Как говорить, чтобы вас понимали? Обсуждения и компромиссы. Четкое определение временных и пространственных границ

Одиннадцать секунд — столько требуется человеку, чтобы принять решение, смотреть ли дальше видеоролик или переключиться на другой. Как привлечь внимание, а главное — как удержать? Рассказывает бизнес-тренер Нина Зверева.

В среднем человек получает в течение дня около 3000 информационных сообщений, но воспринимает только 10% из них. Как сделать так, чтобы ваше сообщение попало в эти 10%?

Такую цифру мне подсказал счетчик глубины просмотра на YouTube. Через 11 секунд пользователи переключают внимание с одного видеоролика на другой.

Что можно сделать за 11 секунд?

Вот с чего стоит начать, если вы хотите привлечь внимание:

Пошутить . Люди готовы пропустить важную информацию, но не готовы пропустить шутку. Готовьте шутки заранее, если вы не из тех, кто легко импровизирует.

Рассказать историю. Если вы начинаете со слов «однажды», «представь себе», то сразу получаете кредит доверия минуты на две, не меньше. Собеседник поймет: вы не собираетесь его грузить или отчитывать, вы просто рассказываете историю. Лучше, чтобы она была короткая. Покажите, что вы цените время своего собеседника.

Вступить в общение — задать сначала личный вопрос, поинтересоваться делами.

Шокировать. Сообщить какой-то сенсационный факт. Пробиться сквозь информационный шум в голове современного человека, особенно подростка, сложно, поэтому сенсация привлечет его внимание.

Сообщить свежую новость. «Знаешь ли ты, что…», «я тебя удивлю».

Как удержать внимание?

Захватить внимание — это лишь первый шаг. Чтобы интерес к вашим словам не снижался, помните об универсальных законах общения. Мы слушаем, если:

— Нам важно то, о чем нам говорят

— Это новая и/или удивительная для нас информация

— Говорят лично про нас

— Нам говорят о чем-то весело, эмоционально, искренне, артистично

Поэтому прежде чем начать говорить, подумайте:

— почему человек будет это слушать?

— о чем вы хотите сказать, какова ваша цель?

— тот ли это момент?

— тот ли это формат?

Ответьте для себя на каждый из этих вопросов, и тогда вы не ошибетесь.

— Старайтесь говорить коротко, весело и по делу. Говорите только те слова, которые имеют значение. Уберите пафос и назидание, избегайте пустых слов. Лучше подержите паузу, поищите точную фразу. Не спешите говорить первое, что взбредет в голову.

— Чувствуйте момент, когда можно спрашивать и говорить, а когда лучше промолчать.

— Старайтесь больше слушать, чем говорить. Дайте понять, что вы слышите и помните то, что собеседник о себе рассказывает. Можно начинать разговор с вопроса об этом: «Ты вчера собиралась к врачу, как ты съездила?» Вопросы имеют большее значение, чем ответы.

— Никого не принуждайте к общению. Если ребенок торопится в кино, а муж устал после работы, не затевайте разговор, дождитесь подходящего момента.

— Не врите, мы чувствительны ко лжи.

Об эксперте

Нина Зверева , коуч, директор Центра «Практика». Преподаватель курсов «Убедительная презентация» и «Эффективная коммуникация» в Школе управления Сколково. Медиатренер-консультант российских региональных телекомпаний, автор книг «Правила общения с детьми. 12 «нельзя», 12 «можно», 12 «надо» и «Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики».

Из выступления Нины Зверевой в рамках проекта Татьяны Лазаревой «Выходные со смыслом» 20 мая 2017 года.

Руководитель образовательного направления Mail.Ru Group Ольга Августан и бизнес-тренер Лариса Катышева делятся лайфхаками, которые помогут справиться со страхом и успешно освоить навыки публичных выступлений.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Каждое занятие, которое вы проводите с группой студентов - это одна из форм публичного выступления. Поэтому в преподавательской деятельности вам помогут тренинги по ораторскому мастерству. В наших статьях мы расскажем о лайфхаках от известных спикеров, поделимся упражнениями из курсов подготовки теле- и радиоведущих, а также приёмами из тренинга «Уверенное поведение», которые помогут преодолеть страх перед аудиторией.

