Гжатский тракт на современной карте. Гжатский тракт


Скопирую и покажу цитату с сайта Геокешинг, что же такое вообще Гжатский тракт.
"В ноябре 1719 года Петр I издал Указ о строительстве на берегу небольшой речки Гжать пристани, необходимой для переправки товаров из южных и центральных губерний водным путем в Санкт-Петербург. Впоследствии река дала название и городу и торговому пути к нему. Через леса от Юхнова к Гжатску тянулись длинные караваны подвод, везущих пеньку и пряжу, медь и воск, меха и парусину, табак и муку. В Гжатске тюки перегружались на барки и отправлялись в столицу. Иногда отсюда в месяц уходило до 800 судов. В середине XIX века эту дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта стояли десятки деревень с постоялыми дворами, харчевнями и почтовыми станциями."

Все началось с встречи в г.Медынь. Собираем все экипажи, пожелавшие проехаться заданным маршрутом.

Все четыре экипажа в сборе, построение на старт.

Одной из основной целью поездки была съемка документального фильма об этих местах.

Начинает заканчиваться асфальт.

На данном этапе небольшой привал, дальше дороги нет! Понижаем давление в шинах, снимаем номера, разматываем и переводим в боевую готовность лебедки. Небольшой перекус перед бездорожьем.

А вот этот с виду милый песик очень сильно нашкодил. Максим, главный штурман и оператор, неудачно покормил малыша. Так цапнул, что пришлось накладывать бинт на раненый палец =(

Поездка эта была весьма и весьма наполнена странностями, просто не хочется говорить слово - неприятностями. Вот хороший такой стук в подвеске показал, что отсутствует одна гайка крепления колеса, а остальные еле-еле прикручены. Хотя все проверялось, все было в норме несколько дней назад. Маленькая видеокамера Kodak Playsport, на которую был снят эпизод с прохождением брода, перестала подавать признаки жизни. Мистика данных мест или случайность, совпадение?

Ребята, земляки моей тещи, очень позитивные и веселые. Рад был познакомится в этой поездке.

Набираемся сил, перекусываем.

Забиваем координаты, сверяем данные с треком, проходивших здесь экипажей ранее, любезно поделившиеся маршрутом.

Мое фото не передаст красоты леса и этих мест.

И вот первый брод! Так как время было строго лимитировано, решили воспользоваться для начала объездом справа. Но некоторые ребята жаждали экстрима, болот и грязи =) Они то и пошли именно по этому водонаполненному руслу.

Последний осмотр и принятие решения.

Первый пошел...

Второй пошел...

Большие внедорожники повыбрасывали несколько рыбешек на траву. Занялись спасательной операцией по возврату их в водоем.

Обход территории показал, что ни одной рыбки не пострадало, пора двигаться дальше.

А вот ниве чуточку не хватило клиренса, посадили малышку на мосты.

Рывковый трос ее спасение =)

Тянем потянем...

На подъезде к очередному броду услышали по рации: "Стой, приехали!" Ничего себе, услышать такое. Выходим на осмотр и вот те на - боковой порез колеса. Порез был сделан спиленным под наклоном пеньком, удивительно.

Высказали предположение, что если бы Илья снизил давление в шинах, такого бы не произошло, но он единственный решил не делать этого.

Анатолий решил спилить пенек под корень, чтобы больше он никому не доставил неприятностей.

Ну что же, приступаем в замене.

Интересный домкрат, надувается за пару тройку секунд от выхлопной трубы машины.

В охотхозяйстве начинают наступать комары. Пришлось развести небольшой костерчик, чтобы дымом прогнать противных кровососов. В это момент руки были заняты не фотоаппаратом, а отпугиванием злодеев комаров.

Возвращаемся к броду. Преграда не простая, много ила на дне, глубокая колея.

Брод ставит под сомнение дальнейшее движение по нему. Во-первых, непонятно, сколько мы потратим на его прохождение времени, во-вторых, у Ильи на Исудзу нет шноркеля!

Никита лично проверил брод, прогноз неутешительный, фифти фифти, что пройдем все.

Не могу опять не похвастаться своими трекинговыми ботиночками;) Еще ни разу меня не подвели и не промокли!

Совет принимает решение. До памятника пройти пешком с навигатором, а остальным членам экипажа дожидаться возвращения и двигаться потом вместе по тракту в немного другом направлении, в обход этого брода.

Вечерело, а двигаться нужно дальше, начинал накрапывать сначала слабый, а потом и хороший такой дождь. И вот очередная порция "приключений", погнутый диск переднего левого колеса. Получилось так, что перед нами появилась колея, сильно заполненная водой. Пройти колею, на первый взгляд, не составляло труда, что незамедлительно и пытались сделать нажав на газ. Однако, не все так просто с первого взгляда - машина застряла. В раскачку, если такое слово можно применить к машине с АКПП, выбрались. На "сухой" земле увидели, что дальше путь невозможен, диск погнут о корягу, торчащую из-под земли в воде. Снова замена колеса и потерянное время.

