Изменение мировоззрения главного героя в рассказе студент. Анализ рассказа «Студент» (А

По воспоминаниям современников, рассказ “Студент” (1894) Чехов называл самым любимым из своих произведений. Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость - сестра таланта”, - сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства. До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию.

Нередко такое впечатление от рассказов и пьес Чехова: в них ничего не происходит. На самом деле речь должна идти об особом характере события в мире этого писателя.

Чаще всего это событие невидимое, происходящее в сознании, в душе героя. Человеку что-то открылось в жизни, или стало заметным прежде не замечаемое, или изменилась его точка зрения на что-либо, или то, что ему “казалось” прежде, “оказалось” совсем иным. От этого невидимого события зависят дальнейшие, уже видимые поступки героя, его мироощущение, его отношения с окружающими.

В “Студенте” рассказывается именно о таком событии. Это переход героя из одного душевного состояния в противоположное.

Предельно простой и четкой выглядит композиция рассказа, делящегося на три части. Вначале - исходное настроение и мировосприятие Ивана. Затем - толчок к перемене, встреча на “вдовьих огородах”. И в конце - новое настроение и отношение к миру. В начальной и заключительной частях рассказа мы видим сходные синтаксические конструкции. “Ему казалось, что... думал о том, что...” - это в начале, а в конце: “И ему казалось, что... то думал о том, что... и жизнь казалась ему...” Такая перекличка конца с началом придает еще большую ясность построению рассказа.

За видимой простотой и краткостью разворачиваются глубочайшие горизонты и перспективы. Неслучайно Лев Толстой назвал Чехова “Пушкиным в прозе”. Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все - от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, - так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.

Повествование в рассказах Чехова называют слитным: бытовые зарисовки у него сливаются с пейзажем, и то и другое окрашено настроением воспринимающего персонажа. А тот не только воспринимает природу, не только реагирует на окружающий его быт, но одновременно может задумываться над законами бытия, размышлять о связи времен, о путях человечества. Получается чрезвычайно насыщенная, емкая картина мира, представленная на малом пространстве, - так, как в лирических стихотворениях лучших русских поэтов.

Исходное настроение героя рассказа Ивана Великопольского - ощущение враждебности, предельной неустроенности окружающей жизни и мироздания вообще. Если всмотреться, три начала, три стихии присутствуют уже в первых абзацах. Эти три стихии - природа, быт и история. Они определяют мировосприятие молодого человека. В природе это холод, побеждающий весну; в повседневности - лютая бедность, голод, невежество, тоска; в русской истории (“и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре”) - дурная бесконечность: “...все эти ужасы были, есть и будут”.

Не сразу бросается в глаза то пристальное внимание, которое автор уделяет организации времени в рассказе. Точнее, сочетанию разных временных измерений, в которых протекает событие.

Каждая из трех стихий живет по своему времени. В природе вечер сменяется ночью, весна должна сменять зиму, но зима берет верх над весной, и это знак дисгармонии, царящей в природе. В быту, в повседневности свои временные мерки: приближается праздник, перед праздником пост, и обычное состояние голода в такой жизни только продлевается и усиливается. В истории время движется по замкнутому кругу, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, кажется Ивану, ничего не изменится.

Все эти лучи, направления времени пересекаются в сознании Ивана. На их пересечении и возникает общее невеселое настроение, чувство угнетенности, безнадежности, отчаяния.

Но вот происходит случайная встреча с двумя женщинами, работающими на огороде. Что-то - то ли простое желание согреться от общения, то ли сходство обстановки, костер весенней ночью - заставляет Ивана заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр в такую же холодную весеннюю ночь и тоже у костра проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя, которого “страстно, без памяти любил”, и сразу горько пожалел об этом.

“И исшед вон, плакася горько”, - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: “Тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине сада едва слышатся глухие рыдания...” То, что рассказывает Иван, не поучение, не проповедь: Петр в его рассказе предстает как обыкновенный человек, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.

Правда и красота соединяются в этом предании и в том, как юноша его пересказывает. Правда и красота простых и вечных человеческих чувств и прекрасных слов.