Определяем цель публичного выступления

Первое, с чего нужно начать подготовку к любому публичному выступлению, - определить его цель. Размытые невнятные фразы не годятся. Например, «Я хочу выступить хорошо» или «Я хочу провести интересное занятие» - это неверно сформулированная цель.

Цель должна содержать в себе конкретное действие или состояние аудитории (а не выступающего). Кроме того, она должна быть чёткой, измеримой, ограниченной во времени и реалистичной. Что ваши студенты должны сделать, понять, усвоить, запомнить в результате этого занятия и на каком уровне? Пример: «После сегодняшнего занятия как минимум 70% группы должны овладеть навыком X».

Это соответствует технике постановки цели SMART, которая популярна в бизнесе.

Аббревиатура расшифровывается так:

S - specific, конкретная;

M - measurable, измеряемая:

A - ambitious or attractive, амбициозная или привлекательная;

R - realistic, реалистичная;

T - terminated, ограниченная во времени.

Важно понимать, что для каждого типа занятия необходимо формулировать отдельную цель и прописывать её по технике SMART.

Классифицировать занятия можно следующим образом:

  1. Изучение нового материала (теория).
  2. Формирование и отработка умений и навыков.
  3. Обобщение и систематизация знаний.
  4. Практическое применение знаний в ходе проектной работы.
  5. Контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
  6. Комбинированное занятие, включающее все перечисленные типы. Структуру такого занятия вы составляете, исходя из стоящих перед вами задач и предлагаемых условий. Цель у такого занятия тоже будет многосоставная.

Ч ем разнообразнее активность учащихся на занятиях, тем успешнее они осваивают предмет.

Американский психолог Уильям Глассер утверждал, что мы запоминаем

  • 10% того, что мы читаем;
  • 20% того, что мы слышим;
  • 30% того, что мы видим;
  • 50% того, что мы видим и слышим;
  • 70% того, что мы обсуждаем с другими;
  • 80% того, что мы испытываем лично;
  • 95% того, что мы преподаем кому-то ещё.

Личная вовлечённость обеспечивает принципиально другой результат. Так работает мозг. Это закон природы, который нельзя обойти. И его нужно использовать в преподавательской деятельности, предлагая студентам разные виды активности в течение занятия. Это не только практика, в ходе которой они разрабатывают что-то своё. Это также может быть обсуждение и критика чужого проекта или помощь тем, кто пропустил занятие.

Примеры из практики технопарка

  • На курсе «Эффективные коммуникации» каждая группа должна подготовить презентацию проекта для финальной защиты. Таким образом, они получают практику: составляют план выступления, готовят слайды, выступают перед аудиторией. Но, помимо этого, каждая группа в течение модуля несколько раз выступает перед другими участниками курса. Студенты подробно разбирают выступление коллег, отмечая ошибки и фишки, предлагая неожиданные идеи и повороты. При этом аудитория получает не меньше пользы, чем выступающие.
  • Часть студентов не может посетить все пять занятий курса. Поэтому в начале каждого занятия мы вспоминаем «содержание предыдущей серии». Студенты, присутствовавшие накануне, рассказывают прогулявшим, чем мы занимались, до какого этапа дошли, какие открытия совершили по дороге и чем договорились заниматься сегодня. В это время они запоминают 95% материала.

Формула публичного выступления

Публичное выступление имеет три ключевых составляющих, каждая из которых крайне важна для успешного выступления перед группой:

  • вербалика - текст, который вы произносите;
  • невербалика - поведение, внешний вид, язык тела;
  • паралингвистика - то, как вы говорите: громко или тихо, грамотно или с ошибками, себе под нос или чётко, выразительно или заунывно и усыпляюще.

