Если после прощения не становится легче: искусство прощать без обид. Искусство просить прощения

Искусство прощать

Если вы на кого-то обижены, если хотите кому-то за что-то отомстить – в следующей жизни вы встретитесь с ним, чтобы вернуть ту эмоцию, которую что вы ему хотите вернуть.

В связи с этим отличительной чертой всех святых является способность прощать, основанная на глубоком понимании ими тонких законов природы. Они владеют искусством прощения не потому, что не хотят здесь снова рождаться, а потому, что за каждым «обидчиком» видят руку Всевышнего, который хочет им что-то сказать через эти ситуации.

Возвышенные личности требовательны к себе и снисходительны к другим. Падшие личности, наоборот, требовательны только к другим, а к себе снисходительны. Чем более человек эгоистичен, тем больше он требует от других. Святые же, наоборот, требовательны только к себе, а от других они ничего для себя не желают, поэтому обидеть их невозможно.

Обида возникает из неудовлетворенных материальных желаний, от желания славы, почета, восхвалений в свой адрес. У святых нет корыстных желаний, их желания связаны только лишь с Богом, который – везде. И поэтому их невозможно обидеть – к несовершенствам других они относятся как взрослые к глупым детским ошибкам и не принимают их на свой счет.

Обижается только тот, кто несчастлив. Счастье святых – единение с Богом, и они заботятся только о том, чтобы быть с Ним едиными всегда – чувствами, мыслями, делом, словами. Внешние обстоятельства не могут им в этом помешать.

Если же кто-то действительно доставит святому внутреннее беспокойство, для него это будет значить лишь только одно – он вышел из состояния внутреннего единения с Богом и захотел чего-то из внешнего мира. Человек становится подверженным материальным страданиям только вследствие эгоистичных желаний. Своему обидчику святой просто поклонится как учителю, который указал ему на его недостаток, поблагодарит его как помощника Бога в его обучении, но никогда не обидится, потому что все во Вселенной происходит по воле Всевышнего, который через различные обстоятельства-уроки нас ведет к совершенству.

Те, кто сопротивляется этим урокам, проявляют упрямство – страдают. Те, кто их принимает смиренно и понимает правильно – те счастливы. Разве можно обидеться на урок, на задачу, на того, кто является частью задачи? Конечно, нет!

Обижаться и обижать – это разные вещи. Если у человека есть эгоизм, он обидится на пустом месте – просто потому, что он несчастлив. В том, что мы обижаемся – виноваты всегда только мы сами, другие же только лишь задевают и проявляют наш эгоизм. Обида – это наша реакция на происходящие с нами события. Но эта реакция – неизбежное следствие наших материальных стремлений.

Если все стремления человека находятся только в духовной сфере, если он развил в себе высший духовный вкус жизни, если он счастлив всегда и в нем нет даже тени эгоизма – он никогда не обидится, даже если кто-то намеренно захочет его обидеть (впрочем, такие люди, как правило, и не притягивают к себе подобных ситуаций).

Связь «обида – обидчик», страдания есть только в материальном сознании. Но святые – те, кто смотрит на мир с духовных позиций, разрывают эту связь. Они могут испытывать боль, которую причиняют их телу, но в сознании они от этого не обижаются, не страдают, как все остальные. Наоборот – вместо страданий они сострадают другим – тем, кто причиняет другим беспокойства, потому что они знают:

1) Природа им эти беспокойства вернет.

2) Они делают это лишь потому, что несчастны.

Счастливые люди хотят сделать всех других счастливыми; несчастные люди хотят сделать всех других несчастными.

Зная это, святые – те, кому уже не суждено снова родиться в этом мире, – сострадают другим и в ответ на попытки обидеть дарят им любовь, тепло сердца… А иначе, не соприкоснувшись с прощением, с божественной чистой любовью, как они смогут вырваться из своих ложных материальных представлений о жизни?… «Тот, кто видит все связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всем, никогда не испытывает ненависти к кому-либо или к чему-либо». Шри Ишопанишад.

Из книги Я привлекаю деньги автора Правдина Наталия Борисовна

Глава 5 УЧИТЕСЬ ПРОЩАТЬ Проси прощения за того, кто тебя обидел. Проси прощения, что сам обиделся. Проси прощения, что сам обидел кого-то. Проси прощения, что кто-то обиделся на тебя. «Золотое правило» Порфирия Иванова Казалось бы, какое отношение прощение имеет к богатстйу?

