Зимовье зверей в средней. Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимовье зверей

Цель : приобщение детей к миру художественной литературы.

Задачи :

  • продолжать формировать навыки рассматривания книги;
  • учить определять жанр произведения;
  • передавать интонацией голоса персонажей;
  • подвести к пониманию образного содержания пословиц;
  • воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

1. Стимулирование интереса (сюрпризный момент)

— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (Книги )

Через лево повернись,
В Книгограде очутись.

— Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (Сказки, рассказы, стихи ). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга. (Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» ). Произносит слова:

Раз, два, три, Волшебная книга,
Что-нибудь нам подари!

2. Подготовка к восприятию

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.

— Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (Название книги, фамилия автора ).

Название этой книги «Дружба зверей»- это сборник сказок. Что такое «сборник»? (Это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов ). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор — русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.

  • Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние?
  • Могут ли домашние животные жить в лесу?
  • Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.
  1. Выразительное чтение сказки воспитателем.
  2. Выявление уровня восприятия.

— Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (Звери разговаривают ). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (Домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму ).

— С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера ). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?

— Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши ).

Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.

— Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (Волк напугался ). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

3. Физкультминутка

Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку.

4. Продолжение беседы, разъяснение пословицы

— Есть такая пословица «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете? (Страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным ). О ком можно так сказать? (О волке ). Послушайте еще раз об этом.

— Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (Петух, кот, бык, свинья ). Дети изображают.

5. Итог

  • С какой русской народной сказкой мы познакомились?
  • А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?
  • Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?

Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

План-конспект непосредственной образовательной деятельности.
Тема: «Зимовье зверей».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
- формировать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь (Речевое развитие); - формировать умение употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей (Речевое развитие); - воспитывать бережное отношение к природе (Социально- коммуникативное развитие);
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира (Художественно-эстетическое развитие); - формировать умение рисовать животное по контуру тычком, закрепить знание цвета (коричневый), прививать интерес к рисованию (Художественно-эстетическое развитие); -закреплять умение раскатывать комочки круговыми движениями, формировать умение создавать предметы, состоящие из 2 частей, соединяя их путем прижимания их друг к другу (Художественно-эстетическое развитие);
- формировать представление о животном мире, умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида диких животных, узнавать и называть детенышей (Познавательное развитие); -совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный-короткий», длиннее-короче», «одинаковые по длине» (Познавательное развитие).
Логика образовательной деятельности.
Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Планируемые результаты.
Воспитатель читает стихотворение-загадку (см. приложение). Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. О ком это стихотворение? Это животные домашние или дикие? Почему мы их называем дикими? Сформировано умение отгадывать загадки, отвечать на вопросы.
Воспитатель предлагает отправиться в зимний лес. Произносит заклинание и накрывает детей покрывалом. Убирает покрывало. Предлагает рассмотреть картинку «Зима». Показывает бельчонка-игрушку.
Предлагает найти дом бельчонка.
Читает загадку о логове волка (см. приложение).

Загадка о лисьей норе.
(см. приложение)

Загадка о заячьей лежке.
(см. приложение)
Дети рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.
Кто это?
Почему он плачет?

Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос: Волк какой? (Серый, большой, дикий, злой)
Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос: Какая лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая).

Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос: Какой заяц? (Серый, маленький, белый).

Сформировано умение употреблять в речи прилагательные, отвечать на вопросы.
Физминутка.
(см. приложение) Дети повторяют движения за воспитателем. Снято мышечное напряжение.
Показывает картинку берлоги медведя. Читает загадку.

Показывает изображение дупла белки.

Показывает картинку серой белки.

Показывает картинку рыжей белки. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы:
Как называется дом медведя? Какой медведь? (Большой, лохматый, косолапый) Что медведь делает зимой?
Дети рассматривают картинку. Отвечают на вопросы: Чей это домик?
Как называется домик, в котором живет белка?

Рассматривают, отвечают на вопросы:
Белка какая? (Серая).
А почему шубка у белки серого цвета?
Рассматривают картинку, отвечают на вопрос:
Какая белка?
Сформировано умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида диких животных и их жилища.
Воспитатель читает стихотворение.
(см. приложение). Дети договаривая фразы, называют детенышей диких животных. Закреплено умение называть детенышей диких животных.
Предлагает слепить зайку.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушку, обращает внимание на то, что она смешная и веселая.

