Когда день военно морской авиации. День авиации Военно‑морского флота России

17 июля 1916 года входе Первой мировой войны советская военно-морская авиация над просторами Балтийского моря получила свою первую победу. Авиаотряд из четырех самолетов М–9 нанес тяжелый удар по немецкому воздушному флоту. Успех российских летчиков в этом воздушном сражении дал начало формированию истории морской авиации России.

В день, который посвящен созданию военно-морской авиации, поздравления заслуживают летчики-ветераны и все, кто служит или служил в подразделениях воздушного флота России.

История

Российская военно-морская авиация начала свое развитие еще в 1911 году. Ее первыми машинами, поднявшимися в небо, стали гидросамолеты. Они были завезены в Россию из заграницы. Но вскоре отечественными авиаконструкторами было создано несколько аналогов зарубежных самолетов, которые и стали главными триумфаторами Первой мировой войны. Изначально эти гидросамолеты использовали в качестве разведки, но вскоре их начали применять для обстрела вражеских мест локации: воздушной авиации, военных и морских баз, суден.

За годы ВОВ (1941-1945) воздушный флот одержал множество побед над противником, совершил около 35 тысяч боевых стартов. Им было уничтожено больше 6 тысяч единиц вражеской авиации. Всемирно известными стали летчики Балтийского флота под руководством Е.Н. Преображенского, которые ночью с 7 на 8 августа 1941 года нанесли удар по самому сердцу врага - Берлину.

Задачами современного авиационного подразделения ВМФ Российской федерации является:

  1. Установление защиты и охраны РФ в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.
  2. Обезвреживание и ликвидация вражеских подводных и надводных суден (в военное время).
  3. Слаженное взаимодействие с другими подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации.

На сегодняшний день во всех четырех морских флотах России: Балтийском, Северном, Тихоокеанском и Черноморском имеется собственная усиленная авиация.

Традиции

Традиционно в День образования морской авиации РФ проходит множество мероприятий, посвященных именно этому празднику.

По телевидению транслируют ряд тематических передач, художественных и документальных фильмов, в которых рассказывают о подвигах летчиков морского авиационного флота РФ.

На центральных площадях городов устраивают грандиозные концерты, в которых принимают участие самые популярные звезды эстрады. Также в честь этого праздника традиционно устраивают масштабные авиашоу, на которых летчики показывают свое мастерство и технику.

Ветеранов, всех кто служил и служит, на главных сценах страны торжественно поздравляет руководство ВМФ России. За праздничными столами виновники торжества принимают поздравления от родственников, друзей, коллег и близких.

Этот праздник ежегодно отмечается в июле 17 числа. Этот день для морской авиация России является праздничным. Хотя если быть точными, то фактически морская авиация зародилась в Санкт-Петербурге в Гребном порту Васильевского острова несколько раньше, а именно 6 августа в 1912 году. Полное название праздника – День рождения морской авиации ВМФ России.

В этот день был спущен на воду самый первый гидроплан Опытной авиационной станции. Именно эту станцию необходимо считать первейшим отрядом военной морской авиации России.

А 17 июля в 1916 году русские асы на гидросамолетах типа М-9, которые базировались на авианосном корабле «Орлица» Балтийского флота, начав бой с немецкими гидросамолетами, и одержали безоговорочную победу. Так начинался легендарный путь русских воздушных асов.

В настоящее время Российская Федерация насчитывает четыре авиационных флота:

  • Это – Тихоокеанский авиационный флот.
  • Северный авиационный флот.
  • На Черном море – Черноморский авиационный флот.
  • И четвертый – Балтийский авиационный флот.

Становление морской авиации ВМФ России, ее этапы

Авиация зародилась в России, как ни странно, благодаря стараниям военных моряков. Они первыми увидели в летательных аппаратах – самолетах большое будущее для повышения боеспособности военного флота, приложили много усилий для развития отечественного самолетостроения.

Морская авиация сначала предназначалась в основном для проведения разведки. Но уже в начале Первой мировой войны самолеты стали использоваться и за пределами разведки. Их стали применять как бомбардировщики и для обстрела с воздуха вражеских объектов в центрах базирования флота, а также портах. Нападениям подвергались корабли и суда противника на море. День морской авиации ВМФ России обрастал праздниками различных флотов России.

День рождения авиации Балтийского флота можно считать 27 апреля 1918 года. Именно в это время в составе Балтийского флота сформировали Воздушную бригаду особого назначения.