Из книги Ключ к теософии автора Блаватская Елена Петровна

Есть ли у Бога право прощать? Теософ. На доктрину искупления – на ту опасную догму, в которую вы верите и которая учит, что, как бы ни были велики наши преступления перед законом божьим и человеческим, мы должны лишь верить в самопожертвование Иисуса для спасения

Из книги Беседы с учениками автора Гурджиев Георгий Иванович

ТВОРЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - СУБЪЕКТИВНОЕ ИСКУССТВО Нью-Йорк, 2 марта 1924 г. ВОПРОС: Необходимо ли изучать математические ос новы искусства, или возможно создавать произведения искусства без такого изучения? ОТВЕТ: Без такого изучения возможно ожидать только случайные

Из книги Диалог с читателями автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Заговоры карельской целительницы и настрои Андрея Левшинова автора Левшинов Андрей

Чтобы развить доброту, великодушие, умение прощать Я по сути своей добрый человек. Я рожден добрым, великодушным. Мне очень просто проявлять доброту. Я добр к себе. Я легко прощаю свои ошибки, промахи, недочеты. Я с одобрением и пониманием отношусь к себе. Теперь я терпимо

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

Искусство База 1. Когда человек исчерпывает меру непосредственных восприятий, то применяет искусственные методы воздействия на анализаторы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, пространственных видоизменений тела.Культивированные методы искусственного

Из книги Лууле Виилма. Душа лечит тело: Последний семинар мастера, воссозданный учениками автора Куликов Сергей

Как научиться прощать Несомненно, прощение – серьёзный и нелегкий труд.Поэтому человеку, прежде всего, необходимо поверить в свои силы, в саму возможность сделать это. Есть много людей, которые никогда не пытались и не хотят пытаться научиться прощать.И человек не

Из книги Главная книга о любви автора Виилма Лууле

Учись прощать, или как освободиться от болезней и жизненных

Из книги Большая книга привлечения денег автора Правдина Наталия Борисовна

Из книги Наши скрытые возможности, или Как преуспеть в жизни автора Виилма Лууле

Учитесь правильно прощать Многие из тех, кто стал заниматься прощением, почувствовали целительные свойства прощения и посчитали, что нашли средство, позволяющее избавиться от всех проблем. В итоге первый лечебный эффект оказался и последним. Если болезнь и отступала, на

Из книги Тайна наговоров и настроев сестры Стефании. Потаенные слова света и слова силы автора Стефания Сестра

Чтобы научиться прощать Я хороший человек. Я всем хочу только добра. Мои намерения чисты и прекрасны. Мои ошибки непреднамеренны, и потому я легко прощаю себя. Я отпускаю от себя любые суждения в свой адрес. Я – часть Вселенной, а суть Вселенной – любовь. Любовь сверхценна,

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Из книги Самовоспоминание автора Бертон Роберт Эрл

Искусство Наша специальность – самовоспоминание. Ничто не может сравниться с ним, даже искусство.Очень хороший художник может иметь развитое контролируемое внимание во всех четырех центрах и не владеть при этом искусством самовоспоминания. Разделенное внимание – это

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

50. Учитесь забывать и прощать Если человек сделал вам что-то плохое, вам хочется отомстить и сделать что-то плохое ему. Но духовные учения призывают нас отказываться от мести. Вы должны прощать грехи других людей. Сказано: «Месть – это игра, в которой все погибают, но игра

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Из книги 30 шагов к богатству автора Правдина Наталия Борисовна

