И я сжег все, чему поклонялся{,}. Знаки препинания перед союзом как запятая перед

Татьяна и Сергей Никитины «К ЧЕМУ НАМ БЫТЬ НА „ТЫ“, К ЧЕМУ…»

Из книги Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате автора Гройсман Яков Иосифович

Татьяна и Сергей Никитины «К ЧЕМУ НАМ БЫТЬ НА „ТЫ“, К ЧЕМУ…» Татьяна: Песни Булата Окуджавы появились у нас в Душанбе в конце 50-х, я тогда еще в школе училась. Была весна, много было разговоров о Сталине, о Хрущеве, о XX съезде КПСС. В Душанбе приезжали бывшие узники лагерей,

У каждого есть чему учиться и чему учить

Из книги Конец маркетинга, каким мы его знаем автора Зимен Сержио

У каждого есть чему учиться и чему учить Не поймите сказанное так, будто я сторонник «невмешательства» в менеджменте. Я считаю, что это моя работа обеспечить, чтобы каждый сотрудник вполне понимал стратегию, курс и цели предприятия. И я часто весьма жестко спорю, стараясь

201. Как, когда и чему вы учились? Чему и где продолжаете учиться?

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

201. Как, когда и чему вы учились? Чему и где продолжаете учиться? Когда? Давно… Я окончил МИУ им. Серго Орджоникидзе, страшно сказать, в прошлом веке (в 1989 году).Чему? Моя специальность – инженер-экономист по организации управления в машиностроительной промышленности.Как?

Глава XX Всему приходит свое время Всему… но не для всех

Из книги Бизерта. Последняя стоянка автора Ширинская Анастасия Александровна

Глава XX Всему приходит свое время Всему… но не для всех Среда - день еженедельного самолета в Москву. Много русских в аэропорту Tunis-Carthage. У нас много друзей между уезжающими, и, конечно, мое путешествие, в моем возрасте, после долгих лет изгнания вызывает интерес и

Часть II «И я сжег все, чему поклонялся…» В арьергарде русской революционной армии

автора Хазан Владимир

Часть II «И я сжег все, чему поклонялся…» В арьергарде русской революционной

Часть II «И я сжег все, чему поклонялся…»

Из книги Пинхас Рутенберг. От террориста к сионисту. Том I: Россия – первая эмиграция (1879–1919) автора Хазан Владимир

Часть II «И я сжег все, чему поклонялся…» «Бабушка русской революции» Е.К. Брешко-Брешковская Н.В. Чайковский М.А. Натансон В.Н. Фигнер Е.Е. Лазарев Г.В. Плеханов А.А. Аргунов В.М. Чернов Г. Гапон (1906 г.) Г. Гапон в петле Один из участников казни Г. Гапона А.А.

И я сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал

автора Серов Вадим Васильевич

И я сжег все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал см. Поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему

Поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся Из предания об основателе Франкского государства короле Хлодвиге (ок. 466-511), который принял христианство в 496 г. Этот поступок короля породил легенду о том, что король, будучи на грани поражения в битве при Тольбиаке, в

Сжечь то, чему поклонялся, поклониться тому, что сжигал

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Сжечь то, чему поклонялся, поклониться тому, что сжигал см. Поклониться тому, что сжигап, сжечь то, чему

«Можно всему-всему научиться…»

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

«Можно всему-всему научиться…» Можно всему-всему научиться. И научиться, Как не учиться. Но надо учиться, Как надо учиться! А то неизвестно, что

Зачем Антуан Лавуазье сжигал алмаз?

Из книги Воровство и обман в науке автора Бернатосян Сергей Г

Зачем Антуан Лавуазье сжигал алмаз? Восемнадцатый век, Франция, Париж. Антуан Лоран Лавуазье, один из будущих творцов химической науки, после многолетних экспериментов с разными веществами в тиши своей лаборатории вновь и вновь убеждается в том, что совершил подлинную

«Я не тебе поклонился»

Из книги Достоевский и Апокалипсис автора Карякин Юрий Федорович

«Я не тебе поклонился» Вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу. Ненависть к Соне?! К «вечной Сонечке»? К «тихой Соне», спасающей Раскольникова и готовой идти за ним хоть на край света?.. Здесь, конечно, патология, но только

Царь Соломон поклонялся идолам?