По следам грязи можно определить, как проходили колею, а по фото и на сколько сыро на тот момент там было.

Вот тот самый спецучасток. Пока перекидывали колесо, ребята прощупали дорожку слева и прошли аккуратно в обход этой лужи.

В чаще леса, перед болотистым трудным участком (в темноте при свете фонариков уже сложней ориентироваться), все приняли решение - привал. Завтра нас ждет новая дорога, а свежие силы нам не помешают. Разбиваем лагерь, готовим ужин, общаемся, сушим одежду и греемся у костра.

Помню, что через день у меня самолет в Турцию в отпуск, куда собрались лететь с супругой, мамой и сестренкой. Сотовой связи нет! Ребята еле еле, с поднятой рукой и антенной спутникового телефона смогли дозвониться и сказать, что у нас все в порядке. Вот так, вроде предупредил, что связи не будет, но переживали они за меня сильно.

В такую дождливую погоду костер спасение, сразу тепло становится не только в прямом, но и в переносном смысле.

Палатку я и Никита ставили под дождем. С собой был непромокаемый комбинезон, впервые опробовал его в этом путешествии и знаете, мне он очень понравился. Нигде не промок, очень удобный костюм, что нельзя сказать о палатке... Она у меня учебная, за рубль двадцать в популярном спортивном магазине =), но вполне годная для такого путешествия, если бы не дождь. Палатка промокла, не сильно, но чувствовалось, что влагу не держит. Второпях сломал одну дужку. По приезду домой разложил для сушки и решил найти, не то что замену, а дополнение для палатки в виде NOVA TOUR, как у Никиты, которая оказалась непробиваемой для воды с неба =)

День второй! Дождь прекратился только на время, когда мы начали собирать лагерь и вдарил с новой силой.

Вот та небольшая речушка, которую мы решили не проходить вчера поздно ночью.

Болото не простое.

Все машины прошли успешно это первое испытание. Сергей и его штурман Саша на Дискавери 3.

Анатолий на Ниве 4х4.

Илья на Исудзу.

Никита на Дискавери 3.

Штурман, оператор Максим.

Небольшой лесоповал на нашем пути.

Никита знает, что делать.

А тем временем, навигатор показывает рядом с нами точку в виде крестика - то ли погост, то ли церковь, не понятно, как обозначил это прибор. Какая-то металлическая железяка в земле. Что это, что оно тут делает, тоже не понятно.

Идем к точке, указанной навигатором.

Пробираемся через густые молодые деревья.

Грибы повсюду, но цель у нас иная.

Так ничего и не нашли. Заведенные железные кони ребят.

Но Илья был настойчив и вот куда его настойчивость привела - к могиле. Никаких опознавательных знаков, просто две могилы.

Рядом камень и на первый взгляд его вид всем кое-что напомнил, от чего мурашки по коже.

Вторая могила и крест в стороне.

Наконец, расчистив путь и все облазив, мы двинулись дальше.

Чистое поле, а там...

Перепаханное поле.

И снова могила, только теперь все понятно, т.к. есть и крест, и памятная табличка.

Время двигаться вперед по тракту, снова брод. А назад пути нет, значит проходить его нужно всем без исключения!

На подъезде к броду слышим в рацию - "Диско застрял, мы сидим".

Вот те на, как это ребят угораздило =)

Для истории фотографируемся.

Попозируем...

Ну что же, дальнейшие действия понятны, динамический трос и тянуть.

Вот она, свобода из плена.

Подъехали все к броду, меня перевозят на другой берег, чтобы смог сфотографировать остальных участников.

Толя поехал вторым, нагоняет волну =)

Илья третьим проходит брод и очень-очень аккуратно. Напомню, у него нет шноркеля и потерять боевую единицу на бездорожье ой как проблематично в дальнейшем передвижении. При таком прохождении брода, вода не поднималась выше госномера.

Ребята отжигают, дают волну =)

Следующее испытание, казалось бы не сложное, а на вот, посадила Дискавери на пузо =(

Алгоритм действий понятен, корозащита, лебедка, трос, надо доставать.

А вот парни на другом Дискавери решили брать с разбега глубокую колею. Видите как справа накладку на крыло вырывает?

И вот удача, верное рискованное решение, но колею прошли, да еще и пластиковую накладку не потеряли. Никита, вышедший на лебедке, довольно сильно срезал мешающий грунт защитой. Поэтому, прохождение этой колеи другим участником, облегчило сильно задачу.

Снова интересный участок, с большими камнями в воде и глубокой колеей. Двигаться нужно аккуратно, чтобы не повредить не закрытые агрегаты и детали, а еще лучше - чуть в стороне от этих камней.

Никита всем показывает пример прохождения, т.к. уже достаточно прошли его вдоль и поперек пешком, определив степень риска.

Остальные следуют его примеру, не отстают.

Следующая цель - военное захоронение на 1500 человек.