Хотели бы Вы облегчённо вздохнуть, освободившись от тяжести обид? Очень важно уметь прощать и отпускать прошлое. Древние говорили: Обиды записывайте на песке, а радости высекайте на граните. Простить - это значит освободить пленника и понять, что этим пленником были Вы. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что обиды действительно мешают Вам. Именно из них состоит прочная стальная решётка, которая ограждает Вас от приятных эмоций, впечатлений и удовольствий. Просто подумайте о том, что каждая минутка, которую Вы тратите на смакование своих обидных воспоминаний, могла бы подарить Вам улыбку, объятия любимого человека или яркую эмоцию. Не говоря уже о часах, днях и даже месяцах, которые Вы попросту разбазариваете! Будьте готовы к тому, что процедура прощания с обидами - не из самых приятных, но результат того стоит. Когда Вам кажется, что простить нельзя, вспомните, сколько прощено Вам...Для начала подумайте о том, что каждый человек, нанёсший Вам обиду – это, прежде всего, Ваш Учитель. Именно благодаря ему сейчас Вы учитесь великому искусству прощения! Допустите саму мысль, что сможете простить своих обидчиков, а затем, когда это перестанет казаться Вам таким уж невероятным, напишите их имена на чистом листе бумаги. В самом начале списка разместите тех, кто злил и обижал Вас больше всего. Можете даже несколько раз обвести их имена, выделив жирными буквами (на них уйдёт больше времени). Теперь выбираем первого «кандидата» и приступаем к самому действу! Техника «Диалог с обидчиком» Убедитесь в том, что никто не станет дёргать и отвлекать Вас (по крайней мере, в ближайшие 15-20 минут). Лучше всего, если Вы отключите телефон и на какое-то время закроете окошко любимой социальной сети. Выберите позу, в которой удобно находиться, выровняйте дыхание и расслабьтесь. Всё, что Вам сейчас нужно – Ваше воображение. Представьте, что Вы сидите в комфортной и умиротворяющей обстановке. Вы можете выбрать какую угодно: роскошный дворец, уютный кабинет или просторный зал с колоннами. Вы сидите, расслабленно, положив руки на подлокотники мягкого кресла и откинувшись на его удобную спинку. Вы разрешаете войти в помещение Гостю, которого пригласили сюда специально. Это Ваш Обидчик. Но сейчас он - ребёнок, а не взрослый. Ему от силы 3 или 4 года, и он очень напуган. Он стоит перед Вами и признаётся в том, что сильно сожалеет. Он говорит Вам: «Пожалуйста, прости меня за то, что я сделал. Всё это было ужасной ошибкой. Теперь я понимаю это и искренне прошу у тебя прощения». Если Вы чувствуете, что внутри накопился целый ком обиды на этого человека, выскажите ему всё. Расскажите, какую боль он принёс Вам своими словами или поступками. Выплесните всё, что так долго хотели сказать ему в лицо. А теперь выдохните, улыбнитесь и скажите: «Я прощаю тебя и прошу прощения за свою злость». Если чувствуете в себе силы – обнимите этого человека. Если нет – просто попрощайтесь и пожелайте удачи. Теперь он больше не Обидчик, а Вы - великодушный и гармоничный человек, который сумел простить. Скажите себе, что больше не позволите нарушить свой внутренний покой. Простите себя за слабость и уходите из помещения - впереди Вас ждёт день, который Вы впервые проведёте без обиды! Техника «Три письма обидчику» Этот способ подойдёт Вам, если Вы не слишком сильны в играх с воображением, и Вам сложно сосредоточиться на образах. А может, обида была настолько сильна, что одной техники для прощения оказалось недостаточно. Итак, на то, чтобы пройти весь путь прощения до конца, Вам понадобиться всего лишь 3 дня, но начать нужно прямо сейчас. Возьмите лист бумаги, ручку и напишите своё первое, наполненное болью и гневом, письмо Обидчику. Не стесняйтесь в выражениях и формулировках - говорите всё как на духу, пусть он узнает, как тяжело Вам пришлось! Завершите письмо, когда почувствуете, что рассказали всё о своей обиде, и отложите его. На следующий день (не откладывайте на потом!) принимайтесь за второе письмо тому же человеку. Рассказывайте ему о той же самой обиде. Пишите обо всём негативном, что ещё осталось в Вашей душе из-за этой обиды. Через несколько минут Вы обратите внимание, что, в принципе, всё высказали Обидчику ещё вчера, а сегодня уже смотрите на ситуацию немного иначе. Попытайтесь проявить сочувствие к человеку, который допустил ошибку, обидев Вас когда-то. Быть может, в тот момент он действительно не понимал, что поступает неправильно, а теперь, когда Вы рассказали ему о своих чувствах, он раскаивается? Завершите письмо и положите его рядом с первым, полным гнева и злости. Напишите последнее письмо Обидчику на третий день. Скажите ему, что прощаете. Расскажите, что готовы навсегда забыть о глупом недоразумении и желаете ему никогда больше не ошибаться и не поступать неправильно по отношению к другим людям. Напишите, что теперь Вам стало легко дышать, а обида больше не нарушит Ваш покой, что Вы благодарны ему за урок. Теперь возьмите все 3 письма и сожгите их все разом. Свято место, как говорится, пусто не бывает! Уничтожив внутри себя негативные эмоции, давайте заполним их место позитивом. Устройте себе праздник по поводу излечения от обиды. Включите любимую музыку, приготовьте что-нибудь вкусненькое и заместите обиду положительными эмоциями. С большими обидами можно проделать это упражнение несколько раз. Конечно, не все обиды сразу забудутся. Да и не все их стоит забывать. Есть такие обиды, которые пополняют наш жизненный опыт, помогают в дальнейшем вести себя по-другому с людьми. Но самое главное, от чего надо избавиться - это эмоциональная часть обиды, та ее часть, которая заставляет нас страдать. Когда вы сможете посмотреть на ситуацию, которая вас обидела как сторонний наблюдатель, оценить ее без эмоций, тогда ваша обида станет лишь частью жизненного опыта, а не тяжелой ношей, мешающей вам жить. В дальнейшем, дабы больше не обижаться, постарайтесь в общении с людьми понять, действительно ли они желают вам зла? Может быть они просто не знают, что тема, которую они затронули, болезненна для вас или их действия неприятны вам. Если это так, то можно им напрямую сказать об этом, а не таить недовольство внутри. А людям, действительно желающим вас обидеть, пожелать про себя добра и благополучия. Отсутствие у вас обиды, вызовет у них негодование и желания обижать вас больше не возникнет. Поэтому, как бы ни трудно это было, все же стоит прощать своих обидчиков и жить со свободной душой дальше. Со временем негативные переживания отступят, и вы сможете уже совсем по-другому реагировать на прошлые спорные ситуации. Учитесь прощать, старайтесь жить любя со всей возможной силой, поменьше времени уделяйте совсем нестоящим причинам, которые могут вас поссорить. Жизнь слишком коротка и непредсказуема, чтобы тратить ее на обиды. Наслаждайтесь общением друг с другом и будьте счастливы. Распрощайтесь с обидой! Ведь, как говорил мудрый Лао-Цзы: «Когда вы поймете, что вам не на что жаловаться, вам будет принадлежать весь мир».

