Классный час (1 класс) на тему: Конспект классного часа " Арктика- фасад России".

День 5. Книги, логические задания, загадки

1. Выполняем упражнения:
Щиплет уши, щиплет нос (дети растирают уши, крылья носа) .
Лезет в валенки мороз (поглаживают ноги от стоп до коленей) .
Брызнешь воду - (потряхивают руками) .
Сразу лёд! (медленно сжимают пальцы в кулачки) .
Птица не летит в полёт (машут руками) .
А, нахохлившись, сидит (приседают и обхватывают колени) .
И от холода дрожит. (имитируют озноб) .
Мы её покормим? (дети встают)
Да! (имитируют посыпание земли крошками, перебирают пальцами) .
Не страшны нам холода!

2. Разгадываем загадки:

Белой глыбой ледяной
В океане встал стеной.
Знает каждый капитан,
Как опасен великан. (Айсберг)

Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)

В эти темные полгода
С освещеньем туго.
В сумраке живет природа
За полярным кругом. (Полярная ночь)

Там, где близко полюса,
Происходят чудеса.
Солнце в небе кругом ходит
И полгода не заходит. (Полярный день)

Знает каждый ученик
Самый южный материк.
Глобус мы перевернем
И название найдем. (Антарктида)

Сел тюлень на этот плот,
В море Лаптевых плывет.
Плот для странствий ненадежен,
Расколоться с треском может. (Льдина, торос)

На планете это место
Чрезвычайно интересно.
Там совсем деревьев нет,
Не растет и клевер,
В этой точке юга нет,
А повсюду - Север. (Южный полюс)

Пробираюсь к полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным чудесам
Оказаться ближе. (Полярник)

Он мощнее всех судов
Пробивает толщи льдов
И плывет к полярной льдине
С мишками косматыми.
Двигатель не на бензине,
А на мирном атоме. (Ледокол)

Я скажу, друзья, без шуток -
На Земле есть линия,
За которой много суток
Длится ночка синяя.
Ей на смену день приходит -
Солнце долго не заходит!
Этих линий две на свете.
Назовите их в ответе. (Полярный круг - северный и южный)

3.«Пингвинья стая»
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
(Имитация передвижения пингвина)
Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой.
(Имитация ныряния и плавания в охоте за рыбами)
Пингвинные папы яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
(Дети берут мячи и иду, зажав их между ног)

4.Учимся пользоваться ножницами. Вырезаем льдину из белого картона.
Малыш может посадить на эту льдину пингвина или тюленя.

5.Игра «Море волнуется»
проводится несколько раз под музыкальное сопровождение. Предварительно с детьми нужно уточнить, что растет, плавает, живет в море: медузы, кораллы, рыбы, киты, корабли, пингвины.
Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три, морская фигура, на месте замри!

Название темы нашего занятия скрыто под этими числами по порядку, каждое число – буква, по порядку в названии темы, но чтобы их открыть нужно найти самое наименьшее число. Расположи их в порядке возрастания чисел и прочти слова.

Сегодня на занятии, мы с вами совершим путешествие по СМП.

Мы с вами уже знаем, что Арктика – это суровый северный край. На сотни километров снега, льды. Это снежная, безмолвная пустыня, где редко увидишь живое существо.

Давайте представим с вами, что мы коренные жители Арктики: Саами, чукчи, эскимосы. Мы ведем с вами полукочевой образ жизни. Это считается нормальным для местного населения. Постоянные кочевки из тундры в лесостепные зоны - это традиционный образ жизни.

В своем большинстве коренные народы Арктики занимаются: оленеводством; охотой; собирательством; рыболовством.

Жить в таких суровых условиях нелегко. Однако северяне отлично справляются с этой задачей.

В таких условиях приходилось работать и учёным-полярникам, которые приезжают в Арктику.

Как и жителям, так и ученым необходимо было передвигаться по суровой арктической пустыне. Какой способ передвижения они могли использовать?

Работа с сюжетными картинками «Собачья упряжка» и «Оленья упряжка».

Жителям севера приходилось очень много передвигаться на собаках, оленях, но согласитесь, что много грузов не увезёшь на упряжке. Нужно было выбирать другой способ передвижения.

Как вы думаете, ребята, какой способ передвижения по северным пустыням более практичный? – Почему? (автомобиль, самолёт, корабль).

Чтобы успешно и быстро перевозить груз в другие порты, необходимо было проложить удобный маршрут.

Для этого и был проложен Северный морской путь?

Северный морской путь проходит по акваториям четырех морей Северного Ледовитого океана - Карскому морю, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому морю и Чукотскому морю и частично по акватории Берингова моря Тихого океана.

Его протяженность составляет 5 600 км (от Карских Ворот до бухты Провидения). Протяженность маршрута из европейских морских портов до дальневосточных через Северный морской путь составляет около 15 000 км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных северных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу, и др.).

Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).

Первый конкурс называется «Угадай-ка».

В Ледовитом океане,

На краю родной земли,

Они плывут в тумане,

Как будто корабли.

(Айсберги) .

Раскинулся шатер,

Горит ярко, как костер,

Разноцветными огнями

Над холодными полями.

