаться, что крышки-то уже давно нет и её сняли, и теперь у нас появился выбор!

Задумайтесь, а не тормозит ли Вас эта невидимая крышка, в форме TV, радио-новостей, СМИ, любимого окружения, всеми этими глупыми стереотипами и шаблонами. Всё это может сформировать убеждения о нашей ограниченности, сажает нас в открытую банку, где мы не можем позволить себе прыгнуть.

Ответьте себе, может, вы уверены, что та или иная затея может принести вам только ушибы и ссадины?!

Как можно избавиться от воображаемых ограничений?

Проанализируйте свою жизнь, и выделите все свои неудачи и достижения. Выкиньте из головы, не достигнутые цели, которые уже давно не актуальны. И «реанимируйте» выбранные вами когда-то важные цели, которые Вас ещё зажигают и с уверенностью в своих силах и победе, принимайтесь за их реализацию.

Очень круто будет, если вы придумаете новые вдохновляющие мечты и цели, увидите новую яркую картинку своей жизни. А вот инструмент по исполнению самых заветных желаний - Карта Желаний .

Воспринимаете неудачи, как норму, и как необходимый шаг к победе. Выходите за рамки своего комфорта, и тогда достигните многого.

Откиньте серую и обыденную жизнь! Радуйтесь жизни, получая удовольствия от того, чем занимаетесь! Будьте счастливы и неприлично богаты! Будьте свободны! Вы можете многое!

Крышки нет, как той ложки в фильме «Матрица».

Возможности Человека Безграничны ! КРЫШКИ НЕТ!!! Границ нет!!!

Открой Счастье «Люби – Радуйся – Мечтай – Развивайся – Процветай»

Видео:


Мы отправляемся к одному из виднейших российских психологов, профессору Алексею Николаевичу Леонтьеву.

Мы заражены нетерпением наших молодых читателей и задаем сразу множество вопросов:

Что знает наука о возможностях развития музыкальных, математических, лингвистических, изобразительных способностей? Можно ли совершенствовать работу органов чувств, остроту восприятий? Есть ли чисто врожденные способности?

Маленький кабинет, вернее, лаборатория профессора до отказа загружена приборами. И они как бы предупреждают, что все, о чем будет здесь говориться, основано не на простых рассуждениях, а на фактах, на экспериментах.

Но против ожидания профессор начинает, как нам вначале кажется, очень издалека.

С момента становления современного человека, за последние 40-50 тысяч лет, условия, в которых он жил непрерывно, все быстрее и быстрее менялись. Однако морфологически, то есть по строению своего организма, человек оставался все тем же «человеком разумным». Вообще темпы биологической изменчивости и исторического развития совершенно несоразмерны...

Нам хочется возразить: как же тогда приспосабливается человек к новым условиям?

Но профессор не любит слишком торопливых собеседников, он останавливает нас предостерегающим жестом своих гибких, выразительных рук.

Главное впереди, это только отправной пункт! А что касается несоразмерности, то она, если угодно,- закономерна. Ведь если бы новые качества организма быстро фиксировались биологически, это только тормозило бы общественно-исторический прогресс.

Алексей Николаевич продолжает свой рассказ. Он ведет нас в мир своих искании, опытов, находок, убеждений.

Способности людей кристаллизуются в продуктах их деятельности,- говорит он.- Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных их предшественниками. Перед явившимся в мир человеком целый океан богатств. Но как овладеть этими «опредмеченными» способностями других людей? Как происходит вообще процесс усвоения отдельными людьми достижений общественно-исторического развития?

Можно сказать, что каждый человек учится быть человеком. Чтобы жить в обществе, ему недостаточно того, что дала ему природа при рождении. Он должен еще развить свои специфические способности, а это значит, что он обязательно и непременно должен действовать!

Науке сейчас известно немало примеров, когда в силу тех или иных случайностей дети с самого раннего возраста оказывались вне человеческого общества. И что же? Они оставались на уровне животного развития. У них не только не формировались мышление, речь,- у них самостоятельно не возникала даже присущая человеку вертикальная походка - они ходили на четвереньках.

А вот обратный пример. В Парагвае живет маленькое племя гуавкилов, принадлежащее к самым отсталым из известных ныне племен. Оно кочует в диких зарослях, ни с кем не общаясь и избегая всяких встреч с другими людьми. Лишь однажды специалистам удалось услышать их язык, который оказался необычайно примитивным.

И вот, убегая от этнографической экспедиции, гуайкилы потеряли двухлетнюю девочку. Вернуть ее родителям оказалось невозможным: все племя скрылось. Французский этнограф Веллар увез малышку во Францию и воспитал в своей семье. Через двадцать лет - к 1958 году - она ничем не отличалась от любой образованной европейской женщины, говорила на трех языках и сама, по примеру своего воспитателя, занималась этнографией.

