Кафедра физической географии и ландшафтоведения - история кафедры. Российская антропология - анучин д.н

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.

Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.

Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II - III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.




Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени. При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан

АНУЧИН Д.Н.

Анучин Дмитрий Николаевич
(08.09.1843 - 04.06.1923)

известный русский географ, антрополог, этнограф, археолог, музеевед, основоположник научного изучения географии, антропологии и этнографии в МГУ. В 1902 году ввёл в оборот термин «антропосфера». Автор трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки.
Товарищ председателя Московского археологического общества. В 1896 году избран ординарным академиком по кафедре зоологии Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, почётный член Петербургской Академии наук (1898), член-корреспондент Парижского антропологического общества (1879), действительный член Итальянского общества антропологии и географии (1880), Американского антропологического общества в Вашингтоне (1883), почётный член Королевского антропологического института в Лондоне (1897), член Русского горного общества (1900).

Дмитрий Николаевич Анучин учился в 4-й Ларинской гимназии, которую окончил в 1860 году.
После окончания гимназии Дмитрия Анучина зачислили на историко-филологический факультет, где выслушивал лекции Стасюлевича, Костомарова, Срезневского и Сухомлинова, но болезнь заставила его через год бросить университет и уехать за границу, откуда он вернулся только в 1863 году с обновлёнными сведениями и обновившимся мировоззрением.
После поездки Анучин опять поступил в Московский университет, в этот раз по естественному отделению физико-математического факультета и закончил курс кандидатом в 1867 году, но после выпуска Дмитрий Анучин продолжал старательно учить этнографию, зоологию и антропологию.
В 1880 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О некоторых аномалиях человеческого черепа, преимущественно в их распространении по расам», после чего был избран доцентом по кафедре антропологии Московского университета.
За опубликованный им в 1886—1889 годах ряд научных трудов получил учёное звание доктора географии honoris causa.
С 1875 года состоял в ИОЛЕАЭ (Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии, а с 1890 года был президентом Общества.
В 1880 году Д. Н. Анучин начал изучение Валдайской возвышенности, впервые определил одну из наиболее высоких точек Тверской губернии — гору Каменник (321 м), также особое внимание он уделял рельефу верховьев Волги.
В 1894—1895 годах Дмитрий Николаевич Анучин принял участие в экспедиции под руководством А. А. Тилло по исследованию истоков Волги, Западной Двины, Днепра, Верхневолжских озёр и озера Селигер с целью выяснения причин обмеления рек в Тверской губернии. Дмитрий Николаевич Анучин окончательно решил вопрос об истоке Волги.
Дмитрий Николаевич Анучин умер 4 июня 1923 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

При Московском университете Дмитрий Николаевич Анучин создал Географический музей — один из самых полных в России, с библиотекой до 10 000 томов, и Антропологический — крупнейший музей по антропологии и этнологии. Основал отечественную школу географов, является основателем русской лимнологии (озероведения).
Дмитрию Николаевичу Анучину принадлежит до 600 трудов по этнической антропологии и антропогенезу, этнографии, первобытной археологии, общей физической географии, страноведению и истории науки.
Вместе с группой ученых, объединившихся вокруг А. С. Уварова, одного из основателей Русского и Московского археологических обществ, Исторического музея в Москве, археологических съездов, Анучин вывел русскую археологию из стадии любительства.

Работы Анучина «Рельеф поверхности Европейской России…» (1897 год), «Верхне-волжские озера и верховья Западной Двины» (1897 год) положили начало систематическому изучению рельефа и озёр России. Благодаря тщательности исследования (для того, чтобы составить карту глубин Селигера было сделано около 8 тысяч измерений), до сих пор являются наиболее фундаментальной работой о Селигере и Валдайской возвышенности.
В 1916 г. Дмитрий Николаевич передал в дар Императорскому Московскому университету личную библиотеку, содержащую около 2000 книг по географии, этнографии, истории, естествознанию, среди которых много редких изданий. В настоящий момент библиотека Анучина хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова.

Награды
Ордена Св. Владимира 3 и 4 степени.
Орден Св. Анны 2 степени.
Иностранные награды (орден Почётного легиона).

Увековечивание памяти

Имя Д. Н. Анучина носят ледник на севере острова Новая Земля, гора на Северном Урале, остров в Малой Курильской гряде (расположенный там же пролив был назван в честь другого Анучина — Дмитрия Гавриловича, генерал-губернатора Восточной Сибири).
Его именем назван Музей антропологии МГУ.
В Москве на доме № 6 по Хлебному переулку, где учёный жил в 1911—1923 гг. установлена мемориальная доска с его барельефом.
В его честь был основан «Русский Антропологический Журнал».

Анучин Д. Н. Сани, ладьи и кони, как принадлежности похоронного обряда // Древности, т. XIV, 1890.
Анучин Д. Н. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака // Древности, т. XIV, 1890.
Анучин Д. Н. Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нём представлений // Землеведение, 1895.
Анучин Д. Н. К вопросу о диких лошадях и об их приручении в России // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1896.

(1843 - 1923)

Почетный академик Д. Н. Анучин - замечательный русский географ, антрополог, этнограф, археолог и видный общественный деятель конца прошлого и начала текущего столетия. Заслуги Анучина в области отечественной географии отмечены в специальном постановлении Советского правительства (1948) об увековечении его памяти. В этом документе Анучин назван «крупнейшим русским географом, создателем русской университетской географической школы».

