Биография отто фон бисмарка. Отто фон бисмарк мысли и воспоминания том i Бисмарк 1 200 бумажный подробная инструкция

Линкоры моя слабость. Давно хотелось иметь на полке что-нибудь монументальное, с торчащими во все стороны стволами. Однако жаба душила. С появлением в продаже кораблей от "Моделиста" жабе пришлось подвинуться - цена ее почти раздавила. В большой коробке лежало изрядно деталей и длинный (около 77см) корпус.

Использовать кисточки на такую площадь мне показалось невозможно, и пришлось провести еще где-то полгода в борьбе с жабой за компрессор и аэрограф . В итоге после консультаций с продавцом в модельном магазине я затарился краской и грунтовкой и приступил к работе.

Сборка

Модель собиралась хорошо. Главная неприятность - слегка согнутый "на пропеллер" носовой сегмент палубы.

Еще некоторые проблемы доставила щель на стыке детали среднего сегмента палубы с носовой надстройкой(там где ниши для башен среднего калибра). Проблема решилась просто - приклеиванием куска пластика от сметанной банки на всю вогнутую поверхность ниши.

Я несколько позже, чем надо узнал о существовании травленки на Бисмарк, поэтому вся дальнейшая сборка была искоробочной, с небольшими оживляющими доделками.

Башни ГК и СК

Изменил технологию монтажа - листовой пластик+нож=башни можно ставить на собранный корпус.

На готовые башни наклеил кусочки пластика - имитацию заслонок на приборах наведения и дальномерах. Кроме того, подклеил дно на возвышенных башнях - что бы в пушечные порты башню не было видно.

Брезентовые чехлы из шпатлевки делать не стал после того, как увидел фотографию модели Тамиевского Бисмарка на К-бисмарке. Стволы высверлил цанговым ножом - неглубоко, но видно, что дырка

Краны

Изменил технологию монтажа - нож+паяльник - поворачиваются, и можно клеить после сборки корпуса.
Краны правильные, в отличие от Бисмарка звезды-эллера, однако если натянуть тянутый литник заместо тросов становится значительно выразительней.

Катапульта

Швеллер, который шел в комплекте поставки очень меня расстроил. После посещения Вандерваффе созрело решение проблемы. Швеллер был местами изнутри вырезан, в дыру были вклеены те же тянутые литники, имитирующие ферму. Сделаны подкосы-упоры под консоль катапульты (не уверен, что правильно, но что-то такое там было) плюс на швеллер-ферму приклеены нарезанные из пластика квадратики, должные изображать щитки, закрывающие катапульту от непогоды.

Самолет

Из трех деталей: Самое самолет плюс два поплавка. Некоторые так и ставят, убивая прекрасную модель наповал. Я не смог. Проделал углубления в коке винта - вставил тонкие тянутые литники - получился пропеллер. Если покрасить темно-зеленой краской то фиг поймешь, круглые у него лопасти или плоские, как должно. Однако видно, что есть пропеллер, а не какая-то пимпочка. Та же история и с поплавками - немного тянутых литников - и они висят очень правдоподобно, как на настоящем Арадо.

Решетки радаров и фирлинги

Большое спасибо участникам вашего форума за ссылки на чертежи решеток. Я честно долго пытался сделать что-то похожее на чертеж из тянутого литника, ничего не получалось - уже совсем решил ставить штатные глухие радары, но потом решил, что стоит попробовать сделать их по типу катапульты - серединку вырезал, а в дырку - да-да, опять же их - тянутые литники. Получилось лучше штатных. Единственно, вид сбоку и сверху плохой, ну а спереди очень даже...

Фирлинги в наборе представлены как кубик из которого торчат четыре палочки. (На Тирпице штатные фирлиги сделаны значительно лучше, а тут "Моделист"/"Академия"/"Тамия" подкачали. Пришлось полностью выпиливать из куска пластика и тянутых литников.

