Барельеф какого здания отражает миф о кифе. Петропавловская крепость
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет История и культура Санкт-Петербурга
Класс 4 класс
Название материала Презентация по теме “Петропавловская крепость. Петровские ворота”
Название темы или раздела учебного курса Блистательный Санкт-Петербург
Цель авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) Познакомить учащихся с историей создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот.
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) Показ презентации на протяжении урока с пояснениями к каждому слайду, запись учащимися изучаемого материала в виде краткого конспекта.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию Представленный материал в красочной форме дает учащимся представление об истории создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот. Данный материал может быть использован на одном или нескольких уроках, а также во внеклассной работе.

Слайд 1, 2:

Более трех веков тому назад, 16 мая (27 по новому стилю) 1703 года, в праздник Святой Троицы, на Заячьем острове в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости. Этот день считается днём основания Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 1):

По замыслу Петра I крепость, стоявшая в устье Невы, должна была защищать новую российскую территорию от шведов. Однако, её ни разу никто не пытался захватить. Первоначально крепость именовалась Санкт(Занхт)-Питер-Бурх. На финских и шведских картах остров длиной 750 и шириной 400 метров назывался Енисаари (в переводе с финского - Заячий) или Люст-гольм (в переводе со шведского - Весёлый).

План крепости разрабатывался Петром I совместно с архитектором-фортификатором Де Ламбергом, которого вскоре заменил архитектор Доменико Трезини. Руководил строительством А.Д. Меншиков. Крепость строили солдаты, пленные шведы. Также от каждой губернии посылались крепостные (общее количество работавших - ок. 20 тыс. чел.).

Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. План каменной крепости составил немецкий архитектор Кирштейн. К Заячьему острову намывают дополнительное пространство. Остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. В 1706 году под руководством архитектора Д. Трезини возводятся кирпичные стены. Перестройка начинается с северной части крепости, так как она считалась самой незащищенной при нападении шведов. Построенную к тому времени деревянную церковь апостолов Петра и Павла сменил каменный собор. Его изящная колокольня со шпилем в 1720 году величественно вознеслась над строившимся городом и с тех пор остается самым высоким зданием в городе (122, 5 м).

Крепость имеет в плане форму вытянутого шестиугольника (или черепахи) с выступающими шестью угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники: Трубецкой, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов (их имена с тех пор носят бастионы).

Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году. В 1730-х, при Анне Иоанновне, построены Алексеевский (назван в честь небесного покровителя отца Петра I - Алексея Михайловича, деда императрицы Анны) и Иоанновский (назван в честь небесного покровителя старшего брата Петра I Ивана Алексеевича, отца императрицы) равелины - укрепления к востока и запада. Между равелинами и крепостными стенами прорывается ров, уровень воды в котором мог искусственно регулироваться (засыпаны в конце XIX века). В 80-х годах XVIII столетия по распоряжению императрицы Екатерины II производилась облицовка гранитом фасада крепости - стен, которые выходили на Неву и были хорошо видны со стороны Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 2):

Существует мнение, что Петропавловская крепость имеет свой прообраз – Новодвинскую крепость в устье реки Северной Двины, вблизи от Архангельска, построенную в 1702 году Петром I.

Слайд 4:

Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву реки Охты), которая была взята повторно после недельной осады к 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны). Петр I посчитал недостаточно пригодной для защиты Невы от нападения шведского флота: плохо просматриваются подступы. Поэтому новое место для крепости и было выбрано на Заячьем острове, откуда хорошо просматривается устье Невы.

В самом начале строительства Петропавловской крепости Заячий остров был соединён Иоанновским мостом с островом, который впоследствии получил название Петроградский, и на котором был построен первый дом для Петра I.

Для входа в крепость в некоторых стенах делают ворота – арки. В Иоанновском равелине это Иоанновские ворота.

Триумфальные арки (арка в переводе с латинского означает “дуга”) в честь ратных побед строились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские зодчие также часто строили арки, обелиски и колонны в честь военных триумфов. Например, князь Ярослав, стремясь возвеличить Киев, повелел построить в 1037 году парадные Золотые ворота с широкими арками и надвратной церковью.

Слайд 8:

Арки и триумфальные ворота в Санкт-Петербурге строили по строгим классическим законам античного искусства.

Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Петровские ворота расположены между Государевым и Меншиковым бастионами, в Петровской куртине. Вначале они служили главным входом в крепость, зетем был построен Иоанновский равелин.

Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини. В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде дошли до нас. Первоначально ворота были украшены также деревянными статуями апостола Петра (в честь которого и названы Петровскими), а также гениями славы и аллегорическими фигурами Веры и Надежды. Они, к сожалению, не сохранились.

Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, они ведут в крепость сквозь стену толщиной в двадцать метров.

Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым фронтоном. На нем – деревянный резной барельеф “Низвержение Симона-волхва апостолом Петром” Символика этого барельефа, созданного на новозаветный сюжет, имела политическое значение: будущее поражение в войне Карла XII (волхв) “в гордыне своей забравшегося на облака”, т.е. вообразившего себя повелителем мира, от Петра I и основание города-крепости Санкт-Петербург. Ширина барельефа составляет 4.9 м, высота - 3.35 м.

Прочитайте в тетради на с. 22 легенду – описание этого барельефа.

(Барельеф в аллегорической форме прославляет победу России над Швецией в Северной войне. ... В центре барельефа изображена каменная крепость. Над крепостью в небе летают злые демоны. Из облаков прямо на крепость падает человек. В ужасе искажено его лицо. Широко открыт в крике рот. Кто это? Это чародей Симон. Он возгордился и стал оскорблять святого апостола Петра. Злые демоны помогли чародею подняться в воздух. Однако апостол Петр молитвой разогнал демонов. И Симон полетел вниз. Святой Петр оказался сильнее зла. Симон наказан. Его позор видят люди на земле и Бог Саваоф в небесах. Бога окружают светлые, добрые ангелы. Среди людей перед крепостью – фигура полководца (считается, что это изображение Петра I).

В 20-30-х годах XVIII века Петровские ворота пока еще не были закрыты Иоанновским равелином и служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди ранних построек первой четверти XVIII века. Скульптура на воротах выполняет не только декоративную роль: в аллегорической форме в ней отражены значительные исторические события того времени.

Под барельефом над аркой - отлитый из свинца двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Его вес больше тонны.

Вопрос классу:

Что означает двуглавый орел со скипетром и державой в когтях? (Символ царской власти в России)

Почему он изображен на Петровских воротах в Санкт-Петербурге? (Долгое время наш город был столицей России)

По обеим сторонам арки в небольших нишах – аллегорические скульптуры Афины. Справа - фигура в шлеме и воинских доспехах, символизирующая богиню справедливой войны Палладу (Беллону). На ее шлеме приютилась ящерица. Это саламандра. По преданию, “саламандра – существо, живущее в огне и не тонущее в воде, и оттого побеждающее; знамение благопостоянства”. Этим подчеркивалось, что Россия и ее армия в огне войны постоянно добиваются победы. Слева - женственная фигура со змеей и зеркалом в руках, олицетворяющая мудрость – Полиада (Минерва). Зеркало отражает все, что находится за ее спиной, в частности, устье Невы. И в случае опасности, грозящей оттуда, Полиада вовремя предупредит об этом.

Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.

Хотите, не выходя из дома, совершить прогулку по легендарному Санкт-Петербургу? Тогда присоединяйтесь к нам. Вместе сегодня мы побываем в самом интересном уголке Северной столицы, осмотрим Петровские ворота Петропавловской крепости на Эта самое посещаемое туристами место города. Уникальное строение сегодня стало настоящим заповедником, который рассказывает нам про минувшую эпоху. Надо здесь побывать хоть однажды, чтобы оценить ее красоты и мощь. На сегодняшний день это один из немногих памятников старины, которые дошли до нас в неизменном виде. Петровские ворота Петропавловской крепости провожают туристов в уникальный музей истории Петербурга.

Путешествие начинается

Невозможно узнать Питер, не побывав здесь. Это не просто страничка истории, а символ города, Сегодня мы поговорим не только про Петровские ворота Петропавловской крепости, но и заглянем внутрь нее. Сразу предупредим туристов, что прогулка по Заячьему острову бесплатная. Но не забывайте брать с собой наличные, потому как здесь есть еще масса мест, вход в которые требует приобретения билетов.

Итак, впереди видны Петровские ворота Петропавловской крепости. Путь к ним лежит через Это легендарный объект, который заслуживает того, чтобы ему уделили определенное время. Его построили на месте первой петербургской переправы. Только представьте себе, несколько веков он украшает собой это место. Правда, мост претерпел некоторые изменения. Самая первая конструкция была разводной, деревянной. Так было задумано с расчетом, что в случае нападения врача его легко можно поджечь и отрезать путь к крепости.

