Что такое морфемика и морфема. §2

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

Морфемика (студ.)

Морфемика

    Морфемика как раздел языкознания

    Морфема и морф. Разновидности морфов

    Типы морфем. Корень и аффиксы

    Функциональные типы аффиксов

    Позиционные типы аффиксов

Литература

___________________________________________________

    Морфемика как раздел языкознания

Морфемика –

1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;

2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].

Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .

Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:

    приставки (префикса) по- ‘начало действия’,

    корня друж- ,

    двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и

- ть- (суффикс инфинитива),

    постфикса -ся ‘взаимное действие’.

Это область морфемики .

    Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.

Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением

    приставки по- ‘начало действия’

    и постфикса -ся ‘взаимное действие’.

    В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):

Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:

    подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)

    подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)

    Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.

Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:

    дру г -а – дру г’ е – дру з j - a – дру ж -ить ,

    ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .

К задачам морфемики относятся:

    рассмотрение принципов выделения морфем,

    выделение критериев отождествления и разграничения морфов,

    классификация морфем.

    Морфема и морф

Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.

Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).

Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.

От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:

    мыш-онк-у

План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.

План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.

В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:

    нос, стол, лез ;

    нос-ø, стол-ø, лез-ø.

Исключение составляют одноморфемные слова:

    вдруг, пальто.

Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):

    ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …

    голов-а голов-ы голов-у голов-ø…

    книг-а книг-и книг-у книг-ø…

Ср. также голов-а – голов- к с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].

Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .

Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .

    Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.

    Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

    корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;

рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;

    суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к ;

- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.

В одну морфему объединяются морфы, которые

    имеют тождественное значение,

    обладают формальной, т.е. фонематической близостью .

Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):

    алломорфы ,

    варианты .

    Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :

    корень: у-бр-а-ть у и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;

    приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;

    суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;

    окончание: кресл- ом – пол- ем ;

    англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.

    Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:

    окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;

    окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .

    Типы морфем. Корень и аффиксы

В структуре слова среди морфем выделяются:

    корень и

    аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).

Деление морфем на корни и аффиксы опирается на

    функцию в составе словоформы и

    тип выражаемого значения .

    Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.

Не существует знаменательных слов без корня .

Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].

Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:

    бег бег -ать;

    черн -ый – черн -ота – черн -ить…

Корень может существовать в языке самостоятельно :

    вдруг, завтра, теперь.

Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.

Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:

    дом-ø, ног-а.

Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:

    до бав ка, при бав ка,

    об у ть, раз у ть .

    Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.

В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:

    префиксоиды: полу- полукруг, полубог…

авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…

само- – самооанализ…

    суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…

-фил – славяновил …

-видн- – стекловидный, змеевидный …

[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].

Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:

    дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,

    рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,

    красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .

Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.

    Функциональные типы аффиксов

С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на

    словообразовательные ,

    словоизменительные (формообразовательные ).

    Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:

    дом – дом- ик не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;

    слон – слон- ёнок ;

    бег-: про -бег, за -бег, на -бег.

Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.

    Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:

    бег-а- ть – бег-а- л .

    бег-: бег- у , беж- ишь

ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.

Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:

    построил домик- Ø ,

    вышел из домик- а .

Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:

    чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.

Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:

    девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;

    читающ- ий мальчик- Ø ­– читающ- его мальчик- а ­ – читающ- ему мальчик- у

    Позиционные типы аффиксов

По положению относительно корня аффиксы делятся на

    стоящие перед корнем– префиксы (приставки),

    стоящие после корня:

    постфиксы ,

    суффиксы ,

    окончания (флексии ),

    вставляемые внутрь корня:

    инфиксы ,

    трансфиксы ,

    вставляемые между корнями –интерфиксы ,

    окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).

┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐

перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня

┌─────┴────┐ │ │

префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы

(приставки) (конфиксы)

┌────────┬────────┐

суффиксы флексии собственно

постфиксы

1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :

    пере-рыв, под-писать, не-глубокий.

    in-active, re-fresh.

В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании очень редко .

Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:

    делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .

Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :

В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].

Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :

    wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- будущее время, si- отрицание, po- условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].

Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .

2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .

Этот термин используется в двух значениях :

    он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;

    собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .

Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:

    нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.

Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .

2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:

    рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;

    конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.

Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:

    рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л ;

    рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;

    рассказ-а- в ;

    красив-ый – красив- ее .

_____________________________________

1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.

2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.

    красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;

    расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем

Постфикс является флексией, если он

    имеет хотя бы одно реляционное значение,

    входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].

Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.

В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:

    ворон- ø ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;

    бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;

    добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .

В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.

Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:

    среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,

    чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;

    языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:

3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.

Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :

    sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,

    pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,

    sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,

    pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.

В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.

В латинском:

    vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).

    старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;

л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.

    англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].

4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».

Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :

КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства

КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’

КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’

КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’

КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].

5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].

Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :

    пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.

-е- и - s - внемецких сложных словах:

    Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].

Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:

    чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.

Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:

    чит-а- j -у, бол-е- j -эт [Реформатский, с. 267].

В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .

6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:

    под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .

Нем. :

    lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;

    find-en ‘найти’ – ge -fund­- en ‘найденный’

    nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.

Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.

ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.

МОРФЕМИКА

Морфемика - раздел словообразования (иногда грамматики), изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Задачи морфемики:

  1. Изучение принципов выделения морфем.
  2. Изучение значений морфем.
  3. Классификация морфем по их характеристикам.
  4. Изучение функционирования морфем.