По мелочи были доделаны дальномеры - добавлены тонкие стерженьки вокруг самой трубы дальномера.
Катушки, ктоторые разбросаны по всей палубе, имели следы от прессформы. Шпаклевать не хотелось, и я замотал их тем же тянутым литником. Флагшток носовой собрал из того же литника. На реях приклеил "Гребенки" - судя по фото они были всеже жесткими, а не частью такелажа.

Такелаж не стал делать. Не хотелось узелков на реях, да и места для корабля такого, где бы ему жить не мешали, нет. А ремонтировать порванную паутину каждый месяц...

Покраска прошла сложно, но для первого раза, по-моему - не плохо. Поразило, что все инструкции(и тамия, и моделист) дают покраску всей надстройки в серый цвет. Косяк! На всех фото и просто на проекциях чертежей видно, что

Приветствую, коллеги!

Я авиамоделист, но также очень люблю и уважаю судомодельную тему. С самого раннего возраста мне хотелось построить действующую модель большого боевого корабля. Путь к этой цели был долгим, трудным, но очень увлекательным.

На Паркфлаере судомодели появляются нечасто, однако, надеюсь, что мой проект будет вам интересен.

Забегая вперед, скажу: модель ходовая, с дымогенератором, освещением и имитацией стрельбы главного калибра...

Перед началом строительства у меня было четкое понимание того, что изготовить самостоятельно все элементы мне не под силу, но я вполне мог бы приобрести набор стендовой модели и элеткрифицировать его.
Выбор пал на линкор Бисмарк от Амати, который был выпущен в виде партворка. В 2012 году, когда решил начать строительство, это был один из двух наборов линкоров в крупном (1:200) масштабе, доступных для приобретения. Кроме того, модель обладала достаточно высоким уровнем сложности в виду наличия деревянного наборного корпуса и огромного количества фототравленных деталей.

Я нашел в Санкт-Петербурге человека, который согласился отдать полный комплект партворка за половину его начальной цены. Однако, в нем не хватало 7 журналов, которые пришлось икать по всей стране и, в конечном итоге, за границей.
В процессе пришлось научится не только работе с деревом и фототравлением, но и класть стеклоткань, шкурить, шлифовать, программировать, травить платы и многое другое...

Бисмарк и Тирпиц, иначе они обозначались как «линкоры типа H» (Schlachtschiff H-klasse), должны были стать железным кулаком, призванным раздавить морские коммуникации стран, непокорных Германии. Думаю, нет смысла приводить здесь исторические факты о прототипе, поскольку они, при желании, легко ищутся в сети.

3,5 года или ~1000 человеко-часов ушло на строительство и проработку элементов. Киль модели был заложен 12 апреля 2013 года, 22 октября 2016 года постройка была завершена.

Линкор обладает следующим функционалом:
1. Радиоуправление по 8 каналам всеми системами
2. Бесконтактные выключатели бортовых цепей
3. Три ходовых электродвигателя с раздраем
4. Дымогенератор с датчиком контроля уровня жидкости
5. Система освещения кают, ходовых огней, прожекторов
6. Поворотные башни и стволы артиллерии среднего калибра
7. Поворотные башни и стволы артиллерии главного калибра
8. Система имитации стрельбы главного калибра, включающая в себя выбор стволов для выстрела и запальную систему

В данном видео приведен краткий обзор всех функций:

Корпус у модели наборной из реек и фанеры, согласно инструкции его нужно было после сборки покрыть несколькими слоями краски и лака,при этом издатель считает, что этого достаточно для ходовой модели. Похоже, что на родине Амати, в Италии нет колебаний влажности, и у них фанерно-липовые модельные корпуса не "дышат" и лакокрасочное покрытие не трескается.
В России же дерево очень даже заметно меняет свои размеры при колебаниях влажности, поэтому для целостности корпуса и защиты его от воды, я покрыл его слоем стеклоткани и изготовил съемную палубу из стеклотекстолита. В этом деле мне очень сильно помог руководитель судомодельного кружка Петроградского райнона г. Санкт-Петербург, поскольку у меня не было опыта в подобных операциях.

