Краткое содержание железная дорога для читательского дневника. Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Произведение основано на разговоре автора с мальчиком Ваней. Это произведение о жизни простого народа. Автор рассказывает мальчику Ване все сложности и трудности жизни обычных крестьян. Также в этом произведении рассказывается о том, кто на самом деле построил железную дорогу, и как в последствии всё переврали. Обычные мужики вносят в развитие страны намного больше труда, чем все вышестоящие люди. Именно это и рассказано в поэме.

Это произведение учит читателя почитать труд простых людей. Автор хочет чтобы люди помнили то, как мы все получаем обычные блага для нашей жизни. Сколько труда и усилий в это вкладывают обычные люди. Также автор призывает нас не оставаться равнодушными к тому, как графы эксплуатируют труд обычных людей. И что каждый из нас может приложить усилия к усовершенствованию жизни в нашей стране.

Произведение начинает с саркастической нотки. Маленький мальчик Ваня спрашивает у своего попутчика генерала, кто строил железную дорогу. А генерал ему отвечает, что всё это сделал граф Клейнмихель. После этого взору читателя предоставляется пейзаж русской осени. Автор, погружённый в свои размышления, любуется красотами русской природы и наслаждается свежим воздухом.

Далее рассказчик, который услышал, что генерал ответил мальчику, говорит, что тот бессовестно врёт. А от детей нельзя скрывать правду. После чего автор начинает свой рассказ о строительстве железной дороги. Автор говорит Ване, что один человек никак бы не смог построить такой длинный железный путь. На самом деле постройку железной дороги осуществляли крестьяне, которых согнали туда посредством голода. Условия труда этих людей были ужасными, поэтому многие из них гибли и приобретали огромное количество хронических заболеваний.

Мальчик размышляет о том, как происходило строительство. Перед его глазами предстают ужасные картины о том, как людей били, как им приходилось голодать, жить в землянках и даже умирать. А теперь все просто пользуются их трудом и никогда о них не вспоминают. Мальчика возмущает эта несправедливость. Автор говорит мальчику, что жалеть этих крестьян не нужно. народ ради добывания себе средств для существования готов на всё, даже на самый каторжный труд. Автор уверен, что всех тех людей нужно просто помнить и безгранично уважать. А народ всегда справиться со всеми невзгодами и сможет проложить себе путь в счастливую жизнь.

Мальчик уснул, и увидел сон. Во сне ему приснились все крестьяне, которые строили железную дорогу и то, как жестоко с ними обращались. После этого мальчик рассказал свой сон отцу. Отец начал говорить ему, что все те мужики были ни на что негодными пьяницами, и что такая судьба как раз для них. Что глупые люди больше ни на что и не способны. Отец мальчик очень серьёзно попросил автора больше не рассказывать ребёнку таких ужасов. И вот тогда автор решил продолжить свой рассказ. Тогда он рассказал, что после того, как крестьяне добросовестно выполнили свою работу им ничего не заплатили. Так ещё и решили повесить на них незримые долги. Но в скором времени долг им простили, а оплату сделали всего лишь бочкой вина. На этом и заканчивается всё произведение.

Автор постарался передать мальчику всю боль и горечь, которую чувствовали крестьяне в процессе стройки железной дороги. Мальчик всё понял и теперь будет помнить, и чтить их труд, именно к этому автор и призывает всех остальных читателей. Ну а отец мальчика, тот самый генерал, является одним из тех, кто бессовестно эксплуатирует адский людской труд и не имеет ни капли чести и совести. У автора очень хорошо получилось передать всю атмосферу того временного периода, поэтому обязательно стоит прочитать это произведение в оригинале.

Картинка или рисунок Железная дорога

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чапаев Фурманов

    В произведении показана жизнь и трагическая гибель красного комиссара Василия Чапаева. Роман начинается с событий, которые происходят в 1919 году на Иваново-Вознесенском вокзале,

  • Краткое содержание Сны Веры Павловны в романе Чернышевского Что делать?

    1-й сон Приснился Вере Павловне странный сон. Будто заперта она в подземелье, а потом раз, и на воздухе оказалась в полях колосистых. Затем смотрит: больна она – а потом, раз, и выздоровела

  • Краткое содержание Дойл Союз Рыжих

    К мистеру Шерлоку Холмсу обращается за помощью мистер Джабез Уилсон, обладатель ярко – рыжей шевелюры. Он приносит с собой газету двухмесячной давности со странным объявлением о приёме на работу человека с рыжими волосами

  • Краткое содержание Как я ловил человечков Житкова

    Один мальчик жил вместе с бабушкой. У нее в доме на полке стоял пароходик совсем как настоящий, с желтой трубой и мачтами, от которых к бортикам шли белоснежные миниатюрные лестницы

  • Краткое содержание Платонов Усомнившийся Макар

    Главный герой произведения Макар Ганушкин. Ему противопоставлен другой герой по имени Лев Чумовой. Первый из них очень талантлив, имеет золотые руки, но не силен в уме, а другой самый умный среди жителей села, но ничего не умеет делать.