(Северное сияние) .

Этот зверь – пловец прекрасный,

Вместо лап у зверя ласты,

В море плавает весь день,

Угадайте, кто… (Тюлень) .

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)

Знает каждый ученик

Самый южный материк.

Глобус мы перевернем

И название найдем. (Антарктида)

Сел тюлень на этот плот,

В море Лаптевых плывет.

Плот для странствий ненадежен,

Расколоться с треском может. (Льдина, торос)

Пробираюсь к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе. (Полярник)

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (Ледокол)

Я скажу, друзья, без шуток –

На Земле есть линия,

За которой много суток

Длится ночка синяя.

Ей на смену день приходит –

Солнце долго не заходит!

Этих линий две на свете.

Назовите их в ответе. (Полярный круг - северный и южный)

Второй конкурс – игра «Верно ли…»

1. Верно ли, что слово Арктика означает «ледник» ? нет

2. Верно ли, что Арктика находится на южном полюсе? нет

3. Верно ли, что в Арктике очень плодородная почва? Нет (скованы мерзлотой)

4. Верно ли, что в Арктике растет много различных растений? Нет (лишайники, мох, карликовые березы)

5. Верно ли, что в Арктике обитают разные интересные животные и птицы? Да

6. Верно ли, что в Арктике жаркое и длинное лето? Нет

7. Верно ли, что в Арктике часто идут дожди ? Нет

8. Верно ли, что Айсберг - это название города? Нет

9. Верно ли, что Белые медведи самые крупные хищники на Земле? Да

10. Верно ли, что огромные бивни моржа – это его зубы? Да

11. Верно ли, что Арктика имеет большое значение для людей? Да

Третий конкурс «Четвертый лишний» .

Нужно определить , какое слово здесь лишнее и объяснить, почему оно лишнее?

1. Чайка, белая сова, казарка, кукушка .

2. Мох, дуб , лишайник, карликовая береза.

3. Белый медведь, морж, пингвин , тюлень.

4. Северный олень, песец, волк, енот .

5. Дудинка, Панама, Диксон, Тикси.

6. Норвежское, Гренландское, Баренцево, Азовское

Два мощных имеет
клыка,
Два ласта и два
плавника,
Но этого дядю не
трожь,
Прилёг отдохнуть
толстый...(морж)
***
В холодной плавает
воде отличный
рыболов,
На льдине
отдыхает, свершив
большой улов,
И отдыхать ему не
лень,
Рыбачил допоздна...
(тюлень)
***
Он снег глубокий
разгребает
И ягель вкусный
добывает,
Копает он порой
весь день
Полярный
северный...(олень)
***
В развалку ходит не
спеша,
Великий рыболов.
В воде летает, что
стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит
среди льдин,
Одежда-фрак,
зовут...(пингвин)
***
Мех серебрист.
Мышей ловец.
С лисою схож,
зовут...(песец)
***
Крутые когти, мех
густой.
Характер очень
непростой.
Загадки
И на врага нагонит
страха
В серьёзной драке...
(росомаха)
***
Из чаек известен
полярный
разбойник,
Гнездо разорит
кровожадный...
(поморник)
Он король полярных
льдин,
Черно-белый
господин.
Ух, для птички он
велик,
Ходит очень важно.
Самый южный
материк
Заселил отважно.
(Пингвин)
Ночь полярная, ни
зги,
Холодно, угрюмо.
Нас в упряжку
запряги -
Довезем до чума.
У природы строгий
нрав
За полярным
кругом.
Человеку, гав-гав-
гав,
Легче с верным
другом. (Собаки-
лайки)
Хоть и ест он
только мох
В тундре
каменистой,
Этот зверь собой
неплох
И рога ветвисты.
(Северный олень)
Сев на ледяную
глыбу,
Я ловлю на завтрак
рыбу.
Белоснежным я
слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый
брат
Меду и малине рад.
(Белый медведь)
Белой глыбой
ледяной
В океане встал
стеной.
Знает каждый
капитан,
Как опасен великан.
(Айсберг)
Как красивы
полюса,
Там сверкают
небеса!
Яркий всполох там
и тут,
Только это не
салют. (Полярное
сияние)
В эти темные
полгода
С освещеньем туго.
В сумраке живет
природа
За полярным
кругом. (Полярная
ночь)
Там, где близко
полюса,
Происходят чудеса.
Солнце в небе
кругом ходит
И полгода не
заходит. (Полярный
день)