Задает вопросы? С чего начинаем лепить зайку? Как слепить шар? Показывает, как слепить ушки. Помогает тем, кто испытывает затруднения.

Дети рассматривают части игрушки: туловище –шар, голова-шар, только меньше, ушки длинные, как столбики.

Дети определяют, с чего начать работу.
Показывают, как скатать шар.
Соединяют детали игрушки.
Закреплено умение раскатывать комочки круговыми движениями.

Сформировано умение создавать предметы, состоящие из 2 частей, соединяя, путем прижимания их друг к другу.
Организует рефлексию.
Одобряет работы детей, отмечает их самостоятельность, показывает наиболее интересные игрушки. Рассматривают свои работы, рассказывают о них. Выставляют игрушки на выставку. Сформировано умение оценивать свою работу.
Игра-забава «Заинька, зайка».
Заинька, зайка, маленький зайка. Длинные ушки, Быстрые ножки. Проговаривают за воспитателем слова, повторяют движения. Снято мышечное напряжение.
Предлагает рассмотреть хвостики зверей. Рассматривают хвостики.
Сравнивают хвостики по длине. Отвечают на вопросы:
У всех ли зверей они одинаковые по длине? У кого длинный хвостик? У кого короткий хвостик? У кого хвостики одинаковые по длине? Сформировано умение сравнивать два предмета по длине.
П. игра «Кто в лесу живет?» (см. приложение) Действуют, согласно правилам игры. Сформировано умение играть придерживаясь правил.

Предлагает нарисовать мишку. Раздает листы с незакончен-ными рисунками медведя. Показывает каждому ребенку метод рисования. Рассматривают образец, определяют, какую краску будут использовать. Обводят контур медведя методом тычка, затем этим же методом закрашивают всего медведя. Сформировано умение рисовать животных по контуру методом тычка.
Игра «Мишка косолапый по лесу идет». Дети выполняют движения, имитируя повадки медведя. Обеспечена двигательная активность.
Организует выставку работ. Выставляют работы. Рассматривают их. Рассказывают о своих рисунках. Сформировано умение любоваться своей работой, рассказывать о ней.

Методы и приемы.
Практические. Игра-путешествие «В зимнем лесу». Опыт «У кого хвост длиннее?». Словесная игра «Доскажи словечко». Лепка «Зайка». Игра-забава «Заинька, зайка». П. игра «Кто в лесу живет?». Рисование «Мишка». Игра «Мишка косолапый по лесу идет». Физминутка.
Наглядные. Рассматривание иллюстраций. Показ приемов лепки и рисования.
Словесные. Разгадывание загадок. Вопросы воспитателя.

Материалы и оборудование.
Игрушка бельчонок, белое покрывало, картины «Дикие животные наших лесов», мячик, пластилин, доска для лепки, альбом для рисования, краски, кисточка, стаканчик для воды.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная. Физминутка. Игра-забава «Заинька, зайка». П. игра «кто в лесу живет?». Игра-забава «Мишка косолапый по лесу идет».
Игровая. Игровая ситуация «Путешествие в лес». Игры – забавы. П. игры. Словесная игра «Доскажи словечко».
Продуктивная. Рисование «Мишка». Лепка «Зайка».
Познавательно- исследовательская. Решение проблемных ситуаций. Опыт «Чей хвост длиннее?».
Коммуникативная. Разгадывание загадок.

Приложения:
Загадки:
Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
***
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
***
Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, а в деревне кур крадет. (Лиса)
***
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Физминутка.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть. Надо заиньку согреть. Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать.
*** Летом ходит без дороги возле сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.(Медведь)
Словесная игра «Доскажи словечко».
За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок) За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок) За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок) За мамой медведицей шел… Кто? (Медвежонок)
П. игра «Кто в лесу живет?»
Воспитатель бросает мяч ребенку со словами: «Медведь живет в лесу?» Ребенок отвечает: «Да (Нет)». Кидает мяч воспитателю.

Цель конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по ознакомлению с природным окружением в средней группе "Зимовье зверей"

Цель: закрепить знания детей о том, как зимуют дикие животные.

Задачи:
1. Закрепить произношение звуков [с], [ш];
2. продолжать узнавать и называть детенышей животных;
3. развивать любознательность, интерес к природе родного края.

