Маленькие секреты учителя-логопеда. Мастер-класс «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков

Умение выражать свои мысли – одно из важных условий для достижения успеха в любых областях. Поэтому заниматься развитием речи с ребенком надо с раннего возраста. В этом помогут специально подобранные игры и задания.

Говорить красиво – значит прежде всего говорить грамотно: в соответствии с лексическими нормами родного языка, согласовывая слова, выговаривая все буквы, правильно ставя ударение. Словарь 5-летнего ребенка в норме составляет примерно 3000 слов. Однако такое количество находится в пассивном запасе – иначе говоря, ребенок понимает эти слова, но в речи использует далеко не все.

Активно употребляются не более 500 слов, т.е. примерно 1/6 часть! Поэтому полноценное использование детского словарного багажа – важнейшая задача педагогов и родителей, которые стремятся воспитать у малыша «дар слова».

Ученые выделяют различные причины затруднений при подборе слов: психологические, физиологические, педагогические. Но для всех детей характерно одно – отсутствие навыка быстрого и точного подбора слов при формулировании мысли. Многолетний опыт убеждает, что заучивание слов, повторение их вслед за взрослым дает незначительный эффект.

Гораздо важнее формировать у ребенка систему словесных ассоциаций, т.е. планомерно раскрывать связи, существующие между словами. При затруднениях в подборе слов взрослый может помочь ребенку, используя жесты и мимику, демонстрацию предметов, действий, признаков… Главное – настойчиво добиваться, чтобы малыш назвал нужное слово сам, извлек из своего пассивного словарного запаса. Подобные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.

Как говорить правильно с детства

Называем! (1–2 года)

Словарный запас ребенка в год составляет около 10 слов, а к 2 годам достигает 300 слов. Основная задача этого периода речевого развития – самостоятельно называть окружающих людей, игрушки, объекты, узнавать на картинках домашних животных, транспорт, строения, договаривать за взрослым простые потешки, подпевать знакомые песенки.

«Переводчик»
Если малыш употребляет не полные слова, а их аналоги (вместо «машина» говорит «би», вместо «собака» – «ав»), родителям следует реагировать примерно так: «Верно! Это собака, она лает «ав-ав»! Или: «Да, это дождик, он капает кап-кап». То есть стать добрым, поощряющим малыша «переводчиком». Но ни в коем случае нельзя говорить: «Неверно сказал! Не так! Скажи хорошо!» Такая реакция самых близких людей снизит речевую активность ребенка.

«Теремок»

Возьмите коробку из-под обуви, проделайте в ней несколько окошек, но вырежьте их не полностью, чтобы свободно открывать и закрывать. Спрячьте за коробкой три знакомых малышу игрушки, например: волка, лисичку, зайку. По очереди высовывайте зверька и от его имени обращайтесь к ребенку: «Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? Ты узнал меня? Кто я? Да, я зайка-попрыгайка! (лисичка-сестричка, волчок – серый бочок). А какой у меня хвостик? А какие ушки? Я прыгаю или хожу?» и т.д.

«Подскажи словечко»

Сначала несколько раз повторите малышу короткую рифмовку о знакомом объекте. Новые понятия поясняйте с помощью движений и жестов (изобразите, что значит «вылакала», «облизала», «поскакал»). Затем говорите стишок с паузами, чтобы кроха добавлял пропущенные слова:

Молочко из миски
Вылакала киска,
Носик облизала
И шепнула: м-м-м-мало!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Надо зайке поскакать,
Свои лапоньки размять!

Время предложений (2–3 года)

Малыш уже знает от 300 до 1000 слов. Начинается переход к фразовой речи – к использованию предложений. Помните, что основой фразы служит слово – действие, поэтому употреблению глаголов уделяем особое внимание.

«Уши, ноги, нос»

Сначала несколько раз совместно проделайте и отчетливо назовите действия, которые особенно близки ребенку: моем (ручки), топаем (ножками), хлопаем (в ладоши), нюхаем (цветок) и пр. Затем возьмите куклу-бибабо, которую надевают на руку, и от ее лица спросите малыша: «Что ты делаешь ножками? Ручками? Носом? Зубками? Глазами?»

«Предметы и ответы»

Разложите перед малышом ложку, фломастер, шампунь, утюг, тряпку, ключ. Указывая на предметы, спросите так, будто сомневаетесь: «Чем мне вытирать пыль? Открывать дверь? Чем я буду есть? Чем – мыть голову? Гладить белье? Чем буду рисовать?» Пусть малыш поможет вам найти предмет, а затем к каждому предмету попытается подобрать слово-действие.