Сохраняем точку на треке и двигаемся к следующему мемориалу неподалеку.

А рядом с этим мемориалом, на берегу реки Верея, было решено пообедать.

Сюда мы вернемся еще и зимой, но об этом в другой части рассказа.

Наша команда!

Еще фото тех мест, красиво сейчас, а в те военные годы что здесь творилось, ума не приложу. Вся земля в железе, металлоискатель звенит везде и всюду.

Все этапы пройдены, пообедаем и пора будет возвращаться домой.

А вот и находки на скорую руку. Пока обедали, ребята прошлись рядом у реки и нашли гильзы и даже одну ампулу. Эхо войны...

Гжатский тракт. История дороги.
Гжатский тракт начинается в городе Юхнове Калужской области(а ранее - Смоленской) и заканчивается в Гжатске, Смоленской области (ныне - Гагарин).

участок тракта Юхнов -Захарово

участок
Захарово -Тупичено

Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. .....
«неусыпным попечением Его Величества построена […] на реке Гжати пристань, с коей бы удобно было грузиться барками, следующим к Петербургу, которую в сем же году и населил Монарх зажиточными купцами, переведя оных из Можайска, Вереи, Боровска, Калуги и других ближних к оной городов.»

В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза продовольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день.

После того, как первый же "Гжатский" караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань "житницей Петербурга". Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в "продовольственной программе" на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом.

При Екатерине Гжатск становится современной укрепленной крепостью. С Гжатском связаны и события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. Денис Давыдов начал боевую эпопею своего отряда тоже недалеко от Гжатска. Во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.

Начальная точка Тракта - город Юхнов - известен с 15-го века. До 18 века это было небольшое поселение, центром которого был Казанский мужской монастырь. По легенде своим названием село было обязано разбойнику Юхне, промышлявшему в этих краях. Существует и версия что Юхна и легендарный разбойник Кудеяр - одно и то же лицо. А Кудеяр (опять таки по одной из версий) был немного немало сыном Василия III, то есть братом Ивана Грозного.

В 1777 году указом Екатерины II Юхнов стал городом. После строительства Гжатского тракта следующий импульс в своем развитии Город получил при прокладке Варшавского шоссе (ныне трасса А-101).

В середине XIX века Гжатский Тракт называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Дорога способствовала экономическому развитию края, вокруг нее росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Вдоль Тракта существовало большое количество богатых деревень.

В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Стоились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство - маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за "безумным двадцатым веком".

Сообщения объединены, 13 мар 2015 , время первого редактирования 13 мар 2015

На примере Гжатского тракта можно увидеть, как все меняется с утратой значения дороги.
Еще пример - административное деление.
Есть дорога на Бурково из Темкино.Область Смоленская.
Есть дорога на Ореховню из Износок. Область Калужская.

Есть река(ручей) Истра между ними и это полная потеря связи между областями в этом месте.

Там "вдали за Истрой" -Смоленщина...
Из-за каких-то 500 метров проехать кратчайшим путем на "Варшавку" фиг получится. Только через Знаменку и Вязьму(или Вязьму, Знаменку) крюк на добрую сотню км.

А раньше регион процветал. В 19 веке село Ореховня было административным центром Ореховенской волости Медынского уезда.
В Медынском уезде проводилось много ярмарок, базаров и торгов.
На рубеже 19-20 веков, в 1899 году их было около 20.
Самая крупная, известная с 18 столетия, ярмарка была в селе Ореховня.
Ярмарка проводилась 28 октября и в девятую пятницу после Пасхи.
В 19 веке сюда доставлялось товара на 75 000 рублей, продавалось – на 35 000.
По количеству привозимого и продаваемого товара она была крупнее Медынской и Полотняно-заводской.
Тут совершались наиболее значительные сделки по продаже скота. Развитию с. Ореховни, как центра торговли, способствовало его географическое положение.
Село находилось в центре треугольника дорог.

Одна из крупных - дорога Медынь –Гжатск близ Гиреево имела переправу через реку Шаня, которая осуществлялась посредством парома и каната. Плоты были в одно бревно, каждый из них помещал две крестьянские повозки. В летний период, когда р. Шаня мелела, ее преодолевали в брод.
Далее дорога шла на Шанский завод, пролегала по берегу Шани через Водопьяново на Терехово к границам Смоленской губернии.
Другая дорога Гжатский тракт - Юхнов - Гжатск - пролегала через с. Ивановское и близ Смоленской границы преодолевала р. Истру, где соединялась с дорогой – Медынь – Гжатск.
Третью сторону треугольника представляла дорога через тогдашнюю д. Износки на Шанский завод.
Таким образом старинное с. Ореховня оказалось в центре треугольника дорог, что способствовало удобному подвозу товаров, как из Калужской, так и из Смоленской губернии....

Гжатский тракт. Дорога Хлеба и Крови.

Тракт (лат. большая дорога) - большая наезженная дорога, торный, езжалый путь, дорога почтовая.