Однако немного позднее конструкцию немного изменили. По обоим сторонам достроили красивые арки. В результате таких модернизаций мост стал намного длиннее и шире. После этого мост пережил еще немало изменений. Но самые значительные перемены произошли уже в XX веке. Мост стал пешеходным. На сегодняшний день это еще и прогулочная мостовая с красивыми фонарями и ограждениями.

Вас встречает памятник зайцу

Перед вами возвышаются Петровские ворота Петропавловской крепости. Фото на память сделать нужно обязательно, чтобы показывать эту красоту всем друзьям и знакомым. Но давайте еще немного подождем и посмотрим налево. Там, на сваях, сидит небольшой зайчик. В самой статуе ничего особенного нет, но живет красивая легенда, которую любят рассказывать туристам. Согласно ей Петр 1 на этом месте подобрал крошечного зайца, который спасаясь от наводнения, сам прыгнул ему в руки. Теперь это ушастый талисман крепости. Говорят, что если кинуть ему монетку и загадать желание, то оно исполнится.

Уникальный памятник российской архитектуры

Перед нами Петровские ворота Петропавловской крепости. Описание их может занять очень много времени, но сегодня нам придется быть очень краткими. Построены они были еще в 1708 году. Несколько столетий уникальное в своем роде произведение искусства удивляет своим внушительным видом. Это работа не одного мастера, над созданием шедевра трудились тысячи людей, каждый из которых внес свой вклад. Однако отец-основатель масштабного проекта под названием Петровские ворота Петропавловской крепости - архитектор Особую красоту им придает деревянное, резное панно. Его создал выдающийся скульптор и резных дел мастер Конрад Оснер. Панно - это символ победы в войне 1700 - 1721 годов. Именно это событие и стало точкой отсчета зарождения Российской Империи.

Парадный вход в крепость

Не откажете себе в удовольствие совершить такую экскурсию. Перед вами уникальные Петровские Петропавловской крепости города. Это единственный в своем роде памятник, который дошел до наших дней со времен Петра I. Знаменитый архитектор, подаривший миру это чудо, создал классический по тем временам образец парадных ворот. В нижнем ярусе был сделан арочный вход в крепость, а верхняя часть играла исключительно декоративную роль.

Петра творенье

Возможно, ворота бы так и остались прекрасной аркой, если бы не специфическое веяние того времени. Символическое отражение деяний Петра должно было обязательно быть запечатленным и сохраненным для потомков. Если вас интересуют статуи и барельефы, то обязательно приходите посмотреть на Петровские ворота Петропавловской крепости. Скульптуры, украшающие этот памятник достойны восхищения. Запаситесь свободным временем, чтобы как следует все рассмотреть.

Резное панно по центру высокого, полукруглого фронтона изображает сцену «Низвержение Симона апостолом Петром». При этом побежденный - это, скорее всего, Карл XII, а победитель сам царь. Готовьтесь удивляться дальше. Здесь наблюдается настоящее смешение эпох, потому как по обеим сторонам от прохода расположились две статуи Афины. Древнегреческая богиня Афина Паллада в доспехах с правой стороны, Полиада (градоправительница) с зеркалом и змеей с левой стороны. Все это композиция обозначает, что город под надежной защитой.

Общее впечатление

Когда впервые видишь это грандиозное сооружение, то чувствуешь невольное благоговение перед мастерством его создателей. Выполнены они в вычурном, пышном стиле барокко. Поверхность фасадной стены обработана рустами. За счет этого она до сих пор сохраняет свой рельеф, несмотря на проходящие мимо века. Стена первого яруса прорезана глубокими нишами. В них установлены аллегорические скульптуры. Тематика - война и мудрость. Дальше каждый может достраивать ряд самостоятельно. Все скульптуры выполнены в намазной технике. Второй ярус ворот украшают волюты и лучковый фронтон. Просто удивительно, что такая красота создавалась в качестве ворот боевой крепости. Правда ей ни разу не пришлось выдерживать осаду.

Символ России

С 1720 года было решено увенчать арку ворот гербом, в форме двуглавого орла. Выполнен он был из свинца, великим скульптором Франсуа Вассу. Годом позже в композицию внесли изменения. Огромное сооружение, весом более полутора тонн, было расписано и позолочено мастерами Александром Захаровым и Иваном Уваровым.

Создание этой скульптуры тоже имеет свою историю. По преданию, место, где сегодня стоят ворота, определил сам царь. Он срубил две молодых березки и установил их в виде арки, обозначив место, где будет вход в крепость. В это время послышался шум крыльев, и Петр со своими приближенными увидели парящего орла. Он сел на созданную арку, что было воспринято как доброе предзнаменование. Держа птицу на руках, царь прошел через березовую арку и сел на корабль.