Ваша речь содержит сложные термины и непонятные конструкции? Или ваша зажатая и скованная поза свидетельствует о неуверенности? А может, вы тихонько бубните себе под нос гениальную по содержанию лекцию? Проблемы с любым из трёх аспектов могут свести на нет все ваши усилия, поэтому мы детально разберём каждый из них.

Что говорить, чтобы вас услышали

Эксперты утверждают, что через 72 часа после лекции человек помнит только два или три услышанных на ней факта. Чтобы освежить воспоминания обо всём остальном, нужны вспомогательные информационные ресурсы. Поэтому не забывайте давать студентам ссылки на материалы по теме. Их можно размещать на внутреннем сайте, в группе соцсети, отправлять в чате, пересылать в презентации после занятия.

Как помочь аудитории запомнить больше

1. Удивите свою аудиторию. Внимание гарантированно привлекают новые факты и большие цифры, особенно если их правильно подать. Все потому, что в момент, когда мы испытываем удивление (Ну надо же!), мозг выбрасывает некоторое количество дофамина. Это гормон, который способствует запоминанию материала.

2. Используйте яркие метафоры и сравнения. И избегайте банальных фраз, которые, напротив, «усыпляют» мозг.

3. Пошутите. Шутки и анекдоты привлекают внимание и доставляют аудитории удовольствие.

4. Используйте сторителлинг. История - прекрасная упаковка для любой информации, которую вы хотите донести. История успеха, провала, успеха через провал. Цифры со временем забываются, а хорошие истории помнятся долго - в том числе и истории, в которых содержатся нужные нам факты.

Этот приём, кстати, очень часто используют на TED. Одна из самых популярных спикеров этой конференции, Мириам Сидиби, рассказала историю о мальчике из бедной семьи, у которой нет средств на покупку мыла. Она показала фото очаровательного шестилетнего мальчика и попросила аудиторию представить боинг, на котором летят несколько сотен таких же малышей. Показала фото боинга. А потом сказала примерно следующее: «Представьте, что вы видите, как этот боинг разбивается, и никак не можете помочь. Жаль. Но ведь ровно столько же малышей ежегодно гибнут в моей родной стране из-за инфекций, которые мы могли бы победить, если бы в каждой семье было элементарное гигиеническое мыло! И здесь вы можете помочь».

Все эти приёмы мобилизуют внимание аудитории в начале вашего выступления и помогаю настроиться на тему. Хороши они и для удержания внимания студентов в середине занятия. Может ли какой-то из этих инструментов пригодиться в финале занятия? Конечно. Например, короткая история, связанная с опытом, который был получен на занятии. Интересная подача цифры, отражающей результаты проведенной на занятии аналитической работы. Помните, что точка, которую вы ставите в конце занятия, должна быть яркой и запоминающейся.

За всеми сказанными словами
должна стоять честная, искренняя,
открытая личность – это основа взаимопонимания.

Все мы искренне хотим, чтобы нас всегда понимали, хотим научиться доверять и мечтаем быть услышанными. Откуда берутся проблемы в семье, ссоры, размолвки, сорванные сделки и недопонимания, мы же все говорим на одном языке, говорим доступно и правильно?

Мы несем , интересные предложения, а взамен нам отказывают, нас не слышат, не поддерживают, не понимают. Кто виноват? Может, мы не знаем как правильно говорить, чтобы нас понимали? Почему наши идеи остались невысказанными? Как научиться правильно разговаривать, чтобы наша инициатива, идея или тревога была услышана?

Значение слов для человека

Наш успех, да и вся наша жизнь зависит от умения разговаривать. Все неудачи в большинстве случаев преследуют только потому, что мы не смогли донести идею, неправильно выразились, не в том свете преподнесли себя.

Но ведь каждый из нас может все сделать намного лучше! Нужно выяснить для себя как научиться грамотно разговаривать, чтобы сказанное вами понимали именно так, как вам хотелось бы.

