Что такое летучий голландец. Корабль «Летучий Голландец

В конце 20 - начале 30-х гг. расширение советской дипломатической деятельности происходило в условиях, когда Советский Союз продолжал играть на реально существующих противоречиях между великими державами, всеми способами стремясь избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна переживала период глубочайших экономических и социальных потрясений и была ими на какое-то время ослаблена. Поэтому одновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советская дипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другими государствами, надеясь на увеличение торгового обмена с ними, необходимого для выполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасности страны.

9 февраля 1929 г. СССР расширил сферу действия пакта Бриана - Келлога о всеобщем отказе от войны, к которому он присоединился несколькими месяцами раньше. Подписано соглашение, известное как «Протокол Литвинова» , с Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, а немного позже с Литвой, Турцией и Персией, предусматривавшее отказ от применения силы в урегулировании территориальных споров между этими государствами и СССР. В октябре 1929 г. восстановлены отношения с Великобританией, где пост премьер-министра вновь занял Макдональд.

Начиная с 1931 г. советская дипломатическая деятельность стала еще более активной. Внутренние проблемы побуждали Советский Союз уделять больше внимания упрочению своего внешнеполитического положения. В то же время и пережившие экономический кризис индустриальные страны проявляли все больший интерес к улучшению своих отношений с Советским Союзом, который рассматривался ими как огромный потенциальный рынок. Наконец, рост правого экстремизма и национализма в Германии побуждали страны, подписавшие Версальский мирный договор и заинтересованные в сохранении послевоенного статус-кво, развивать дипломатические отношения с Советским Союзом. Начатые в 1931 г. рядом стран переговоры шли, однако, с большим трудом. Тем не менее уже в 1932 г. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией (21 января), с Латвией (5 февраля), с Эстонией (4 мая), с Польшей (25 июля).

В начале 30-х гг. происходит изменение международной обстановки. Глубокий мировой экономический кризис , начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности . Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. советское правительство определило новые задачи внешней политики :

  • отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;
  • признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);
  • борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В первой половине 30-х гг. СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

Во второй половине 1933 г. советские руководители вынуждены были отказаться от принятой в 1919–1920 гг. аксиомы советской внешней политики, в соответствии с которой всякое усиление международной напряженности было только на пользу СССР. Приход к власти Гитлера в 1933 г. и последовавшая за этим победа нацизма в этой стране разрушили ту основу, на которой строилась вся система безопасности, возведенная Советским Союзом с таким трудом. Россия была не единственной страной, застигнутой врасплох разрушением демократии в Германии. В некоторых консервативных кругах Франции и Великобритании были распространены надежды на то, что агрессивность Гитлера когда-нибудь сможет быть направлена на Восток, против Советского Союза.

Советские руководители внимательно следили за ходом развития событий в Германии, не проявляя особого беспокойства до тех пор, пока Гитлер не укрепил свои позиции в результате чистки 1934 г. Ухудшение советско-германских отношений в течение лета 1933 г. стало первым признаком изменения внешнеполитической ситуации. На прошедшем в январе 1934 г. ХVII съезде ВКП(б) Бухарин посвятил большую часть своего выступления разъяснению того, что идеология германского фашизма, этого «звериного лица классового врага», изложенная Гитлером в его книге «Майн кампф», чрезвычайна опасна, что гитлеровская идея захватить «жизненное пространство на Востоке» означает открытый призыв к уничтожению Советского Союза. В отличие от Бухарина Сталин продемонстрировал достаточно спокойное отношение к приходу Гитлера к власти. Он подчеркнул, что, поскольку в Германии еще отнюдь не победила новая политическая линия, «напоминающая в основном политику бывшего германского кайзера», у СССР нет никаких оснований коренным образом изменять отношения с Германией. «Конечно, - заявил Сталин, - мы далеки от того, чтобы восторгаться фашистским режимом в Германии. Но дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм в Италии не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной».