Дальше происходит то, что можно считать маленьким чудом. Обыкновенные неграмотные женщины так живо и естественно реагируют на рассказ студента, как будто (делает он умозаключение) все происходившее в ту страшную ночь девятнадцать веков назад имеет к ним, к их жизни самое прямое отношение. Старуха в ответ на его рассказ заплакала, а ее дочь, “деревенская баба, забитая мужем”, тоже по-своему выразила жалость. И в этом есть своя правда и своя красота: люди поняли друг друга, испытали сходные чувства, одинаково откликнулись на прекрасное. Значит, “были, есть и будут” не только холод, голод, мрак, бедность, но и это объединяющее людей чувство правды и красоты; в этом студент убеждается наглядно.

Тут герою открывается и в рассказ вступает еще одно измерение времени, отличное и от природного, и от бытового, и от исторического.

Это вечное время и вечные законы, имеющие отношение “ко всем людям”, направлявшие человеческую жизнь тогда, девятнадцать (теперь уже двадцать) веков назад и поныне составляющие “главное в человеческой жизни и вообще на земле”. Почувствовать это вечное время, увидеть непрерывную цепь связи между временами - значит встать над дисгармонией природы, повседневности и истории, ощутить непреходящие законы бытия.

Так расширяется горизонт к концу рассказа, словно некий свет проникает в сознание героя. Образ света, огня проходит через весь рассказ, также связывая три его части. В начале рассказа упоминается огонь, который светится у реки на вдовьих огородах. Но этот далекий огонь (мы еще не знаем о его источнике) не в силах разогнать вечернюю мглу, он лишь подчеркивает пустынность и мрачность мест, по которым идет студент. Он не успокаивает, а усиливает отчаяние героя.

Во второй части огонь увиден вблизи: это огонь костра. Костра, который горит сейчас, у которого студент греет руки. Но этот костер живо напоминает про другой, тот, пришедший из вечной книги. Евангельский костер, у которого разыгралась драма Петра, и костер на вдовьих огородах показались герою двумя концами единой цепи, связывающей людей во все времена.

В начале третьей части огонь упоминается в последний раз. “Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не видно было людей”. Конечно, это все тот же огонь костра. Но здесь видение огня обогатилось каким-то особым, дополнительным смыслом. Огонь отделился от конкретного источника: это словно не материальный огонь, а огонь, озаривший сознание героя, осветивший ему дальнейший путь. По существу, это символ, но не искусственный, а, как обычно у Чехова, непринужденно и естественно вырастающий из самой жизни, из повседневности.

Рассказ кончается светло, радостно. Кажется, ничего за этот вечер не изменилось ни в природе, ни в быту, ни в истории. Но событие в человеческой душе свершилось. Сознание связующей века правды и красоты дало молодому, полному сил юноше возможность по-иному увидеть мир, преодолеть уныние и отчаяние. Жизнь кажется теперь студенту “восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”.

Кажется она таковой или на самом деле такова? Что показано нам: смена ощущений молодого человека (Ивану всего двадцать два года) или вечные закономерности бытия? Однозначного ответа из рассказа не следует. Не дело художника, говорил Чехов, давать ответы, его задача - ставить вопросы. Важно, что вопросы о том, как и из чего складывается наше мировосприятие и отношение к жизни, поставлены правильно. В мире есть место не только ужасам и дисгармонии, но и правде и красоте, не только отчаянию и безнадежности, но и радости и надежде.

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. «Студент» поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными образами. Предлагаем анализ рассказа, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания - неизвестен, вероятно, 1894

История создания - Исследователи считают, что в основе рассказа воспоминания А. П. Чехова о детстве. Антон Павлович работал в церковной лавке отца, пел в церковном хоре.

Тема - В произведении раскрывается традиционная тема смысла жизни, связи между прошлым, настоящим и будущим.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр - Рассказ, в котором есть признаки проповеди и притчи.

Направление - Реализм.

История создания

Год написания «Студента» точно неизвестен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, что и было опубликовано - в 1894. Тогда писатель пребывал в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин». В письмах А. Суворину Антон Павлович рассказывал, что в Крыму писал прозу. Впервые произведение увидело мир в журнале «Русские ведомости». Позже студент вошел в сборник «Повести и рассказы», но перед изданием автор доработал свой рассказ.

Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к написанию стали воспоминания А. П. Чехова о детстве, проведенном в церковной лавке отца, о пении в церковном хоре.

Тема

В рассказе «Студент» анализ следует начинать с характеристики основных мотивов.

Мотив взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего традиционен для русской и мировой литературы. Тем не менее, не каждый писатель брался за него, так как дело это не из легких. Удивляет, насколько оригинально подошел к раскрытию вечной темы сатирик А. П. Чехов. В проблематике произведения отобразились библейские, философские и повседневные вопросы человеческого бытия.

