Контрольная работа по биологии за I полугодие (11 класс). Задания уровня А

установите соответствие между признаками человека и систематической группой,для которой они характерны.

ПРИЗНАКИ
а)потовые и сальные железы кожи
б)нервная трубка на спинной стороне тела
в)сердце на брюшной стороне тела
г)наличие ключицы
д)безъядерные эритроциты
е)расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями
СИСТЕИАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
1)признаки,свидетельствующие о принадлежности человека к типу Хордовые
2)признаки,свидетельствующие о принадлежности человека к классу Млекопитающие
3)признаки,свижетельствующие о принадлежности человека к отряду Приматы

Помогите пожалуйста)

установите соответствие между признаками человека и сестематической группой, для которой они характерны.

1.потовые сальные железы
2.нервная трубка на спиной стороне тела
3.сердце на брюшной стороне тела.
4.наличие ключицы
5.безъядерные эритроциты
6.расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями

1) Установите соответствия между представителями типа кольчатые черви и их характеристики:

2) Установите соответствия между классами типа Моллюски и их представителями. В задании каждому классу соответствует только один вариант с представителем (два варианта лишнее)
Класс
1) Брюхоногие
2) Пластинчатожаберные
3) Головоногие
Представители
A) слизень, улитка
B) каракатица
C) устрицы
D) актиния
E) медуза

3) Установите соответствия между способом вегетативного размножения и растением, которому он свойственен:
Способ вегетативного размножения.
1) усами
2) корневищами
3) клубнями
4) корневыми отпрысками
5) ползучими побегами
6) листовыми черенками
Растение
A) малина
B) традесканция
C) картофель
D) земляника
E) ландыш
F) африканские фиалки

4) Установите соответствия между ключевым признаком организма и отделом, к которому он относится:
Признаки.
1) гаметофит редуцирован до простого заростка
2) тело предоставляет собой фотосинтезирующее слоевище
3) гетеротрофное питание, отсутствие хлорофилла
4) споры образуются в цветках
5) споры образуются в коробочке
Отдел.
A) Водоросли
B) Грибы
C) Семенные растения
D) Мохообразные
E) Папоротниковообразные

5) Установите соответствия между животными и типом нервной системы, для них характерным:
Животные
1) Гидра
2) Планария
3) Ланцетник
4) Осьминог
5) Таракан
Тип нервной системы.
A) состоит из парных головных усов, брюшного и спинного нервных стволов, соединнённых многочисленными нервами
B) нервная трубка, лежащая над хордой с узкой полостью внутри - невроцелью
C) разбросано - узловатого типа
D) надглоточный и подглоточный нервные узлы, соединённые в окологлоточное нервное кольцо и узлы брюшной нервной цепочки
E) Нервные клетки образуют в эктодерме примитивную диффузную нервную систему - рассеянное нервное сплетение

Установите соответствие между

Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами.

Признаки изменчивости:
А) обусловлена появлением новых сочетаний генов
Б) обусловлена изменением генов и хромосом.
В)у потомков появляются новые признаки
Г)у потомков сочитаются родительские признаки
Д) у особей изменяется количество или структура ДНК
Е) у особей не изменяются количество или структура ДНК

Виды изменчивости:
1)мутационная
2)комбинативная

вариант 1 Часть 1. Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из разнообразных тканей

3) Имеют механическую ткань

4) имеют нервную ткань

2А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?

1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви

2) Плоские черви 4) Круглые черви

3А. Какое животное обладает способностью восстанавли­вать утраченные части тела?

1) пресноводная гидра

2) большой прудовик

3) рыжий таракан

4) человеческая аскарида

4А.Внутренний скелет - главный признак

1) позвоночных 3) ракообразных

2) насекомых 4) паукообразных

5А. Чем отличаются земноводные от других наземных по­звоночных?

1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позво­ночником

2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке

3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением

4) двухкамерным сердцем с венозной кровью

6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?

