А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть мозаИчный зАперта добелА сОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

2. ЛИЧНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

3. У меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу.

4. Он с ДЕЛОВИТЫМ видом принимал участие в обсуждении этой проблемы.

5. После шторма на море наступило СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ ДВУХСТАМ посетителям ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель пара ЧУЛОК

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда .

2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.

4) Следуя за, показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.

7) В своём романе «Герой нашего времени» раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.

8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики , грамматики.

9) Осуждая своих современников, пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сокр...щение прив...дение обн...жить (пороки) упр...щать заг...рающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

(не видно ни) ...ги, ...боку от...мённое (прилагательное), вз...мать пр...бежище, пр...успел

ад...ютант, с...естное вз...скал, супер...гра

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.

4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.

2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3. Один прыжок и лев на спине буйвола

4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.

5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

На ранней заре (1) яблоневый сад (2) сквозь деревья (3) которого (4) блестит кое-где утреннее солнце (5) наполнен лиловым туманом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были

пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Каждый человек есть живой излучающий личный центр. (2)Каждый взгляд, каждое слово, каждая улыбка, каждый поступок излучают в общий духовный эфир бытия особую энергию тепла и света. (3)И даже тогда, когда человек, по-видимому, ни в чём не проявляя себя, просто находится рядом, мы осязаем посылаемые им лучи. (4)И притом тем сильнее, тем определеннее и напряженнее, чем значительнее и своеобразнее его духовная личность. (5)Получая первое восприятие чужой антипатии, мы чувствуем, что посылаемые нами жизненные лучи не приемлются другим человеком, отталкиваются или упорно не впускаются им в себя. (6)Это уже неприятно и тягостно. (7)Это может вызвать в нас самих некоторое смущение или даже замешательство. (8)В душе возникает странное чувство неудачи, или собственной неумелости, или даже неуместности своего бытия. (9)Воля к общению пресекается, лучи не хотят излучаться, слова не находятся, жизненный подъём прекращается, сердце готово замкнуться. (10)Замкнутые и малообщительные люди нередко вызывают такое чувство у общительных и экспансивных людей даже тогда, когда об антипатии не может быть и речи. (11)Но антипатия, раз только возникнув, обостряется до враждебности, сгущается в отвращение и углубляется до ненависти.

(12)Когда я встречаюсь в жизни с настоящею ненавистью ко мне, то во мне просыпается чувство большого несчастья, потом огорчение и ощущение своего бессилия. (13)Вслед за тем я испытываю настойчивое желание во что бы то ни стало уйти от своего ненавистника, исчезнуть с его глаз, никогда больше с ним не встречаться и ничего о нём не знать. (14)Если это удаётся, то я быстро успокаиваюсь, но потом скоро замечаю, что в душе осталась какая-то удручённость и тяжесть, ибо чёрные лучи его ненависти всё-таки настигают меня, проникая ко мне через общее эфирное пространство. (15)Тогда я начинаю невольно вчувствоваться в его ненавидящую душу и вижу себя в её черных лучах их объектом и жертвою. (16)В духовном эфире мира образовалась рана; надо исцелить и зарастить её.(17)Мой ненавистник должен простить меня и примириться со мною. (18)Он должен испытать радость от того, что я живу на белом свете, и дать мне возможность радоваться его бытию. (19)Ибо, по слову великого православного мудреца Серафима Саровского, «человек человеку - радость».

(20)Прежде всего мне надо найти и установить, нет ли и моей вины в том, что мы оба теперь страдаем: он, ненавидящий, и я, ненавидимый? (21)Может быть, я нечаянно задел какую - нибудь старую, незаживающую рану его сердца? (22)Вслед за тем мне надо простить ему его ненависть. (23)Я не должен, я не смею отвечать на его чёрный луч таким же чёрным лучом презрения и отвержения. (24)Мне не следует уклоняться от встречи с ним, я не имею права на бегство. (25)Отныне я буду встречать луч его ненависти белым лучом, ясным, кротким, добрым, прощающим и добивающимся прощения. (26)Я должен обходиться с моим ненавистником так, как обходятся с тяжело больным человеком, не подвергая его новым, добавочным страданиям. (27)Я должен посылать ему в моих лучах понимание, прощение и любовь до тех пор, пока он не восстановит оборванную им нить, ведущую ко мне. Ненависть исцеляется любовью и только любовью. (29)Луч настоящей любви укрощает диких зверей. (З0)Излучение любви действует умиряюще и обезоруживающе.

(31)Напряжение злобы рассеивается: злой инстинкт теряется, уступает и вовлекается в атмосферу мира и гармонии. (32)Всё это не пустые слова: любовь заклинает бури и умиротворяет духовный эфир вселенной. (33)А если однажды это состоится, ненависть его преобразится и рана духовного эфира исцелится и зарастёт. (34)Тогда мы оба будем радоваться радостью избавления и услышим, как высоко над нами всё, ликуя, празднует до самого седьмого неба, ибо Божия ткань любви

Общепринятыми способами общения с подчиненными и одновременно формами организации работы менеджера являются производственные совещания и собрания.

Собрания и совещания представляют собой способ коллективного обмена деловой информацией под руководством начальника с принятием конкретных решений.