Образ орла

Он знаком каждому россиянину с детства, но на воротах выполнен особенно красочно. Фигура птицы, увенчанная царскими регалиями, расписано настолько мастерски, что и сегодня очень красива. Особенно тщательной является отделка помещенного на груди орла красного щита. На нем нанесена очень символичная картина, Георгий Победоносец, который побеждает змея. В своем выборе Россия не была оригинальна, она просто заимствовала свой герб у Византии. Это демонстрирует преемственность традиций.

Реставрация

К сожалению, время берет свое. К концу XVII века стали заметны признаки разрушения. Чтобы остановить их время от времени выполнялся ремонт. Ворота покрывали известью, а после этого и штукатуркой. Толщина слоя к нашему времени достигал 15 см. А поскольку интерес к памятникам старины только рос, было принято решение вернуть ту красоту и величие, которыми отличаются Петровские ворота Петропавловской крепости. Реставрация началась в 1951 году, после того, как уникальный, исторический объект был поврежден при военном обстреле. За дело взялись архитекторы А. А. Кедринский и А. Л. Ротач. В результате мы увидели практически точную копию того варианта ворот, которые были созданы несколько столетий назад. Весной 2008 года в крепости проводились незначительные ремонтные работы, которые носили поддерживающий характер.

Экскурсии

Если вам интересна история родной страны, то нужно обязательно выбрать время и всей семьей совершить экскурсию. Петровские ворота Петропавловской крепости для детей будут не менее интересны, чем для взрослых. Однако, чтобы поход был еще и познавательным, желательно воспользоваться услугами опытного гида. Рассказы про эпоху царствования Петра I настолько захватывающие, особенно здесь, перед уникальной крепостью, созданной еще при его жизни. Однако на осмотре Триумфальной арки экскурсия не заканчивается.

Впереди великолепный музей, который по страницам расскажет вам историю великого государства. Петропавловская крепость сама по себе интереснейший памятник. Мальчики с большим интересом осмотрят ее бастионы, а также орудия. Пушка, стреляющая в полдень, расположена в бастионе Нарышкина. У подножия крепости представлено несколько крупных орудий. А девочки, которых мало интересуют военные трофеи, могут посетить Собор или одну из выставок в музее, которые постоянно меняются.

Трезини Д. А.

Петровские ворота - первые триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Этот памятник является частью Петровской куртины Петропавловской крепости . Петровские ворота являются единственным подобным сооружением, сохранившимся в Санкт-Петербурге со времени Петра I.

Осенью 1707 года Пётр I приказал: "В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским". Государь имел ввиду строительство въездных ворот в Санкт-Петербургскую крепость. За прототип были взяты ворота, которые были построены архитектором Доменико Трезини в Нарве. Ему же было поручено создание и этого памятника.

К лету 1708 года уже были готовы в кирпиче Меншиков и Головкин крепостные бастионы, куртина (стена) между ними. Проезд в стене также должен был быть сделан из камня. Большинство историков считает, что быстро найти строительный материал не получилось. А Пётр I требовал соорудить их быстро. Поэтому в 1708 году первые Петровские ворота были построены из дерева. Это опровергает К. В. Малиновский, который в книге "Санкт-Петербург XVIII века" объясняет такой "факт" лишь ошибкой в переводе немецкого текста. Он цитирует написанный лично Петром I документ: "В будущей 708-й год делать в Санктпитербурхе каменною работою... 4. Вороты делать подобны Нарвским и зделать оные в три года " [Цит. по: 2, с. 58, 59]. То есть и отводимый царём срок тоже свидетельствует о том, что Петровские ворота изначально строились из камня. Предположение об использовании дерева происходит от того, что из этого материала была выполнена фигура святого апостола Петра с двумя большими ключами в руке, установленная с наружной стороны ворот. Предположительно, её создал немецкий резчик Франц Людвиг Циглер.

Первое время ворота называли Верхними. Позже появились и Нижние - обращённые в сторону Васильевского острова. Первые Петровские ворота были украшены деревянными фигурами апостола Петра, двумя гениями Славы и стоящими на волютах аллегорическими статуями "Веры" и "Надежды". Справа от арки была укреплена железная доска с датой основания крепости. Именно из-за фигуры апостола Петра памятник и назвали Петровскими воротами.