День рождения авиации Черноморского флота СССР считается 3 марта 1921 года. Этот день ознаменовался окончательным формированием Штаба Воздушного флота Черного, Азовского морей.

Тридцатые годы ознаменовались триумфом авиации, достижений конструкторской мысли и в первую очередь морских летчиков, которые показали выдающиеся образцы летного мастерства, человеческого мужества, отваги и героизма.

В развитии морской авиации большую положительную роль сыграл авиационный летно-испытательный институт. Из бомбардировочной авиации в скором времени была выделена и организованна самостоятельный род морской авиации – минно-торпедная авиация.

Дальнейшее развитие было обусловлено учреждением командно-авиационного факультета при Военно-морской академии для подготовки и обучения командных кадров. Здесь же были открыты годичные курсы для повышения уровня руководящих должностных лиц авиации флотов.

Огромную роль морская авиация сыграла и в разгроме противника во время Отечественной войны 1941-1945 годов. Одним из уникальных эпизодов стало нанесение первого удара по Берлину, который был нанесен 7-8 августа в 1941 году. Эту операцию провели летчики Балтики, которыми командовал полковник Е.Н.Преображенский.

В Великой Отечественной войне авиация военно-морского флота совершила около 350 тысяч вылетов с боевыми задачами. Было уничтожено на аэродромах и в воздухе около 6 тысяч самолетов противника. Результаты действия морской авиации для фашистской Германии, а также ее сателлитов составили потери в 407 боевых кораблей, 371 транспорта с грузами и военными. Это по скромным подсчетам составило две трети от общих потерь понесенных врагом от действия флота.

Дальнейшее развитие морской авиации связано с освоением ракетных комплексов с использованием авиационных крылатых ракет. Это позволило повысить ударные возможности авиации флотов в противостоянии с корабельными группировками возможного противника на море.

В 60 годах противолодочная и морская ракетоносная авиация преобразовались в самостоятельные рода военно-морского флота. Преобразовывалась и разведывательная авиация флотов. На вооружение поступили дальние самолеты-разведчики. На Черном и Балтийском морях разведка осуществляется уже сверхзвуковыми самолетами, предназначенными для разведки.

Создаются авиационные полки корабельных штурмовиков на Черноморском и Северном флоте, а также и на Тихоокеанском флоте.

Летно-конструкторские испытания самолета Су-27к показали успешные результаты. В ходе этих испытаний была подготовлена к боевым полетам с палубы корабля первая группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, 1994 год для морской авиации России ознаменовался рождением очередной элиты военных летчиков – это элита палубных летчиков.

В настоящее время морская авиация России защищает морские границы державы, обнаруживает и при необходимости может уничтожить корабли, подлодки, а также противостоит морской авиации противника.

Честь и слава тем, кто обладает высочайшим мастерством при управлении и обслуживании этой современнейшей техники.

С Днем Рождения морская авиация!

С Днем Рождения асы морской авиации, высококлассные профессионалы!

17 июля 1916 года российские морские летчики в своем первом воздушном бою героически победили немецкие самолеты. Значимость этой даты еще и в том, что это были именно морские летчики, местом дислокации самолетов которых было авианосное судно «Орлица» Балтийского флота. В честь этой исторической даты с 1917 года по Указу Главнокомандующего ВМФ 17 июля отмечается День морской авиации ВМФ России. В довоенные годы морская авиация не только стояла на страже рубежей страны, но и принимала участие в обеспечении и спасении полярных экспедиций, а во время Великой Отечественной войны морская авиация стала главной угрозой для захватчиков. Если во времена становления морской авиации основной техникой были купленные заграницей гидросамолеты, то сейчас это современные палубные истребители и вертолеты высочайшего уровня сложности, управляют которыми только профессионалы.

Показать поздравления


Поздравляем с профессиональным праздником всех, чья служба связана с морской авиацией ВМФ России. Чистого вам неба и отличной погоды, пусть все ваши задания проходят удачно, и вы всегда возвращаетесь к тем, кого любите и кто любит вас. С праздником и успехов на службе.

Автор

Сегодня, в День ВМФ России, мы поздравляем тех, кто стоит на страже водных границ нашей необъятной Родины. Благодаря Вашей службе, Россия на протяжении многих лет остается великой морской державой. В Ваш профессиональный праздник хочется так же поблагодарить Ваши семьи, которые стойко выдерживают разлуки и поддерживают Вас даже на расстоянии. Будьте счастливы и любимы, моряки!

Автор

И в небе вам счастье, и море - не горе,
Ведь ваша стихия и небо, и море.
И день авиации - праздник для вас,
И день ВМФ - отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова -
День авиации флота морского!

