История 30 годов 19 века. Социальный состав населения

Конспект по истории России

После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. Таковым явилась теория С.С.Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уважение к отечественному..." Ее основными лозунгами были: православие, самодержавие, народность.

Однако, Уваровская триада не получила широкой поддержки в русском обществе. Вопреки официальному противодействию, общественное движение развивалось, и в 40-х годах в нём происходит чёткое размежевание. Феодально- крепостнический строй доживал последнее десятилетие. Трезвомыслящие люди задумывались: что придёт ему на смену, по какому пути пойдёт развитие России.

В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России : славянофилы, западники и революционеры.

Западники – это первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков и другие. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества. Поэтому задача полуварварской России, лишь со временем Петра Великого соприкоснувшейся с общечеловеческой культурой, как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

Противниками западников стали славянофилы , враждебно относившиеся к Западу и идеализировавшие допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа, верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев и другие.

Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей "самобытностю", основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных "отклонений". Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России. Московское царство соответствовало более духу и характеру русского народа, чем монархия, построенная Петром I по европейским образцам. Таким образом, славянофильское учение до мозга костей отражало российскую почвенность и отрицало все или почти все, привносимое в быт россиян извне, и особенно из Европы. Славянофилы выдвинули реакционную идею объединения славянских народов под эгидой русского царя (панславизм).

В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.

Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право; оба выступали против существующего государственного управления; оба требовали свободы слова и печати.

В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли – революционно-демократическое . Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко.

С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. На революционных демократов огромное влияние оказывали труды Сен-Симона и Фурье. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры также считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны.

Утопичность их взглядов очевидна – они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине, которая понималась ими как "зародыш социализма". Они не замечали частнособственнических инстинктов в русской деревне и не предвидели классовой борьбы в ней. При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.

Общественное движение в России в 30-40-е годы XIX века

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общественное движение в России в 30-40-е годы XIX века
Рубрика (тематическая категория) Политика

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделœения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 ᴦ. в Московском университете братьями П., В. и М.Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.

В 1831 ᴦ. царской охранкой был раскрыт и разгромлен кружек Н.П.Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 ᴦ. в Московском университете действовало ʼʼЛитературное общество 11 нумераʼʼ, участником которого был В.Г.Белинский. В 1834 ᴦ. раскрыт кружок А.И.Герцена.

В 30-40 гᴦ. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С.Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П.Погодин, С.П.Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I .

Западничество возникло в 30-40 гᴦ. XIX в. в кругу представителœей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, Е.Ф.Корш, П.В.Анненков, В.П.Боткин). Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В.Петрашевского, который за четыре года существования посœетили передовые представители общества (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, П.А.Федотов, М.И.Глинка, П.П.Семенов, А.Г.Рубинштейн, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой).

Общественное движение в России в 30-40-е годы XIX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в России в 30-40-е годы XIX века" 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в...

  • 6. Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских завоевателей
  • 7. Северо-восточная Русь в конце 13-первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 8. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 9. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 10. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы 1550 года.
  • 11. Опричнина и её последствия
  • 12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.
  • 18. Социальные движения в 17 веке.
  • 19. Русская культура 17 века
  • 20. Россия в коне 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 23. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 24. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 25. Внешняя политика Екатерины 2
  • 26. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 27. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 28. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 29. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 32. Социально-экономическое развитие России в 60-е-90-е годы 19 века
  • 33. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 34. Революционное народничество в 1870-х – начале 1880-х
  • 35. Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века
  • 36. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 37. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
  • 38. Культура России в начале 20 века
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 43. Россия в первой Мировой войне.
  • 44. Февральская революция 1917 года в России.
  • 45. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 46. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 47. Советская страна в период нэПа.
  • 48. Образование ссср.
  • 49. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы 20 века.
  • 50. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 51. Индустриализация в ссср.
  • 52. Коллективизация сельского хозяйства в ссср.
  • 53. Политика советского правительства в области культуры в 20-е – 30-е годы 20 века
  • 54. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 55. Ссср в годы вов
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 59. Внешн. Пол-ка ссср в 1946-53гг.
  • 60. Духовная и культурная жизнь в ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 62. Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века
  • 63. Перестройка в ссср.
  • 64. Новый внешнеполитический курс ссср в годы перестройки
  • 65. Духовная жизнь советского общества в период перестройки
  • 66. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 67. Внутренняя политика России на рубеже 20-21 веков
  • 68. Место России в современных международных отношениях.
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века

    Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:

    > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

    > революционное и правительственное направления окончательно разошлись;

    > его участники не имели возможности реализовать свои

    идеи на практике.

    Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:

    > консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);

    > западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

    > революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).

    После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

    В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь.

    Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.

    31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века

    В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.

    19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.

    По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

    В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

    По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

    В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.

    Вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

    Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.

    В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена.

    В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

    Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

    Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

    Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го .

    Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

    Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

    Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

    С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

    Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

    В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

    Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

    «Декабристам на Сенатской площади нехватало народа» (Герцен). Разгром восстания, не связанного непосредственно с революционными массами и не опиравшегося на них, многому научил последующие поколения революционеров. Вопрос о народе, как о решающей силе революционного движения, стал в центре их внимания.

    Объективно деятельность участников революционного движения всегда связана с интересами народных масс и с массовым движением. Указывая на то, что история революционной мысли в России находится в тесной органической связи с борьбой народных масс против крепостничества, Ленин приводил в пример письмо Белинского к Гоголю, отражавшее настроения крепостных крестьян. Разоблачая кадетский сборник «Вехи», давший лживую характеристику Белинского, Ленин иронически спрашивал: «Или, может быть, по мнению наших умных и образованных авторов, настроение Белинского в письме к Гоголю не зависело от настроения крепостных крестьян? История нашей публицистики не зависела от возмущения народных масс остатками крепостнического гнета?».

    В 30-40-х годах стихийное движение крестьянских масс России неуклонно нарастало, но всё же не мохло достичь той силы, которая дала бы основу для решительного натиска на самодержавие. В царствование Николая I-за годы 1825-1854,- по имеющимся в литературе далеко не полным данным, произошло 674 крестьянских волнения. Они нарастают из года в год: в первое девятилетие царствования (1826-1834 гг.) произошло 145 крестьянских волнений, в среднем 16 случаев в год, за десятилетие же, с 1845 по 1854 г.,-348 волнений, в среднем 35 случаев в год. Росло и число случаев расправы крестьян с помещиками: за 19 лет, с 1836 но 1854 г., по официальным данным, было убито крестьянами 173 помещика и управляющих имениями и произведено 77 покушений на убийство, причём данные эти заведомо неполны. Правительство «хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых»,- иронически писал Белинский в письме к Гоголю. За девять лет, с 1835 по 1843 г., было сослано за убийство помещиков 410 крепостных крестьян. В своём дневнике А. И. Герцен описывал следующий случай в Пензенской губернии (1845 г.). Молодой крестьянин захотел избавить деревню от помещика - «великого злодея». Крестьяне боялись правительственной расправы и не решались покончить с помещиком. Парень решился тогда всё дело взять на себя Он пошёл навстречу барину, когда тот один переходил мельничную плотину, «схватил его в перехват - и вместе в омут». Оба утонули. «Это - античный героизм»,- писал Герцен. Но подобные случаи свидетельствовали лишь о личной самоотверженности отдельных, представителей народа - и только. Крестьянское движение возрастало, но оно являлось всё же разрозненным и слабым. Масса народа в целом ещё не поднималась на борьбу. В 30-40-х годах ещё не было революционной ситуации.

    Кроме открытых возмущений против помещиков и расправ с ними множились и другие формы крестьянского протеста против крепостного гнёта. Бывали случаи отказов от работ на барщине, от платежей повышенного оброка. В 30-40-х годах крепостные крестьяне использовали как предлог правительственный указ о дозволении казённым крестьянам переселяться на Урал и в Сибирь: бросая работу на помещика, они передвигались на новые места Это «переселение» охватило в 40-х годах 14 губерний. В 30-х годах на Левобережной Украине и на севере Бессарабии развилось сильное крестьянское движение под предводительством крепостного крестьянина Устима Кармалюка; его отряды произвели свыше тысячи нападений на помещиков. Особо напряжённым в 40-х годах было крестьянское движение на Украине, в Белоруссии и Литве. Широкий размах приняло волнение крестьян (белорусов, русских и латгальцев) в Люцинском старостве, Витебской губернии, в имении жестокого притеснителя крестьян графа Борха. Волнение охватило 64 деревни. Оно отличалось своим упорством и длительностью. Восставшие вступили в вооружённую борьбу с присланными войсками и были с трудом усмирены военной силой.

    В 1847 г. произошло крупное крестьянское волнение в Витебской губернии. Тысячи крепостных с семьями и скарбом, распродав большую часть имущества, двинулись в Петербург для принесения жалобы царю. Они просили принять их па постройку железной дороги между Петербургом и Москвой, веря распространившемуся слуху, что проработавший три года на постройке будет освобождён от крепостной неволи; движение охватило свыше 10 тыс крестьян и усмирялось военной силой. Тысячи объединившихся белорусских крестьян боролись против царских войск с оружием в руках.

    Ряд крестьянских волнений отметил А. И. Герцен в своём дневнике (будучи в ссылке, он служил в 40-х годах в ‘новгородском губернском правлении, и через его руки проходили дела о» злоупотреблениях помещичьей властью и о раскольниках). Летом 1839 г. в связи с засухой и неурожаем 12 губерний были охвачены крестьянским движением, причём в нём принимали участие не только помещичьи, но и казённые и удельные крестьяне. В удельных имениях притеснения чиновников, расширявших общественную запашку для так называемых «запасных магазинов» и получавших от правительства вознаграждение из сумм, вырученных от продажи «излишков хлеба» в магазинах, вызывали волнения удельных крестьян. Они смотрели на эту запашку, как на новую барщину в пользу чиновников. Реформа Киселёва была причиной значительных волнений государственных крестьян, охватывавших целые уезды.