Анучин основал кафедру географии в Московском университете, положившую начало современному географическому факультету и ставшую колыбелью большой и самобытной «анучинской» географической школы. Он - автор ряда университетских географических курсов, полевой исследователь (особенно известны его работы по изучению рек и озер в верховьях Волги), основоположник отечественной лимнологии (озероведения), основатель и долголетний редактор географического журнала «Землеведение», автор крупных работ по геоморфологии, гидрологии и страноведению, создатель антропологического и географического музеев Московского университета, выдающийся организатор крупных научных съездов.

Мировоззрение Анучина в основном сложилось в 50 - 60-х годах прошлого века, т. е. в годы подъема революционного движения, промышленного развития страны, зарождения новых отраслей знания, многих технических открытий, новых теорий в русской науке. Анучин принимал живейшее участие в борьбе за торжество дарвинизма. Идея развития живой природы, этот краеугольный камень дарвинизма, в сочетании с передовыми для того времени материалистическими философскими воззрениями стали методологической основой мировоззрения Анучина. Ранний интерес Анучина к общественным наукам и возникший позднее интерес к естествознанию привели его в конце концов к географии как комплексной науке о природе и человеке.

Анучин родился 27 августа 1843 г. в Петербурге, в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 г. Будучи намного моложе своих двух братьев, Анучин рос одиноко. Предоставленный самому себе, мальчик рано пристрастился к чтению книг. Он семи лет уже свободно писал и хорошо излагал свои мысли. Под влиянием чтения книг, еще до поступления в гимназию, Анучин делал первые попытки сочинять рассказы и стихотворения.

В 1854 г. Анучин поступил во второй класс Л арийской гимназии, которая выделялась передовой для того времени постановкой учебной работы. Интересно, что Анучин впервые услышал революционные идеи именно от учителя географии. На уроках географии, как писал впоследствии Анучин, «в 6 - 7 классах мы уже читали герценовский «Колокол» и «Полярную звезду».

В 1860 г. Анучин успешно окончил гимназию. Осенью того же года он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Это было бурное время, и Анучина целиком захватили происходившие в университете события. Он был участником первого в истории Петербургского университета организованного выступления студентов «за политические свободы».

Лето 1861 года Анучин провел в Германии, в Гейдельберге, где подружился с Бородиным, впоследствии известным композитором и профессором химии, с братьями Ковалевскими, с Воейковым и другими талантливыми молодыми людьми из России, увлекавшимися естественными науками. Они склонили интересы Анучина в область этих наук; он стал брать уроки и усиленно читать книги по естественным наукам. По возвращении в Россию он избрал для продолжения своего образования естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, куда и поступил в 1863 г. После основательного знакомства со всем комплексом естественноисторических наук своей специальностью Анучин выбрал зоологию. Ближайшими его научными наставниками были весьма деятельные и талантливые профессора-зоологи А. П. Богданов, С. А. Усов и Я. А. Борзенков.

В 1871 г. Анучин занял должность ученого секретаря Общества акклиматизации животных и растений, в ведении которого находился Московский зоосад. В результате его энергичной деятельности зоосад пополнился редкими экземплярами африканских, среднеазиатских и сибирских животных. На материалах наблюдений за новыми животными зоосада Анучин написал свои первые научные работы.

Под влиянием проф. А. П. Богданова в 70-х годах Анучин начал увлекаться новой отраслью науки - антропологией.

В 1874 г. Анучин был избран в действительные члены Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. С этого времени начинается его деятельное участие в работах научных обществ. В те же 70-е годы он пишет ряд крупных работ по этнографии, археологии и антропологии, которые выдвигают его в ряды видных ученых России.

В 1876 г. Московский университет направил Анучина в научную командировку за границу. Работая в музеях Западной Европы, он по крупицам собирал материал для университета. Вернувшись в 1879 г. в Москву, он принял деятельное участие в организации Антропологической выставки 1879 г. в Москве, опубликовав, в частности, большую статью «Антропология, ее задачи и методы».

19 января 1880 г. Анучин прочитал в университете первую вступительную лекцию по курсу антропологии, а через год защитил магистерскую диссертацию на тему «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам».

В 80-х годах Анучин участвовал в археологических съездах, на которых выступал с обстоятельными и интересными докладами по актуальным научным вопросам. В 1882 г. Московское археологическое общество совместно с Русским географическим обществом организовало археологическую экспедицию в Дагестан. Анучин, руководя ею, был первым русским ученым, начавшим в широких масштабах систематическое археолого-этнографическое изучение Дагестана.

В 1884 г. был опубликован новый университетский устав. Полагая, что кафедра антропологии может служить рассадником материализма, царское правительство предпочло исключить антропологию из состава наук, преподаваемых в русских университетах. Вместе с тем в уставе значилась новая кафедра - географии и этнографии на историко-филологическом факультете. Появлению в составе университетов кафедры географии предшествовала длительная борьба прогрессивных общественных сил за достойное положение географии в системе высшего университетского образования. В этой борьбе Анучин занимал ведущее положение.

Анучин был назначен экстраординарным профессором вновь основанной кафедры и в 1885 г. приступил к чтению лекций, начав их с курса истории землеведения.

В следующем учебном году Анучин прочитал курс общего землеведения, а в осеннем семестре 1886 г. читал древнюю географию, т. е. «географию стран, служивших театром древней истории». В дальнейшем наряду с общими курсами он читал дисциплины частной географии, преимущественно России, Западной Европы и Азии.