Несколько раз за последнее время приходилось сталкиваться с весьма оригинальной точкой зрения, касающейся соотношения вклада в борьбу с фашистской Германией со стороны Западных Союзников с одной стороны и СССР с другой.

Касается это военных действий между Германией и Великобританией после изгнания последней с континента летом 1940 года. У нас как-то принято считать, что война с Англией немцев не особенно напрягала, и второй фронт на Западе являлся для Германии в значительной мере условностью. Впрочем правильнее будет сказать принято БЫЛО считать. С легкой руки штатного ниспровергателя устоев Виктора Суворова получил значительное распространение и друой взгляд. Речь идет вот о чем (ниже цитируется книга В.Сувовова "Самоубийство"):

"Война на море уносила мало (по нашим понятиям) жизней. Вот 27 мая 1941 года британским флотом утоплен самый мощный германский линкор "Бисмарк". Это всего только 1600 человек экипажа, из которых 110 попали в плен, а остальные погибли. Людей мало. Но линкор это 50 тысяч тонн самой лучшей стали. Из этой стали можно было бы построить 2500 самых мощных немецких танков того времени - Pz-IVD, боевой вес 20 тонн. А если считать не по расходам стали и других материалов, а по затратам энергии, времени и труда то постройка одного линкора обходилась дороже постройки 5000 танков. Таким образом, потеря линкора, если считать по погибшим людям, - это потеря одного полка. А если считать по стоимости - это потеря сразу нескольких полнокровных танковых армий. Один "Бисмарк" стоил больше, чем все танки, которые Гитлер имел в 1941 году."

"Гитлер в безвыходном положении, победить Британию он не может, нет никаких на это возможностей, добром война с Британией для Гитлера уже кончиться не может."

Вывод, который Суворов прямо не озвучивает, напрашивается сам собой - если Британия побеждала в любом случае - вступил бы в войну СССР, не вступил бы, то роль СССР получается сугубо вспомогательная и ничего не решающая.

Это тем более странно, что еще незадолго до этого сам Суворов придерживался прямо противоположенной точки зрения В своей книге "Последняя республика" он долго живописует отчаянное положение Англии весной 1941-го, после чего следует резюме:

Британия имела только два выхода:
1. Подписать сепаратный мир с Германией. Проще говоря - сдаться на милость Гитлера.
2. Вовлечь Советский Союз в войну против Гитлера."

"...Британия на последнем издыхании, Британия не выдержит долго, Британия до 1942 года не дотянет, Британия будет вынуждена сдаться."

Я не буду сейчас касаться таких глобальных вопросов, как перспективы Британии самостоятельно пережить 1941-й год;). А вот о затратности для немцев войны на море имею что сказать.

Есть мнение, что Суворов сознательно и сильно передергивает, сравнивая потерю "Бисмарка" с потерей "нескольких полнокровных танковых армий".

Начнем с того, что например систершип "Бисмарка" - "Тирпиц" обошелся казне в 191,6 миллиона рейхсмарок. Тогда как средний танк PzKpfw III Ausf M стоил 103,163 рейхсмарки. Несложный подсчет показывает, что на те же деньги, что были затрачены на "Тирпиц" можно было построить вовсе не "более 5000 танков", как утверждает Суворов, а 1857. И не Pz.IV а Pz.III.

Но дело даже не в этом. Разве в состав танковых армий одни танки входят? А бронетранспортеры и бронемашины? А артиллерийские орудия и тягачи? А автомобили, которых в каждой дивизии было несколько тысяч? А саперное и инженерное оборудование? Оружие пехоты? Средства связи? И еще куча всякого имущества. Одними танками много не навоюешь.