Главная единица морфемики - морфема. Это минимальная значимая часть слова. В этом определении оба признака морфемы являются одинаково важными: 1) обязательное наличие значения (в отличие от фонемы); 2) минимальность, т. е. дальнейшая нечленимость на значи­мые части (можно расчленить только на фонемы).

Наличие значения отличает морфему от слога. В отличие от слова, значение морфемы доста­точно обобщенное и представлено не совокупностью сем, а отдельными семами. Некоторые мор­фемы (окончания) имеют только грамматическое значение. Например, переносчик - "лицо, кото­рое что-либо переносит" (лексическое значение). Морфемный состав: пере-нос-чик -□:

нос - перемещать при помощи чего-либо;

чик - лицо мужского пола, выполняющее действие, названное в корне; □ - м.р, ед.ч., Им.п.

Поскольку морфемы обладают значением, то они могут быть:

Синонимичными: горож-анин, гор-ец, тул-як, петербурж-ец;

Омонимичными: нос-овой, нос-ить, вод-а, вод - и-ть;

Многозначными: учи-тель, выключа-тель. Пре - 1) очень, 2) близкое к пере-.

По происхождению морфемы могут быть:

Заимствованными: антинаучный, примитив-изм;

Собственно русскими: обучать, подойти.

Морфема - единица обобщенного характера, так же, как и фонема, в языке реализуется в виде конкретных единиц, своих вариантов - морфов: бр-ать, бер-у, вы-бир-ать, от-бор; снаб-жен-ец, снабжен-ц-а, снабжен-ч-еский.

Термин «морфема» в научный обиход введен И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г. («Морфе­ма - дальше не делимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышле­ния. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде «ко­рень», «префикс», «суффикс», «окончание» и т.п. Считать подобный термин лишним - это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными назва­ниями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т.д.» [Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - Т. 1. - М., 1963. - С. 272. Цит. по: Тихонов, А.Н. Современный русский язык (Морфемика. Словообразование. Морфология). / А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2002.]).

Аспекты изучения структурного состава слова

При изучении любых единиц языка необходимо учитывать временной аспект. Словообра­зовательная структура и словообразовательные отношения между словами зависят от того, в каком временном аспекте рассматривается структура слова. Исторический аспект - диахро­ния и одновременной аспект изучения словообразовательных единиц - синхрония могут да­вать разные результаты строения слова и его отношения к производности / непроизводности. На этот факт указывал еще в Ф.Ф. Фортунатов, отмечая, что «нельзя смешивать факты, суще­ствующие в данное время, и факты, открывающиеся при изучении истории языка». Так, слово мгла, льгота в современном синхронном словообразовании рассматриваются как непроизвод­ные слова, в которых выделяются основа, корень и флексия (окончание). Исторические иссле­дования показывают, что слово мгла образовалось от слова мга - туман, тьма - при помощи суффикса -л-, а слово льгота - посредством суффикса -от(а)- от слова льга - свобода, легкость. Поэтому с исторической точки зрения эти слова членимые на корень, суффикс и окончание. Иногда, в зависимости от временного аспекта рассмотрения, может меняться порядок произ-водности: в диахронии зонтик Т зонт, в синхронии зонт %1 ! зонтик.

Основные единицы морфемики

Основными единицами морфемики являются минимальные значимые части слова - мор­фемы. Минимальные значимые части слова представлены следующими основными группами: 1) корневые - заключающие в себе основное лексическое значение; 2) аффиксальные - содер­жащие словообразовательное и грамматическое значение. Помимо этих морфем в слове могут присутствовать вспомогательные соединительные элементы, не имеющие собственного значе­ния и служащие для соединения морфем: двухэтажный, певец.

Классификация морфем

В настоящее время сложилась устойчивая классификация морфем на основании несколь­ких признаков:

  1. По наличию значения морфемы делятся значимые (содержат лексическое, грамматичес­кое или словообразовательное значение) и асемантичные (не имеют значения и служат для со­единения морфем). От аффиксов, имеющих ГЗ, ЛЗ, СЗ эти асемантичные сегменты структуры слова отличаются тем, что не имеют никакого значения, а необходимы только для морфонологи-ческого оформления (фонемного оформления морфемы). Асемантичыми элементами являются: 1) глагольные гласные основы: -а-, -и-, -е-: чит-а-ть, воз-и-ть, вечер-е-ть; 2) соединительные гласные, необходимые для присоединения морфем: сух-о-фрукты, четыр-е-жды, дв-ух-ярусный.
  2. По роли в слове: обязательные, корневые морфемы, содержащие основное лексичес­кое значение и аффиксальные, факультативные, некорневые, имеющие дополнительные лексические и грамматические значения.

Корень -лес- содержит основное ЛЗ - дикорастущие деревья. Это значение сохраняется в словах лесной, лесник благодаря наличию корня. Слова кино, пальто, вчера, завтра и многие другие имеют только корень и функционируют в языке без дополнительных аффиксов, они факультативны в слове. Аффиксы привносят в слова дополнительные грамматические и лекси­ческие значения. Лесной - признак, имеющий отношение к лесу. Лесник - человек, профессио­нально занимающийся лесом. Бывают исключения, когда именно суффиксальные морфемы со­здают основное значение слова: перебой, разбой, бой, битва.

Аффиксы в зависимости от места, занимаемого по отношению к корню, подразделяются на: 1) префиксы, или приставки (стоят перед корнем); 2) суффиксы (стоят за корнем, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 3) окончания, или флексии (стоят за корнем или суффиксом, являются изменяемой частью слова, передают его грамматическое зна­чение); 4) постфиксы (стоят за корнем или суффиксом, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 5) интерфиксы (соединительные элементы, находящиеся меж­ду корнями или между корнем и суффиксом).