«Объяснялки»

Объясните ребенку, что терка нужна, чтобы тереть, пила – чтобы пилить, и что пары слов похожи. Постарайтесь вместе по названию предмета найти подобное слово-действие, а значит, объяснить, как появились некоторые слова: скакалка (с ней скачут), грелка (ею греют), клей, салатница, пугало… Помогая малышу подыскать подходящий глагол, бережно исправляйте ошибки.

«Дела-делишки»

Откройте книгу с картинками. Рассмотрев объекты (людей, животных, транспорт), спросите о выполняемых ими действиях: «Кто бежит? Сидит? Плывет? Прыгает? Рычит? Едет по дороге?» Затем, показывая на картинки, задайте вопросы: «Что делает машина (зайка, мальчик, ворона и пр.)»? Помогайте малышу жестом, мимикой, говорите первые звуки в слове, но не произносите его целиком. Пусть ребенок сделает это сам.

Говорим правильно. Важные подробности (3–4 года)

В этот период словарный запас ребенка составляет около 2000 слов. Чтобы он активно общался, побуждайте его задавать вопросы, пополняйте речь новыми глаголами, словами-признаками (прилагательными), познакомьте со словами противоположного значения (антонимами), предлагайте шуточные стихи и ошибочные варианты словосочетаний для исправления.

«Вот так репка!»

Предложите малышу послушать сказку «Репка», в которой Торопыжка перепутал важные слова. Попросите малыша исправить ошибки Торопыжки и рассказать сказку правильно. Например: «Положил дед репку. Раздулась репка большая-пребольшая. Стал дед репку толкать. Дергает, дергает, а выкопать не может», и т.д.

«Кот – Все наоборот»

Расскажите малышу, что в волшебной стране жил-был Кот-Все наоборот, ему говорили: «Нож острый!», а он: «Нет! Тупой!» «Ночь темная!» А он: «Нет! Светлая!» и др. Предложите догадаться – какие неправильные слова называл упрямый Кот (задания читайте выразительно, с соответствующей интонацией).

«Имя и растение»

Обратите внимание малыша на то, что названия некоторых растений напоминают имена: анютины глазки – Анюта, колокольчик – Коля. Пусть ребенок отгадает: кому можно подарить растение так, чтобы имя оказалось похожим по звучанию. «Кому маргаритку? А василек? Розу? Настурцию? Ромашку? Иван-чай?»

«Небылицы»

Предложите ребенку внимательно послушать шуточные стихи и подробно, точными словами объяснить – почему они называются «небылицами».

Булка в магазин сходила,
Мальчика себе купила,
Чтобы вместе у реки
Петь про летние деньки.
Кот залаял, зарычал,
Пса на дерево загнал.
Кот на ветке посидел,
Отдохнул и… улетел!

Юный рассказчик (4–5 лет)

3000 слов – именно таков сейчас средний словарный запас ребенка! Старайтесь пополнять его за счет новых слов-действий (глаголов), слов-признаков (прилагательных), названий частей предметов, обобщающих наименований (мебель, посуда, одежда и пр.). Чаще сопоставляйте объекты по цвету, форме, величине, материалу.

«Пять предметов»

Глядя на окружающие объекты, помогите малышу подобрать к прилагательному сначала по два слова – названия предметов, а затем увеличить количество слов до пяти. Например: «Деревянным бывает что?» (ложка, рама, стул, стол, карандаш, шкаф). Или так: «А что большое? Вкусное? Холодное? Пластмассовое? Белое? Прозрачное?» и пр.

«Только на ощупь!»

Объясните малышу, что игра будет необычной. Сначала завяжите себе глаза, пусть он положит вам в руки любую игрушку. Покажите, как весело рассказывать о том, чего вы не видите. Затем предложите ребенку закрыть глаза, дайте в руки один из знакомых предметов и попросите рассказать: из чего он сделан, для чего нужен, какого цвета и формы.

«От стихотворения к рассказу»

Пересказ (а не заучивание) стихов помогает использовать слова и фразы, которых нет в образце, а значит, активизирует речь ребенка. Предложите ему послушать стихотворение, а затем рассказать историю своими словами:

Я, бабуля, не горланю!
Я, бабуля, не кричу!
Я свою собачку Фаню
Разговаривать учу!!!
Фаня! Повтори – ди-ван,
Это курт-ка, здесь кар-ман.
Вот о-кош-ко, рядом шкаф.
Ну, а ты все – ав да ав!