Ежедневно мы произносим миллионы слов, общаемся с людьми, сами с собой, при этом не задумываемся, что каждое сказанное слово несет за собой определенный смысл. Мы бросаемся словами, которые впоследствии превращаются в мусор, пустые реплики, обидные фразы, невыполненные обещания. А по сути своей, мы именно то, что мы говорим, то, насколько грамотно мы говорим и то, как воспринимаем сказанное нам.

Маленькие дети, начиная говорить, пытаются донести свои желания и чувства. Они словами выражают свои эмоции и желания. Это первые уроки, которые далеко не все усваивают. Мы вырастаем, но не все понимаем, что наша разговорная речь, умение говорить правильно открывает нам дверь к достижению своих целей. Цели наши разнообразны, но правила, помогающие людям говорить правильно очень просты и едины для всех случаев жизни.

Услышать себя

Если мы хотим, чтобы нас услышали, то, прежде всего, нужно услышать самих себя, убедить себя в правдивости и искренности своих слов, мыслей, желаний. Потому что первый шаг к успеху и коммуникации – это умение гармонично жить с самим собой, иметь свою неоспоримую точку зрения, умение вести внутренний диалог и искренне верить в каждое свое слово.

Верьте самому себе. Прислушайтесь к себе, прислушайтесь к тому, что вы говорите себе. Хотите узнать, как правильно разговаривать с собой? Не говорите себе: «у меня ничего не получится», нужно говорить: «я способен добиться многого». Получайте удовольствие от общения с собой, ведь вы первый свой слушатель.

Три основные области общения

  • Первая область

К первому потоку относится разговор с собой, и прежде нужно знать как правильно разговаривать с собой. Не удивляйтесь, все разговаривают с собой, дают себе советы, заставляют что-либо делать, ругают себя, отговаривают себя. Это непрекращающийся и неосознанный внутренний диалог. В голове каждого из нас есть, в детстве заложенная схема, по которой мы живем.

Внутренний голос, ругающий нас – это запретный голос родителей, это пережиток прошлого. Этот голос мы еще детьми слушали на протяжении нескольких лет: «нельзя, не тронь, не лезь», многие считают его голосом совести, но это отложенный на подкорке голос родителей.

Постарайтесь постепенно избавляться от него. Верьте в себя, в свои силы и способности, убеждайте себя в том, что вы все сможете, хвалите себя. Ежедневно совершенствуя свой внутренний монолог, вы сможете добиться гармонии с собой, и заметите, что вам становится легче говорить с людьми. И о том, как научиться правильно говорить, вы уже реже будете задумываться.

  • Вторая область

Вторая по значимости область коммуникации – это правильно говорить с собеседниками. Мы все время разговариваем, пытаемся передать свои мысли, пытаемся убедить людей в своей правоте, но как научиться разговаривать с людьми, мы знаем не все.

Мы говорим много, но иногда говорим далеко не то, что думаем, а иногда думаем, но почему-то не говорим, а в большинстве случаев недоговариваем. В итоге конструктивный диалог не получается.

Вы до тех пор не поймете как научиться разговаривать с людьми, пока сами не поверите в то, что вы намерены сказать, и в то, что сказанное вами действительно важно собеседнику.

Секрет о том, как научиться разговаривать с людьми лежит в вас самих. Эмоции, сомнения, нервозность, переживания, интонация – все передается вместе со словами.

Эксперимент Б. Рассела

В 1987 году в Пенсильванском университете профессор Б. Рассел провел эксперимент. Он выяснил, что во время общения между людьми возникают информационные потоки, которые при раскладывании на составляющие показали удивительный результат:

  • смысл сказанных слов имеет всего лишь 7%;
  • 38% приходится на интонацию и тембр голоса;
  • 55% информации передается через каналы передачи (поза, жесты, мимика, артикуляция), то есть то, что со словами абсолютно не связано.