4 апреля 1714 года Пётр I повелел изменить скульптурный декор Петровских ворот, что в 1716-1717 годах было исполнено Трезини. Высота и ширина памятника составили около 16 метров. Арка ворот даёт проход через всю толщину стены Петропавловской крепости.

В верхней части Петровских ворот размещён барельеф с изображением бога Саваофа, держащего в руке сферу - символ вселенской власти. Ниже расположен главных барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром". Это изображение в петровское время трактовалось не иначе, как низвержение шведского короля Карла XII Петром I. В центре барельефа можно увидеть церковь - первое здание Петропавловского собора. Находящаяся справа от неё фигура указывает на храм, лицу этой фигуры приданы черты лица Петра I. Ширина барельефа составляет 4,9 метра, высота - 3,35 метра. Первоначально заказ на отливку барельефов Трезини доверил Бартоломео Растрелли. Но Пётр I посчитал запросы этого скульптора слишком большими. Автором барельефа стал немецкий мастер-резчик Конрад Оснер. Он отлил его уже после смерти Петра I.

В нишах ворот по сторонам от арки стоят фигуры олицетворяющие мудрость (со змеёй и зеркалом) и власть (в воинских доспехах).

Над аркой укреплён свинцовый двуглавый орёл. В петровское время он являлся не только гербом России, но и служил символом победоносной русской армии. Считается, что первоначально орёл был деревянным, раскрашенным "под дуб". Историк К. В. Малиновский считает, что первая фигура орла были гипсовой. В книге "Санкт-Петербург XVIII века" он приводит ссылки на документы, согласно которым Канцелярия городовых дел выплачивала деньги "Ивану Прокофьеву с товарыщи четырём человеком у Петровских ворот в городе за починку двух фигур штукаторною работою, за подделку орла внов штукаторством " [Цит. по: 2, с. 107].

Двухглавый орёл из свинца был укреплён на Петровских воротах в августе 1720 года. Её вес более 86 пудов (немного более тонны). Автор двухглавого орла скульптор-литейщик Франсуа Вассу трудился над ним более года. В 1723 году художник Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров покрасили фигуру в чёрный цвет и позолотили короны, скипетр, державу, детали щита.

Барельефы Петровских ворот Трезини задумывались свинцовыми. Их отливку он собирался осуществить в 1722 году, но спустя три года Трезини докладывал: "ежели оные басорлевы и фигуры ныне выливать из свинцу не будут то надобно вместо двух фигур у тех ворот стоячие в нишах которые деланы были с ысвестью и от морозов повредились вырезать деревянные и выкрасить и во оные ниши поставить до того времени как будут вылиты свинцовые " [там же]. К созданию деревянных статуй приступили в том же 1725 году. А в 1729 году на Петровские ворота установили не только готовые деревянные фигуры, но и деревянные же барельефы. То есть он их изготовления из свинца отказались окончательно.

В 1730 году резчиком Петром Фёдоровым были изготовлены деревянные барельефы украшающие волюты Петровских ворот.

В 1756 году часть скульптурных украшений Петровских ворот сгорела при пожаре.

Во время ленинградской блокады Петровские ворота были повреждены осколками снарядов. В 1951 году они были отреставрированы. По проекту архитекторов А. Л. Ротача и А. А. Кедринского были воссозданы утраченные детали скульптурного убранства памятника.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 44-49) 19.02.2012 г. 14:42
2) 27.10.2013 г. 17:36

Мифологические сюжеты барельефов, которые сегодня воспринимаются как отвлечённые, у современников ассоциировались с конкретными событиями.

Над главным входом помещён барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями».

«Минерва, окруженная военными трофеями»

Здесь же, почти рядом, композиция: на колеснице, впряжённой в тройку морских коней, бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита. Их расположение у главного входа говорит о значительности раскрываемых тем: победы в Северной войне и возвращения России власти над морем.

«Триумф Нептуна и Амфитриты»

На северном фасаде находится барельеф «Латона и ликийские крестьяне», исполнение которого не отличается большим мастерством. Согласно мифу, богиня Латона с детьми – Аполлоном и Дианой – пришла в селение ликийских крестьян и попросила напиться. Крестьяне отказали ей и были за это превращены в лягушек.

На западном фасаде, обращённом в сторону сада, барельеф «Персей и Андромеда». Андромеда символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей – Петра-освободителя.

Рядом помещён схематично и плоскостно выполненный барельеф «Аполлон и Дафна». По древнему мифу, Дафна, спасаясь от преследований Аполлона, была превращена богами в дерево. Интересно, что на барельефе можно заметить на втором плане русские галеры петровского времени.

