Что такое индивидуально психологические особенности. Что такое личность? Общие и специальные способности

Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то, что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом – это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами. Личность – это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида.

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах дятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид.

ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии,педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие (Социогенез), его индивидуально-психологические особенности, роли, которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

Тема: Потребности, их характеристика и классификация.

Потребностями называют состояния объективной нужны организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребность - это исходная форма активности живых организмов.

Потребность – это и предпосылка и результат трудовой деятельности и познавательных процессов. Потребности регулируют поведение, определяя направленность мышления, чувств и воли. Потребности обусловлены воспитанием человека, т.е. процессом приобщения к миру человеческой культуры, представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности).

Удовлетворение потребности – это процесс присвоения им продукта определенного вида деятельности. Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает как целенаправленная деятельность, потребность является источником активности личности. Потребность обнаруживается в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребности – центральная задача формирования личности. Виды потребности: биологические потребности – потребности организма; социальные потребности -в общении: матери, близких, затем эта потребность направляется на более широкий круг взрослых; познавательная потребность - потребность во внешних впечатлениях. У человека, помимо элементарных биологических потребностей, существуют еще две потребности. Социальная – потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Опыты показывают, что уже в 2-хмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира. В отношении обеих рассмотренных потребностей следует отметить два важных момента. Во-первых, потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах; он первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Во-вторых, обе обсуждаемые потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Он необходимы ему так же как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми о познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.

Связь потребностей с деятельностью. Маслоу полагал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида, лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности. Порядок при этом был такой. Уровни: 1.базовые физиологические потребности; 2.потребности, связанные с безопасностью;3.потребности, связанные с любовью и принятием; 4.потребности, связанные с уважением других и самоуважением; 5.потребности, связанные с самоактуализацией, или потреб-ти личност состоятельности. Нижележащие потребности д.б. удовлетвоы, прежде, чем человекк перейдет к реализац высших потребностей. Чем выше чел-к мож подняться по лестнице потребностей, тем больш здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуал он будет.

Самоактуализация – реализация потенций, способностей и талантов человека;это потребность в самосовершенствовании, реализации своего потенциала. Здесь потребность равна мотиву.

По Рубинштейну: все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его разввиваются и изменяются. Потребности чел-ка м.б. при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друге взаимопроникающими, но все же различными - материальные потребности и духовные. Органические потребности представлены в психике, прежде всего, в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения и они выступают в виде влечений. Влечение - это органическая потребность, представленная в органической чувствительности. Будучи выражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно происходит от раздражения, идущего внутри оганизма. Общая особенность влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создает, влечение порождает импульс к действию. По мере того, как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет влечение необходимо переходит в желание - новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а так же изменение внутреннего характера влечения.

Это изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что переходя в желание, направленное на определен предметы, влечение больше осознается. В отечественной психологии потребности различают по происхождению – 1. культурные и 2. естественные; и по характеру предмета потребности – 1. материальные и 2. духовные. Вопрос 31. Общая характеристика эмоциональных процессов.

Тема: Виды и функции эмоций. Эмоции – это субъективные реакции чел на воздействие внешн и внутр раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Существенной чертой эмоций является их субъективность. Эмоции служат одним из главных механизмов внутр регуляции поведения и психич деят-ти, направленных на удовлетворение потреб-ти. Потреб-ть удовлетворяется – возникает «+»Э, не удовлетворяется «-» Э. Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Чувства всегда предметны. «+» эмоции вызываются «+» воздействиями, которые побуждают субъекта к их достижению; «-» эмоции стимулирует активность на избегание вредных воздействий.

