Чем институт отличается от университета. Система управления развитием профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов

Профессорско-преподавательский состав является визитной карточкой любого учебного заведения высшего звена. Для того чтобы в вузе внедрялись инновационные технологии, у преподавателей должен быть не только высокий интеллектуальный уровень, но и желание развивать и совершенствовать свои практические навыки и умения. Именно поэтому министерством образования было принято решение о проведении модернизации российской высшей школы.

Требования времени

Профессорско-преподавательский состав вуза должен разрабатывать учебно-методические материалы, учитывая современные реалии. Пособия, учебники, тесты, различные методические материалы, по которым они будут читать студентам лекции, проводить практические занятия, утверждаются ректором высшего учебного заведения. Профессорско-преподавательский состав должен иметь собственные публикации в научных журналах, газетах. Материалом могут быть результаты научных исследований, проведенные диагностики, аналитические эксперименты.

Состав кафедры

В структуре профессорско-преподавательского состава любой классической кафедры в вузе обязательно есть заведующий (непосредственный руководитель кафедры), а также его заместители по научной и учебной работе. Кроме того, предполагается определенный профессорско-преподавательский состав, а также назначается заведующий учебно-методическим кабинетом. Кафедра должна обеспечивать преподавание тех научных дисциплин, которые для нее считаются профильными. Должно быть организовано обучение по очной, заочной, а также очно-заочной форме, по полным и сокращенным программам обучения, которые полностью соответствуют основным образовательным уровням специальностей в рамках новых федеральных образовательных стандартов, созданных для высшей школы.

Особенности современного преподавания

В связи с разработкой и внедрением в высшую школу федеральных образовательных стандартов существенно изменилась структура образовательного процесса. Если раньше профессорско-преподавательский состав выступал в качестве основного лектора, ведущего во время занятий монолог, то по новым требованиям обучение должно базироваться на основе диалога между студентом и преподавателем.

Тьюторское обучение

Профессорско-преподавательский состав выступает теперь в высшей школе в роли тьюторов, которые сопровождают студентов, развивающихся по индивидуальным образовательным технологиям. Особое внимание в настоящее время отводится проектной и научно-исследовательской работе со студентами. Помимо ведения лекций, профессора проводят и лабораторные практикумы, выявляя талантливых и одаренных студентов, с которыми они ведут индивидуальную работу.

Современные технологии, применяемые в отечественной высшей школе, ставят перед работниками профессорско-преподавательского состава новые задачи, кроме того, они предъявляют к ним дополнительные требования.

Например, профессора ведут дистанционные занятия, читают лекции тем студентам, которые по разным причинам не могут посещать обычные дневные занятия. Оперативное индивидуальное общение студента и преподавателя с применением инновационных компьютерных технологий является основой успешного обучения в рамках ДОТ.

Методика определения эффективности вуза

Профессорско-преподавательский состав университета проходит специальные квалификационные испытания, по результатам которых подтверждается высокий уровень профессионализма каждого преподавателя. Кроме того, в настоящее время существует специальная методика, разработанная в рамках новых стандартов для проверки уровня знаний выпускников высшей школы. Именно эти результаты считаются достоверными и адекватно отображающими качество обучения, уровень профессионализма преподавательского состава. В образовательных учреждениях есть время, которое отводится на изучение определенных дисциплин. Вне зависимости от того, какую педагогическую технологию использует в своей работе профессор либо этот показатель используется для вычисления основной нагрузки преподавателей.

Варианты должностей

Что представляет собой профессорско-преподавательский состав? Должности, причисляемые к ППС, в каждом высшем учебном заведении определяются в зависимости от Устава и правил внутреннего распорядка. Но в любом случае на каждой кафедре в престижном вузе преподают профессора профильных или смежных наук, кандидаты, доценты.

Процентное соотношение зависит от престижности учебного заведения, его материальной базы. Замещение профессорско-преподавательского состава осуществляется только по приказу ректора учебного заведения, если на это есть веские причины. Численность преподавателей определяется количеством групп, часов, отводимых на изучение учебной дисциплины.

Инновации в высшем образовании

После внедрения дистанционных технологий в высшую школу стали возникать проблемы, связанные с комплектованием преподавательского состава. Серьезное влияние на слушателей в высшей школе оказывает профессионализм и компетентность преподавательского профессорского состава. При проведении оценки эффективности преподавательской деятельности можно обеспечить полноценную работу системы мониторинга и управления качеством образования, контролировать кадровый потенциал, анализировать эффективность распределения нагрузки, определять и развивать новые педагогические методики в деятельности преподавательского состава.

Новые веяния в высшей школе

Для того чтобы осуществлять модернизацию российского высшего образования, эффективно внедрять на этой ступени новые федеральные образовательные стандарты, было проанализировано положение в профессорско-преподавательском составе, определены требования, которые должны предъявляться к сотрудникам высших учебных заведений.

Качество подготовки магистров, бакалавров, специалистов влияет на состояние экономики страны, поэтому была введена в высшей школе В настоящее время используются пространственные формулировки, характеризующие преподавателя высшей ступени обучения.

Среди важнейших задач, поставленных перед ректорами вузов отметим требование принять управленческие решения, касающиеся кадровой, финансовой, организационной политики.

Мониторинги преподавательского состава

В данный момент разрабатывается автоматизированная рейтинговая система, которая будет анализировать уровень профессорско-преподавательского состава. В некоторых вузах уже используются ее элементы, позволяющие ректору вести кадровую и финансовую политику. Что должно быть учтено при определении профессионализма профессоров и кандидатов наук, читающих лекции будущим магистрам и бакалаврам?

Среди множества параметров в первую очередь отметим:

  • ученое звание (научная степень);
  • членство в различных научных академиях;
  • отраслевые награды;
  • премии;
  • присутствие в составе ученого совета факультета, диссертационного комитета;
  • членство в иностранных обществах, редколлегиях профильных журналов.

Показатели для определения качества работы преподавателя определяются по итогам экзаменационных сессий, результатам производственных студенческих практик, защиты курсовых работ, количеством публикаций студентов, по методической работе.

Учитывая большое количество критериев, многоуровневость, разную значимость показателей, в каждом отдельном высшем учебном заведении РФ формируются свои собственные положения, по которым определяется результативность и эффективность деятельности преподавательского состава.

Заключение

В связи с переходом на новые стандарты, в российском высшем образовании происходят серьезные реформы. Они касаются не только перевода студентов на два варианта обучения: бакалавриат и магистратуру. Существенные преобразования наблюдаются и в преподавательском составе. Введение приведет к неизбежному обновлению (омолаживанию) преподавателей высших учебных заведений. На данный момент в российских вузах преподает около 75 процентов профессоров, возраст которых превышает 60 лет. Безусловно, преобразования нужны, но на каждой кафедре бережно хранят традиции и стараются использовать по максимуму творческий потенциал специалистов высокого качества, которые обладают «старой закалкой».