Вот и весь секрет в том, как научиться разговаривать с людьми. Контролировать невербальные каналы очень сложно, но если разговор касается вашего будущего, то придется научиться.

Третья область

Большое значение в том, как научиться разговаривать с людьми имеет отношение к критике, или умение ее преподнести. Это третья область коммуникации. Все люди чувствительны к критике. Любой предмет, любое действие каждый из нас видит по-своему.

Прежде чем начинать открыто критиковать, нужно убедиться в том, что вы с оппонентом говорите на одном языке, то есть видите предмет одинаково. Выяснить это можно только в диалоге.

В разговоре, содержащем критику, есть две стороны: выступающая и принимающая. Как достойно принимать критику и что с ней дальше делать? Всегда перед человеком стоит проблема. Мнений ровно столько, сколько людей, поэтому человек сам должен решать как принимать критику.

Творческая критика

Перед тем как начинать критиковать, убедитесь в том, что ваше мнение человеку необходимо. А нежданным критикующим быть – бессмысленное занятие, но если вам действительно это нужно, то подойдите к критике с творческой стороны. Прежде чем начинать критиковать человека, попробуйте его похвалить. Тогда он легче примет саму критику.

Например, если вам необходимо сделать замечание человеку по тексту, который он написал, желательно сразу заявить ему о том, что текст очень замечательный, что мысль изложена прекрасно, а напоследок уже говорить о недочетах. Но указывать нужно на ваше видение того, что вас не устраивает.

Возможно, вам придется изменить свое мнение, а если вы правы, то критикуемый после похвалы, с благодарностью отнесется к критике, или воспримет ее как урок. В этом кроется еще один секрет того, как разговаривать с другими людьми. Позитивное отношение к людям даже в критике воспринимается ими как долгожданная подсказка.

О красоте речи

Когда речь заходит о том, как правильно разговаривать, вспоминается разговорная речь интеллигенции прошлых лет. В документальной хронике можно заслушаться речью каждого из них.

Фаина Раневская (актриса), Николай Дроздов (вел передачу «В мире животных»), Юрий Сенкевич (вел передачу «Клуб путешественников») – замечательные представители знатоков искусства слова, у которых можно поучиться грамотно разговаривать.

Это люди, которые выражают свои мысли такими красивыми словами, которые в наши дни слышатся все реже, а то и вовсе вышли из речевых оборотов. Красивый русский язык постепенно превращается в суррогатные фразы всех стран мира. Обидно, но уважающий себя интеллигентный человек не станет заменять слово «прекрасный» на слово «клевый» или «отпадный».

Красивая речь – оружие оратора и что его отличает

Для тех, кто считает, что русский язык все еще великий и не знает как научиться грамотно разговаривать, существуют элементарные правила, которые помогут им. Все мы в душе ораторы, у каждого человека найдутся слова, чтобы выразить свои мысли. Но это еще не значит, что все мы говорим правильно.

Искусный оратор всегда знает как разговаривать и отличается несколькими преимуществами над общей массой людей:

  • начитанностью и эрудированностью. Чем больше у человека багаж знаний, тем лучше он сможет выразить свои мысли, тем богаче его словарный запас, и тем легче ему . Это необходимое снаряжение для воодушевляющей и впечатляющей речи;
  • внятной и четкой речью, отсутствием дефектов дикции, убедительностью и понятным изложением − очень важными качествами для человека, выступающего перед аудиторией;
  • в какой-то степени, каждый оратор должен быть психологом, чтобы понять настроение масс и влиться в соответствующей форме. Вряд ли кто-то будет слушать грустного, сонно разговаривающего человека. Речь настоящего оратора овладевает душами слушателей;
  • оратор точно знает разницу между устной и письменной речью, и не позволит себе читать свою речь вместо того, чтобы говорить красиво и уверенно, глядя в глаза оппонентам.

Широким массам доступно много литературы, тренингов, методик о том, как научиться грамотно разговаривать. Мы постигаем науки, казалось бы, говорим правильно, а нас не хотят слушать или не слышат?