1) пресмыкающихся 3) земноводных

2) млекопитающих 4) хрящевых рыб

7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью

1) смешанной

2) венозной

3) насыщенной кислородом

4) насыщенной углекислым газом

8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины

4)консервированных продуктов

Часть 2.

В1. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое

4) личинка отличается от взрослого насекомого

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) во взрослое насекомое превращается личинка

В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегород­ки в желудочке

B) озёрная лягушка

Г) синий кит 2) трехкамерное с неполной перегородкой

Д) серая крыса

Е) сокол сапсан 3) четырехкамерное

В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

А)Млекопитающие

Б)Пресмыкающиеся

Д) Бесчерепные хордовые

Часть 3.

С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.

вариант 2

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?

1) образуют органические вещества из неорганических на свету

2) накапливают запас питательных веществ

3) переваривают захваченные частицы пищи

4) удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ

2А. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины 4)консервированных продуктов

3А. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3) на голове две пары ветвистых усиков

4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног

4А.В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?

1) костных рыб 3) хрящевых рыб

2) земноводных 4) ланцетников

5А.Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они

1) дышат атмосферным кислородом

2) размножаются на суше

3) откладывают яйца

4) имеют легкие

6А. Признак приспособленности птиц к полету -

1) появление четырехкамерного сердца

2) роговые щитки на ногах

3) наличие полых костей

4) наличие копчиковой железы

7А. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кож­ным дыханием, -

1) Земноводные

2) Хрящевые рыбы

3) Млекопитающие

4) Пресмыкающиеся

8А. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамер­ного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

хрящевых и костных рыб

ланцетника и рыб

земноводных и рыб

пресмыкающихся и рыб

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для животных?

1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза

2) питаются готовыми органическими веществами

3) активно передвигаются

4) растут в течение всей жизни

5) способны к вегетативному размножению

6) дышат кислородом воздуха

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между признаком живот­ах и классом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАККЛАСС

А) оплодотворение внутреннее 1) Земноводные

Б) оплодотворение у большинствавидов наружное

В) непрямое развитие (с превращением)

Г) размножение и развитие проис­ходит на суше 2) Пресмыкающиеся

Д) тонкая кожа, покрытая слизью

Е) яйца с большим запасом пита­тельных веществ

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

А)Плоские черви

Б)Круглые черви

В)Простейшие

Г)Кишечнополостные

Д)Плоские черви

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1 . Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Рыб и Земноводных.

1) Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д2 Е1

1А) Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

2. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
А) образование плодов и семян
Б) появление вегетативных органов
В) появление цветков, опыление
Г) оплодотворение и формирование зародыша
Д) прорастание семени

Ответ

3. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
А) образованием цветка
Б) слиянием спермия с центральной клеткой
В) формированием пыльцевого зерна
Г) слиянием спермия и яйцеклетки
Д) образованием зиготы в зародышевом мешке
Е) делением зиготы путем мейоза

Ответ

3а. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
А) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
Б) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
В) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
Г) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
Д) процесс может происходить вне организма
Е) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

Ответ

3Б. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений
А) образование зиготы
Б) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
В) перемещение спермиев к пыльцевходу
Г) соединение спермия с яйцеклеткой

Ответ

4. Грибы образуют микоризу с корнями
А) моховидных
Б) хвощевидных
В) голосеменных
Г) плауновидных
Д) однодольных
Е) двудольных

Ответ

5) Папоротники, как и мхи
А) являются высшими споровыми растениями
Б) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
В) являются многолетними растениями
Г) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
Д) не нуждаются в воде при размножении и развитии
Е) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ

6. Какую функцию выполняет цветок растения?
А) опыление
Б) поглощение веществ
В) оплодотворение
Г) вегетативное размножение
Д) отложение запасных веществ
Е) формирование семян и плодов

Ответ

7. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1-двудольные, 2-однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

Ответ

А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

8. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1-покрытосеменные, 2-голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д1

8а. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1-Папоротниковидные, 2-Голосеменные
А) из споры развивается пыльцевое зерно
Б) споры развиваются в спорангиях на листьях
В) жизненная форма – кустарник или дерево
Г) яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек
Д) в цикле развития имеется гаплоидный заросток
Е) придаточные корни развиваются от корневища