Ассистент

Должностные обязанности. Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя (куратора дисциплины) принимает участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров. Организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Преподаватель

Должностные обязанности. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Старший преподаватель

Должностные обязанности. Организует и проводит учебную, воспитательную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Проводит все виды учебных занятий, учебной работы. Осуществляет контроль качества проводимых ассистентами и преподавателями учебных занятий. Разрабатывает рабочие программы по преподаваемым дисциплинам. Комплектует и разрабатывает методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы. Принимает участие в научно-исследовательской работе обучающихся (студентов, слушателей), руководит их самостоятельной работой по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий и учебной работы, участвует в профессиональной ориентации школьников. Оказывает методическую помощь ассистентам и преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Принимает участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Принимает участие в развитии и совершенствовании материально-технической базы кафедры. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий, соблюдение ими правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Принимает участие в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей). Принимает участие в подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке рабочих программ и других видов учебно-методической работы кафедры или иного структурного подразделения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации; основы экологии, права, социологии; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.

Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Организует, руководит и ведет научно-исследовательскую работу по профилю кафедры (факультета). Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей), преимущественно магистров и специалистов. Руководит, контролирует и направляет деятельность научного студенческого общества. Осуществляет контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине. Обеспечивает выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Разрабатывает рабочие программы по курируемым курсам. Принимает участие в научно-методической работе кафедры (факультета) в составе методической комиссии по соответствующей специальности. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, включая международные. Разрабатывает методическое обеспечение курируемых дисциплин. Принимает участие в повышении квалификации начинающих преподавателей, в овладении ими преподавательского мастерства и профессиональных качеств, оказывает им методическую помощь, организует и планирует самостоятельную работу студентов, преимущественно магистров. Организует и занимается профессиональной ориентацией школьников по специализации кафедры. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Принимает участие в развитии материально-технической базы кафедры, разрабатывает учебники и учебно-методические пособия и описания лабораторных работ и практических занятий по преподаваемым дисциплинам, в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей). Руководит работой по подготовке научно-педагогических кадров. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

Профессор

Должностные обязанности. Осуществляет планирование, организацию и контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам. Ведет все виды учебных занятий, руководит курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой магистров (специалистов). Руководит научно-исследовательской работой по научному направлению работы кафедры (смежным специальностям), организует ее деятельность. Привлекает к выполнению научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей, учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов, слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений образовательного учреждения. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководит их разработкой другими преподавателями. Присутствует на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах по курируемым дисциплинам. Участвует в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования, а также в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета образовательного учреждения. Контролирует методическое обеспечение курируемых дисциплин. Осуществляет руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвует в их разработке, в подготовке их к изданию. Вносит предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры (факультета). Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных. Организует, планирует и руководит самостоятельной работой обучающихся (студентов, слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой, студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной ориентационной работой школьников по специальностям кафедры. Принимает активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывает им необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре. Участвует в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и правовых знаний. Участвует в работе выборных органов или структурных подразделений образовательного учреждения по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета). Читает авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета).

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; основы экологии, права, социологии; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.

Заведующий кафедрой

Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития деятельности кафедры по направлениям подготовки, укрепляет и развивает внешние связи с работодателями и органами управления образованием. Осуществляет анализ рынка образовательных услуг и рынка труда по направлениям подготовки специалистов на кафедре. Формирует предложения по улучшению ведения учебного процесса по профилю кафедры. Организует межфакультетское, межвузовское, международное взаимодействие преподавателей кафедры. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Разрабатывает систему качества подготовки специалистов на кафедре. Определяет педагогические методы и средства обучения в целях обеспечения высокого качества учебного процесса. Организует проведение и контролирует выполнение всех видов учебных занятий по всем формам обучения. Присутствует на учебных занятиях, а также на экзаменах и зачетах по выбору. Регулярно проводит заседания кафедры по обсуждению запланированных и текущих вопросов учебной, научной, методической деятельности работников кафедры и воспитательной работы. Подготавливает заключения по учебным программам и дисциплинам кафедры, по учебным программам других кафедр факультета и образовательного учреждения. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение декану факультета (директору института) планы работы кафедры и индивидуальные планы работы преподавателей кафедры. Осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их исполнения. Осуществляет выбор современных технических средств обучения при проведении учебных занятий и обеспечивает возможности их использования. Организует и осуществляет контроль за ознакомительной, учебно-производственной и другими видами практики обучающихся (студентов, слушателей), курсовыми и дипломными работами. Обеспечивает проведение курсовых экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся (студентов, слушателей) по отдельным предметам; анализирует их результаты и докладывает о них на заседаниях кафедры. Организует по поручению руководства факультета проведение научно-исследовательской работы на кафедре, рассматривает диссертации, представляемые к защите работниками кафедры или соискателями ученой степени. Руководит научно-исследовательской работой обучающихся (студентов, слушателей). Организует обсуждение завершенных научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения. Обеспечивает возможность опубликования сведений о достигнутых научных результатах. Обеспечивает составление заключений на учебники, учебные и учебно-методические пособия. Организует работу и принимает непосредственное участие в подготовке учебников, наглядных пособий и учебно-методических материалов кафедры. Контролирует качество и выполнение индивидуальных планов преподавателей кафедры и иных работников. Ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу на кафедре. Изучает, обобщает и распространяет опыт работы преподавателей кафедры, обеспечивает учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры. Руководит подготовкой научно-педагогических кадров. Планирует повышение квалификации преподавателей кафедры. Участвует в работе учебно-методических комиссий образовательных учреждений по направлениям подготовки, устанавливает связи с другими образовательными учреждениями и иными организациями в целях оказания научно-методической помощи. Принимает участие в международной деятельности кафедры, факультета образовательных учреждений, устанавливает и поддерживает международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями. Участвует в разработке штатного расписания кафедры образовательного учреждения. Обеспечивает составление и хранение всех видов документации и отчетности по итогам деятельности кафедры. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками кафедры правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; теорию и методы управления образовательными системами; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующиестатус научных, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, особенности регулирования их труда; основы управления персоналом; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.