Все читаемые курсы Анучин предварительно писал. Так создались частью опубликованные литографским способом, а частью имеющиеся и поныне в рукописи курсы «Истории географии», «Общей географии», «Географии России» и др.

В 1889 г. кафедра географии была переведена с историко-филологического факультета на естественное отделение физико-математического факультета. В том же году совет Московского университета присудил Анучину ученую степень доктора географии без защиты диссертации - по совокупности его научных трудов по антропологии, этнографии и географии. Непосредственным поводом к этому важному событию в жизни ученого послужил выход в свет его капитальной работы - «О географическом распределении роста мужского населения России». Это исследование, тогда же отмеченное золотой медалью Русского географического общества, породило ряд аналогичных работ, обогативших русскую науку новыми антропологическими данными, вскрывающими этнические особенности населения России. В эти же годы он написал две этнографические работы - «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда» и «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака...» Обе эти работы - блестящие примеры умелого применения историко-сравнительного метода в сочетании с всесторонним научным анализом, основанным на огромной эрудиции в области исторической географии, фольклора и этнографии.

В 1890 г. Анучина избирают президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Вскоре он организует в составе Общества географическое отделение, призванное содействовать развитию в России географической мысли и воспитывать кадры географов отечественной науки.

Летом 1890 г. Анучин вел экспедиционные исследования на Валдайской возвышенности, изучая истоки Волги, Западной Двины и Днепра. Здесь он установил, в частности, что высшей точкой Валдайской возвышенности служит гора Каменник (321 м), а не Попова гора, как считалось раньше.

Летом 1891 г. Анучин побывал на Кавказе, в районе Казбека, где изучал и оледенение в целом и отдельные крупнейшие ледники.

В 1892 г. в Москве состоялись международные конгрессы по зоологии, доисторической археологии и антропологии. В качестве одного из главных организаторов этих конгрессов Анучин ре шил, по опыту Антропологической выставки 1879 г., приурочить к ним открытие географической выставки. Созданная его трудами выставка пользовалась большим успехом среди ученых, учителей и широких слоев публики; она наглядно продемонстрировала достижения русской географической мысли 90-х годов прошлого века. Собранные на выставке коллекции послужили основанием для географического музея Московского университета.

По приглашению известного русского картографа А. А. Тилло в 1894 г. Анучин принял участие в экспедиции для исследования истоков главнейших рек Европейской России. Он продолжил начатые в 1890 г. работы в районе Верхневолжских озер и верховьев Западной Двины. Результаты исследовательских работ экспедиции 1894 - 1895 гг. были обобщены в крупной работе «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины...», а также в ряде более мелких работ по озероведению, положивших начало изучению озер России. При изучении водоемов Анучин широко исследовал местность, во взаимодействии с которой сформировались эти водоемы. Он разработал классификацию озер по форме и генезису котловин, по свойствам воды, режиму и т. п. Как первый русский ученый, начавший систематическое научное изучение озер России, Д. Н. Анучин, говоря словами акад. Л. С. Берга, «по справедливости считается отцом русской лимнологии».

Вместе с группой географов - членов географического отделения Общества любителей естествознания в 1894 г. Анучин основал журнал «Землеведение», который объединил разрозненные научные силы, учителей и любителей географии, воспитывая их в духе передовых традиций русской научной мысли. Анучину «удалось в своем журнале, - говорил А. А. Борзое, - соединить научную серьезность с большой доступностью, благодаря чему «Землеведение» так необходимо не только ученому работнику, но и преподавателю и всякому интересующемуся географией».

В 1895 г. в двух номерах «Землеведения» была напечатана большая работа Анучина «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений». В ней Анучин показал, как исторически одни представления о рельефе Русской равнины сменялись другими и постепенно, по мере освоения территории страны, шел процесс ее познания.

В 1896 г. Анучин был избран ординарным академиком Академии наук. Он, однако, отклонил связанное с этим предложение о переезде в Петербург и отказался от звания ординарного академика; тогда он был избран в почетные члены Академии наук, что не обязывало к переезду.

Помимо напряженной научной, педагогической и общественной работы в научных обществах, Анучин непрерывно вел интенсивную журналистскую деятельность, печатая статьи на различные научные темы в газете «Русские ведомости» и в журналах. Много статей он написал в энциклопедических словарях Брокгауза и Ефрона и Граната. Эти содержательные научные миниатюры характеризуют Анучина как весьма разностороннего ученого. Из крупных географических его статей можно отметить: «География», «Картография», «Кавказ», «Карст», «Россия», «Великоруссы».

В 1904 г. появилась в «Землеведении» обстоятельная работа Анучина по страноведению - «Япония. Географический очерк». В том же году, там же он начал печатать антропологический и этнографический очерк «Японцы», окончив его в 1906 г.

В связи с большим наводнением весной 1908 г. на территории Европейской России Водомерная комиссия Академии наук предприняла по инициативе Анучина подробное исследование причин этого наводнения. Сам Анучин занялся изучением наводнения в бассейне реки Москвы и написал статью «Наводнение в Москве в апреле 1908 г. и вопрос об изучении наводнений в России».

С годами научно-общественная деятельность Анучина занимает в его жизни все большее место. Немало труда он вклады вал, в частности, в подготовку и проведение научных съездов (Съезда русских естествоиспытателей и врачей в Петербурге в 1889 г., в Москве - в 1894 г., в Киеве - в 1898 г. В 1897 г. он возглавлял секцию антропологии на 12-м Международном съезде врачей в Москве).