По целям выделяются следующие типы собраний и совещаний:

Ознакомительное (презентация новых проектов, повышение квалификации);

Информационное (обобщение сведений, изучение точек зрения);

Разъяснительное (убеждение сотрудников в чем-либо);

Проблемное (коллективный поиск решения вопроса);

Инструктивное (доведение до сведения необходимой информации и объяснения способа действий);

Оперативное («оперативка») (получение текущих сведений о состоянии дел и определение «узких мест»);

Планерка (постановка задач и планов на ближайший короткий период времени)

Координационное (обеспечение взаимодействия подразделений);

Итоговое (подведение итогов за период времени или производственный цикл);

Торжественное (торжественное подведение итогов, важных для предприятия дат или событий, награждение лучших сотрудников);

«собрание трудового коллектива» (на все остальные собрания тоже собирают трудовой коллектив, но это название подчеркивает, что на собрании обсуждаются какие-то важные, больше для трудового коллектива, чем для руководства, вопросы – условия труда, подготовка к праздникам, какие-то другие неформальные, не имеющие прямого отношения к производству темы; из этого же ряда – профсоюзное собрание).

Термины «собрание» и «совещание» часто воспринимаются как синонимы. Однако, строго говоря, собрание и совещание отличаются и по целям, и по способам проведения.

Собрание – способ коллективного обмена деловой информацией с принятием (доведением) конкретных решений. Собрание обычно организуется руководством для информирования трудового коллектива.

Совещание – способ коллективного обмена деловой информацией, при котором руководство приглашает необходимых специалистов и выслушивает их мнение (организует дискуссию) для принятия решений. Обычно совещания собирают с участием руководителя, руководителей подразделений, ведущих специалистов – то есть тех, чье мнение значимо и может повлиять на принятие решения.

Итак, задача собрания – проинформировать трудовой коллектив, задача совещания – выработать совместное решение в более узком кругу причастных к проблеме специалистов. Различие этих форматов делового общения легко понять с помощью анализа этимологии (происхождения) их названий: на собрание собирают для любой цели, на совещание собирают, чтобы посовещаться. Любое совещание является собранием, но не любое собрание является совещанием. Совещание предполагает обычно более узкий формат, поэтому далее рассмотрим основные принципы организации и проведения собрания, чтобы охватить более широкий спектр аспектов.

Подготовка собрания начинается с постановки цели, определения темы, повестки и состава участников. Результативность собрания во многом определяется временем и местом его проведения, а также составом его участников. Приглашать на собрание следует минимальное количество людей – только тех, без кого оно окажется неэффективным. (Иногда разумно отпускать еще до завершения собрания тех работников, в присутствии которых уже нет необходимости.)

Основа успеха собрания – правильно составленная повестка дня . Обычно она доводится до участников собрания заблаговременно, чтобы они уже знали, какие вопросы будут обсуждаться на собрании, и могли подготовиться. В любом случае, повестка обязательно объявляется в самом начале собрания.

Повестка дня часто выполняется в виде отдельного документа. Этот документ одновременно является и объявлением о собрании, и распоряжением, предписывающим провести собрание на такую-то тему с такими-то вопросами и такими-то участниками. Поэтому есть смысл вывешивать его на доске распоряжений.

Повестка собрания должна содержать:

Название (тему) собрания;

Информацию о месте, времени и продолжительности собрания;

Информацию об участниках собрания (кому явиться);

Перечень вопросов для обсуждения (если надо – с именами докладчиков);

Регламент – распределение времени по вопросам повестки.

Если статус собрания незначителен, в повестке достаточно указать тему, время–место, перечень вопросов, и перечень категорий работников (или персональный перечень), которые должны участвовать в собрании.

Некоторые собрания не требуют подробной повестки. Например, для проведения небольшого совещания иногда достаточно устно объявить место–время, состав участников и тему. Перечень обсуждаемых вопросов будет выработан уже на самом совещании.

Начало собрания. Собрание всегда ведет один человек – председательствующий, чаще всего, сам руководитель. В самой первой, начальной фазе собрания председатель, прежде всего, доводит до сведения основные процедурные вопросы: тему и цель собрания, содержание повестки, регламент.

Ведение собрания для руководителя всегда разбивается на две параллельные линии: ведение процедуры и ведение содержания.

Управление процедурой собрания

Управление содержанием собрания

открытие собрания

выступление с основным сообщением

соблюдение повестки

комментарии к другим сообщениям

соблюдение регламента

соблюдение темы собрания

соблюдение очередности выступлений

ведение дискуссии

соблюдение порядка в зале

выработка решений

контроль за ведением протокола, фиксацией решений

обеспечение адекватного понимания в зале

закрытие собрание

объявление выводов и решений

Ведение собрания с точки зрения процедуры, в основном, сводится к предоставлению слова выступающим в соответствии с повесткой собрания. С точки зрения содержания, руководитель вставляет также свои комментарии, выступает с сообщениями, организует обмен мнениями, подводит итоги собрания, объявляет его результаты и формулирует решения.

Важно не удариться в крайности. Если слишком подчиняться процедуре, то можно упустить интересные для обсуждения линии, которые требуют отклонения от регламента, но могут быть полезны для дела. Если слишком подчиняться содержанию, то можно пойти вразнос по всем увлекательным темам, забыв о регламенте и необходимости выработать формальные решения. Поэтому управление процедурой должно быть гармонично сбалансировано с управлением содержанием. И оба процесса должны подчиняться здравому смыслу.

Для формирования делового настроя на собрании, совещании, следует сразу же заявить, что во время совещания обсуждаются и критикуются идеи, а не высказавшие их люди.

Демократия хороша как общественный механизм; в производственном процессе она бывает разрушительной. Поэтому следует также четко определить ограничения, связанные с правом принятия решения. Есть вопросы, решение по которым может принять собрание. Но чаще всего, собрание является способом выработки решений, консультативным органом. Решение же принимает руководитель или конкретные менеджеры.