Знает каждый
ученик
Самый южный
материк.
Глобус мы
перевернем
И название найдем.
(Антарктида)
Сел тюлень на этот
плот,
В море Лаптевых
плывет.
Плот для
странствий
ненадежен,
Расколоться с
треском может.
(Льдина, торос)
Севера тут больше
нет,
Ведь южней весь
белый свет,
Льдины тянутся на
юг,
И гуляют вьюги.
Северный полярный
круг -
Даже тот на юге.
(Северный полюс)
На планете это
место
Чрезвычайно
интересно.
Там совсем
деревьев нет,
Не растет и клевер,
В этой точке юга
нет,
А повсюду - Север.
(Южный полюс)
Пробираюсь к
полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным
чудесам
Оказаться ближе.
(Полярник)
Он мощнее всех
судов
Пробивает толщи
льдов
И плывет к
полярной льдине
С мишками
косматыми.
Двигатель не на
бензине,
А на мирном атоме.
(Ледокол)
Я скажу, друзья, без
шуток –
На Земле есть
линия,
За которой много
суток
Длится ночка синяя.
Ей на смену день
приходит –
Солнце долго не
заходит!
Этих линий две на
свете.
Назовите их в
ответе. (Полярный
круг - северный и
южный)
Он для всех
хороший друг
в тундре, где
Полярный круг.
Есть рога и тёплый
мех,
что зимой так греет
всех.
Возит нарты
далеко,
с ним на Севере
легко.
Ищет ягель целый
день.
Это-.................
(северный олень)
Он на севере живёт.
Снежный наст
копытом бьёт,
Из-под снега корм
добудет.
Снег поест - вот так
он пьёт.
(Северный олень)
Этот житель
круглый год
Лишь на Севере
живет.
Он с ветвистыми
рогами
И со стройными
ногами.
А на ножках тех
копыта,
Зверь хороший, не
сердитый.
Мох жует он целый
день.
Это северный …
(олень).
Ночью ухает: «Ух –
ух!»
Съем любого, кто
лопух.
Догоню, когтями –
цап!
Утащу и съем во
льдах.
У меня желты
глаза,
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и
кривой –
Я охотник смелый.
(Полярная сова).

Длинный мех бел,
как снег.
Ест тюленей и рыб
на обед.
Он отличный
пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый
великан,
Весит тыщу
килограмм!
И в любую
непогоду

Спрячет деток он в
берлогу. (Белый
медведь).
В океане тёмно –
синем,
Лапой выудив
моржа,
На полярной
скользкой льдине
Я дрейфую не
дрожа. (Белый
медведь).

В бурном море
поохотясь,
С белой пеной на
боках
Из холодных вод
выходим
Мы на ластах и
китах. (Моржи)
Толстый в складку
богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна
морского
Раковин покушать.
У него клыки, как
сабли,
Мех короткий, но
густой
Угадайте –ка
ребятки,
Что за богатырь
такой. (Морж)

Шерсти я имею
мало,
Но среди полярных
льдов
Жир меня, как
одеяло,
Бережёт от
холодов. (Морской
котик)

Хвост поджав, во
льдах ночую,
Выношу мороз
любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе
голубой. (Песец)

Что за хищник за
такой,
С шерстью бело –
голубой?
Хвост пушистый,
мех густой,
В норы ходит на
постой.
Птицы, яйца,
грызуны
Для него всегда
вкусны.
На лису похож
немного,
Тоже псовая
порода. (Песец)

Корешки морошки
гложем,
Мох грызём в конце
концов.
Но без тундры жить
не можем,
Хоть пугаемся
песцов.
(Лемминги).

Олень от них
убегает –
А они не отстают.
(Нарты)

Словно царскую
корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох
зелёный.
Любит снежные
луга (Олень)

Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере
холодном
Приходится жить
мне.
Лишайник, мох и
травку
Весной и летом ем.
Зимой людей на
санках
Вожу на радость
всем. (Олень)

Утоляем голод
мхами…
Пусть укрыла их
пурга,
Как лопатами,
рогами
Разгребаем мы
снега. (Олень).

В ночь беззвёздную
до чума
Кто добраться вам
поможет?
Кто разыщет путь
по ветру,
Если в тундре
бездорожье?
(Олень)
Радость пастуха
оленевода
На четырёх
палочках стоит,
Обсохнет – за мамой
побежит.
(Новорождённый
оленёнок)

Она, как снег, от
солнца прячется.
А мышки – от неё.
(Сова)

Летом - меховые,
зимой берестяные.

Оранжевый маршрут (3-4 классы). Продолжительность 4 часа. Время старта 09.40-14.40
Маршрут рекомендован для 3-4 класса. Учащиеся 1-2 классов могут регистрироваться в данный маршрут, однако его прохождение может быть достаточно трудным для более младших школьников.

Каждое задание указывает на определённое место в зоне проведения призовой игры (КП - контрольный пункт). Адрес места может быть задан явно в виде названия улицы и номера дома, а может быть зашифрован в виде загадки, фотографии, частичного адреса (например, может быть дано только название улицы). Посещать КП можно в любом порядке.

Каждое задание может принести команде определенное количество баллов. Максимальное количество баллов указывается рядом с заданием.

Файл заданий, выданных участникам: Оранжевый Часть 1.pdf и Оранжевый Часть 2.pdf
Цветные картинки к заданиям: Картинки к заданиям.pdf

На карте с оптимальным маршрутом.
Длина оптимального маршрута первого этапа - 2,6 км, второй - 2,8 км (расстояния указаны без учета взятия бонусных КП).

Задания первого этапа (до промежуточного финиша)


Основные критерии указаны в критериях к вопросу.

