Археологические раскопки подтверждают библию. Библейская археология: Как она возникла и зачем нужна

Библейская археология - сравнительно молодая наука, возникшая только в конце XIX века. В средневековье с этой тематикой ассоциировали поиск священных для христиан реликвий, например, обломков Ноева ковчега, щепок от Креста Господня, копья, которым римский легионер пронзил грудь Христу, и так далее. Но представление это безнадежно устарело еще в позапрошлом веке. С момента становления библейской археологии как научной дисциплины (то есть с начала XX века) исследователи ставили себе более сложную задачу: не поиск отдельных артефактов, а восстановление общего исторического фона, на котором происходили библейские события.

Такая задача была крайне важна, поскольку в университетской науке того времени господствовал критический метод изучения Библии. Будучи продуктом европейской скептически-секулярной мысли предшествующих трех столетий, он окончательно оформился в Германии во второй половине XIX века. Это была искусственная историософская схема, построенная на априорных предпосылках деизма, эволюционизма и гегелевской диалектики. Эта схема отказывала еврейскому народу в его религиозной оригинальности, а пропущенный через ее призму библейский текст объявлялся имеющим значительно более позднее происхождение. Скептики утверждали, что, например, большая часть Пятикнижия написана - фактически сфальсифицирована - не во второй половине
II тысячелетия до Р. Х. в Ханаане, а в VII в. до
Р. Х. в Вавилоне. Отвергалась историчность и других книг Ветхого и Нового Завета.

Кабинетная библейская наука оказалась в логическом тупике, отказывая предмету своего исследования в исторической достоверности. Чтобы преодолеть системный кризис, библеистика нуждалась в массиве нового материала, внешнего по отношению к библейскому тексту. Такой материал могла дать только археология. Фактически именно перед ней ставился вопрос: достоверна ли библейская история? Но на этот вопрос невозможно было ответить, откопав несколько предметов прошлого (артефактов, как называют их археологи). Требовался системный подход.

В Палестине и других странах библейского ареала начинают свои исследования ученые, ставящие задачу ответить на вопрос о правдивости Библии. Их, как правило, финансируют религиозные организации и фонды. Наиболее яркие страницы библейской археологии первой половины XX века связаны с Американской школой ближневосточных исследований и ее представителем Уильямом Олбрайтом. В результате многолетних раскопок в разных местах стало ясно, что описанные в Библии события хорошо вписываются в тот исторический и культурный контекст, который можно восстановить на основании археологических данных. Археология не доказала истинности всех событий Библии, но показала, что библейские повествования не противоречат внешним фактам. Этот вывод со временем помог преодолеть гиперкритический подход в библеистике.

После Второй мировой войны исследования, в том числе объектов, связанных с библейской историей, продолжились, но стали носить уже не религиозный, а светский характер. Вопрос о подлинности Библии уже не ставился, задача согласования найденных артефактов с Библией ушла из числа приоритетных. Раскопками стали заниматься не энтузиасты-одиночки, а группы специалистов в различных областях - стратиграфии (изучение культурных слоев), географии, геологии, климатологии, палеоботанике, палеозоологии, антропологии и других. Финансирование начало поступать не от религиозных организаций, а от государственных структур в рамках деятельности университетов и археологических институтов.

Изменилось даже название науки - она стала называться по тому региону, где ведутся исследования, например, археология Израиля или сиро-палестинская археология. В итоге в 70-е годы заговорили о «смерти» библейской археологии.

Если говорить о библейской археологии образца первой половины XX века, то она действительно умерла. Но умерла так, как об этом сказано в Евангелии: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12 :24). Библейская археология стала тем зерном, из которого выросла современная археология Палестины и стран библейского ареала. Это был логичный и естественный процесс. Результатом стало огромное количество новых, постоянно пополняющихся сведений о раскопках. Ни религиозные организации, ни отдельные верующие специалисты никогда не могли бы достичь таких объемов исследований, если бы на этих территориях продолжала существовать библейская археология в прежнем виде. Зерно принесло стократный плод.

Специалисты по библеистике получили возможность использовать этот огромный массив материалов, привлекая его для изучения Библии. Задача современной библейской археологии - не раскопки как таковые, а анализ уже имеющегося материала для изучения Библии, прежде всего - для восстановления исторического, религиозного, политического и культурного контекста, в котором происходили библейские события. По сути, библейская археология - мостик между археологией и Библией.

Что же касается исследователей, занимающихся библейской археологией, то это чаще всего верующие люди. Речь, понятное дело, не только о православных - среди библейских археологов есть и католики, и протестанты, и иудеи. В России большинство исследователей библейской археологии так или иначе связаны с православными богословскими учебными заведениями либо с ЦНЦ «Православная энциклопедия». В прошлом году Смоленская семинария организовала первую в России конференцию по библейской археологии, материалы которой были изданы как специальный выпуск журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» (№ 5). Но, конечно, в дискуссиях на библейско-археологические темы принимают участие и полевые археологи, и светские специалисты, защищающие иногда невыгодную для Библии интерпретацию артефактов.

Интерпретация тут - ключевое слово. Собственно, основная проблема археологии, в том числе библейской, - проблема интерпретации артефактов. Очень редко находят однозначные артефакты. Чаще всего споры начинаются именно на этапе идентификации: что найдено? как это понимать? как датировать? Нередко артефактам могут быть даны разные интерпретации, которые, будучи соотнесены с библейским повествованием, либо подтверждают, либо опровергают его.