События рассказа разворачиваются осенью в деревне. Сама атмосфера вдохновляет на размышления о вечном. В первых абзацах читатель знакомится со студентом духовной семинарии. Молодой человек возвращается домой. Хмурая погода не радует его, а грусть-тоска усиливается, когда герой вспоминает о бедности своей семьи. Он осознает, что так было и будет всегда. Безысходность угнетает парня.

Невеселые мысли улетучиваются, когда студент замечает на огороде вдову Василису и ее дочь Лукерью. Между героями завязывается разговор. Студент рассказывает женщинам библейскую историю об апостоле Петре. Он замечает, что его рассказ задевает души собеседниц. В душу студента пробивается лучик светлых мыслей. Молодой человек вдруг осознает, что все эпохи связаны одной ниточкой, а он способен прикоснуться и к прошлому, и к настоящему, да еще и приоткрыть этот занавес другим. В этом и есть, по его мнению, смысл жизни.

В произведении реализуется идея о том, что все события прошлого и настоящего связаны, память о минувшем может уберечь от многих ошибок.

Основная мысль – каждый из нас должен помнить, что он пришел в этот мир не просто так, что его жизнь - дар Божий.

Композиция

Смысловая и формальная организация рассказа А. П. Чехова «Студент» имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. Начинается рассказ пейзажной зарисовкой, которая постепенно подводит читателя к главным проблемам. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр

Жанр «Студента» - рассказ. В произведении раскрывается одна сюжетная линия, система образов неразветвленная. Исследователи считают, что в произведении есть признаки притчи и проповеди. Автор учит человека помнить о смысле жизни, а делает он это посредством пересказа библейского сюжета. А. П. Чехов был представителем реализма, в этом направлении написан и «Студент».

Урок литературы в 9 классе

Тема: Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.

3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.

Это была тоска исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости – от всего ужаса и темноты современных будней.

А. И. Куприн

Чехов уловил глубоко ценную и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к жизни.

М. Горький

Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.

    Актуализация знаний. Что мы знаем об А. П. Чехове.

Индивидуальное сообщение «Роль метафоры в рассказе «Хамелеон».

Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. В это же время Чеховым написаны повести и рассказы «Огни» (1888), «Поцелуй», «Пари» (1889) . Когда рассказ «Студент» был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Дома вы прочли рассказ, как вы думаете, о чем он, какова его идея?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Читаем эпиграфы к уроку. Подтверждают они ваши догадки или нет?

    Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы,

проанализируем рассказ, разберемся в прочитанном. Желающие могут писать отзыв.

    Читаем первый абзац. Находим ключевые слова – описание природы.

Вначале погода хорошая, тихая, выстрел прозвучал весело – день.

Ночь стемнела – некстати подул холодный, пронизывающий ветер, ледяные иглы, неуютно, глухо, нелюдимо.

Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”

... этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие,

...самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо».

Каково настроение главного героя? Подтвердите текстом.

Ему не хотелось домой.

Состояние природы, страстная пятница.

Что такое страстная пятница?

Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.

- Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.

2) что в этой мрачной картине студент замечает, выделяет? Куда идет? Почему

идет туда?

«Только на вдовьих огородах светился огонь».

«Костер горел жарко»

Кого студент видит у костра? Найдите в тексте портреты женщин. В чем их красота?

Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны

богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.

О чём рассказывает студент этим женщинам? Зачем он начинает рассказ об

апостоле Петре и его отречении от Христа?

«Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно». Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
«– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
«Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...»
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом
потёмки . Сказано: не « в потёмки посмотрел», а « на потёмки». В предлоге здесь большой смысл. Если бы было сказано в потёмки , то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков. Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
«– Небось, была на двенадцати евангелиях?»

Что такое двенадцать евангелий?

    отрывков из Евангелия – описание «страстей Христовых», которые

читаются в православной церкви в страстной четверг.

Что вы знаете из Библии об отречении Петра? Почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Индивидуальное задание. Чтение отрывков из «Детской библии».

«Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл.
...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя».

Как называет Иван Петра? Почему?

Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям. «... около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь»

Почему заплакала Василиса? Как студент объясняет это?

История Петра – это история всех людей, живущих девятнадцать веков назад и живущих сегодня. Может быть, эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.