В то же время нельзя задавить инициативу сотрудников авторитетом руководителей. Собрание и, особенно, совещание не будет иметь смысла, если на нем будет выступать только топ-менеджер, а специалисты и сотрудники будут благоговейно внимать. Надо стимулировать их инициативу, предлагать им слово, подбадривать, отмечать хорошие идеи и просто преданность делу.

Существуют два основных способа организовать обмен мнениями на собрании или совещании.

1. Начинать с нижестоящих. Чаще всего, удобнее сначала предоставить слово нижестоящим в иерархии специалистам и сотрудникам. Ведь если сначала выступит начальник, то некоторые сотрудники могут побояться высказывать точку зрения, отличную от начальственной. И тогда смысл их участия в совещании пропадет. Поэтому надо дать сначала выступить специалистам, пусть они проинформируют, выскажут свое мнение о способах решения проблемы. Надо, однако же, поблагодарив и подбодрив их, иметь в виду, что решение принимают не они – чтобы у низовых сотрудников не возникло ложной иллюзии, что они управляют процессом.

Низовые сотрудники часто не видят общих целей собрания и поэтому, разгорячившись, поощренные вниманием, могут увлечься своими тезисами. Надо уметь держать их в узде, чтобы, высказав свое мнение, они не сделали из собрания «сольный концерт» или перебранку. При этом важно поощрить их инициативность, заинтересованность.

2. Обмен мнениями по кругу. На стадии обсуждения, когда еще не пришло время принимать решение, эта демократичная форма очень удобна и продуктивна: она формально дарует всем участникам равное право на высказывание. Кроме того, такая форма является дополнительной дисциплинирующей и организующей рамкой – людям легче придерживаться очевидной очередности, каждый выступающий понимает, почему и когда наступает его очередь, и понимает, что после него тоже есть выступающие и им тоже надо дать слово. Естественно, эта форма обмена мнениями удобна для небольших совещаний (до 8-10 человек), так как предполагает, что выскажутся все участники.

Если обмен мнениями никак не выходит, следует специально задать вопрос наиболее активному, наиболее темпераментному сотруднику. Не важно, является ли он при этом специалистом по теме. В каждом коллективе есть наиболее активные и болтливые сотрудники. Его только попроси, – он легко начнет обсуждение и разогреет остальных. Важно только потом вовремя ограничить его монолог и вырастить дискуссию. Этот прием помогает избегать неловкого молчания в начале обсуждения, когда руководитель предлагает высказываться, а никто не решается.

Руководитель действует одновременно как лидер и как модератор, который предоставляет людям возможность высказаться. Следите за тем, как вы участвуете в обсуждении, убедитесь, что вы не подавляете специалистов, мнение которых важно. Специально дайте возможность высказаться нерешительным и робким, если их мнение может оказаться ценным. Важно, чтобы даже робкие специалисты ощутили свою причастность и значимость своего мнения.

Удобно делать записи на доске, полезно записывать сделанные предложения. Это поможет не удаляться слишком от ключевых вопросов повестки, а также использовать наработки собрания в дальнейшей деятельности.

Во время совещания в формате так называемого мозгового штурма принимаются и обсуждаются любые идеи. Методология «мозгового штурма» проста: набрасываются безо всякой критики все и любые идеи по теме. «Мозговой штурм» получил широкое признание, главным образом, именно потому, что позволяет участникам дискуссии высказывать любые, самые невероятные на первых взгляд, предложения, критика которых запрещена до завершения «штурма».

Чтобы собрание не сбилось в сторону от темы, надо своевременно подводить промежуточные итоги, используя повестку дня и идеи, выписанные на доске.

Результаты совещания будут более продуктивными, если председатель во время обсуждения занимает нейтральную позицию, не вступает в споры с другими участниками дискуссии и не отдает предпочтение какому-либо предложению до момента принятия решения. В спорных ситуациях используйте позицию не спорщика, но арбитра – она наиболее авторитетна и целесообразна. Объявив о принятом решении, стоит поблагодарить и тех, чье мнение в этом решении не отражено, указать на значимость их мнения, чтобы у них не пропала охота высказывать свое мнение в будущем.

В процессе совещания чаще всего наблюдаются две тенденции. В одном случае происходит слияние мнений участников с позицией лидера, «сильной личности». В результате волевой подход к реализации задач начинает преобладать над аналитическим. При этом появляется опасность того, что участники совещания, сами того не подозревая, попадут в зависимость от авторитета и потеряют самостоятельность суждений. Поэтому председательствующему разумно сдерживать энергию тех, кто привык владеть инициативой из-за своих способностей, предоставляя менее активным участникам выступить ранее.

Во втором случае председатель пытается достичь единства всех участников совещания, старается всеми силами обеспечить их вовлеченность в процесс. Однако стремление к единству любой ценой – это не самоцель. Важен не компромисс, а эффективное решение, которое вовсе не обязательно является плодом компромисса. Да и цель собрания – не воспитание гражданской активности, а решение производственных вопросов. И участие всех, единство всех сотрудников должны быть востребованы лишь постольку, поскольку это может быть полезно для решения производственных задач и формирования командного духа.

На собрании могут возникать различные неприятные ситуации, гасить которые должен руководитель, ведущий собрание. Например, появление опоздавших. Реакция зависит от стиля руководителя. Диапазон реакций широк: от краткого замечания до выдворения с собрания и вынесения дисциплинарного замечания. Но спускать ни в коем случае нельзя. Собрание – это священный ритуал, и сотрудник должен сто раз подумать, прежде чем в следующий раз он намерится опоздать без уважительной причины.