Современная библейская археология - это прежде всего аналитическая наука, то есть исследователи анализируют огромное множество опубликованных данных. А данных действительно множество - достаточно сказать, что сейчас на территории Израиля имеется около 2000 объектов, на которых проводились или проводятся раскопки.

Вплоть до конца прошлого века считалось, что только приобретя многолетнюю практику полевых раскопок, специалист может заняться анализом артефактов. Сейчас этот подход признан порочным, и аналитиков начали готовить со студенческой скамьи, выделив особое направление в археологии - теоретическую археологию. Библейская археология относится к этому направлению.

Но это не только не исключает, а, наоборот, предполагает теснейшее знакомство и с объектами в местах раскопок, и с артефактами, доступными в музеях. Поэтому мы регулярно ездим в страны библейского ареала. А это не только территория Израиля, но и Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Иран, Ирак. Там найдены тысячи артефактов.

Основное достижение библейской археологии - то, что теперь мы можем достаточно уверенно реконструировать исторический и культурно-религиозный контекст различных эпох, и то, что библейские повествования с удивительной точностью вписываются в реконструкцию соответствующего периода. Это дает убедительный аргумент в пользу исторической достоверности библейского повествования

XIX век - время великих открытий в области физики, химии, астрономии - стал известен ещё как век атеизма. Библию считали сборником мифов и легенд. И в это самое время сбылись слова, сказанные Господом Иисусом Христом, записанные в Евангелии от Луки 19:40: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». И камни действительно заговорили. В считанные годы мир был потрясён величайшими археологическими открытиями, подтвердившими верность Слова Божьего.

Все произведённые археологами раскопки (а это более 25000 мест) подтвердили историчность описанных в Библии событий и фактов.

Археологические раскопки неизменно подтверждали и продолжают подтверждать библейские сведения о городах и государствах, деяниях царей и правителей, описания нравов, уклада, традиций той или иной эпохи.

Многие персонажи Библии, которых критики считали мифическими, благодаря археологическим раскопкам были подтверждены как реальные исторические лица. Например, об ассирийском царе Саргоне II (722 – 705 гг. до Р.Х.) долгое время знали только из Библии, пока археологи не обнаружили развалины дворца Саргона в Хорсабаде. Библия представляет Валтасара как вавилонского царя во время падения Вавилона, в то время как в светских хрониках он не упоминается. Находка древних рукописей, согласно которым Валтасар был соправителем царя Набонида (556 – 539 гг. до Р.Х.) показала, что это не библейская выдумка. Имя царицы Иезавели, жены израильского царя Ахава (875 – 853 гг. до Р.Х.), кроме Библии, нигде не встречается. Обнаружение официальной царской печати Иезавели вновь свидетельствует об исторической точности Библии.

Ставился под сомнение факт сорокалетнего правления царя Соломона (1015 – 975 гг. до Р.Х.) с его грандиозными проектами. При археологических раскопках было обнаружено многое из того, о чём говорилось в Библии, например, Соломоновы конюшни, каменоломни.

Археологические раскопки обнаружили столицу Хеттейского царства. Долгое время хеттеи считались мифическим народом, так как нигде, кроме Библии, о них не говорилось. Обнаружены также доказательства существования древних племён, описанных в Библии - иевусеев, ферезеев, хорреев.

Археологические находки подтвердили реальность ряда древних городов, описанных в Библии и долгое время считавшихся мифическими (Содом, Гоморра, Иерихон, Аккад, Сигор).

Археологическими раскопками доказаны факты и события, описанные в Новом Завете, например, проведение переписей населения, необходимость возвращения для этого в родной город; мятеж в Ефесе. Подтверждена реальность ряда исторических лиц, например, Понтия Пилата.

Итак, археология подтверждает, что Ветхий и Новый Заветы - это точные и надёжные книги, дошедшие до нас, которые являются неоспоримыми достоверными историческими источниками.

БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, наука, изучающая исторические события, отражённые в Библии (преимущественно в Ветхом Завете), по вещественным источникам, в контексте археологических исследований на Ближнем Востоке. Хронологические рамки библейской археологии охватывают эпоху неолита, бронзового века и раннего железного века.

Понятие «библейская археология» утвердилось в середине 19 века, когда одновременно с появлением исследований, посвящённых древностям Ближнего Востока, были предприняты попытки сопоставления их результатов с текстом Библии. Основными целями библейской археологии являются: реконструкция на основании обнаруженных вещественных источников исторического и культурного контекста Ветхого Завета; введение в научный оборот внебиблейских источников по библейской истории, в том числе письменных памятников (папирусов, эпиграфических материалов).