Где искать подвох, те ниточки, которые помогут достучаться до собеседника, как научиться говорить, чтобы вас правильно понимали, слушали и слышали? В чем секрет, как разговаривать?

Уроки мастерства

Мы говорим правильно только тогда, когда предмет разговора нами изучен досконально.

Неважно в какой обстановке происходит разговор: выступление перед аудиторией, беседа с товарищем, разговоры в семье или презентация, мы должны применить четыре приема:

  • ссылка на авторитетный источник. Когда мы хотим убедить в чем-то человека, то прежде должны выяснить, какой источник для него будет интересен. На него же впоследствии нужно будет и сослаться. Например, ваш собеседник прислушается к мнению публичного человека или же к мнению Васи со второго подъезда? То есть в разговоре следует привлечь неоспоримое мнение;
  • ссылка на мнение специалиста или эксперта. Следует изыскать научные факты, статистические данные для того, чтобы из них составить свою доказательную базу. Многие люди беспрекословно верят фактам;
  • обращение к массовому мнению. Люди не зная, что делать, часто обращают внимание на то, что делают другие. Воспользуйтесь этой хитростью, убедите человека в том, что многие люди так думают;
  • личный опыт. Если ваше мнение авторитетно, то к вашему личному опыту обязательно прислушаются.

Грамотно говорить научиться легко

Мы подошли к главному – к грамотной речи. Как же научиться грамотно разговаривать, есть ли специальные правила, нужны ли тренировки грамотной речи?

Существуют правила, воспользовавшись которыми, можно достичь желаемых результатов:

  • Чтение огромного количества книг еще не гарантирует вам грамотную речь. Важно, какую литературу читать и как ее воспринимать. Художественная литература прекрасно развивает разговорную речь, но сбалансировав чтение художественной литературы с публицистикой и научными исследованиями, вам удастся добиться больших результатов. Словарный запас будет пополняться в разнообразных аспектах.
  • Научиться разговаривать грамотно как нельзя лучше расскажут известные и признанные ораторы. Нужно смотреть выступления красиво и грамотно говорящих людей, которые уже имеют навыки и говорят именно так, как вам нравится, как вы хотели бы в дальнейшем говорить. Примером могут быть Невзоров, Парфенов, Познер. Важно обращать внимание не только на то о чем они говорят, а еще и на их поведение, мелодичность речи, интонацию, мимику.
  • Научиться разговаривать грамотно и знать как подобрать нужные слова поможет игра с самим собой в подбор синонимов. В минуты ожидания или в транспорте, попробуйте мысленно подобрать к любому слову несколько синонимов. Если ежедневно проводить такие занятия, то ваш словарный запас повысится очень быстро.
  • Ну и, естественно, пресловутые скороговорки. Мысленно выговаривать их не получится, поэтому дома, при каждой свободной минутке попробуйте, сначала медленно, а потом быстрей выговаривать понравившиеся вам скороговорки. Занятие увлекательное и полезное для развития речи.

Это малая, но очень действенная часть правил, благодаря которым вы сможете в ближайшем будущем стать приятным и интересным собеседником или знаменитым оратором. Все зависит от того, к чему вы стремитесь.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Приятно слушать людей, владеющих ораторским искусством. Правда, не у всех так хорошо получается. Кто-то робеет во время публичных выступлений, кто-то не знает, как начать разговор и поддержать беседу, кому-то не нравится собственный голос и дикция и многое другое. Ларри Кинг, известный американский телеведущий, убежден, что все это поправимо.