9 мая 2009 года стартует очередной трофи-рейд "Гжатский тракт". Рейд организован командой Клуба внедорожных приключений Land4x4 .

В преддверии это события хочется немного рассказать об истории этой замечательной дороги. Думаю эта информация будет полезна и участникам Рейда и просто путешественникам.

Гжатский тракт начинается в городе Юхнове Калужской области(а ранее - Смоленской) и заканчивается в Гжатске, Смоленской области (ныне - Гагарин).

Петр I.

Как и многое в России, Тракт своим рождением обязан Императору Петру. В 1719 году он издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (притока Волги) торговой пристани. Северным губерниям был необходим кратчайший путь для подвоза продовольствия с юга России. Таким путем и стала новая Дорога, весьма качественная по меркам того времени. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге, к Гжати, тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправлялись в северную Столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день.

После того, как первый же "Гжатский" караван практически спас от голода строителей новой столицы, Петр приказал именовать Гжатскую пристань "житницей Петербурга". Гжатская слобода быстро росла, и в 1776 году по указу Императрицы Екатерины II, была преобразована в город. За заслуги в "продовольственной программе" на гербе Гжатска изображена баржа с хлебом.

При Екатерине Гжатск становится современной укрепленной крепостью. С Гжатском связаны и события Войны 1812 года. В окрестностях города Михаил Илларионович Кутузов принял командование Русской Армией. Денис Давыдов начал боевую эпопею своего отряда тоже недалеко от Гжатска. Во время вступления в город наполеоновской армии Гжатск был сожжен, так же как и Москва.

Юхнов.

Начальная точка Тракта - город Юхнов - известен с 15-го века. До 18 века это было небольшое поселение, центром которого был Казанский мужской монастырь. По легенде своим названием село было обязано разбойнику Юхне, промышлявшему в этих краях. Существует и версия что Юхна и легендарный разбойник Кудеяр - одно и то же лицо. А Кудеяр (опять таки по одной из версий) был немного немало сыном Василия III, то есть братом Ивана Грозного. Хотя, практически каждая Российская губерния готова похвастаться своим родством с разбойником. Те же Петушки, Тула, Саратов... И клады его закопаны от Юхновских лесов (Кудеяров холм на Угре ) до... Волжских утесов.

В 1777 году указом Екатерины II Юхнов стал городом. После строительства Гжатского тракта следующий импульс в своем развитии Город получил при прокладке Варшавского шоссе (ныне трасса А-101).

Кстати, это именно то, настоящее Варшавское шоссе, которое дало название Московскому проспекту. А симферопольское шоссе, которое является его продолжением - это все-таки Симферопольское шоссе;) и до Варшавы по нему доехать сложновато.

В середине XIX века Гжатский Тракт называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Дорога способствовала экономическому развитию края, вокруг нее росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Вдоль Тракта существовало большое количество богатых деревень.

Гжатский тракт на карте Смоленской губернии 1821 года. Гжатский тракт От Юхнова до Захарово. 1860 год. Гжатский тракт от Ивановского до Силенок. 1860 год.

В начале ХХ века Тракт утратил свое значение как стратегическая магистраль. Стоились железные дороги, активно развивалось крупнотоннажное судоходство - маленькой Гжати и узкой лесной дороге было не угнаться за "безумным двадцатым веком".

Война.

В следующий раз Гжатский тракт проснулся от лязга гусениц эсесовских танков.

4 октября 1941 года на Варшавском шоссе в районе Спас-Деменска приняла бой 17-ая стрелковая дивизия народного ополчения Замоскворецкого района Москвы. В течении 2-х суток Дивизия, состоящая из 11000 ополченцев, преградила путь 3-м танковым и 3-м пехотным кадровым дивизиям немцев. Солдаты дивизии прошли всего 2-х месячное обучение, но в донесениях немцев от 4 октября было сильное беспокойство - "под Спас-Деменском обнаружено скопление крупных и хорошо вооруженных сил противника. Дальнейшее продвижение под вопросом."

Подвиг 17-й стрелковой. Схема из книги В.Климанова.

Но, к сожалению, к исходу дня 5-го октября сопротивление было оказывать уже некому. После нескольких кровопролитных попыток, остатки дивизии вырвались из окружения, с боями пересекли Гжатский тракт и вышли к своим в районе Угодского завода(ныне Жуков).

Последний день 17-й стрелковой. Схема из книги В.Климанова.

Надо отметить, что на пути к Москве по Варшавскому шоссе никаких наших частей больше не было. Дивизия практически полностью погибла, но задачу свою выполнила. 2-х суток хватило, чтобы на рубеже Малоярославца был создан новый рубеж обороны. К Угодскому заводу Дивизия вышла в количестве 558 штыков(а было их 11 000!).