Ко 2-й половине 18 - 1-й половине 19 веков относится начало систематического описания и последующего изучения древностей Месопотамии - Ниневии (К. Нибур, П. Э. Ботта; 1842-46 годы), городов Вавилонии (О. Г. Лейард; 1845-47 годы), а также Сиро-Палестинского региона (И. Л. Буркхардт, Э. Смит, Э. Робинсон). Исследования включали несколько направлений: раскопки; описание, обмер и классификацию археологических памятников; их картографирование; сравнительный анализ древнееврейских, арабских и греческих топонимов, с учётом данных позднеантичных авторов (например, Евсевия Кесарийского). Это позволило отождествить руины ряда упомянутых в Библии городов. Результатом предпринятых исследований явилось открытие ряда важных для библейской истории памятников: «чёрного обелиска» с описанием войн ассирийского царя Салманасара III, в том числе и с Израильским царством; изображение осады Лахиша (из дворцового комплекса ассирийского царя Синаххериба в Ниневии); библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала - клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1865 году для проведения археологических исследований в Иерусалиме и в целом в Палестине был основан британский Палестинский исследовательский фонд. Картографирование археологических памятников Западной Палестины провели К. Р. Кондер и Г. Китченер (в 1871-78 годы), Хаурана и Северной Иордании - А. Мусил и др. (в 1896-1901 годах).

Значительным научным событием стало обнаружение Ш. Клермон-Ганно ряда палестинских эпиграфических памятников: стелы моавитского царя Меши, граффити на оссуариях. В последней трети 19 - начала 20 веков исследования в области библейской археологии вели и российские учёные при поддержке Русской духовной миссии в Иерусалиме и императора Палестинского православного общества. В 1890-е годы на средства последнего были организованы экспедиции в Палестину под руководством Н. П. Кондакова, М. И. Ростовцева, Н. Я. Марра.

В конце 19 - начале 20 веков ослабление Османской империи и освоение европейскими государствами Ближнего Востока обусловили интенсификацию археологических исследований в этом регионе. В 1890-е годы существенный вклад в изучение археологических памятников Палестины внесли У. М. Флиндерс Питри (Великобритания) и Ф. Блисс (США). Выбрав для исследования Телль-эль-Хеси, Флиндерс Питри предпринял фиксацию культурных слоёв по характерному для каждого из них типу керамики. Следуя его методу, Блисс в ходе работ на Телль-эль-Хеси составил хронологическую шкалу керамической стратификации (так называемую шкалу Питри - Блисса, 1894 год), начинающуюся с 1500 года до нашей эры. Это была первая, хотя и локальная стратиграфическая шкала, ставшая на длительный период основой для датировки археологических памятников. За исследованиями Флиндерса Питри и Блисса последовали работы других учёных на ряде теллей (холмов) Шефелы - юго-запад Палестины (А. Дж. Эванс, Ф. С. Дики; 1894-1900 годы), а также в Гезере (Р. Макалистер; 1902-09 годы), Иерихоне (Э. Зеллин, К. Ватцингер; 1907-09 годы), Шехеме, Мегиддо (1903-05 годы), на Таанахе (1901-04 годы).

Период британского мандата в Палестине и первые послевоенные десятилетия (1920-60-е годы) называют «золотым веком» библейской археологии. Так, 1920-30-е годы были ознаменованы открытием (1925 год) в древнем городе Нузи (хурритская эпоха) «архива» - табличек, содержащих сведения об эпохе ветхозаветных патриархов; раскопками (1922-34 годы), предпринятыми под руководством Л. Вулли, на месте древнего Ура; раскопками в библейском Лахише, которые дали возможность собрать сведения об эпохе проповеди пророка Иеремии. Особое значение в этот период приобрели исследования американского археолога У. Ф. Олбрайта и его учеников (на Телль-эль-Фуль, Кириаф-Сефере, Бет-Цуре, Бет-Шемеше, а также на Рас-Шамре и в Иерусалиме). Благодаря исследованиям Олбрайта удалось составить хронологическую шкалу керамики железного века (в дальнейшем уточнялась благодаря локальным данным). В 1930-е годы Дж. Гарстангом были начаты раскопки в Иерихоне (продолжены К. Кеньон в 1950-е годы). В 1947 году появились сведения о рукописях Мёртвого моря (Кумранские рукописи; смотри Кумранистика). В 1949 году Р. де Во начал археологические исследования на городище Кумран и сельском поселении Айн-Фешка.

В 1950-60-е годы основой ближневосточных исследований в области библейской археологии оставались западноевропейские и американские научные проекты. Однако один из крупных проектов 1970-80-х годов - долгосрочные раскопки в Гезере (У. Девер и др.) - позволил сформироваться поколению израильских археологов, приступивших затем к работе на местах синагог в Галилее, на Телль-эль-Хеси, Телль-Микне и др. Значительный вклад в исследование Месопотамии внесла и российская экспедиция под руководством Р. М. Мунчаева, Н. Я. Мерперта, И.О. Бадера, работавшая с 1969 года в Ираке и Сирии (исследованы памятники 7-3-го тысячелетий до нашей эры). Независимые государства, образовавшиеся после 2-й мировой войны (прежде всего Израиль и Иордания), были заинтересованы в развитии библейской археологии. Израильские учёные большое внимание уделяли краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев), активно изучали археологические памятники не только эпохи поздней бронзы и раннего железного века, но и периода Второго храма, вплоть до восстания Бар-Кохбы. Так, в 1960-е годы И. Ядину удалось определить по аэрофотоснимкам место римского лагеря у Эйн-Геди; вскоре были исследованы остатки крепости Масада. В конце 1960 - начале 1970-х годов начались раскопки в Иерусалиме (в Старом городе) и на Синае.

В целом государственная поддержка помогла израильской археологии в 1970-90-е годы выдержать конкуренцию в полевых исследованиях и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе от эпохи неолита до античности.