В 1915 г. Анучин руководил первым съездом преподавателей географии. Ведущие методологические доклады на съезде были сделаны его учениками - А. А. Крубером, А. А. Борзовым, А. С. Барковым, А. И. Колмогоровым и др.

Октябрьскую революцию Анучин встретил в возрасте 74 лет. С первых же лет Советской власти он целиком посвятил себя делу строительства молодой Советской республики, развивая энергичную деятельность по объединению научных сил для разрешения неотложных задач, вставших перед советской наукой.

Кроме университета и педагогических институтов, Анучин работал в эти годы в Академии истории материальной культуры, в Комиссии по организации Центрального этнографического музея, в секции «Человек» Госплана, в бюро краеведения при Академии наук, в Коммунальном музее города Москвы, в Центральном естественно-педагогическом институте и в других учреждениях.

Когда в 1921 г. встал вопрос о создании первого советского учебного атласа, В. И. Ленин указал на Анучина и его ближайшего ученика А. А. Борзова, как на лиц, которых следует привлечь к выполнению этого важного для молодой Советской республики дела.

На протяжении нескольких лет Анучин занимался обработкой рукописей и дневников Н. Н. Миклухо-Маклая. Написанная им монография о Миклухо-Маклае была уже посмертно опубликована в «Землеведении» и в подготовленном Анучиным к печати первом томе сочинений Н. Н. Миклухо-Маклая.

За свою долгую трудовую жизнь он создал множество научных трудов. Если считать многочисленные газетные статьи, в которых подчас содержатся совершенно новые, оригинальные мысли, то общее число его печатных работ превышает тысячу. К этому следует прибавить редактирование как русских, так и переводных трудов.

Географию как науку Анучин понимал широко - как всестороннее изучение поверхности Земли, включая и неорганическую природу, и бесконечно разнообразный живой мир, и взаимоотношения между ними.

В соответствии с этим география, по его мнению, исторически сложилась из четырех основных отделов; астрономической (математической) географии, изучающей Землю как мировое тело, ее форму, величину, движение вокруг оси и в мировом пространстве; физической географии, выясняющей строение Земли в целом, ее географические оболочки (атмо-гидро-лито-сферы), их состав, физико-химические процессы, развивающиеся в них, и взаимодействия между сферами; биогеографии, изучающей распространение биологических форм, группировки растительного и животного мира на суше и в водной среде, закономерности их распространения; географии человека (антропогеографии), занимающейся исследованием численности населения, его расового и этнического состава, плотности по населенным частям света, природным областям, странам и государствам.

Для решения географических проблем эта наука пользуется данными топографии, картографии, истории землеведения и ряда отраслей естествознания - геологии, геофизики, метеорологии, гидрологии, почвоведения, ботаники, зоологии, а также антропологии, этнографии и др.

В этом (и только в этом!) смысле география, писал Анучин, «во всей совокупности ее отделов и вспомогательных дисциплин, может быть рассматриваема в настоящее время, как комплекс наук, способных быть предметом изучения и преподавания в особом институте.

Некоторые географы пытались эту мысль Анучина истолковать так, что он якобы вообще представлял географию как комплекс наук. Однако такое толкование было бы неправильно.

Говоря о комплексе наук, он имел в виду прежде всего подготовку специалиста-географа, который без знания «вспомогательных дисциплин» не смог бы решать географических вопросов.

Говоря о том, что географы нередко увлекаются деталями, «относящимися, в сущности, к областям других наук: геологии, геофизики и т. д., которым они и должны быть предоставлены», Анучин полагал, что география должна пользоваться ими, как и историей, «для лучшего понимания современных географических фактов и явлений».

Существо физической географии состоит, по мнению Анучина, в том, что, исследуя формы и явления, вызываемые действием различных внутренних и внешних сил Земли, она стремится уяснить «их распространение, соотношение, взаимную зависимость и причинность», иначе говоря - выяснить географические законы и закономерности.

В зависимости от пространства, охватываемого географическим изучением, география, по Анучину, подразделяется на общую (или землеведение), изучающую «всю Землю, всю ее поверхность», и частную (или страноведение), исследующую «отдельные части этой поверхности, страны и области».

Прямую и главную задачу географии в обоих случаях, как видно, составляет комплексное изучение территории и лишь для выяснения собственно географических законов и закономерностей, в методических целях, приходится, и даже необходимо, исследовать каждый из компонентов, входящих в природную обстановку какой-либо местности (области, страны, части света, моря, океана) или в ту или иную геосферу. Изучение от дельных компонентов территории, таким образом, не является конечной целью географии, хотя оно и необходимо для выяснения географических закономерностей в комплексном смысле.

Исследованиями самого Анучина в плане общей географии затронуты: рельеф суши земного шара (в капитальной работе «Суша»), где он выясняет общие закономерности строения поверхности, в частности наличие высотных ступеней, дает типологию рельефа на генетической основе; атмосфера - в литографированном курсе физической географии (1907); водная оболочка земли особенно воды суши, реки и озера с выяснением их режима в зависимости от снегового покрова, типологией озер, закономерностями их распространения («Озера», «Воды (суши»).

Большое внимание он уделял географии населения («антропогеографии»), изложив свои взгляды по этому «отделу» географии во многих своих этнографических и антропологических трудах.