Декан факультета (директор института)

Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития факультета (института), обеспечивает систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами управления образованием, организациями, учреждениями, предприятиями. Изучает рынок образовательных услуг и рынок труда по направлениям (специальностям) подготовки специалистов на факультете (институте), обеспечивает учет требований рынка труда в образовательном процессе на факультете (институте). Руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете (в институте). Возглавляет работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов. Организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Участвует в разработке системы качества подготовки специалистов. Координирует деятельность заведующих кафедрами образовательного учреждения, обучающихся (студентов, слушателей) и аспирантов факультета (института). Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на факультете (в институте), в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение руководству образовательного учреждения учебные планы и программы обучения обучающихся (студентов, слушателей), программы курсов на факультете (в институте); тематику и программы дисциплин по выбору и факультативных предметов. Утверждает индивидуальные планы обучения обучающихся (студентов, слушателей), темы дипломных и диссертационных работ. Участвует в разработке штатного расписания факультета (института) с учетом объема и форм выполняемых на факультете (институте) педагогической, учебно-воспитательной и других видов работ. Организует и проводит профессионально-ориентационную работу и обеспечивает прием обучающихся (студентов, слушателей) на факультет (в институт), осуществляет руководство их профессиональной подготовкой. Руководит работой по составлению расписания учебных занятий, приему экзаменов, зачетов, контролирует и обобщает их результаты. Контролирует и регулирует организацию учебного процесса, учебных практикумов и иных видов практик; осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета (института). Организует контроль и анализ самостоятельной работы обучающихся (студентов, слушателей), выполнение индивидуальных образовательных профессиональных программ. Осуществляет перевод обучающихся (студентов) с курса на курс, а также допуск их к экзаменационным сессиям. Дает разрешение на досрочную сдачу и пересдачу курсовых экзаменов. Принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к сдаче государственных экзаменов, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы. Осуществляет работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников факультета, приемной комиссии факультета (института). Представляет к зачислению, отчислению и восстановлению обучающихся (студентов, слушателей). Назначает стипендии обучающимся (студентам) факультета (института) в соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающихся (студентов). Осуществляет общее руководство и координацию научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей), проводимой на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, научных студенческих обществах. Организует связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых факультетом (институтом). Руководит работой по трудоустройству выпускников факультета (института). Обеспечивает внедрение новых технологий обучения и контроля знаний обучающихся (студентов, слушателей), обеспечивает в процессе их обучения внедрение дифференцированной и индивидуальной подготовки. Возглавляет работу по формированию кадровой политики на факультете (в институте), осуществляет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, организует повышение их квалификации. Организует и проводит учебно-методические межкафедральные совещания, семинары, научные и научно-методические совещания и конференции. Организует, контролирует и принимает участие в международной учебной и научной деятельности факультета (института) в соответствии с уставом образовательного учреждения. Руководит работой совета факультета (института), осуществляет разработку планов работы факультета (института), координацию их с планами работы образовательного учреждения, несет ответственность за их выполнение. Руководит подготовкой заседаний ученого совета факультета (института). Осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета (института), координирует их рецензирование, организует издание учебно-методической литературы. Участвует в учебной и научно-исследовательской работе факультета (института), обеспечивает выполнение научной работы и подготовку научно-педагогических кадров, отчитывается о своей работе перед ученым советом факультета (института) образовательного учреждения по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности факультета (института). Организует работу и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета (института) с учебными заведениями, предприятиями и организациями. Обеспечивает связь с однопрофильными образовательными учреждениями с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения обучающихся (студентов, слушателей). Организует составление и представление факультетом (институтом) текущей и отчетной документации руководству образовательного учреждения, в органы управления образованием. Проводит работу по укреплению и развитию материально-технической базы факультета (института). Присутствует на учебных занятиях по выбору, а также при проведении экзаменов и зачетов. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками факультета (института) правил по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, включая дистанционные; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующие статус научных работников, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; особенности регулирования труда педагогических работников; основы управления персоналом, проектами; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие ученой степени или ученого звания.

Стандарт 5 «Профессорско-преподавательский состав

и эффективность преподавания»

Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступным для большинства студентов . Важно, чтобы они обладали полноценными знаниями и пониманием преподаваемого предмета, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса .

ВУЗ должен показать, что он имеет профессорско-преподавательский состав в соответствии с квалификационными требованиями к лицензированию образовательной деятельности, и гарантировать, что преподаватели обладают полноценными знаниями и владеют современной методикой преподавания, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного процесса, а также для организации обратной связи.

При оценке анализируются документы, определяющие права и ответственность, учебную нагрузку, критерии назначения и повышения ППС, общую оценку их деятельности.

Штатный состав ППС может быть дополнен кадрами, занятыми частично, временно на контрактной основе.

ВУЗ должен гарантировать квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава в соответствии с занимаемой должностью и направлением научной подготовки в соответствующей области знаний.

Оценка профессорско-преподавательского состава и эффективности преподавания в отчете по самооценке проводится по следующим критериям

ü показатели по качественному составу ППС, категории профессорско-преподавательского состава за последние 5 лет (штатный ППС, иностранные преподаватели, ППС по совместительству, специалисты соответствующих отраслей экономики);

ü механизмы и критерии систематической оценки компетентности преподавателей администрацией вуза, оценка эффективности качества преподавания (открытые занятия, взаимопосещения занятий, анкетирование студентов и др.);

ü наличие требований к профессорско-преподавательскому составу по разработке курсов и учебных программ , преподаванию и проведению научной работы ;

ü индивидуальные планы работы ППС (работа профессорско-преподавательского состава, включающая преподавание, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу , учебное кураторство, консультирование и общественную деятельность, соответствующую миссии, целям и задачам вуза);

ü отчеты ППС о выполнении индивидуальных планов за последние пять лет, включающие перечень научных, учебно-методических работ и публикаций;

ü наличие системы повышения квалификации и профессионального развития;

ü наличие политики и процедур поддержания профессиональных норм и этики, обеспечения качественности преподавания;

ü наличие соответствующей мотивации для ППС и персонала, стимулирующей эффективное достижение целей;

ü наличие системы стимулирования преподавателей и сотрудников за высокое педагогическое мастерство, научные результаты и преданность делу;

ü культивирование и развитие корпоративной культуры качества;

ü участие ППС в жизни общества (роль ППС в системе образования, в развитии науки, региона, создании культурной среды, участие в выставках, творческих конкурсах, программах благотворительности и т. д.).

При подготовке отчета к стандарту 5 необходимо провести анализ кадрового потенциала на основе согласования кадровой политики со стратегией и целями вуза, с политикой и планами в области обеспечения качества подготовки специалистов. В отчете по самооценке необходимо отразить следующее:

1) Результаты анализа изменений по кадровому составу за последние 3 года по количеству ППС, с которыми заключены индивидуальные трудовые договора и контракты, с указанием условий работы и занятости, индивидуально по кафедрам, факультетам и в целом по вузу. Заполнить таблицу 1. Количественный и качественный состав ППС.

Подтверждающие документы: личные карточки ППС в отделе кадров, индивидуальные трудовые договора, материалы конкурсных комиссий и др.

2) Продемонстрировать наличие в вузе институциональной политики руководства и процедуры по отношению к ППС и персоналу: описать процедуру приема на работу (по конкурсу, по контракту); продвижение по службе, поощрения, сокращения, увольнения, ознакомление персонала с правами и обязанностями, в том числе с должностными инструкциями. Текучесть кадров, причины. Информированность ППС и персонала институциональной политикой руководства и процедурой по отношению к ППС.