Автор

Морская авиация - гордость наших дней.
Россия каждый день и час гордится только ей!
Мы знаем, как бы ни был труден бой,
Вернетесь вы на Землю синею волной!
И пусть в сердцах всех ваших сегодня и всегда
Сияет гордая авиации звезда!
И пусть на небе синем, над морем и волной
Гордитесь вы Россией, гордитесь вы страной!

Автор

День авиации морской мы отмечаем,
В России это важный день всегда,
И всем сотрудникам мы пожелаем
Любви и счастья, мира и добра!

Пусть небо будет ясным, чистым,
А море, океаны не бушуют никогда,
И жизнь пусть будет лишь лучистой,
Согретой солнцем ясным на века.

Автор

Вам подвластны океаны и моря,
Ваши палубы надежней, чем земля,
Ваши спутники науке помогают,
А ракеты нас надежно защищают.
Ваша главная победа - «Морской старт»,
И теперь все небеса - в наших руках.
Вы - морская авиация, герои,
И совсем не зря гордитесь вы собою.
Вся Россия знает ваши имена,
Ваша слава не угаснет никогда!

Автор

Товарищи, в день праздника
Поздравить Вас спешим.
Владельцев «долгоносиков»
И «винтовых машин».

Морская авиация -
Вы гордость всей страны.
И «пиджаки», и «флагманы»,
Вы - родины сыны!

И пожелать хотелось бы
Вам много долгих лет.
В работе вашей доблестной
Упорства и побед!

Автор

И море и суша всегда им покорны,
И их не пугают ни бури, ни волны,
Морской авиации честь отдаем,
Великому подвигу славу поем!

Как часто на гибель они отправлялись!
С задачей любою, шутя, управлялись,
Они зачищали родную страну,
Родным берегам, подарив тишину.

Мы летчикам дарим земные поклоны,
Ведь жизней они сберегли миллионы.
На суше и в море отвага и честь,
На флоте российском у летчиков есть!

Автор

Такая нынче у нас ситуация,
Вся российская морская авиация,
Свой празднует денек!
Дарю вам, в этот день я, поздравок!

Желать вам большего, чем есть у вас грешно!
Но даже если будет всем смешно,
Я пожелаю вам добра и любви,
Чтобы в этот день вы веселиться смогли.

Автор

Вы привыкшие к скорости люди.
Ритм полётов, минуты, мгновенья.
Жизнь не дарит вам сахар на блюде
От судьбы вы не ждете везенья.

Курс, маршрут, высота, жизнь кабин,
Ваши будни, такая забота.
Взлёт, полеты да песни турбин,
Миру - мир, такая работа.

Поздравляю с днем морской авиации!

Автор

Волна - волной, война - войной,
Над Балтикой - воздушный бой,
Остался в памяти народа
Тот бой шестнадцатого года:

Морские летчики вступили
С врагами в бой и победили.
Над морем воспарил орел,
И крылья русский флот обрел.

Устроим летчикам овацию!
За морскую авиацию!

Автор

Морские летчики – особый летный класс!
Они себя на фоне проявили.
Здесь каждый летчик – волк морской и ас.
На трех морях они фашистов били.
Морские летчик и! Вы – гордость ВВС!
Летайте без аварий в мирном небе синем,
Пусть к вам удачи снизойдут с небес.
Мы в этот день за вас бокалы поднимаем!

Автор

Не сдержать оваций
В праздник авиации,
В день отважных летчиков -
Штурманов высот.
Поздравляем, милые,
Вы, сереброкрылые,
Небо покорившие -
Золотой народ.
Пусть вам ярко любится,
Все на свете сбудется,
И пути заветные
Через жизнь пройдут.
Неба вам высокого,
Дорогие соколы,
И спасибо доброе
За нелегкий труд!


17 июля летчики российского Военно‑морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник - День авиации ВМФ России.

Праздник был учрежден в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата была выбрана в связи с тем, что 17 июля (4 июля по ст.ст.) 1916 года была одержана первая победа российских морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем.

В этот день четыре гидросамолета М‑9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа. Во время боя два кайзеровских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Российские летчики вернулись без потерь. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно‑морского флота.

Однако события, связанные с зарождением морской авиации России, происходили задолго до этой даты. С появлением первых боевых самолетов морским специалистам стало понятно значение авиации в вооруженной борьбе на море. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года ‑ первый полет на самолете‑амфибии "Канар". Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911 года построил инженер Яков Гаккель.