3. По способу формального (материального) выражения:

1) материально выраженные (графически и фонетически): стран-а, чит-а-ть, больш­ой; Всегда материально выраженными являются корни.

2) не выраженные графически, но выраженные фонетически: истории]-я(а), листь]-я(а), предчувствии]-е; такой способ выражения имеют только суффиксы;

3) материально не выраженные (нулевые) аффиксы. Это нулевые окончания (флексии): домП, городи и нулевые суффиксы синьслП.

Нулевые суффиксы встречаются:

а) у некоторых форм прошедшего времени: ср.: нес-л-а - нес-гл-П.

б) у слов, перешедших в другую часть речи безаффиксальным способом; чаще у существи тельных, реже прилагательных и других частей речи, образованных от глаголов или прилага тельных, при отсутствии материально выраженного суффикса: беггП, переломгП, зеленьгП, золот-г -ой, шест-г -ой.

4. По способу передачи значения корневые морфемы могут быть свободными и связан ными. Свободные корни выражают основное значение самостоятельно, при наличии только формообразующих аффиксов: нес-ти, домП, теперь, режьП. Связанные корни выражают ЛЗ только вместе с другими словообразующими аффиксами: при-вык-ать, от-вык-ать, ул-ица, ул-
очка, переул-ок.

Аффиксальные морфемы не бывают свободными, они всегда связанные.

5. По функции (по участию в слово- или формопроизводстве) могут быть словообразо вательные, формообразующие и словоформообразующие.

Благодаря лексической и грамматической семантике аффиксов, они могут участвовать в производстве новых слов и в производстве новых форм одного и того же слова. Формообразу­ющие (добрый - добрее, делать - сделать), словообразующие (автор - соавтор, учить - учи­тель) и словоформообразующие (писать - переписать).

6. По продуктивности использования аффиксы могут быть продуктивными и непро дуктивными. Продуктивные аффиксы участвуют в современном слово- и формообразовании. Так, например, суффикс инфинитива -ть является продуктивным, новые появляющиеся глаго лы образуются именно с этим суффиксом: инвестировать, президентствовать. Продуктив ными являются суффиксы:

Суффикс -ист-: авангардист, саблист, регбист, программист, документалист, про­гнозист, саксофонист;

Суффиксы -к-, -ш- со значением наименования лиц женского пола: рапиристка, гандбо-листка, юристка; операторша, санинсрукторша, партнерша и многие другие.

Непродуктивные аффиксы перестали участвовать в образовании слов и грамматических форм. Непродуктивным является, например, суффикс инфинитива -ти, новые модели глаголов не образуются с этим суффиксом.

Являются также непродуктивными: суффиксы -б-, -няк-, -знь-: борьба, ходьба, резьба; бе­резняк, ивняк; жизнь, боязнь.

7. По воспроизводимости (повторяемости) аффиксы могут быть: регулярными и нерегу-
лярными.

Регулярные аффиксы аффиксы повторяются регулярно в одних и тех же моделях словооб­разования (глупый - глупость, нежный - нежность, святой - святость) или в одних и тех же формах слов: в окончаниях глаголов 1-го спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) и 2-го спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят); в суффиксах имен существи­тельных: -чик, -щик, -ник, -тель, -ость и мн. др.;

Нерегулярные аффиксы - это суффиксы и окончания, которые встречаются лишь в отдель­ных словах. Например, это окончания глаголов типа: -м (ем, дам, создам), -шь (ешь, дашь, со­здашь), -т (ест, даст, создаст); приставка па- в современном русском языке употребляется в составе немногих слов: пасынок, паводок, падчерица, пагуба. К нерегулярным аффиксам от­носятся все унификсы.

Все уникальные и нерегулярные аффиксы являются непродуктивыми. Среди регулярных аффиксов есть продуктивные и непродуктивные. Например, суффикс -ич- в названиях жителей городов - регулярный (москвич, костромич, вятич, пскович, вязьмич и др.). Однако он давно не образует новых слов. Это непродуктивный аффикс.

Основные характеристики структурных частей слова

Корень - главная значимая часть слова, в котором заключено основное лексическое значе­ние, общее для всех однокоренных слов. Корень - это обязательная общая часть всех родствен­ных слов, которая является носителем основного лексического значения (вода, водный, подвод­ник, наводнение). Слов без корня не бывает.

Большинство корней может употребляться без приставок и суффиксов, т.е. быть свобод­ными (употребляются самостоятельно, без сочетания с другими, кроме словоизменительных, аффиксов). Такие корни называются свободными: карман - карман-чик, кармаш-ек, карман­щик, карман-н-ый, при-карман-и-ть. Часть корневых морфем не способна употребляться в со­ставе слова свободно, т.е. без аффиксов. Такие корни называются связанными.: -ня- (поднять, снять), об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, на-де-ть, раз-де-ть; слад-к-ий, слад-ость; ул-иц-а, пере-ул-ок; в-ключ-и-ть, вы-ключ-и-ть, от-ключ-и-ть. Правильно выделить такие корни можно только подбором однокоренных слов с другими приставками (часто противоположного значе­ния) или другими суффиксами.

Основы со свободными корнями называются свободными, основы со связанными корня ми связанными.

Корни могут быть омонимичными: нос-ить и но-совой, при-мир-ить иу-мир-ать, вод-ить и водичка.

В корнях слов может наблюдаться чередование, например:

г//ж//з: друг - дружить - друзья; к//ч//ц: клич - кликать - восклицать; ж//ж//жд: ходить - хожу - хождение; б//бл: любить - люблю; п//пл: попить - топлю; в//вл: ловить - ловлю; ф//фл: графить - графлю; м//мл:сломить - сломленный.

