Богдановский г а химическая экология. Виртуальные выставки

Рассматриваются вопросы сущности, статуса и функций биоэтики, ее генезиса и исторической эволюции. Выявляются междисциплинарные стратегии и приоритеты биоэтики. Анализируются морально-этические, организационные и нравственные аспекты жизни и смерти, трансплантологии, психиатрической помощи, применения новых генно-инженерных технологий, манипуляций со стволовыми клетками, клонирования человека, регулирования биобезопасности и биомедицинских исследований с участием человека и животных.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей медицинских, биологических и других специальностей высших учебных заведений, а также всех тех, кто интересуется проблемами биоэтики, этикой современных научных исследований.

Книга:

<<< Назад
Вперед >>>

10.2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи

Этическое сопровождение биомедицинских исследований стало общепризнанной нормой. Выделяют два основных механизма такого сопровождения и этического регулирования научных исследований, связанных с воздействием на человека. Во-первых, процедура информированного согласия, которое перед началом исследования дает каждый испытуемый. Во-вторых, современная практика биомедицинских исследований предполагает, что каждый исследовательский проект может определяться только после того, как заявка будет одобрена независимым этическим комитетом.

Этические комитеты (ЭК) (в ряде случаев комитеты по биоэтике) являются в современных условиях важнейшей структурой для соблюдения различных нормативных актов, принятых на международном уровне в области биоэтики.

Этический комитет призван способствовать и всемерно содействовать укреплению доверия, консолидации и партнерских отношений между врачами (и всеми медицинскими работниками) и пациентами, добиваться согласия путем объективного и принципиального обсуждения сложных в морально-правовом отношении ситуаций. Этические комитеты рассматривают все вопросы, связанные с соблюдением общих принципов гуманизма, нравственности и биомедицинской этики. Методологическими основаниями деятельности национальных комитетов выступают теоретические ориентиры – биомедицинская этика и международные документы по общественному контролю над соблюдением прав человека в соответствии с Хельсинской декларацией и Международной хартией прав человека.

Мировая тенденция развития современного здравоохранения, биомедицинских технологий и научных исследований в настоящее время неотъемлемо связана с контролем над соблюдением этических норм и прав человека. Этот контроль осуществляется с помощью институционально организованных социальных структур и технологий вместе с системой гуманистических либеральных ценностей, обеспечивают соблюдение личных прав и свобод человека в области биологии и медицины. Тем самым формируются механизмы защиты прав граждан от негативных последствий применения современных биомедицинских технологий, предусматривающие разработку этических кодексов, законов, повышение сферы ответственности профессионалов-медиков и биологов, расширение их социальных обязанностей, закрепленных не только на личном, но и правовом уровнях.

Этические комитеты – это структурные подразделения, обеспечивающие, прежде всего, регуляцию проведения независимой этической экспертизы, обязательной для всех биомедицинских исследований. Впервые они возникли в 50-х гг. XX в. в США с целью проведения официальной экспертизы исследований, финансируемых из федерального бюджета. В настоящее время (например, в США) этнические комитеты имеют статус государственных, а обязательной этической экспертизе подлежат не только биомедицинские, но и психологические , антропологические и другие исследования, если они проводятся на человеке или животных. В Европе этнические комитеты чаще функционируют на общественно-профессиональной основе. С 1967 г. они создаются при больницах и исследовательских учреждениях Великобритании, Германии, Франции. Одна из целей и функций этического комитета – контроль над соблюдением основных принципов биомедицинской этики при лечении и биомедицинских исследованиях, по мере расширения которых этическое сопровождение, осуществляемое этическими комитетами, становится во всем мире нормой. Сегодня каждый исследовательский проект должен получить одобрение независимого этического комитета.