В последней трети 20 века усугубился концептуальный кризис библейской археологии, обусловленный усилившейся критикой исторической достоверности ранних книг Библии. Такие исследователи, как Ф. 3. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе, придерживаясь мнения о позднейшем (не ранее персидской эпохи) происхождении текстов Ветхого Завета, сочли невозможным опираться на них при реконструкции социально-политической и этнической истории Восточного Средиземноморья. Под сомнение была поставлена возможность доказательства (на основании археологических памятников) исторической достоверности завоевания еврейскими племенами Ханаана, создания единого Израильско-Иудейского царства, храмового строительства эпохи Соломона. Кроме того, предлагалось (У. Девер, И. Финкельштейн) отказаться от термина «библейская археология» в пользу более нейтрального, например «сиро-палестинская археология», «археология Ближнего Востока эпохи бронзового и раннего железного века».

Первые годы 21 века отмечены новыми тенденциями. В библейской археологии наметилось разделение на два исследовательских направления: одно направление изучает материальную культуру, используя принятые в современной археологии методы полевой работы (с целью реконструкции этнокультурной истории Восточного Средиземноморья 8-1-го тысячелетий до нашей эры), другое направление остаётся преимущественно отраслью библеистики и стремится благодаря археологическим исследованиям более глубоко понять Библию как сложный исторический источник.

Лит.: Archaeology and Biblical interpretation. Atlanta, 1987; Weippert Н. Palästina in vorhellenistischer Zeit. Мünch., 1988; Mazar А., Stern Е. Archaeology of the land of the Bible: In 2 vol. N. Y., 1990-2001; Kuhnen Н. Р. Palästina in griechisch-römischer Zeit. Мünch., 1990; The Archaeology of ancient Israel. New Haven, 1992; Беляев Л. А. Христианские древности. 2-е изд. М., 2000; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

Фальшивые сенсации

Много сказано о том, то наука и религия идут разными путями. Не следует ожидать, например, от науки «материального» подтверждения библейских событий. Учёные — лингвисты, археологи, реставраторы — работают не для этого. Желая вывести веру из свежих научных данных, рискуешь попасться на удочку ложной сенсации и серьёзно разочароваться. Предлагаем читателю для примера вспомнить несколько нашумевших историй, случившихся недавно.

Таинственный артефакт

Весной 2012 года ранним киевским утром в сквере у Золотых ворот мне была назначена встреча. Её инициатором был человек, которого я знал лишь по книгам и статьям — известный публицист Исраэль Шамир, в прошлом израильский спецназовец, военный корреспондент, тончайший знаток иудаизма. При знакомстве Шамир представился также и своим новым именем, полученным в святом Крещении — Адам.

Наша беседа проходила вокруг научных исследований корпуса ветхозаветных книг Священного Писания. В ответ на его вопрос я рассказал, что занимаюсь расшифровкой и переводом внебиблейских эпиграфических памятников периода Первого Храма (X-VI вв. до Р. Х.). К моменту нашей встречи я как раз завершил исследование стелы из Тель-Дан. Для библеистики она важна тем, что это первый внебиблейский археологический артефакт, в котором царь Давид, точнее, его правящая династия — «дом Давида» в Иудее, — упоминается как реально существовавшая в Святой Земле.

Неожиданно для меня мой собеседник заявил, что я напрасно трачу время, так как в научных кругах Израиля этот памятник — стела из Тель-Дан — признан современной подделкой! Для меня эта информация была подобна холодному душу! Позднее, разобравшись, я понял, что произошло.

К моменту нашей встречи в Израиле, действительно, завершился судебный процесс, связанный с целой серией фальсификаций археологических артефактов. И одним из центральных памятников, который фигурировал в этом процессе, была стела царя Иоаса (она и станет основным предметом нашего рассказа). Благодаря израильским СМИ, широко освящавшим это разбирательство, мой собеседник, особо не вдаваясь в подробности, сделал вывод, что все археологические находки последнего времени, подтверждающие исторические реалии библейского контекста — подделка.

Дело в том, что в самом Израиле в последнее время всё чаще стали звучать идеи переоценки библейской истории. Так, историки из Тель-Авивского университета, именуемые минималистами, заявили изумлённой общественности, что, оказывается, Объединённого израильского царства Давида и Соломона в природе никогда не существовало, что это всего лишь «историософская выдумка», не подтверждённая никакими доказательствами!

Участвуя в археологических работах на самом, кажется, масштабном в Израиле раскопе Ханион Гивати, я обращал внимание на то, что здесь, в Иерусалиме, среди стратиграфических слоёв нет ничего, что бы нам могло сообщить о временах монархов Давида и Соломона. Этого культурного слоя просто нет: он «сбрит» более поздними постройками. Есть Иерусалим более ранний, есть более поздний, а вот культурный слой X века до Р. Х. просто отсутствует.

И вот когда в июне 2001 года мир облетело сообщение, что в распоряжение учёных попал уникальный памятник с надписью, выполненной на древнееврейском языке финикийскими буквами, — это было чудом! Ведь текст эпиграфического памятника сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском Храме при царе Иоасе! Сам царь Иоас, согласно библейскому контексту, был сыном иудейского царя Охозии, царствовавшего в Иудее с 840 по 801 год до Р. Х.

В стеле царя Иоаса, которая приковала внимание всего научного мира, речь также шла о реконструкционных работах, которые должны были обновить Иерусалимский Храм.