Подтверждающие документы: Положение о ППС, Положения о поощрениях

(премиях и продвижениях), процедура приема на работу ППС или управление

Подтверждающие документы: отчеты ППС, индивидуальные планы работы преподавателя. Резюме преподавателей с указанием полученного образования и квалификации, ученых степеней и званий, список научных публикаций , учебно-методических разработок, методических и учебных пособий за последние 5 лет ). Кроме того в резюме должны быть указаны список курсов повышения квалификации, участия в научно-методических конференциях.

7) Продемонстрировать наличие системы повышения квалификации и профессионального развития ППС и персонала вуза. Наличие структурного подразделения по повышению квалификации и переподготовке кадров. Представить план и программу работы по повышению квалификации ППС и сотрудников вуза, в том числе по вопросам управления качеством. Провести анализ эффективности повышения квалификации, ее влияние на компетентность преподавателей и качество образовательного процесса (последние 5 лет). Повышение квалификации за рубежом, в ведущих республиканских центрах повышения квалификации. Организация обучающих семинаров в вузе, развития способностей преподавателей и сотрудников, умения работать в группе сотрудников из различных подразделений; обеспечения непрерывности обучения преподавателей и сотрудников; обучения педагогическим новациям, методам психологического взаимодействия в профессиональной группе.

Подтверждающие документы: положения о повышении квалификации, план, программа по повышению квалификации ППС и персонала. Копии приказов, отчеты преподавателей и персонала, прошедших повышение квалификации. Результаты поместить в таблицу 3. Повышение квалификации ППС и персонала

8) Продемонстрировать наличие политики и процедур обеспечения профессиональных норм и этики, обеспечения качества преподавания. Какие меры применяются в вузе для обеспечения соблюдения профессиональных норм и этики преподавателя? Какой общественный орган вуза осуществляет функции контроля соблюдения норм и этики (комиссия по разрешению конфликтов и др.). Выявить уровень соблюдения профессиональных норм и этики преподавателями. Подтверждающие документы: политика или процедура обеспечения профессиональных норм и этики, положения о общественной комиссии вуза по профилактике правонарушений, результаты анкетирования студентов по выявлению уровня профессиональных норм и этики преподавателей (Анкета 1).

9) Продемонстрировать наличие в вузе системы стимулирования преподавателей и сотрудников за высокое педагогическое мастерство, научные результаты, преданность делу: описать методы и формы поощрения (проведение конкурсов на звание «Лучший преподаватель года», «Лучший куратор» и др.), их отражение в документах; объективность, системность, прозрачность, гласность. Подтверждающие документы: положение или процедура системы стимулирования преподавателей и сотрудников, приказы по поощрению, выписки протоколов (кафедр, факультетов, Ученого совета) о рекомендации на выдвижение кандидатур на звание «Лучший преподаватель вуза», свидетельства о присвоении государственного гранта «Лучший преподаватель вуза» .

10. Описать процесс культивирования и развитие корпоративной культуры качества в вашем вузе: критерии, уровни, факторы, показатели, традиции объединяющие людей вашего вуза, в том числе и студентов. Каким образом достигается «дух корпоративизма в вузе» - вовлеченность в общее дело, заинтересованность, преданность работника вузу? Как вуз строит свою репутацию, создает имидж (профессионализм руководства и ППС, перспективы развития вуза, востребованность выпускников, отношения сотрудников вуза к обучающимся, внешнее и внутреннее оформление вуза, работа со средствами массовой информации) и т. д. Подтверждающие документы: результаты опроса студентов, работников образовательных структур, потенциальных клиентов и работодателей, свидетельства о вовлечении студентов в систему самоуправления вуза и т. д.

12. Описать участие ППС в жизни общества: роль ППС вашего вуза в системе образования, развитии науки, создании культурной среды региона, области, республики и т. д. Продемонстрировать участие в выставках, творческих конкурсах, программах благотворительности, содействия общественной и культурной активности преподавателей, сотрудников и обучаемых. Проанализировать насколько интенсивны и разнообразны контакты преподавателей?

Подтверждающие документы: отчеты вуза, грамоты, дипломы, отзывы об образовательных, научных и социальных функциях вуза в СМИ и др.

Приложение к стандарту 5 «Профессорско-преподавательский состав и эффективность преподавания»

Таблица 1

Количественный и качественный состав профессорско-преподавательского состава

200_-200_ уч. г.

Шифр специальности

Наименование специальности

Всего ППС/ из них штатных

Принятых в вуз

Доктора наук, профессора/ из них штатных

Кандидаты наук, доценты/ из них штатных

% с учен. степенями и званиями/из них штат.

Сов-мес-ти-тели

Почасовики

Членов нац. академии наук

ППС с базовым образованием

Укомплектованность ППС по штат. расп. в %

Стаж научно-педагогичес-кой работы

Средний возраст ППС

по конкурсу

на контрактной основе

с учеными степенями и званиями

Свыше 15 лет

Свыше 50 лет/ из них пенсионный

Итого по вузу:

Примечание. Заполнить таблицы за последние 5 лет по учебным годам.

Таблица 2

/в разрезе видов занятий/

Название кафедры

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

200-200_ уч. г.

В т. ч. ауд.

В т. ч. ауд.

В т. ч. ауд.

Всего, ча.

В т. ч. ауд.

В т. ч. ауд.

Итого по вузу:

Примечание: указаны данные по среднегодовой нагрузке на

1 преподавателя кафедры

Таблица 3

Повышение квалификации ППС и персоналом

Учебные годы

Кол-во, прошедших повышение квалификации, человек

Всего ППС

Всего персонала

Прошедших повышение квалификации в ведущих вузах, на предприятиях, организациях

персонал

Примерная схема анкетирования

Анкета 1

Преподаватель глазами студента

Дорогой студент. Целью данного исследования является определение уровня профессорско-преподавательского состава и эффективность преподавания в вашем вузе, а так же выявления уровня профессиональных норм и этики преподавателей.

Убедительная просьба ответить на все вопросы объективно, поскольку Ваши ответы послужат эмпирической основой для совершенствования системы управления качеством обучения.

Анкета предназначена для исследования качества и эффективности преподавания и уровня профессиональных норм и этики конкретного преподавателя

1. Ф. и.о. преподавателя

2.Преподаваемая дисциплина

3. Курс, на котором Вы учитесь?

1) Первый 2) Второй 3) Третий 4) Четвертый 5) Пятый

4 Ваш пол :

1) Мужской 2) Женский

5. Факультет/ Специальность

6. Каково качество написания рабочих программ, Силлабусов, УМКД, методических рекомендаций по СРС и др.

1) Отличное, все очень понятно

2) Хорошее

3) Не совсем все понятно

4) Много ошибок или опечаток

6) Самостоятельно не разберешься

7. Каков, по вашему мнению, уровень компетентности преподавателя в учебном предмете, в соответствующих теоретических дисциплинах, областях профессиональной деятельности .

1) очень высокий

2) высокий

3) средний

1) отличные

2) хорошие

3) средние

5) очень низкие

9. Какова степень зависимости преподавателя от конспектов и записей.