  1. Говорить - это все равно что играть в гольф , водить машину или держать магазин: чем больше этим занимаешься, тем лучше это выходит и тем большее доставляет удовольствие.
  2. Лучше молчать и быть заподозренным в глупости , чем открыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счет.
  3. Разговаривайте вслух сами с собой, расхаживая по дому или квартире . Я живу один, так что иногда ни с того ни с сего могу произнести вслух несколько слов или какую-нибудь заготовку к предстоящему выступлению или к одной из моих передач. Смущаться мне незачем: кругом никого нет, и меня никто не слышит. Вы можете последовать моему примеру, даже если живете не один. Для этого уединитесь в вашей комнате, в подвале или поупражняйтесь, пока вы за рулем. Кроме того, следить за тем, как вы говорите, - это тоже тренировка.
  4. Можно встать перед зеркалом и говорить со своим отражением. Этот прием общеизвестен, особенно среди людей, которые готовятся к публичным выступлениям. Однако он пригоден и для повседневного общения. Кроме того, он помогает наладить визуальный контакт с собеседником, поскольку, глядя на свое отражение в зеркале, вы приучаетесь смотреть в лицо собеседнику.
  5. Прислушивайтесь к самому себе . Если просто обращать внимание на то, какие слова слетают у вас с языка, то это может дать большой эффект. Вы увидите, сколько раз вы начинали и бросали на полпути ту или иную фразу, сколько раз возвращались к уже сказанному и сколько «э-э» загромождает вашу речь.
  6. Избегайте модных словечек. Это пойдет вам только на пользу, потому что вас лучше воспримут, а вашу речь точнее поймут.
  7. Золотое правило - поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами, - относится и к разговору . Если вы хотите, чтобы собеседник был честен и откровенен с вами, вы должны быть честным и откровенным с ним.
  8. Помните, секрет умения вести разговор - это умение задавать вопросы . Мне все вокруг любопытно, и даже на коктейлях я часто задаю свой любимый вопрос: «Почему?» Скажем, какой-то мужчина говорит мне, что переезжает с семьей в другой город. - Почему? Какая-то женщина переходит на другую работу. - Почему? Кто-то болеет за Mets. - Почему?
  9. Все мы люди , а значит, не стоит терять почву под ногами только оттого, что ваш собеседник - профессор с четырьмя высшими образованиями, или астронавт, летавший в космосе со скоростью 18 тысяч миль в час, или человек, избранный губернатором вашего штата.
  10. Никогда не следует забывать : ваши собеседники получат от разговора гораздо больше удовольствия, если увидят, что он доставляет удовольствие и вам независимо от того, считаете вы себя им ровней или нет.
  11. Большинство людей, сумевших преуспеть в жизни, умеют говорить . Неудивительно, что верно также и обратное. Если вы сумели развить у себя способность хорошо говорить, а ее можно развить, вы преуспеете. Если вы считаете, что уже добились успеха, вы можете добиться еще большего, если станете лучше говорить.
  12. Говорят, что, путешествуя, можно расширить свой кругозор , однако, если ты достаточно любознателен, чтобы слушать окружающих тебя людей, пополнить свои знания можно, не выходя со двора.
  13. Независимо от того, какой вы собеседник, помните :

Всегда ли, когда разговаривают двое, можно сказать, что между ними происходит настоящий диалог
– в котором оба слушают, слышат и понимают друг друга? К сожалению,
гораздо чаще в общении людей можно наблюдать что-то похожее на два
параллельных монолога: каждый стремится прежде всего высказаться сам и
не столько слушает собеседника , сколько ожидает возможности вставить следующую реплику.

В итоге оба расходятся недовольными друг другом, не нашедшими взаимопонимания ,
а то и обиженными. Стивен Кови, автор всемирно известного бестселлера
«Семь навыков высокоэффективных людей», предлагает проанализировать то,
как мы общаемся, чтобы избежать самых типичных ошибок в разговоре,
которые допускают практически все люди.

Как не надо слушать друг друга?

Три самых распространенных ошибки:

Первая ошибка:
вы не слушаете собеседника, а только делаете вид. Вы можете даже
поддакивать, кивать, но ваши мысли витают где-то далеко. Взаимопонимание
заведомо невозможно.

Вторая ошибка: вы вроде бы слушаете ,
но до вашего сознания доходят лишь отдельные фрагменты того, что
говорит собеседник. В итоге ваша реакция на сказанное неадекватна,
потому что вы прослушали, возможно, что-то важное.