В чём заключалась уникальность памятника, упоминавшего царя Иоаса? Текст новообретённой стелы фактически дублировал Священное Писание. «Я, Иоас, сын Охозии, царь земли Иудиной, когда исполнена была клятва каждого на земле отмерить щедро серебра в священный дар... Я восстановил строение и исправил повреждения в Храме и на стенах вокруг» — гласил текст стелы царя Иоаса.

В 12-й главе 4-й книги Царств в действительно описывается сбор средств, инициированный царём Иоасом: И сказал Иоас священникам: всё серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро вносимое за каждую душу по оценке, всё серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они повреждённое в Храме, везде, где найдётся повреждение (4 Цар. 12, 4-5).

Примечательно, что иудейский царь Иоас жил приблизительно 100 лет спустя после смерти царя Соломона, построившего Храм в Иерусалиме.

В распоряжение научного мира попал поистине уникальный внебиблейский артефакт, подтверждающий не только библейское повествование, но и существование Иерусалимского Храма и монаршей особы — царя Иоаса, прямого наследника царя Давида! Выводы, которые были сделаны после первых исследований памятника, бросали серьёзный вызов вышеупомянутым минималистам, утверждавшим, что исторические книги Библии — это искусственная история Святой Земли, а царь Давид, царь Соломон и многие другие — всего лишь легендарные, в реальности не существовавшие личности.

Однако помимо прочтения текста памятника необходимо было провести соответствующую экспертизу для установления его подлинности. В первую очередь учёные занялись исследованием патины — тонкого слоя, который формируется на поверхности археологического артефакта путём взаимодействия химических веществ в воздухе или почве с минералами самого камня. Положительный результат не заставил себя ждать: патина покрывала равномерным слоем в 1 мм всю лицевую часть стелы и углубления вырезанных в камне букв, что подтверждало древность надписи. Насколько же древней была надпись?

Сам камень датировать невозможно, но при исследовании стелы в составе патины были обнаружены частицы древесного угля, которые поддаются углеродному анализу. После соответствующих лабораторных исследований было установлено, что частицам 2300 лет! Следовательно, вырезанный в камне текст ещё старше! Кроме того, в составе патины, помимо фрагментов древесного угля, находились мельчайшие частицы золота! Фактически это подтверждало: стела царя Иоаса находилась в периметре Иерусалимского Храма, украшенного, согласно библейскому тексту, золотом и отделанного ливанским кедром, а наличие частиц угля и золота в патине подтверждало факты пожаров, которые неоднократно переживал Храм.

В январе 2003 года памятник — стела царя Иоаса — официально был признан подлинным.

Примечательно, что владелец данного памятника продолжал сохранять анонимность даже после того, как артефакт был предложен для покупки Музею Израиля в Иерусалиме. Запрошенная цена составляла 4 млн. долларов США. Дирекция, разумеется, перед покупкой задала посредникам вопрос о месте и обстоятельствах обнаружения стелы. Всякую важную археологическую находку следует прежде всего надёжно датировать, и знание обстоятельств и места её обнаружения в этом плане совершенно неоценимо. В ответ прозвучало невнятное сообщение, что стела была обнаружена среди строительного мусора, вывозимого с Храмовой горы.

Надо отметить, что сегодня на Храмовой горе не проводятся никакие раскопки, они просто невозможны: любая археологическая активность вызывает мгновенный протест со стороны арабов не только в Израиле, но и за его пределами. Мусор, о котором упомянули посредники, действительно вывозился с Храмовой горы целыми тоннами — мусульманские власти, несмотря на скандал по этому поводу, продолжали вывозить почву из достроенных в иродианский период сводов, расширяя пространство подземной мечети.

Идея просеять горы вывезенного мусульманами грунта принадлежит израильскому археологу Габи Баркаи. В результате досконального исследования мусора были обнаружены многие замечательные вещи, но для нас будет более интересен тот факт, что Габи Баркаи не было ничего известно о стеле, которая якобы была обнаружена среди мусора с Храмовой горы и предложена Музею Израиля.

Удивлению дирекции музея не было предела, когда оказалось, что посредник вместе с уникальным артефактом просто исчез. Это произошло после заявленного Музеем Израиля намерения провести свою независимую экспертизу.

В 1985 году при Департаменте древностей государства Израиль были созданы силовые подразделения, задача которых — противодействие «черным археологам». Эти органы хорошо оснащены передовым оборудованием, имеют свою разведку, действуют в тесной связи с палестинскими, египетскими и иорданскими правоохранительными органами. Подразделению удалось предотвратить разграбление очень многих археологических объектов, задержать похитителей древностей и их заказчиков.

Именно эти органы и занялись поисками посредника с исчезнувшей эпиграфической реликвией. Спустя более девяти месяцев им удалось его найти. Во время собеседования посредник указал на Одеда Голана, который и нанял его.

Одед Голан — человек довольно известный в кругах любителей древностей. Ему принадлежит самая большая в Израиле частная коллекция археологических артефактов. В прошлом Одед Голан — тель-авивский инженер, работал также туристическим агентом и гидом (Египет, Япония, Сингапур). Ему чуть за 50, он неженат, бездетен, владеет двумя маленькими фирмами, ему принадлежит также издательство «Голан». Древностями заинтересовался ещё в детстве, уже в 11 лет участвовал в раскопках Масады, где ему покровительствовал сам Игаль Ядин — выдающийся израильский археолог и политик. В 16 лет Голан начал собирать древнюю керамику, скупая её у арабских торговцев в Старом городе в Иерусалиме. Многие в Израиле считают Одеда Голана гениальным знатоком археологии.