Старт: Гоголевский бульвар (у памятника Н.Гоголю)
Промежуточный финиш:

  • КП 2014 (2 б.)
    Большой Кисловский пер., 8 (см. старую карту)
    При помощи какого приспособления человек на граффити разглядывает прохожих?
    • Ответ: При помощи лупы
    • Критерии:
  • КП 2018 (2 б.)
    ул. Воздвиженка, 10
    Чем вооружены витязи, охраняющие вход в магазин со стороны Воздвиженки?
    • Ответ: Мечами и топориками (секирами)
    • Критерии: Отсутствие и наличие "щитов" в ответе не влияет на баллы. За упоминание одного из предметов ставится 1 балл.
  • КП 2029 (4 б.)
    ул. Арбат, 11
    Посмотрите на изображения к КП 2029. Из древней Греции до нас дошли несколько различных символов, широко использующихся по сей день, которые являлись атрибутами богов. Какой из них можно найти на фасаде здания? а) трезубец Посейдона; б) посох Гермеса; в) лук Артемиды; г) лира Аполлона
    • Ответ: б) посох Гермеса
    • Критерии:
  • КП 2037 (2 б.)
    Большой Афанасьевский пер., 32/9
    Какие мифологические персонажи расположились над окнами третьего этажа?
    • Ответ: Русалки, (сирены)
    • Критерии:
  • КП 2064 (6 б.)
    «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!» Вот так мама одного из богатейших людей Москвы конца XIX века высказалась о новом доме своего сына. Придите к этому дому. Подсказку вы найдете в брошюре.
    Что, имеющее отношение к морю, присутствует в оформлении и ограды, и самого здания?
    • Ответ: Ракушки
    • Критерии: Добавление других объектов, связанных с морской тематикой, не снижает баллы.
  • КП 2066 (8 б.)
    Согласно граффити на стене дома по Последнему Кисловскому переулку (по старой карте), некоторые товары нельзя купить «нигде, кроме как в Моссельпроме!». Какое название написано на упаковке конфеты, приведенной там в качестве примера?
    • Ответ: Моссельпром
    • Критерии: Ответы "Мишка на севере" и "Мишка косолапый" не засчитываются.
  • КП 2322 (6 б.)
    Отгадайте загадку и найдите дом, где жили эти отважные люди! Подсказка Вас ждет в брошюре. Пробираюсь к полюсам На широких лыжах, Чтоб к научным чудесам Оказаться ближе.
    Какому артисту посвящена памятная табличка на этом доме?
    • Ответ: Виталию Соломину
    • Критерии:
  • КП 2347 (6 б.)
    На картинке к КП 2347 вы видите объект, название которого созвучно с названием переулка. Найдите дом 3 в этом переулке.
    Какая достопримечательность Москвы видна из окна кабинета персонажа на мемориальной табличке?
    • Ответ: Кремль, Спасская башня, Дом правительства, Собор Василия Блаженного
    • Критерии: Упоминание одного или нескольких объектов оценивается в 6 баллов.
  • КП 2357 (6 б.)
    Посмотрите на Фото 5 на листе со старой картой.
    Как изменился подземный переход на переднем плане старой фотографии?
    • Ответ: Повернулся на 90 градусов
    • Критерии: Любой ответ, подразумевающий изменение направления выохода из подземного перехода, оценивается в 6 баллов. Упоминание пандусов и/или других незначительных изменений оценивается в 4 балла. В случае неверного уточнения изменившнегося расположения выхода (перепутаны стороны света, неправильная градусная мера) ставится 4 балла. За указание адреса засчитывается 3 балла.
  • КП 2040 бонусный (8 б.)
    Какой самолет из предложенных (картинки к КП 2040) изображен на мемориальной табличке на доме, расположенном в области, выделенной оранжевым цветом на старой карте?
    • Ответ: б
    • Критерии:
  • КП 2363 бонусный (4 б.)
    Скульптура какого животного находится над входом во двор между домами 5 и 7 по Среднему Кисловскому переулку?
    • Ответ: Собаки (таксы)
    • Критерии:

Задания второго этапа (промежуточный финиш-финиш)

Для раскрытия ответов нажмите на задание.
Основные критерии указаны в критериях к вопросу.

Промежуточный финиш: ГБОУ «Школа № 91» (Поварская улица, 14)
Финиш: ГБОУ «Гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова» (Староконюшенный пер., 18-20)