Этот факт хорошо иллюстрирует мысль о том, что каждый человек, независимо от расовой принадлежности, способен к усвоению современной культуры. Лишь бы только были для этого созданы условия! Но нам хочется узнать не только о возможностях обычного образования. И Алексей Николаевич начинает беседу о музыке.

Не правда ли, музыкальную одаренность всегда считали, да и сейчас многие считают, де-

лом чисто врожденным, счастливым «даром богов»? Музыкантов причисляют к людям, обладающим особым слухом, который не присущ простым смертным. Но специальные исследования ученых полностью опровергают этот миф.

Вы знаете,- продолжает профессор,- что европейские языки - тембровые, в них главное значение имеют различия тембра звука. Но существуют языки и тональные, основанные на различии тона. Вполне естественно было, поэтому предположить, что человек, с детства привыкающий тонко различать тона, будет обладать очень хорошим звуковысотным слухом. Мы обследовали большую группу вьетнамских студентов и убедились, что так оно и есть.

Наши данные, кстати, полностью совпали с исследованиями английского профессора Тейлора, по словам которого «тональная глухота, составляющая обычное явление в Англии или Америке, практически неизвестна у тех африканских народностей, которые говорят на тональных языках».

Как видите, способность не дарована судьбой, а создана условиями жизни, практикой. И значит, если формирование способностей не происходит само по себе, стихийно, их можно создать сознательно. Именно такой эксперимент и был нами проделан.

Были обследованы 100 взрослых москвичей. Примерно 30 из них оказались «глухими» к высоте звука, а это, как известно, главное в музыкальном слухе. И вот с такими «глухими» начались занятия по специально разработанной методике. Через несколько сеансов они стали точно различать высоту звука. Вот вам еще одно доказательство того, что музыкальный слух можно сформировать - сформировать быстро, активно!

Конечно, в детском возрасте воспитание слуха более эффективно, результаты его прочнее. Это прекрасно доказывает опыт преподавателя музыки М. П. Кравеца, который работает в Подольске. Он принимает в свою школу детей без всякого отбора по слуху, а посмотрите, какие из них получаются чудесные музыканты!

Мы торопливо записываем в блокнот: «Кравец, Подольск» - и слушаем дальше, боясь упустить нить увлекательного рассказа...

Практически тренировкой можно развить все человеческие способности - и математическое мышление, и умение рисовать, и память, и, наконец, даже такие способности, о существовании которых мы не догадываемся...

Например?

Например, чувствительность кожи к световым лучам. Представьте себе, что человек кладет руку на проделанное в столе отверстие. Он не знает о том, что снизу на его ладонь начинает падать свет, допустим, зеленый. Все тепловые лучи поглощаются водным фильтром, так что остается только свет. Почувствует ли его человек? В первый раз, конечно, нет. А после некоторой тренировки люди начинали ощущать какое-то, как они говорили, «струение в ладони», «что-то вроде волны».

Новые ощущения - это иногда ощущения очень древние, как бы запрятанные природой в резервные кладовые организма. Человек сохраняет их еще с тех давних ступеней развития, когда они были нужны ему. Потом, за не надобностью, эти функции притупились, но если возникнет необходимость, они могут служить вновь. Развивается же у глухих людей очень тонкое восприятие вибрации, у слепых слух, обоняние, осязание обостряются до пределов, не свойственных зрячему.

Специалисты, работающие в московском Институте дефектологии, могут привести множество подобных примеров.

Мы записываем еще один адрес: «Погодинка, Институт дефектологии Академии педагогических наук России», и задаем Алексею Николаевичу вопрос:

Вы говорили, что существенных для деятельности человека изменений в его организме на протяжении общественной истории не происходит. Но если формируются новые функции, разве не должны формироваться какие-то органы, их совершающие? Возможна ли функция без органа?

Да, научная точка зрения требует признать, что раз есть функция, должен быть и орган,- задумчиво говорит профессор.

Он на минуту умолкает, а потом неожиданно и весело спрашивает: - Вы знаете, что такое детский «конструктор»? Колесики, винтики, гаечки... Из них можно собрать разные вещи,- чем больше деталей, тем больше вещей. Так вот, здесь у человека,- и он прикасается пальцем ко лбу,- великолепнейший конструктор! 14-17 миллиардов нервных клеток! Понимаете, что можно из них создать?

В мозгу под влиянием разнообразной деятельности возникают устойчивые системы рефлексов. Это и есть те новые органы, которых человек не имел при рождении и которые выработались у него в течение жизни.