Его общие идеи об океанической оболочке Земли, географии почв, биогеографии развивали главным образом уже его ученики (Л. С. Берг, А. А. Крубер, С. Г. Григорьев, В. А. Васнецов, В. П. Кальянов и др.), а обобщение данных и выявление комплексно-географических закономерностей нашли выражение в трудах Л. С. Берга («Климат и жизнь», «Основы климатологии», «Физико-географические зоны СССР» и др.) и А. А. Крубера («Общее землеведение»).

Задача частной географии, полагал Анучин, состоит в выяснении «полной, верной и ясной картины описываемой страны в географическом отношении: ее суши и вод, рельефа ее поверхности, ее климата, растительного и животного мира, человеческого населения».

Некоторые географы, противники частной географии как науки, считают, что страноведение есть простое описание территории и что оно, если и имело когда-то научный смысл, то ныне имеет лишь общеобразовательное значение.

Анучин же вкладывал в него глубокий научный смысл.

В частной географии, писал он, «приходится пользоваться всеми данными, имеющимися по картографии, физическому землеведению, биогеографии и антропогеографии, статистике, промышленно-торговому и культурному развитию (населения - А. С), чтобы получить возможно более полную и целостную картину страны, ее природы, населения, культуры, ее положения и значения среди других стран. Страноведение по необходимости предполагает сопоставление физико-биологического элемента с культурно-историческим...». Страноведение представляет до известной степени детальное развитие общего землеведения и со своей стороны дает последнему данные, подвергаемые им сравнительному анализу. Имея в виду эту научную задачу частной географии (страноведения), Анучин во многих своих работах указывал, что для географического познания стран, областей и т. п. необходимо изучать отдельные природные компоненты местности, их взаимоотношение, зависимость и взаимодействие, выяснять типы местности, и при этом постоянно иметь в виду для обжитых территорий воздействие чело1века на природу, ибо «человек внес весьма существенную перестройку в первобытные ландшафты».

С другой стороны, в задачу страноведения входит изучение и тех данных природы, которыми человек пользуется в своем хозяйстве, - естественных ресурсов и сил природы. Последнее Анучин особенно подчеркнул в своей «Записке» в Академию наук по поводу проекта об изучении производительных сил России (1915) и в статье «К изучению производительных сил России», включая в них не только данные географической среды, но и самого человека.

Примерами страноведческих работ Анучина могут служить его «Полярные страны. Географический обзор», «Центральная Азия. Географический обзор», «Япония и японцы. Географический очерк» и многие другие.

Как в общегеографических, так и в страноведческих исследованиях Анучина в основе лежат три краеугольных принципа: базирование выводов на точных фактических данных (в этом он близок И. П. Павлову, для которого факты - это «воздух ученого»), применение сравнительного метода для выяснения географических закономерностей (в этом он следовал А. Гумбольдту) и, наконец, исторический подход к выяснению сути каждого явления и познанию любой страны в ее настоящем. «Описание, - говорил он, - должно иметь в виду данный момент, но необходимо помнить, что поверхность земли испытывает постоянные изменения, что видимое и существующее в на стоящее время является результатом условий, складывавшихся постепенно в современный и предшествовавшие ему геологические периоды. Поэтому надлежащее понимание представляемых страною форм поверхности, ее ландшафтов и явлений жизни может быть получено только путем расследования ее прошлого и изучения тех процессов, которые вызывали последовательное преобразование».

Эти принципы лежат в основе материалистической методологии в географии, а во времена Анучина - в обстановке острой борьбы материализма и идеализма в условиях царской России, такие взгляды были в науке высокопрогрессивными, хотя и не обеспечивали всей полноты диалектико-материалистического понимания природы.

Анучин постоянно подчеркивал необходимость тесной связи географии с практикой, экономическим и культурным развитием народов. «Разработка чисто научных задач должна идти параллельно, но с разъяснением практических вопросов, вызываемых различными государственными и народными нуждами», - говорил он.

Своими исследованиями по истории географии Анучин положил начало глубокому изучению истории географической науки. Множество его трудов посвящено характеристике деятельности русских и иностранных путешественников и географов; частью они вновь изданы в 1952 г. в книге: «Д. Н. Анучин о людях русской науки и культуры».

Громадная заслуга ученого в том, что он создал самобытную русскую географическую школу, из которой вышло много талантливых продолжателей его научных исследований.

В стенах Московского университета под его руководством воспитывались А. А. Крубер, А. А. Борзов, Л. С. Берг, А. С. Бар ков, М. А. Боголепов, М. С. Боднарский, Б. Ф. Добрынин, С. Г. Григорьев, А. А. Ивановский, С. В. Чефранов и ряд других ученых.

Д. Н. Анучин никогда не замыкался в узкие рамки «академической науки». Он всеми силами стремился донести свои знания до широких слоев русского народа. В популяризаторской, общественной деятельности он видел долг ученого-патриота.

Имя Д. Н. Анучина занесено на географическую карту. В честь его названы: ледник на северном острове Новой Земли, гора на Северном Урале, остров и пролив в Малой Курильской гряде, ледник на северо-востоке Сибири в районе горного хребта Сунтар-Хаята.

Воспитывался в 4-й Ларинской гимназии, окончив которую в 1860 году, поступил на историко-филологический факультет. Слушал лекции Стасюлевича, Костомарова, Срезневского и Сухомлинова, но, заболев, вынужден был через год оставить университет и уехать за границу, откуда возвратился в 1863 году с обновленными сведениями и обновившимся мировоззрением. Вновь тогда же поступил в Московский университет по естественному отделению физико-математического факультета и окончил курс кандидатом в 1867 году, усердно занимаясь и после зоологией, этнографией и антропологией.