Ответ

А2 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

9. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения: 1-вегетативное, 2-половое
А) осуществляется видоизмененными побегами
Б) осуществляется с участием гамет
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

10. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные

Ответ

10+. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) Псилофиты
Б) Голосеменные
В) Семенные папоротники
Г) Одноклеточные водоросли
Д) Многоклеточные водоросли

Ответ

10++. Установите, в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле
А) псилофиты
Б) покрытосеменные
В) папоротникообразные
Г) одноклеточные водоросли
Д) многоклеточные водоросли

Ответ

10+++. Установите, в какой последовательности происходило развитие растительного мира на Земле
А) возникновение и господство покрытосеменных
Б) возникновение водорослей
В) возникновение и господство голосеменных
Г) выход растений на сушу
Д) возникновение и господство папоротникообразных

Ответ

11. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1-зеленые водоросли, 2-моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Г2 Д1

11+. Мхи, как и покрытосеменные растения
А) имеют клеточное строение
Б) содержат в зародыше две семядоли
В) образуют плоды и семена
Г) содержат в клетках хлорофилл
Д) способны к фотосинтезу
Е) имеют мелкие невзрачные цветки

Ответ

11++. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
А) образуют половые клетки
Б) не имеют тканей
В) имеют ризоиды
Г) являются фототрофами
Д) размножаются спорами
Е) не имеют цветка

Ответ

12. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1-насекомыми, 2-ветром
А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д2 Е1

12+. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1-насекомыми, 2-ветром
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

13. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм
А) дифференциация клеток и появление тканей
Б) появление семени
В) образование цветка и плода
Г) появление фотосинтеза
Д) формирование корневой системы и листьев

Ответ

14. Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1-образовательная, 2-запасающая
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д1 Е2

А2 Б1 В1 Г1 Д2 Е2

21. Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна: 1-корень, 2-лист
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е2

23. Из каких тканей состоит организм высших растений?
А) эпителиальной
Б) покровной
В) соединительной
Г) нервной
Д) запасающей
Е) проводящей

Ответ

24. Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя
А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: естественный иммунитет бывает врожденным и приобретенным. Это такой иммунитет, который свойственен определенному виду организмов, передающийся из поколения в поколение. Правильный ответ - врожденный.

Задание №2.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используется в учении о биосфере. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Биокосное вещество

2. Ноосфера

3. Биологический круговорот

4. Ароморфоз

5. Гибридизация

Объяснение: в учении о биосфере нет терминов: ароморфоз и гибридизация, так как ароморфоз - термин из эволюционного учения, а гибридизация - из генетики. Правильный ответ - 45.

Задание №3.

Сколько нуклеотидов составляют один кодон иРНК?

Объяснение: все кодоны состоят из трех нуклеотидов. Правильный ответ - 3.

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Формирует лизосомы

2. Является одномембранным органоидом

3. Является полуавтономным органоидом

4. Участвует в транспорте белков

5. На мембранах могут располагаться рибосомы

Объяснение: к характеристикам эндоплазматической сети не относится формирование лизосом (этим занимается аппарат Гольджи) и полуавтономия (это относится к митохондриям, например, так как у них есть собственная ДНК).

Правильный ответ - 13.

Задание №5.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процесс

А. Восстановление углекислого газа до глюкозы

Б. Синтез АТФ в процессе дыхания

В. Первичный синтез органических веществ

Г. Превращение световой энергии в химическую

Д. Расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

Органоид

1. Митохондрия

2. Хлоропласт

Объяснение: в митохондриях происходит распад глюкозы, а в хлоропласте ее синтез. Синтез АТФ идет в митохондриях, как и расщепление органических веществ до углекислого газа и воды. В хлоропластах - синтез органических веществ, превращение световой энергии в химическую. Правильный ответ - 21221.

Задание №6.

Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

Объяснение: возьмем две гетерозиготы: Аа х Аа

При их скрещивании получается три фенотипа (и три генотипа): АА, 2Аа, аа

Правильный ответ - 211.