  • КП 2053 (6 б.)
    Послушайте песню на КП 2114. Найдите дом на нечетной стороне переулка Сивцев Вражек в квартале, граничащем со Староконюшенным переулком, где она родилась. Какое животное изображено рядом с дверьми подъезда в этом доме?
    • Ответ: Собака
    • Критерии: За упоминание адреса ставится 3 балла.
  • КП 2098 (2 б.)
    Калошин пер., 5
    Какого цвета улыбающиеся маски?
    • Ответ: Жёлтый
    • Критерии: Указание всех цветов не является правильным ответом и оценивается в 0 баллов.
  • КП 2114 (4 б.)
    Остановись, прохожий! В сих стенах Жил Скрябин и почил. Все камень строгий Тебе сказал в немногих письменах. Посеян сев. Иди ж своей дорогой. В. Иванов. Найдите дом, про который идет речь. Подсказку ищите в брошюре.
    Подпись судьи. Прослушайте музыку, которая вам необходима для КП 2053.
    • Ответ: Подпись судьи
    • Критерии: Любая информация о КП без подписи судьи не засчитывается.
  • КП 2122 (2 б.)
    Б. Николопесковский пер., 7
    Какие инициалы можно увидеть на фасаде здания? Ответ лучше виден с четной стороны переулка.
    • Ответ: КЛ
    • Критерии: Перерисованные инициалы оцениваются в 2 балла. За ответ "КА" ставится 1 балл.
  • КП 2142 (2 б.)
    На Арбате в магазине За окном устроен сад. Там летает голубь синий, Снегири в саду свистят. До войны в Москве существовал только один зоомагазин, и располагался он на улице Арбат в доме 30. О нем и писала Агния Барто.
    Какие профессии были у людей, живших в этом доме, согласно информации на табличках слева от входа в зоомагазин со стороны Арбата?
    • Ответ: Писатель и художник
    • Критерии: За указание лишних профессий ставится 0 баллов. Упоминание только одной профессии или формулировка ""поэт, писатель и художник"" оценивается в 1 балл.
  • КП 2183 (4 б.)
    пер. Сивцев Вражек, 31/13
    Изучите мемориальные таблички на доме. Запишите фамилию и имя маршала, который, согласно информации на них, имеет наибольшее количество званий «Герой Советского Союза».
    • Ответ: Иван (Никитович) Кожедуб
    • Критерии: За запись только имени или только фамилии ставится 2 балла.
  • КП 2256 (2 б.)
    Малый Власьевский пер., 7
    Сколько изображений человеческих лиц присутствует на мемориальных табличках?
    • Ответ: 5
    • Критерии:
  • КП 2349 (2 б.)
    Поварская ул., недалеко от дома 32 со стороны Малого Ржевского пер.
    К какому ордеру относится капитель колонны, на которой сидит женщина?
    • Ответ: Каринфский или композитный
    • Критерии:
  • КП 2350 (4 б.)
    Какой поэт «прилег» на Большой Молчановке (за забором)?
    • Ответ: А.С.Пушкин
    • Критерии:
  • КП 2400 (2 б.)
    Борисоглебский пер., 6 стр. 1
    Запишите первую строчку отрывка стихотворения М. Цветаевой, которое написано на табличке в окне музея (ищите плакат с символикой Олимпиады).
    • Ответ: Облака-вокруг
    • Критерии: Если переписано более одной строки, ставится 1 балл.
  • КП 2353 бонусный (6 б.)
    Посмотрите на картинку к КП 2353. Придите в отмеченное цветным кругом место.
    Голова какого животного украшает вход в здание?
    • Ответ: Коня (лошади)
    • Критерии: За указание адреса ставится 4 балла.
  • КП 2356 бонусный (8 б.)
    Посмотрите видеофрагменты на промежуточном финише. В каждом из них вы увидите один и тот же дом, недалеко от которого вы пройдете в ходе маршрута.
    Посмотрите внимательно на львов у входа. Запишите, есть ли у них клыки и что они держат в лапах?
    • Ответ: Нет; щит с гербом
    • Критерии: Ответ на один из вопросов оценивается в 0 баллов, так как он может быть дан одному из видеофрагментов. За упоминание адреса ставится 4 балла.

На самолётах к полюсу

После очередной лекции, на которую пришло десятка полтора американцев, Амундсен в безнадёжном настроении сидел в номере нью-йоркской гостиницы. Он понимал, что дело его провалилось, что нужно возвращаться на родину, где его - увы! - встретят совсем не так, как встречали прежде. Будущее было печальным и не сулило никакого просвета. Похоже было на то, что кончается не только карьера, но и жизнь.

Вдруг зазвонил телефон.

Амундсен поднял трубку и услышал незнакомый голос:

Мистер Амундсен дома?

Да, я у телефона, - мрачно сказал Амундсен, не ожидая от разговора ничего хорошего.

Мы встречались с вами, мистер Амундсен, во Франции, во время войны. Вряд ли, конечно, вы меня помните. Я - Линкольн Эльсворт, ваш поклонник и почитатель. В полярных путешествиях я, правда, новичок, но очень ими интересуюсь и мог бы предоставить вам средства для новой экспедиции.

Через полчаса Эльсворт был у Амундсена. Он рассказал, что давно чувствует влечение к путешествиям по северу и добудет средства, если Амундсен возьмёт его с собою в экспедицию.

Амундсен верил и не верил внезапному счастью. Огорчения минувших дней сняло как рукой.

Для полёта нам необходимы два больших самолёта «Дорнье-Валь», - сказал он.

Хорошо, - ответил Эльсворт. - Я куплю два самолёта. Я готов сделать всё.

В тот же вечер они наметили план экспедиции. Амундсен послал телеграммы в Норвегию своим друзьям - лётчикам и механикам - и предложил им готовиться к полётам на Северный полюс.