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911‑1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

В 1913 году производство аэропланов, в том числе гидросамолетов, было поставлено на промышленную основу во Франции, Германии, России, Италии и Англии. В России было создано пять авиационных заводов, и в том же 1913 году было построено уже 270 самолетов.

В 1913‑1914 годах в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С‑10 Игоря Сикорского.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

Русские авиаконструкторы создали несколько типов "летающих лодок", которые в Первую мировую войну применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно‑морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе.

В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе ВМФ созданы две воздушные дивизии ‑ на Балтике и на Черном море. После 1917 года на Балтике формируется воздушная бригада особого назначения. Позднее отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.

Морская авиация активно участвовала в освоении Северного морского пути; морские лётчики и техники составили основное ядро созданной в конце 1920‑х годов полярной авиации. Из первых семи Героев Советского Союза, награждённых в 1934 году за спасение челюскинцев, морскими лётчиками были Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Bасилий Молоков и Иван Доронин.

В 1935 году приказом Наркома обороны морская авиация была выведена из состава Воздушного Флота и передана в подчинение начальнику Морских сил.

С образованием в 1937 году Народного комиссариата Военно‑морского флота, морская авиация получила название Военно‑воздушные силы ВМФ, став одним из основных родов сил Военно‑морского флота СССР. За короткий период ВВС ВМФ значительно выросли и укрепились, и к началу Великой Отечественной войны самолетный парк морской авиации насчитывал около трех тысяч боевых самолетов. В морской авиации появились бомбардировщики, торпедоносцы, истребители и морские разведчики.

В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 года морская авиация нанесла первый удар по Берлину; в приказе Верховного Главнокомандующего в этой связи было сказано, что она первой проложила путь к Победе.

За годы войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно‑морского флота.

В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Именно летчик‑североморец Юрий Гагарин первым проложил человечеству путь к звездам.

В этот период появились новые рода морской авиации ‑ морская ракетоносная и противолодочная, при одновременном совершенствовании разведывательной авиации. Принципиально новым направлением стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров.

Современная морская авиация функционально подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, радиоэлектронной борьбы, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково‑спасательную, транспортную, санитарную). По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ.

В составе ВМФ имеется один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", авиакрыло которого в походе может состоять из палубных истребителей Су‑33, учебно‑тренировочных самолетов Су‑25УТГ, а также корабельных многоцелевых вертолетов Ка‑27 и транспортно‑боевых Ка‑29.

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет по пути совершенствования летательных аппаратов, увеличения скорости, дальности и продолжительности полета, его автоматизации, создания средств поиска морских и наземных целей на новых физических принципах, а также разработки высокоточного дальнобойного оружия с мощными боевыми зарядами.

День основания морской авиации ВМФ России отмечается 17 июля 2019 года. Праздник посвящен части военно-морских сил, на которой лежит задача по поиску и уничтожению противника, прикрытию объектов от ударов врага с воздуха и другие военные операции. Его справляют летчики ВМФ РФ.

История и традиции

Праздник был установлен по приказу главнокомандующего ВМФ России № 253 от 15 июля 1996 года. Дата имеет символическое значение. 17 июля 1916 года (по новому стилю), во время Первой мировой войны, летчики Российской империи победили в воздушном бою. Защищая остров Эзель и расположенную на нем базу, они вступили в бой 4 на 4 с немецкими самолетами над Балтийским морем. Победили без потерь, сбив два самолета противника.

История создания морской авиации началась в 1909 году. Капитан Л. Мациевич на очередном заседании Морского техкомитета поделился своей идеей о поднятии самолетов в воздух с кораблей. В 1910 году впервые удалось успешно подняться в воздух с поверхности воды на гидроплане. Первые военные подразделения в Российской империи, в состав которых вошли гидроавиационные станции, были сформированы в 1913-1914 годах. К началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 65 боевых морских самолетов. К концу военных действий их число увеличилось в 4 раза.

Ежегодно 17 июля в России устраиваются зрелищные масштабные авиашоу, выступления творческих коллективов. В эфир радио и телевидения выходят тематические передачи, в периодических изданиях публикуют статьи, которые посвящены авиации ВМФ РФ.

Во время ВОВ советские летчики морской авиации уничтожили две трети кораблей, самолетов и других видов транспорта фашистских захватчиков.

Каждый из четырех флотов РФ - Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский - владеет собственной авиацией.

В 2016 году, к 100-летию праздника, учреждена юбилейная негосударственная общественная медаль.