Не всегда сотрудники ведут себя на совещаниях хорошо. Попадаются и бузотеры или болтуны. Встречаются хохмачи или острословы, отпускающие в адрес коллег едкие замечания по делу и не по делу. Всякую несанкционированную речевую деятельность на совещании надо контролировать и пресекать. Если посторонние разговоры и перешептывания превысили некий предел, стоит сделать замечание, поначалу в умеренной форме, попросить прекратить перешептывания. Руководитель должен контролировать ситуацию и обеспечивать внимание всех участников собрания. Один из способов – дать галерочным критиканам и комментаторам слово. В любом случае необходимо делать замечания, иначе вседозволенность превратится в шум и сорвет совещание. Приемы усмирения следует применять по нарастающей – от постукивания ручкой по столу и строгого взгляда до замечания и выговора.

В конце обсуждения каждого вопроса повестки необходимо официально подводить черту под обсуждением. Следует спросить, у кого еще есть вопросы по обсужденной теме. Участники собрания должны четко понимать момент перехода от одного вопроса повестки к другому. Этим поддерживается ритм и порядок собрания.

Совещания и собрания – это групповые формы делового общения. И, как в любой группе, во время проведения совещания могут возникать конфликты.

Под конфликтом понимают столкновение различных точек зрения в деловых и межличностных отношениях.

Конфликт способен разрушить и собрание, и авторитет руководителя. При этом конфликт может произойти как между участниками собрания, так и между участником собрания и руководителем. В любом случае управлять конфликтом, нейтрализовать его – задача руководителя и никого более. Если начальник избегает вмешательства в конфликт и пускает конфликт на самотек, он проявляет свою слабость.

Конфликты могут быть личными, а могут быть производственными. Производственный конфликт может оказаться продуктивен, если руководитель своевременно переведет его в дискуссию, извлечет из конфликтных позиции здравые суждения. Хуже, если происходит открытый конфликт, переходящий на личности. Его надо прекращать как призывами к порядку и этичному поведению, так и попросту волевым вмешательством. Иными словами, необходимо управлять производственным конфликтом и не допустить его перерастания в конфликт личный.

Существуют три основных способа разрешения конфликта: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.

Подавление – это прямой приказ прекратить препирательства. Этот способ можно использовать только в том случае, если руководитель уверен, что обладает непререкаемым авторитетом и способен погасить любую ситуацию. Стоит помнить, что в конфликте люди бывают разгорячены, они могут совершить отчаянные действия, которые могут стать проверкой авторитета руководителя на прочность. Иногда и лев уступает дорогу кабану, мудро откладывая «разбирательство» на другой раз, когда у кабана будет куража поменьше. Но все остальные окажутся свидетелями ситуации, в которой «лев уступил». Надо трезво оценивать свой авторитет. С другой стороны, авторитет руководителя, который смог перемолоть самую горячую ситуацию и погасить самого пылающего смутьяна, станет действительно непререкаемым. Гасить конфликт мягко, уводить тему в сторону или же ломать смутьянов «в лобовую», с металлом в голосе, – это зависит от стиля и харизмы конкретного руководителя.

Отсрочка конфликта является хорошим способом уйти от лобового столкновения и в то же время сохранить контроль за ситуацией. Для этого нужно сказать инициатору конфликта, что его вопрос требует отдельного разговора, который обязательно состоится позже на специальном совещании. А пока надо уважать время остальных участников и вернуться к теме собрания. И затем надо переключить внимание присутствующих на другой вопрос повестки дня. Затем вопрос со смутьяном можно решить без свидетелей (само наличие которых часто разгорячает забияк), без риска прямой публичной свары.

Превращение конфликта в деловой разговор сводится к тому, что руководитель находит в позициях конфликтующих сторон хоть какие-то здравые идеи, извлекает их и акцентирует на них внимание самих спорщиков и всего собрания. Например, переругивание начальников смежных подразделений можно свести к выяснению, каких именно ресурсов им не хватило для решения поставленных задач. И тогда ругань перейдет в конструктив.

Завершение собрания. Собрание – не шампанское, чтобы заканчиваться само собой. Его обязательно должен закрыть руководитель или ведущий. Иначе в организации правит анархия. Необходимо кратко подвести итоги, напомнить решения по основным вопросам. Если на собрании приняты какие-то решения, то надо напомнить, кто отвечает за исполнение этих решений и зафиксировать сроки.

Обязательно надо спросить, есть ли у кого вопросы по теме собрания. Если вопросы мелкие, то на них надо быстро ответить, чтобы удовлетворить жажду внимания у сотрудников. Если вопросы серьезные, то вдаваться в них не надо – люди уже настроились на завершение собрания и будут невнимательны, собрание развалится. Если есть серьезные вопросы, надо пообещать их авторам решить эти вопросы в индивидуальном порядке или на следующем совещании. И официально подвести черту под обсуждением.

Довольно удачное решение для завершения собрания – поздравление именинника или объявление о каких-то неформальных, но важных событиях в жизни фирмы. Сотрудники оценят, что с ними делятся интересной для них информацией. Такое окончание, кроме прочего, создает позитивное настроение при выходе с совещания. Во многих случаях это бывает полезно, так как настраивает людей на позитивный лад, помогает им работать с хорошим настроением.

(1)Потовые поры человека выделяют за время его ночного сна до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и в тех случаях, когда мускулам приходится выполнять тяжёлую работу. (2)Тогда пот испаряется с кожи, испарение забирает у тела тепло, благодаря чему всё тело охлаждается. (3) (...) пот защищает нас от перегрева.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. За время ночного сна потовые поры человека выделяют до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и при выполнении тяжёлой работы.

2. Потовые поры выделяют за время ночного сна человека до полулитра пота, который защищает нас от перегрева.

3. Выделяясь особенно интенсивно в жару или во время тяжёлой работы, пот защищает человека от перегрева, испаряясь с кожи.