Заключение в 1934 г. договора о ненападении между Германией и Польшей заставило по-иному взглянуть на нацистскую Германию. Стало очевидно, что от сближения Гитлера, никогда не скрывавшего своих намерений попытаться захватить Украину, и Пилсудского, который уже попытался это сделать и мог в любой момент повторить такого рода попытку, ничего хорошего ждать не приходится. За год до заключения договора с Польшей Германия вышла из Лиги Наций. Начиналась милитаризация Германии :

  • 16 марта 1935 г. подписан декрет о введении всеобщей воинской повинности в Германии;
  • 7 марта 1936 г. Германия заявила об отказе от Локарнских соглашений и ввела войска в демилитаризованную Рейнскую зону (вплотную к границам Франции);
  • сентябрь 1936 г. - в Германии введен «четырехлетний план», главная цель которого - перевод всей экономики на военные рельсы.

В 1936–1937 гг. происходит создание Антикоминтерновского пакта (Германия, Япония, Италия). В этой связи чрезвычайно актуально выглядели попытки СССР создать систему коллективной безопасности : 2 мая 1935 г. - договор о взаимопомощи между Францией и СССР (на 5 лет). Чуть позже был подписан аналогичный договор между СССР и Чехословакией.

Отрицательные стороны подписанных договоров:

  1. 1) не предусмотрен механизм действия обязательств о взаимопомощи;
  2. 2) не заключена военная конвенция о формах, условиях и размерах военной помощи;
  3. 3) в советско-чехословацком договоре оказание помощи со стороны СССР ставилось в зависимость от оказания помощи со стороны Франции.

Гражданская война в Испании сильно осложнила политическую игру советской дипломатии. Вначале Советский Союз какое-то время пытался ограничить свое участие в испанских событиях. Как и другие великие державы, в августе 1936 г. он объявил о политике невмешательства, на которой особенно настаивали Франция и Великобритания. Лишь в октябре СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В обмен на золото Советский Союз предоставил республиканскому правительству военную технику (качество которой зачастую было неудовлетворительным, а количество не достигало и десятой части германской помощи войскам генерала Франко). Кроме техники, Советский Союз направил в Испанию три тысячи «советников» (среди которых были не только военные специалисты, но и политработники и представители органов госбезопасности). Военная помощь республиканской армии представляла собой лишь один из аспектов советского вмешательства. Вторым и преобладающим аспектом была борьба против инакомыслящих в среде левых сил.

Генералу Франко в свою очередь оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета (ту же позицию разделяли и США). Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии . Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Бенеша от помощи отказалось и выполнило требование Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

Во второй половине 30-х гг. наблюдался провал политики Советского Союза по оформлению системы коллективной безопасности в Европе. Московские процессы, чистка в рядах Красной Армии показали, что Советский Союз переживает серьезный внутренний кризис, который на какое-то время лишает его возможности играть решающую роль на международной арене. 17 марта 1938 г. советское правительство предложило созвать международную конференцию для рассмотрения «практических мер против развития агрессии и опасности новой мировой бойни». Это предложение было отвергнуто Лондоном как «усиливающее тенденцию к образованию блоков и подрывающее перспективы установления мира в Европе». Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на Восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии.

В середине 30-х гг. осложняется положение СССР на Дальнем Востоке. К 1938 г. значительные силы японцев сконцентрировались в Маньчжурии, их секретные агенты активно действовали в Монголии, Синьцзяне и в самом Советском Союзе. Японцы несколько раз пытались проверить мощь российской обороны, провоцируя на разных участках границы вооруженные столкновения, но на полномасштабные военные акции не решались. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан . Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол. 15 сентября 1939 г. было заключено перемирие. Перед лицом угрозы капиталистического окружения Советский Союз принял решение о дальнейшем сближении с Германией, не отказываясь при этом от переговоров с западными демократиями.