Физиологические механизмы эмоций: Эмоции – результат сложного взаимодействия всех систем мозга: ретикулярной формации, подкорковых центров и коры г/м. Основным подкорковым образованием, ответственным за возникновение эмоций является гипоталамус, в кот были открыты центры удовольствия и неудовольствия. Две основные формы нарушения эмоций – депрессия, эйфория. Первый чел, изучивший эмоции – Вундт. Схема возникновения эмоций: обычное спокойное состояние – биол/соц значимые обстоятельства – эмоций (есть у человека и животных, у человека есть еще и чувства). Чувства – это сложная форма отражения, свойственная только человеку, кот включает не только эмоции, но и понятийное отражение. Чувства вырабатываются в условиях жизни человека в обществе. Эмоции очень многообразны и оцениваются по следующим параметрам: 1) модальность (качество); 2) интенсивность (различия по силе);3) продолжительность; 4) осознанность; 5) сложность; 6) амбивалентность (противоположность). Функции эмоций: 1. Сигнальная - когда отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благопиятными или неблагоприятными для него развития событий. Субъект опираясь на свои эмоции совершает необходимые действия; 2. Оценочная – эмоция позволяет человеку оценить воздействющий объект и выбрать опред способ поведения; 3. Регулятивная – эмоция реализуют связь с мотивом и выбором действий и способов поведения; 4. Коммуникативная – способствует общению. Проявления эмоций: 1) Внутренние субъективные переживания; 2) Внешние: мимика, пантомимика (жесты), дейсвия – поведение и движение, биохимические изменения (адреналин), речь, вегетативные проявления. Теории эмоций: 1. Дарвин: эволюционная теория эмоций;

2. Фрэйд – сознательное, бессознательное; 3. Павлов: мышечная теория (между эмоциями и мышцами существует прямая связь); 4. Анохин: связь эмоции с памятью (хорошие эмоции, возникающие на достижении цели запоминаются, и возникает стремление к повторению); 5. Теория Джемса, Ланге: внутренние переживание возникает как следствие внешнего проявления; 6. Симонов: информационная теория (степень эмоционального напряжения определяется потребностью с одной стороны и дефицитом информации, необходимой для ее удовлетворения с др.). Классиф-ция эмоцийи: 1.Эмоция тональных ощущений – это самая первая эмоция слитая с ощущением, возникающая в процессе ощущения. 2.Ситуативные эмоции – кратковременны, не очень сильные, проявления достаточно слабы. 3.Аффекты – очень сильные эмоции, кратковременные, могут быть и «+»и «-». Человек теряет контроль над собой, вследствие аффекта.4.Страсти – очень сильные, длительные эмоции, подчиняют себе деятельность и поведение людей, направлены на достижение какой-либо цели или предмета страсти. 5.Настроение – это самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, небольшой силы. Причины, вызывающие то или иное настроение: А) внутренние – физическое самочувствие; различные процессы в организме; доминирование полушария. Б) внешние – успех – неуспех; похвала – порицание; приятное – неприятное известие.

6.Виды высших чувств (моральные – по отношению к людям, обществу; праксические – к труду; интеллектуалбные – возникают в процессе умственной деятельности: удивление, сомнение, восторг; эстетические). 7.Стрессы – развиваются в ситуациях длительного напряжения, высокой ответственности, когда чел не может справиться с какой-то ситуацией. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход её. Во внутренних органах могут произойти необратимые органические изменения.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.

Выделяют различные виды эмоций.

Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) – простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными – побуждать человека или животного к повторному позитивному переживанию – и отрицательными - побуждать к избеганию подобных переживаний.

В стрессовой ситуации могут появляться аффекты – особый вид эмоциональных явлений, отличающийся большой силой и краткостью протекания. При возникновении аффекта тормозятся все другие психические реакции. Обычно состояние аффекта возникает при критическом, затруднительном положении человека или животного. Аффект навязывает особый тип «аварийного поведения», закрепленного эволюционным путем: бегство, нападение и т.п.

Высшей стадией эмоций являются чувства.Чувства – результат обобщения эмоций, они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой).