3) Как меняется настроение Ивана? С чем это связано? Читаем текст от слов

«Работники возвращались с реки...» до конца.

    Так какова же основная мысль, идея этого рассказа?

Прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не

замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван «думал о том, что правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...». Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь).

    1) Почему Чехов изменил название рассказа? Подберите ассоциативный ряд

«Вечером» - закат, темнота, старость…

«Студент» - молодость, будущее, развитие…

    Составьте цепочку, которая поможет вам определить основную мысль рассказа.

Ощущение дисгармонии Душевное очищение «невыразимо сладкое

(вечер) (Апостол Петр) ожидание счастья»

    Вернёмся к эпиграфам урока.

Как эпиграфы помогают раскрыть основную мысль рассказа? Изменилось ли ваше

мнение о рассказе?

Писавшие отзыв, читают свое сочинение.

    Домашнее задание (на выбор):

    Прочтите рассказ А. П. Чехова «Пари». Напишите отзыв о рассказе.

Анализ рассказа Чехова Студент
Рассказ Студент был написан Чеховым на творческом рубеже, когда писатель
уже отошел от легких юмористических рассказов, но еще раскрыл в себе таланта
драматурга. В этот период творчества Чехов открывает для себя тему
взаимоотношений внутреннего мира человека с окружающим. Человеческая натура
показана с необычной стороны. Студент, являющийся главным героем этого рассказа
от чувства пессимизма приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни
Правда и красота+ всегда составляли главное человеческой жизни и вообще на
земле. Этой идее подчинена композиция рассказа.
Центральное место в произведении занимает сцена беседы Великопольского с
крестьянами матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из
наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати
апостолов, Петр, трижды отрекся то своего учителя в ночь, когда он был предан в
руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента приходится на канун Пасхи. В
это время душа человека должна очиститься от зла. Вдруг студент понимает,
какая перемена произошла с ним, он ощущает связь себя самого с прошлым, которое
представляет непрерывную цепь событий, вытекавших одно из другого. Он
дотронулсся до одного конца, как дрогнул другой. Дойдя до истины, герой
приобретает хорошее настроение, в его душе слились гамма чувств: и чувство
молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья. Глубина его
чувств показана посредством контраста. Чехов описывает одинаковые пейзажи,
кажый из которых зеркальное отражение другого. Оба окрашены настроением
Ивана. Сначала он видит вокруг себя лишь мрак, тоску, ужас, невежество, и ему
кажется, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. В конце рассказа
снова глядит на свою родную деревню, соломенные крыши, но теперь жизнь
кажется ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.
Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, в конце концов все
стает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын
дьячка это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно
так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус,
как все, кто жил и живет на Земле.
Чехов меняет краски с синих, темно зеленых, коричневых на голубые,
оранжевые, розовые. Человеческая жизнь полна надеждой на красочное будущее.
Вечное связывает эти жизни в одну единтвенную цепь. И моя, и ваша, и жизнь
других только одно из звеньев длинной цепочки, связанных правдой и красотой.