Аффиксы - некорневые морфемы по значению, функции в слове и по месту, занимаемому по отношению к корню, делятся на префиксы (приставки), суффиксы, унификсы, флексии (окон­чания), постфиксы и интерфиксы, аффиксоиды. Аффиксальные морфемы есть не в каждом слове, они придают дополнительное лексическое или только грамматическое значение слову, имеют фиксированное место в слове. Аффиксы всегда привязаны к корню и в свободном виде не употребляются.

Приставки (префиксы) - стоят перед корнем. Основная функция - словообразующая. Фор­мируют новую основу. Приставки чаще образуют новые глаголы: зайти, уйти, сойти, реже новые слова других частей речи: автор - соавтор, моральный - аморальный. В русском языке более 70 префиксов. Могут быть собственно русскими: над-, под- и заимствованными: транс-, анти-, архи-.

Суффиксы - морфемы, стоящие после корня. Обладают лексической и грамматической семантикой, т.е. выполняют словообразующую и формообразующую функцию. Словообразо­вательная функция связана с образованием новых слов, часто иной части речи: нежный -нежн-ость, стрелять - стрель-б-а, переходить - переход - г - □. Формообразующую функ­цию выполняют суффиксы при образовании совершенного или несовершенного вида глагола и его различных форм (причастия, деепричастия, инфинитива): забросить - забрасывать - заб­расывал - забрасывая - забрасывающий; при образовании сравнительной степени прилага­тельных и наречий, а также при образовании форм множественного числа некоторых суще­ствительных, смело - смелее, брат - брать/я.

Виды суффиксов

Суффиксы

Функция

Примеры

Словообразовательные (входят в основу)

служат для образования однокоренных слов

мастер - мастерица роса - росистый

Формообразующие (не входят в основу)

служат для образования грамматических форм слова

ждать бежали плывущий

Прошедшее время глагола

Л-, -г-.

писал, нёс, несла

Причастие (особая форма глагола)

Ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-(-ен-), -т-

бегущий, опоздавший, подписанный, умытый

Деепричастие (особая форма глагола)

А, -я, -в, -вши

обозначая, выступив, настроившись

Степени сравнения имен прилагательных и наречий

Ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-

добрее, короче, величайший, богатейший

Множественное число

-/-//-ей, -ес-

друзь/а, друзей □, небеса

Суффиксы не обязательно имеют материальное выражение. Ряд суффиксов обнаружива­ет свое присутствие только на уровне значения. В таких случаях принято говорить о нулевых суффиксах. Нулевые суффиксы также могут быть формообразующими и словообразующими. Формообразующий г имеет значение прошедшего времени, выделяется в составе парадиг­мы, где в других формах присутствует суффикс прошедшего времени -л-: сох-л-а, сох-л-о, сох-л-и, сохг □. Несла, несло, несли - несг □. Словообразовательный г выделяется в про­изводных словах, образованных от основ других частей речи, но не имеющих материальных следов этого перехода. Это слова типа: ходить - ходг □, переломать - переломи □, синий -синьг □, глухой - глушьг □, похвалить - похвали а. (Не путать: рабочий человек - рабочий (сущ.), теплым летом - летом (нар.)

Унификсы - особый вид аффиксов (сегментов), существующих в единичных словах. Уни­кальные аффиксы, т.е. такие аффиксы, которые встречаются только в одном слове языка (от уни -усеченная часть прилагательного уникальный и лат. fixus - "прикрепленный"). Например, дет-вор-а, почт-амт, жен-их, флот-или-я, ва-банк, люб-овь и др. Основной признак - отсутствие произво­димой модели, т.е. новые слова при помощи этих суффиксов или приставок не образуются. Слова с унификсами не создаются в речи, их надо знать. Обычно унификсы занимают позицию суффик­сов: бел-ес-ый, мач-ех-а, опер-етт-а, но могут стоять и в позиции приставки: кур-нос-ый, ра-дуг-а. Унификсальный характер морфа может утрачиваться, если с этим аффиксом начинают образовы­ваться новые слова (утрачивается уникальность модели): космо-дром, вело-дром, ракето-дром. Из унификса родился суффикс -иад(а), ср.: олимпиада, спартакиада, универсиада и др.

Окончания (флексии) занимают положение после корня или суффикса. Это конечная изме­няемая часть слова, выражающая его грамматическое значение: парта, парты, парте, парту, партой, парты и т. д. Выделяются окончания только в словоформе изменяемых слов: изменяе­мых существительных, прилагательных, местоимений, числительных, изменяемых форм глаго­лов. Нет окончаний у неизменяемых слов и словоформ: инфинитива (слушать, зажечь), деепри­частия (играя, решив), наречий (навзничь, легко), служебных слов (чтобы, вследствие), некото­рых неизменяемых существительных (кафе, колибри) и прилагательных (авиа, беж, красивее, сложнее), категория состояния (жаль, нельзя) и т. п. Обычно у слова имеется одна флексия. Ис­ключение составляют сложные имена числительные, падежные формы которых позволяют вы­делять 2 окончания: пятьюстами шестьюдесятью, о пятистах шестидесяти.

Постфиксы - значимая часть слова, находящаяся после формообразующих суффиксов или окончания: какой-то, дожидаться . В русском языке постфиксов немного: это глагольный слово­образовательный постфикс ся/сь: улыбаться, мыться и местоименные постфиксы -то, -ли­бо, нибудь: где-нибудь, кто-либо; словоизменительный глагольный постфикс -те, который об­разует формы глаголов повелительного наклонения множественного числа: читай - читай-те.