За последние годы создана глобальная сеть этических комитетов, их количество в мире ежегодно увеличивается в десятки раз. Они действуют на основе международных нормативных документов, в числе которых Нюрнбергский кодекс (1947), Хельсинская декларация (1964), Конвенция Совета Европы «О правах человека в биомедицине» (1996) и др. Создан Межведомственный комитет по биоэтике в ООН при ЮНЕСКО. Аналогичные комитеты имеются при Совете Европы и Европейском Союзе. По инициативе ЮНЕСКО в последнее время прошли семинары (Москва, Минск) по биомедицинской этике, на которых обсуждались проект Декларации о всеобщих нормах биоэтики и правах человека, представленный в ООН, а также вопросы функционирования этических комитетов в странах СНГ. В настоящее время этические комитеты на национальном (государственном), региональном и локальном уровнях активно действуют в Бельгии, США, Франции, Дании, Германии, России, Украине, Молдове, республиках Балтии и представляют свои страны в соответствующих организациях на международном уровне.

Созданию комитета по биоэтике в Республике Беларусь предшествовала фундаментальная организационная, научная и учебная деятельность в контексте национальных, социокультурных и историко-политических традиций и учета мирового опыта. Подобно Совету Дании по этике, Этическому комитету Министерства здравоохранения Чешской Республики, комитет по биоэтике в Республике Беларусь организован при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь при поддержке Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. В соответствии с Руководством 1 по созданию комитетов по биоэтике, Национальный комитет – «это комитет, созданный правительственным органом страны, в большинстве случаев либо парламентом, либо соответствующим министерством (здравоохранения, науки или юстиции)… Обычно такие комитеты обладают полнотой власти, поскольку они порождены в результате политического решения о создании национального комитета в данной стране» . Именно в этом контексте и осуществлялась работа по созданию Национального комитета по биоэтике в Республике Беларусь.

Комитеты по биоэтике, как указывается в Руководстве 1 по созданию комитетов по биоэтике, опубликованном Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры «бывают разных видов и функционируют на разных уровнях управления» – национальном, региональном, местном (ЮНЕСКО, 2005).

Зафиксируем некоторые этапы истории создания Национального комитета по биоэтике и этических комитетов разного уровня в Республике Беларусь. Как в целом в области здравоохранения, так и при создании локальных этических комитетов и Национального комитета по биоэтике, Республика Беларусь руководствуется нормами международного права и собственным законодательством. Основные принципы биомедицинской этики, рекомендованные ВОЗ, закреплены в Концепции развития здравоохранения в Республике Беларусь (1995), «Законе Республики Беларусь о здравоохранении» (1999), «Законе Республики Беларусь о лекарственных средствах» (2006). В 1999 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении правил проведения клинических испытаний лекарственных средств» при Министерстве здравоохранения был образован Республиканский центр экспертиз и испытаний в здравоохранении, который разработал методические рекомендации «О порядке организации и работы комитетов по этике в Республике Беларусь».

Такие комитеты были созданы при научно-исследовательских институтах, клинических больницах, медицинских университетах и с той или иной мерой активности и эффективности сегодня функционируют: с 1998 г. Национальный координационный центр по безопасности, созданный при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Республики Беларусь; с 2000 г. – Комитет по этике в Белорусском государственном медицинском университете; с 2003 г. комитет при Международном экологическом университете им. Сахарова; были созданы также комитеты или комиссии по этике в клинических больницах. Одновременно осуществлялась организационная научная и учебная деятельность по развитию биоэтики.

Итак, для осуществления общественного контроля над соблюдением этических норм и правил при выполнении работ, связанных с использованием человека и животных как объектов экспериментальных и клинических исследований, в целях соблюдения прав и свобод человека при использовании в отношении его современных достижений науки, проведении образовательной, лечебно-профилактической и иной деятельности, при Министерстве здравоохранения Республики как консультативный орган создан Национальный комитет по биоэтике (НКБЭ) (18.04.2006 г.). Утверждено также Положение о Национальном комитете по биоэтике. Положением предусмотрен широкий спектр его функций по оказанию помощи и решению вопросов биомедицинской этики при проведении клинических испытаний новых лекарственных средств и медицинских технологий; в области лечебно-профилактической и научно-исследовательской деятельности; в сфере биоэтического образования специалистов и просвещения населения; в области законодательных инициатив по вопросам здравоохранения и проведения биомедицинских исследований; в решении социальных и правовых вопросов в области природоохранной деятельности.