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Х-хромосома

2. Монофилия

3. Атавизм

4. Аллель

5. Кариотип

Объяснение: все термины, кроме монофилии и атавизма, описывают генетические процессы. Монофилия - это происхождение таксона от общего предка. А атавизм - это появление признаков у организма, свойственных отдаленным предкам (волосяной покров, многососковость и т.д.). Правильный ответ - 23.

Задание №8.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Насекомое Тип развития

А. Медоносная пчела 1. С неполным превращением

Б. Майский жук 2. С полным превращением

В. Азиатская саранча

Г. Капустная белянка

Д. Зеленый кузнечик

Объяснение: из представленных насекомых имеют развитие с неполным превращением только саранча и кузнечик.


Правильный ответ - 22121.

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Имеют клеточное строение

3. Растут в течение всей жизни

4. Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют ограничеснный рост

Объяснение: в отличии от животных, грибы растут в течение всей жизни (вспомните огромные шляпочные грибы в лесу), их тело состоит из нитей-гиф, а не из специализированных тканей, а еще они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Правильный ответ - 345.

Задание №10.

Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Особенность размножения Отдел растений

А. В цикле развития преобладает гаметофит 1. Моховидные

Б. В цикле развития доминирует 2. Папоротниковидные

бесполое поколение растений

В. Образование спор происходит

в коробочке (спорогоне)

Г. Спорофит не способен к образованию

органических веществ из неорганических

Д. Гаметофит представлен заростком

Е. Спора прорастает в предросток

Объяснение: рассмотрим жизненные циклы мхов и папоротников.

Таким образом, у мхов: в цикле развития преобладает гаметофит, образование спор происходит в коробочке (спорогоне), спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических и спора прорастает в предросток. Правильный ответ - 121121.

Задание №11.

Расположите в правильной последовательности систематические категории животных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Млекопитающие

2. Медвежьи

3. Бурый медведь

4. Хищные

5. Медведь

6. Хордовые

Объяснение: начинаем с наименьшего таксона.

Вид - Бурый медведь

Род - Медведь

Семейство - Медвежьи

Отряд - Хищные

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 352416.

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Большой круг кровообращения в организме человека

1. Начинается в левом желудочке

2. Берет начало в правом желудочке

3. Насыщается кислородом в альвеолах легких

4. Снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

5. Заканчивается в правом предсердии

6. Приносит кровь в левую половину сердца

Объяснение: рассмотрим строение большого круга кровообращения.

То есть начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии и снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами, так как распространяет кровь по всему организму. Правильный ответ - 145.

Задание №13.

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

Симптом заболевания

А. Кровоточивость десен

Б. Ухудшение зрения в сумерках

В. Выпадение зубов

Г. Поражение роговицы глаза и кожи

Д. Понижение сопротивляемости заболеваниям

Недостаток витамина

1. А

2. С

Объяснение: недостаток витамина А приводит к ухудшению зрения в сумерках и поражению роговицы глаза и кожи, а недостаток витамина С вызывает цингу, что сопровождается кровоточивостью десен, выпадением зубов, а еще витамин С влияет на иммунитет.

Правильный ответ - 21212.

Задание №14.

В какой последовательности следует расположить систематические каегории, к которым относится человек разумный? Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Человек разумный

2. Хордовые

3. Люди

4. Человек

5. Приматы

6. Млекопитающие

Объяснение: систематическое положение человека выглядит следующим образом (начинаем с наименьшей). В данном задании есть ошибочка, так как "люди" и "человек" относятся к одной систематической категории. Расположим их по очереди.

Вид - Человек разумный

Род - Человек, Люди

Отряд - Приматы

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 143562.