Таким образом, в конце 20 - начале 30-х гг. дипломатическая активность Советской России была направлена на раскол враждебных ей коалиций и утверждение своего внешнеполитического статуса. В 30-е гг. СССР стал балансировать в политической борьбе между Германией и западными державами, выбирая подходящий блок.

Международное положение СССР накануне Второй мировой войны.
Советско-германский пакт и его последствия

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

17 апреля 1939 г. СССР предложил Великобритании и Франции заключить трехстороннее соглашение, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до Прибалтийских государств. В тот же день советский посол в Берлине поставил в известность фон Вайцзекера, статс-секретаря германского министерства иностранных дел, о желании советского правительства установить самые хорошие отношения с Германией, невзирая на обоюдные идеологические расхождения.

Спустя две недели был смещен М.М. Литвинов , возглавлявший НКИД СССР и приложивший немало усилий для обеспечения коллективной безопасности, его пост был передан В.М. Молотову . Произошло изменение курса советской внешней политики в сторону улучшения советско-германских отношений. В мае германскому послу в Москве Шуленбургу было поручено заняться подготовкой переговоров с Советским Союзом в связи с решением Германии оккупировать Польшу. Советская дипломатия одновременно продолжала вести переговоры с Францией и Великобританией. У каждого из участников переговоров были свои скрытые цели: западные страны, стремясь прежде всего воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались в то же время выяснить намерения Германии. Для СССР главным было добиться гарантий того, что Прибалтийские государства не окажутся так или иначе в руках Германии, и получить возможность в случае войны с ней перебрасывать свои войска через территорию Польши и Румынии (поскольку СССР и Германия не имели общей границы). Однако Франция и Великобритания уклонялись от решения этого вопроса.

Видя, что переговоры зашли в тупик, англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Однако отправленные 5 августа морем представители Англии (адмирал Дракс) и Франции (генерал Думенк) прибыли в Москву только 11 августа. Советская сторона, представленная наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником генштаба Б.М. Шапошниковым , была недовольна тем, что их партнерами оказались чиновники низкого ранга, имевшие (особенно англичане) незначительные полномочия. Это исключало возможность переговоров по таким важным вопросам, как проход советских войск через территории Польши, Румынии и прибалтийских стран или обязательства сторон по конкретному количеству военной техники и личного состава, подлежащему мобилизации в случае немецкой агрессии.

21 августа советская делегация перенесла переговоры на более поздний срок. К этому времени советское руководство уже окончательно решилось пойти на заключение договора с Германией. Было подписано торговое соглашение (оно предусматривало кредит в 200 млн марок под очень незначительный процент). 23 августа 1939 г. заключен советско-германский Договор о ненападении сроком на 10 лет. «Пакт о ненападении » («пакт Молотова - Риббентропа») включал секретный протокол , фотокопия которого была позже обнаружена в Германии, но существование которого в СССР тем не менее отрицалось вплоть до лета 1989 г. Протокол разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе. Судьба Польского государства была дипломатично обойдена молчанием, но при любом раскладе белорусские и украинские территории, включенные в его состав по Рижскому мирному договору 1921 г., а также часть «исторически и этнически польской» территории Варшавского и Люблинского воеводств должны были после военного вторжения Германии в Польшу отойти к СССР.

Через восемь дней после подписания договора нацистские войска напали на Польшу.

Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило Адольфу Гитлеру быструю победу. Началась Вторая мировая война .

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе» , закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией . Цели войны: во-первых, создание в ней правительства прокоммунистической ориентации, во-вторых, необходимость обеспечения военно-стратегической безопасности Ленинграда (путем перенесения от него советско-финляндской границы в районе Карельского перешейка). Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено оборонительной линией Маннергейма. Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. подписан советско-финляндский мирный договор , по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. Внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы народов Восточной Европы. В состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн человек, расширены границы страны (на расстояние от 300 до 600 км).