Х отели бы Вы облегчённо вздохнуть , освободившись от тяжести обид? Очень важно уметь прощать и отпускать прошлое. Древние говорили: Обиды записывайте на песке, а радости высекайте на граните.
Простить - это значит освободить пленника и понять, что этим пленником были Вы.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что обиды действительно мешают Вам. Именно из них состоит прочная стальная решётка, которая ограждает Вас от приятных эмоций, впечатлений и удовольствий. Просто подумайте о том, что каждая минутка, которую Вы тратите на смакование своих обидных воспоминаний, могла бы подарить Вам улыбку, объятия любимого человека или яркую эмоцию. Не говоря уже о часах, днях и даже месяцах, которые Вы попросту разбазариваете!
Будьте готовы к тому, что процедура прощания с обидами - не из самых приятных, но результат того стоит.
Когда Вам кажется, что простить нельзя, вспомните, сколько прощено Вам...

Для начала подумайте о том, что каждый человек, нанёсший Вам обиду – это, прежде всего, Ваш Учитель. Именно благодаря ему сейчас Вы учитесь великому искусству прощения! Допустите саму мысль, что сможете простить своих обидчиков, а затем, когда это перестанет казаться Вам таким уж невероятным, напишите их имена на чистом листе бумаги. В самом начале списка разместите тех, кто злил и обижал Вас больше всего. Можете даже несколько раз обвести их имена, выделив жирными буквами (на них уйдёт больше времени). Теперь выбираем первого «кандидата» и приступаем к самому действу!

Техника «Диалог с обидчиком»
Убедитесь в том, что никто не станет дёргать и отвлекать Вас (по крайней мере, в ближайшие 15-20 минут). Лучше всего, если Вы отключите телефон и на какое-то время закроете окошко любимой социальной сети. Выберите позу, в которой удобно находиться, выровняйте дыхание и расслабьтесь. Всё, что Вам сейчас нужно – Ваше воображение.
Представьте, что Вы сидите в комфортной и умиротворяющей обстановке. Вы можете выбрать какую угодно: роскошный дворец, уютный кабинет или просторный зал с колоннами. Вы сидите, расслабленно, положив руки на подлокотники мягкого кресла и откинувшись на его удобную спинку. Вы разрешаете войти в помещение Гостю, которого пригласили сюда специально. Это Ваш Обидчик. Но сейчас он - ребёнок, а не взрослый. Ему от силы 3 или 4 года, и он очень напуган. Он стоит перед Вами и признаётся в том, что сильно сожалеет. Он говорит Вам: «Пожалуйста, прости меня за то, что я сделал. Всё это было ужасной ошибкой. Теперь я понимаю это и искренне прошу у тебя прощения».
Если Вы чувствуете, что внутри накопился целый ком обиды на этого человека, выскажите ему всё. Расскажите, какую боль он принёс Вам своими словами или поступками. Выплесните всё, что так долго хотели сказать ему в лицо. А теперь выдохните, улыбнитесь и скажите: «Я прощаю тебя и прошу прощения за свою злость». Если чувствуете в себе силы – обнимите этого человека. Если нет – просто попрощайтесь и пожелайте удачи.
Теперь он больше не Обидчик, а Вы - великодушный и гармоничный человек, который сумел простить. Скажите себе, что больше не позволите нарушить свой внутренний покой. Простите себя за слабость и уходите из помещения - впереди Вас ждёт день, который Вы впервые проведёте без обиды!