4. Особенно интенсивно человек потеет в жару или во время тяжёлой работы, но через некоторое время после этого тело его охлаждается.

5. Пот защищает организм человека от перегрева, поэтому люди часто потеют в жару или при выполнении тяжёлой работы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.

2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.

3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Продолжительное время. Выиграть время.

4. Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда.

5. Период, эпоха. Время года (весна, лето, осень, зима). Во времена Петра I. Суровое время.

6. Пора дня, года. Вечернее время. Дождливое время.

7. Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. Всему своё время. Время обедать.

8. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.

9. В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему времени.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть мозаИчный зАперта добелА сОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

2. ЛИЧНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

3. У меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу.

4. Он с ДЕЛОВИТЫМ видом принимал участие в обсуждении этой проблемы.

5. После шторма на море наступило СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ ДВУХСТАМ посетителям ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель пара ЧУЛОК

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.

2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.

4) Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.

7) В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.

8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

9) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

сокр...щение прив...дение обн...жить (пороки) упр...щать заг...рающий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

слова, вставив пропущенную букву.

(не видно ни) ...ги, ...боку от...мённое (прилагательное), вз...мать пр...бежище, пр...успел

ад...ютант, с...естное вз...скал, супер...гра

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сит...чко продл...вать вермишел...вый рыж...ватый праздн...чный

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раста..вший застел..шь обкле..нный задерж..шь меч..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и

выпишите это слово.

1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.

2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.

5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.

2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.

3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.

4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.

5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.

2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.

3. Один прыжок и лев на спине буйвола

4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.

5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны

стоять запятые.

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

На ранней заре (1) яблоневый сад (2) сквозь деревья (3) которого (4) блестит кое-где утреннее солнце (5) наполнен лиловым туманом.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны

стоять запятые.

Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были

пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.

Задание 7. ЕГЭ

1. Причастие должно быть согласовано с определяемым словом.

Мне подарили книгу Л. Толстого, опубликованного при жизни писателя .

2. Нельзя разрывать причастный оборот определяемым словом.

Меня попросили перевести написанную книгу на французском языке.

3. Причастный оборот должен располагаться непосредственно ДО или ПОСЛЕ определяемого слова.

У него было раскрасневшееся лицо от мороза

Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь

1. Придаточные присоединяются к главному одним союзом.

Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному изображен Петербург в произведениях русских писателей.

Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его.

2. Придаточное не может присоединяться союзом И с однородным членом.

Герой рассказывал о прошлом и когда он был совсем оным разведчиком.

3. Недопустимо неоправданное употребление соотносительного слова ТО

Я понимаю о том , что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. При последовательном подчинении придаточных повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Я хочу, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнила место встречи .

5. В СПП с придаточным определительным с союзным словом который может возникать двусмысленность:

Я показал гостям автограф писателя , который мне очень дорог .

В газете «Вечерняя Москва»

В «Вечерней Москве» опубликована интересная статья.

1. Все, кто приходил на апелляцию , смог увидеть свои ошибки.

2. Сказуемое ставится в форме ед. ч.:

- Несколько лампочек то гасли, то разгорались.

(при неодушевленном существительном.)

- Огромное большинство наших предприятий отказалось от участия в выставке.

- Большинство человек ранено .

(сказуемое выражено страдательным причастием)

3. Сказуемое ставится в форме мн. ч.:

- Несколько человек кинулись вслед бежавшему.

(сущ. Одушевленный предмет, сказуемое подчеркивает активность действия)

- Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот .

(в составе подлежащего или сказуемого имеются однородные члены)

Мария обучалась игре на фортепиано, а потом уехала из города

Е) Употребление предложений с однородными членами.

1. Декабристы любили (кого?) и восхищались (кем?) русским народом .

(использование одной управляемой формы при однородных членах)

2. Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам

(нарушение норм лексической сочетаемости)

3. В пакете лежали апельсины, бананы, фрукты.

(смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов).

4. Нельзя соединять как однородные члены предложения разнотипные синтаксические конструкции:

- Я не люблю скандалы и когда получаю двойку.

(член предложения и придаточное предложение)

- В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием.

(обособленное определение и определительное придаточное)

- Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину .

(обстоятельственное придаточное и обособленное обстоятельство)

- Изменивший присяге и общаясь с Пугачевым, Швабрин проявил себя как низкий человек.

(обособленные обстоятельства и обособленные определения)

5. Рассказ показался как интересным взрослым, так и детям.

Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Рассказ показался интересным как взрослым, но и детям.

То проедет подвода, то машина.

(нарушения порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…,но и; не столько…,сколько; как…так и;) повторяющихся союзов (то…то, нетто…не то)

Ж)Употребление падежной формы существительного с предлогом

1 Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно (ЧЕМУ?) употребляются с Д.п.

2. Предлог ПО (в значении времени, синонимичен предлогу ПОСЛЕ) употребляется с П.п . (по выходе, по приезде, по окончании, по возвращении, по завершении, по прибытии )

З) Употребление прямой и косвенной речи

Использование во второй части предложения местоимений 1 или 2-го лица.

Сергей Есенин утверждает, что « я последний поэт деревни»

И) Употребление предложений с деепричастным оборотом.

Субъект, названный подлежащим, должен выполнять оба действия.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Задание 7. ЕГЭ

ОШИБКИ В НАРУШЕНИИ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вариант №1.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1). И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию- «испытанию любовью»- и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увез с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актеров.

5) В 1885 году Д.И. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенным из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по- разному «град Петров» изображен в произведениях А.С. Пушкина, Н.Гоголя, Ф.М. Достоевского

Вариант № 2.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1). Первые рассказы современного писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире»

2). Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-восток Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

3). Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесутся к новому проекту.