Таким образом, в конце 30-х гг. Советское государство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которого оно ранее осуждало. Подобный поворот, с одной стороны, был сделан в вынужденных условиях (СССР оказался без союзников), с другой стороны, он мог быть осуществлен только в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"

Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из

Грозный "Летучий голландец" уже больше 400 лет наводит ужас на суеверных моряков всего мира. Даже простое упоминание об этом корабле во время плавания считалось плохим знаком, не говоря уже о непосредственной встрече с ним в открытом океане. Это самый известный корабль-призрак из всех, которые были когда-либо описаны в истории человечества.

Под черными парусами, поднятыми даже в самую страшную бурю, корабль с полусгнившим корпусом уверенно держится на воде. На мостике возле штурвала стоит капитан. Он обреченно смотрит только вперед, не замечая окружающих его матросов - весьма колоритных персонажей в виде скелетов в старых лохмотьях. Команда уверенно управляется с парусами, не обращая внимания на шторм. Так описывают встречу с "Летучим голландцем" выжившие очевидцы. Пополняет ряды этой команды обычно капитан какого-либо погибшего корабля. Причем более высокая степень мерзости покойного при жизни дает ему больше шансов оказаться на "Летучем голландце".

Согласно проклятию, весь экипаж судна во главе с капитаном не может пристать к берегу. Эти люди обречены на вечное скитание по морям. Проклиная свою несчастную долю, члены экипажа парусника мстят всем встречным кораблям. Они сеют смерть и разрушения на протяжении многих столетий. Чаще всего "Летучий голландец" встречают как раз в месте зарождения легенды - возле мыса Доброй Надежды. Это морское приведение создавало непреодолимые трудности всем, кто пытался мыс обогнуть.

Это проклятие можно снять. Для этого капитану корабля позволено один раз в десять лет сойти на берег. Он волен выбрать любой порт мира или приглянувшуюся ему бухту. В течение ночи он должен найти глубоко верующую женщину, которая даст согласие на брак с ним. Только выполнение этого условия разрушит проклятие. В противном случае корабль-призрак снова уйдет в бесконечное плавание.

История "Летучего голландца" началась в далеком XVII веке. Толчком для создания мифа о необычном корабле послужил рассказ о голландском капитане Филиппе Ван дер Деккене. Разные источники предлагают несколько вариантов имени капитана. Легенда о "Летучем голландце" гласит: на корабле, плывшем от берегов Ост-Индии под управлением капитана Филиппа Ван дер Деккена, находилась молодая пара. На их беду кэп решил, что девушка должна стать его женой. Он убил молодого человека и предложил себя в качестве будущего мужа. Несчастная предпочла смерть в волнах бушующего моря. Это ничуть не повлияло на планы капитана, и он продолжил путь к мысу Доброй Надежды.

Сильный шторм и бурное течение не позволяли кораблю обогнуть мыс. Все попытки команды убедить капитана переждать бурю не увенчались успехом. Более того, штурман и один из матросов поплатились жизнью за предложение зайти в безопасную для корабля бухту. Капитан имел неосторожность произнести роковые слова о готовности бороться с морем хоть целую вечность, но обогнуть злополучный мыс. Именно они и стали проклятием, под которое попал не только капитан, но и вся команда "Летучего голландца". Получается, Филипп Ван дер Деккен сам стал причиной своих несчастий.

"Летучий голландец", со всеми вытекающими последствиями, мог появиться и по другим причинам:

Капитан выкрикнул, что будет пробовать обойти мыс Доброй Надежды хоть до второго пришествия. На богохульное заявление небеса дали ответ: «Да будет так – плыви».

Торопясь домой, команда нарушила неписаное правило всех мореходов – прийти на помощь погибающему судну.

Капитан неудачно сыграл на собственную душу с дьяволом в кости.

Из-за страшной болезни, поразившей команду, корабль не пустили ни в один порт, и все погибли.

"Летучий голландец" встретился с пиратским кораблем-призраком «Кенару» и одолел его, но вместе с победой получил и проклятие.

Капитан обещал дьяволу душу за возможность обогнуть злополучный мыс, платой за выполненное желание стало вечное скитание по морям-океанам.

