Интенсив-тренинг по химии - занятие. Подготовка к егэ по химии с нуля

Подготовка к олимпиаде по химии

Подготовиться к олимпиадам можно в кружках в Химическом лицее на Юго-Востоке (для учеников 9-11 классов) и в Центре педагогического мастерства (для учеников 7-9 классов). Занятия проводятся в течение всего года. Заниматься в этих кружках эффективнее, если вы уже хотя бы немного знаете химию, поэтому в группы олимпиадных занятий есть отбор: тест для 7-9 классов и наличие некоторых олимпиадных успехов в прошлом для 10-11 классов. Узнать условия приема, расписание тестов и консультаций к ним, а также примеры заданий можно на сайте "Подготовка к олимпиадам по химии".

Кроме того, для кандидатов в сборную команду Москвы несколько раз в год проводятся сборы. На осенние выездные сборы приглашаются те, кто успешно выступил на заключительном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников и на муниципальном этапе для 8 класса. Сборы перед заключительным этапом проходят в марте - в них участвуют члены команды Москвы (участники, приглашенные на финал Всероссийской олимпиады). В апреле или мае, сразу после заключительного этапа, проводятся выездные сборы для подготовки сильных учеников 8-10 классов к участию в соревновании в следующем году.

Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по химии.

Самоподготовка

Литература и интернет-ресурсы, которые могут быть полезны в самостоятельной подготовке к Всероссийской олимпиаде, собраны на страницах http://info.olimpiada.ru/intro/chem и .

Кроме того, ежегодно к муниципальному этапу запускаются онлайн-курсы для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются материалы для подготовки, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции. Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.

КГБОУ НПО Профессиональный электротехнический лицей № 7

Методика проведения химического тренинга по теме «Неорганические кислоты»

Цели тренинга :

    развитие умений учащихся в написании химических формул кислот, уравнений химических реакций свойств, решении расчетных химических задач на определение молярной массы, массы кислоты и полученных в результате реакции веществ, проведении лабораторных опытов;

    закрепление знаний учащихся о классификации неорганических кислот, химических свойствах и основных способах их получения.

Оборудование : 1) ПК и видеопроектор; 2) игровой мяч для проведения разминок; 3) ватман (4 листа), фломастеры (4 упаковки), маркеры, вырезки из химических журналов; 4) задания, тесты.

Время проведения : 2 часа (перерыв – 10 минут).

Ход тренинга:

1.Знакомство участников. Приветствие участников тренинга.

2. Цель тренинга. Участники тренинга знакомятся с целью его проведения. Необходимо напомнить, что цель – конечный результат тренинга, на который он направлен.

3. Знакомство учащихся с правилами участия в тренинге :

Правило развития умений и навыков;

Правило активности участников;

Правило дисциплины;

Правило «отключить сотовые телефоны»;

Правило ответственности;

Правило личных высказываний: «Я смог…», «Я сделал…», «У меня получилось/не получилось…» и т.п.;

Правило обратной связи (после каждого упражнения, задания каждый участник должен в группе рассказать, что получилось, что не получилось и как он будет развивать в дальнейшем собственные химические умения, навыки);

Правило «здесь и сейчас».

4. Упражнение «Дерево желаний» : каждый учащийся на отдельном листе пишет свое желание, например: «научиться писать химические формулы кислот», «решать расчетные задачи с нахождением молярной массы кислоты», «проводить лабораторные опыты с описанием свойств кислот» и др. Желания должны совпадать с темой и целью тренинга. Каждый учащийся, написав собственное желание, прикрепляет его к импровизированному дереву желаний. В конце тренинга учащийся берет свой листок желания и на его оборотной стороне пишет, осуществилось его желание или нет.

5. Информация для закрепления (показ презентации):

Структурная химическая формула неорганических кислот:

H x [ кислотный остаток ] y


Где Н – водород, x – количество атомов водорода, y – количество

кислотных остатков

HCl H 2 SO 4 H 3 PO 4

HNO 3 H 2 CO 3

HF

5. Упражнение «Работа в парах» : желательно в каждой паре должен быть учащийся с хорошей подготовкой по химии. В парах даются задания по написанию химических элементов, формул и решению задач. Для каждой пары разрабатывается задание и в тетрадях каждый участник записывает ход выполнения задания. После этого ведущий тренинга или супервайзер (на каждом тренинге выбирается учащийся, который будет осуществлять роль ответственного наблюдателя) оценивают результаты выполнения упражнения. На выполнение задания дается 10-15 минут.