Задание №15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. Наличие млечных желез у млекопитающих

2. Образование корнеплода у моркови

3. Возникновение полового процесса у организмов

4. Возникновение процесса фотосинтеза

5. Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. Наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Поэтому к ароморфозам отнесем: наличие млечных желез (возникновение настоящей заботы о потомстве), возникновение полового процесса у организмов (увеличение генетического разнообразия, элиминация заболеваний, закодированных в рецессивных генах) и возникновение процесса фотосинтеза (образование органических веществ, начало выработки кислорода). Правильный ответ - 134.

Задание №16.

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Виды

1. Рыжий таракан

2. Мышь полевая

3. Сизый голубь

4. Латимерия

5. Секвойя

Критерий вида

1. Биологический прогресс

2. Биологический регресс

Объяснение: биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к разививающимся видам отнесем - рыжего таракана, полевую мышь и сизого голубя, а два оставшихся организма - к регрессирующим. Правильный ответ - 11122.

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса - дубраве

1. Короткие пищевые цепи

2. Устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3. Начальное звено цепи питания представлено растениями

4. Популяционный состав животных не изменяется во времени

5. Источник первичной энергии - солнечный свет

6. А почве отсутствуют редуценты

Объяснение: широколиственный лес - одна из самых устойчивых экосистем и она характеризуется разнообразием организмов, растениями в качестве начального звена цепей питания, а так же солнечным светом - источником первичной энергии. Правильный ответ - 235.

Задание №18.

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце. подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организм

А. Холерный вибрион

Б. Бактерия брожения

В. Туберкулезная палочка

Г. Столбнячная палочка

Д. Сенная палочка

Е. Почвенная бактерия

Трофическая группа

Задание №19.

Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Чайка

2. Окунь

3. Мальки рыб

4. Водоросль

5. Хищная птица

Объяснение: любая пищевая цепь начинается с продуцента-автотрофа, это - водоросль, мальки рыб питаются водорослями, окунь кушает мальков рыб, чайка есть окуней и, наконец, хищная птица съедает чайку. Правильный ответ - 43215.

Задание №20.

Проанализируйет таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов и понятий:

1. Соматическая

2. Наследственная

3. Рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы

4. Разные формы листовой пластинки у стрелолиста

5. Мутационная

6. Ненаследственная

Объяснение: комбинативная изменчивость является наследственной (так как это различные перестройки при кроссинговере и слиянии гамет, а также при расхождении хромосом в мейозе. Синдром Дауна возникает при мутационной изменчивости (нерасхождение 21-ой хромосомы). Пример модификационной изменчивости - форма листьев стрелолиста, у него три разных формы листьев. Посмотрим на картинку.

Правильный ответ - 254.

Задание №21.

Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от различных факторов. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1. Скорость фотосинтеза при интенсивности освещения возрастает

2. Скорость фотосинтеза не зависит от концентрации угарного газа

3. Все реакции фотосинтеза катализируются ферментами, для которых оптимальная температура 25 градусов

Объяснение: в начале график возрастает при увеличении интенсивности света. Для обеих реакций фотосинтеза оптимальная температура - 25 градусов. Правильный ответ - 13.

Задание №22.

Один из признаков экосистемы - ее устойчивость. Укажите, от чего она зависит. Приведите примеры экосистем, устойчивость которых связана с деятельностью человека.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ.

Задание №23.

Какие части изображенной на рисунке почки человека обозначены цифрами 1 и 3? Укажите их функции.

Объяснение: на рисунке изображена почка человека - орган выделительной системы. Цифрой 3 обозначена почечная лоханка, в которой собирается вторичная моча. Далее она по мочеточнику поступает в мочевой пузырь и выводится из организма. Цифрой 1 обозначен корковый слой почек, где происходит образование мочи, как первичной, так и вторичной.

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид.

Объяснение: 2 - на подготовительном этапе энергетического обмена энергия рассеивается в виде тепла. 3 - второй этап реакций гликолиза происходит без участия кислорода. 5 - последний этап энергетического обмена протекает на мембранах не пластид, а митохондрий.

Задание №25.

Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

Задание №26.

От каких древних представителей ныне существующей систематической группы рыб произошли древние земноводные животные? Приведите доказательства.

Объяснение: считается, что земноводные произошли от кистеперых рыб. Посмотрим на картинку.