Море всегда манило людей, обещая приключения и неизведанные земли. Тысячи кораблей отправлялись в плавание. Особенно бурным мореплавание было в 16-17 веках. Не всем суждено было вернуться в родной порт. Не видя тел погибших моряков, их родные отказывались верить в самое страшное. Для оправдания «невозвращенцев» придумывались самые фантастические истории. Легче было считать, что в силу каких-то невероятных обстоятельств (корабль-призрак не отпускает) они просто не могут вернуться домой.

Не все верили, что "Летучий голландец" – корабль-призрак - появился из-за безумства одного человека или проклятий. Есть несколько логичных, с точки зрения ученых мужей, пояснений появления кораблей-призраков. Во-первых, это может быть явлением фата-моргана. Появление миражей на водной глади - не такая уж и редкость. А святящийся ореол вокруг корабля не что иное, как огни святого Эльма. Во-вторых, имеет право на существование и версия о болезнях на кораблях. Желтая лихорадка, переносимая комарами, могла легко уничтожить команду в открытом море. Неуправляемый корабль с телами погибших моряков на борту, конечно, представлял собой неприятное зрелище и был угрозой для безопасности судов.

Действительно, такой случай имел место в 1770 году. Началась эпидемия неизвестной смертельной болезни на одном из кораблей. Попытки команды пристать к берегу не увенчались успехом. Ни один порт Мальты, Англии, Испании не дал судну разрешения пришвартоваться у своих берегов. Команда была обречена на медленную смерть.

Встреча с "зараженным" кораблем могла стать роковой для любого судна. Ведь болезнь могла перейти, через предметы или через тех же комаров, и на членов другого экипажа. Таким образом, сбывалось страшное проклятие о неминуемой гибели после встречи с "Летучим голландцем".

В-третьих, все большую популярность приобретает теория относительности Эйнштейна, согласно которой у нашей реальности есть масса параллельных миров. Через временные или пространственные порты у нас появляются странные корабли и бесследно пропадают современные суда.

Подтверждением этой теории может служить случай с угольным королем Дональдом Дьюксом из Нью-Мексико. В 1997 году, в августе, путешествуя на своей яхте (возле архипелага Богемских островов), он встретил парусное судно.

По внешнему виду корабль относился к временам 17 века, на его борту ясно различались люди в странных одеждах. Они тоже видели яхту и были удивлены не меньше. За какие-то мгновения до неминуемого столкновение парусное судно просто растворилось в воздухе. Было выдвинуто предположение, что корабль «заблудился» в параллельных мирах.

В 1850 году на побережье американского штата Рой-Айленд, на глазах у собравшихся на берегу жителей, корабль «Морская птица» под всеми парусами шел прямо на береговые рифы. Мощная волна в последний момент перенесла судно через камни и опустила на берег. При обследовании корабля не было обнаружено ни одного человека. Следы недавнего их присутствия наблюдались повсюду: кипел чайник на плите, в каютах ещё ощущался запах табака, на столе были расставлены тарелки, все документы и приборы были на месте.

В-четвертых, академиком В. Шулейкиным, ещё в тридцатых годах прошлого столетия, была выдвинута версия о возникновении во время штормов с сильным ветром низкочастотных ультразвуковых колебаний. Человеческому уху они не слышны, но при длительном воздействии могут спровоцировать смерть. При частоте в 7 Гц человеческое сердце не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вызванная колебаниями беспричинная тревога, вплоть до безумия, может привести к паническому бегству людей с корабля. Это и является объяснением тому, почему находят абсолютно неповрежденные судна без единого человека на борту.

Но некоторые ученые видели другую причину гибели моряков. Это уже пятая версия развития событий. Вполне возможно, что члены экипажа банально отравились мясом сонной рыбы. В нем содержатся галлюциногены. В большинстве случаев они вызывают кошмарные галлюцинации. Под действием страха и безумного желания покинуть страшное место моряки спускают шлюпки и бегут с корабля.