К вечеру 5 октября, не встретив никакого сопротивления, немецкая моторизованная дивизия СС "Райх" захватила Юхнов (А это 70 км от Спас-Деменска. При таком ритме - 3 дня и Москва). 6 октября немцы выдвинулись в сторону Гжатска и прорвав нашу оборону 9 октября захватили город. Таким образом и образовался печально известный Вяземский котел.

Остальные части двинулись на Малоярославец. к счастью и благодаря подвигу 17-й стрелковой дивизии, инициатива немцами была упущена и на Малоярославецком рубеже враг был остановлен. На протяжении последующих 4 месяцев Гжатский тракт был весьма важной рокадной дорогой. Он использовался для тыловых коммуникации центральных немецких армий, наступающих на Москву. Его важность подчеркивал и сам Гитлер, указывая, что в случае советского наступления эта дорога должна обороняться до последнего.

Гжатский тракт служил важной артерии для так называемой "Линией Кенигсберга" - полосы обороны немецких войск перед наступавшей Красной Армией.

В конце января 1942 года Гжатский тракт почувствовал, наконец, родную поступь советского солдата.

Это прорывалась к Вязьме освободительница Боровска и Вереи - 33-я армия, под командованием генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова.

Наступление 33-ей армии на Вязьму Наступление Западного фронта в январе 1942 года. Образование Ржевско-Вяземского выступа..

Печально известная, но от этого не менее героическая, история Армии широко известна. Я приведу лишь хронику событий вокруг Гжатского тракта в 1941 -1942 годах. Если изучать летопись с картой в руках то станет понятно, что Дорога эта без всяких преувеличений полита кровью..

Обратите внимание в тексте на село Захарово . Несколько недель основные силы 43-ей армии (Армии!) были сосредоточены перед селом и пытались взять его.

По воспоминаниям А.П Белобородова: "В первой половине февраля ключевым пунктом боевых действий стал опорный пункт фашистов в деревне Захарово. Они сосредоточили здесь крупные силы: полк 2-й бригады СС, 95-й полк 17-й пехотной дивизии, 17-й артиллерийский полк, тяжелый гаубичный и противотанковый дивизионы." После Войны, немецкие архивы показали, что частей было гораздо больше.

Кстати, несмотря на это село Захарово существует и поныне. Правда домов там не больше 10. А было очень богатое село в центре Гжатского тракта. Трасса трофи-рейда пройдет через него.

Пинашино, Крапивка, Борисенки, Косая Гора, Железинка, Аксиньино, Красное, Науменки, Мякоты, Терюхино, Белый Камень, Игнатьево, Хопилово, Дубна, Виселево, Ново-михайловка, Шеломцы - все эти деревни сохранились (в лучшем случае!) лишь в виде "урочищ" на генштабовской километровке...

В военной истории все эти сражения называются всего лишь "Затухающими операциями Западного фронта". Однако по своему накалу, по количеству задействованных частей и погибших воинов - это одна из самых значительных страниц Великой Отечественной. Но, к сожалению, забытая... Как впрочем, и весь "учебный" 1942 год...

Юхнов был освобожден 5 марта 1942 года, но дальше наши войска продвинуться не смогли... и Ржевско-Вяземский выступ нависал над Москвой до 1943 года.

Надо сказать, что 33-я армия все-таки дошла до Вязьмы и освободила ее 12 марта 1943 года. 13 августа 1943 года Армия освободила Спас-Деменск. Посмотрите какие сроки - под Вязьму Армия вернулась почти через год, Спас-Деменск был оккупирован почти 2 года. И, повторюсь, это всего 150 километров от Москвы. Закончила свой путь 33-я армия в мае 1945 года на Эльбе.

На другом конце Гжатского тракта...

9 октября 1941 года Гжатск был оккупирован фашистами. 6 марта 1943 в результате Ржевско-Вяземской наступательной операции город был освобожден. Гжатск был практически разрушен до основания и после войны отстроен заново. Недалеко от Гжатска в деревне Клушино чудом выжил в оккупации 8-ми летний паренек Юра Гагарин. Через много лет, в 1968 году, когда Первый космонавт Земли полковник Юрий Алексеевич Гагарин погиб, Гжатску присвоили его имя.

В настоящее время на примере Гжатского тракта можно изучать дороги России. В смоленской области Тракт в большинстве своем заасфальтирован. Где-то покрытие - щебенка, то есть грейдер, есть грейдер хороший, ровный, есть грейдер ухабистый...

В калужской области - это сплошь грунтовки. Красивые, обсаженные по традиции деревьями, местами сухие, местами болотистые, с грязными колеями и пыльными "скоростными" участками. Где-то сохранилась оригинальная насыпь Тракта, где-то есть мосты, где-то броды. На некоторых участках Тракт проходит по живописным полям и полянам, в других местах ныряет в темный глухой лес. Где-то можно носиться на девятке, где-то тонут Шишиги...

Тракт пересекает множество урочищ - бывших деревень. Одни из них угадываются по холмикам на месте домов, остаткам плодовых деревьев, тропинкам на месте улиц, другие - только по карте.

