Мои любимые стихотворения М. Лермонтова («Парус», «Три пальмы», «Утес», «На севере диком»)

напишите пожалуйста комментарии о стихотворении утес три пальмы листок тучи лермантов срочно

Ответы:

Михаил Юрьевич Лермонтов - мой любимый поэт. В его стихах мне слышатся то призыв к действию, неукротимая жажда жизни, то одиночество и скрытая печаль. Волнует поэта и философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своем стихотворении «Три пальмы». В далеких степях аравийской земли среди раскаленного песка и знойного ветра росли три пальмы. Их широкие зеленые листья давали тень для холодного ручья, бьющего в этом оазисе и дарящего надежду и радость усталым путникам. Однако пальмам мало благодарности одиноких путешественников: Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор! Вероятно, небо услышало ропот пальм потому что тут же на горизонте показался большой богатый караван. Красивые и веселые люди остановились в тени высоких деревьев, родник щедро напоил их свежей ключевой водой. Однако у караванщиков другое представление о смысле жизни, их интересует только собственный комфорт и удобства. Не задумываясь о других, не заглядывая в будущее, люди без сожаления срубили пальмы, уничтожили оазис для того, чтобы провести ночь у веселого костра. Наутро караванщики ушли, оставив живительный ручей погибать среди «знойных лучей летучих песков». Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы». Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы. В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли, - пишет поэт. И нам сразу представляются раскидистые высокие красавицы, которые берегут под «кущей зеленой», дарящей отдых и прохладу, ленточку ручейка с холодной водой. Многие годы журчал студеный родник, а роскошная листва ждала под свою тень уставшего путника. Но никто не приходил к пальмам и не склонялся к живительному ручью, напрасно ждали они странника, который, утомившись от зноя, остановился бы отдохнуть в тени деревьев, с благодарностью приник к «влаге студеной» родника. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» - обращаются пальмы к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что же ждет их в ответ? Небо услышало мольбу: вдали появился долгожданный караван. Устроились путники отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины водой из родника. Казалось бы, оправдались наконец долгие годы ожидания. Но, лишь только спустился вечер, жестокие люди срубили под корень деревья. Дети оборвали зеленую листву, сами пальмы были безжалостно изрублены, «и медленно жгли их до утра огнем». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя лишь бесплодную почву. И что же мы видим теперь? Вместо зеленой сени листьев, «ныне все дико и пусто кругом». Не с кем пошептаться роднику. Он уже не струится, как прежде, журча холодной волной. Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит... Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна! Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом

Лермонтова предложены для изучения и несколько - для чтения и обсуждения. Поэтому тему целесообразно построить так: один урок - вступление и работа над стихотворением «Парус», другой - работа над стихотворениями «Тучи» и «Три пальмы», третий урок - чтение и обсуждение стихотворений, предложенных в учебнике (или других, выбранных учителем и учениками). Возможна и иная последовательность.

Задача вступления не столько дать сведения о биографии , сколько познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова с детства, о его рано проявившейся гениальности, о постоянной устремленности к чему-то неизведанному. Обратится ли учитель к этой статье или построит свое вводное слово - эти черты личности поэта будут в центре внимания.

Один из вариантов вступительного слова - чтение учениками подготовленных отрывков из воспоминаний о Лермонтове А. П. Шан-Гирея, П. К. Шугаева, А. Корсакова, А. 3. Зиновьева, Д. А. Милютина где можно найти некоторые сведения о его детских годах в Тарханах и Московском благородном пансионе. Можно начать и с рассматривания автопортрета Лермонтова.

В любом случае класс не должен быть пассивен. Ребята могут затем ответить на вопрос, например: «Какие черты Лермонтова вам показались наиболее замечательными?» или «Что вы увидели необычного в облике Лермонтова?» Возможен и пересказ статьи учебника, дополненной прослушанными отрывками или рассказом учителя. Задание дается перед чтением или слушанием, а после проверяется. Ответ ученика оценивается классом.