В Карибском море в 1840 году было найдено брошенным небольшое судно «Розали». Полные трюмы груза сразу отбросили версию о нападении пиратов. Беспорядок на палубе был подтверждением тому, что люди в панике покидали судно. Об экипаже никаких сведений получить не удалось.

В-шестых, по мнению английского поэта и ученого Фредерика Уильяма Генри Майерса, явление феномена «Летучий голландец» может быть объяснено переживаниями некоторых форм сознания своей смерти и способностью телепатически проецировать образы для живых людей. В свою очередь, материальный мир воспринимает это как призраки, будь то образы отдельных людей или громадных парусников.

Версий много, а тайна "Летучего голландца" до сих пор не имеет четкого объяснения. Дрейфующие корабли, от маленьких частных яхт до огромных лайнеров, брошенные своими командами, и в наше время встречаются на водных просторах океанов. Их всех объединяют под одним общим названием: корабль "Летучий голландец".

Любой корабль, оставленный без надлежащего ухода, начинает разрушаться. В условиях крайне неблагоприятных – морская вода, штормы, подводные рифы - разрушение происходит намного быстрее. Но парадокс в том, что оставленные корабли находили через много лет, и они были на плаву.

Недалеко от берегов Гренландии (в 1775 году) обнаружили английское судно «Октавиус». В судовом журнале последняя запись свидетельствовала о том, что команда судна попытается пройти через Северо-Западный проход. Вроде ничего сверхъестественного в этой записи нет, кроме одного: она была сделана тринадцатью годами ранее - в 1762 году.

В 1890 году январским утром судно «Малборо» с грузом мороженой баранины и шерстью на борту вышло из порта Новой Зеландии. Корабль был замечен 1 апреля того же года около берегов Огненной Земли. Следующая встреча «Малборо» состоялась через 23 года. Английская спасательная команда парохода «Джонсонс» смогла подняться на борт полусгнившего корабля. Были обнаружены останки членов экипажа и судовые документы. К сожалению, прочитать их не удалось из-за плохого состояния.

В 1933 году нашли небольшую пустую спасательную шлюпку пассажирского корабля «SS Вленсия», затонувшего ещё в 1906 году.

Все найденные суда не могли так долго находиться на плаву. Это необъяснимо, здравый смысл говорит о невозможности существования таких фактов. Данная загадка ещё ждет своего решения.

Парусник "Летучий голландец" несет только беды. В этом убеждены абсолютно все моряки. И неважно, в какой момент произойдет это рандеву - в ужасный шторм или под безоблачным ясным небом. После этой роковой встречи любой корабль обречен.

Даже если команда и добирается до порта, она сразу списывается на берег, и набрать на «меченый» корабль новых людей становится практически невозможно. Не помогают и меры предосторожности в виде прибитой на мачту конской подковы.

Только при одном условии судно может благополучно дойти до берега: когда корабль "Летучий голландец" использует встречный борт в качестве почтальона. В момент прохождения судов борт о борт с "Летучего голландца" перекидывают бочку с написанными ещё в первый год плавания письмами. Почту, ни в коем случае не вскрывая, нужно доставить на берег. Это своеобразная гарантия сохранности и судна, и его команды.

Плавание по морям в древние времена было сопряжено со многими опасностями. Гибель людей во время штормов вызывала не только страх перед стихией, но и порождала множество грустных песен. Иногда в море встречались корабли, на которых не было ни одного человека. Попадались и такие суда, на которых находили одни человеческие останки. И тотчас возникали разные мистические сказания, легенды. Целый цикл легенд был создан о «Летучем голландце» - корабле-призраке, встреча с которым в море не сулила ничего хорошего. Считается, что легенда о «Летучем голландце» зародилась в Голландии в начале XVII века.