«Аполлон и Дафна»

В ряде барельефов отражены мифы о похищении Европы Юпитером, о борьбе Персея с Медузой, о похищении Прозерпины Плутоном и другие, в той или иной степени символизирующие победы России в Северной войне, власть России над морем.

«Персей, побеждающий медузу»

«Похищение Европы»

«Состязание в беге Гиппомена и Аталанты»

По мастерству исполнения не все барельефы Летнего дворца равноценны. Мы знаем, что создание их было поручено Шлютеру, однако смерть помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей до сих пор неизвестны. Различное качество барельефов позволяет говорить, что их было несколько.

«Амур на Гиппокампе»

«Диана»

«Амур на Козероге»

«Похищение Европы»

Петровские ворота Петропавловской крепости


Петровские ворота - это триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко.


Ворота создавались в 1707-1708 годах по проекту архитектора Доменико Трезини и первоначально были деревянными. Их украшала статуя святого Петра в человеческий рост, поэтому ворота стали называться Петровскими. Через 10 лет тот же архитектор перестроил ворота в камне, они в точности повторяли деревянные. В таком виде они и дошли до наших дней.
Оформлены ворота в виде триумфальной арки. Традиция ставить арки в честь военного триумфа восходит к Древнему Риму.

На первый взгляд Петровские ворота немного тяжеловесны, но они очень нарядны, это одна из особенностей стиля барокко. Для архитектуры этого стиль большую роль играет символичность. Каждая деталь декора имеет свой смысл, поэтому многие архитектурные постройки можно читать как книгу.

Рассмотрим панно "Низвержение Симона Волхва" (или еще одно название, которое можно встретить в литературе - "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром"). В центре рельефа скульптор Кондрат Оснер изобразил крепость на скале. Над ней клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Из облаков прямо на крепость падает головой вниз бородатый человек. Это языческий жрец (волхв) Симон, который, как рассказывает легенда, пророчил и оскорблял апостола Петра и, поддерживаемый демонами, пытался летать. Однако апостол Петр своей молитвой развеял демонов, а Симон с позором и "великим шумом" был низвергнут на землю. Симон падает, а внизу люди наблюдают его позор. Перед крепостью стоит мужчина в одеянии древнеримского полководца. Возможно, скульптор так изобразил самого Петра, а может быть, воина-защитника крепости.

Смысл барельефа был доступен людям XVIII века: они понимали язык аллегорий. Современные специалисты-искусствоведы расходятся в трактовке деталей композиции, но все они единодушны, что триумфальная арка и ее барельефы воспевают победы России. Поскольку деревянные ворота строились еще до Полтавской баталии, то можно считать Петровские ворота памятником военных успехов русской армии, прежде всего на берегах Невы и Финского залива. Результатом этих побед и явилось строительство Петропавловской крепости.

Современники могли так трактовать сюжет: крепость - это камень, которым апостол Петр поразит всех, кто будет покушаться на нее. (Имя Петр в переводе с греческого - "камень". А в священном писании есть слова о том, что апостол Петр - камень, на котором Христос построит церковь свою и врата ада не одолеют ее). Композиция создавалась как похвала неколебимости, неприступности крепости; как символ веры в полную победу России над Швецией.

Изображение герба России, украшающее ворота, подчеркивает значимость крепости и молодого столичного города Санкт-Петербурга в жизни государства первой четверти XVIII века. Герб выполнены в свинце мастером Франсуа Вассу, а до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб». Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь не сохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А. А. Кедринским, А. Л. Ротачом была произведена реставрация.

Это далеко не первая и не единственная триумфальная арка в Петербурге. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий, они могут быть временными или постоянными, имеют один или три пролёта, перекрытые полу цилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. В России триумфальные арки впервые начал устраивать Пётр Великий. Первые ворота устроены были в 1696 в честь победы под Азовом и в 1703 году для чествования Шереметева, Репнина и Брюсса при завоевании Ингерманландии, а также празднования основания новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот: у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских ворот и у Мясницких ворот. Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота украшены были разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: "Орёл не мух ловит", что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата "Элефант". По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации: против церкви на Троицкой пристани, Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и Аничковы ворота. По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились - Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве - у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку Кваренги. Вследствие спешности работы, ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

(В тексте использованы материалы книги Ермолаевой Л.К., Лебедевой И.М. Прогулки по Петербургу и материалы из wikipedia)