Форма тела, наличие примитивных конечностей и хвоста говорит о возможном происхождении земноводных от древних кистеперых рыб. Современным представителем кистеперых рыб является латимерия.

Она имеет скелет конечностей и легкое (признаки земноводных) (то есть она является промежуточным этапом между рыбами и амфибиями).

Задание №27.

Для соматической клетки животного организма характерен диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках в конце синтетического периода интерфазы и в конце телофазы мейоза 1.

Объяснение: в интерфазе мейоза происходит удвоение молекул ДНК, то есть диплоидный набор так и остается, а количество молекул ДНК удваивается и становится - 4с. В конце телофазы меойоза 1 уже произошло разделение хромосом (оно произошло еще в анафазе), поэтому диплоидный набор поделился пополам и стал 1n, а количество молекул ДНК стало 2с.

Задание №28.

У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот - тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот - в легкой форме.

Женщина с легкой формой талассемии и нормальным зрением в браке с мужчиной-дальтоником, но здоровым по гену талассемии, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения у этой пары детей с обеими аномалиями? Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.

Объяснение:

Р: АаХDХd х ааХdУ

Г: АХD, аХd, AXd, aXD х аХd, аУ

F1: АаХdУ - мальчик-дальтоник с легкой формой талассемии

AaXDXd - девочка с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdXd - девочка-дальтоник без талассемии

AaXdXd - девочка-дальтоник с легкой формой талассемии

aaXDХd - девочка с нормальным зрением без талассемии

AaXDY - мальчик с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdY - мальчик-дальтоник без талассемии

aaXDY - мальчик с нормальным зрением и без талассемии

То есть получается восемь вариантов генотипа с равной вероятностью появления. Вероятность рождения ребенка с легкой формой талассемии и дальтонизмом составляет 2/8 или 25% (12,5% вероятность рождения мальчика и 12,5% - рождения девочки). Вероятность рождения ребенка-дальтоника с тяжелой формой талассемии - 0%.

Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

Задания на установление соответствия.

1. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли

Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные

В) не имеют органов и тканей

Г) имеют вегетативные и генеративные органы

Д) имеют приспособления к опылению, распространению

плодов и семян

Е) тело состоит из одной или множества сходных клеток

2. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

А) имеют вегетативные и генеративные органы 1) Зеленые водоросли

Б) имеют слоевище 2) Покрытосеменные

В) характерно перекрестное опыление

Г) тело образовано одной или множеством сходных клеток

Д) характерно двойное оплодотворение

Е) размножение происходит с помощью зооспор

3. Установите соответствие между особенностью размножения растений и отделом, для которого она характерна

ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ ОТДЕЛ

А) размножаются спорами 1) Папоротниковидные

Б) на заростке образуются мужские и женские половые органы 2) Цветковые

В) споры образуются в тычинках и пестиках

Г) происходит двойное оплодотворение

Д) семена образуются внутри плода

Е) споры образуются на листьях в спорангиях

Задания на установление последовательности.

4. Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

1) проведения

2) всасывания

3) деления

4) растяжения (роста)

5. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

1) образование пробкового слоя на черешке

2) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

3) опадание листьев

4) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количества света

5) изменение окраски листовых пластин

6. Установите последовательность расположения слоев дерева на распиле, начиная с наружного.

3) сердцевина

4) древесина

Задание на выбор 3-х ответов из 6-и.

7. Какова роль испарения воды в жизни растений?

1) защищает от перегрева

2) способствует двойному оплодотворению

3) увеличивает тургор клеток

4) ускоряет процесс дыхания

5) обеспечивает всасывание водыкорнями

6) способствует передвижению веществ в растении

Часть с

С1 Какие признаки характерны для покрытосеменных растений?

С2 Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните, почему.

С3 В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

С4 Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении с него коры?

С5 Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

С6 С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

С7 Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

С8 Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

С9 Докажите, что корневище растения – видоизмененный побег.

С10 При закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается. Объясните, почему.