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

Рецензия на произведение Чехова "Студент"
Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг. Мрачные раздумья повлекли за собой философские рассуждения, и он вспомнил о Боге. Закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.
На чаше природных весов оказалась зима и весна, в душе справедливость и предательство. Перевешивал холод, а значит отчаяние и сознание бессмысленного существования.
Природа изображается неприветливой на протяжении многих веков, всё тот же колючий ветер, темень и желание человека погреться у спасительного огня.
Великопольский, бредя домой, пожимался, погружённый в мысли о царях и боге, государстве и ужасах лютой бедности: голоде и нужде, даже желание идти в родной дом у него пропало. Его раздражало невежество, тоска и пустыня мрака кругом.
У студента появилось мрачное настроение безысходности и уверенности в том, что так и будет через тысячу лет, в нем появилось чувство отрешенности от мира и равнодушное восприятие мира. Иван отправился к костру на вдовьих огородах, потому что он замёрз, а огонь так притягательно, жарко горел, освещая всё вокруг, к тому же, там были заняты работой его знакомые соседки. Это были Василиса - мать и Лукерья - дочь. Мать была высокая и пухлая, вся в раздумьях, с её лица не сходила мягкая степенная улыбка, она была более культурной, чем её дочь, т.к. работала нянькой у господских детей. Она стеснялась открывать свои чувства. Лукерья была с невыдающейся внешностью, забитая тираном-мужем, рябая деревенская баба, нужная лишь для труда. У неё было выражение лица, как у глухонемой, - отрешённое. Она тоже прятала свои переживания, скрывая их, как будто сдерживала сильную боль.
Мы перестаём различать Василису и Лукерью т.к. они хоть и разного возраста и воспитания, всё же живут в одинаковых условиях и так же страдают от ударов судьбы, обе набожны и чутко воспринимают рассказы о Боге, например, который рассказывает им их сосед.
Я считаю, что кульминация всего рассказа - слёзы, вызванные человеческим состраданием и пониманием пророческого и святого дара Спасителя. Он пришёл избавить людей от страданий и горя, а его самого подвергли испытаниям и загубили. Вдовы видят, что несчастны, может быть, даже из-за этого. Но слёзы, крупные и изобильные, стыдливые и искренние позволяют очиститься душой и видение ошибки, частично исправляет её. Иван решил рассказать историю о Петре, потому что горящий во мраке костёр напомнил ему этот рассказ. Он и не мог подумать, что затронет чуткие струны наглухо захлопнутых сердец этих женщин. Василиса плачет, я думаю, потому что ей жаль не только Иисуса, но и себя, прожитых дней не всегда лёгких и приятных. Их удел посуда, кухня, огороды и некому они не нужны в этой холодной ночи и мире. Студенту открылась печаль их сердец - грусть одиночества и тоски. Но настроение студента меняется на радостное, умиротворённое потому, что он вспомнил, что ему всего двадцать два года и весь мир перед ним, он полон молодости и здоровья, силы. Вера в то, что Бог есть и как жестоко его и не предали, он прощает и помогает людям, придали ему уверенности в завтрашнем дне и им овладело чувство «невыразимо сладкого ожидания неведомого, таинственного счастья». Жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной. Сознание собственной значимости, восхитили его. Времена менялись, но поведение людей всегда воспринималось, как нечто новое, хотя всё повторялось и повторяется. Природа тоже откликнулась на его запрос небесам узкою, светящейся багряной зарёй. Переосмыслив всё, Великопольский решил, что красота и правда, направляют человеческую жизнь. Я думаю, что это и есть главная мысль рассказа Антона Павловича Чехова. На первый взгляд произведение непонятно, но оно несёт глубокий философский смысл того, что настоящее и прошедшее как два конца цепи сцепляются иногда в событиях, которые затрагивают душу как в старые времена, так и сегодня.

Анализ рассказа Чехова Студент

Рассказ Студент был написан, когда писатель уже отошел от легких юмористических рассказов, но еще не раскрыл в себе таланта драматурга. В этот период творчества Чехов открывает для себя тему взаимоотношений внутреннего мира человека с окружающим. Человеческая натура показана с необычной стороны. Студент, являющийся главным героем этого рассказа от чувства пессимизма приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни Правда и красота всегда составляли главное человеческой жизни и вообще на земле. Этой идее подчинена композиция рассказа. Центральное место в произведении занимает сцена беседы Великопольского с крестьянами матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся то своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента приходится на канун Пасхи. В
это время душа человека должна очиститься от зла. Вдруг студент понимает, какая перемена произошла с ним, он ощущает связь себя самого с прошлым, которое представляет непрерывную цепь событий, вытекавших одно из другого. Он дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе слились гамма чувств: и чувство
молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья. Глубина его чувств показана посредством контраста. Чехов описывает одинаковые пейзажи, каждый из которых зеркальное отражение другого. Оба окрашены настроением Ивана. Сначала он видит вокруг себя лишь мрак, тоску, ужас, невежество, и ему кажется, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. В конце рассказа снова глядит на свою родную деревню, соломенные крыши, но теперь жизнь кажется ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, в конце концов все
стает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле. Чехов меняет краски с синих, темно зеленых, коричневых на голубые, оранжевые, розовые. Человеческая жизнь полна надеждой на красочное будущее. Вечное связывает эти жизни в одну единственную цепь. И моя, и ваша, и жизнь других только одно из звеньев длинной цепочки, связанных правдой и красотой.

Сюжет
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно. Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.

«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.

Анализ рассказа
1. Назовите стилевые черты чеховской прозы.
2. Основная проблема рассказа. Идея произведения.
3. Каков характер конфликта в произведении? Как он разрешается?
4. Какие библейские мотивы звучат в произведении?
5. Какие средства использует автор для раскрытия образа главного героя и идеи произведения?