Во время первых контактов со следствием Голан сообщил, что стела царя Иоаса попала к нему ещё в 1999 году от одного палестинского араба, который обратился с просьбой о помощи в её продаже. Где в данный момент находится стела, Голан не смог ответить, сообщив, что недавно владелец памятника, вышеупомянутый палестинец, умер, а где живёт его вдова — ему неизвестно.

Но следствию удалось всё-таки получить от О. Голана кое-какую положительную информацию: со слов умершего палестинского владельца, памятник был обнаружен на мусульманском кладбище у восточной стены Храмовой горы — значит, есть надежда, что камень с эпиграфической надписью всё-таки имеет прямое отношение к истории Храма.

Однако стела царя Иоаса полностью исчезла из поля зрения детективов.

Псевдогробница Иакова

Параллельно с этими событиями мир археологии потрясла новая сенсация: обнаружен материальный свидетель евангельской истории — оссуарий (костехранилище) брата Господня Иакова, первого епископа Иерусалима, автора соборного послания из корпуса новозаветных книг! Эпиграфическая надпись на оссуарии гласила: יעקוב בר יוסף אחוי דישוע — «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Фактически это было первое упоминание имени Спасителя на археологическом памятнике! Оссуарий уже, казалось бы, начал своё триумфальное шествие по самым известным музеям мира...

Каково же было удивление следственной группы Департамента древностей Израиля, когда оказалось, что владельцем этого уникального памятника является их соотечественник, всё тот же Одед Голан. Невероятно — к обоим сенсационным артефактам имел отношение один и тот же человек! Что это — невероятная удача? Или здесь что-то не так?

В доме Одеда Голана и принадлежащей ему недвижимости был проведён обыск. Красивая история об умершем палестинце — владельце стелы царя Иоаса — и его вдове, новой хозяйке памятника, живущей в Палестинской Автономии, рассыпалась. Стела находилась в доме у коллекционера!

История об обретении оссуария, по всей видимости, тоже заготовленная накануне, выглядела не менее убедительной. Согласно рассказу Голана, оссуарий он приобрел за 200 долларов США в одной из лавок древностей Старого города в Иерусалиме, в какой — точно не помнит, так как это было то ли в конце 70-х, то ли в начале 80-х годов. Он и не придал бы значения артефакту, если бы не включился его друг, профессор Сорбонны Андре Лемер, который впервые прочитал уникальную арамейскую надпись. Голан скрыл от следствия, что перед отправкой на выставку в Королевский музей Онтарио в Торонто (Канада) он застраховал оссуарий на 1 млн. долларов США.

После кропотливого исследования оссуария ведущими археологами Израиля был вынесен вердикт — оссуарий подлинный! Но палеографов заинтересовала надпись. Действительно, имена, упоминаемые на стенке оссуария (Иаков, Иосэф и Иешуа) довольно широко использовались жителями Святой Земли на рубеже эр. И если формулировка «Такой-то, сын такого-то» встречалась в эпиграфике, то вариант, зафиксированный на оссуарии, был сенсационен: никогда и никто на оссуариях не указывал, кто кому приходился братом. Кто-то очень постарался, чтобы современный читатель надписи понял, сыном какого Иосифа является погребённый в представленном оссуарии. Складывалось впечатление, что надпись была сделана не современниками Иакова, а нашими современниками — в расчёте на нас же!

Параллельно палеографы начали исследовать и стелу царя Иоаса. Возвышенный, элегантный стиль надписи впечатлял, и многие филологи признавали: «Эту надпись приятно читать». Но специалист по древнееврейской эпиграфике Виктор Гурвиц обратил внимание на один анахронизм, встречающийся в надписи. Это глагол בדק из ключевой фразы: «И исправил (повреждения) Храма» — בדק הבית . Примечательно, что во времена Первого Храма этот глагол являлся антонимом по отношению к его значению в современном иврите. В древности глагол בדק означал «разрушил». Получается, если прочитать эту надпись в контексте правил древнееврейского языка периода Первого Храма, царь Иоас с гордостью констатировал, что он разрушил Храм?!

Итак, в историях обоих памятников были допущены ошибки в эпиграфических контекстах, не сочетающиеся с традициями и филологическими правилами эпох, к которым искусственно возводились артефакты!

А как же патина, покрывающая равномерно поверхность с надписью как на оссуарии, так и на стеле?

Примечательно, что при посещении следственной группой дома О. Голана были обнаружены заготовки для подделки других артефактов (печатей, булл, монет), мастерская со множеством инструментов для гравировки, а также целая лаборатория с контейнерами, где находилась почва с Храмовой горы. Именно она и использовалась в химическом составе патины для того, чтобы подтвердить нахождение артефактов в периметре Иерусалимского Храма. Надо отметить, что после подозрения в фальсификации памятников был взят для исследования фрагмент с задней стороны стелы, ведь до этого подробно изучалась патина только с лицевой стороны, где находилась надпись. Удивлению учёных не было предела, когда оказалось, что вместо ожидаемого карбоната кальция, действительно характерного для Иерусалима и его окрестностей, в основе патины учёные обнаружили кварц — а такой элемент вряд ли мог содержаться в патине, сформировавшейся на Храмовой горе!