Тема: Мотивационная сфера личности. В отечествен. психол существуют различные подходы к исследованию лич-ти. Во всех подходах в кач-ве ее ведущей хар-ки выделяется направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность – это установки, ставшие св-вами лич-ти проявляются в формах: Влечение - психические состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потреб-ность; желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенно, обостряет осознание цели будущего действия; стремление - побуждение к деят-ти, в структуру которой входит волевой компонент; интерес - проявление познавательной потребностити, обеспечивает направленность лич-ти на осознание целей деят-ти (цель – это прогнозируемый, предвосхищаемый результат); склонность (направленность индивида на определенную деятельность, включает волевой компонент; идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель; мировоззрение - система взглядов чел на объективный мир, на его место в нем; убеждение (высшая форма направленность, система мотивов лич-ти, побуждающих его поступать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением. В основе лежат осознанные потреб-ти, формирующие мотивацию к деят-ти). В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деят-ти. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: регуляционная - психические процессы: познавательные, эмоц, волевые, побудительная - мотивы и мотивация.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотива в регуляции поведения 1. Побудительная и направляющая функция мотива. 2. Детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами.3. Иерархия мотивов. 4. стремление к равновесию и напряжению – здесь мотив понимается чисто энергетически. (теория К. Левина, гедонистические теории). Отечественная психология критиковала эти подходы за отрыв мотива от контекста деятельности и сознания. В теории деятельности Леонтьева в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и, тем самым превращения ее объектов в предметы потребностей.

Отсюда: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей действительность. У человека источником развития мотива является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. Мотивация более обширное понятие, чем мотив. В психологии 2 значения этого понятия: 1) обозначает систему факторов, обусловливающих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения); 2) характеристика процесса, кот стимулирует и поддерживает деят-ть человека на опред уровне. Основная роль в формировании намерений лич-ти принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потреб-тей чел. Потребность – это состояние нужды чел в опред условиях жизни и деят-ти и в материальных объектах (биол, соц, познавательные). Основная хар-ка потреб-ти – ее предметное содержание. Побуждающим к деят-ти фактором является цель. Цель – осознаваемый результат, на достижение кот в данный момент направлены действия, связанные с деят-тью, удовлетворяющей актуализированную потреб-ть. Различают цель деят-ти и жизненную цель (выступает в кач-ве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деят-тями; концепция собственного будущего). Мотивационную сферу чел, с т.зр. ее развитости, можно оценивать: широта (кач-ное разнообразие мотивационных факторов, чем больше мотивов, потреб-тей, целей, тем более развита мотивационная сфера); гибкость (когда для удовлетворения мотива более высокого уровня используется больше разнообразных мотивов более низкого порядка); и иерархизированность (различие мотивов по силе и частоте актуализации, чем больше различий, тем больше иерархизированность). Этапы формирования лич-ти по Леонтьеву: 1) дошкольный возраст – установление первых иерархических отношений мотивов - формирование социально значимых мотивов; 2) подростковый возраст – появление стремления и способ-ти осознавать свои мотивы, а также проведение активной работы по их подчинению и переподчинению (самоосознание, саморуководство, самовоспитание). В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Направленность личности Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность.В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (СЛ.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Направленность так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний лич-ти: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений и т.д. Т. о направленность выступает как системообразующее св-во личности, определяющее ее психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.Мотивы м. б. в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Необходимо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным ее звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности.Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Тема: Классификация видов ощущений и их характеристика.

Проблема измерения ощущений. Сенсорные процессы - это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека, в результате которой появляются ощущения. Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующ их на его органы чувств. Ощущение - это не только компонент чувственного образа, но так же деятельность или компонент ее. Чувствительность формируется в действии. У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики: порождая новые предметы с новыми качествами, она порождает и новые ощущения. Ощущение является не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций (напр, чувственный тон – ощущения - запах розы и запах сероводорода).

Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: 1. интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; 2. проприооцептивные – обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; З. экстероцептивные ощущения – обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения: a) контактная перцепция - воспринимаемый объект локализуется на поверхности тела; b) дистантная перцепция - переживание отсутствия физического контакта с воспринимаемым объектом.

Исследования установили, что не каждый раздражитель вызывает ощущение. Нужна минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность называется нижним абсолютным порогом.

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Выделяют еще и разностный порог ощущения - это та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в установленном им законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Дальнейшие исследования показали, что этот закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам эта величина перестает быть постоянной. Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека.

Тема: Мышление как высшая форма познания.

Виды мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. Мышление является высшим познавательным психич процессом.

Мышление – это обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Характеристики и признаки мышления: 1) обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям – т.о. мы вскрываем закономерные связи между предметами. 2) опосредованное (посредством слова) познание объективной реальности (возможность судить о св-вах предмета, явления без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной инф-ции). Углубление и расширение инф-ции, т.к. область мышления шире области восприятия и представления. 3) мышление всегда связано с решением задачи, возникшей в процессе познания или практической деятятельности.