Поехали дальше. У Германии во время войны было самое большее 6 танковых армий. К моменту нападения на СССР - 4. Численность танков в немецкой танковой армии не превышала 1500. Но произведено было Германией порядка 50000 танков. Этого бы хватило, чтобы сформировать 33 танковых армии (и построить 27 "Бисмарков"). То есть и здесь у Суворова спекуляция - танковая армия не есть сила постоянная, ее во время войны надо пополнять и она пропускает через себя гораздо больше танков, чем числится в ней по штатному расписанию.

В одной из книг, посвященной победоносному завершению союзниками "Битвы за Атлантику" не без гордости было замечено, что к концу войны на каждого немецкого подводника приходилось по 100 англо-американских моряков и летчиков, занятых в противолодочной обороне атлантических конвоев. Мне такое хвастовство кажется очень странным, ведь на эту ситуацию можно посмотреть и иначе - получается, что каждый немецкий подводник сдерживал 100 солдат противника! Это в 1945-м. Что было бы, если бы Гитлер имел возможность сосредоточить на войне с Англией не жалкие крохи, а все свои силы остается только догадываться.

Есть правда и еще один аспект той же проблемы. Германия, как известно, испытывала серьезный недостаток с горючего. И мне уже не раз приходилось слышать, что мол один "Бисмарк" расходовал за поход 8000 тонн топлива, что больше, чем израсходовали все немецкие танки во время наступления на Москву. Опять та же странная логика. Несколько тысяч танков действительно может и расходовали бензина сопоставимо с одним походом "Бисмарка". А как быть с шестьюстами тысячами автомобилей? Не говоря уж о другой многочисленной технике.

В данном случае можно привести вполне конкретные цифры. Они заимствованы из книги Мюллера-Гиллебрандта "Сухопутная армия Германии 1933-45". Это месячное потребление горючего немецкими вооруженными силами летом 1941 года:

Авиационный бензин - 740 тыс. тонн
Автомобильный бензин - 850 тыс. тонн
Дизельное горючее - 410 тыс. тонн
Мазутное топливо для ВМФ - 390 тыс. тонн

Таким образом флот потреблял лишь 16% топлива. И то, мазут это лишь отходы при производстве более высококачественного бензина.

Что хочется по этому поводу сказать. Конечно после многолетней работы советской исторической машины осталась куча мифов, касающихся нашей недавней истории, которые мы еще и не начали разгребать. Однако значит ли это, что любые действия, направленные на ревизию роли СССР во Второй Мировой войне соответствуют нашим интересам? Я так не думаю. Особенно в том случае, если на смену фантомам советской пропаганды приходят другие фантомы, реальности соответствующие так же мало.

В 1838 году поступил на военную службу.

В 1839 году после смерти матери уволился со службы и занимался управлением семейными владениями в Померании.

После смерти отца в 1845 году семейная собственность была разделена, и Бисмарк получил поместья Шёнхаузен и Книпхоф в Померании.

В 1847-1848 годах — депутат первого и второго Соединенных ландтагов (парламент) Пруссии, во время революции 1848 года выступал за вооруженное подавление волнений.

Бисмарк стал известен благодаря своей консервативной позиции в ходе конституционной борьбы в Пруссии в 1848-1850 годах.

Противодействуя либералам, он способствовал созданию различных политических организаций и газет, включая "Новую прусскую газету" (Neue Preussische Zeitung, 1848). Один из организаторов прусской партии консерваторов.

Был депутатом нижней палаты парламента Пруссии в 1849 году и Эрфуртского парламента в 1850 году.

В 1851-1859 годах — представитель Пруссии в союзном сейме во Франкфурте-на-Майне.

С 1859 года по 1862 год Бисмарк был посланником Пруссии в России.

В марте — сентябре 1962 года — прусский посланник во Франции.