Странно было для древней надписи и другое: когда от патины очистили углубления букв, обнажились следы механических инструментов! Мало того, патина, извлечённая из букв, содержала частицы морских окаменелостей...

После повторных исследований химического состава патины учёные пришли к заключению, что при искусственном создании патины в её состав были добавлены фрагменты древесного угля, золотая пыль и мел. Именно последний обеспечивал содержание карбоната кальция. Это прояснило, откуда в буквах стелы царя Иоаса появились морские окаменелости.

Как украсть миллион?

Волей-неволей вспоминается замечательный фильм «Как украсть миллион» (1966), действия которого происходят в Париже. Молодая девушка Николь Боне (Одри Хепбёрн), дочь миллионера, промышляющего подделкой произведений искусства, организовывает вместе со своим подельником кражу из музея одного из «шедевров» отца, чтобы спасти его от разоблачения. Так вот, в самом начале фильма Шарль Боне (отец) берет из рук дочери тарелку с приготовленным составом для старения «шедевров» Ван Гога с такими словами: «Моя грунтовка! Вернее, не моя, а самого Ван Гога или кого-то из его учеников. Я её собственноручно соскоблил со старых холстов XIX века. На это уходят недели, но без этого нет аромата подлинности». Фактически, вот вам рецепт создания «древностей» в домашних условиях.

Вообще весь фильм наполнен уникальными цитатами, которые помогают понять «озабоченность» создателей фальшивых реликвий: «За всю свою жизнь Ван Гог продал всего лишь одну картину, а твой отец для увековечивания его трагического гения продал уже... две!».

Перед экспертизой, которая может разоблачить искусственный шедевр — «Венеру», якобы Челлини, мастер подделки Шарль Боне восклицает: «Воистину мы живём в обществе потребления без веры и идеалов!».

Зритель может уловить некую «перекличку» сюжета фильма с жизнью реального создателя фальшивых древностей, жившего в XIX веке — Моисея Вильгельма Шапиро, крещенного польского еврея, многие годы занимавшегося торговлей древностями в Иерусалиме. Именно он снабжал библиотеки Берлина и Лондона ценными древнееврейскими текстами, происходящими, главным образом, из Йемена. Но репутация его была испорчена продажей Берлинскому музею «моавских идолов» — возмутительно грубой подделки, которую разоблачил французский востоковед Шарль Клермон-Ганно, сумевший проследить путь подделки от места изготовления в мастерской Шапиро до Берлина.

Так вот, как и у Шарля Боне, героя фильма, так и у Моисея Шапиро была дочь, которая знала, чем промышляет её отец. И к настоящему времени принято думать, что дочь Шапиро нисколько не сомневалась в правоте оппонентов, обличавших отца в изготовлении археологических артефактов. Может быть, эти люди послужили своего родом прототипами для киносценария? Интересно, что в своей книге «Юная дочь Иерусалима», изданной в 1914 году в Иерусалиме и подписанной псевдонимом Мириам Харри, дочь Шапиро ни разу не обмолвилась об отце как фальсификаторе древностей, в отличии от героини фильма Николь Боне, прилагавшей все усилия для того, чтобы родитель остановился в своей масштабной лжи.

Надо отметить, что археология как таковая родилась в эпоху Возрождения из интереса к красивым вещам — римским, греческим и т. д. Древности скупали, не особо интересуясь историческим контекстом, как владельцы частных коллекций, так и известные музеи мира. Покупатели артефактов не скупились выкладывать целые состояния. Именно это и подтолкнуло настоящих мастеров своего дела к созданию фальшивых древностей. Как здесь не вспомнить одну из реплик Шарля Боне: «Мои клиенты миллионеры, они хотят шедевры — и они их получают».

Джовани Бастиани, братья Энрико и Пьер Пенелли, Альфред Фиорованти, братья Риккарди, иконописец из Иерусалима араб Селим, одесский ювелир Израиль Рухомский, Альчео Дюссен, Йосеф Ауэр, Франческо Кремонезе, Мальскат и многие другие, имевшие не только свои мастерские, но целые школы учеников... Кто знает, сколько искусных произведений этих мастеров, пройдя не одну экспертизу и не оставив тени сомнений у ведущих специалистов своего времени, и поныне украшают главные музеи мира...

Финал «Дела Голана»

Но вернёмся к Одеду Голану.

В 2004 году Голану было предъявлено первоначальное обвинение в том, что он передал оссуарий в Королевский музей Онтарио в Торонто без должного оформления документов. Дело в том, что в 1978 году в Израиле был принят Закон о древностях, по которому все древности, извлечённые из израильских раскопов, являются «национальным достоянием». Их можно продавать только внутри страны и нельзя вывозить без специального разрешения. А если Голан, по его же показаниям, приобрёл оссуарий позже этого времени, он виновен в контрабанде артефакта.

Кроме того, Голану предъявили обвинение в подделке и торговле крадеными предметами. Процесс начался в 2005 году и завершился только в марте 2012 года. Состоялось свыше сотни слушаний с привлечением десятков лучших специалистов со всего мира, протоколы дела отпечатаны на 12-ти тысячах страниц...