Примеры заданий:

5.1. Написать химическую формулу серной кислоты, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли серной кислоты.

5 .2. Написать химическую формулу соляной, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли соляной кислоты.

5.3. Написать химическую формулу азотной кислоты, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли азотной кислоты.

5.4. Написать химическую формулу фосфорной кислоты, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли фосфорной кислоты.

5.5. Задача № 1 . 40 г. серной кислоты вступило в реакцию с цинком. Найти массу образовавшейся соли.

Задача № 2 . Найти объем выделившегося газа в реакции соляной кислоты и меди. Масса металла, вступившего в реакцию, составляет 25 г.

Задача № 3 . Найти массу образовавшегося осадка белого цвета в химической реакции 65 г. серной кислоты и хлорида бария.

6. Упражнение «Работа в микрогруппах» : каждой микрогруппе, состоящей из 4-5 человек, дается проблемное задание, которое они должны решить и представить его решение перед группой. Все участники группы дополняют и оценивают результат его выполнения. На выполнение задания дается 10-15 минут.

Примеры заданий:

6.1. Определить реагируют следующие вещества в реакции или нет:

C O 2 + H 2 SO 4

6.2. Определить реагируют следующие вещества в реакции или нет:

ц еллюлоза + H 2 SO 4

Написать условия возможной химической реакции или причины отсутствия ее. Представить решение перед всей группой.

6.3. Угольная кислота H 2 CO 3 широко используется в пищевой промышленности. Определите возможности использования угольной кислоты в домашних условиях. Напишите уравнения химических реакций. Чем ценна угольная кислота для человека?

7. Упражнение «Химическая разминка». Все участники встают в круг. Ведущий берет в руки мяч и говорит о том, что мяч будет играть роль электрона, который постоянно хаотически перемещается от одного игрока к другому. Ведущий бросает мяч другому игроку, при этом говорит о том, что он становится «положительно заряженным». Например, я натрий – нейтральный атом, отдаю электрон Андрею и становлюсь положительно заряженным. Андрей, принимая мяч, проговаривает следующую фразу: «Я, Андрей-кальций, имея нейтральный заряд, беру электрон и становлюсь отрицательно заряженным. Я, Андрей-кальций, отдаю электрон Юлии-медь и вновь становлюсь нейтральным». Итак проводится разминка до последнего игрока.

Последний игрок делает вывод об окислительно-восстановительных реакциях. Разминка длится 10-15 минут.

8. Упражнение «Химическая газета» : участники тренинга составляют химическую стенгазету по теме «Неорганические кислоты в профессии и жизни человека», которая может быть представлена на ежемесячном конкурсе химических стенгазет. Стенгазета может быть представлена на бумажном носителе (ватмане) или в электронном виде (презентация, формат Word ) с размещением их на сайте химии и биологии лицея в разделе «Химическое творчество учащихся: конкурсные работы».

9. Упражнение «Лицом к лицу» (работа в парах): каждый участник пары озвучивает свои пробелы в знаниях по неорганическим кислотам и выбирает наиболее эффективный способ их устранения. После этого они вместе, применяя выбранный ими способ, тренируются в коррекции знаний и умений. Перед упражнением ведущий должен представить пример проведения данного упражнения перед группой с одним из учащихся. Например, учащийся говорит ведущему: «Я плохо пишу химические формулы кислот». Ведущий: «Подумай, почему ты плохо пишешь химические формулы кислот. Что тебе нужно сделать, чтобы их писать лучше?». Учащийся: «По-всей видимости я плохо пишу химические формулы кислот по причине пробелов в знаниях химических элементов периодической системы. Я думаю, что лучший способ устранения этого недостатка – ежедневная тренировка в написании формул простых и сложных веществ с помощью таблицы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева».

10. Упражнение «Химический тест» : его можно выполнять в парах или микрогруппах. После его выполнения он проводится участником каждой микрогруппы перед тренинговой группой. На выполнение задания дается 10 минут.