Национальный комитет по биоэтике независим в своих оценках, советах и решениях; он играет рекомендательную роль и не принимает юридических решений, активно сотрудничает с законодательными и исполнительными органами страны, общественными организациями.

Создание Национального комитета по биоэтике способствует:

Внедрению демократического механизма при обсуждении и анализе сложных моральных проблем, связанных со стремительными достижениями науки и техники;

Осуществлению общественного контроля над соблюдением прав человека по критериям биомедицинской этики;

Разработке предложений, касающихся законодательного регулирования в области биомедицины;

Помощи в создании, регуляции и координации деятельности этических комитетов разных уровней и обучению членов этических комитетов;

Повышению уровня непрерывного биоэтического образования специалистов-медиков: от университетской подготовки до повышения квалификации;

Обеспечению участия Республики в международном сотрудничестве по вопросам биоэтики;

Пропаганде здорового образа жизни, информированию населения о достижениях и существующих проблемах в области биоэтики.

Основные направления деятельности Национального комитета по биоэтике включают:

Координацию и контроль деятельности локальных и региональных комитетов над соблюдением международных биоэтических принципов в соответствии с законодательством Республики Беларусь в лечебно-профилактической, научно-исследовательской, учебно-образовательной и природоохранной областях;

В состав комитета входят 19 членов – специалистов в области медицины, биологии и генетики , в области философии, этики, права и экологии, представителей общественности. Из числа членов Комитета избираются председатель и его заместители. Членство в Комитете является добровольным. Руководящий состав Комитета утверждается Министерством здравоохранения. Срок полномочий членов Комитета – 4 года.

Члены Национального комитета по биоэтике назначаются по их личностным качествам, на основе их интересов, знания и опыта в области биоэтики, а также на основании стремления и согласия уделять необходимое время для работы в Комитете.

Для принятия решений необходимо присутствие на заседаниях Национального комитета по биоэтике не менее 2/3 членов Комитета, отвечающих требованиям профессиональной квалификации. Решение принимается на основании общего согласия или на основании мнения большинства.

Национальный комитет по биоэтике может достойно представлять Беларусь на международном уровне, выступать с законодательными инициативами по защите прав человека в области биомедицины, осуществлять координацию действий локальных этических комитетов, вырабатывать генеральную линию биоэтического образования специалистов и населения.

При создании Национального комитета по биоэтике прежде всего были определены его статус и структура, правовые основания, функции и возможности, а также поле деятельности по сравнению с локальными биотическими комитетами в Республике Беларусь, чтобы пространственно-функциональная определенность субъектов этического регулирования была стабильной и действенной. Было изучено состояние дел, касающихся международных экспертных структур по проблемам биоэтики, опыт работы в этом направлении других стран.

В Республике Беларусь имеются различные виды комитетов по биоэтике (этические комитеты, комиссии по этике, ассоциации, действующие на разных уровнях). Они организованы в соответствии с рекомендациями, приведенными в Руководстве 1 по созданию комитетов по биоэтике (ЮНЕСКО, 2005). Рассмотрим виды комитетов в зависимости от целей и функций, предложенных в Руководстве 1, а также с учетом внутренних особенностей Республики Беларусь.

Каждый из видов этических комитетов, комиссий, ассоциаций, центров, созданных в Республике Беларусь, имеет свои цели, функции, осуществляет определенные специфические мероприятия и вместе с тем, обнаруживает точки соприкосновения в решении биоэтических дилемм, возникающих в различных областях исследований и здравоохранении. Учитывая цели, задачи и функции Национального комитета по биоэтике Республики Беларусь, можно заключить, что он должен играть роль объединяющего, координирующего и консультативного органа по общественному контролю над соблюдением прав человека в области биомедицинских исследований и по отношению к деятельности локальных комитетов, разрабатывая обоснованную политику проведения научных исследований в области здравоохранения, организовывая форумы для обсуждения на национальном уровне спектра проблем биоэтики и оказывая влияние на разработку законодательной политики, образования и общественности в области биоэтики.