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Царь Соломон поклонялся идолам? По ходу чтения книги Мелахим I, главы 11, у меня созрел вопрос по поводу предложения «И последовал Соломон за Ашторэт, божеством Цидонским, и за Милкомом, мерзостью Аммонитян». В итоге наказан царь Соломон был за строительство капищ для своих

22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но пока Христос признает за иудеями право считаться истинными почителями Бога. Впрочем, Он не говорит, что самаряне не знают истинного Бога: они не понимают только как должно истинного

26. И преклонился человек тот и поклонился Господу,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

26. И преклонился человек тот и поклонился Господу, "И преклонился человек тот и поклонился Господy…" Получив это последнее удостоверение, Елиезер убедился, что его миссия окончена и в порыве горячей благодарности, он молитвенно преклоняется пред всемогущим

И я сжег все, чему поклонялся{,}

Поклонился всему, что сжигал.

Ср. Новым чувствам всем сердцем отдался,

Как ребенок душою я стал:

И я сжег все, чему поклонялся ,

Поклонился всему, что сжигал ....

Тургенев. Дворянское гнездо. 25 и 27. Лаврецкий.

Ср. Я во многом изменился, брат: волны жизни упали на мою грудь: я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, я верую теперь, да, я верую, верую.

Тургенев. Дворянское гнездо. 25.

Ср. Mitis depone colla, Sicamber! incende quod adorasti, adora quod incendisti .

С кротостью преклони шею, Сикамбер! сожги, чему поклонялся (идол), поклоняйся тому, что сжег (кресту).

(Слова св. Ремигия, обращенные к Хлодвигу, королю франков, при крещении его в Реймсе 496 г.)


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "и я сжег все, чему поклонялся{,}" в других словарях:

    См. Поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    И я сжегъ все, чему поклонялся, Поклонился всему, что сжигалъ. Ср. Новымъ чувствамъ всѣмъ сердцемъ отдался, Какъ ребенокъ душою я сталъ: И я сжегъ все, чему поклонялся, Поклонился всему, что̀ сжигалъ.... Тургеневъ. Дворянское гнѣздо. 25 и 27.… …

    Из предания об основателе Франкского государства короле Хлодвиге (ок. 466 511), который принял христианство в 496 г. Этот поступок короля породил легенду о том, что король, будучи на грани поражения в битве при Тольбиаке, в отчаянии молился «богу … Словарь крылатых слов и выражений

    - (иноск.) человек непостоянный (ненадежный товарищ) Эта епанча на оба плеча. Ср. Про него давно толковали, что он переметная сума в глаза лебезит, голубчиком называет, а директору все доносит... Боборыкин. Василий Теркин. 1, 11. Ср. Если бы (они)… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - (иноск.) человѣкъ непостоянный (ненадежный товарищъ). Эта епанча на оба плеча. Ср. Про него давно толковали, что онъ переметная сума въ глаза лебезить, голубчикомъ называетъ, а директору все доноситъ... Боборыкинъ. Василій Теркинъ. 1, 11. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. И я сжег все, чему поклонялся, Поклонился всему, что сжигал … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (греческое sche?mata, латинское figurae) термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение изменений в синтаксическом строе связной речи. Античные риторы сосредоточивают свое внимание преимущественно на отклонениях … Литературная энциклопедия - книга Ж.Т. Тощенко (Москва: Гардарики, 2001). В книге П.Ч. понятие парадокса как специфического класса противоречий сознания, используется для анализа духовной жизни и реальных поступков человека России на рубеже столетий. Парадоксальность здесь … Социология: Энциклопедия

Когда Лаврецкий вернулся домой, его встретил на пороге гостиной человек высокого роста и худой, в затасканном синем сюртуке, с морщинистым, но оживленным лицом, с растрепанными седыми бакенбардами, длинным прямым носом и небольшими воспаленными глазками. Это был Михалевич, бывший его товарищ по университету. Лаврецкий сперва не узнал его, но горячо его обнял, как только тот назвал себя. Они не виделись с Москвы. Посыпались восклицания, расспросы; выступили на свет божий давно заглохшие воспоминания. Торопливо выкуривая трубку за трубкой, отпивая по глотку чаю и размахивая длинными руками, Михалевич рассказал Лаврецкому свои похождения; в них не было ничего очень веселого, удачей в предприятиях своих он похвастаться не мог, — а он беспрестанно смеялся сиплым нервическим хохотом. Месяц тому назад получил он место в частной конторе богатого откупщика, верст за триста от города О..., и, узнав о возвращении Лаврецкого из-за границы, свернул с дороги, чтобы повидаться с старым приятелем. Михалевич говорил так же порывисто, как и в молодости, шумел и кипел по-прежнему. Лаврецкий упомянул было о своих обстоятельствах, но Михалевич перебил его, поспешно пробормотав: «Слышал, брат, слышал, — кто это мог ожидать?» — и тотчас перевел разговор в область общих рассуждений. — Я, брат, — промолвил он, — завтра должен ехать; сегодня мы, уж ты извини меня, ляжем поздно. Мне хочется непременно узнать, что ты, какие твои мнения, убежденья, чем ты стал, чему жизнь тебя научила? (Михалевич придерживался еще фразеологии тридцатых годов.) Что касается до меня, я во многом изменился, брат: волны жизни упали на мою грудь, — кто, бишь, это сказал? — хотя в важном, существенном я не изменился; я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, — я верую теперь, да — я верую, верую. Послушай, ты знаешь, я пописываю стихи; в них поэзии нет, но есть правда. Я тебе прочту мою последнюю пиесу: в ней я выразил самые задушевные мои убеждения. Слушай. Михалевич принялся читать свое стихотворение; оно было довольно длинно и оканчивалось следующими стихами:

Новым чувствам всем сердцем отдался,
Как ребенок душою я стал:
И я сжег всё, чему поклонялся,
Поклонился всему, что сжигал.

Произнося последние два стиха, Михалевич чуть не заплакал; легкие судороги — признак сильного чувства — пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Лаврецкий слушал его, слушал... дух противоречия зашевелился в нем: его раздражала всегда готовая, постоянно кипучая восторженность московского студента. Четверти часа не прошло, как уже загорелся между ними спор, один из тех нескончаемых споров, на который способны только русские люди. С оника, после многолетней разлуки, проведенной в двух различных мирах, не понимая ясно ни чужих, ни даже собственных мыслей, цепляясь за слова и возражая одними словами, заспорили они о предметах самых отвлеченных — и спорили так, как будто дело шло о жизни и смерти обоих: голосили и вопили так, что все люди всполошились в доме, а бедный Лемм, который с самого приезда Михалевича заперся у себя в комнате, почувствовал недоуменье и начал даже чего-то смутно бояться. — Что же ты после этого? разочарованный? — кричал Михалевич в первом часу ночи. — Разве разочарованные такие бывают? — возражал Лаврецкий, — те все бывают бледные и больные — а хочешь, я тебя одной рукой подниму? — Ну, если не разочарований, то скептык, это еще хуже (выговор Михалевича отзывался его родиной, Малороссией). А с какого права можешь ты быть скептиком? Тебе в жизни не повезло, положим; в этом твоей вины не было: ты был рожден с душой страстной, любящей, а тебя насильственно отводили от женщин; первая попавшаяся женщина должна была тебя обмануть. — Она и тебя обманула, — заметил угрюмо Лаврецкий. — Положим, положим; я был тут орудием судьбы, — впрочем, что это я вру, — судьбы тут нету; старая привычка неточно выражаться. Но что ж это доказывает? — Доказывает то, что меня с детства вывихнули. — А ты себя вправь! на то ты человек, ты мужчина; энергии тебе не занимать стать! — Но как бы то ни было, разве можно, разве позволительно — частный, так сказать, факт возводить в общий закон, в непреложное правило? — Какое тут правило? — перебил Лаврецкий, — я не признаю... — Нет, это твое правило, правило, — перебивал его в свою очередь Михалевич. — Ты эгоист, вот что! — гремел он час спустя, — ты желал самонаслажденья, ты желал счастья в жизни, ты хотел жить только для себя... — Что такое самонаслажденье? — И всё тебя обмануло; всё рухнуло под твоими ногами. — Что такое самонаслажденье, спрашиваю я тебя? — И оно должно было рухнуть. Ибо ты искал опоры там, где ее найти нельзя, ибо ты строил свой дом на зыбком песке... — Говори ясней, без сравнений, ибо я тебя не понимаю. — Ибо, — пожалуй, смейся, — ибо нет в тебе веры, нет теплоты сердечной; ум, всё один только копеечный ум... ты просто жалкий, отсталый вольтериянец — вот ты кто! — Кто, я вольтериянец? — Да, такой же, как твой отец, и сам того не подозреваешь. — После этого, — воскликнул Лаврецкий, — я вправе сказать, что ты фанатик! — Увы! — возразил с сокрушеньем Михалевич, — я, к несчастью, ничем не заслужил еще такого высокого наименования... — Я теперь нашел, как тебя назвать, — кричал тот же Михалевич в третьем часу ночи, — ты не скептик, не разочарованный, не вольтериянец, ты — байбак, и ты злостный байбак, байбак с сознаньем, не наивный байбак. Наивные байбаки лежат себе на печи и ничего не делают, потому что не умеют ничего делать; они и не думают ничего, а ты мыслящий человек — и лежишь; ты мог бы что-нибудь делать — и ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом кверху и говоришь: так оно и следует, лежать-то, потому что всё, что люди ни делают, — всё вздор и ни к чему не ведущая чепуха. — Да с чего ты взял, что я лежу? — твердил Лаврецкий, — почему ты предполагаешь во мне такие мысли? — А сверх того, вы все, вся ваша братия, — продолжал неугомонный Михалевич, — начитанные байбаки. Вы знаете, на какую ножку немец хромает, знаете, что́ плохо у англичан и у французов, — и вам ваше жалкое знание в подспорье идет, лень вашу постыдную, бездействие ваше гнусное оправдывает. Иной даже гордится тем, что я, мол, вот умница — лежу, а те, дураки, хлопочут. Да! А то есть у нас такие господа — впрочем, я это говорю не на твой счет, — которые всю жизнь свою проводят в каком-то млении скуки, привыкают к ней, сидят в ней, как... как грыб в сметане, — подхватил Михалевич и сам засмеялся своему сравнению. — О, это мление скуки — гибель русских людей! Весь век собирается работать противный байбак... — Да что ж ты бранишься! — вопил в свою очередь Лаврецкий. — Работать... делать... Скажи лучше, что делать, а не бранись, Демосфен полтавский! — Вишь, чего захотел! Это я тебе не скажу, брат; это всякий сам должен знать, — возражал с иронией Демосфен. — Помещик, дворянин — и не знает, что делать! Веры нет, а то бы знал; веры нет — и нет откровения. — Дай же по крайней мере отдохнуть, чёрт; дай оглядеться, — молил Лаврецкий. —Ни минуты отдыха, ни секунды! — возражал с повелительным движением руки Михалевич. — Ни одной секунды! Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна. — И когда же, где же вздумали люди обайбачиться? — кричал он в четыре часа утра, но уже несколько осипшим голосом. — У нас! теперь! в России! когда на каждой отдельной личности лежит долг, ответственность великая перед богом, перед народом, перед самим собою! Мы спим, а время уходит; мы спим... — Позволь мне тебе заметить, — промолвил Лаврецкий, — что мы вовсе не спим теперь, а скорее другим не даем спать. Мы, как петухи, дерем горло. Послушай-ка, это, никак, уже третьи кричат. Эта выходка рассмешила и успокоила Михалевича. «До завтра», — проговорил он с улыбкой и всунул трубку в кисет. «До завтра», — повторил Лаврецкий. Но друзья еще более часу беседовали... Впрочем, голоса их не возвышались более, и речи их были тихие, грустные, добрые речи. Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий. Федору Ивановичу не удалось убедить его остаться; но наговорился он с ним досыта. Оказалось, что у Михалевича гроша за душой не было. Лаврецкий уже накануне с сожалением заметил в нем все признаки и привычки застарелой бедности: сапоги у него были сбиты, сзади на сюртуке недоставало одной пуговицы, руки его не ведали перчаток, в волосах торчал пух; приехавши, он и не подумал попросить умыться, а за ужином ел, как акула, раздирая руками мясо и с треском перегрызая кости своими крепкими черными зубами. Оказалось также, что служба не пошла ему впрок, что все надежды свои он возлагал на откупщика, который взял его единственно для того, чтобы иметь у себя в конторе «образованного человека». Со всем тем Михалевич не унывал и жил себе циником, идеалистом, поэтом, искренно радея и сокрушаясь о судьбах человечества, о собственном призвании — и весьма мало заботясь о том, как бы не умереть с голоду. Михалевич женат не был, но влюблялся без счету и писал стихотворения на всех своих возлюбленных; особенно пылко воспел он одну таинственную чернокудрую «панну»... Ходили, правда, слухи, будто эта панна была простая жидовка, хорошо известная многим кавалерийским офицерам... но, как подумаешь — разве и это не всё равно? С Леммом Михалевич не сошелся: немца, с непривычки, запугали его многошумные речи, его резкие манеры... Горемыка издали тотчас чует другого горемыку, но под старость редко сходится с ним, и это нисколько не удивительно: ему с ним нечем делиться, — даже надеждами. Перед отъездом Михалевич еще долго беседовал с Лаврецким, пророчил ему гибель, если он не очнется, умолял его серьезно заняться бытом своих крестьян, ставил себя в пример, говоря, что он очистился в горниле бед, — и тут же несколько раз назвал себя счастливым человеком, сравнил себя с птицей небесной, с лилией долины... — С черной лилией, во всяком случае, — заметил Лаврецкий. — Э, брат, не аристократничай, — возразил добродушно Михалевич, — а лучше благодари бога, что и в твоих жилах течет честная плебейская кровь. Но я вижу, тебе нужно теперь какое-нибудь чистое, неземное существо, которое исторгло бы тебя из твоей апатии... — Спасибо, брат, — промолвил Лаврецкий, — с меня будет этих неземных существ. — Молчи, цынык! — воскликнул Михалевич. — «Циник», — поправил его Лаврецкий. — Именно цынык, — повторил, не смущаясь, Михалевич. Даже сидя в тарантасе, куда вынесли его плоский, желтый до странности легкий чемодан, он еще говорил; окутанный в какой-то испанский плащ с порыжелым воротником и львиными лапами вместо застежек, он еще развивал свои воззрения на судьбы России и водил смуглой рукой по воздуху, как бы рассеивая семена будущего благоденствия. Лошади тронулись наконец... «Помни мои последние три слова, — закричал он, высунувшись всем телом из тарантаса и стоя на балансе, — религия, прогресс, человечность!.. Прощай!» Голова его, с нахлобученной на глаза фуражкой, исчезла. Лаврецкий остался один на крыльце — и пристально глядел вдаль по дороге, пока тарантас не скрылся из виду. «А ведь он, пожалуй, прав, — думал он, возвращаясь в дом, — пожалуй что я байбак». Многие из слов Михалевича неотразимо вошли ему в душу, хоть он и спорил и не соглашался с ним. Будь только человек добр, — его никто отразить не может.