В апреле 2012 года был оглашён удивительный приговор: «Одеда Голана по главному обвинению оправдать за недостаточностью улик»! Заключение судьи Аарона Фаркаша звучит весьма двойственно: с одной стороны, подделка надписи бездоказательна, с другой — нет подтверждений, что надпись является подлинной. На Одеде Голане остались лишь обвинения в незаконной торговле антиквариатом, что грозит ему штрафом.

Я созвонился со своей знакомой в Иерусалиме Яной Чехановец, известным израильским археологом, ведущей раскопки в «Граде Давидовом» (Ханион Гивати), с целью узнать о разрешении дела О. Голана. Она ответила кратко: «У Одеда Голана были очень хорошие адвокаты...».

Кстати, канал ВВС провёл своё расследование, в результате которого появился прекрасный документальный фильм «King Solomon’s Tablet of Stone» (Скрижали царя Соломона, 2004). Фильм снят на основании свидетельств учёных и членов следственной группы, участвовавших в процессе, связанном с фальсификацией археологических артефактов.

Разочарование или прививка от грядущих подлогов?

Легко представить, каким было ликование в рядах минималистов при огласке фальсификации — как стелы царя Иоаса, так и оссуария, в котором якобы был погребён апостол Иаков.

Но для нас это не повод огорчаться. Как подчёркивает археолог, профессор Эрик Кляйн, «цель библейской археологии не состоит в том, чтобы доказать или опровергнуть данные Библии. Археологи должны заниматься изучением культуры и истории Святой Земли, которая существовала на самом деле».

У общественности, конечно, вызывают мало относящийся к науке восторг новости, связанные с поисками Вавилонской башни, Ноева Ковчега, библейских городов Содома и Гоморры, Ковчега Завета и т. д. В поисках этих реликвий выкопаны и просеяны тонны почвы, на описание экспедиций израсходованы килограммы бумаги и уйма времени. Но вряд ли подобные «открытия» заслуживают внимания представителей классической археологии.

Достаточно вспомнить недавнюю сенсацию — «Евангелие от Иуды». Сколько было поднято шума вокруг этого памятника! Вновь, как в «старые добрые времена», заговорили о фальсификации христианства, о сознательном искажении церковниками истории и т. д. Вслед за книгами Дена Брауна авторы околонаучных детективов вновь занесли руку на самые сакральные понятия для многих миллионов верующих христиан мира. Кто-то заговорил о том, что это подделка, пытаясь таким путём дистанцироваться от всей псевдонаучной чуши, которая сопровождала «разоблачения» христианства. Но именно церковные археологи и библеисты встали на защиту подлинности этого древнего текстового документа. Нам достоверно известно, что этот памятник был создан во II веке по Р. Х. в среде гностиков. Его упоминают наши святые отцы при описании сект, исповедующих гностическую доктрину (например, святой Ириней Лионский). Это значит, что «Евангелие от Иуды» было известно Церкви. Мало того, этот памятник помог науке представить мировоззрение той группы сектантов, в среде которой появился этот текст.

Зато археологические находки, которые крайне волнуют серьёзных учёных, оставляют равнодушной широкую общественность. Это керамика, фрагменты строений, предметы быта библейской эпохи, — все те древности, которые археологи добывают из глубин стратиграфических слоёв почти ежедневно. Подлинная археология — наука не столь динамичная, как хотелось бы некоторым. От обнаружения археологического артефакта до его интерпретации проходят иногда годы, а порой и десятилетия. Спешка в археологии, а тем более библейской, опасна!

Можно сказать, что у настоящих учёных-археологов с жаждущей сенсацией общественностью совершенно разные интересы и мотивы. Благодаря научной археологии нам очень многое стало известно о жизни людей библейской эпохи. Мы знаем детали их быта, знаем, по какому календарю они жили, знаем, как погребали своих усопших жители Святой Земли, как добывали и сохраняли воду для себя и домашних животных, ведь без воды жизнь в этом регионе невозможна — и многое другое. Ради деталей, которые просто неинтересны обывателю, созываются целые конференции и симпозиумы. Поэтому распознавание подделок археологических артефактов ни в коем случае не является крахом в трудах для истинных учёных. Конечно же, подложные реликвии наносят больший удар сознанию тех людей, которые ожидают, что тот или иной предмет старины гарантирует истинность библейского повествования. Поэтому так важно беспристрастное отношение археолога к исследованию артефактов и данных раскопок. Только объективное отношение к предмету будет соответствовать тому уровню ответственности, который предполагает работа в этом удивительном регионе — Святой Земле.

Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Наука и археология подтверждают БИБЛИЮ.

    Введение в библейскую археологию. Лекция 1.

    Лекция Пилипенко А. С. «Древняя ДНК в эволюционной биологии, археологии и антропологии»

    Субтитры

История

Старая библейская археология

Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарём, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета. Возведение таких знаний давала возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы , которая получала библейские сведения не только из Библии, но и от знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.

Новая библейская археология

Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периоду и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта , Двуречья , Ханаана , Хеттского царства . К тому времени из после-библейских текстов были известны лишь Талмуд , Таргум и, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и Отцами Церкви .

Разделы библейской археологии

Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и палестинская.

Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства священного писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.

Библейская археология Палестины (Израиля) ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.

Общая ветхозаветная

В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках .

В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье . По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе . Вулли также открыл много других памятников древнего