Техника «Три письма обидчику»
Этот способ подойдёт Вам, если Вы не слишком сильны в играх с воображением, и Вам сложно сосредоточиться на образах. А может, обида была настолько сильна, что одной техники для прощения оказалось недостаточно.
Итак, на то, чтобы пройти весь путь прощения до конца, Вам понадобиться всего лишь 3 дня, но начать нужно прямо сейчас. Возьмите лист бумаги, ручку и напишите своё первое, наполненное болью и гневом, письмо Обидчику. Не стесняйтесь в выражениях и формулировках - говорите всё как на духу, пусть он узнает, как тяжело Вам пришлось! Завершите письмо, когда почувствуете, что рассказали всё о своей обиде, и отложите его.
На следующий день (не откладывайте на потом!) принимайтесь за второе письмо тому же человеку. Рассказывайте ему о той же самой обиде. Пишите обо всём негативном, что ещё осталось в Вашей душе из-за этой обиды. Через несколько минут Вы обратите внимание, что, в принципе, всё высказали Обидчику ещё вчера, а сегодня уже смотрите на ситуацию немного иначе. Попытайтесь проявить сочувствие к человеку, который допустил ошибку, обидев Вас когда-то. Быть может, в тот момент он действительно не понимал, что поступает неправильно, а теперь, когда Вы рассказали ему о своих чувствах, он раскаивается? Завершите письмо и положите его рядом с первым, полным гнева и злости.
Напишите последнее письмо Обидчику на третий день. Скажите ему, что прощаете. Расскажите, что готовы навсегда забыть о глупом недоразумении и желаете ему никогда больше не ошибаться и не поступать неправильно по отношению к другим людям. Напишите, что теперь Вам стало легко дышать, а обида больше не нарушит Ваш покой, что Вы благодарны ему за урок. Теперь возьмите все 3 письма и сожгите их все разом.
Свято место, как говорится, пусто не бывает! Уничтожив внутри себя негативные эмоции, давайте заполним их место позитивом. Устройте себе праздник по поводу излечения от обиды. Включите любимую музыку, приготовьте что-нибудь вкусненькое и заместите обиду положительными эмоциями. С большими обидами можно проделать это упражнение несколько раз.
Конечно, не все обиды сразу забудутся. Да и не все их стоит забывать. Есть такие обиды, которые пополняют наш жизненный опыт, помогают в дальнейшем вести себя по-другому с людьми. Но самое главное, от чего надо избавиться - это эмоциональная часть обиды, та ее часть, которая заставляет нас страдать. Когда вы сможете посмотреть на ситуацию, которая вас обидела как сторонний наблюдатель, оценить ее без эмоций, тогда ваша обида станет лишь частью жизненного опыта, а не тяжелой ношей, мешающей вам жить.
В дальнейшем, дабы больше не обижаться, постарайтесь в общении с людьми понять, действительно ли они желают вам зла? Может быть они просто не знают, что тема, которую они затронули, болезненна для вас или их действия неприятны вам. Если это так, то можно им напрямую сказать об этом, а не таить недовольство внутри. А людям, действительно желающим вас обидеть, пожелать про себя добра и благополучия. Отсутствие у вас обиды, вызовет у них негодование и желания обижать вас больше не возникнет.
Поэтому, как бы ни трудно это было, все же стоит прощать своих обидчиков и жить со свободной душой дальше. Со временем негативные переживания отступят, и вы сможете уже совсем по-другому реагировать на прошлые спорные ситуации. Учитесь прощать, старайтесь жить любя со всей возможной силой, поменьше времени уделяйте совсем нестоящим причинам, которые могут вас поссорить. Жизнь слишком коротка и непредсказуема, чтобы тратить ее на обиды. Наслаждайтесь общением друг с другом и будьте счастливы.

Распрощайтесь с обидой! Ведь, как говорил мудрый Лао-Цзы: «Когда вы поймете, что вам не на что жаловаться, вам будет принадлежать весь мир».

Прощение – это процесс обретения внутренней свободы и освобождение от прошлых обид и чувства вины. Искусством прощения должен обладать любой человек, тем не менее, для многих это бывает мучительно сложно.

Длительное ношение в себе обид очень отрицательно сказывается на психическом состоянии человека. Он становится ранимым, подавленным или замкнутым, а в некоторых случаях, наоборот, агрессивным и вспыльчивым.

Кроме негативного психоэмоционального влияния, обиды сильно воздействуют на физиологические функции тела человека. По многочисленным наблюдениям врачей, психологов и других специалистов, обида (особенно загнанная глубоко внутрь) способна вызывать нарушения во всех органах и тканях. Причем характер локализации возникающих из-за обиды заболеваний будет зависеть от тяжести и характера обиды, а также длительности переживаний.

Большой нагрузке подвергаются нервная и эндокринная системы, что впоследствии сказывается на гармоничной работе всего организма.

Почему человек обижается? Потому что его представления о жизни не оправдываются. Он не желает соглашаться с травмирующей его ситуацией и не понимает, почему эта ситуация возникает.

В первую очередь, обижающийся человек хочет изменить отношение к себе, добиться уважения, признания и справедливости. Любой из нас имеет свое видение мира и воспринимает его особым образом. Получается, что абсолютно каждый человек формирует свои идеалы, свои представления о воспитании детей, взаимоотношениях между людьми и жизни в целом. Когда он встречается с человеком с другими идеалами, может появиться непонимание, перерастающее сначала в конфликт, а затем в обиду.

Про это губительное чувство очень хорошо написано в книгах В. Синельникова, Л. Хей, С. Лазарева и других замечательных людей, на собственном опыте столкнувшихся с негативным воздействием обиды на здоровье человека.

Человек, постоянно носящий в себе обиду, просто не может быть полностью свободным. Тяготящие его чувства буквально проникают во все сферы жизни, мешая личной реализации и вызывая негативные эмоции. Постоянно прокручивая в голове обидную и травмирующую ситуацию, человек вновь и вновь заставляет себя переживать горечь обиды. Тем самым он ставит себя в роль жертвы, а своего обидчика в роль палача. Подобное поведение сильно подрывает общую энергетику, ведь приходится постоянно жалеть себя и сетовать на несправедливость жизни. Часто «жертва», в мыслях или на словах, посылает в адрес обидчика негативные и разрушающие энергии. Это неблагоприятно для обоих, но больший вред сам себе наносит именно обижающийся человек.