В сентябре 1862 года, во время конституционного конфликта между прусской королевской властью и либеральным большинством прусского ландтага, Бисмарк был призван королем Вильгельмом I на пост главы прусского правительства, а в октябре того же года стал министром-президентом и министром иностранных дел Пруссии. Он упорно отстаивал права короны и добился разрешения конфликта в ее пользу. В 1860-х годах осуществил военную реформу в стране, значительно усилил армию.

Под руководством Бисмарка было осуществлено объединение Германии путем "революции сверху" в результате трех победоносных войн Пруссии: в 1864 году совместно с Австрией против Дании, в 1866 году — против Австрии, в 1870-1871 годах — против Франции.

После образования Северо-Германского союза в 1867 году Бисмарк стал бундесканцлером. В провозглашенной 18 января 1871 года Германской империи он получил высший государственный пост имперского канцлера, став первым рейхсканцлером. В соответствии с конституцией 1871 года Бисмарк получил практически неограниченную власть. При этом он сохранил пост прусского премьер-министра и министра иностранных дел.

Бисмарк провел реформы германского права, системы управления и финансов. В 1872-1875 годах по инициативе и под давлением Бисмарка были приняты направленные против католической церкви законы о лишении духовенства права надзора за школами, о запрещении иезуитского ордена в Германии, об обязательном гражданском браке, об отмене статей конституции, предусматривавших автономию церкви и др. Эти мероприятия серьезно ограничили права католического духовенства. Попытки неподчинения вызывали репрессии.

В 1878 году Бисмарк провел через рейхстаг "исключительный закон" против социалистов, запрещавший деятельность социал-демократических организаций. Он беспощадно преследовал всякое проявление политической оппозиции, за что был прозван "железным канцлером".

В 1881-1889 годах Бисмарк провел "социальные законы" (о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования рабочих. Вместе с тем он требовал ужесточения антирабочей политики и в течение 1880-х годов успешно добивался продления "исключительного закона".

Свою внешнюю политику Бисмарк строил, исходя из ситуации, сложившейся в 1871 году после поражения Франции во франко-прусской войне и захвата Германией Эльзаса и Лотарингии, способствовал дипломатической изоляции Французской республики и стремился предотвратить образование любой коалиции, угрожавшей гегемонии Германии. Опасаясь конфликта с Россией и желая избежать войны на два фронта, Бисмарк поддержал создание русско-австро-германского соглашения (1873) "Союз трёх императоров", а также заключил с Россией в 1887 году "договор перестраховки". Вместе с тем в 1879 году по его инициативе заключён договор о союзе с Австро-Венгрией, а в 1882 году — Тройственный союз (Германии, Австро-Венгрии и Италии), направленный против Франции и России и положивший начало расколу Европы на две враждебные коалиции. Германская империя стала одним из лидеров международной политики. Отказ России от возобновления "договора перестраховки" в начале 1890 года явился серьезной неудачей канцлера, как и провал его плана превращения "исключительного закона" против социалистов в постоянно действующий. В январе 1890 года рейхстаг отказался возобновить его.

В марте 1890 года Бисмарк был уволен в отставку с поста рейхсканцлера и прусского премьер-министра в результате противоречий с новым императором Вильгельмом II и с военным командованием по вопросам внешней и колониальной политики и по рабочему вопросу. Он получил титул герцога Лауэнбургского, но от него отказался.

Последние восемь лет жизни Бисмарк провел в своем имении Фридрихсруэ. В 1891 году он был избран в рейхстаг от Ганновера, но так никогда и не занял там своего места, а двумя годами позже отказался выставить свою кандидатуру для переизбрания.

C 1847 года Бисмарк был женат на Йоханне фон Путткамер (умерла в 1894 году). У супругов было трое детей — дочь Мари (1848-1926) и два сына — Герберт (1849-1904) и Вильгельм (1852-1901).