Интерфиксы - аффиксальные морфемы соединительного типа: голубоглазый, пылене­проницаемый, нефтедобывающий. В работах по словообразованию интерфиксы трактуются учеными по-разному. Во-первых, под интерфиксами понимают соединительные гласные, слу­жащие для образования новых слов, в таком случае интерфикс трактуется как морфема. Такие соединительные морфемы встречаются в сложных словах, обычно это интерфиксы -о-, -е-: паро­воз, кукловод, птицефабрика, но могут быть и другие: пят-и-борец, тр-ёх-этажный, дв-у-бор-тный. Во-вторых, под интерфиксом понимают также межморфемную прокладку, которая не имеет статуса морфемы. Это вставки между корнем и суффиксом, возникающие по морфоно-логическим причинам: пе-в-ец, жи-л-ец, шоссе-й-ный, кофе-й-ный.

Морфемы промежуточного типа - такие словообразовательные части слов, которые за­нимают промежуточное значение между корневыми и аффиксальными морфемами. Они аф-фиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. Например, -вод (оленевод, соба­ковод, птицевод и др.), -вед (языковед, краевед, искусствовед, книговед и др.), -мёт (бомбо­мет, водомет, миномет, гранатомет и др.), -рез (хлеборез, стеклорез, ледорез, водорез, тру­борез и др.), пол(у)- (полукруг, полуботинки, полусидеть, полулежать, полуголый, полудикий и др.). С корнями их сближает то, что они не утрачивают смысловых связей с однокоренными словами (-рез, водорез, резка, резать, обрезать, отрезать и т.д.). С аффиксами их сближает то, что каждый из них формирует продуктивный словообразовательный тип. Таким образом, аф-фиксоиды занимают промежуточное положение между корнем и аффиксами, поскольку содер­жат отчетливое ЛЗ и работают то как корни, то как приставки или как суффиксы: пол отцовско­го дома и полдома; не прошу ничего сверх и сверхъестественный; приехал на своем авто и авторучка.

Основа слова

Основа слова - особая комплексная единица (элемент структуры слова), состоящая из корня (у непроизводных слов), корня и аффиксов (у производных). Обычно это более крупная, чем аффикс, значимая комплексная единица. Существует два основных типа основы: основа слово­образования и основа формообразования.

Основа словообразования - это часть слова без словообразовательного аффикса и фор­мообразующих аффиксов. Например: пере-писа -ла образовано от слова писа -ть с помощью приставки пере- ; основа словообразования данного слова - писа -. Основа формообразования или основа словоформы - часть слова без формообразующего аффикса читатель - П. Чи-тай -ущ-ий, люб- и-те, высоч-а йш-ий, выш -е.

Таким образом, производное слово может иметь несколько типов основ, например, завола­кивалось: основа формообразования - заволакивал -сь ; основа формоизменения - заволаки- ва-сь; основа словообразования - заволакива -, т.к. заволакивалось образовано от слова завола­кивать с помощью постфикса -сь.

Основа словоформы - это конкретная линейная единица, вычленяемая в речевом потоке при сопоставлении одной формы слова с другой формой того же слова. Это общая часть слова в парадигме.

Основа (постоянная часть слова) содержит лексическое значение и грамматическое, если есть формообразующие (переменные) аффиксы.

Обычно для выделения основы именных частей речи достаточно двух форм. Однако надо помнить, что основы могут варьироваться (иметь фонематические варианты). У сущ. это 2 ва­рианта: трав -а и трав " -е, у прилагательных может быть 3 варианта: ясн- ый, ясн "- ее, ясен- □.

У глаголов выделяют 2 типа основ: основу настоящего времени: чита-т ь и читай -ут и основу инфинитива, которая чаще совпадает с основой прошедшего времени, но: ид -ут, ид­ти и ше-л. Может быть и 3 разновидности основ: би-ть, бей, бь]- ю.

Основы имен и глаголов существенно отличаются по своему строению. У глаголов в зави­симости от вариантов основ выделяют классы глаголов, т.к. варьирование основ носит регу­лярный характер.

Типы основ

1. Простые, содержащие только один корень, и сложные.

Долгожданный пароход прибыл в порт утром.

2. Прерывистые, содержащие постфикс, и непрерывные.

Расскаж ите, что случи лось с кем-нибудь из вас летом .

3. Супплетивные, имеющие разные материальные оболочки. Несмотря на возможные
варианты, морфемы, как правило, сохраняют материальную общность в пределах парадигмы.
Однако иногда основы словоформ отдельных слов сохраняют только лексическое значение, а
материальная общность их разрушается: отойт и, отош ел, отойду .

Супплетивными могут быть корни: плохой - хуже, хороший - лучше, я - меня, суффик­сы: волчонок - волчата.

4. Производные, содержащие, кроме корня, словообразовательные аффиксы, и непро-
изводные.

Производные содержат корень и словообразовательные аффиксы. Их значение мотивиро­ванно. Мотив-ировать (иметь, выдвигать мотив), бокс-ер (тот, кто занимается боксом). Непроизводные содержат только корень=основе: рисоват ь, образ .

5. Членимые, содержащие более одного морфа, и нечленимые.

Членимые - содержат более одного морфа. О-свобод-и-тель-П. Нечленимые содержат одну морфему. День-П. На первый взгляд, понятие членимые / нечленимые совпадает с понятием производные / непроизводные. Но это не так. Например, слово мечтать - непроизводное, но членимое (мечт-а, мечт-а-ть).