Ребята, сегодня мы с вами отравимся в зимний лес на паровозике. Вы готовы?
(Дети становятся "паровозиком" и идут по группе, останавливаются около стульчиков)
- Вот мы и приехали! А в лесу холодно, ветер свистит: С-С-С…
Ветер свистит и деревья шумят: Ш-Ш-Ш…
(Дети повторяют звуки за воспитателем).

Воспитатель обращает внимание детей на артикуляцию, произношение.
- Ребята, присаживайтесь на "пенечки" (стулья), отдохнем с дороги.
- Ребята, а давайте вспомним, какие дикие животные живут в лесу? А давайте поиграем в игру "Назови детеныша". Я буду показывать животное, а вы называть их детенышей. Молодцы!
- Холодно в зимнем лесу. А давайте-ка мы с вами погреемся!

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,
В зимний лес пойдем гулять.
Заяц, волк, лиса не спят,
А медведи все храпят.
Ежик в норочке сопит,
И барсук всю зиму спит.
Птицы песенки поют,
Белки весело живут!

Ой, дети, кто-то здесь прячется! Да это же зайчонок! А почему ты такой грустный? (Зайчонок шепчет что- то воспитателю).
Ребята, оказывается, зайка шел в гости к своему другу бельчонку, да и заблудился. И он не знает, где его искать, где он живет.
- Не плачь, зайчонок, мы тебе поможем. У нас есть картинки, по ним мы обязательно узнаем, где живет твой друг.
Воспитатель показывает картинку с изображением берлоги.
- Может здесь живет бельчонок? (Нет, это берлога, там живет медведь). А что зимой медведь делает в берлоге? (Спит). А чем питается медведь? (Запасами своего жира, которые он накопил за лето). Когда проснется медведь? (Весной).

Воспитатель показывает картинку с изображением логова волка.
- Может здесь живет бельчонок? А кто здесь живет? (Волк). Как называется жилище волка? (Логово). А чем питается зимой медведь? (он охотится на мелких животных, птиц, ворует живность из жилища человека). Ребята, волки живут и охотятся стаями.
Воспитатель показывает картинку с изображением дерева с дуплом.
- Кто здесь живет? (Белка). Как называется жилье белки? (Дупло).

А чем она питается зимой? (Запасам грибов, ягод). Ребята, а как вы думаете, почему белка не мерзнет в своем домике зимой? (Утепляет свое дупло, дверь закрывает пробкой). А вы знаете, какие враги есть у белки? (Куница, сова, хорек). А вот и твой бельчонок!
- Ребята, давайте поиграем:

Походим как мишки.
Превратимся в лисичку.
А теперь мы серые волки.
А как прыгают зайки?

А наш зайка опять почему-то грустит. Он рассердился, потому что про всех рассказали, а про него забыли, он ведь тоже житель леса.
- Ребята, а как заяц к зиме готовится? (Меняет шубу). Где живет? (прячется в сугробах). Чем питается? (корой деревьев, веточками).
- А я вам еще вот что про зайку расскажу.

У зайца очень много врагов, поэтому природа подарила ему очень чуткие необыкновенные уши. Они поворачиваются вперед, в стороны и даже назад.

Чтобы убегать от врагов по сугробам и не проваливаться, у него задние лапки обрастают густой пушистой шерстью, и бегает по снегу, как на лыжах. Также задними лапами заяц отбивается от врагов и защищает своих детенышей. Ляжет на спину и бьет всех своими лапами.

Вот и закончилась наша прогулка, нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в наш поезд и поехали!

Севрук Людмила Ярославовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 42" г. Сыктывкар

Чтобы скачать материал или !

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка- «Детский сад №105»

(МБДОУ ЦРР- «Д/с №105»)

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

«Зимовье зверей»

Составитель: О.В. Завгороднева, воспитатель

2017

ЦЕЛЬ: Знакомить с русской народной сказкой « Зимовье зверей » .

Развивать речь , слуховое восприятие, внимание, воображение, речевое дыхание. Активизировать словарь детей.

Закрепить знания о диких и домашних животных. Учить делать описание по картинке.

Материал: картинки животных из сказки, набор настольных диких и домашних животных, ёлочки, деревья, загоны. Картинки диких и домашних животных.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение русской народной сказки « Зимовье зверей » . Объяснение непонятных слов из сказки.

Вводная часть.

Организационный момент:

(Дети стоят на ковре в кругу)

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже « Здравствуй» говорю

Я соседской…(Курице) (показывают крылышки)

Здравствуй, солнце золотое! (показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (показывают ветер)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают дубок)

Здравствуй, Утро! (жест вправо)

Здравствуй, День! (жест влево)

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Ребята, вы любите сказки? (Да.)