/ / «Железная дорога»

Дата создания: 1864.

Жанр: гражданская лирика.

Тема: страдания народа.

Идея: постройка железной дороги привела к большому количеству смертей.

Проблематика. Промышленный прогресс в России ложится тяжким бременем на плечи крестьянства.

Основные герои: народ, рассказчик, генерал, Ваня.

Сюжет. Рассказчик путешествует по недавно построенной Николаевской железной дороге. Он из окна любуется великолепным осенним пейзажем. Русская природа открывается ему во всем своем многообразии. Но картины "родимой Руси" наводят рассказчика на грустные и тяжелые размышления.

Вместе с рассказчиком в вагоне едут генерал с маленьким сыном Ваней. Мальчик тоже находится под огромным впечатлением от путешествия и от железной дороги. Рассказчик просит у его отца разрешения открыть Ване глаза на истинное положение дел.

Строительство железной дороги было очень большим и трудоемким делом. Для него потребовалось огромное количество рабочих рук. В России подавляющее число населения составляет крестьянство, постоянно находящееся на грани голодной смерти. Именно голод согнал на строительство крестьян со всей Руси. В невыносимых условиях многие из них нашли здесь свою смерть. Проносящиеся за окном поля и леса усеяны костями людей.

Рассказчик рисует перед Ваней страшную картину. В лунную ночь мертвецы поднялись из могил и бегут рядом с паровозом, заглядывая в окна. Они рассказывают о своем непосильном труде, о голоде и болезнях, о всевозможных штрафах и наказаниях. Мертвецов интересует лишь одно: помнят ли о них живые довольные люди, которые едут в вагонах.

Ваня не должен отворачиваться от этой неприятной картины. В его возрасте пора уже понять, какой ценой куплено их комфортное путешествие. Вот за окном возникает образ "больного белоруса", на которого страшно смотреть. Тяжелая работа искалечила его физически и, что самое ужасное, духовно. Человек превратился в бездушный автомат, который даже после смерти механически продолжает долбить застывшую землю. Но этот труд бесконечно возвышает русского человека. Только благодаря усилиям миллионов крестьянских рук Россия движется вперед. Народ вытерпит все испытания, надо лишь научиться уважать его за это.

Ваня воспринял рассказ, как сказочный сон, в котором сам Бог показал ему настоящих строителей железной дороги. У генерала это заявление вызвало смех. Он возражает рассказчику и приводит в пример шедевры мировой скульптуры и архитектуры. Народ, по его мнению, "дикое скопище пьяниц", которые вместо созидательной работы стремятся все разрушить. Генерал недоволен тем, что Ваня увидел страшную картину. Он предлагает рассказчику показать и "светлую сторону".

Рассказчик согласен. Великое строительство закончилось. Трупы зарыты в землю, больные и увечные "скрыты в землянках". Оставшиеся в живых, самые крепкие и выносливые рабочие собираются для получения расчета. Неграмотные крестьяне только удивляются, узнав, что за ними числятся большие долги. Начальство показывает им записи о невыходе на работу, о взятых вперед деньгах. В конечном счете получается, что люди, работая на пределе человеческих сил, еще и остались должны.

Появляется "главное" действующее лицо - подрядчик. Он не спеша объезжает свой участок и придирчиво осматривает работу. Крестьяне с напряжением наблюдают за выражением лица начальства. Наконец, утомившийся подрядчик выносит свой вердикт: "молодца!.. молодца!..".

Подрядчик поздравляет всех рабочих с окончанием строительства. Он приказывает им в честь праздника снять шапки. В знак своего особого благоволения подрядчик выдает крестьянам... "бочку вина" и прощает все долги.

Рассказчик уже не может скрывать своего сарказма. Опешивший народ некоторое время безмолвствует, пока не раздается одинокий крик "ура". Он подхватывается всей толпой. При виде обещанной бочки рабочие забывают обо всех перенесенных страданиях, о погибших товарищах и о честно заработанных деньгах. Из коляски подрядчика выпрягают лошадей, и народ добровольно влезает в очередное ярмо под несмолкающие крики "ура!". Это поистине "светлая" и "отрадная" картина.

Отзыв о произведении. Стихотворения Некрасова отличаются реализмом и высокой гражданственностью. Данное произведение посвящено строительству Николаевской железной дороги, которое обошлось слишком дорогой ценой. Генерал в стихотворении олицетворяет собой высшее сословие, которое не понимает, что промышленное развитие России - заслуга многомиллионного крестьянства, а не инженеров и подрядчиков. Жертвы среди народа никто не считает, но именно простые люди обеспечивают величие своей страны, не требуя за это никакой награды.

Практически все произведения Николая Алексеевича посвящены простому народу, и одно из самых известных изложено в кратком содержании стихотворения «Железная дорога» для читательского дневника.