Таким образом, понятие членимости шире понятия производности. Членимость связана со степенью свободы корней, повторимостью аффиксов. Слова со свободными корнями и по­вторяющимися аффиксами членятся легче.

6. Свободные, содержащие свободный корень, и связанные, которые содержат корни,
не употребляемые без словообразовательных аффиксов.

Свободные основы - это основы, содержащие свободные корни: река, трава, синий, бе­леть. Связанные основы содержат корни, не способные употребляться самостоятельно, без других аффиксов: вой-на, вое-вать, ул-ица, пере-ул-ок, об-у-ть, раз-у-ть.

Связанные корни отличаются от свободных тем, что: 1) не могут употребляться без слово­образовательных морфем; 2) обязательно повторяются в ряде слов.

Морфемика. Определение морфемы. Типы морфем.

I. Словообразование – относительно новый самостоятельный раздел науки о языке.

Сведения по словообразованию появляются давно, но до XIX века оно не имело собственного объекта и сливалось либо с морфологией, либо с этимологией.

Как особый раздел языкознания стал складываться в 40–50-е годы ХХ века.

В 60–80-е годы наука о СО, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Термин «словообразование» в лингвистике используется в двух значениях: с одной стороны – это сам процесс образования новых слов и форм слов, с другой – раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке, а также законы, по которым одни слова мотивируются другими, способы образования слов и словообразовательные типы, которые активно участвуют в образовании новых слов.

Подобно лексикологии и фонетике объектом словообразования является слово. Вспомним, что в лексикологии слово рассматривается прежде всего со стороны его предметного содержания, а в фонетике – со стороны его звучания.

Словообразование же изучает слова, между которыми существует двойная связь – общность предметного содержания и фонетического оформления. Причём СО интересуют такие части слов, которые, являясь формально близкими, обладают одновременно и содержательной общностью.

Таким образом, основная единица СО меньше, чем слово, она представляет собой лишь часть слова, однако крупнее, чем звук. В отличие от звука основная единица СО обладает значением и не может быть разделена на более мелкие значимые единицы. Слово же, в отличие от составляющих его значимых единиц, обычно морфологически охарактеризовано и способно к самостоятельному употреблению.

Следовательно, СО тесно связано и с лексикологией, и с фонетикой, и с морфологией.

Выделяя в различных словах повторяющиеся (по форме и значению) части, СО отвечает на вопрос о том, как устроены слова в русском языке, из каких более мелких значимых частей они состоят.

Однако СО позволяет не только выделять более мелкие части из целого, оно устанавливает и те правила, по которым одно слово образовано от другого. А установив такие правила, позволяет не только определить, как устроены слова, но и показывает, каким образом можно образовать новые слова.

Следовательно, СО как особый раздел науки о языке включает две основные части – морфемику (учение о значимых частях слова – морфемах (гр. мorphe – форма), т. е. учение о строении, структуре слова) и собственно СО, изучающее словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

II. Изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики – учения о морфемах (минимальных, далее неделимых, значимых частях слова: корня, приставки, суффикса, окончания).

Все слова русского языка состоят из морфем: одни слова (метро, кафе, сегодня) состоят из одной корневой морфемы; другие из двух, трёх, четырёх морфем (рук-а, письм-о, красив-ее – из двух, на-пис-а-ть, про-беж-к-а – из четырёх) и т. д.

Каждая минимальная значимая часть слова имеет определённое значение. Например, слово перечитывать содержит четыре морфемы: корень -чит- несёт основное лексическое значение – обозначает определённое действие; приставка пере- обозначает повторность действия «ещё раз» (ср.: пере-писывать, пере-делать и т. п.); суффикс –ыва- имеет значение несов. вида (ср.: передел-ыва-ть, разбрас-ыва-ть и т. п.); -ть – показатель формы инфинитива.

Морфема реализует своё значение лишь в составе конкретного слова; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но даже её принадлежность к корням или аффиксам (ср.: истец, лучистый, таксист; иной, тополиный, льдина и т. п.).

Подобно другим единицам языка, морфема – это обобщённая единица, которая в конкретных словах представлена своими разновидностями – морфами. Морф так же соотносится с морфемой, как звук – с фонемой, словоформа – со словом. Например, в словах носить и ношу представлены два морфа одной и той же корневой морфемы нос-; в словах бросок, броска, бросочек – три морфа одной и той суффиксальной морфемы -ок.

При классификации морфем учитываются такие признаки, как позиция морфемы в слове, функция и значение морфемы, особенности её сочетаемости с другими видами морфем, характер формального выражения.

III. По позиции в слове противопоставляются два основных типа морфем: корневые, или знаменательные, и аффиксальные (от лат. аffixus – прикрепленный), или служебные. К корневым морфемам относятся корни слов, к аффиксальным – приставки, суффиксы и окончания. Аффиксы группируются в слове вокруг корня, образуя периферийные элементы слова.

Следовательно, аффикс – общий термин для всех морфем, присоединяемых к корню.

На следующем уровне классификации различаются конкретные типы корней и аффиксов.

Семантическим (смысловым) и структурным ядром слова является корень.

Корень – центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова; нет ни одного слова без корня.

В корне заключено основное значение слова, а аффиксы (суффиксы и приставки) лишь конкретизируют его значение. Так, в однокоренных (родственных) словах вода, водичка, водный, подводный, подводник, водяной, водянистый основное значение заключено в корне -вод-, а суффиксы -ичк-, -н-, -ник-, -ян-, -ист- и приставка под- лишь конкретизируют значение корня: суффикс –ичк- вносит в слово уменьшительно-ласкательное значение; -н- в словах водный, подводный указывает на отношение к месту (на воде или под водой); суффикс -ник вместе с приставкой под- в слове подводник обозначает профессию и т. п.