Земля вокруг Тракта до предела насыщена железом. Эхо войны раздается буквально на каждом шагу. Колючую проволоку с полей даже не вывозили - она свалена по краям. На земле ровным слоем разбросаны осколки, гильзы, обломки техники. Встречается и не до конца "умершее" железо. Последний известный мне "взрыв из прошлого" произошел в 1992 году, в районе деревни Александровка. На мине подорвались двое подростков.

Железо - это не единственное напоминание. Иногда в колее могут проглянуть человеческие кости. Братские могилы на каждом шагу - и у дорог, и в глубине лесов. Памятников в этом районе, наверное, несколько десятков, а сколько могил безвестных, лишенных хотя бы простой фанерной звезды скрывается в лесах.

Достопримечательности Гжатского тракта.

Схема части Национального парка Угра в районе Тракта.

И еще много других, о которых мы вам обязательно расскажем. Команда Планеты Дорог будет участвовать в рейде.

Но лучше повидайте сами! Несмотря на беды Войны, эта Земля хранит много интересного!

До встречи на Тракте!

Для тех, кому интересна история и вообще Калужские края могу порекомендовать:

Литература:

  • Книга "Московская битва в хронике фактов и событий". Полностью книга доступна на сайте .
  • Исаев Алексей Валерьевич "Георгий Жуков: Последний довод короля" .
  • Уникальная книга Виктора Климанова "Собой заслонили Москву" .
Материалы

Состав экспедиции:
- Уаз (Лёха, Вова, Риша и Таня)
- Судзуки Эскудо (Макс, Оля и Аня)
- Нива (Женя-Ермол, Ваня)
1 день
В 10.00 выехали из Москвы по Киевскому шоссе. Не проехав и 5 км встали в пробку.
В 12.30 доехали до поворота на Елизарово, все ещё ползли в пробке.
Оказалось что в 30 км. от Москвы ремонт дороги из-за которого мы и стояли.
Около 18.00 доехали до д.Строево, в которой и началась внедорожная часть нашей экспедиции.
Первое, что мы увидили была табличка, которая гласила, что на этом месте до 1942 г.стояла деревня Карцево.
В общем Гжатский тракт представляет собой хорошо читаемую калею, по коротой мы и начали движение.

Кое-где нам попадались лужици, в котырых застревал Ермол на своей Ниве.
Очень красиво садилось солнце надо было искать полянку для ночевки но тут мы приехали в чудесненькое болотце, образованное бобрами. И Леха со словами "Ненавижу бобров!!!", пошел разбирать плотину.

Походили по болоту, померили глубину, первым в омут ринулся Макс на Эскуде - проехал.

За ним поехал Ермол на ниве, и что удивительно, тоже проехал.
Следующим был Лешка, он переправил на другой берег Олю и Аню, развернулся в болоте и вернулся за мной.
В общем болото мы проехали. И приехали в следующее.
В этот раз первым ехал Лешка, за ним Ермол. До конца болота Ермол не доехал.

Вытащили.
Дальше дорога шла лесом и засад для Нивы там больше не было.
Наконец-то мы нашли чудесную полянку и стали разбивать лагерь.
День получился короткий, потому что большую его часть мы простояли в пробке и проехали
по асфальту.
Маршрут 1 дня: Рубихино - Строево - Новоуспенское.
Ночевали между Новоуспенским и Захарово.
2 день.

Проснулись, позавтракали, собрались....выехали в 11.00
13.00 Движимся по Тракту, дорога разветвляется направо в Александровку, налево в Извольск а прямо в Захарово.
Собсно надо нам в Захарово, поэтому поехали прямо. Иногда приходится пропиливаться, много кустов.

Такое ощущение, что по тракту уже очень давно не ездили.
14.00 уперлись в очень глубокое и длинное болото, поняли, что если поедем, то день там и потеряем.
Поэтому решили ехать в объезд через Мякоты, это по дороге на Извольск.
Солнышко припекает, поют птички дорога отличная, практически асфальт. И тут за поворотом мы видим L200 который в неестесственной позе торчит из боольшой такой лужи. Задняя часть машины висит на бревнах и вокруг него неспешно бродят 3 полуголых мужчины.

Мне кажется, что они когда нас увидели решили, что это глюк. Затем они поняли, что это не глюк......они были очень нам рады))
Вытащили мы L200, в нашей колонне теперь стало 4 машины.
Доехав до Мякот, посетили братскую могилу. Тут наши пути с экипажем L200 разошлись, они поехали в Извольск, а мы в Захарово, нужно же нам было вернуться на Тракт.
В Мякотах нас встретили выгоревшые поля. Надо сказать это очень унылое зрелище.

На самых подступах к д.Захарово Ермол так засадил Ниву, что мы потеряли около 1-1,5 пока её вытащили.