1) пользуется в течение всего занятия

2) использует только при ознакомлении с вопросами темы

3) не пользуется

10. Укажите уровень коммуникативных способностей преподавателя (педагогический такт, умение устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами, эмпатия, эмоциональность и др.).

1) тактичный, всегда выслушает до конца

2) тактичный, но не всегда выслушает мнение студента

3) нетактичный, может накричать

5) отсутствие такта

11. На сколько разнообразны используемые им методы и средства обучения, использование приемов активизации познавательной деятельности студентов. Способность педагога переструктурировать материал для различных типов восприятия, управлять учебной деятельностью и рабочим настроем студентов.

1) все занятия однообразны

2) занятия отличаются разнообразием

3) очень интересно проводит занятия

4) занятия преподавателя посещаю с удовольствием

5) посещаю занятия ради посещения

12. Использование наглядности, технических средств. Качество записей на доске.

1) При необходимости используются IT-технологии, интерактивные средства, наглядности

2) Не используются

13. Каков уровень вовлеченности студентов в работу на занятиях преподавателя

1) высокий (активный). Включение студентов в обсуждение вопросов, поставленных преподавателем, проявление ими инициативы (постановка вопросов преподавателю и др.);

2) средний (исполнительский). Ведение конспектов, ответы на вопросы репродуктивного характера;

3) низкий (пассивный). Отсутствие учебной деятельности, невключенность в работу.

14. Какова дисциплина и посещаемость студентов на занятиях преподавателя

1) хорошая дисциплина и посещаемость

2) чаще хорошая

4) чаще плохая

15. Вовлекает ли преподаватель студентов в научно-исследовательскую работу?

16. Можно ли высказать недовольство качеством преподавания, какой будет реакция со стороны преподавателя

1) да, нормальной

2) нет, могут быть потом проблемы

17. Как Вы считаете, как преподавателем оцениваются знания студентов

1) объективно

2) необъективно

Анкета 2

Удовлетворенность ППС вузом

Уважаемый преподаватель! Просим Вас заполнить данную анкету. Целью данного исследования является определение степени удовлетворенности ППС условиями работы, особенностями системы повышения квалификации, информационным обслуживанием и др. Данный показатель по своему содержанию носит не столько количественный, сколько качественный характер и должен отражать как материальную и финансовую обеспеченность профессиональной деятельности преподавателей , охрану труда и здоровья, так и психологические аспекты деятельности ППС (мотивацию педагогов, их установки, морально-психологический климат в вузе и его подразделениях и т. д.).

Убедительная просьба ответить на все вопросы объективно, поскольку Ваши ответы послужат эмпирической основой для совершенствования системы управления вашим вузом.

9. Насколько объективны результаты аттестации преподавателей. Доверяете ли аттестационной комиссии вуза.

1) особых претензий нет

2) да, абсолютно объективны

3) не доверяю, не объективны

4) не ко всем объективны, доверяю на 50-60%

5) другое мнение (что именно?)______________________

10. Устраивает ли Вас распределение педнагрузки на кафедре в разрезе видов занятий

1) да 2) нет 3) не всегда

11. Привлекают ли Вас к составлению учебных рабочих программ специальности? Вы считаете это необходимо?

1) да, считаю это очень полезным для повышения качества образовательного процесса

2) нет, думаю нет необходимости

3) в некоторых случаях необходимо

4) другое мнение (что именно?)______________________

12.Как часто Вы повышаете свою квалификацию с участием вуза?

1) на мое усмотрение 2) 1 раз в 3 года 3) 1 раз в 5 лет

4) на усмотрение администрации вуза

13. Вы считаете вуз достойно оценивает Ваш вклад по поднятию имиджа вуза?

1) да 2) нет 3) не всегда

14. Вы удовлетворены социальной поддержкой преподавателей вузом?

1) да 2) нет 3) не всегда

15. В коллективе вуза присутствует понятие «команды», «корпоративный дух»?

1) да 2) нет

16. Удовлетворены ли Вы участием вуза в вопросе научно-исследователькой работы ППС (при защите степеней, издании учебников, методических разработок)?

1) да 2) нет 3) участие вуза ни для всех

17. Как оценивается администрацией вуза инициатива участия преподавателя в жизни общества: региона, города, области, республики (в системе образования, создании культурной среды, участие в творческих конкурсах и выставках, благотворительных программах)

1) положительно, учитывается при поощрениях

2) отрицательно

3) не оценивается вообще

18. Как администрация относится к жалобам преподавателей по вопросам условий труда и заработной платы ?

1) Нормально, без нервозности разъясняет все

2) НРаздражительно

3) Безразлично

19. Как Вы оцениваете психологический климат в коллективе вашего вуза?

20. Если бы была возможность поменять место работы, выбрали бы Вы вновь данный вуз?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю.

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.

Кафедра экономики - это 15 преподавателей, работающих в штате, из них 4 доктора экономических наук, 10 кандидатов экономических наук.

аведующая кафедрой экономики ФГБОУ РГУП, кандидат экономических наук, доцент, руководитель магистерской программы по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление. Сфера научных интересов лежит в изучении корпоративного управления персоналом и социальной ответственности организаций.

В 1982 году закончила с отличием Московский Горный Институт, специальность «Экономика и организация горной промышленности».

В 1986 году успешно защитила кандидатскую диссертацию (гриф ДСП) по специальности 08.00.21 - "Экономика, планирование и управление промышленностью и ее отраслями”

Стаж научно - педагогической работы составляет 15 лет, в том числе: НИИ ИГИ Минуглепрома СССР (экономическая лаборатория); школа Миссии России при ООН, г. Нью-Йорк, США; Московский Государственный университет Инженерной экологии (кафедра менеджмента): Московская международная высшая школа бизнеса (кафедра менеджмента). В период с 1989 до 1997 работала в должности экономиста - референта в представительстве «Интурист», г. Нью-Йорк США; представительстве «Интурбанк» г. Цюрих, Швейцария.

2014 г. «The Business Education Camp Training Program».Австрия г. Куфштайн Университет - Fachhochschule Kufstein Tirol - программа «Management of Organization - Антикризисное управление». Сертификат

2013 г. Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Международная школа бизнеса Программа повышения квалификации «Кросскультурный менеджмент и корпоративная культура организации» Сертификат

2013 г. Германия Университет DHBW, факультет Бизнеса г. Лёррах Программа «Маркетинг и Менеджмент» Сертификат « Education Camp Training Program» Сертификат

2010 г. КНР, Бизнес - школа Нанкайского Университета, г. Тяньцзинь: «Международный бизнес в высококонкурентных регионах мира (Китай)» Сертификат

2004 г. В ысшая школа экономики и сервиса; Диплом о дополнительном профессиональном образовании; специальность - Бухгалтер предприятия со знанием ПО: «1С-Бухгалтерия»; Сертификат

Ершова Н. А. успешно ведет научно-исследовательскую работу, результаты которой нашли отражение в 54 публикациях используемых в педагогической практике; изданы 3 монографии, регулярно выступает на конференциях и семинарах в сфере корпоративного управления, корпоративной социальной ответственности.