Но не всегда найти корень в слове бывает легко, так как он может видоизменяться. Связано это с тем, что в корнях происходят различные чередования. (Основные чередования гласных и согласных в корнях слов нужно знать и учитывать их при нахождении корня.) Например: Слова водить, вожу, вождение, водитель однокоренные, но корень в них имеет различный вид –вод-, -вож-, вожд-; в однокоренных словах растение, росли, поросль, выращенный корни раст-, рос-, росл-, ращ-; в словах жгу, жжёный, жёг корни жг-, жж-, жёг.



В современном русском языке выделяются свободные и связанные корни.

Свободные корни могут употребляться в сочетании со словообразовательными аффиксами (удочери-ть, перепева-ть, синеват-ый) и без них (дочь-, пе-ть, син-ий).

Связанные корниупотребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (прибавить, убавить; палец, беспалый; улица, переулок и т. п.).

В зависимости от того, какую функцию в слове выполняют служебные морфемы, различают:

1. Словообразующие аффиксы, образующие новые слова: город – город+ск(ой), при+город.

Эти аффиксы имеют определённое словообразовательное значение. Так, суффикс -ск- в прилагательном городской обозначает «относящийся к тому или свойственному тому, что названо производящим словом». Приставка при- в существительном пригород означает «близость к городу».

2. Формообразующие аффиксы, образующие различные грамматические формы одного и того же слова. Так, формы настоящего времени глагола образуются при помощи личных окончаний: бежать – бег-у, беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите, бег-ут.

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: а) аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью звуков или одним звуком (высок-ий, сестр-а, читал-а); б) нулевые аффиксы, материально не выраженные, т. е. те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков, звукосочетаний (высок-, сестёр-, читал-, пят-Ø-ый, прыгØ, нёсØ и т. п.). Нулевыми могут быть окончания и суффиксы.

Нулевой суффикс или окончание выделяется в словах, где есть такой компонент значения, который не имеет формального выражения, но в других словах с таким же компонентом значения он может выражаться с помощью суффикса или окончания.

В соответствии с особенностями сочетаемости различаются аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные.

Регулярность аффиксов связана с их повторяемостью, воспроизводимостью в ряде слов или словоформ; таковы, например, аффиксы -ость (скорость, ёмкость), -к- (пианистка, акробатка), -тель (писатель, учитель), при- (прилечь, прибавить), -в (написав, увидев) и др.

Нерегулярные аффиксы встречаются только в отдельных словах; такие аффиксы часто называют унификсами (му- в мусор: ср. сор; -адj- в попадья: ср. поп; су- в сумрак: ср. мрак; унок- в рисунок и др.).

Продуктивными называются те аффиксы, которые образуют новые слова и грамматические формы: диетик, лазерный, агитировать и т. п.

Непродуктивные аффиксы в современном русском языке не образуют новых слов. Так, при помощи суффикса -ей- в настоящее время не создаются новые существительные с обозначением лица типа грамотей, богатей. Непродуктивными являются некоторые окончания (дв+ух, тр+ёх, да+м, да+шь и т. п.), единичные приставки, суффиксы, выделяемые только в одном слове (ра+дуга, рис+унок, люб+овь, черни+л(а), бели+л(а) и т. п.).

Понятие продуктивности/непродуктивности и регулярности /нерегулярности не совпадают. Но, как правило, все нерегулярные словообразовательные аффиксы являются непродуктивными. Регулярные аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными. Так, регулярный суффикс -изн(а), выделяющийся в ряде слов (белизна, новизна и т. п.) в современном русском языке является непродуктивным, так как он не используется при образовании новых слов, а выделяется лишь в существующих словах. К регулярным, но непродуктивным аффиксам относятся также суффикс -ат в значении «лицо» в словах адресат, азиат, стипендиат или –ущ-, -ащ- в отглагольных прилагательных типа завидущий, загребущий, завалящий, работящий.

К числу аффиксов регулярных и одновременно продуктивных относятся, например, суффикс прилагательных -н- и глагольный префикс пере-, используемый при образовании огромного количества слов, включая и неологизмы: лифтный, подвозочный; перевербовать, перезаказать, перекантоваться и т. п.

Вопросы:

1. Что означает термин «словообразование»?

2. Что изучает морфемика?

3. Что такое морфема?

4. Какие типы морфем выделяются в современном русском языке?

5. Что называется корнем слова? Чем отличаются свободные корни от связанных?

6. Какие функции выполняют аффиксы?

7. Что такое приставка?

8. Что называется суффиксом?

9. Что такое постфикс?

10. Чем отличаются нулевые морфемы от материально выраженных?

11. Что такое интерфикс? Где они встречаются?

12. Какие аффиксы называются продуктивными и какие – непродуктивными?

13. Какие аффиксы относятся к регулярным, а какие – к нерегулярным?

Опорные слова и словосочетания: словообразование; морфемика; морфема; типы морфем: корневые и служебные, или аффиксальные; свободные и связанные корни; морфемы префиксальные, суффиксальные, постфиксальные; интерфикс; нулевые морфемы; аффиксы продуктивные и непродуктивные, регулярные и нерегулярные.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 2003.

2. Русская грамматика. М., 1991 т I, II.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2002.

4. Лекант П. А. Современный русский язык. М., 2003.

5. Современный русский язык в 3-х частях. Под редакцией Н.М. Шанского. М.,1981, 1988. Ч. 2.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

Морфемика: Морфема. Виды морфем. Основа и окончание.