Конечно, развитие речи ребенка во многом зависит от самих родителей. Если они в обиходе постоянно используют просторечные выражения, сленг, то ребенок будет копировать их манеру говорить независимо от того, играют ли они с ним в «правильные» речевые игры или нет. Так что мамам и папам, желающим, чтобы их малыш говорил красиво, стоит прежде всего обратить внимание на свою собственную речь.

Светлана Никулина
Мастер-класс «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»

План проведения мастер- класса

Обобщение педагогического опыта по теме.

2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков .

3. Рефлексия опыта :

Что взял полезного (интересного) .

Цель : Предоставление обобщения и распространение личного педагогического опыта

широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи :

1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию упражнений для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы .

Оборудование :

1. Индивидуальные зеркала

2. Ватные диски.

3. Ватные палочки.

4. Напальчник.

6. Стаканчики с крышкой,

7. Постановочные логопедические зонды.

8. Ротовая полость «РАТАТУШКА» .

9. Театр язычка.

10. Воздушные шары.

11. Бабочка из папирусной бумаги.

12. Вертушка.

13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи.

14. Массажный мяч с шипами «Ёжик» .

15. Шар с резинками.

16. Прищепки.

17. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

Ход мастер-класса

Уважаемые участники!

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс . Продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков . Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь . Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы :

Развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) ;

Последовательная работа над коррекцией проблемных звуков .

Профилактика речевых нарушений.

Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов , это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков ».

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым , нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения .

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее , а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма) . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание .

С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки , но его можно этому научить . Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда , уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу , увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на логопедическом занятии и поучаствовать вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

Практическую часть своего мастер – класса , я начну с таких слов :

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо , только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора : мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников : у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем : ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.

2. Ползет мышка по стене : ПИ-ПИ-ПИ ---ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.

3. Выполним упражнение «Футбол» . Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У . Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.

4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку» .

5. Упражнение «Часики» . Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.

6. Упражнение «Грибок» . Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8

7. Упражнение «Вкусное варенье» . Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

8. Упражнение «Лошадка» . Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.

9. Упражнение «Барабан» . Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д . Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать !

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!

Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук . Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р , это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

2. Сдуть бабочку с кончика носа.

3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.

4. Надуем шарик, не раздувая щеки.

5. Вертушка, губы.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Массажный мяч.

2. Шар с резинками.

3. Прищепки.

4. Су-джок терапия.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука . В данном случае будем ставить звук [Р] . Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик» .

(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов) ; а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук , хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции) .

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно , говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота) . Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму : «Слонёнок заболел» . Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так : две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение : ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю) . И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь . Все движения делаем вместе.

1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;

2. р – р – р – р;

ра – ра – ра – ра;

ро – ро – ро – ро;

ру – ру – ру – ру;

ры – ры – ры – ры.

3. ра – ро – ру – ры

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда :

Терпение и творчество,

Упорство и победа -

Вот главные этапы

В работе логопеда .

Все Нади, Вани, Вити

Должны заговорить,

И от тебя зависит -

Быть им или не быть.

Душа болит за каждого.

Всем хочется помочь.

Не раз вопрос : «Что делать?»

Преследовал всю ночь.

Идешь порою с сумками,

А язычок «грибком» ,

Или «лошадкой» цокает,

Иль губы «хоботком» .

Вдруг затрещишь «моторчиком»

Раз несколько подряд

И ловишь настороженный

Идущих мимо взгляд.

Так день за днем –

То вниз, то вверх

Летает язычок,

Работать так настойчиво

Из вас не каждый б смог.

И… появились звуки

А вслед возможно слоги,

А там уже слова пошли

По правильной дороге.

При самой первой встрече

Мы часто слышим : «Датте» ,

А на прощанье четкое :

«Здоровья вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!

На этом мой мастер – класс окончен , большое спасибо всем за ивнимание!

У меня, конечно же, есть свой логопедический кабинет. Но часто приходится индивидуальные занятия проводить в логопедическом уголке в спальне. Чтобы иметь с собою все необходимое, я завела себе Логопедическую шкатулку.

Это довольно большая коробка, красиво оформленная.

В неё я сложила все, что мне может пригодиться на индивидуальном занятии. Иногда я называю свою Шкатулку «тревожным чемоданчиком». Ведь на любую часть индивидуального занятия с ребенком у меня все есть.

Попробуйте, это реально очень удобная вещь.

Стол с ладошками

Его я увидела у кого-то на фото логопедического кабинета. Подумала сначала, что просто и классно украшен стол для индивидуальных занятий. Проще простого – из пленки — самоклейки вырезаны ладошки ребенка и наклеены.