Проехав 2 деревни по асфальту решили, что надо уже точно ставить лагерь, но делать это в такой близости от деревни не хотелось никому и мы поехали вперед.
Постепенно асфальт сменила грунтовка, а потом и вовсе знакомая нам калея Гжатского тракта.
Выехали на поля, каково было наше разочарование когда мы увидели черную траву.....она была везде! На ночь становиться было негде и мы поехали дальше.
Ехали ехали.....стало темно, в итоге выехали на берег реки Дубянки и что мы видим. На нашем берегу выжженные поля, а на другом берегу справа и слева стена огня!
Жуткое зрелище. И вот у нас выбор: ставить палатки на выжженной траве (запах ужасный и дым кругом),
возвращаться назад (около 8 км туда, где не было дыми и горелой травы) и ехать вперед (по карте впереди болота).
Т.е. получается, что если мы поедем вперед и застрянем в болоте огонь может нас догнать, или даже если не застрянем он может догнать нас спящих.
Долго думали, оставаться в горелом отмели сразу.....назад возвращаться было жалко, столько уже проехали...в общем поехали вперед.
Да, несколько раз Ермол застревал, но был быстро вытянут и мы ехали дальше.
В общем сбежали мы от огня. Проехали д. савенки и уперлись в болотистый ручей. Решили ночью эту преграду не брать.
Развели мангал, быстро поели и легли спать.
Маршрут 2 дня: Захарово - Савино - Ивановское - Павловское - Савенки.
3 день.
Выхали в 11.00
Как обычно Лешка легко преодалел болотистый ручей, потом вытащил Ермола и Олю.

На диву теплая погода в январе (до +2 днем) позволила нам совершить экспедиционную вылазку по старинному Гжатскому тракту от Гагарина в сторону Юхнова.
Рано утром 6 января я с Быром на УАЗАВРе и Яков на своем уазе двинулись по минке в сторону Гагарина. «Дядя Саша» с женой Юлей должны были подъехать уже к съезди с минки. Дорога была пустынна, погода пасмурная, периодически у Якова подмерзал карб и он останавливался чтобы согреть его, но в целом мы быстро доехали до поворота на Темкино. Барс еще не подъехал и мы решили позавтракать (или скорее пообедать) в близлежащем кафе.
С шоссе съехали в деревни Силинки. Снега в поле не было, в деревню вела размешенная колея. Сразу за деревней нас ждал брод через мелкую речку. Юля одев болотники пошла мерить глубину. Оказалось что речка мелкая, но быстрая. Скачались, и барс открыл сезон купания. Вода не доходила даже до порога.(35 колеса) После речки мы поднялись в горку. Я ожидал увидеть старую дорогу, насыпь, или хотя бы канавы вдоль дороги. Однако колея петляя шла сквозь поле. Колея была размешана, много застывших луж, периодически заболоченные участки, но для наших УАЗов это была не преграда. Вскоре мы подъехали к срубу на ножках – видимо место для охотников, которые прикармливали дичь, а сами ждали в засаде.
Сразу за домом дорога вошла в лес и совсем перестала походить на тракт. Лед в лужах ломался и иногда приходилось ломать его с нескольких заходов. Наконец мы нашли старый тракт – он оказался чуть левее. Четко винная просека в лесу с небольшой подсыпкой. Обрадовавшись мы рванули вперед и сражу выскочили на заболоченный участок. Дорога разветвилась на миллион колей. Мы с Яковом смогли проскочить участок ходом, я Барс сел на выходе. Рядом росло дерево, за которое и залебедили Барса. Дерево предательски трещало, но барса вытащили.
Погода разъяснилась, дождь перестал и вышло солнце. Нам отрылась дивной красоты картина природы примерно середины ноября. Мы въехали в деревню Савенки. В деревни не души, хотя выглядит она не заброшенной. За деревней началась насып, которая закончилась…размытым оврагом с вертикальным спуском. Но слева вины были следы объезда. Правда спускаться по откусу было страшновато. К моменту спуска Барса из деревни подтянулся мужичок. После того как Барс спустился, мужик покачал головой, перекрестился и ушел. А мы двинулись искать где же все таки был наш тракт, ибо кроме трека в жпс-е и табличек о газопроводе, других следов его присутствия не было. Дорога петляла как хотела, но вела нас в нужном направлении.
После еще одного небольшого брода через речку Дубянку, мы поднялись на поле. Вдали слева по ходу был виден монумент. А еще чуть дальше мы увидели…радугу. РАДУГУ В ЯНВАРЕ!