Третья ошибка:
вы слышите только слова, но не замечаете чувств и переживаний
собеседника. В итоге вы ошибочно интерпретируете слова через призму
своего опыта, не замечая, что собеседник, возможно, вкладывает в них
совсем другой смысл.

Как не надо отвечать друг другу?

А вот четыре самые типичные ошибки, которые люди совершают, отвечая на слова собеседника.

Первая ошибка: вы даете свою оценку тому, что сказал собеседник .
Например, кто-то жалуется вам, что очень устает на работе, а вы
отвечаете: «Это очень плохо, нельзя перетруждаться», – или наоборот:
«Ничего, отдохнешь». Казалось бы, что плохого или неправильного в такой
реакции? Неправильное в ней то, что собеседнику вовсе не нужна ваша
оценка. Он хотел поговорить, может быть, о чем-то наболевшем, открыть
вам душу. А вы своей оценкой просто прекратили этот разговор, и не
исключено, что заставили его замкнуться и оставить свои переживания при
себе.

Вторая ошибка: вы даете совет. Человек жалуется, что
устает, а вы говорите: «Побольше отдыхай», «Пораньше ложись спать». Но
собеседник вряд ли нуждается в таких советах – он и без вас все это знает. А ваши советы скорее похожи на попытку отмахнуться, чтобы не вникать в чужие проблемы.

Третья ошибка:
вы высказываете свою точку зрения. Человек жалуется, что устает, а вы
говорите: «Ну, естественно, я так и знал, что эта твоя работа тебя до
добра не доведет», – или: «Конечно, при таком образе жизни я бы тоже
уставал». Собеседнику опять остается лишь замолчать, и вы так и не
узнаете, почему он завел этот разговор.

Так как же общаться правильно?

Кови советует тренироваться в технике общения, которую он называет эмпатическое слушание . Эмпатия
– это способность прочувствовать слова и переживания другого человека,
как свои собственные, поставив себя на его место и взглянув на ситуацию с
его точки зрения. Способность к эмпатии дана от природы всем людям, а
если она не слишком развита, ее можно тренировать.

Применить на
практике метод эмпатического слушания не так уж трудно, если во время
общения вы последовательно выполните следующие четыре приема.

1.
Повторите слова собеседника с мягкой вопросительной интонацией.
Например, он говорит: «Я что-то устаю в последнее время». Вы усилием
воли сдерживаете так и рвущиеся на язык оценки , советы ,
собственные мнения и расспросы, и мягко переспрашиваете: «Ты устаешь?»
Можно повторить и без вопроса, как бы осмысливая сказанное: «Ты
устаешь…» Если трудно сразу говорить вслух, скажите эту фразу про себя и
промолчите, но при этом ваше внимание должно быть направлено на
собеседника, чтобы он видел, что вы не остались безучастны.

2. Снова повторите сказанное собеседником, но другими словами. Например, он говорит: «Я устаю», вы вторите: «Да, у тебя усталый вид».

3.
Назовите вслух те чувства собеседника, которые, как вам кажется, он
испытывает, хоть и не говорит о них. Он: «Я устаю». Вы: «Тебе трудно»,
«Ты переживаешь».

4. Теперь соедините второй и третий
приемы: повторите своими словами сказанное собеседником и назовите его
чувства: «У тебя очень усталый вид, тебе трудно, ты переживаешь».

Но только имейте в виду: притворство тут не сработает, вы должны быть искренне заинтересованы в разговоре .
Вот тогда и случится настоящее чудо подлинного общения: между вами
словно рухнут все стены, собеседник станет предельно искренним и
откровенным, и в ответ на ваше понимание будет готов с пониманием и
сочувствием отнестись и к вам.

Такое общение не вызовет
разочарований, ведь в нем возникает то самое настоящее взаимопонимание,
которое так редко встречается в нашей жизни.