Люди испокон века боролись с проявлением обиды. Обиду можно рассмотреть как глубоко подавленный гнев. Поэтому очень важно научиться давать выход эмоциям, ни в коем случае не загоняя их глубоко в себя. Например, если вы не согласны с чем-то, лучше всего тактично высказать свою точку зрения (при этом помня, что каждый имеет личное право выбора, пусть даже его выбор не совпадает с вашим). Иногда накал страстей достигает такого уровня, что словами высказать свои эмоции становится трудно. Особенно сложно их контролировать, если до этого вы привыкли их подавлять и скрывать.

В этом случае, некоторые начинают бить посуду, орать и крушить все в доме, но лучше пустить эту вырывающуюся энергию в созидательное русло.

Многим помогает поход в тренажерный зал, особенно в секции единоборств, где можно с большой эффективностью дать выход отрицательным эмоциям, не нанося вред себе и окружающим. Некоторые специалисты советуют занять себя физическим трудом: пылесосить, мыть пол, колоть дрова и т.д. Другие эффективные методики сводятся в применении специальных дыхательных упражнений, физических нагрузок и другой деятельности, основная цель которых – дать выход переполняющим и негативным эмоциям.

Нельзя позволять гневу накапливаться, превращаясь в стойкие и разрушающие здоровье обиды.

Как понять, обижаетесь ли вы на кого-нибудь? Если человек вам неприятен, вызывает у вас агрессию, безразличие или ненависть, то, скорее всего, вы все еще удерживаете на него обиду.

Некоторым людям очень сложно простить того, кто однажды нанес тяжелую душевную или физическую травму. Особенно, если это очень близкий человек. Как правило, обиду нужно искать в тех ситуациях прошлого, к которым вам не очень хочется возвращаться.

Как поступать в таких случаях? Разные специалисты предлагают множество эффективных и простых методик, которые помогут вам расстаться с грузом прошлого. Большинство из них сводится к следующим действиям:

Для начала нужно найти в себе силы и желание, чтобы вернуться к травмирующей вас ситуации и обидчику. Поэтому стоит выделить на себя время, когда бы вам никто не мешал. Отключить домашний и сотовый телефон и остаться наедине с собой. Можно работать с листом бумаги, записывая ключевые мысли и вспоминающиеся моменты. Некоторые предпочитают выполнить серию глубоких выдохов и вдохов для наиболее полного расслабления тела.

Попытаться воспроизвести ситуацию заново, но посмотреть на нее другими глазами. Для этого мысленно переносимся в прошлое и вспоминаем основную причину обиды.

Затем необходимо понять, почему произошла данная ситуация, чему она должна была вас научить и какой положительный урок вы могли бы из нее извлечь. Можно подумать об обидевшем вас человеке. Что происходило в тот момент в его душе? Какое у него было детство и воспитание, почему он себя повел таким образом? Что он хотел вам доказать?

Нужно мысленно поблагодарить человека за сложившуюся ситуацию и за тот урок, который вы могли бы извлечь из нее. Это очень важно, выразить человеку благодарность и простить его. А еще лучше, пожелать ему всех благ и крепкого здоровья.

Порой, для того чтобы простить, нужно несколько раз обратиться к одной и той же ситуации. Иногда подобные практики заканчиваются слезами. Это говорит об эффективности проведенных занятий. Слезы способны наилучшим образом очистить душу от накопленных обид и снять агрессию.

Не менее важным в процессе прощения является освобождение от чувства вины и обид на самих себя. Особенно это важно сделать тем, кого в детстве растили в чрезмерной строгости и повышенной критике. Вырастая, люди становятся критичны не только к окружающим, но и к самим себе. Самокритика приводит к появлению чувства неполноценности и вины. Часто такие люди очень требовательны и не способны прощать малейших ошибок.

Прощение самого себя очень важно, потому что на этом строится собственное достоинство, уважение, любовь и принятие. Поэтому нужно простить себе все свои кажущиеся «неудачи», проступки и ошибки. Если они произошли в жизни, значит, так должно было случиться. Все это осталось в прошлом и не должно иметь влияния на ваше настоящее.

Специалист по Фен-Шуй и позитивному мышлению, Наталия Правдина, предлагает проводить медитацию прощения, созывая на нее всех тех, кто когда-то хоть чем-то обидел вас. Нужно мысленно подзывать к себе человека, желать ему всех жизненных благ и отпускать его с миром и любовью. Стоит обратить внимание, что во время медитации кто-то из обидчиков будет уходить с легкостью, а кто-то очень тяжело. Если человек уходит тяжело, значит, вы его не до конца простили и нужно поработать с ним еще.

Подобные практики можно проводить под спокойную медитативную музыку, в полном уединении и гармонии самим с собой.