(Дополнительный

Государственное социально-экономическое издательство приступает к изданию «Библиотеки внешней политики». В эту серию будут включены мемуары видных политических деятелей и дипломатов, ряд работ по истории международных и дипломатических отношений, пособия по международному праву и руководства по дипломатической практике.

«Библиотека внешней политики» открывается изданием «Мыслей и воспоминаний» Бисмарка (в трех томах).

Вслед за первым томом будут изданы остальные два тома.

В дальнейшем Издательство намечает выпустить следующие мемуары: Ллойд-Джордж «Правда о мирных договорах», Тардье «Мир», Эдуард Грэй «Двадцать пять лет», Ишии «Дипломатические комментарии», Черчилль «Мировой кризис», Соловьев «25 лет дипломатической службы 1893–1918 гг.», Камбон «Дипломат». Далее будут изданы «Документы» Лансинга, «Письма» Сольсбери, «Архив полковника Хауза», Десмонд «Пресса и мировая политика», Альдрованди Марескотти «Дипломатическая война», Криспи «Мемуары и документы», Хаяси «Секретные мемуары» и др.

По истории международных и дипломатических отношений в первую очередь будут изданы работы: Дебидур «История европейской дипломатии от Берлинского конгресса до 1916 г.», Зонтаг «История европейской дипломатии с 1871 по 1932 г.», Дрио «Восточный вопрос» и др.

Одновременно Издательство подготовляет к изданию несколько книг по дипломатической практике. Среди них в первую очередь будут изданы работы: Сатоу «Руководство к дипломатической практике», Оппенгейм «Руководство по дипломатии», Никольсон «Дипломатия» и др.

Издательство включает также в «Библиотеку внешней политики» ряд работ по международному праву, в частности «Международное право» Оппенгейма, «Система международного права» Листа.

Издательство ставит перед собою задачу ознакомить советского читателя и с другими мемуарами русских и иностранных дипломатов и политических деятелей, а также с наиболее интересными книгами по вопросам внешней политики и дипломатии.

Русский перевод первого тома «Мыслей и воспоминаний» Бисмарка сверен по немецкому изданию: Otto Furst von Bismarck, Gedanken und Erinnerungen, Neue Ausgabe, Erster Band, Stuttgart und Berlin, 1924.

Отмеченные звездочкой (*) подстрочные примечания принадлежат Бисмарку. Необходимые для понимания текста слова, вставленные немецким издателем или редакцией русского перевода, заключены в квадратные скобки .

В переводе первого тома Бисмарка «Мысли и воспоминания» на русский язык принимали участие Н. С. Волчанская, Н. Г. Касаткина и О. В. Шаргородская.

Примечания составили В. В. Альтман и В. Д. Вейс.

В редактировании русского перевода первого тома «Мыслей и воспоминаний» Бисмарка и примечаний к нему принимали участие доцент Института истории, философии и литературы имени Чернышевского Б. Г. Вебер и Э. И. Теумин.

«Мысли и воспоминания» Бисмарка - это не столько воспоминания, сколько мысли, изложением которых закончил свою продолжительную политическую жизнь один из крупнейших государственных деятелей Европы второй половины XIX века – Политические деятели дворянства и буржуазии, когда они составляют свои мемуары, преследуют обычно определенную, более или менее ясно выраженную цель. Одни пытаются задним числом свести счеты со своими политическими противниками; другие стремятся приоткрыть завесу над некоторыми дотоле неизвестными событиями, в которых они участвовали или к которым имели то или иное отношение; третьи хотят напомнить современникам и потомству о своих подлинных или мнимых подвигах и заслугах. Но все они прежде всего стремятся оправдать свою собственную политическую деятельность, показав в убедительном или привлекательном свете ее подлинные или позднее придуманные мотивы. С этой целью мемуаристы обычно замалчивают одни факты, излишне подчеркивают другие, пронизывают все определенной тенденцией и вдобавок пытаются всему этому придать черты достоверности и убедительности. Таким образом, мемуары - это прежде всего апологетический документ, где автор имеет возможность выступить в качестве своего собственного адвоката и судьи одновременно. Дело историка дать мемуарам критическую оценку.