4).Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью до 10 минут .

5) Множество людей, знающие о роли труда в формировании различных способностей, достигли значительных успехов в своей жизни.

6) Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.

7) Когда мать узнает, что сын бросил институт, у нее появился страх за него.

8) Тот, кто не жалеет себя, обычно достигают многого.

9) Я никогда не видел балета «Щелкунчик» в театре.

Вариант №3.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Повесть «Степь» - это итог сложной работы Чехова в поисках своей творческой манеры.

2)Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимают реформы.

3) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О.И. Бове.

4) Написанная рукопись мелким почерком читалась с трудом.

5) Когда я подъезжаю с Санкт-Петербургу, меня будет переполнять гордость

за его великолепные архитектурные ансамбли.

6) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.

7) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.

8) На производственном совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

9) В «Вишневом саде» А.П. Чехов показал новых представителей России.

Вариант №4.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1)Те, кто несколько лет назад пришел в спортивный клуб, сегодня завоевывают золотые медали.

2) На фабрике «Большевичке» устроили праздник для ветеранов Великой Отечественной войны.

3) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

4)Большинство животных, живущие на свободе, заняты решением извечной задачи - собственным выживанием и продолжением рода.

5) Пока он полз по горячему от пороха снегу, пушки продолжают посылать снаряды через его голову.

6)Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

7) Одну из статей, дающую представление об этой методе, я нашла в последнем номере журнала «Современник»

8) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всем имеющего собственное мнение.

9) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки рояля.

Вариант №5.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) В двадцатых годах мы всей бригадой работали в газете «Гудок».

2)Несмотря на то что он чувствовал себя плохо, тем не менее эту дистанцию пробежал хорошо.

3) Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями о событиях Великой Отечественной войны.

4) Роман Шолохова переведут на многие языки мира, и «Тихий Дон» по праву занял свое место в мировой литературе.

5) В гонке технологий победит тот, кто лучше пишет программы и анализирует инженерные процессы.

6) После случившегося отец и сестра решила перебраться в другой город.

7) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующих о современных тенденциях в градообразовании России.

8)Мать вспоминала подробности, объяснившие бы поступок сына.

9) В стихотворении А. Блока «Скифах» прослеживаются традиции литературы Х1Х века.

Вариант №6

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1)Надо знать не только что хочешь сказать, но и как именно наилучшим образом все это выразить с помощью языковых средств .

3) Знакомясь с разными экономическими явлениями, изучая их в курсе истории, географии, мы убеждаемся, что понятие экономика рассматривается в двух значениях: экономика как хозяйство и как область знаний.

4) Эти книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

5) Нам было сказано, что никогда в нашем доме не должно появляться ни одного сморчка, что этот гриб опасен и только опытные охотники могут позволить себе охотиться за этими грибами.

6) По окончании школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

7) Матч прошел на большой арене стадиона «Лужников».

8) Используя одни и те же слова для выражения своих мыслей, получаются похожие друг на друга фразы.

9) В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» единственным положительным героем является смех

Вариант №7

А) нарушение в построении предложения с однородными членами

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в употреблении падежной формы существительного с предлогом.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.

2) Я не стану упоминать обо всех неприятностях, которыми отныне была наполнена жизнь Никиты Рощина, упомяну лишь о самых существенных.

3) Писатель тщательно изучил и рассказал об этом историческом событии.

4) В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, карабкающийся вверх по склону каменистого откоса.

5) В природе нет ничего прелестнее раннего утра, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.

6) Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, которое выполняется или выполнялось самим предметом.

7) Человеку показалось то, что это сон.

8) Тростники вглядывались в черноту ночи, но даже не дрогнет их отражение в воде.

9) Все, кто приближается к площади Искусств с Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта, еще издали видит стоящую на постаменте фигуру Пушкина.

Вариант №8

А)нарушение в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В) ошибка в построении сложного предложения

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

2) Интересно, что, если взглянуть в прошлое картографии, там можно обнаружить пути, установленные Ф.Н. Шемякиным.

3) Печать, в частности молодежные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.

4) Мы увидели не только много интересного, но и узнали много нового для нас.

5) Ухватившись за нужный «кончик», мы тут же все распутаем.

8) Бросая в воду камни, во все стороны летели серебряные брызги.

9) Главное, чему необходимо уделить внимание,- это художественная сторона произведения.

Вариант № 9

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами.

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Как украсилась бы жизнь, если бы каждый человек мог знать, на что он способен.

2) О «сладком имени» города Медынь, название которого происходит от слова мёд, «сообщают» летящие пчелы, изображенные на его гербе.

3) В произведении В. Астафьева «Царь-рыбе» раскрывается неразрывная связь человека и природы.

4) Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассмотреть почерневшие от времени фрески в давно брошенных церквах?

5) Докладчик остановился на вопросе, что нередко поднимается на подобных совещаниях.

6) Поднявшись в чистое голубое небо, планер держат восходящие струи воздуха или ветер.

7) Уже много лет не бывал я на своей родине, и каждое новое посещение вдохновляет, наполняя сердце радостью.

8) В поселке интересовались и верили всему необычному.

9) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле - не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы,- играют в нем огромную роль.

Вариант №10

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в употреблении падежной формы существительного с предлогом.

1)Все, кто боялся серебряного меча, не отличался от других бестий.

2) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека.

3) Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране.

4) Ввиду скорого окончания путешествия настроение туристов сделалось взволнованным.

5) Отношение М. Шолохова к войне в романе «Тихом Доне» проявляется во многих деталях и образах.