Вскоре выехали в жилую деревню. Дорог размешаны, но в огородах стоят легковые иномарки Наверное заехали по сухому - как им выбираться от сюда
Въезжаем на грейдер в Павловском. Народ с интересом смотрит на нас. Проходим деревню насквозь и выезжаем в поле. На лево в поля уходит дорога, нам же только вперед. Вскоре начинается живописный спуск к реке Наре. Четко видно – раньше здесь была дорога и, возможно, отличное место для разбойничьих засад – узко, не проскочить. Слева вид огромный отвал, который заканчивается обрывом, Видимо дорога дальше по деревянному мосту, которого сейчас нет и в помине. Останавливаемся и идем на разведку.
Река разлилась широко, течение быстрое. Смеркается, холодновато. Перспективы вновь утонуть (см отчет про Реконь) удручают. Димыч одевает телепузики и идет мерить. Оказалось не все так страшно, правда течение очень сильное – Димыч с трудом передвигается на другой берег. Вот он наконец там, будем пробовать преодолеть на машинах.
Первым стартую я. – без проблем переезжаю на другой берег. Вода даже не залила пол, хотя волна перед капотом пугала. Остальные тоже перебираются – пытаемся сфотографировать, но уже стемнело.
Сразу же за бродом начинаются заросли лесокустарника. Много поваленных деревьев. Достаем пилу, чистим. Пила тупая, периодически слетает цепь. Двигаемся двумя параллельными дорогами – Саша чуть правее, мы с Яковом по левой. Догнали Сашу – он сидел в небольшой луже но уже выбрался. Я тоже маневрирую в ней пытаясь перескочить через лежащее бревно.
Наконец заросли отступают и впереди опять отличная дорога. В смысле, отлично размешанные жидкие грязевые колеи от лесовозов. И все это выходит к переезду. Забавное зрелище.
Сразу за переездом начинается хорошая дорог. Решаем встать на ночевку – делаем разведку право к реке, но упираемся в непроходимые заросли. Возвращаемся обратно и проезжаем деревню Ивановское. Чуть не доезжая Савино опять пытаемся выйти на тракт – уходим левее дороги в поля. Поля сильно размешаны – тут часто ездят. В коне концов упираемся в реку. На другой стороне Захарово. Походив вокруг да около решаем штурмовать брод – оказался не глубоким с твердым песчаным дном. Взбираемся в горку и проезжаем Захарово. За деревней вновь уходим левее по треку.
Вдруг в поле у меня из машины повалил пар, лампочка перегрева зажглась красным. Глушим, выскакиваем – де то потек тосол. Причем конкретно. Как раз слева замечаем небольшой березовый лесок – очень симпатичное место, решаем вставать на ночевку.
Долго пытаемся разжечь костер – веток и палок много, но ничего не горит. Бензин и средство для костра только на минуту выправляют положение. Приходится пилить и тащить из леса свежеупавашие деревья. Костер наконец запылал, мы сели у стола. Водка в тот вечер шла просто сказочно – выпили почти 2 (открыли и 3ю) бутылки (я Димыч и Саша).
Вдруг слышу что Саша с кем то разговаривает. Так так…только сюрпризов нам не хватало (замечу, на часах 2 часа ночи) Оказалось, пришел мужик из соседний деревни. Руках у него фугас. Да да, фугас. Говорит, что сегодня у него день рождения. И в полукилометре у него спрятана полковая мина, которую он и хочет рвануть. Ну день рождения все таки. Саше вроде удалось отправить мужика взрывать его мину. Мы же продолжили. Где то через полчаса он снова вернулся. Говорит, что он ее поджег – будем ждать. Ждать нам уже было не охота и мы в вежливой форме отказались от приглашения продолжить у мужика на дому и завались спать. Мина так и не рванула.
К утру у нас не работало ни одной машины. У меня тек тосол – оказалось, шланг печки попал на коллектор и его прожгло. У Якова машина упорно отказывалась заводится. Все есть и искра и бензин – а никак. Но самое неприятное оказалось у дяди Саши. Они спали в машине, всю ночь работал двигатель. А ром оказалось что помпу разбило и она потекла. Начинаем чинится кто как может. Мне удалось соединить шланги куском трубки яков вроде завелся. Дяд Саше же полностью снял помпу с авто – течет из под оси, ничем не загерметизировать. В итоге решаем тащить Барса на джеках.
С места выдвинулись уже в темноте. Но Якову тащит Барса тяжело, поле заболоченное и раскисшее. Штурмуем брод, лезем обратно в раскисшею горку. Выбираемся в р-не Савино. На сцепе машины едут от силы 40 км в час. Периодически ломаются болты соединяющие джеки, меняем, едем дальше на Износки. После Износок на очередной заправке УАЗАВР подкладывает свинью – у меня умирает коммутатор. Благо оказался утопленный после Рекони. Отлежавшись, он работал как новенький.
Проходим Медынь. Добираемся до Малоярославца. Врем уже за полночь. Тащит в таком темпе не имеет смысла – подходит к концу запас болтов. Решаем поставить Барса на стоянку и а 2-х машинах вернутся в Москву. Перегружаем вещи и стартуем.
В Москве были часа в 3. Разводзим по домам дядю Сашу и Быра – в гараж попал уже в около пол пятого. Вот оно настоящее джиперское счастье –теплая ванна и сухая кровтка.
Чтож, маршрут оказался очень интересным, места красивейшими, а коллектив душевнейшим. Правда, техника немного подвела. Обязательно надо преодолеть оставшийся кусок тракт до Юхнова.