Задача – цель, данная в опред условиях. Эти условия таковы, что нет возможности сразу достичь желаемого результата, надо совершить акт мышления.

Структура мышления:

1) компонент – мотив 2) цель и условия (т.е. задача) 3) анализ условий 4) формирование гипотез 5) их оценка, выбор одной 6)принятие решения. Однако, м.б. и инсайт. Смирнов разделяет мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов (в процессе мышления мы пользуемся ассоциациями, контролируемыми нашей волей, кот помогают в решении мыслительных задач, а при ассоциативном течении у нас нет ни цели ни задачи, а идут процессы, связанные друг с другом ассоциативно.

Виды мышления: По характеру: практическое (наглядно-действенное, наглядно-образное), теоретическоое (абстрактно-логическое –образное). По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Наглядно-образное – вид мышления, осуществляется при непосредственном восприятии окр действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3-до младшего школьного возраста). Абстрактно-логическое – вид мыслительной деят-ти, в кот мы используем определенные знания, понятия, полученные другими людьми и выражающиеся в форме понятия, суждения, умозаключения (к 13-14 г). По степени новизны: репродуктивное (творческое), продуктивное. Формы мышления: Понятие – обобщение предметов по существенным признакам. Суждение – установление связей и отношений между понятиями.Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Аналогия – умозаключение, в кот вывод делается на основании частичного сходства между явлениями. Индукция и дедукция – способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наобор. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.

Операции мышления: Сравнение – установление сходства и различия между предметами. Познание объектов окружающего мира всегда начинается путем их сравнения. Обобщение – объединение группы объектов и их св-в по какому-либо признаку (основано на сравнении). Анализ – мыслительное разделение предмета, явления на составные части и рассмотрение его отдельных частей. Синтез – соединение различных элементов объекта в единое целое, с целью изучен их связей и получения новых знаний о предмете. Абстракция – отвлечение от каких-либо частей, св-в предмета для выделения его существенных признаков. Конкретизация – познание целостного объекта во всех существенных его взаимоотношениях (напр, стол: письменный, обеденный).

Мышление и речь. Проблема формирования понятий. Человеческое мышление, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена и словах. И взрослые, и дети часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Думанье вслух облегчает задачу. Создавая речевую форму, формируется само мышление. Речь и мышление связаны словесными соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика – структуру мышления. Выготский: мышление и речь имеют разные корни. В течение длительного времени (филогенез, онтогенез) развиваются независимо.

Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Она проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, интересах, в качествах познавательных процессов. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они не оказываются существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента темперамента - активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность -особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх печаль, гнев и т. д.).

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях. Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие. Характер проявляется в системе человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т. д.); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость). Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

27. Проблема способностей в психологии. Задатки и способности. Общие и специальные способности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Качественный анализ способности направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения способности характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способности являются тесты. Уровень и степень развития способности выражают понятия таланта и гениальности.

Способности специальные - психологические способности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкально, сценической, литературной и т. п.). Развитие специально способности опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память.

28. Методология психологии. Теории, метод, методика.

Методология психологии - система философских знаний, касающихся описания и обоснования методов научного исследования, применяемых в психологии, с точки зрения возможности получения с помощью этих методов точных и достоверных знаний психических явлений. Часть методологии психологии касается ключевых научных понятий, с помощью которых строятся теоретические описания и объяснение психических явлений. Методология как наука призвана рассматривать методы, лежащие в основе деятельности, изучать основания выбора методов, решать вопросы легитимности этих методов.

Методология представляет собой систему уровней: верхний уровень - общая методология -совокупность общих принципов, способов и стандартов; второй уровень - общенаучные принципы (системный подход); третий уровень - конкретно-научные принципы (частная методология ); четвертый уровень - конкретная методика.

Психологические теории не имеют логической строгости и определенности. Роль теории в психологии значительна. Выделены три уровня теорий: общие - всеохватывающие; теории среднего уровня - совокупность на опыте проверяемых положений и гипотез (напр., фрустрации-агрессии); эмпирические обобщения.

Метод - в широком смысле - всякое понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта; в узком смысле - регулятор сбора данных, построения вывода. Принцип также является методом постановки проблемы, интерпретации, обобщения, переноса выводов на другие сферы.

29. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, систематичность.

Основным принципом психологии является принцип детерминизм а. Он предполагает изучение причинной обусловленности психики со стороны различных факторов. Важным этапом в реализации принципа детерминизма было создание Л.С. Выготским культурно-исторической концепции. Следующий этап - идея о том, что внешнему миру противостоял человек деятельный, активно воспринимающий объективную действительность и преобразующий ее. Далее была решена проблема психического развития, обучения и воспитания. Детерминизм выступал как применение физиологических закономерностей к пониманию психических явлений.

Принцип активности основан на том, что восприятие социальных воздействий, усвоение культуры осуществляется человеком в процессе активного взаимодействия с внешним миром, в процессе его деятельности.

Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Развитие стало общим принципом методологии психологии (Рубинштейн). Закономерности всех явлений познаются лишь в развитии, в процессе из движения и изменения. Развитие - основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути.

В психологии принцип системности связывается со спецификой предмета психики. Системный подход в психологии разрабатывали гештальпсихологи, в отечественной - В.П. Кузьмин и Б.Ф. Ломов. Психика представлена как система, не расщепляющуюся на составляющие, выражающая сложную структуру, в которой отдельные свойства и элементы обретают новые характеристики, которых они не имели до включения в систему. Принцип системности тесно связывается с принципом детерминизма.

Многие люди часто задают себе вопрос: Что такое успех Из чего он состоит. Для того чтобы достигать их полезно ставить и более крупные цели. Второе необходимое условие это умение взаимодействовать с окружающими с тем чтобы окружающие поддерживали ее в стремлениях целях и усилиях. Каждому человеку необходимо чтобы его понимали любили чтобы человек чувствовал себя в обществе комфортно и безопасно чтобы его ценности были уважаемы окружающими.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18059. Взаимосвязь качеств личности и особенностей общения в конфликтных ситуациях в управленческой деятельности 148.51 KB
Существенным элементом межличностного общения влияющим на снижение конфликтности в управленческой деятельности являются индивидуальные особенности личности. Несмотря на то что в интересах управленческой деятельности делалось и делается немало всё же этого недостаточно что в очередной раз подтверждает актуальность рассматриваемой нами проблемы. Научная новизна работы состоит в том что в...
4960. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ 51.25 KB
Введение В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Проявление агрессии зависит от многих факторов: психологических физиологических ситуационных.
19342. Социально-педагогическая коррекция личностных особенностей подростков из неблагополучных семей 523.14 KB
Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности неблагополучной семьи отмечается ее несостоятельность в функциональном значении. Сегодня основная задача всех специалистов семьи и детства – найти оптимальные способы гармонизации отношений между детьми из неблагополучных семей и социальным окружением через поиск позитивных ресурсов внутри семьи. Научные исследования посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи работы Антонова А. свидетельствуют о том что в развитии семьи как фактора обуславливающего формирование личности...
3938. Изучение психологических особенностей моббинга в студенческих группах 41.1 KB
Понятие моббинга появилось в нашей жизни сравнительно недавно и пришло к нам с Запада. Под одного члена коллектива другими. По сути моббинг - это психологический террор, моббингом понимается форма психологического насилия в виде травли выражающийся....
13234. Изучение психологических особенностей несовершеннолетних в юридической практике 280.32 KB
Преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». В связи с этим наиболее остро встает проблема совершения общественно опасных деяний детьми, не достигшими 14-летнего возраста. К уголовной ответственности по закону они не привлекаются. Сеть специальных учреждений для таких лиц явно недостаточна. Вместе с тем общеизвестно, что повторная преступность несовершеннолетних по достижении ими совершеннолетия приводит к рецидивной преступности.
10057. Изучение психологических особенностей развития неврозов у детей 115.05 KB
Для каждого возрастного периода существуют определенные области объекты действительности которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. В â€œвозрастные пики невроза†невроз выступает как неконструктивная которая вызывает состояние паники уныния. Решению проблем и вопросов связанных с изучением уровней неврозов посвящены работы как зарубежных так и отечественных психологов. Спилбергера который различает состояние тревоги и тревожность...
18309. Особенностей развития физических качеств школьников 100.81 KB
Беговые виды иногда определяют как не относящиеся к техническим в основном потому, что бег - это естественный вид деятельности, который кажется относительно простым по сравнению с прыжками с шестом или метанием молота. Однако ни в одном из беговых видов нет ничего простого. Основной упор на скорость или выносливость, продиктованный дистанцией, низким стартом в спринте, передачами в эстафете и наличием барьеров в барьерном беге и стипль-чезе, представляет собой технические требования, к выполнению которых спортсмены должны быть готовы.
9813. Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами 56.33 KB
Определить уровень эмоциональной устойчивости, ригидности, уровень волевой регуляции и т.д. Многофакторный личностный опросник Кеттелла) исследуемых студентов, с использованием математических методов. Выявить особенности отношений студентов с родителями, с использованием математических методов. Определить межличностные отношения студентов, с использованием математических методов. Определить уровень творческого потенциала студентов, с использованием математических методов.
6010. Учёт психологических и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе обучения 74.07 KB
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка его самоуважении и самопринятии. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация.
15636. Изучение особенностей применения психологических знаний в сферах современных PR-технологий и рекламы 8.04 MB
Действительно, например, прямое копирование зарубежных наработок для создания и реализации рекламных и PR-технологий в России часто не имеет необходимого психологического аргументирования для привязки к месту. Вследствие этого многие рекламные агентства выпускают рекламу, недостаточно привлекающую покупателя и даже отталкивающую его от продукта. Так же и в области PR-технологий, воздействие на потребителя часто имеет результатом нежелательный или даже обратный эффект, нежели было запланировано.