Химический тест по теме «Неорганические кислоты»

    Выберите из нижеперечисленных, двухосновные неорганические кислоты. Выбранные кислоты отметьте галочками:

а) HNO 3 в) H 2 CO 3 д) HMnO 4 ж) H 2 SiO 3

б) H 2 SO 4 г) H 3 PO 4 е) H 2 SO 3

    Какой газ выделяется при взаимодействии мела CaCO 3 и серной кислоты? Выберите

вариант и отметьте его галочкой:

а) H 2 б) CO в) CO 2

    Выберите из нижеперечисленных, слабые неорганические кислоты. Выбранные кислоты отметьте галочками:

а) HNO 3 в) H 2 CO 3 д) HCl ж) H 2 SiO 3

б) H 2 SO 4 г) H 3 PO 4 е) H 2 SO 3 з) HF

    Из какой неорганической кислоты образуются соли – сульфаты? Выберите необходимый вариант и отметьте его галочкой:

а) H 2 CO 3 б) HCl в) H 2 SO 4 г) H 3 PO 4 д) HF

    Выберите из нижеперечисленных неорганических кислот, которые используются в производстве минеральных удобрений. Выбранные ответы отметьте галочками:

а) HNO 3 в) H 2 CO 3 д) HMnO 4 ж) H 2 SiO 3

б) H 2 SO 4 г) H 3 PO 4 е) H 2 SO 3

11. Упражнение «Интерактивная химия» : в парах, микрогруппах даются задания по теме «Неорганические кислоты», которые размещены на сайте химии и биологии лицея. Используя технологии wi-fi , пара или микрогруппа выполняет задание и представляет ход его решения в группе, используя видеопроектор. На выполнение задания дается 15 минут.

12. Упражнение «Обратная связь» : в конце каждого тренинга каждый его участник проговаривает перед группой, что у него получилось (не получилось) на тренинге и каковы его действия в дальнейшем. Начинается упражнение с ведущего тренинга.

Заключение. Ведущий тренинга подводит его итог. Дается оценка активности, дисциплины участников и задание на следующий химический тренинг.

ЕГЭ 2016. Химия. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности. Под ред. Доронькина В.Н.

Р. на Д.: 2015. - 528 с.

Предлагаемое пособие предназначено для начального этапа активной подготовки к ЕГЭ по химии. Оно включает более 2500 заданий базового и повышенного уровней сложности, объединённых по тематическому принципу. Каждый раздел, кроме тренировочных материалов, включает разнообразные примеры выполнения заданий с подробным разбором и объяснением решений. Большое количество разобранных примеров (более 80) даёт возможность обучающимся освоить методику выполнения заданий ЕГЭ. Кроме того, в книгу включён краткий справочник, который содержит необходимые для выполнения заданий сведения. Все задания, включённые в книгу, могут быть использованы не только для подготовки к ЕГЭ, но и для проведения текущего и промежуточного контроля. Издание адресовано обучающимся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, абитуриентам, учителям и методистам. Книга является частью учебно-методического комплекса "Химия. Подготовка к ЕГЭ".