В давние времена жил в Голландии рыжеволосый капитан Ван Страатен, о котором говорили, что он любит золото больше, чем самого себя. Он набирал себе команду на корабль из отпетых головорезов, и они все беспрекословно подчинялись ему. Он был суров и жесток ко всем и для усмирения непокорных носил с собой плеть со свинцовым шариком на конце.

Ван Страатен считался самым удачливым капитаном. Попасть к нему на корабль означало неплохо заработать. Своим морякам он платил хорошие деньги. Ван Страатен плавал к берегам Индии, Австралии, Новой Зеландии. Оттуда брал на борт ценные камни, золотые изделия, пряности, шелковые ткани. Нередко он привозил с собой живой товар - рабов. На невольничьем рынке они хорошо продавались и приносили капитану немалую прибыль.

Капитан Ван Страатен любил рассказывать о своих приключениях. От него жители прибрежных рыбацких поселков узнавали о роковых течениях, коварных штормовых ветрах, брошенных кораблях, бороздящих морские просторы, о спрятанных пиратами сокровищах на дальних островах, морских девах и дьяволах, прятавшихся в пучинах. Ван Страатен считался бесстрашным и везучим. С ним моряки не боялись ни бурных течений, сильных ветров, штормов и морских дьяволов.

Однажды Ван Страатен поспорил с одним приезжим капитаном, что легко обогнет мыс Горн - конечную точку Южной Америки, пройдет против течения и против ветра. Когда вернется, он расскажет о своем приключении, а в качестве доказательства привезет с собой американских индейцев. С ним заключили пари все присутствовавшие в рыбацком ресторане капитаны.

Мыс Горн - самое опасное место для прохождения кораблей. Там сходятся воды трех океанов, там вечно бушуют ветра. Даже бывалые «морские волки» редко отваживались обогнуть его. Говорили, что это проклятое место, там на дне прикованный тяжелыми цепями лежит морской дьявол. Едва он видит проплывающее над ним судно, как начинает бесноваться, стараясь его погубить. Он вызывает волны, насылает ветра. Вот кого надо молить о снисхождении.

Ван Страатен не хотел никого слушать. Он сказал, что обязательно обогнет мыс Горн и вернется в Голландию целым и невредимым. Он набрал себе новую команду, заново оснастил корабль, поставил новые паруса, загрузил солонину, вина и отправился в плавание. Но на этот раз ему не везло. Он с большим трудом добрался до мыса Горн.

Шторма, дожди здорово потрепали его корабль, запасы продовольствия кончились, команда требовала причалить к берегу, а он упорно продолжал путь, стремясь обогнуть мыс Горн. Только ничего у него не получалось. Едва его корабль начинал огибать мыс, как принимался дуть страшный ветер, на море поднимались гигантские волны, они ломали мачты, срывали паруса. Ван Страатен отплывал назад, искал спокойную бухту, где занимался ремонтом судна.
Наконец ему надоела такая игра в кошки-мышки со стихией. В очередной раз подплыв к мысу Горн, он крикнул:

Эй, морской дьявол, угомонись. Пропусти меня мимо мыса, я буду верой и правдой служить тебе.
Внезапно ветер стих, волны улеглись, и потрепанный корабль Ван Страатена обогнул мыс Горн. Капитан рассчитывал обмануть морского дьявола, но это ему не удалось…

Один из моряков, который бежал с его корабля, рассказывал, что Ван Страатен служит теперь морскому дьяволу, который даровал капитану вечную жизнь. С тех пор корабль Ван Страатена носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна. Его корабль стал призраком, он пугает моряков, сбивает их с курса. Такую задачу ему дал морской дьявол, которому капитан продал свою душу.

Л Летучий Голландец представляет собой парусник, который является самым легендарным кораблем-призраком существующим на сегодняшний день.