А ещё через три месяца, в начале мая 1925 года, Амундсен и Эльсворт уже были на острове Шпицберген, где их ожидали два самолёта «Дорнье-Валь» N24 и N25, привезённые океанским пароходом. Для своего времени это были хорошие машины, с просторными кабинами. Они могли плавать по воде, скользить по льду и снегу. С гидропланами прибыли лётчики Дитрихсон и Рисер-Ларсен, механики Омдаль и Фойхт. На этих людей, смелых, решительных, выносливых, Амундсен мог положиться, как на самого себя. С одним из них, Омдалем, ему уже приходилось летать в мае 1922 года, и он знал, что Омдаль обладает твёрдым характером, всегда спокоен, всегда находчив и ничто не может согнуть его.

Когда все собрались на Шпицбергене, откуда должен был начаться перелёт, Амундсен на первом же совете предложил исследовать ледяные просторы как можно дальше к северу, вплоть до полюса. Что находится к северу от Шпицбергена? Море или суша? Этого ещё никто из полярников не знал. И это нужно было выяснить точно.

В продолжение трёх недель лётчики приводили в порядок самолёты и богатое снаряжение; они забирали с собой полярные сани и складные лодки на случай, если придётся спуститься на лёд и пешком пробираться назад, к земле. Экспедиция располагала превосходной тёплой одеждой, массой продовольствия. Нужды не было ни в чём.

С утра 21 мая дул лёгкий попутный ветер. Лётчики и механики в последний раз проверили моторы, и в три часа дня все собрались у машин.

Из ближнего посёлка Кингсбея пришли проводить их рабочие и инженеры угольных рудников. Путешественники облачились в тяжёлые меховые одежды и начали размещаться по самолётам: Эльсворт, Дитрихсон и Омдаль летели на самолёте N24, Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт - на самолёте N25.

Самолёт N25 двинулся в путь первым. Он быстро скользнул по льду днищем своей гондолы и поднялся в воздух. При подъёме лёд кругом трещал, из трещин фонтанами била вода, но пилот Рисер-Ларсен знал своё дело: аппарат резким рывком оторвался от льда и понёсся по воздуху.

Амундсен сидел в кабине для наблюдателя. Через большие зеркальные окна он видел Шпицберген как на ладони.

Почти весь остров был закрыт снегом и льдом. Только небольшие пятнышки земли и камней чернели на западном берегу. Далеко на востоке и на севере поднимались ледяные зубцы гор. Всё было полно ледяного сверкания.

Они уже пролетели большое расстояние, как вдруг Амундсен обнаружил, что самолёт N24 исчез. Может быть, он не сумел оторваться от льда, остался на месте? Или, поднявшись в воздух, упал опять? Амундсен сделал знак, и Рисер-Ларсен повернул обратно. Нельзя было одному самолёту лететь в такое рискованное путешествие. Но через несколько минут Амундсен заметил на пути полёта какое-то сверкание, - это солнце играло на крыльях самолёта N24. Теперь машины летели на север, держась неподалёку друг от друга. Солнце всё время ярко сияло. Поравнявшись с последним островом - Амстердамским, они попали в туман. Сперва туман налетал серыми холодными клочьями, потом стал гуще и плотнее. Амундсен потерял другой самолёт из виду.

Рисер-Ларсен дал руль высоты, самолёт поднялся над туманом. Снова показалось солнце. В стороне Амундсен вдруг увидел полное отражение самолёта, окружённое радужным ореолом. Так они и летели, самолёт и его сияющая тень, отражённая на облаке. Иногда внизу туман разрывался, и Амундсен видел огромные ледяные поля. Льды, очевидно, находились в движении, между отдельными льдинами темнели трещины.

В восемь часов вечера туман внезапно начал редеть и в одно мгновение исчез. Огромная сверкающая поверхность открылась перед глазами лётчиков. Это было гигантское ледяное поле. Спустившись пониже, лётчики убедились, что садиться на такой «аэродром» - значит, разбить машину и самих себя. Кое-где льдины стояли, точно зубчатый забор. Гладкой площадки не было нигде. Время от времени попадались во льду чёрные трещины, похожие на небольшие извилистые ручьи. Нечего было и думать о посадке.

Всё пока шло отлично: моторы работали, как часы, самолёты шли с быстротой ста пятидесяти километров в час. И небо было чистое и ясное.

Около десяти часов вечера на севере показалась тонкая пелена слоистых облаков. Она лежала высоко и нисколько не мешала лётчикам. Амундсен всё время напряжённо вглядывался вперёд и убеждался, что нигде и никогда ещё не видел ничего более пустынного и унылого. Когда он проходил, бывало, по таким льдам, он встречал то чайку, то белого медведя или, наконец, видел какие-нибудь следы. А с самолёта он не мог видеть ничего, кроме сверкающей белизной пустыни.

В полукилометре за ними на той же высоте шёл самолет N24.

Ровно в полночь самолеты достигли 87° северной широты. Ещё триста километров с небольшим - и они будут над Северным полюсом.

Солнце высоко стояло на небе. Льды мрачно сверкали, и красноватые тени тянулись от ледяных заборов.

В начале второго часа открылось первое свободное от льда пространство. Оно походило на большое озеро, в которое со всех сторон впадали короткие реки с широкими устьями.