Формат: pdf

Размер: 7 Мб

Смотреть, скачать: 14 .12.2018г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Легион" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Некоторые формулы и обозначения 6
Краткий справочник 9
1. Строение вещества 9
1.1. Строение атома и Периодическая система 9
1.2. Химическая связь 12
2. Химическая кинетика и химическое равновесие 15
3. Окислительно-восстановительные процессы в химии 17
3.1. Основные понятия 17
3.2. Метод электронного баланса 18
3.3. Электролиз растворов и расплавов электролитов 19
3.4. Коррозия металлов и защита от коррозии 21
4. Теория электролитической диссоциации 23
4.1. Ионные уравнения реакций 24
4.2. Понятие о кислотности среды 25
4.3. Гидролиз солей 26
5. Неорганическая химия 28
5.1. Классификация неорганических веществ 28
5.2. Названия неорганических веществ 30
5.3. Общие химические свойства неорганических веществ 31
6. Органическая химия 36
6.1. Классификация органических веществ 36
6.2. Названия органических веществ 39
6.3. Строение органических веществ и их реакционная способность 43
6.4. Химические свойства углеводородов 53
6.5. Химические свойства кислородсодержащих производных углеводородов 61
6.6. Азотсодержащие вещества 72
7. Решение задач 73
7.1. Задачи на вывод формул веществ 73
7.2. Расчёты, связанные с концентрацией растворов 78
7.3. Задачи на «избыток - недостаток» и «чистое вещество» 79
7.4. Задачи «на выход реакции» 80
7.5. Задачи на смеси веществ 81
7.6. Задачи «на материальный баланс» 83
Тренировочные задания 86
Часть 1. Базовый уровень 86
Вопрос 1. Строение электронных оболочек атомов
элементов первых четырех периодов: s-, р-
и ^/-элементы. Электронная конфигурация атома.
Основное и возбуждённое состояние атомов 86
Вопрос 2. Закономерности изменения химических
свойств элементов и их соединений по периодам
и группам. Общая характеристика металлов
IA-IIIA групп в связи с их положением
в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов - меди, цинка,
хрома, железа - по их положению в Периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева
и особенностям строения их атомов. Общая
характеристика неметаллов IVA-VIIA групп в связи
с их положением в Периодической системе
химических элементов Д.И. Менделеева
и особенностями строения их атомов 91
Вопрос 3. Ковалентная химическая связь,
её разновидности и механизмы образования.
Характеристики ковалентной связи (полярность
и энергия связи). Ионная связь. Металлическая
связь. Водородная связь 107
Вопрос 4. Электроотрицательность. Степень окисления
и валентность химических элементов 113
Вопрос 5. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения. Тип кристаллической решётки.
Зависимость свойств веществ от их состава
и строения 117
Вопрос 6. Классификация неорганических веществ.
Номенклатура неорганических веществ (тривиальная
и международная). Классификация органических
веществ. Номенклатура органических веществ
(тривиальная и международная) 123
Вопрос 7. Характерные химические свойства простых
веществ-металлов: щелочных, щёлочно-земельных,
алюминия, переходных металлов - меди, цинка,
хрома, железа. Характерные химические свойства

кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния 137
Вопрос 8. Характерные химические свойства оксидов:
оснбвных, амфотерных, кислотных 144
Вопрос 9. Характерные химические свойства оснований
и амфотерных гидроксидов. Характерные химические
свойства кислот 148
Вопрос 10. Характерные химические свойства солей:
средних, кислых, оснбвных; комплексных
(на примере соединений алюминия и цинка) 155
Вопрос 11. Взаимосвязь неорганических веществ 160
Вопрос 12. Теория строения органических соединений:
гомология и изомерия (структурная
и пространственная). Взаимное влияние атомов
в молекулах. Типы связей в молекулах органических
веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода.
Радикал. Функциональная группа 173
Вопрос 13. Характерные химические свойства углеводородов:
алканов, циклоалканов, алкенов,