<<< Назад
Вперед >>>

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями - добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло - это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль - это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы - это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы морали Обычаи Нормы права
человек выбирает осмысленно и свободно выполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людей могут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе - чувство долга исполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение общества одобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательными обязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример - принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо - мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность - это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать - её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство - бедность, анархия - диктатура, переедание - голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Самая важная - воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция - оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Основные направления эволюции государственной службы связываются сегодня с разработкой идей new public management ("нового государственного менеджмента") и формированием гибких и эффективных систем управления, способных легко адаптироваться к изменяющейся внешней среде и предоставляющих чиновнику большую свободу действий; с повышением открытости государственной службы; усилением требований к этичности деятельности и поведения служащих; повышением моральных стандартов поведения чиновников; актуализацией значения личностных факторов служебной деятельности . Используемые в области управления механизмы и методы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений все шире находят применение и в сфере государственной службы.

Опыт зарубежных стран показывает, что разработка инструментария реализации этических требований, предъявляемых к работникам любой сферы профессиональной деятельности и обеспечивающих безусловное выполнение этих требований каждым должностным лицом, - одно из важнейших условий жизнеспособности и эффективности этических нормативных актов.

Механизмы управления нравственными отношениями в системе государственной и муниципальной службы

Для обеспечения реализации этических принципов в мировой практике служебной деятельности как в государственной, так и в негосударственной сфере используются и положительно себя зарекомендовали такие механизмы, как:

  • - этические кодексы;
  • - комитеты по этике;
  • - тренинг; социальный аудит;
  • - специальные службы, рассматривающие факты нарушений сотрудниками организации этических требований, а также претензии граждан по этическим вопросам ;
  • - институт присяги.

Этические кодексы

Большой и полезный опыт разработки этических кодексов был накоплен в середине прошлого века в сфере западного бизнеса, когда, стремясь поддержать свой имидж в глазах общественности и завоевать се доверие и поддержку, многие корпорации разрабатывал и этические кодексы. Некоторые из этих кодексов действуют до сих пор, составляя "моральное кредо" корпорации. Например, Этический кодекс компании "Джонсон и Джонсон", принятый еще в 1945 г., до сих пор существует в неизменном виде. Всемирно известная японская компания Matsushita Electric. Industrial Company, Ltd и сегодня руководствуется Этическим кодексом, разработанным в 1932 г. ее основателем и неизменным руководителем Коносуке Мацусита. В 70-х гг. XX в. свои этические кодексы имели около 90% компаний США, насчитывающих свыше 500 работников, и 45% более мелких фирм. Инициаторами и разработчиками этих кодексов в основном были представители высшего управленческого персонала компаний.

Целью создаваемых кодексов была легитимация обсуждения этических проблем, поддержка способности личности к сопротивлению неэтичным требованиям непосредственных начальников, а также руководство, помощь и поддержка для тех, кто намерен поступать справедливо.

Девяностые годы прошлого века отмечены созданием международных деловых кодексов. Международные своды правил ведения бизнеса приняты Организацией Объединенных Наций, Международной торговой палатой и Организацией экономического сотрудничества и развития. Прообраз новой системы этических стандартов, соответствующих требованиям постиндустриального общества, заложен в Принципах ведения бизнеса, принятых в 1994 г. лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и США в швейцарском городке Ко и получивших широкое признание в мире международного делового сообщества. Одними из ключевых позиций этого кодекса стали социальная ответственность бизнеса, забота об окружающей среде, переход от буквы закона к духу взаимного доверия. Этические требования составляют важную и неотъемлемую часть нормативного регулирования и государственной службы в развитых странах. Опираясь на эмпирические исследования роли этических кодексов в формировании нравственных стандартов поведения в организациях, зарубежные ученые приходят к выводу о том, что этические кодексы оказывают значительное влияние на мораль служащих и их представления о допустимом поведении.