Под индивидуально-психологическими особенностями человека подразумеваются прежде всего его характер, задатки и способности.

С греческого языка слово характер можно перевести как «печать», «чеканка». Он представляет собой совокупность индивидуаль­но-психологических особенностей человека, складывающихся в деятельности и обусловливающих типичные для него спосо­бы поведения. Характер отражает содержательную сторону психики человека, в отличие от темперамента, выступающего ее динамической стороной. В характере воплощены специфи­ческие для данной личности отношения к деятельности, дру­гим людям, к себе. Они характеризуют субъективные, избира­тельные связи человека с миром. Наиболее устойчивые из них фиксируются в виде готовности человека действовать опреде­ленным образом, т. е. в смысловой установке. Поэтому харак­тер можно определить как фиксированную форму смыслового опыта личности, актуализирующегося в присущем ей индиви­дуальном стиле поведения, при помощи которого реализуются те или иные мотивы (А. Г. Асмолов, 1996).

Мотивы играют особую роль в развитии характера. Вна­чале любое свойство характера проявляется в побуждениях человека поступать определенным образом. Проявляясь в раз­личных сходных ситуациях, эти побуждения обобщаются, ста­новятся устойчивыми и закрепляются как свойства характера. Например, каждому человеку приходилось говорить неправду, но это не означает, что ему свойственна лживость. Если он бу­дет часто прибегать ко лжи в разных ситуациях, пытаясь ре­шить свои проблемы, то она (лживость) станет свойством его характера. Таким образом, в характере отражается система ге­нерализованных побуждений человека.

Большое внимание уделялось изучению характера в психоанализе. 3. Фрейд под характером понимал динамиче­ское своеобразие индивидуальных влечений и связывал его развитие с либидо, т. е. с бессознательной глубинной психиче­ской энергией, обусловленной сексуальным инстинктом

Существует клинический подход к исследованию харак­тера. Он нашел отражение в работах П. В. Ганнушкина, К. Леонгарда, А. Е. Личко, которые уделяли особое внимание раз­личным нарушениям в структуре характера. В частности, в русле клинического подхода к проблеме характера активно изучаются его нарушения в пределах нормы - акцентуации характера. Грубые, необратимые изменения в характере связаны с его патологией. Акцентуации характера проявляют­ся в чрезмерном развитии отдельных его свойств. Они чаще обнаруживается в подростковом возрасте (около 88 % подро­стков имеют различия акцентуации характера). От акцентуаций следует отличать патологические прояв­ления характера, называемые психопатиями. Причины патоло­гии характера многообразны. К ним относят врожденные де­фекты психики человека, травмы, заболевания, сложные социальные условия и др.