(бензола и толуола) 184
Вопрос 14. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов;
фенола 199
Вопрос 15. Характерные химические свойства
альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных
эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки,
углеводы (моносахариды, дисахариды,
полисахариды) 212
Вопрос 16. Основные способы получения
углеводородов (в лаборатории). Основные способы
получения кислородсодержащих органических
веществ (в лаборатории) 234
Вопрос 17. Взаимосвязь углеводородов
и кислородсодержащих органических соединений 249
Вопрос 18. Классификация химических реакций
в неорганической и органической химии 261
Вопрос 19. Скорость реакции, её зависимость
от различных факторов 269
Вопрос 20. Обратимые и необратимые химические
реакции. Химическое равновесие. Смещение
равновесия под действием различных факторов 280
Вопрос 21. Электролитическая диссоциация
электролитов в водных растворах. Сильные и слабые
электролиты. Реакции ионного обмена 289
Вопрос 22. Правила работы в лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Правила
безопасности при работе с едкими, горючими
и токсичными веществами, средствами бытовой
химии. Научные методы исследования химических
веществ и превращений. Методы разделения смесей
и очистки веществ. Качественные реакции на
неорганические вещества и ионы. Идентификация
органических соединений 307
Вопрос 23. Понятие о металлургии: общие способы
получения металлов. Общие научные принципы
химического производства (на примере
промышленного получения аммиака, серной
кислоты, метанола). Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия. Природные
источники углеводородов, их переработка.
Высокомолекулярные соединения. Реакции
полимеризации и поликонденсации. Полимеры.
Пластмассы, волокна, каучуки 317
Вопрос 24. Вычисление массы растворённого вещества,
содержащегося в определённой массе раствора
с известной массовой долей; вычисление массовой
доли вещества в растворе 329
Вопрос 25. Расчёты объёмных отношений газов
при химических реакциях. Тепловой эффект
химической реакции. Термохимические уравнения.
Расчёты теплового эффекта реакции 337
Вопрос 26. Расчёты массы вещества или объёма газов
по известному количеству вещества, массе или
объёму одного из участвующих в реакции веществ 344
Часть 2. Повышенный уровень. 350
Вопрос 27. Классификация неорганических веществ.
Классификация и номенклатура органических
соединений 350
Вопрос 28. Электроотрицательность. Степень окисления
и валентность химических элементов. Реакции
окислительно-восстановительные.
Коррозия металлов и способы защиты от неё 364
Вопрос 29. Электролиз расплавов и растворов
(солей, щелочей, кислот) 376
Вопрос 30. Гидролиз солей. Среда водных растворов:
кислая, нейтральная, щелочная 384
Вопрос 31. Характерные химические свойства
неорганических веществ: простых веществ-металлов -
щелочных, щёлочно-земельных, алюминия;
переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа;
простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов,
кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния;
оксидов: основных, амфотерных, кислотных;
оснований и амфотерных гидроксидов; кислот; солей:
средних, кислых, основных, комплексных
(на примере соединений алюминия и цинка) 392
Вопрос 32. Качественные реакции на неорганические
вещества и ионы. Качественные реакции
органических соединений 412
Вопрос 33. Характерные химические свойства
углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов,
диенов, алкинов, ароматических углеводородов
(бензола и толуола). Ионный (правило
В.В. Марковникова) и радикальный механизмы
реакций в органической химии 463
Вопрос 34. Характерные химические свойства
предельных одноатомных и многоатомных спиртов;
фенола; альдегидов, предельных карбоновых кислот,
сложных эфи^в 477
Вопрос 35. Характерные химические свойства
азотсодержащих органических соединений - аминов
и аминокислот. Биологически важные вещества:
жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды,
полисахариды), белки 488
Ответы 500
Литература 514

Интенсив-тренинг по химии - уникальная возможность в кратчайшие сроки повторить уже пройденный материал или освоить новый.

В школе на изучение одного учебника по химии отводится 70 часов, но, не смотря на такое огромное количество потраченного времени, результат не удовлетворяет ни учеников, ни родителей. И, даже если оценка 5, 6 или 7 баллов, то уровень знаний чаще всего гораздо ниже.

Мой курс включает 7-9 занятий (в зависимости от класса). Перед началом каждого цикла занятий ученикам рекомендовано пройти тестирование, чтобы помочь определить уровень знаний и подходящую группу. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 95 минут. За время курса удается повторить уже пройденный класс или изучить материал на год вперед, решить более 1000 заданий (около 50 заданий за занятие). Уже после 4 занятий поднимается оценка в школе, ученик самостоятельно решает задачи, владеет теоретическим материалом, сам подтягивает школьную программу. Моей основной задачей является заинтересовать! Если ученику интересно, то он не замечает времени, ему нравится занятие, он хочет узнать еще и еще. И каково же удивление ученика в конце занятия, когда, смотря на часы, он не может поверить, что успело пройти целых 95 минут! Такая реакция и есть один из главных показателей эффективности методики! Чтобы достигнуть данной цели, я использую целый ряд приемов и методов. Подробней читайте в разделе «методика» на сайте HIMIK.BY

Наши преимущества:

Высокая результативность

Возможность научиться учиться быстро и интересно!

После прохождения курса - оценка поднимается минимум на 2 балла

Не нужно покупать дополнительную литературу

Мини-группы 5-7 человек

Расположение в центре Минска возле метро

Самые низкие цены

Вся информация на сайте HIMIK.BY или по телефону 8 029 1602425.