И в это время механик Фойхт крикнул пилоту:

Половина бензина израсходована!

Пилот закричал Амундсену:

Половина бензина израсходована! Нужно прекращать полёт.

Амундсен подал знак спускаться.

Самолёт широкими кругами пошёл на снижение. Большое озеро, замеченное лётчиками, было ещё довольно далеко, как вдруг мотор закапризничал, и лётчик принужден был перевести машину на посадку.

Со страшной быстротой самолёт пошёл вниз, в ближайшее разводье, где плавало множество мелких льдин. Они с грохотом застучали о борта лодки самолёта. Снег, лежавший на льдинах, поднялся вихрем. И сквозь эту пургу Амундсен увидел, что они несутся навстречу смерти. Прямо на пути самолёта торчал ропак - ледяная стена, о которую они неминуемо должны были разбиться. Впервые за всё время полёта Амундсену стало жарко.

Но движение машины понемногу замедлялось - возможно, что роль своеобразных тормозов сыграли льдины, угрожающе барабанившие по бортам лодки. Ещё несколько секунд - и самолёт упёрся носом в толстую льдину. Амундсен открыл кабину и сошёл на лёд. За ним вышли пилот и механик. Было холодно, густым слоем лежало на воде сало.

Сало и мелкий лёд быстро и крепко примёрзли к бортам самолёта. Лётчики повёртывали самолёт направо, налево, раскачивали его, пытаясь втащить на льдину, но аппарат был слишком тяжёл. Вконец измученные, они начали выносить из него провиант и снаряжение, укладывая всё прямо на лёд. Если аэроплан окончательно будет затёрт, то хоть пища и сани останутся у них.

Лёд кругом был взломан. Кое-где он лежал холмами.

Амундсен взобрался на ледяной холм и долго смотрел в бинокль. Он искал самолёт N24. Однако нигде не мог его обнаружить. Неужели он разбился при посадке? Ведь он должен был сесть где-то рядом. Вдруг Амундсену послышался выстрел. Но, может быть, это треснул лёд?

Скрывая тревогу, Амундсен вернулся к своим товарищам.

Все были измучены вконец. Нужно было отдохнуть. Забравшись в самолёт, они зажгли грелки, влезли в тёплые спальные мешки и заснули. Через два часа все опять были на ногах. Амундсен заметил, что канал за это короткое время сузился. В любой момент он мог совсем закрыться. Требовалось немедленно вытащить машину на крепкий лёд. Для троих людей эта работа была непосильна. Легче было перевести машину по воде в безопасное место. Такое место было недалеко - метрах в пятидесяти. Там узкий и опасный канал расширялся в целый залив. Однако проход в залив закрывала большая льдина. А как убрать эту льдину? У лётчиков не было ни кирки, ни лопаты - только маленький топорик, три финских ножа да небольшой якорь.

И они, не раздумывая долго, принялись за работу. Десять часов подряд они скалывали с льдины небольшие куски и на руках относили их в сторону. Работа шла очень медленно. Время от времени Амундсен с биноклем в руках взбирался на верхнюю часть машины, надеясь увидеть второй самолёт. Когда он спускался вниз, Рисер-Ларсен и Фойхт пытливо смотрели на него. Амундсен коротко отвечал:

И все трое ожесточённо продолжали колоть лёд, чтобы работой заглушить тревогу. Через пятнадцать часов льдина была убрана. Прикрепив к крыльям самолёта длинные верёвки, лётчики перевели его из канала в залив. Теперь машина была как будто в безопасности, но её ждала новая беда: самолёт начал быстро обмерзать и стал так тяжел, что трое людей с трудом могли его раскачать, хотя он стоял на свободной воде.

Должно быть, придётся назад пойти пешком, - проворчал Амундсен.

До какого места? - спросил Рисер-Ларсен.

Мы пройдём до мыса Колумбия. У нас есть сани, есть продовольствие, и, если считать по килограмму в день на человека, нам хватит его на целый месяц.

Надо всё же попытаться вытащить машину, - сказал Ларсен, который не пришёл в восторг от предложенной прогулки до мыса Колумбия.

Легко сказать, а как это сделать?

Мы устроим ледяной скат и по скату втащим машину.

Они обошли залив, выискивая место для ската. Подходящее место было скоро найдено, и лётчики приступили к работе.

Амундсен решил ещё раз осмотреть окрестность, не видно ли самолёта N24. Едва он поднёс бинокль к глазам, как ясно увидел машину километрах в пяти по другую сторону озера.

Немного левее была разбита палатка, а ещё дальше, на ледяном холме, развевался флаг.

Амундсен закричал:

Я вижу самолёт!

Рисер-Ларсен и Фойхт подбежали к нему. Да, самолёт был виден ясно. Фойхт притащил флаг и замахал им. Амундсен в бинокль наблюдал, заметят ли Эльсворт или его спутники флаг.

Сначала никакого движения у другого самолёта не было. Но вот там кто-то бросился к флагу, поднял его и начал махать. Это был лётчик Дитрихсон. Он сигналил по азбуке Морзе:

«Наш самолёт получил течь. Гондола дала трещину ещё при взлёте. Пытаемся вытащить машину на лёд».