«Мысли и воспоминания» Бисмарка - это не только апологетический документ. Это прежде всего политическое завещание основателя Германской империи, написанное, как гласит посвящение, «сынам и внукам для понимания прошлого и в поучение на будущее». Свои обширные, трехтомные воспоминания Бисмарк начал писать вскоре после вынужденной отставки в 1890 г. Уединившись в Саксонском лесу, в одном из своих имений, он вел оттуда борьбу против так называемого «нового курса», взятого молодым Вильгельмом II и новым канцлером Каприви. Охваченный тревогой за судьбы империи, в создании которой он принимал столь большое участие, обиженный своей отставкой, недовольный и фрондирующий, - он посвятил последние годы своей жизни составлению политического завещания. Оглядываясь назад, подводя итоги своей долголетней политической деятельности, Бисмарк пытался не только оправдать ее перед современниками, но и предостеречь, на основе собственного политического опыта, своих преемников от возможных ошибок. А опыт этот был огромен и многообразен.

Бисмарк прошел большую жизнь. Он родился в 1815 г. Европа в этом году окончательно сбросила с себя владычество Наполеона. На Венском конгрессе по-новому перекроили политическую карту европейского континента. Гнетущая реакция, воцарившаяся под эгидой Священного союза, стремилась преодолеть веяния Французской буржуазной революции XVIII века, пронесшиеся над миром. Реакция пыталась в самом зародыше задушить пробуждающееся национально-освободительное движение.

Бисмарк был современником ряда европейских революций, сам являлся участником - на стороне реакции - многих классовых битв. Бисмарк был современником всех войн, происходивших после низвержения Наполеона I, вплоть до конца XIX века. Он сам являлся активным организатором нескольких войн, в огне которых завершилось воссоединение Германии. Бисмарк родился на заре капиталистического развития Пруссии. Он умер, когда капитализм уже вступил в последнюю, империалистическую стадию развития, стадию загнивания, когда буржуазия из страха перед поднимающимся рабочим классом окончательно перешла в лагерь реакции и стала поддерживать те самые силы, против которых некогда боролась. Бисмарк умер в июле 1898 г., почти на самом рубеже нового века. Он умер тогда, когда разразилась война между молодой империалистической державой - США и старой колониальной державой - Испанией; эта война являлась предзнаменованием того - только впоследствии осмысленного - факта, что закончился один период новейшей истории - период завершения территориального раздела мира - и начался новый период - период передела мира путем империалистических войн. Вдохновитель и организатор борьбы против рабочего и социалистического движения, Бисмарк умер всего лишь за семь лет до того времени, когда на Востоке Европы вспыхнула в 1905 г. революционная зарница - предвестница победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Бисмарк, таким образом, прошел очень большую жизнь, и даже простое повествование о всех событиях его времени представляло бы несомненный интерес. Но Бисмарк был не только свидетелем, но и активным участником многих крупнейших политических событий, в особенности второй половины XIX столетия. Его историческую роль кратко, но ярко и предельно точно обрисовал Ленин в следующих словах: «Бисмарк сделал по-своему, по-юнкерски, прогрессивное историческое дело». «Объединение Германии было необходимо… Когда не удалось объединение революционное, Бисмарк сделал это контрреволюционно, по-юнкерски». Этого воссоединения Германии Бисмарк добился путем войн - сначала с Данией (1864 г.), потом с Австрией (1866 г.), наконец, с Францией (1870–1871 гг.), - и в последние годы своей жизни он не без гордости отмечал, что на его совести лежат три войны и восемьдесят тысяч жизней, скрепивших своею кровью фундамент воссоединенной Германской империи. Уже в организации и в проведении этих войн раскрылся его несомненный талант политика и дипломата.