6) Перед Ассоль стоял не кто иной, как путешествующий пешком Эгль - известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.

8) Прочитанный курс лекций им не был издан, как это обычно практиковалось, поскольку освещенные вопросы на лекциях были достаточно полно изложены в незадолго до этого опубликованной книге.

9) Промышленность и сельское хозяйство неуклонно развиваются.

Вариант №11

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в употреблении падежной формы существительного с предлогом

1) Предзакатное облачко похоже на розового барашка, отбившегося в этот поздний час от своего стада.

2) Благодаря запуска на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.

3) На перроне стояли ожидающие пассажиры посадки на поезд.

4) Позднее выяснилось, что у людей, испытавших лихорадочное состояние, вероятность наличия вируса была выше.

6) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

7) «Повесть временных лет» называет книги реками, наполняющими вселенную мудростью неизмеримой глубины.

8) Кто написал курсовую, нужно сдать ее лаборанту кафедры.

9) Напрасны надежды некоторых ретивых сторонников «прогресса» распрощаться с книгой: никакая кинопленка, никакая электронику книгу не заменят.

Вариант №12

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с косвенной речью

1)Я видел, как просыпаются в темной чаще ночные цветы, испуганно приоткрывая лепестки-ресницы и зачарованно поворачивая головки за плывущей луной .

2) И мудрому нужен совет, сильному нужна поддержка.

3) Перед дуэлью с Грушницким Печорин горько спрашивает себя, зачем я жил и для какой цели родился.

4) С наступлением зимы забираются в берлогу медведи, тихо дремлют в своих глубоких норах сурки и суслики, крепко засыпают, повиснув на стропилах чердака, летучие мыши, спят где-нибудь в ямках под камнями ужи и лягушки.

5) Прочитав статью известного журналиста, у меня осталось впечатление недосказанности.

6) Я мог бы идти по своей дороге зажмурившись, если бы по тротуарам не спешили пешеходы, а по мостовой не мчались бы машины и троллейбусы.

7) Известны два перевода баллады Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», в основу которой положена старинная народная песня.

8) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

9) А. Леонтьев в «Путешествие по карте языков мира» заставляет читателя задуматься над многими вещами, о которых он раньше, может быть, не имел представления.

Вариант №13

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) На картине Борисова-Мусатова «Весне» изображены ветви цветущей вишни. И готовые облететь одуванчики.

2) Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.

3) В четырех новеллах рассказывается о том, как некий Томас Ванделер, находившийся в Индии в рядах английских колониальных войск, оказывается владельцем необыкновенного алмаза кашгарского раджи.

4) Отрицательные явления можно встретить ещё и в наши дни, против которых были направлены сатирические произведения поэта.

5) Известный русский ученый П.И. Бахметьев доказал, что животные погружаются в спячку под влиянием холода.

6) Современное программное обеспечение способно превратить рисованного героя в полное подобие живого человека.

7) Очень бы хотелось, чтобы нынешние чиновники перенимали накопленный опыт своими предшественниками.

8) Не зря один философ утверждал, что обо всем, о чем нельзя говорить ясно, следует молчать.

9) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.

Вариант № 14

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнает цитаты из него.

2) Чувствуя приближение темноты и не зная наверняка дороги, я решил, что пора вернуться в деревню.

3) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

4) Возвратившись из поездки по Азии, у него не осталось свободных дней от отпуска.

5) Многие, кто бывал в Переяславле - Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

6)) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

7) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повети К. Паустовского «Орест Кипренский»

8) Эта книга научила меня меня ценить друзей, которую я прочитал еще в детстве.

9) Благодаря упорному труду участников экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот .

Вариант №15

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Тех, кто ещё не определился с темой диплома, профессор пригласил на ознакомительную лекцию по своему предмету.

2) Произведения А.С. Пушкина были откликом на новые проблемы, выдвигавшимися самой жизнью

3) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

4)Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, где познакомила бы ребят с ее фондами.

5) Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо»

6) Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны.

7)Человеку показалось то, что это сон

8)Облепиха широко используется как в народной, а также и в традиционной медицине.

9) В школьной газете «Звезда» были напечатаны портреты отличников и интервью с руководителем спортивной секции.

Вариант № 16

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1)В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

2) Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности композитора.

3) Сюжетом для оперы М. Глинки «Иван Сусанин» послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина.

4) По мнению многих критиков, И.К Айвазовский был лучшим из маринистов, писавших картины в девятнадцатом веке.

5) В качестве эпиграфа к сочинению ученик привел несколько строк из «Флейта-позвоночник» В.В. Маяковского

6) М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если ему все время говорить, что ты свинья»

7) Узкая дорожка бала покрыта переливающимся снегом под ногами.

8) Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.

9) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

Вариант №17

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

2) Те, кто серьезно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.

3) Одно из замечательных произведений А.Н. Островского является драма «Гроза».

3) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

4) Готовясь к походу, многое зависит от организаторов.

5) Департамент образования наметил совещание, посвященного новому учебному году, на 28 августа.

6) Следующее, на чем я должен остановлюсь, это на том, как использовать фразеологические обороты в речи.

7) В небольшом по объему произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем воспитания и образования.

8)Чтобы отдохнуть летом, места в санатории лучше бронировать зимой.

9) В рассказе Ю. Нагибина «Реке Гераклите» деревенское небо противопоставлено городскому.

Вариант № 18

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Биолог Малышев изложил свои наблюдения в своей статье «Топографических способностях насекомых».

2) Есть такая страна-Детство, в которое уже мы, взрослые, не попадем

3)В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.

4)По независящим причинам от Центрального телевидения они не могли продолжить передачу.

5) Уже в раннем возрасте мальчик увлекался театром и был ценителем изобразительного искусства.