В19. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Редька

Б) Крестоцветные

В) Двудольные

Г) Редька дикая

Д) Покрытосеменные

В20. Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

В21. Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.



А) образование отделительного слоя на черешке

Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

В) опадение листьев

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) изменение окраски листьев

В23. Выберите признаки, характерные для класса Однодольные

1) мочковатая корневая система

2) стержневая корневая система

3) жилкование листьев параллельное или дуговое

4) жилкование листьев сетчатое

5) листья всегда простые

6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

В24. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

В25. Установите последовательность расположения зон в корне, начиная с корневого чехлика.

А) проведения

Б) всасывания

В) деления

Г) растяжения

В26. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.

В27. Папоротники относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты

4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме

6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

1) образуют плод с семенами

2) размножаются семенами

3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

5) цветут хотя бы раз в течение жизни

6) опыляются с помощью насекомых

В29. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырёхчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6) плод боб

В30. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

В31. Установите последовательность систематических групп, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

В32. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения.

В33. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

А) Покрытосеменные Б) Паслёновые В) Двудольные

Г) Паслён чёрный Д) Паслён

В34.Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом.
В35. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом.
1) насекомыми
2) ветром

В36. Чем отличаются грибы от бактерий?

1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

2) относятся к гетеротрофным организмам

3) размножаются спорами

4) одноклеточные и многоклеточные организмы

5) при дыхании используют кислород воздуха

6) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

В37. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

В38. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен. В39. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен. ГРУППА БАКТЕРИЙЗНАЧЕНИЕ 1) участвуют в повышении плодородия почвы 2) вызывают заболевания человека 3) используются в производстве В41. Какова роль испарения воды в жизни растений? В42. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙОТДЕЛ

А) не выносят засушливых условий 1) Папоротниковидные

Б) в основном деревья и кустарники 2) Голосеменные

В) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) для полового размножения необходима вода

В43. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯОТДЕЛ

А) образование плодов 1) Папоротниковидные

Б) половое поколение представлено заростком 2) Покрытосеменные

В) размножение спорами

Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды

Д) наличие цветка

Е) двойное оплодотворение

В45. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов,
к которой она относится.

В46. Укажите черты сходства грибов и растений.

1) по типу питания – гетеротрофные организмы

2) принадлежат к ядерным организмам

3) выполняют роль редуцентов в экосистеме

4) имеют клеточное строение

5) растут в течение всей жизни

6) размножаются только бесполым путем

В48. Одноклеточная зелёная водоросль – хламидомонада как представитель царства Растений имеет

1) клеточную стенку, содержащую хитин

2) клеточную стенку, содержащую клетчатку

3) хроматофор, содержащий хлорофилл

4) ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме без оболочки

5) запасное вещество крахмал

6) ДНК, замкнутую в виде кольца

В49. Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что

1) имеют двойное оплодотворение

2) образуют сухие и сочные плоды

3) имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

4) имеют вегетативные органы

5) имеют цветки разных размеров, формы, окраски

6) не нуждаются в воде при прорастании

1) Папоротниковидные
2) Цветковые
Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом.

С1. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

С2. Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.

С3. В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

С4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

С5. Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.

С6. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трёх признаков.

С7. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

С8. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трёх отличий.

С9. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

С10. Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег

С11. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

С12. Какие признаки характерны для моховидных растений?

С12. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

С13. Каковы характерные признаки царства грибов?

С13. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

С14. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

С15. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 4-х особенностей.

С16. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трех признаков.

С17. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов?

Назовите не менее 4-х особенностей.

С18. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

С19. Белые грибы обычно встречаются в хвойных и смешанных лесах. Объясните почему.

С20. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

С21. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

С22. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями.

С23. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков.

С24. Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.

С25. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

С26. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3-х признаков.

С27. Известно, что опытным путём на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.

С28. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С29. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

С30. Определите тип корневой системы и виды корней, обозначенных на рисунке цифрами 1 и 2. Из чего они образуются?

С31. Бактерии-сапротрофы играют важную роль в природе. Объясните почему

С32. С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

С33. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.