Выработаны и практикуются разные подходы к оформлению этических требований к государственным служащим. Один из них предусматривает "встраивание" этических принципов, норм и стандартов поведения непосредственно в законодательство, как это сделано в Германии, что позволяет применять соответствующие механизмы их реализации и конкретизировать ответственность за их нарушение или недолжное соблюдение.

Второй подход предполагает, что наряду с общими принципами, закрепленными в законодательстве, создаются собственно этические кодексы или своды правил. Обеспокоенность серьезностью проблем, создаваемых коррупцией, которая стала приобретать глобальные масштабы и может поставить под угрозу стабильность и безопасность обществ, подорвать демократические и моральные ценности и нанести ущерб социальному, экономическому и политическому развитию, побудила Генеральную ассамблею ООН к принятию 12 декабря 1996 г. Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, в числе основных этических принципов которого названы законность, компетентность и добросовестность; внимательность и справедливость; беспристрастность при выполнении своих функций и в отношениях с общественностью.

В Великобритании, парламентаризм которой насчитывает более семисот лет, этические стандарты государственной службы, формировавшиеся и передававшиеся из поколения в поколение государственных чиновников на протяжении столетий, были закреплены в 1995 г. в документе под названием "Семь принципов поведения в публичной сфере", подготовленном Комитетом по стандартам публичной сферы Палаты общин парламента Великобритании (Committee on Standards in Public Life).

С тех пор эти принципы стали рассматриваться в качестве главных ориентиров при определении этических стандартов в британской публичной сфере. На основе рекомендаций Комитета все государственные учреждения должны были разработать свои кодексы поведения, содержащие эти семь принципов. Каждый британский государственный служащий, включая министров и членов парламента, теперь носит в кармане пиджака специальную памятку, в которой лаконично изложены требования служебного кодекса. За соблюдением этих правил следят два Комитета - по стандартам публичной сферы при Кабинете министров и по стандартам и привилегиям Палаты общин.

Во Франции, где сложились достаточно прочные принципы служебной этики в государственной службе, этическая программа нацелена прежде всего на "зоны коррупционного риска" и выполнение важнейших задач в сфере гласности, контроля, системы пресечений различных нарушений, деонтологии и этики, на развитие и закрепление в поведении государственных служащих социально ориентированных этических ценностей.

В Австралии действует обязательная Инструкция по официальному поведению служащих Австралийского Союза. Аналогичные инструкции существуют во всех субъектах федерации.

На Филиппинах принят Кодекс поведения и этических стандартов должностных лиц и государственных служащих как документ, обеспечивающий поддержание освященного временем принципа государственной службы как службы общественного доверия, согласно которому исполнение государственной должности является признаком доверия со стороны общества. В документе устанавливаются стимулы и награды за примерное поведение, а также перечисляются запрещенные действия и меры наказания за их совершение .

Как отмечалось ранее, в 2000 г. Комитет министров Совета Европы принял Модельный кодекс поведения для государственных служащих, рекомендовав правительствам государств-членов содействовать разработке на его основе и принятию национальных кодексов. В целях этизации государственных служащих в нем предлагается сделать кодекс "составной частью условий труда государственных служащих с момента подтверждения ими факта ознакомления с ним", что предполагает включение этических требований в текст служебного контракта гражданского служащего и, следовательно, в случае их нарушения распространение на них предусмотренных национальным законодательством санкций.

В Японии широко используется метод разработки карт этики - набора этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. В них содержится также имя и помер телефона консультанта организации по этическим вопросам.

  • См.: Литвинцева Л. Государственная служба в зарубежных странах. М. : Изд-во РАГС, 2003. С. 17-18.
  • См.; Ботавина Р. И. Этика деловых отношений. М. : Финансы и статистика, 2004 ; Шихирев П . Н . Этические принципы ведения дел в России. М. : Финансы и статистика, 1999.
  • КоммерсантЪ // Власть. 2001. 24 июля. № 29 (431). С. 14-17.