Легенда про Филиппа Ван Дер Деккена

Основная версия легенды про Летучий Голландец берет начало в XVI веке, в пик периода «Великих географических открытий». В самой легенде нет имени командира корабля-призрака, но на эту кандидатуру метят как минимум два капитана. Первым из них является Филипп Ван Дер Деккен, а вторым Ван Страатен. Сказать точно, кто был капитаном того судна уже невозможно, но у Деккена сложена уже личная легенда. Согласно этой легенде Филипп был прекрасным и образованным молодым человеком из Константинополя, но после зверского убийства его семьи все изменилось. Он покинул Константинополь и перебрался в Голландию, где осознал, что его дальнейшая дорога ведет к пиратству. В легендах его характеризуют как бесстрашного, сурового, бездушного человека с плетью и рыжей бородой, которая во время грозы горит красным пламенем.

Легенда о том как Летучий Голландец становится кораблем-призраком с командой из проклятых душ начинается с того как на борт к капитану попросилась пара влюбленных. Богатый молодой человек подошел к Деккену с просьбой перевезти его с невестой на остров, где жил отец невесты. Молодой человек хотел попросить у отца руки его дочери и Филип не отказал ему. Во время их переправы капитан прознал у слуги жениха, что тот везет с собой несметные богатства и убил всех его слуг. Самого жениха Деккен кинул в море, а его невесте он предложил два варианта развития событий. Либо она становится его служанкой, либо идет ко дну вместе со своим женихом. Девушка прокляла корабль и капитана на то, чтобы тот никогда не вернулся на сушу и прыгнула в бездну. С тех пор корабль и его команда плавают в водах мирового океана, и являются символом «обреченности» для тех кто видел его.

Другие версии легенды

Существует множество версий этой легенды с разными сюжетами, но концовка этих легенд всегда одна - корабль и его команда остаются проклятыми на то, чтобы плавать до скончания веков по морям и океанам. Рассмотримже самые популярные:

Существует версия, что капитан судна хотел обогнуть Мыс Доброй Надежды и в это время начался сильнейший шторм. Штурман просил капитана о том чтобы переждать шторм, но тот пристрелил его на глазах всей команды и поклялся, что никто не сойдет с корабля пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдет целая вечность и голос с неба сказал: «Да будет так!».

Следующая версия аналогична предыдущей, только заключается в том что капитан продал душу дьяволу чтоб обогнуть мыс, но тот обманул и обрек обрек на вечные скитания.

Еще одна версия заключается в том, что экипаж судна заболел страшной болезнью и ни один порт не принял их, потому что побоялись распространения эпидемии. Вследствие чего капитан заключил сделку с дьяволом, чтобы остаться в живых и продолжать уничтожать корабли.

Историческая подоплетка легенды

Историческая подоплетка легенды о Летучем Голландце заключается в том, что в те времена свирепствовала так называемая «желтая лихорадка». Желтая лихорадка – это вирусное геморрагическое заболевание, вспышка которой пришлась на Южную Африку и Южную Америку. Болезнь передается укусами комаров, которые размножаются в емкостях с пищевой водой. Эта болезнь вполне способна была истребить целый экипаж корабля. Встреча с пиратским кораблем сама по себе не предвещает ничего хорошего, а если на борту еще и желтая лихорадка? Представьте окровавленных людей с волдырями по всему телу штурмующие корабль! Так могла и зародиться легенда о Летучем Голландце.

Встречи с Летучим Голландцем ни сулят ничего хорошего. Считается, что все кто видел этот корабль-призрак умирают мучительными смертями. В XVIII - XX веках было множество упоминаний о встречах с кораблем-призраком по всему миру. Очень большое количество упоминаний было и в литературе того времени. Записи встречаются в заметках у таких людей как Джон Лейден, Томас Мур, Джордж Баррингтон и еще множество других. Самая известная встреча с Голландцем приходится на 11 июля 1881 года. Эта встреча произошла с князьями Георгием и его братом Альбертом Виктором Уэльскими у берегов Австралии в проливе Басс. Об этой встрече стало известно из личных земеток князя Георгия. Еще известно, что в течении часа после встречи с призраком, умер странной смертью один из 13 человек видевших судно.