Освобождение от обид не только благотворно сказывается на здоровье, при этом огромное облегчение испытывает душа человека. Отпуская свои былые обиды, вы снимаете с себя тяжелейший груз тягостных воспоминаний и болезненных переживаний.

Огромное внимание избавлению от обид уделяется в различных мировых религиях. Так, в христианстве есть особый день в году, когда людям дается возможность вспомнить свои неблаговидные поступки и попросить за них прощения. Этот день называется Прощенное воскресенье. Все это еще раз показывает, насколько большое значение имеет способность человека простить и извиниться за содеянное.

Ту часть своей энергии, которую вы раньше направляли на обидевшего вас человека, вы теперь сможете направлять на улучшение своего самочувствия, посвятить эти силы творческой реализации или своей профессии.

Отпуская обиды, мы не только растем духовно, так как избавляемся от одного из смертных грехов – гордыни, но и повышаем свою самооценку, учимся бесконфликтному общению с окружающими нас людьми.

Процесс прощения. Единственное описание процесса про­щения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии про­движения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в процесс прощения на любой из них, и необязательно проходить их все. Можно также повторить некото­рые стадии неоднократно.

Стадии процесса прощения.

Фаза открытия:

1. Осмысление психологической защиты, признаков фак­та, что обида имеет место.

2. Признание наличия гнева с целью избавления от него.

3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.

4. Осознание затраты эмоциональной энергии на пережи­вание обиды.

5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репе­тицию» обиды (постоянные мысли о ней).

6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обид­чиком.

7. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

Фаза принятия решения:

1. Изменение восприятия и новое понимание того, что пре­жние стратегии избавления от обиды не работают.

2. Готовность рассматривать прощение как предпочтитель­ный выбор.

3. Готовность простить обидчика.

Фаза действий:

1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуа­цию в целом с помощью промеривания на себя различ­ных ролей («влезть в шкуру обидчика»).

2. Эмпатия по отношению к обидчику.

3. Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.

4. «Поглощение» боли.

Фаза результата:

1. Нахождение личностного смысла для себя и других в про­щении.

2. Понимание собственной потребности в прощении со сто­роны других и в прошлом.

3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.

4. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь.

5. Осознание уменьшения негативных чувств и роста пози­тивных чувств в отношении обидчика.

При кратком рассмотрении этого процесса расчет идет на то, что индивид в первой фазе должен проявлять открытость, так как его задача - быть честным перед собой. Главная задача обиженного - сознавать, что он обиделся и что есть послед­ствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологичес­кие защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользо­вался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выхо­дит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Также происхо­дит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации.

Переживание - это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпенди­кулярная линии реализации жизни. Пережить - значит перенес­ти какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия*. Например, мужчине, от которого ушла жена и образовала новую семью, больно представлять себе, как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восстано­вительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4-я стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить ею жизнь в отрицательную сторону. Все это осоз­нание приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.


* Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

На фазе действия происходит пересмотр индивидом своих взглядов и стремлений к пониманию ситуации обидчика и дей­ствующих на него стрессов, что позволяет более полно понять его поведение. Происходит реформация - процесс рассмотрения обид­чика в каком-то определенном контексте, учитывая его предыс­торию, возможность того, что он находится под каким-либо дав­лением. Это делается не для извинения или оправдания обидчи­ка, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так как про­щающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появ­ляется сострадание, которое делает более возможными и приня­тие боли, и само прощение. Эмпатия и сострадание - эмоцио­нальные компоненты пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягчаемся. Причем важно не находить оправданий обидчику, так как каждый ответственен за свои поступки.

В фазе результата экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и про­движение в сторону примирения имеют глубоко позитивное зна­чение для людей. Например, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение вы­ступило как поддержка отношений с детьми. Человек находит новые цели в жизни из-за перенесенной обиды, в этом есть эк­зистенциальное значение обиды и процесса прощения: он раз­вивает новую цель в жизни. Прощающий осознает несовершен­ство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некото­рое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супружеских) отношени­ях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) - обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых кон­фликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик может тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянно­го, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяж­ким грузом.

Стадии процесса получения прощения.

Фаза осознания ситуации:

1. Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.

2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной спра­ведливости).

3. Стыд - ощущение того, что другие осуждают и отверга­ют.

4. Осознание катарсиса.

5. Осознание когнитивного репетирования.

6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимоотноше­ний до и после обиды.

7. Понимание последствий и значения пережитого для оби­женного.

8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в худ­шую сторону (повышение уровня самокритичности, сни­жение самоуважения).

Фаза принятия решения:

1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотношения с жертвой.

2. Желание получить прощение. Принесение извинений в попытке загладить ущерб.

3. Понимание, что прощение - это готовность терпеливо ждать этот дар.

Фаза действий:

1. Пересмотр своего понимания другого, осознаниетого, что он нуждается во времени, чтобы простить.

2. Эмпатия по отношению к жертве.

3. Проявление сострадания.

4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обиженного и трудности своего пути к прошению.

Фаза результата:

1. Нахождение смысла в страдании.

2. Осознание, что простил других.