Трудность выразительного чтения и изучения стихотворения «Парус» в том, что оно несет в себе неисчерпаемый смысл и, выраженный словами, он суживается и даже ускользает. В нем привычно воспринимаются революционные настроения, но это лишь одна из возможных интерпретаций стихотворения. Не менее значимы и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии. Поэт не столько рисует картины, сколько вызывает их в воображении по намекам. Что такое, например, «в тумане моря голубом»? И море, и небо, и простор, и отсутствие других предметов, кроме паруса, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, и многое еще.

Поэтому не будем стремиться «анализировать» каждую строку стихотворения в классе. Главное - чтобы ребята почувствовали, прониклись настроением, выраженным в нем, осознали символическое значение образов. Причем нельзя упростить это понимание. Иногда приходится слышать высказывания типа: «Парус - это человек, революционер» и т. п. Это, конечно, такое упрощение, при котором исчезает смысл. И «мятежность» его вовсе не означает только «отрицания существующего строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к революции. Все гораздо глубже. Во всем контексте лермонтовской поэзии буря - это стихия, хаос, разрушение, освобождение стихийных сил природы и человека, яростная борьба, грозящая гибелью, но и пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы («Мцыри»). Она может дать лишь на миг «упоение в бою», но не удовлетворение высоким стремлениям человека. Но и «покой» - реальный покой: спокойное море, отсутствие препятствий, бездействие тоже не идеал, напротив, это состояние вызывает всегда неприятие лермонтовского героя («Три пальмы»). К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого состояния, в котором соединилось бы то ценное, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что может проявиться в покое. Он хочет гармонии, устремлен к абсолюту, а потому не может удовлетвориться ничем достигнутым. Это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа.

Но, как ни странно, стихотворение вместе с тем создает у читателя ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности стиха , из симметрии и красоты композиции, из привычных для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность к невозможному, и ощущение реальности прекрасного одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его таким трудным для анализа. Но передать в чтении неудовлетворенность настоящим, значимость исканий и красоту звучания можно.

После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника. Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта восприятия романтической поэзии, не сформировано ассоциативное восприятие стихов. Отсюда прямолинейность выводов. Задача учителя - помочь уйти от восприятия стихов как лозунгов или повествований. Здесь все зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть неисчерпаемость смысла, ни в коем случае не ставить точек над «i», обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько для более глубокого понимания с его помощью произведения.

Работа над стихотворением может проводиться и не в беседе по вопросам учебника, а в обучении выразительному чтению. Вопросы при этом будут максимально нацелены на работу воображения и сопереживание. В любом случае именно в чтении учениками стихотворения и проявится степень понимания его. Что же касается неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти вместе с читателем: выученные наизусть в детстве и понятые тогда в соответствии с возрастными возможностями, впоследствии они обогащаются вместе с духовным ростом человека и помогают этому развитию. Поэтому не беда, если ребята не поймут сейчас всего смысла. Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку.

Это же в полной мере относится и к другим стихотворениям Лермонтова, приведенным в учебнике. В детстве «На севере диком…» - прекрасный пейзаж, в юности отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала. «Три пальмы» вначале - живописная картина, восхищение самоотверженностью, позже - горькие раздумья о добре и зле. И не следует стремиться открыть детям то, что пока им недоступно. Достаточно, если они проникнутся настроением, почувствуют красоту лермонтовских стихов. Выученные наизусть, стихи будут обогащаться вместе с человеком. Поэтому прежде всего выразительное чтение, работа воображения, эмоций.

Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем об особом оформлении класса, о включении музыки, романсов, фонозаписей. От чтения лермонтовских стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.

Приведенные в учебнике задания для самостоятельной работы лучше использовать на специальном уроке развития речи . Выполнение заданий под руководством учителя носит поисковый, исследовательский характер. Активная деятельность - выражение своего отношения к прочитанному. Сочинение рассказа или сказки по пословице - настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать устно, что - письменно - дело учителя. Лучшие работы желательно поместить в рукописном журнале.