Рассказ «Студент» был написан А.П. Чеховым в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. Рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность. Удивляет и лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека, в маленьком рассказе писателю удается сказать о большом - о смысле человеческой жизни.

«Студент» рассказ философский, в нём поставлена проблема, которую можно обозначить так: человек перед лицом бытия. Главный герой от чувства пессимизма, овладевающего им вначале, приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни. Этой идее духовного просветления подчинена композиция рассказа

Согласно чеховским художественным принципам в рассказе нет напряжённого действия, внешней занимательности. Событий немного: студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты, встретив двух крестьянок, рассказывает им евангельскую историю об отречении Петра, женщины, тронутые этим рассказом плачут. Однако чеховский рассказ полон глубокого смысла. Главным в этом произведении является развитие внутреннего конфликта. Перед читателем предстаёт история душевной жизни героя, попытка сориентироваться в мире, найти ту точку опоры, которая позволит жить в гармонии с миром. Используя внутренние монологи, психологические пейзажи, мотив повторяемости событий, автор раскрывает тревожное ощущение времени героем, его поиски и обретение правды жизни.

Из экспозиции рассказа мы узнаём, что событие происходит накануне Пасхи. Произведение открывает картина мрачной весенней природы: «Погода вначале была хорошая…затем стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо … самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно». Удрученное настроение студента передает не только психологический пейзаж, но и последующий внутренний монолог. Героя одолевают мысли о «мрачности и пустынности окружающего мира», «лютой бедности, голоде, чувстве гнёта». В его душе назревает конфликт, ощущение пустоты внутри себя. Он вспомнил, как дома «его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть». И, пожимаясь от холода, он еще думал о том, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и При Петре, и что при них была такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Центральное место в рассказе занимает беседа Великопольского с крестьянками - матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся от своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента об отречении Петра не случаен. Акцент в рассказе сделан на тяжёлое душевное состояние ученика Христа, видевшего муки учителя и переживающего за своё отречение. Слова студента находят отклик в сердцах Василисы и Лукерьи: по щекам Василисы потекли слёзы, Лукерья тоже еле сдерживает боль. Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья, их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Наступает кульминация рассказа. Вокруг героя ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

Перед читателем предстаёт внутренний монолог героя. Наступает развязка внутреннего конфликта. «Прошлое, - думал он,- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого»… Средством соединения этой цепи служат слёзы Василисы, появившиеся потому, что «Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Молодой человек открывает для себя важнейшие ценности в жизни: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе - гамма чувств: молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья: «…ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Все в сознании героя встает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка - это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле.

В этом небольшом рассказе автор сумел привести героев и читателей к мудрому, философскому осмыслению жизни. Следование правде, красоте, вечным библейским ценностям дает человеку веру, стойкость, помогает осознать смысл своего существования. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире.

Библейские мотивы. Рассказ студента приходится на канун Пасхи, праздника Воскресения Христова. В это время (согласно библейским поверьям) и душа человека должна очиститься от зла. Герой рассказа, возвращается к пониманию смысла жизни, происходит возрождение, воскресение души.

Несомненно, важное место в рассказе занимает отрывок из Евангелия, пересказанный Петром. Библейский мотив, расширяет художественное время и пространство произведения. Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц. Это следующие повторяющиеся образы: «работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись» - звучит в рассказе студента (Иван тоже подошёл к костру женщин погреться, «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр» - говорит он). Всё это вызывает невольное сопоставление Ивана Великопольского с Петром, да и вдовы Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии - сёстрах праведного Лазаря. Евангельская история о страданиях и мучениях Христа, о предательстве Иуды, об отречении Петра, его слабости и слезах невольно ассоциируется с состоянием самого студента: он тоже на какой-то момент, подобно Петру, поддался отчаянию, потерял веру в правду жизни, но вновь обрел ее.

Необходимо упомянуть и об образе-символе, каким в данном рассказе является огонь. Упоминаемый в самом начале огонь горит на вдовьих огородах, но ему не под силу разогнать вечернюю мглу. Затем, герой подходит к этому костру, на свет, чтобы погреться не только от тепла костра, но и от человеческого участия (Вспомним мягкую улыбку и последующие слёзы Василисы). Но в тоже время этот костёр напоминает Великопольскому другой, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра озарил душу Ивана, становясь образом-символом душевного просветления.