6) )По окончанию бала гости неспешно разъезжались по домам.

7) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

8)В романе «Петр Первый» А. Толстого интересует роль личности в истории.

9)Любовь к Родине, стремление к справедливости особенно дорога мне в поэте.

Задание 7. 2016 «Синтаксические нормы».

КЛЮЧИ

1.

5,9,3,2,1

2.

5,6,1,8,7

3.

4,6,7,2,5

4.

4,3,2,6,5

5.

8,2,9,6,4

6.

8,4,7,2,6

7.

3,7,1,9,8

8.

4,8,6,3,1

9.

6,5,3,8,4

10.

8,7,5,1,2

11.

3,8,6,5,2

12.

5,7,9,8,3

13.

7,4,1,9,2

14.

4,8,6,1,3

15.

2,7,5,3,4

16.

7,9,5,6,8

17.

5,6,9,1,7

18.

4,2,1,9,3

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Античные учёные не отделяли географию от истории и философии. (2)Самостоятельной наукой она стала лишь на рубеже новой эры. (3)_____ научные труды древних, которые дошли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные: они включают сведения из нескольких областей знаний.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, поэтому их научные труды включают сведения из нескольких областей знания.

2. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, самостоятельной наукой география стала только на рубеже новой эры.

3. Научные труды античных учёных содержат сведения из нескольких областей знания, поскольку в древности географию не отделяли от истории и философии.

4. Научные труды античных учёных, которые дошли до наших дней, носят комплексный характер: они включают сведения из нескольких областей знаний.

5. География стала самостоятельной наукой лишь на рубеже новой эры, поэтому географические сведения входили в комплексные научные труды древних.

2

Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. Вероятно,

2. Поэтому

3. Вряд ли

5. Разумеется,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, мн. -и, -ёй, ж.

1. Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3. чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4. чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5. перен.,чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1. укрепИт

2. загнУтый

3. заселенА

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны.

2. Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ.

3. Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы».

4. По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство.

5. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

мебель для КУХОНЬ

прибежал ИЗ ДИСКОТЕКИ

УМНЕЕ всех

МОДНЫЙ кутюрье

выгодные ДОГОВОРЫ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.
6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.
7) В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.
8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
9) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

к...мпромисс

заг...рается

ч...стотный

забл...стеть

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по...вести, о...делить

пр...крыть, пр...кратить

пр...беречь, пр...сесть

вз...мать, под...скать

д...верять, н...растить

10

вытерп...в

кресл...це

танц...вать

магни...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

извлека...мый

слыш...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство 
с матерью.

5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ЧТО(БЫ) наслаждаться зрелищем праздничного салюта, мы забрались (НА)ВЕРХ холма.

2. Следите (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) дети не выбегали на проезжую часть.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ нам пришлось (НЕ)РАЗ пожалеть о своём легкомыслии.

4. ЧТО(БЫ) избежать недоразумений, я решил поговорить с родителями (НА)ПРЯМУЮ.

5. (В)ТЕЧЕНИЕ часа мы шли по грунтовой дороге (В)ДОЛЬ небольшой реки.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Мещёрские челны выдолбле(1)ы из одного куска дерева, только на носу и на корме они склёпа(2)ы кова(3)ыми гвоздями с большими шляпками.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.

2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.

3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.

4. Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.

5. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и падают на головы и плечи со скал и деревьев.

16

Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) ему навстречу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Мне (1) к счастью (2) помогает маляр, или (3) как он сам себя называет (4) подрядчик малярных работ.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы приехали задолго до начала представления (1) и (2) чтобы скоротать время (3) зашли в ближайшее кафе (4) где можно было выпить кофе и спокойно поговорить.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вся катастрофа виделась ей в образе грозы (1) но (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала себя за Сашей (4) спокойно и уверенно.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. (2)Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.

(З)Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. (4)Он мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы давно забытых и вечно памятных лиц.

(5)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. (6)Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела. (7)А ступени главного крыльца совсем прогнили.

(8)Когда Николай Николаевич увидел свою улицу и свой дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что не дойдет. (9)Он постоял несколько минут, отдышался, твёрдым военным шагом пересёк улицу, решительно оторвал крест от калитки, вошёл во двор, отыскал в сарае топор и стал им отрывать доски от заколоченных окон.

(10)Неистово работая топором, забыв впервые о больном сердце, он думал: главное - отколотить доски, открыть двери, распахнуть окна, чтобы дом зажил своей постоянной жизнью.

(11)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (12)И ещё когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сёстры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тёти, а ещё и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(13)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.

(14)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.

(15)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской.

(16)В доме пахло сыростью и затхлостью. (17)На потолке и в углах была паутина. (18)Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. (19)Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец, несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от занавесей.

(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами. (21)Картины, заботливо завёрнутые сестрой в мешковину, лежали на антресолях в самой сухой комнате.

(22)Первым делом Николай Николаевич затопил печи, а когда стёкла окон запотели, отворил их настежь, чтобы вышла из дома сырость. (23)А сам всё подкладывал и подкладывал в печи дрова, заворожённый пламенем и гулом огня. (24)Потом он вымыл стены, принёс стремянку, добрался до потолков и, наконец, меняя несколько раз воду, выскоблил тщательно полы, половицу за половицей.

(25)Постепенно всем своим существом Николай Николаевич почувствовал тепло родных печей и привычный запах родного дома - он радостно кружил ему голову.

(26)Впервые за последние годы Николай Николаевич освобождённо и блаженно вздохнул. (27)Вот тогда-то он снял чехлы с мебели и расставил её. (28)И, наконец, развесил картины... (29)Каждую на своё место.