    К числу сильнейших восстаний государственных крестьян относится усмирённое военной силой Акрамовское восстание 1842 г., вспыхнувшее в Козмодемьянском уезде, в селе Акрамово, в ответ на требование Министерства государственных имуществ насильственно выделить «общественную запашку» из надельных крестьянских земель. Наряду с русскими крестьянами в движении государственных крестьян принимали участие татары и другие народы Поволжья. Антифеодальная борьба охватывала и народы Кавказа. В 1841 г. в Гурии произошло сильнейшее восстание, вызванное усилением податного гнёта царизма. Восставшие расправлялись с помещиками, прогоняли царскую администрацию. Движение было подавлено войсками.

    Таким образом, в крестьянской борьбе принимали участие все разряды крестьян - помещичьи, государственные, удельные. В антифеодальной борьбе крестьянства участвовали многие народы России - помещичий строй являлся общим врагом для угнетённого многонационального крестьянства. К основной массе волнующегося русского крестьянства присоединялось крестьянство других народов России.

    Правительство ясно видело усиление народного движения. «Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед тем,- писал шеф жандармов Бенкендорф в секретном отчёте Николаю I.- Весь дух народа направлен к одной цели - к освобождению… Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством, и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же» Но всё же крестьянское движение, несмотря на его нарастание, было стихийным, разрозненным, политически тёмным; вспыхивая то там, то тут, оно ещё не сливалось в единую грозную волну.

    В годы кризиса феодальной формации усилился и новый элемент массового движения - борьба рабочих. Рабочие этого времени ещё не являлись классом и составляли лишь предпро-летариат. Рабочее движение в основном было направлено против феодального угнетения и в этом отношении сливалось с крестьянской борьбой, но в нём уже имелись отдельные черты, характерные для производственного положения рабочих. Рабочие протестовали против низкой заработной платы, её несвоевременной выдачи, штрафов и вычетов, непомерной длительности рабочего времени, против жестокого и оскорби­тельного обращения, тяжёлых жилищных условий. В годы кризиса характерны такие формы борьбы, как коллективное прекращение работ, увеличивающийся поток жалоб начальству, умножающиеся побеги с мануфактур. Волнения крепостных рабочих приобрели в эти годы значительный размах. За 1830-1850 гг., по ещё неполным подсчётам, произошло не менее 108 выступлений рабочих, из которых 44 выступления падают на 30-е, а 64 - на 40-е годы, - налицо несомненное возрастание движения. Особенно значительную роль в движении играют в это время волнения посессионных рабочих - они составляют 62,1% общего количества волнений рабочих в период 1830-1850 гг. Их борьба носит особо ожесточённый характер: из И волнений, подавленных при помощи военной силы, 8 волнений происходили среди посессионных рабочих. Значительны были волнения 1824-1825 гг., связанные с требованием ревдинских углежогов - сократить меру углеприёмного короба. Это был протест против безмерной эксплуатации рабочих. То же требование лежало в основе восстания 1841 г. Восставшие углежоги оказали сопротивление вызванной военной силе, освободили арестованных товарищей. При первом известии о волнениях углежогов к ним примкнули мастеровые основных цехов, прекратившие работу. Старый рабочий Василий Логиновский, участвовавший ещё в волнениях 1825 г., прорвался к заводскому колоколу и ударил в набат, за что был застрелен солдатами. Участники волнений заявили, что «решились стоять дружно друг за друга до последней капли крови, что они все равны и зачинщиков между ними нет». Восстание было подавлено воинской силой с применением артиллерии: 33 рабочих было убито, 62 ранено, из них 36 - смертельно. Значительны были также волнения мастеровых Унженского завода, вспыхнувшие в 1830 г., подавленные и вновь поднявшиеся в 1831 г., усмирённые военной силой и опять запылавпитие в 1848 г Тяжесть эксплуатации, произвол владельца в выдаче заработной платы были основными причинами волнений. Упорная борьба посессионных рабочих за освобождение развернулась в Казани на суконной мануфактуре Осокина. Начало борьбы казанских суконщиков уходит в XVIII в. и нарастает в последующие десятилетия. Казанские мастеровые были потомственными мануфактурными рабочими и стремились не возвращаться в деревню к земле, а завоевать свободу и улучшить своё экономическое положение. В 1849 г. после более чем полувековой упорной борьбы казанские суконщики добились ливидации своего посессионного положения и стали вольнонаёмными рабочими. В изучаемое время имели место волнения, хотя и более редкие, вольнонаёмных рабочих (стачка 1848 г. на фабрике Гарелина, в селе Иванове, стачка 1849 г. на фабрике Попова, в городе Шуе, и др.).