Оказалось, что даже самые гиперактивные дети первым делом пристраивают свои пальчики к этим ладошкам. А логопед уже добавляет к мелкой моторике руки артикуляционные упражнения, автоматизацию поставленных звуков, слогов и слов. А если от каждого пальчика вверх «протянуть» цепочку разноцветных кружочков-кнопочек, то мы еще и цвета закрепляем, и счет, и автоматизация идет веселее.

Да, на фото видны две коробочки: золотая и серебряная. Там лежат наклейки-оценочки. Причем в золотой коробочке — оценочки для девочек, там цветы, принцессы, милые собачки и пр. А в серебряной коробочке –оценки для мальчиков с самолетами, машинками, мотоциклами …

Очень помогает в работе – дети с удовольствием бегут на индивидуальные занятия ко мне и очень стараются, чтобы заработать оценочку.

А в металлической коробочке – рыбке лежат логопедические зонды.

И мои дети абсолютно уверены, что это Золотая рыбка держит там волшебные инструменты, которые и помогают им заговорить.

А учитель- логопед Галина Викторовна только помогает ей, и выполняет задания Золотой Рыбки.

Вот так удачно коробка из-под печенья помогает в работе!

Вот и я хочу рассказать Вам о самом простом и самом многофункциональном моем пособии.

Как –то пришли ко мне воспитатели посоветоваться, что бы такое придумать, чтобы дети лучше запоминали дни недели, времена года и месяцы.

Я рассказала им о взаимосвязи памяти, речи и моторики руки.

И придумала вот что.

На каждого ребенка мы приготовили по футлярчику от киндер-сюрприза или одноразовых бахил, которые продают через автомат, примерно полметра веревочки. На веревочке завязываем семь узелков –для дней недели, четыре — для времен года, двенадцать — для месяцев.

И все. Открываем футлярчик, достаем веревочки, берем веревочку за первый узелок и начинаем и считаем узелки, собирая их в ладошку.

Скажу сразу: сначала это очень трудно дошколятам, и работать приходится двумя руками, дальше пойдет легче. И узелки начнут собираться даже одной рукой и иногда все двенадцать поместятся в кулачок ребенка. Вот это будет прямо счастье! И все «само-собою» запомнится.

Так мы повторяем и запоминаем все, что угодно.

Для игры «Верёвочка в контейнере»:

Мы контейнер (или футлярчик, как Вам удобнее) открываем.

И с веревочкой играем.
Будем узелки считать
Дни недели повторять.
1-ПОНЕДЕЛЬНИК,
2 –ВТОРНИК…

А можно добавить МЕСЯЦА, ВРЕМЕНА ГОДА, ПОСУДУ, МЕБЕЛЬ…

А еще я использую эти же узелки для автоматизации звуков и слогов, слов. Словом, незаменимое и многофункциональное пособие!

1-2. Мы играем
Узелки считаем
Звук Р- повторяем.

Мы со звуком Ш играем.
Слоги четко повторяем.
Будем узелки считать,
Слоги четко повторять.

Мы с веревочкой играем
Узелки все собираем.
Слоги повторим.
Звук___ повторим.

Мы с веревочкой играли.
Узелки все посчитали.
Узелки все соберем
И в контейнер уберем.

У каждого учителя-логопеда множество картотек, самых разных: по звукам, моторике, физминуток и т.д. И у меня их тоже множество. Раньше я их печатала, клеила на картон и закатывала скотчем, чтобы были подольше в хорошем виде. Потом искала для картотеки очередную коробочку и обклеивала её.

Теперь я делаю проще и дешевле. Печатаю на листе А4 четыре или две картинки и вставляю их в альбом для фотографий. И все.

В альбомчик вставляю нужное число картинок, отделяю, склеиваю и закрепляю их как книжку. Всё! Карточки закреплены и легко перебираются.

Я буду очень рада, если мои секретики кому-то пригодятся!

«Секреты учителя-логопеда,

Учитель – логопед: Иванова Светлана Венадьевна

МАДОУ № 96 г.Тюмень

Л.С. Выготский

Оборудование:

  1. Индивидуальные зеркала
  2. Ватные диски.
  3. Ватные палочки.
  4. Напальчник.
  5. Коктельные трубочки.
  6. Стаканчики с крышкой,
  7. Ротовая полость «РАТАТУШКА».
  8. Театр язычка.
  9. Воздушные шары.
  10. Вертушка.
  11. «Су-джок».
  12. Шар с резинками.
  13. Прищепки.