Под способностями понимается совокупность индивиду­ально-психологических особенностей человека, являющаяся условием успешного выполнения деятельности. Способности человека не сводятся к его знаниям, умениям, навыкам, хотя между способностями, с одной стороны, и знаниями, умения­ми, навыками, с другой, - имеется определенная связь. Чем выше уровень развития способностей, тем легче и быстрее че­ловек овладевает знаниями, умениями и навыками. И наобо­рот, чем больше знает и умеет человек, тем интенсивнее идет развитие его способностей.

Проявление способностей можно представить как отно­шение продуктивности деятельности к ее «цене», т. е., чем выше результативность деятельности и чем меньше затрачено сил на ее выполнение, тем выше уровень развития способно­стей. Это объективная оценка способностей человека. Субъек­тивно способности оцениваются как отношение успешности деятельности к степени трудности ее выполнения: чем выше успех деятельности и чем она легче для человека, тем выше он оценивает свои способности.

Есть существенные различия в трактовке понятия «спо­собности» в зарубежной и отечественной психологии. В зару­бежной психологии способности часто рассматриваются как универсальные характеристики человека: способность к твор­честву, способность любить. Иногда под способностями понимают врожденные особенно­сти субъекта. В отечественной психологии эти особенности и способности четко разграничиваются. Первые рассматривают­ся как задатки. Под задатками понимаются анатомофизиологические и функциональные особенности нервной системы (чувствительность, пластичность и др.) и особенности строения анализаторов.



Задатки человека, как и другие индивидные свойства, многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности. Таким образом, за­датки не определяют развитие способностей, а выполняют функцию их предпосылок. Задатки человека могут остаться нереализованными, если не будут созданы условия для их раз­вития. Поэтому своевременное выявление задатков важно для формирования способностей. В семьях, где родители занима­ются определенным видом деятельности, например, актерской, больше вероятности для проявления соответствующих задат­ков у их детей. Решающее значение для развития способно­стей имеет включенность самого человека в данный вид дея­тельности. Их развитие происходит по спирали: реализация способностей одного уровня открывает возможности для реа­лизации способностей другого, более высокого уровня.

Способности могут быть общими и специальными, акту­альными и потенциальными. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, специальные - тре­бованиям конкретной деятельности (например, музыкальной, педагогической и т. д.). К общим способностям относят интел­лект, потому что он необходим для выполнения любого вида деятельности. Способности существуют в некотором единстве общих и специальных.

Актуальными можно назвать те способности, которые, сформировавшись, реализуются в деятельности в реальном масштабе времени. Потенциальные способности находятся в латентном (скрытом) виде до возникновения определенных условий, необходимых для их реализации. Между актуальны­ми и потенциальными способностями также существует связь.

Актуальные становятся потенциальными, если нет необходи­мости в их осуществлении. Например, музыкальные способно­сти становятся потенциальными, если человек в данный пери­од времени сосредоточен на другой деятельности.

Можно говорить об уровнях развития способностей, со­относимых с одаренностью человека, его талантливостью и гениальностью. Уровень одаренности предполагает обучаемость человека, наличие интеллектуального потенциала. Не­случайно одаренность рассматривают как общую способность. Талант - это яркое, неординарное проявление способностей человека в конкретной области. Талантливость предполагает развитие, прежде всего, специальных способностей человека. Гениальность - высший уровень развития способностей, вы­ражающийся в создании принципиально нового, имеющего историческое, эпохальное значение для жизни общества. В ге­ниальности человека проявляются как его общие, так и специ­альные способности. Если талант вносит существенный вклад в определенную область, то гений своим творчеством изменя­ет представление человечества о тех или иных явлениях, зна­чимых для него. Благодаря А. Эйнштейну, изменилось пред­ставление о времени, а 3. Фрейду удалось изменить взгляд общества на природу психики человека.

Способности связаны с другими свойствами индивиду­альности: с характером, ценностями, мотивами, целями само­сознания. Например, такие свойства характера, как целеуст­ремленность, настойчивость обеспечивают успешность дея­тельности человека, которая, в свою очередь, является услови­ем развития способностей.

Литература

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж,
1996.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.


Список литературы

Основная литература (О. л.)

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. - М, 1996.

2. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. - М.,
1995.