Еще в начале своей научной деятельности Анучин перешел от занятий по зоологии к антропологии. Особенно интересовала его родословная человека, к которой он возвращался в своих работах неоднократно, изучая как антропоморфных обезьян, так и ископаемые останки доисторического человека. В 1874 он написал большую работу о племени айнов, которая обратила на него внимание как у нас, так и за границей. Физико-математический факультет Московского университета командировал Дмитрия Николаевича за границу для подготовки к занятию первой в России кафедры антропологии.

В 1880 Анучин защитил магистерскую диссертацию «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам» и начал свою преподавательскую деятельность в Московском университете, с которым связана вся жизнь ученого, сначала как антрополог, а затем, с 1885, и как географ и этнограф. За целый ряд выдающихся научных работ, и в особенности за труд «О географическом распределении роста мужского сравнительно с распределением роста населения других » (1889 год) — Московский университет присудил Анучину степень почетного доктора.

Заняв кафедру географии и антропологии, Дмитрий Николаевич весь отдался организации преподавания: до него в наших университетах по этим наукам не было ни музеев, ни руководств, ни продуманных программ, ни методики преподавания. Эта широкая деятельность выработала из Анучина первоклассного и авторитетнейшего в ученого, к которому шли за научным советом и наши, и западные крупнейшие специалисты (Р. Мартин, Деникер, Пенки и другие).

В педагогической деятельности Анучина надо отметить, прежде всего, что наряду с самостоятельными очерками, всегда чрезвычайно богатыми по содержанию и четкими по изложению (« поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений», «Суша», « » и другие), Анучин переводил лучшие иностранные руководства (Нидерле, Леббока, Зупана), дополняя и исправляя их, что делало перевод иногда выше оригинала.

Дмитрий Анучин создал два музея при Московском университете: Географический, один из самых полных в России, с библиотекой до 10 000 тт., и Антропологический – крупнейший музей по антропологии и этнологии, привлекающий массу экскурсий, ценный по своему глубоко продуманному плану, с этнологическим отделом, отображающим эволюцию отдельных элементов культуры (оружие, жилище, способы передвижения и другое). В основу каждого из музеев легли экспонаты соответствующих всероссийских выставок, организованных Анучиным (Антропологическая – 1879 год, Географическая – 1892 год). Пополнялись же они коллекциями учеников Дмитрия Николаевича, обменом и, нередко, приобретениями на собственные средства ученого.

Далее, вместе с группой ученых, объединившихся вокруг Уварова и созданного им Археологического Общества, Анучин вывел русскую археологию из стадии любительства на широкую научную дорогу и в этой области сразу стал играть руководящую роль. Особенное значение имеют труды Анучина (наиболее крупные из которых были, а некоторые и теперь остаются образцовыми и руководящими): «Лук и стрелы» (1881 год), археолого-этнологический этюд, дающий полную сводку материала по данному вопросу; «Сани, ладьи и кони, принадлежности похоронного обряда» (1890 год), труд, отмеченный сочувственно в западной литературе. «Верхневолжские озера и верховья », работа, послужившая прототипом длинного ряда работ учеников Анучина по русским озерам и положившая основание научной лимнологии у нас; многочисленные работы по бронзовому веку Восточной России, по археологии Москвы, Сибири; курсы и многие статьи по истории землеведения, почти единственные в России.

Сознавая, что для правильного развития науки необходимо общественное понимание и сочувствие, Анучин делился с широкой публикой своими огромными знаниями, отзываясь на каждое явление в жизни, науке и литературе – в лекциях, докладах, статьях в газетах, популярных книгах: например, « и японцы», « и в Калифорнии», « , его подвиги и открытия» и многих других. Анучин создал один из лучших журналов «Землеведение» (с 1894 года) и руководил им до самой смерти, много писал в основанном в его честь «Русском Антропологическом Журнале».

Всего Анучину принадлежит до 600 работ (уже после 70-летнего юбилея им написано до 150 статей). Дмитрий Николаевич Анучин был бессменным президентом Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии и трех его отделений, президентом Московского Археологического Общества, почетным академиком, почетным членом многих русских и иностранных ученых обществ, академий и университетов, создателем лучшей и многочисленной школы русских антропологов и . Его ученики занимают кафедры по этим наукам во всех наших университетах (Ивановский, Берг, Крубер, Григорьев, Адлер, Борзов, Бунак и другие). Примыкая к группе либеральной профессуры (по убеждениям близкой к кадетской партии), Анучин в течение многих лет был одним из редакторов газеты «Русские Ведомости», где дал ряд статей по общественным и научным вопросам. С первых лет советского строя Дмитрий Анучин принял горячее участие в работах Главмузея, Института Востоковедения, Центральной Естеств. Педагогической Комиссии, Коммунального Музея. Очень много сделано Анучиным для развития у нас краеведения, и одно из первых сельских краеведческих обществ в России.

– ученый в области лесоустройства и лесной таксации, доктор сельскохозяйственных наук (1939 г.), профессор (1939 г.), академик ВАСХНИЛ (1966 г.).