Такое представление об органе кажется вам необычным? - замечает Алексей Николаевич.- Но ведь еще замечательный русский физиолог Ухтомский говорил, что с понятием органа не обязательно связывать нечто морфологически постоянное.

И, конкретизируя свою мысль, продолжает:

Специально человеческие способности не содержатся в готовом виде в мозгу, они не определяются его врожденными особенностями. Биологически унаследованные, индивидуальные свойства составляют лишь условие формирования психических функций и способностей. Главное - окружающий человека мир, его собственный труд и борьба.

Вы спрашиваете, чем объясняется талант? Я бы объяснил его особо благоприятным стечением многих условий и обстоятельств развития.

В капиталистическом обществе овладение вершинами человеческой культуры доступно немногим. У нас же учатся все без исключения, эстетическое воспитание детей начинается с малых лет, существуют десятки форм совершенствования знаний, умений в самых различных областях.

У нас каждый может творчески участвовать во всех проявлениях жизни, и значит, каждый может «найти себя», развить свой талант, свои способности.

Повторяю: врожденное у человека - не самые способности, а способность к их формированию. И формируются они благодаря активной деятельности.

Значит, в нашей действительности возможности человека...

Безграничны!- заключает Алексей Николаевич Леонтьев.

Мы возвращаемся по гулким университетским коридорам. Вечер, но в лабораториях и кабинетах работают: идут лекции, занятия семинаров, кружков. А за окнами - залитая лучами заходящего солнца, полная весенней свежести Москва. И хочется, как песню, повторять:

Возможности человека безграничны! Знайте же об этом, друзья! Знайте об этом все, кто хочет достичь многого и не боится труда!

09.12.2012 gost.vvv

Сегодня мы уже перешагнули эпоху технологического прогресса и шествуем по информационной поре человечества. Для в такой среде мы должны по максимуму использовать свой потенциальный запас — .

Теперь появляется задача не столько получения знаний в системе образования, сколько обучение стратегиям, тактике их получения в практической деятельности человека и именно рационально применимые знания (пригодные в жизни, труде). Иными словами, нужно научиться мыслить, получая знания из ноосферы (сферы разума), своего подсознания.

Наукой продолжают исследоваться феноменальные возможности физической оболочки (тела) человека, но достоверные знания фактически отсутствуют. Поэтому многие не знают, каким образом совершенствоваться, что необходимо делать, чтобы высвободить безграничные возможности человека.

Сегодня даже политики понимают, что основной упор в 21 столетии должен делаться на развитие человеческих способностей, которые мы несколько упустили из виду, развивая робототехнику и технологии искусственного интеллекта.

Теперь стало уже очевидным, что производством, экономикой, образованием, наукой эффективно руководить, основываясь на знаниях по управлению системами, структурами, сформированными в предыдущих веках, больше невозможно.

Использование компьютеризации только несколько ускоряет выполнение несложных операций по статистическому сбору, обработке, обмену непрерывно устаревающей информацией, автоматизации процессов.

Наиболее действенными являются методики саморазвития личности, основанные на самопознании, раскрытии своих способностей. Для тех, кому сложно их освоить самостоятельно, существуют специальные школы развития, использующие разнообразные психологические методы воздействия.

Из педагогических методик развития можно выделить технологию индивидуализации обучения (Унта И.Э., Границкой А.С. Шадрикова В.Д.), основанную на сохранение, дальнейшее развитие индивидуальности человека, его . Здесь предполагается:

— формирование личностных качеств: трудолюбия, творчества, самостоятельности, адекватной самооценки;

— выработка мотивации, развитие познавательных интересов;

— формирование умений, навыков, опираясь на зону ближайшего развития (оптимальных интересов).

Также можно выделить теорию проблемного обучения Т.А. Ильина, основанную на:

— создании проблемной ситуации, выхода из нее через самостоятельную деятельность, анализ;

— развитие творческой самостоятельности;

— активной познавательной деятельности, состоящей в поиске, решении сложных вопросов.

Теория развивающего обучения Занкова Л.В. Эльконина Д.В. Давыдова В.В., опирается на:

— включении в процесс рациональной и эмоциональной сферы;

— многовариантность процесса обучения, познания;

— самостоятельная мыслительная деятельность;

— создании атмосферы заинтересованности в каждой деятельности;

— избирательность в способах познания, работы;

— рациональный выбор значимых видов, форм познавательного материала, полезной информации;

— изучение явлений с различных возможных позиций.

Кроме того, существуют , посредством которых безграничные возможности человека становятся все более подвластны нашему разуму. Можно сказать, что сегодня наступило уже время создания центров, лабораторий открытий в сфере человеческих возможностей, которые ознаменуют переход человечества к новому витку цивилизационного развития.