Он хотел передать ещё что-то, но в это время сгустился туман, и связь прервалась. Амундсен и его товарищи опять с большой энергией принялись за работу. Когда туман рассеялся, Амундсен с биноклем опять забрался на верх машины и заметил, что люди у самолёта N24 торопливо бегают вокруг него и что-то с ним делают. Потом он увидел, как Эльсворт и два его товарища стали на лыжи, вскинули на спину огромные тюки и пустились по направлению к лагерю Амундсена.

Они идут к нам! - закричал Амундсен.

С волнением продолжал он следить за ними в бинокль. Три чёрные точки двигались по льду. Видно было, что их тяготит большой груз. Сначала они шли прямо, но, встретив на своём пути небольшой проливчик, не могли через него пробраться. Тогда Амундсен и Ларсен взяли брезентовую лодку и отправились встречать товарищей. Ларсен сел в лодку, переехал через проливчик. Трое путников уже были у самого края льдины, как вдруг льдина подломилась. Дитрихсон и Омдаль упали в воду. Эльсворт бросился к ним на помощь и одного за другим вытащил на лёд. Ларсен перевёз их через пролив, и все бегом бросились к самолёту N25. Дитрихсон и Омдаль сменили мокрое бельё и, чтобы согреться, выпили по чашке спирта. Это приключение - купанье в ледяной ванне - не погасило их радости. Все шестеро опять были вместе!

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою [с иллюстрациями] автора Шерман Фредерик

Из книги Южный полюс автора Амундсен Руал

К полюсу Наконец 20 октября мы отчалили. Погода в последние дни была ненадежная. То ветер, то тихо. То пасмурно, то ясно. Словом, настоящая весенняя погода. Так и в этот день – с утра изморозь и туман, в перспективе ничего хорошего. Но в половине десятого с востока потянул

Из книги Макаров автора Семанов Сергей Николаевич

«К Северному полюсу – напролом!» На набережной Невы тускло мерцали газовые фонари. Над городом висел тяжелый туман, с крыш капало. Весна в этом году рано пришла в северную столицу: еще только 12 марта, а невский лед потемнел, вокруг опор мостов образовались огромные

Из книги Руал Амундсен автора Яковлев Александр Степанович

Из книги Фритьоф Нансен автора Кублицкий Георгий Иванович

К Южному полюсу 7 июня 1910 года «Фрам» вышел из Христиании.Официально объявленный маршрут был первоначальный - к Северному полюсу. В свои тайные планы Амундсен посвятил только одного человека - своего брата.«Фрам» направился вдоль берегов Европы и Африки к югу. По пути

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою автора Шерман Фредерик

ВДВОЕМ К ПОЛЮСУ Дело, начинавшееся трижды …Минуты, когда над головой спустившегося в каюту Нансена трещали крепчайшие балки, были самыми опасными и критическими. Вскоре после этого ледяные громады выдохлись и сжатие прекратилось.Первую ночь после тревоги команда спала

Из книги Крылья над полюсом автора Нобиле Умберто

2. Краткие сведения о боевых самолетах, использовавшихся в Тихоокеанской войне Вначале – несколько слов о принципах, по которым строились обозначения типов самолетов. В американском флоте самолеты обозначались буквенно-цифровой аббревиатурой, в которой первые одна или

Из книги Красный истребитель. Воспоминания немецкого аса Первой мировой войны автора Рихтхофен Манфред фон

автора

На этих самолетах Манфред фон Рихтхофен также летал, но никого не

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Из книги Земля и небо Водопьянова автора Артамонов Владимир Иванович

Как я летал на реактивных самолетах В Ворошиловграде я убедился в том, что меня обманули: ни на вертолетчика, ни на штурмовика мне учиться не светит. Хоть и попал в летное училище, но стал не курсантом, а механиком в ПАРМе, мастерской по ремонту самолетов Ил-10, реликтовых

Из книги Моя жизнь. Южный полюс автора Амундсен Руал

Из книги «Ермак» во льдах автора Макаров Степан Осипович

Из книги Их именами названы корабли науки автора Трешников Алексей Федорович

Глава II. К Северному полюсу – напролом! Я являюсь с докладом о том, что сделала техника по пароходному делу и действительно ли ее успехи дают теперь возможность пробраться в северные широты не при посредстве одних только собак и прежних способов, а напролом, при

Из книги Мои путешествия. Следующие 10 лет автора Конюхов Фёдор Филиппович

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ В апреле 1945 года на заседании Ученого совета Арктического института М. М. Сомов защитил кандидатскую диссертацию, в которой был обобщен многолетний опыт работы автора по прогнозам ледовых условий Карского моря В диссертации впервые было

Из книги автора

Глава 1 К Южному полюсу Листая мой дневник, читатель не найдет в нем романтики и приключений, как в книгах Джека Лондона или Жюля Верна. Здесь есть только работа. И одиночество. Одиночество есть особая мудрость. Федор Конюхов Полет к старту 6 ноября 1995 года. Борт