В разделе на вопрос "Сожги то, чему поклонялся, поклоняйся тому, что сжигал" - -это о чем? заданный автором Loch Ness лучший ответ это Поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся
Из предания об основателе Франкского государства короле Хлодвиге (ок. 466-511), который принял христианство в 496 г. Этот поступок короля породил легенду о том, что король, будучи на грани поражения в битве при Тольбиаке, в отчаянии молился «богу Клотильды» (его жена Клотильда была уже христианкой, хотя сам он оставался язычником) .
Одержав победу в этом сражении, король окончательно уверовал во Христа и принял христианскую веру. И когда архиепископ реймскип Ремигий (ок. 440-533) совершал над королем обряд крещения, он, по этой легенде, сказал Хлодвигу: Поклонись тому, что сжигал, и сожги то, чему поклонялся.
Эта легенда была изложена епископом Тура (историческая область Галлия во Франции) и историком Григорием Турским (ок. 540 - ок. 594) в его труде (кн. 2, гл. 21) «История франков» (до 591, первое изд. 1522), который и поныне служит основным источником по истории Франкского государства V-VI вв.
Так, на основе этого сочинения известный французский историк Огюстен Тьерри (1795-1856) написал свою книгу «Рассказы из времен меровингов» (1840), которая имела огромный успех во Франции, а также была хорошо известна и в России. Впоследствии легенда о крещении короля Хлодвига неизменно присутствовала в каждой книге по истории Франции
В России выражение стало особенно популярным после того, как вышла в свет повесть «Дворянское гнездо» (1859) Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883). Там один из ее героев (Михалевич) читает стихи (гл. 25), написанные для романа самим Тургеневым:
Новым чувствам всем сердцем отдался.
Как ребенок душою я стал,
И я сжег все, чему поклонялся,
Поклонился всему, что сжигал.
Но эта мысль часто встречалась в русской литературе и раньше, например, в статье «Взгляд на русскую литературу после смерти Пушкина» (1847) поэта Петра Вяземского. Касаясь в ней положения дел во французской литературе, он пишет, что Сент-Бёв был одно время поклонником Шатобриана, но потом, изменив свои взгляды, издал книгу, направленную против своего недавнего кумира. Это русский поэт комментирует так: «Он сжег то, что прежде обожал» .
П. А. Вяземский и И. С. Тургенев использовали один и тот же источник французского происхождения, а разность их версий объясняется тем, что французский глагол adorer (обожать, поклоняться) они перевели по-разному, что вполне возможно благодаря его многозначности.
Иносказательно о нелегком расставании с прошлым; о перемене убеждений, принципов; о ренегатстве (ирон.).