Тогда, присаживайтесь поудобнее.

Приготовьте ушки, глазки.

Начинаем нашу сказку.

Основная часть.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА СКАЗКИ.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло . Бык да баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух по потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья не горюют.

Ребята, из какой это сказки?

1. ОБСУЖДЕНИЕ СЮЖЕТА.

Назовите персонажей сказки.

Давайте вспомним кто напал на зимовье ?

Как звери защищали своё зимовье ?

Как вы думаете, почему у волка не получилось напасть на зимовье ?

2. ИГРА «Дикие - домашние животные» .

На столе игрушки животных вперемешку. Дети по одному идут берут животное и ставят его в загон либо в лес. Воспитатель закрепляет где живут дикие, а где домашние животные.

3. ИГРА «Кто я?»

Вы ребята будете описывать животное по картинке (его внешний вид, чем питается, где живёт, не показывая остальным. А дети должны узнать животное по описанию.

Воспитатель показывает образец.

4. Вы все хорошо потрудились, а сейчас физкультминутка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА С ЭЛЕМЕНТАМИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Я рогатый, пальчиками показать рожки.

Бу-бу- Два прыжка на двух ногах вместе.

Я хвостатый, покрутить попкой показывая хвост.

Бу-бу - Два прыжка на двух ногах вместе.

Я ушастый показать из ладошек ушки.

Бу-бу - Два прыжка на двух ногах вместе.

Очень страшный - Топают.

Бу-бу - Два прыжка на двух ногах вместе.

Испугаю, Воспитатель двигается в сторону детей.

Бу-бу - Два прыжка на двух ногах вместе.

Забодаю, Бодает.

5. СЛОВЕСНАЯ ИГРА «Доскажи словечко»

Волк живёт в….

Домашних животных кормит…

Котёнок играет с….

Медведь любит…

Собака сторожит …

Корова даёт…

Петух кричит…

Заключительная часть :

Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспоминали?

О каких животных говорили? Молодцы.

Конспект НОД для средней группы. Чтение сказки «Зимовье зверей»

Цель: углубление интереса детей к художественной литературе.

Задачи:

1. Образовательные:

Продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;

Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

Активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;

Обогащать словарный запас детей: «У страха глаза велики».

Подвести к пониманию образного содержания пословиц;

2. Развивающие:

Развивать внимание и монологическую речь;

Развивать зрительное восприятие

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.

Материал: книга «Зимовье зверей», презентация к сказке.

2. Подготовка к восприятию

Ребята, посмотрите, здесь есть волшебный сундучок. Что же в нем? (Воспитатель достает сундучок). Произносит слова:

Раз, два, три, Волшебный сундучок,

Что-нибудь нам подари!

(Воспитатель вынимает из сундука детскую книгу)

Ребята, а что это? (книга) А что же с ней нужно делать (читать)

(Дети рассаживаются полукругом.)

3. Чтение сказки «Зимовье зверей» (чтение сказки сопровождается показом иллюстраций ИКТ)

О чем рассказывается в сказке? (о том как звери строили зимовье)

Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (дом)

Для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать)

Кто что делал?

(бык «столбы тесал»- выравнивал бревна;

баран «щепу драл» -мелко колол дерево на щепки;

свинья «глину месила», кирпичи клала;

кот мох носил, «стены конопатил»-затыкал щели в стенах;

петух крышу крыл.)

Что значит «рубить избу»? (строить дом)

Что случилось однажды? (пришли волки)

Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков)

Вам понравилась сказка?

Обрадовались звери, что спаслись от волка и на радостях слали веселиться, танцевать. Ребята, давайте и мы с вами порадуемся за зверей и немного потанцуем.

4. Физкультминутка.

5. Разъяснение пословицы, продолжение беседы.

Есть такая пословица: «У страха глаза велики» как вы ее понимаете? (Страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным).

О ком можно так сказать в нашей сказке? (о волке)

Что показалось волку?

Я прочту об этом еще раз (читаем сказку еще раз отрывок о волке)

Итак, ребята, не надо бояться того, чего на самом деле нет.

6. Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, Что делали? (читали сказку) Какую сказку читали? («Зимовье зверей) Зачем нужны книги? (чтобы узнавать много нового и интересного) Тяжело ли было отвечать на вопросы? Почему?