Для того чтобы этические принципы, нормы и стандарты стали реалией деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т.е. быть частью реальной кадровой политики.

В мировой практике существует семь основных механизмов , посредством которых можно внедрить в практику этические нормы. К ним относятся:

1) этические кодексы;

2) комитеты по этике;

3) тренинг;

4) социальные аудиты;

5) юридические комитеты;

6) службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам;

7) изменения в корпоративной структуре.

Этические кодексы являются наиболее часто используемыми механизмами. Известно, что около 90% зарубежных компаний внедряло этические нормы в деятельность посредством кодексов. Этические кодексы могут разрабатываться для компании в целом или для отдельных функциональных подразделений. Как правило, этический кодекс разрабатывается специально созданным органом – комитетом, комиссией и т.п. В кодексе обязательно указываются дисциплинарные меры, применяемые к тем, кто нарушает данный кодекс.

Комитет по этике корпораций имеет ряд функций:

Вынесение этических вопросов для обсуждения топ-менеджером или правлением;

Доведение основных требований этического кодекса до сведения менеджеров всех уровней и рядовых сотрудников;

Разработка мер, поддерживающих кодекс;

Анализ и пересмотр кодекса на основе ежегодных внутрикорпоративных отчетов и в зависимости от изменений внешней среды организации, особенно системы духовных ценностей и мнения общественности;

Составление отчета о деятельности комитета для совета директоров;

Обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями специалистов по этическим вопросам.

Управленческий этический тренинг представляет собой наборы этических норм, своеобразные этические модули, которые включаются в общую программу практической подготовки менеджеров низшего и среднего звена. Таким образом, комитеты по этике обслуживают высший уровень менеджмента, помогая найти индивидуальные нетривиальные решения различных этических проблем, а управленческий тренинг снабжает низовой и средний менеджмент набором готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.

Социальный аудит , возникший не так давно, представляет собой попытку оценивать социальное поведение корпорации в социуме, т.е. он призван проверить и дать информацию о том, в какой степени действия корпорации соответствуют ожиданиям общества. Социальный аудит может быть использован в корпорации для внутреннего контроля за степенью этичности действий корпуса менеджеров, за исполнением этического кодекса, за рациональным использованием ресурсов и т.п. Однако в связи с трудностью и дороговизной осуществления в рамках страны или отдельной отрасли, данный механизм, несмотря на его ценность, все же не получил широкого развития и применяется только в масштабах корпорации. В основном социальный аудит сводится на сегодняшний день к определению того, насколько деятельность организации отвечает требованиям государственных норм по здравоохранению, безопасности и контролю за загрязнением окружающей среды.

Юридический комитет занимается контролем за соблюдением корпорацией всех законов, в том числе и подзаконным актам, носящим этический характер: по защите окружающей среды, защите прав человека и т.п.

Малый процент предприятий имеет специальные службы по урегулированию этических претензий . Сотрудники таких служб рассматривают жалобы, конфликты, претензии по этическим вопросам, поступающим как от сотрудников организации, так и со стороны. И также, по данным, характеризующим мировую экономику, лишь немногие корпорации принимают внутренние структурные изменения с целью приспособления к этическим требованиям.

Еще одним механизмом внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений является принятие на работу выпускников вузов, в которых имелась широкая и разветвленная программа обучения основам этики. Этот механизм является наиболее продуктивным с точки зрения многих менеджеров и владельцев фирм, поскольку в данном случае все этические нормы и стандарты закладываются в сознание и подсознание будущего сотрудника как часть мировоззренческого комплекса, как непреложные аксиомы, не подлежащие оспариванию. В подобных условиях громоздкая и дорогая система разработки кодексов компаний, обучения сотрудников этическим нормам контроля за соблюдением этических требований оказывается в значительной степени ненужной.

Предыдущая