Ершова Н. А. читает лекционные курсы на программах бакалавриата и магистратуры по дисциплинам: «Теория менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Теория организации и организационное поведение», «Микроэкономика» (продвинутый уровень), «Макроэкономика» (продвинутый уровень), «Экономическая теория». «Деловые коммуникации», «Деловая этика», «Моделирование в развитии бизнеса, «Лидерство», «Современные проблемы управления», также является руководителем производственной и преддипломной практики.

Учебные пособия "Основы финансового менеджмента для юристов" и "Финансовый менеджмент для экономистов", "Основы управления для специалистов" судебная экспертиза, рабочие тетради.

Ершова Н. А. использует новые методики преподавания (лекции-презентации, компетентностный подход) и успешно ведет учебно - методическую работу: является автором учебного пособия «Этика бизнеса», 51 учебно-методических комплексов, 5 программ практики.

Ч евычелов Валерий Александрович - доктор экономических наук, п рофессор, почетный работник высшего профессионального образования, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Международной академии экономической безопасности, профессор кафедры. Награжден почетной медалью «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России». В Российском государсвтенном университете правосудия с 2007 года. Область научных интересов лежит в области исследования бухгалтерского учета, аудита, финансов, экономики труда и управления. Большое внимание уделяет подготовке кадров высшей квалификации, является научным руководителем и консультантом аспирантов и соискателей. Под его научным руководством защитили кандидатские диссертации 14 че ловек, 1 человек докторскую диссертацию.

Стаж практической работы - около 50 лет, из них стаж государственной службы 33 года.

Полковник запаса. Участвовал в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Награжден государственными наградами СССР и Российской Федерации.

Трудовая гражданская деятельность, в основном, связана с организацией работы финансовых и бухгалтерских служб в органах государственной власти. Работал главным бухгалтером Верховного Совета Российской Федерации, стоял у истоков создания Счетной палаты Российской Федерации - был её первым главным бухгалтером, а также являлся одним из руководителей экономического блока Министерства юстиции Российской Федерации - был главным бухгалтером министерства.

Работая в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации Директором Департамента финансового обеспечения, одновременно совмещал должность главного бухгалтера министерства. Являлся экспертом постоянно действующей рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В 2001-2002 году работал проректором Академии реабилитации и медико-социальной экспертизы. С 2002 по 2009 годы - в Счетной палате Российской Федерации. Руководил инспекцией по контролю расходов федерального бюджета на образование и культуру. Присвоен классный чин Действительного государственного советника Российской Федерации 3 класса. Ветеран труда.

Автор более 50 научных публикаций и научно-методических разработок, в том числе 4 монографий. Один из авторов учебника для ВУЗов «Экономика предприятия», автор «Словаря-справочника экономических и юридических терминов».

Председатель редакционного совета журнала «Экономика и предпринимательство» и журнала «Международные научные исследования», член редакционного совета журнала «Репутациология» и редакционной коллегии научно-практического электронного журнала «ИнноЦентр».

Павлов Сергей Николаевич, доктор экономических наук, профессор, академик Международной Педагогической академии (МПА), профессор кафедры. Профессиональные интересы лежат в сфере изучения проблем прогнозирования и оптимизации развития рефлексивных экономических систем, оптимизации компетентностного подхода в высшем экономическом образовании. Результаты научно-исследовательской деятельностии учебно-методической работы нашли свое отражение в 110 публикациях используемых в педагогической практике в том числе - 5 монографий, 12 учебных пособий, публикации в журналах, рекомендованых ВАК и реферируемых в базе данных Scopus.

Читает лекционные курсы на программах бакалавриата и магистратуры по дисциплинам: "Микроэкономика", "Макроэкономическое планирование и прогнозирование", "Эконометрика", "Финансовая математика", "Микроэкономика (продвинутый уровень)", "Эконометрика (продвинутый уровень)", "Инновационный менеджмент", "Моделирование в развитии бизнеса," "Стратегии и современная модель управления в сфере денежно-кредитных отношений", "Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий", "Государственное управление и инновационная политика", а также является руководителем ВКР. В преподавательской деятельности использует инновационные методы обучения. Является автором интеллектуальной компьютерной информационно-обучающей системы «Электронный преподаватель» по экономике, имеющей гриф Минобразования «Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям».

В свободно время увлекается практической поэзией, имеет более 100 произведений, частично опубликованных. Подготовил к апробации спецкурс «Основы стихосложения» для желающих научиться писать стихи. Интересуется театральным искусством, системой К.С. Станиславского и ее применением для развития творческих способностей студентов методом педагогической импровизации при преподавании учебных дисциплин.

Минаева Елена Вячеславовна доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры. Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки, в 2007 году присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Профессиональные интересы лежат в сфере разработки гипотезы, методики и методологии проведения исследований, выявления тенденций функционирования предприятий пищевой промышленности, разрабатывает стратегии и концепции их развития. Результы научно-исследовательской деятельности нашли своё отражение в научных работах более 312 наименований. В список включены: 31 монография, 21 брошюра, 189 статей в различных журналах и других изданиях, в т.ч. в изданиях, индексируемых в международных цитатно-аналитических базах данных Scopus 1, 39 учебника, учебных, учебно-методических, учебно-практических пособий и других видов учебно-методической литературы. В качестве научного руководителя подготовила 8 кандидатов экономических наук и 1 доктора экономических наук.

В 2003 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук.

С 2004 г. является членом диссертационного совета Д 212.122.01 при Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского.

В 2005 г. присвоено ученое звание профессора.

Общий стаж научно-педагогической деятельности - 25 лет. Читает лекционные курсы по дисциплинам: «Экономическая теория», «Основы экономической теории», «Бизнес-планирование», «Деловые коммуникации». Осуществляет научное руководство подготовки кандидатских диссертаций аспирантов и соискателей.

Аношина Юлия Федоровна - доктора экономических наук, профессор, аттестованный эксперт, привлекаемый Рособрнадзором к мероприятиям по контролю в сфере образования и федерального государственного контроля качества образования, действительный член (академик) международной академии экологии и природопользования им.акад. В.С. Алтунина, награждена почетной грамотой Совета депутатов Балашихинского района Московской области, профессор кафедры. Сфера научных интересов лежит в области земельной собственности и формы ее реализации, учетно-аналитическое обеспечение внеоборотных активов. Результаты научно-исследовательской деятельности нашли свое отражение в более чем 110 работах, общим объемом более 200 печатных листов, в том числе 21 монографии, более 95 научных публикаций, используемых в педагогической практике вузов. Опубликовала 6 научных статей в изданиях, индексируемых в международных цитатно-аналитических базах данных Scopus.

В 1977 закончила Орловскую государственную сельскохозяйственную академию по специальность «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» с присвоением квалификации экономист по бухгалтерскому учету и финансам. В 2007 г. при окончании аспирантуры в МГУ им.М.В.Ломоносова присуждена степень кандидата экономических наук, а в 2012 году при окончании докторантуры в МГУ им.М.В.Ломоносова присуждена ученая степень доктора экономических наук. В 2016 г. ей присвоено ученое звание профессора по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика».