Родился 26 апреля 1903 г. в д. Лариково Вологодской губернии. Окончил Петроградский лесной институт в 1925 г. Работал помощником лесничего, окружным лесничим в Ленинградской обл. (с 1925 по 1929 г.), в Москве – старшим специалистом Управления лесами Наркомзема РСФСР. Заведовал кафедрой лесной таксации СибЛТИ, несколько лет был зам. директора этого института (с 1937 по 1943 г.). Руководил Главным управлением лесного хозяйства Министерства лесной промышленности СССР (с 1943 по 1948 г.). Заведовал кафедрой лесной таксации и лесоустройства в МЛТИ (с 1944 по 1984 г.). Несколько лет (с 1960 по 1971 г.) возглавлял ВНИИЛХ (ныне ВНИИЛМ). Выполнял обязанности академика-секретаря Отделения лесоводства и агролесомелиорации ВАСХНИЛ (с 1960 по 1965 г.). Николай Павлович Анучин был председателем НТС по проблемам леса Государственного комитета по науке и технике СССР.

Aнучин создал сортиментные таблицы и товарные таблицы, разработал основы промышленной таксации леса, сконструировал ряд таксационных приборов (трость таксатора, оптическая призма, высотомер), предложил оригинальный метод учета прироста древесины ствола и древостоя, теоретически обосновал принцип непрерывного и неистощительного лесопользования и определения размеров лесных площадей предприятий. Всего им опубликовано более 200 научных работ, в т.ч. 60 книг и брошюр, включая 6 монографий и 3 учебника. Его учебники «Лесная таксация» и «Лесоустройство» несколько раз переиздавались и переведены на иностранные языки. В 1977 г. вышла в свет книга Анучина «Теория и практика организации лесного хозяйства», обобщившая многие разработки автора.

Источник: Энциклопедия лесного хозяйства. В 2 т.. Т. 1. [А – Л] / Федер. агентство лесн. хоз-ва; [Антипенко Т.А. и др.]. – М.: ВНИИЛМ, 2006. – С. 31-32.

Литература

Анучин Н.П. Лесная таксация. [учеб.] / Н.П. Анучин. – 5-е изд., доп. – М. : Лесная промышленность, 1982. – 552 с.

Анучин Н.П. Лесное хозяйство и охрана природы / Н.П. Анучин. – М. : Лесная промышленность, 1979. – 271 с.

Анучин Н.П. Определение текущего прироста насаждений по боковой поверхности деревьев / Н.П. Анучин // Вопросы лесоведения и лесоводства: докл. на V Всемир. лесн. конгрессе. – М., 1960. – С. 346-351.