Программа:

3. Рефлексия опыта:

Цель:

Задачи:

(Строим дом)

Практическая часть

1 этап в постановке звуков – АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Ползет мышка
  2. Выполним упражнение «Футбол».
  3. язычок трубочкой
  4. Упражнение «Часики»
  5. Упражнение «Грибок».
  6. Упражнение «Вкусное варенье».
  7. Упражнение «Лошадка».
  8. Д-Д-Д. очень твёрдо.
  1. Вертушка, губы.
  1. Массажный мяч.
  2. Шар с резинками.
  3. Прищепки.
  4. Су-джок терапия.

Услышишь – хлопни

Игра «Телеграф»

2. р – р – р – р;

Ра – ра – ра – ра;

Ро – ро – ро – ро;

Ру – ру – ру – ру;

Ры – ры – ры – ры.

3.ра – ро – ру – ры

Терпение и творчество,

Упорство и победа -

Вот главные этапы

В работе логопеда.

Все Нади, Вани, Вити

Должны заговорить,

И от тебя зависит -

Быть им или не быть.

Душа болит за каждого.

Всем хочется помочь.

Не раз вопрос: «Что делать?»

Преследовал всю ночь.

Идешь порою с сумками,

А язычок «грибком»,

Или «лошадкой» цокает,

Иль губы «хоботком».

Вдруг затрещишь «моторчиком»

Раз несколько подряд

И ловишь настороженный

Идущих мимо взгляд.

Так день за днем –

То вниз, то вверх

Летает язычок,

Работать так настойчиво

Из вас не каждый б смог.

И… появились звуки

А вслед возможно слоги,

А там уже слова пошли

По правильной дороге.

При самой первой встрече

Мы часто слышим: «Датте»,

А на прощанье четкое:

«Здоровья вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей: «Секреты учителя-логопеда,

в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Учитель – логопед: Иванова Светлана Венадьевна

МАДОУ № 96 г.Тюмень

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания».

Л.С. Выготский

Девиз: «Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!»

Оборудование:

  1. Индивидуальные зеркала
  2. Ватные диски.
  3. Ватные палочки.
  4. Напальчник.
  5. Коктельные трубочки.
  6. Стаканчики с крышкой,
  7. Постановочные логопедические зонды.
  8. Ротовая полость «РАТАТУШКА».
  9. Театр язычка.
  10. Воздушные шары.
  11. Бабочка из папирусной бумаги.
  12. Вертушка.
  13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи.
  14. Массажный мяч с шипами «Ёжик».
  15. «Су-джок».
  16. Шар с резинками.
  17. Прищепки.
  18. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

Программа:

1. Обобщение педагогического опыта по теме.

2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.

3. Рефлексия опыта:

Б) что взял полезного (интересного).

В) чем запомнился мастер-класс.

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи:

  1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

  • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
  • профилактика речевых нарушений.

Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».

Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?

(Строим дом)

А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:

«Радоваться даже маленьким достижениям,

Стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков – АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников: у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

  1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
  2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
  3. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
  4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
  5. Упражнение «Часики» . Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
  6. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
  7. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
  8. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
  9. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

2 этап – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

  1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  2. Сдуть бабочку с кончика носа.
  3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
  4. Надуем шарик, не раздувая щеки.
  5. Вертушка, губы.

3 этап - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1. Массажный мяч.
  2. Шар с резинками.
  3. Прищепки.
  4. Су-джок терапия.

4 этап – РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.

5 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».

(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;

2. р – р – р – р;

Ра – ра – ра – ра;

Ро – ро – ро – ро;

Ру – ру – ру – ру;

Ры – ры – ры – ры.

3.ра – ро – ру – ры

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:

Терпение и творчество,

Упорство и победа -

Вот главные этапы

В работе логопеда.

Все Нади, Вани, Вити

Должны заговорить,

И от тебя зависит -

Быть им или не быть.

Душа болит за каждого.

Всем хочется помочь.

Не раз вопрос: «Что делать?»

Преследовал всю ночь.

Идешь порою с сумками,

А язычок «грибком»,

Или «лошадкой» цокает,

Иль губы «хоботком».

Вдруг затрещишь «моторчиком»

Раз несколько подряд

И ловишь настороженный

Идущих мимо взгляд.

Так день за днем –

То вниз, то вверх

Летает язычок,

Работать так настойчиво

Из вас не каждый б смог.

И… появились звуки

А вслед возможно слоги,

А там уже слова пошли

По правильной дороге.

При самой первой встрече

Мы часто слышим: «Датте»,

А на прощанье четкое:

«Здоровья вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!

На этом мой мастер – класс окончен,

Большое спасибо всем за помощь и внимание!