Стаж научно - педагогической работы составляет 21 лет, в том числе: с 2001 по 2010 год работала в должности ст.преподавателя, доцента, заведующего кафедрой в Российском государственном аграрном заочном университете, с 2010 по 2011 года работала в должности доцента в Московском государственном текстильном университете им.А.Н.Косыгина, с 2011 по 2018 работала в Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) в должности профессора. Читает лекционные курсы по дисциплинам: «Налоговое планирование», «Налоговый учет и отчетность» , «Бухгалтерский учет и налогообложение», «Методология и практика налогового консультирования». В педагогической работе использует современные методики преподавания (лекции-презентации, кейсы). Является научным руководителем выпускных квалификационных работ бакалавров и магистрантов.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры. Сфера профессиональных интересов лежит в области изучения экономики и управления сельским хозяйством. Результаты научно-исследовательской работы нашли отражение в 63 публикациях, используемых в преподавательской практике.

В 1976 году закончила экономический факультет Оренбургского сельскохозяйственного института, специальность «Экономика и организация сельскохозяйственного производства».

С 1986 по 1988 г. обучалась в очной целевой аспирантуре ТСХА им. К.А. Тимирязева.

В 1989 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Повышение экономической эффективности производства продукции птицеводства в условиях ускорения НТП».

Стаж научно - педагогической работы составляет 38 лет, в том числе: 21 год- Оренбургский сельскохозяственный институт (кафедра управления и внешнеэкономических связей); 10 лет - Оренбургский филиал Московской Государственной юридической академии (кафедра общегуманитарных дисциплин), 8 лет - РГУП (кафедра экономики).

Читает лекционные курсы по дисциплинам: “Корпоративная социальная ответственность”, «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент», «Экономика», является руководителем производственной практики. В своей работе использует новые методики преподавания (лекции-презентации, компетентностный подход) и успешно ведет учебно - методическую работу: является автором 16 учебно-методических комплексов и 4 программ по производственной практике.

Делятицкая Алла Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры. Сфера научных интересов лежит в изучении проблемм адаптации организаций к изменяющимся условиям внешней среды. Результатом научно-исследовательской деятельности стали опубликованные статьи, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ, руководит научными работами аспирантов и магистров. Основной акцент делает на разрабоках учебно - методической литературы: является автором и соавтором учебных пособий по дисциплинам «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Международный бизнес», «Маркетинг», «Экономика: основы международных экономических отношений», всего более 15 учебно-методических комплексов.

В 1989 году закончила Московский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический институт, специальность «Экономика и управление на производстве (полиграфическая промышленность)».

В 1992 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Прибыль: ее формирование, распределение и использование в условиях рынка» в Московском ордена Трудового Красного Знамени полиграфическом институте.

Получила дополнительное профессиональное образование:

В 2014 - 2015 прошла обучение в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» по теме «Электронные образовательные ресурсы: технологии создания и стратегии применения в учебном процессе»;

ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» по программе дополнительного профессионального образования «Современные психолого-педагогические основы образовательного процесса в вузе.

Стаж научно - педагогической работы составляет 25 лет, в том числе: в период с 1992 по 2015 гг. работала доцентом в ФГБОУ ВПО Московском государственном университете печати имени И. Федорова (кафедра экономики и финансов медиабизнеса); с 2015 г. - ФГБОУ РГУП г. Москва (кафедра экономики). В педагогической работе использует современные методики преподавания (лекции-презентации, кейсы).

Миронова Ольга Владиславовна кандидат экономических наук, доцент кафедры. Аттестованный профессиональный бухгалтер. Имеет опыт практической работы, а также ведет научно-исследовательскую деятельность. Сфера научных интересов лежит в области изучения теории бухгалтерского, управленческого и финансового учета и анализа; изучении методики и методологии финансового менеджмента, формирования налоговой базы и налогообложение в целом по отраслям, использовании информационных технологий в экономике на базе 1С. Результаты научно исследовательской работы нашли свое отражвнеие в облее чем 20 научных и учебно-методических работах по вопросам бухгалтерского, финансового и управленческого учета, информационных технологий в экономике, финансовому менеджменту, маркетингу, включая монографии и публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК.

В 1982 году закончила Московский областной педагогический институт (МОПИ им. Н.К.Крупской);

В 2008 году закончила Российский Государственный Торгово- Экономический Университет (РГТЭУ);

В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Развитие учетно-аналитической системы товарных операций в оптовой торговле» по направлению подготовки 08.00.12 "Бухгалтерский учет и истатистика" в Российском Государственном Торгово- Экономическом Университете (РГТЭУ)

Опыт практической работы включет период с 2003 по 2017 в различных коммерческих организациях г. Москвы в должности главного бухгалтера и включает полный цикл: от "постановки бухгалтерского учета с нуля" до разработки и управления учетной политикой крупной оптовой торговой компании.

Читает лекционные курсы по дисциплинам «Финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет», «Финансовый анализ», «Аудит», «Международные стандарты финансовой отчетности», «Управленческий учет», ""Налоги и налогообложение", "Информационные технологии в экономике" В педагогической работе использует современные методики преподавания (лекции-презентации, кейсы, компетентностный подход). Является научным руководителем выпускных квалификационных работ студентов.

Косова Любовь Никандровна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры. Имеет большой стаж как научно-исследовательсокй, учебно-методической, так и практической работы. Сфера научных интересов лежит в области проведения маркетинговых исследований отраслевого рынка, изучении теоретических аспектов процессного подхода в управлении организации, моделировании бизнес-процессов применительно к издательским и полиграфическим организациям. Результаты научно-исследовательской работы нашли свое отражение в 60 научных публикациях в том числе 5 монографий, 16 статей опубликованных в журналах рекомендованных ВАК и реферируемых в базе данных Scopus.

В 1975г с отличием закончила Московский государственный институт культуры.

В 1998 г. защитила диссертацию на тему «Маркетинг научно-информационной продукции» по специальности 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством" в Московском государственном институте печати.

Стаж научно- следовательской, учебно-методической и практической работы работы более 40 лет, в том числе:

С 1975-1994 г. Всероссийский институт научной и технической информации РАН, старший научный сотрудник;

С 1994 - 1995 г. Коммерческо-информационное товарищество (КИТ лтд.), коммерческий директор.

С 1996 - 2000 г. Институт научной информации по общественным наукам РАН, старший научный сотрудник.

С 2000 - 2003 г. РИА «Стандарты и качество», заведующий отделом маркетинга.

с 2006 по 2011гг. вела авторские семинары в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР) Программы: «Маркетинговый анализ деятельности предприятий в сфере издательской деятельности и полиграфии», «Организация системы сбыта информац ионной продукции»

с 2003-2014 г. Московский государственный университет печати, преподаватель.