Морфемикой называется совокупность морфем данного языка и раздел языкознания, в котором изучаются морфемы.

Внутри морфемики выделяют следующие разделы: 1) классификация морфем по месту в слове; 2) классификация морфем по типам значений; 3) учение о морфемах и их речевых представителях.

1) Классификация морфем по месту в слове.

Морфемы делятся на корневые и служебные . Последние называются родовым термином аффикс . К аффиксам относятся префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия, амбификс, трансфикс и др.

Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами. Служебные морфемы намного менее информативны, чем корень: ср. -изн- (белизна ) или -ить (белить ). Если мы знаем корень, то это гораздо больше, чем если нам известны все аффиксы.

Префикс (лат. prae ‘перед’, fixus ‘прикрепленный’) – часть слова перед корнем, которая имеет словообразовательное (делать – переделать ) или формообразующее значение (видовая пара делать сделать ). В русском языке, как и в североамериканском языке хайда – 70 префиксов.

Суффикс (лат. sub ‘под’) – часть слова, следующая сразу после корня и имеющая словообразовательное (чай – чайник ) или формообразующее значение (учить – учил ) значение.

Флексия (лат. fleхio ‘сгибание’) – изменяемая часть слова, как правило, выражающая словоизменительное значение и связывающая слова в синтаксическую конструкцию. Менее частотна словообразовательная функция флексии: математик – математика , раб – раба (женщина, подчиненная какой-либо страсти – раба любви ), синий – синь , выходить – выход . Окончание не теряет словоизменительного значения, если служит средством словообразования. В любом случае часть слова без окончания называется словоизменительной основой .



Внутренняя флексия – чередование гласных корня, выражающее словоизменительное, словообразовательное или грамматическое значение: англ. goose ‘гусь’ – geese ‘гуси’. Иногда такая морфема описывается как трансфикс (см. ниже). Понятие внутренней флексии возникло при описании немецких диалектов, где чередование гласных имеет широкое распространение. Например, германский корень со значением ‘ломать’ содержит все восемь возможных для немецкого языка огласовок: Bruch ‘перелом’, gebrochen ‘сломан’, brach ‘сломал’, bräche – ‘сломал бы ’, brechen ‘ломать’, brich ‘ломай’, brüchig ‘ломкий’, abbröckeln ‘отломить’. В русской лингвистике чаще употребляется термин чередование : соберу – собирать – собрать . Строго говоря, корень здесь -бр- , а не -бир- / -бер- , как принято говорить в школе.

Постфикс – часть слова после окончания: ся- , кто-нибудь , гдекорень к- , окончание -то (к-ого-нибудь , к-ому-нибудь ) и постфикс -нибудь .

Амбификс – морфема, которая без изменения значения может присоединяться к корню с любой стороны: англ. come-out и outcome ‘исход’.

Инфикс – морфема, вставляемая внутрь корня: тагальск. sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писать, написать’ – s-in-ulat ‘был написан’; лит. jutau ‘ощущал’ – juntu ‘ощущаю’; лат. vici ‘победил’ – vinco ‘побеждаю’.

Конфикс (лат. con – приставка со значением совместности), или циркумфикс (лат. circulus ‘круг’) – двух- или трехкомпонентная («разорванная») морфема, представляющая собой комбинацию префикса и суффикса (постфикса). Первая ее часть находится перед корнем, а вторая после него: нем. machen – gemacht , голл. maken – gemaakt (от переходного глагола – страдательное причастие: делать – сделанный ), wonen – gewond (от непереходного глагола – действительное причастие: жить – проживший ); венг. legnagyobb ‘самый большой’ – превосходная степень образуется циркумфиксом leg- -bb (корень слова nagy ‘большой’). Некоторые лингвисты не употребляют термин конфикс , описывая образование подобных форм как присоединение двух морфем. В русистике, например, данный способ словообразования называется префиксально-суффиксальным: за-речь-j-е , под-зем-ный .

Трансфикс (лат. trans ‘сквозь, через’) – разорванный инфикс, или внутрикорневой конфикс. Трансфикс, представляя собой гласные звуки, проходит через корневую морфему. При этом он разрывает корень, а корень – его. Встречается несколько вариантов трансфиксации. Гласные окружают центральный корневой согласный: араб. katib ‘пишущий, писец’, kitab ‘письмо, книга’. Другой вариант – гласные окружают два первых согласных: араб. qtl ‘убивать’ – uqtul ‘убей’, iqtal ‘заставляющий убивать’; ср. qatala ‘oн убил’, qutila ‘он был убит’, qutilu ‘они были убиты’, uqtul ‘убей’, qatil ‘убивающий’, iqtal ‘заставляющий убивать’.

2) Классификация морфем по типам значений.

Морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные. Словоизменительные морфемы иногда называют лексическими , что создает двусмысленность. Можно подумать, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно. Лексическое значение выражается всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только корнем.

3) Учение о морфемах и их речевых представителях – морфах. Морфема – абстрактный языковой инвариант. Он реализуется конкретными (материальными) речевыми вариантами – морфами . Морфема -друг - может быть представлена следующими морфами: [друг] (друга ), [друк] (друг ), [друш] (подружка ), [друз, ] (друзья ), [друж](дружить ).

С одной стороны, морфемы могут быть омоничными: пропол-к-а – опредмеченное действие; студент-к-а – показатель женского рода. С другой стороны, между морфами одной морфемы может отсутствовать всякое фонетическое сходство: сказ-к -а >сказ-оч -к-а.