3. Понимание, что не одинок и что все оказывались в по­добных ситуациях.

4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).

5. Освобождение от чувства вины, проявление чувства бла­годарности к другому.

6. Примирение.

Процессы дарования и получения прощения тесно связа­ны. Сравнивая процессы прощения и его принятия, обнаружи­вается разница в том, что в первой фазе этих процессов обижен­ный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоценивает себя самого.

Эффект получения прощения выражается в:

□ улучшении отношений с обиженным,

□ ослаблении самоугнетения,

□ улучшении мнения об обиженном,

□ положительных внутренних и моральных изменениях.

В исследованиях Р. Энрайта прощение оценивалось по собственному мнению испытуемых о степени превозмогания отрицательных и выработке позитивных мыслей, эмоций и по­ведения в отношении обидчика*.

* Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

Также в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испыты­вает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверж­дают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характеристика­ми, такими как самоуважение и самооценка.

Один из экспериментов был поставлен со студентами, ли­шенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, прохождение фаз прощения ведет не только к достижению бо­лее высоких фаз, но и к улучшению психического состояния.

Стремление получить прощение и его получение благопри­ятно влияют на обидчика, снижая самоугнетение виной, и вле­кут положительные внутренние и моральные изменения.

Таким образом, феномен прощения и сама обида проявля­ются в браке, при этом супруги - обидчик и жертва - вовлече­ны во взаимоважные отношения.

Прощение - нравственный акт, исцеляющий боль межлич­ностных обид, включающий готовность к примирению, преодо­ление негативных аффектов и суждений по отношению к обид­чику, задействующий аффективную, когнитивную и поведенчес­кую сферы и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отношениях и по­зволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.

Прощение - сложный процесс, требующий сил и энергии и дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение по­добно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавит нас от несения тяж­ких мук обид через всю жизнь.

И обиженный и обидчик выигрывают от искреннего про­щения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие - нужно спо­собствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Охарактеризуйте динамику развития отношений в брач­ной паре.

2. Раскройте содержание профилактики супружеских кон­фликтов.

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей муж­чины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-82.

Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-пси­хологические методы исследования супружеских отно­шении. М., 19.S7.

Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.

Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / / Вопросы психологии. 1989. №1 С. 92-101.

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995.

Бодалев А, А., Столин В. В. О задачах в области научного психо­логическою обеспечения службы семьи. / Семья и фор­мирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Виртуальный сервер Дмитрия Галковского http:\\koi.samisdat.ru/ 3/31 l-743.1itm

Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.

Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности. //Воп­росы психологии. 1989. №2. С. 98-102.

Волкова А. П. Ролевая адекватность как фактор супружеской со­вместимости. / Психология общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1989.

Волкова А. П., Трапезникова Т. М. Методические приемы диаг­ностики супружеских отношений. //Вопросы психологии. 1985. №5.С. 110-116.

Гасни Э. А. Психология прошения. // Вопросы психологии. 1999. №4,

Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические иссле­дования семьи: проблемы и перспективы. // Психологи­ческий журнал. 1991. №4,

Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. //Социологические исследования. 1993. С. 58-74.

Захаров А. И. Психологические особенности диагностики опти­мизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Воп­росы психологии. 1981. №3. С. 58-68.

Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. // Методология и методы социальной психологии, М., 1987. С. 173-178.

Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супру­жеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83-89.

Карцева Т. Б. Изучение индивидуально-личностных особеннос­тей членов дружеских пар. // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №5. С. 164-166.

Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных пере­мен. // Психологический журнал. 1988. Т. 9. №5. С. 123-129.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Красовский В. П. Анализ брачных отношений (самооценка и требования к партнеру). //Вопросы психологии. 1993. №5. С. 56-59.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Кузнецов Л. В. Успешность совместной деятельности и эффек­тивность межличностного восприятия. // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1986. №1. С. 67-68.

Левкович В. П., Зуськова О. Э. Meтодика диагностики супружеских отношений.// Вопросы психологии. 1987. №4. С. 92-101.

МеньА. Прощеное воскресенье. М., 1991.

Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987.

Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996.

Навайтис Г. А. Семья в психологическом консультировании. Ка­лининград, 1999.

Обозов П. П. Психология межлнчностных отношений. Киев, 1990.

Обозов Н. П., Обозова А. П. Три подхода к исследованию психо­логической совместимости. // Вопросы психологии. 1984. №2 С. 98-101.

Ошо «Оранжевая книга». М., 1999.

Пафман Э. А. Нравственно-психологический климат семьи. М.,1983.

Питер Д., Ракман С. Прошение: теологические исследования, http: www.baptist.dp.ua/bbv/006jan99/ts05_forgiveness.htm

Прошение: концепция развития. // Психологическая газета, № 2 (29) 1997.

Прощение, http: //nl.sibinfo/ru/prayer/forgiveness.htm

Психологический словарь. Под. общ. ред. А. В. Петровского и А. Г. Ярошевского. М., 1990.

Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.

Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.

Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь. М., 1988.

Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.