3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. - М.; Воронеж, 1996.

4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.,
1996.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,
1977.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. - СПб., 2000.

10. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

Дополнительная литература (Д. л.)

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.

2. ГодфруаЖ. Что такое психология. -М., 1992.

3. Гришпун И. Б. Введение в психологию. - М., 1994.

4. Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-н/Д., 1997.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. -М.; Воронеж,
1996.


Глоссарий

Бессознательное – широкий круг психических явлений от безусловных рефлексов до творческих способностей

Действие - единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта.

Задатки - анатомо-физиологические и функ­циональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей.

Значение – обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков).

Индивидуальность - психологическая неповторимость отдельного, единичного человека взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.

Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.

Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Потребность – субъективное состояние организма, выражающее его объективную необходимость в предметах окружающего мира

Принцип детерминизма – принцип, требующий объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю

Принцип развития – принцип, предполагающий, что психологические закономерности раскрываются в процессе развития.

Принцип системности – принцип, требующий рассматривать все объекты как системы т. е. как совокупность элементов, которые образуют определенное единство.

Принципы психологии – это нормы, которыми руководствуется психолог в своей деятельности при интерпретации фактов

Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

Психические процессы – Отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).

Психические свойства - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические состояния – особая форма психической реализации, которая связана со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Смысл - личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.

Сознание – это форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека

Темперамент - совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и осо­бенностях эмоционального реагирования.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов.

Терминология.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

06.04.2011

В. А. Ганзен «Системные описания в психологии» (1984).

· субъект (общения, познания, труда):

o волевые свойства,

o аффект (эмоционально-чувственная сфера),

o перцепция (восприятие на основе опыта),

· индивид:

o нейродинамика,

o возрастные особенности,

o половые (гендерные) различия,

o конституция человека,

· личность:

o направленность,

o характер,

o темперамент,

o способности,

· индивидуальность:

o продуктивность,

o история развития,

o индивидуальный опыт,

o индивидуальные особенности (набор качеств, которые отличают одну личность от другой).

Человек, развиваясь в обществе других людей, постепенно становится личностью (субъектом познания и активного преобразования окружающего материального мира, общества и самого себя). Человек с рождения «человек» (речь идет о генетической предопределенности природных предпосылок для развития человеческих признаков и качеств).

Человеческие особенности связаны со:

· структурой мозга,

· способностью прямохождения,

· способностью к овладению речью.

Младенец – это индивид . Это понятие отличает его, например, от детеныша обезьяны (особь). По существу индивид – потенциально человек в любом виде. Личность – имеется в виду социальные качества, которые приобретает индивид, живя в человеческом обществе. Система общественных отношений и формирует личность.

Личность в психологии – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее качественный уровень представленности общественных отношений в индивиде.

Личность – это качество индивида.

Личность – совокупность всех общественных отношений. Сущность конкретного человека – совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые индивид включается как субъект. Эти связи и отношения изначально существуют вне его (в обществе). Поэтому они безличны и объективны.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, привычках, интересах, познавательных способностях, и т.д. Индивидуальность личности неповторима.

Темперамент связан с динамическими проявлениями психики. Они имеют индивидуальное своеобразие и природно обусловлены. В основе темперамента – нейродинамические свойства нервной системы.

Различия по динамическим особенностям темперамента проявляются в общей активности индивида, в его моторике, в его эмоциональности, то есть винтенсивности и скорости протекания психических процессов.


Современные представления о типах темперамента связаны с исследованиями Павлова и его учением о типах нервной системы. Согласно Павлову, в основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Он выделил 3 основных свойства процессов возбуждения и торможения (это 2 основных процесса нервной системы):

· сила этих процессов,

· их уравновешенность,

· их подвижность (скорость перехода из одного в другое).

Соотнесение классификации темпераментов Гиппократа и теории Павлова:

1. Сангвиник. Наиболее распространенный тип (23%). Сильная нервная система, уравновешенная и подвижная.

2. Флегматик. Сильный, уравновешенный и инертный тип. Преобладают процессы торможения.

3. Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. Преобладают процессы возбуждения.

4. Меланхолик. Слабый тип нервной системы.

Тип нервной системы – врожденное свойство. С течением жизни почти не изменяется.