В различные годы принимала активное учатие в инаучно-исследовательских и инновационных проеках:

- "Исследование национального рынка полиграфических работ", "Ценообразование информационных изданий", "Анализ рынк а цифровой печати в РФ";

- "Разработка инновационной формы представления информационных ресурсов и выведение на рынок баз данных по общественным наукам в режиме off-line на компакт-дисках. Проект оцифровки фонда библиотеки и создания Службы электронной доставки документов.

- "Выведение нового для издательства продукта - полнотекстовые базы данных по архивным и текущим публикациям статей журналов РИА «Стандарты и качество»;

Читает лекционные курсы по дисциплинам: "Маркетинг", "Экономика", "Менеджмент", "Корпоративные финансы". Является научным руководителем выпускных квалификационных работ студентов.

Александрова Маргарита Валерьевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры. Имеет большой стаж как научно-исследовательсокй, учебно-методической, так и практической работы. Сфера научных интересов лежит в области проведения комплексных исследований конъюнктуры рынка предприятий и отраслей АПК, а так же методов и инструментов государственного регулирования экономики. Результаты научно-исследовательской работы нашли свое отражение в более чем 40 научных публикациях в том числе 5 монографий, 14 статей, опубликованных в журналах рекомендованных ВАК и реферируемых в базе данных Scopus.

В 1998 г. закончила Московский государственный университет пищевых производств, квалификация - экономист-менеджер, специальность - Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности.

В марте 2002 года ей присуждена ученая степень кандидата экономических наук. В мае 2008 г. присвоено ученое звание доцента по специальности «Экономика и управление народным хозяйством».

Читает лекционные курсы по дисциплинам: "Микроэкономика", "Экономика общественного сектора", "Ценообразование", "Финансы и кредит". Является научным руководителем выпускных квалификационных работ студентов.

Маслюкова Екатерина Александровна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры. Имеет большой стаж научно-исследовательсокй и учебно-методической работы. Сфера научных интересов лежит в области социально-экономического развития регионов и обеспечения населения страны продукцией предприятий и отраслей АПК. Результаты научно-исследовательской работы нашли свое отражение в 40 научных публикациях в том числе 4 монографиях, 14 статей, опубликованных в журналах рекомендованных ВАК и индексируемых в международных цитатно-аналитических базах данных.

В 1999 г. закончила с отличием Московский государственный заочный институт пищевой промышленности, квалификация - экономист по специальности - Бухгалтерский учет и аудит.

Стаж научно-исследовательской, учебно-методической и практической работы около 20 лет: 1999-2018 г Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

В 2018 г. получила дополнительное профессиональное образование по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (диплом о переподготовке 270 часов)», МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) и окончила курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в образовательных организациях ВО, СПО и общеобразовательных школах» (120 часов), МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ).

Читает лекционные курсы по дисциплинам: "Макроэкономика", "Основы экономической теории", "Налоговое планирование", "Управленческое консультирование", "Антикризисное управление". Является научным руководителем выпускных квалификационных работ бакалавров.

Юткина Ольга Владимировна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры. Имеет большой стаж научно-исследовательсокй, учебно-методической работы и практической работы. Сфера научных интересов находится в области изучения тенденций социально-экономического развития регионов, направлений повышения экономической эффективности деятельности организаций. Результаты научно-исследовательской работы нашли свое отражение более чем в 45 научных публикациях в том числе 5 монографиях, 15 статей, опубликованных в журналах рекомендованных ВАК и индексируемых в международных цитатно-аналитических базах данных.

В 1995 г. закончила Сергиево-Посадский радиомеханический техникум по специальности "Организация коммерческой деятельности средств производства"

В 2000 г. окончила Московскую государственную технологическую академию (МГТА ныне МГУТУ им. К.Г. Разумовского ПКУ) по специальности «Коммерция (торговое дело)»

В марте 2003 года ей присуждена ученая степень кандидата экономических наук. В 2016 г. присвоено ученое звание доцента по специальности «Экономика и управление народным хозяйством».

Стаж научно-исследовательской, учебно-методической и практической работы более 20 лет:

1997 г. по 2000 г. работала в должности инженера-экономиста планово-экономического отдела ОАО "Спецэнергоремонт".

2000-2017 г. - доцент Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

В 2018 г. получила дополнительное профессиональное образование по программе «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (диплом о переподготовке 270 часов)», МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) и окончила курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в образовательных организациях ВО, СПО и общеобразовательных школах» (120 часов), МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ).

Читает лекционные курсы по дисциплинам: "Управление организационными изменениями", "Коммерческий менеджмент", "Управление рисками", "Актуальные проблемы теории экономики". Является научным руководителем выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров.


Косова Юлия Александровна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики Российского государственного университета правосудия. Имеет большой стаж практической и научно-исследовательской. Сфера научных интересов лежит в области исследования влияния государственного регулирования в стратегической деятельности организаций, управление финансовыми потоками финансово - промышленных групп. Результаты научно-исследовательской работы нашли свое отражение в 19 научных и учебных публикациях, опубликованных в журналах рекомендованных ВАК и реферируемых в базе данных Scopus.

Окончила с отличием Московский государственный университет печати Факультет «Экономика и Менеджмент», кафедра маркетинга, бакалавр менеджмента, экономист-менеджер"экономика и управление на предприятии (Полиграфия)".

В 2003 г. защитила диссертацию в Московском государственном университете печати им. И. Федорова, Факультет «Экономика и Менеджмент», "Экономика и управление народным хозяйством" на тему «Влияние государственного регулирования на маркетинговую стратегию полиграфического предприятия».

Оканчивает магистратуру экономического факультета Российского государственного университета правосудия «Государственное и муниципальное управление».

С 2001 по 2006 гг. научный сотрудник Центра информатизации, отдел электронных информационных технологий Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук.

Работала в финансовых подразделениях крупных сырьевых и промышленных корпораций.

С 1999 по 2013 гг. преподавала в Московском государственном университете печати им. И. Федорова.

Сергеева Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры. Имеет большой стаж научно-исследовательсокй, учебно-методической работы и практической работы. Сфера научных интересов находится в области вопросы управления образовательными организациями. Результаты научно-исследовательской работы нашли свое отражение в 18 научных работах общим объемом 43 печатных листов.

1982-1987гг. Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина. Квалификация учитель биологии на английском языке

2010-2014 гг. Аспирантура Научно исследовательского института развития профессионального образования Кандидатский минимум сдан

Общий научно-педагогический стаж - 5 лет 7 месяцев.

Опыт работы.

  • Старший администратор департамента высшего образования 2016-2017гг.
  • Заместитель декана факультета программ бакалавриата Института МИРБИС 2004 по 2016 гг.
  • Редактор журнала «Целлюлоза. Бумага. Картон.» 2000-2004 гг.
  • в/ч 33965 1992-2000 гг.
  • Референт-переводчик МП «Синтез К» 1990-1992гг.
  • Преподаватель химии, биологии латинского языка в мед. Училище 4 ГУ при Минздраве РФ