(27.08(08.09).1843, Санкт-Петербург – 4.06.1923, Москва)
Антрополог, географ, этнограф, археолог, академик, профессор, декан физико-математического факультета Московского университета, почетный член МОИП
Дмитрий Николаевич Анучин происходил из семьи потомственного дворянина, участника Отечественной войны 1812 г. Воспитывался сначала дома, а затем в IV Петербургской гимназии. Еще в школьные годы он интересовался историей, в которой был хорошо начитан, и по окончании гимназии в 1860 г. поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Санкт-Петербургского университета, однако по состоянию здоровья вынужден был прервать обучение и по рекомендации С.П.Боткина уехать заграницу для лечения. К этому времени помимо увлечения историей определился у Д.Н.Анучина интерес к русской этнографии. Три года Д.Н.Анучин провел за рубежом, использовав это время не только для лечения, но и для знакомства с европейскими университетскими центрами. Он посетил Гейдельберг, Геную, Рим, Женеву и летом 1863 г. вернулся в Россию; поселился в Москве, с которой был неразрывно связан в течение всей своей дальнейшей жизни.
Осенью того же года он поступил на Естественное отделение Физико-математического факультета Московского университета и сосредоточился на зоологии, антропологии и этнографии. Работая под руководством профессоров А.П.Богданова и С.А.Усова он 1867 г. он успешно завершил учебу и был выпущен из университета в звании кандидата. Сочинение, представленное им при окончании курса, было посвящено зоологии позвоночных, вопросу «О генетическом сродстве видов рода Bison».
В 1871 г. по рекомендации профессора С.А.Усова Д.Н.Анучин занял должность ученого секретаря Императорского общества акклиматизации животных и растений . В этом качестве он пробыл два года и очень много сделал для пополнения коллекции ценных растений и животных зоологического сада Московского университета. В частности именно благодаря его стараниям через посредство русского посольства в Турции ему удалось доставить в Москву целый транспорт с растениями и животными, которые были размещены в университетском саду. В 1872 г. вместе с профессором Московского университета Л.П.Сабанеевым Д.Н.Анучин основал журнал «Природа», продолжающий издаваться и поныне.
С 1874 г. началась преподавательская деятельность Д.Н.Анучина в качестве учителя естественной истории в женском Екатерининском институте и зоологии в VI московской гимназии. Тогда же он был принят в число действительных членов Общества любителей естествознания, а в 1875 г. был избран его секретарем . С этого же времени ученый состоял и членом Археологического общества, Московского общества испытателей природы. В 1882 году по его поручению он возглавил археологическую экспедицию в Дагестан, участвовал он и в раскопках на территории Пермской губернии. С 1888 г. Д.Н.Анучин был бессменным товарищем Председателя Археологического общества.
Год спустя ученый был командирован за границу для подготовки магистерской диссертации. Он работал в парижской «Ecole Antropologique» и антропологической лаборатории профессора Брока, участвовал в раскопках в пещерах на юге Франции. Кроме того, Д.Н.Анучин много работал в библиотеках и музеях Берлина, Вены, Дрездена Праги, Лейпцига. По поручению Общества любителей естествознания на Всемирной парижской выставке 1878 г. он организовал и возглавил в ее составе Антропологический отдел, а по окончании выставки привез в Россию всю экспозицию. Коллекции доисторических древностей, собранные ученым демонстрировались на Антропологической выставке в Москве в 1879 г., а после были переданы в Московский университет на хранение и стали основой ныне существующего Антропологического музея МГУ , а сам Д.Н.Анучин был назначен его первым директором. Поэтому после смерти ученого музею было присвоено его имя.
В 1880 г. Д.Н.Анучин представил на суд Московского университета магистерскую диссертацию под названием «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам». Успешная защита позволила ему получить место приват-доцента при Московском университете по кафедре антропологии (основанной незадолго до того на частные средства). В 1884 г. он был избран экстраординарным профессором Московского университета и получил кафедру географии и этнографии, сохранив за собой преподавание антропологии.
В 1890 г. Д.Н.Анучин был избран Президентом Общества любителей естествознания . В том же году по его инициативе при обществе был созданы отдел Антропологии, а его основатель был избран его председателем. Тогда же в 1890 г. при обществе было основан и Географический отдел, который с момента основания и до 1923 года также возглавлялся ученым. С 1894 г. Географический отдел стал издавать журнал «Землеведение» , им же редактировавшийся.
Д.Н.Анучин был постоянным автором многих известных русских периодических и научных изданий. Он тесно сотрудничал с газетой «Русские ведомости», став с 1883 г. их соиздателем, а в 1887 г. редактором в газете «Русский курьер», где состоял членом редакции. Он был автором многих статей в известном энциклопедическом словаре Брокгауз-Ефрон.
В последующие годы Д.Н.Анучин опубликовал ряд работ, в том числе «О географическом распределении роста мужского населения в России», «Лук и стрелы», «О древних искусственно-деформированных черепах, найденных в России», «Отчет о поездке в Дагестан» и др., что послужило основанием для решения Совета Московского университета удостоить его звания доктора географии honoris causa в 1891 г.
В том же году ученый был командирован Московским университетом в состав организованной Министерством земледелия экспедиции, возглавлявшейся генералом Тилло целью которой было исследования истоков русских рек. По итогам своего участия в ней Д.Н.Анучин опубликовал известную работу «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины» («Труды экспедиции по исследованию источников главных рек Европейской России», 1897), дававший не только исчерпывающее описание предмета исследования, но и снабженное многочисленными картами.
В 1892 году во время проведения в Москве XI международного конгресса по доисторической археологии и антропологии, где Д.Н.Анучин был Генеральным секретарем, по его инициативе в залах Исторического музея была устроена Географическая выставка, пользовавшаяся большим успехом у посетителей и специалистов. За организацию этой экспозиции Д.Н.Анучин получил благодарность от Императорского Географического общества. По завершении выставки ее экспонаты были переданы на хранение в Московский университет, где и стали основой для создания Географического музея Московского университета. С 1908 до 1923 г. Д.Н.Анучин возглавлял работу музея.
В 1891 году Д.Н.Анучин был избран ординарным академиком Санкт-Петербургской АН, однако в силу того, что не мог переехать на постоянное место жительство в Санкт-Петербург (обязательное условие – проживание в этом городе) по собственному прошению в 1898 г. оставил эту должность с одновременным избранием его почетным членом Академии.
В 1911-1912 гг. Д.Н.Анучин исполнял обязанности декана физико-математического факультета Московского университета. В 1906 г. он был избран заслуженным ординарным профессором, а в 1916 г. решением Совета Московского университета был зачислен в число Почетных членов университета. В 1912 г. на чествовании 250-летнего юбилея Лондонского Королевского общества именно ему было поручено представлять Московский университет на проходивших в Англии торжествах.
За свой огромный вклад в организацию и развитие антропологических и географических исследований Д.Н.Анучин был избран действительным или почетным членом множества российских и зарубежных университетов, научных обществ и академий, в том числе Московского общества испытателей природы . Среди них можно назвать: Парижское антропологическое общество (чл.-корр. с 1879 г.), итальянского общества антропологии и географии (действ. член с 1880 г.), американского антропологического общества в Вашингтоне (член с 1883 г.), королевского антропологического института в Лондоне (поч. член с 1897 г.) и многих других.
За свои заслуги он был награжден российскими орденами: Св. Владимира 3 и 4 степени, Св. Анны 2 степени и иностранными наградами. Он был кавалером французского ордена Почетного легиона.
Д.Н.Анучин был одним из тех профессоров Московского университета, который не замкнулся в себе в связи с революционными потрясениями, которые пережила Россия в 1917 году. Несмотря на преклонный возраст до самой своей смерти он продолжал работать в Московском университете, возглавляя работу кафедры антропологии и деятельность Антропологического и Географического отделов Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. При его деятельном участии в 1922 г. при Московском университете был основан НИИ Антропологии.
Дмитрий Николаевич Анучин скончался в возрасте восьмидесяти лет в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Библиография:
1. Сани, ладьи и кони, как принадлежности похоронного обряда// Древности, т. XIV, 1890.
2. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака// Древности, т. XIV, 1890.
3. Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений // Землеведение, 1895.
4. К вопросу о диких лошадях и об их приручении в России //Журнал Министерства Народного Просвещения, 1896.
5. Труды экспедиции по исследованию источников главных рек Европейской России. М. 1897.
6. К истории искусства и верований у Приуральской чуди в кн.: «Материалы по археологии восточных губерний», М., 1899.
7. Цикл статей «Япония и японцы» //Землеведение за 1904-1906 гг.