Сюжет

Ваня спрашивает у своего отца, кто построил железную дорогу, по которой они идут, на что генерал ответил - ее построил граф. Автора возмутил такой ответ, и он рассказал мальчику правду - один человек не мог построить целую железную дорогу, он присвоил себе труд других людей. На самом деле ее делали крестьяне, которых голодом и силой заставили работать. Им били и истязали, многие из них умирали на стройке или заболевали тяжелыми болезнями. Ване снится, как крестьяне мучаются, строя пути для поездов. Проснувшись, он рассказал отцу об этом. Тот заверил ребенка, что эти люди были бездельниками и пьяницами. А автор вновь рассказывает правду - им обещали заплатить, но после окончания работ рассчитались бочкой вина, и всё.

Вывод (моё мнение)

Эта история произошла много лет назад, но нужно извлечь из нее уроки: уважать труд людей, не присваивать себе усердия других и не возносить только одного человека, хотя работали много людей.

Николай Алексеевич Некрасов к моменту написания этой поэмы уже снискал себе славу. Его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос» были любимы народом. Издаваемый поэтом журнал «Современник» был рупором демократии. С журналом сотрудничали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтков-Щедрин, И.А. Гончаров,

В 1864 году создал поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание произведения будет рассмотрено в настоящей статье.

Историческая обстановка во время написания поэмы

Торжество победившей революционеров-демократов реакции ощущал не только Некрасов. «Железная дорога» - краткое повествование о том, в какие узкие рамки между голодом и непосильным трудом был поставлен весь народ. Ушли из жизни заступники народа, критики-шестидесятники, которых называли «совестью народной»: Добролюбов и Писарев. Отправился в дальнюю ссылку Чернышевский.

Власть в 1861 году неподготовленно, обвально отменила Как известно, 75% поместий в крепостной России были немеханизированы. Патриархальную деревню открыли для капиталистических отношений. Началось обвальное разорение неэффективных хозяйств. На рынок труда вышла огромная масса практически дармовой рабочей силы. Бывшие крестьяне шли на любые работы, практически за еду. Назревали социальные катастрофы. Как размышление о судьбах России в своем журнале «Современник» издает свою же поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее сразу же стало предметом обсуждения всего русского общества.

Сюжет поэмы

Самое драматичное начинается буднично. Как будто акварелью написаны первые ее стихотворные строки. Поздняя осень, «лед неокрепший», «река студеная», но на деревьях листья, еще не успевшие «поблекнуть». Лирически начинает свой рассказ Некрасов. «Железная дорога» содержание свое раскрывает перед читателем намеренно постепенно.

Малолетний сынишка в кучерском армячке и его отец-генерал отправились в путь по железной дороге. Сыну, спросившему о том, кто построил ее, отец назвал имя «строителя»: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель…» Но задремавшему в дороге ребенку приснилась правда об этом строительстве, похожая на триллер. Только под страхом голодной смерти можно было решиться на такую работу. Жить в землянке, питаться кое-как, практически не иметь отдыха, страдать от холода и сырости, и при этом изматывающе трудиться по 12-14 часов. Работа спорилась. Иуды-десятники записывали просчеты каждого. Когда же приходило время расчета, десятники обнародовали штрафы, числящиеся за каждым. К выплате получалось совсем немного, а зачастую строители были даже должны. Затем рабочим «дарили» бочку вина, и вопрос об оплате, таким образом, снимался в принципе. Непокорных засекали насмерть. Умерших от болезней и истощения хоронили там же. Дорога, практически, возводилась на костях.

Подлую систему, не правда ли, выставляет на суд российской общественности Некрасов? «Железная дорога» краткое содержание свое прямо противопоставляет официально принятой точке зрения. Ее идея - вера в народ, который, все-таки обретет себе достойную судьбу (проложит «широкую, ясную… дорогу). Кстати, это произведение со «скрежетом зубовным» припомнили ему цензоры, когда два года спустя закрывали журнал «Современник», где она была напечатана.

Но в памяти народной осталась память, когда в раздавленном репрессиями обществе гордо и звонко прозвучало произведение Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее следует воспринимать, как попытку автора «увидеть свет», превозмогая «полночную тьму» махровой реакции.

Вывод

История, представленная этой поэмой, правдива и свидетельствует об истинной картине постройки Николаевской железной дороги. Руководил ее строительством беспрекословно верноподданный Николаю I министр путей сообщения генерал-адъютант Клейнмихель Петр Андреевич. Император гордился своим подчиненным. Чествуя его заслуги, даже отчеканили именную на которой красовался лозунг «Усердие все превозмогает». Его стиль организации строительства был скор, однако всегда сопровождался многими человеческими смертями. Народ люто ненавидел Клейнмихеля. Поэтому новый император Александр II, став на престол, поспешил сменить на посту эту одиозную фигуру.