Читая Лермонтова, мы обращаемся к теоретическим понятиям. Инверсия, метафора, аллитерация должны помочь почувствовать своеобразие поэтического мира Лермонтова. Не следует превращать эти сведения в самоцель, они служат инструментом проникновения в смысл произведения. Но нет смысла и избегать называть вещи своими именами, это формирует чуткость к слову, к поэтике. И главное - потом надо пользоваться этими понятиями.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Календарно-тематическое планирование, задачи школьнику 6 класса по литературе скачать , Литература онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

I . М. Ю. Лермонтов - мой любимый поэт. (Стихи Лермонтова привлекают меня своей красотой и поэтичностью. Они помогают понять внутренний мир поэта, его чувства, переживания. Многое, о чем пишет М. Ю. Лермонтов, созвучно моему настроению. Его стихи наполнены неутолимой жаждой жить, призывают творить, действовать, любить.)

II.Мотивы неустанной борьбы и поиска в стихотворении «Парус». (Лермонтовский парус - символ неустанной борьбы, неуспокоенности, вечного поиска. Покинув родные края, он отправляется вдалекие страны. Что ищетон? Покой? Счастье? Нет! Он «просит бури». Поэтому его не пугают ни волны, ни ветер, он стремится к свободе, независимости. И морская стихия ему не страшна: он выстоит и победит.)

III.Человек и природа в стихотворении «Три пальмы». (В этом стихотворении поэт заставляет нас задуматься о взаимоотношении человека и приводы. Три гордые красавицы-пальмы, выросшие в «степях аравийской земли», не желают жить без пользы. Они хотят, чтобы в тени их ветвей отдыхали люди, спасаясь от «знойных лучей и летучих песков». Их мечта осуществилась. Под сенью пальм расположился караван. Но человек «щедро» отплатил за гостеприимство. Срубив деревья, люди вечером развели костры. Пальмы - «питомцы столетий» были изрублены и сожжены. И утром, когда караван двинулся в путь, только горстка пепла, «седого и холодного», напоминала о гордых пальмах. Это стихотворение - напоминание всем живущим на Земле: сохраните красоту и жизнь на планете!)

IV.Горечь одиночества в стихотворении «Утес». (Как часто мы, окрыленные своими успехами, счастьем, не замечаем боли и страдания окружающих. Вот так и тучка, радостная и счастливая, отдохнув ночью на груди утеса-великана, утром умчалась в путь. И нетей никакого дела до старого утеса, печального и задумчивого, до пролитой им слезы, оставившей след в его морщине. Снова грустно и одиноко утесу-великану! Он ждет следующей тучки. А если и она не разглядит его боли и одиночества? Стоит ли жить?)

V.Мечта о любви в стихотворении «На севере диком». (Стихотворение «На севере диком» М. Ю. Лермонтов написал накануне отъезда на Кавказ, за три месяца до гибели. Это был перевод стихотворения известного немецкого поэта Г. Гейне «Сосна и пальма». Слово «сосна» в немецком языке мужского рода, поэтому в стихотворении Гейне речь идет о двух влюбленных (он и она), которым не суждено встретиться. Лермонтовские сосна и пальма также одиноки и мечтают о любви.)

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

1.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а) гражданская тематика; б) вольнолюбивые; в) пейзаж; г) тема одиночества

2.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а)потребительское отношение человека к природе;

б)трагическое столкновение красоты с законами бытия;

3.Определите жанр стихотворения «Три пальмы»

а)баллада; б) поэма; в)сонет; г)элегия.

4.Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы»

а) ямб; б)хорей; в) дактиль г)амфибрахий

5. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

… Но только что сумрак на землю упал,

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

а) для создания поэтического колорита;

б)для сохранения ритма, размера;

в)для соответствия грамматическим нормам XIX века

Проверочный тест по лирике М.Ю.Лермонтова

1.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

б)потребительское отношения человека к природе;

в)роковой смысл ропота пальм на Бога.

2.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а)вольнолюбивые; б)тема одиночества; г)гражданская тематика; в) пейзаж;

3.Какова основная тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком»?

а)неразделенная любовь; б)трагическая непреодолимость одиночества;

в)разлука двух влюбенных.

4.Определител размер, которым написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?

а)дактиль; б) ямб; в)хорей) г)амфибрахий

5.Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада; б) поэма; в) сонет; г) элегия.

6. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

…Но только что сумрак на землю упал.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

а) для соответствия грамматическим нормам XIX века

б) для создания поэтического колорита;

в) для сохранения ритма, размера.

1.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

а) четверых; б) пятерых; в) шестерых; г) семерых

2.Самым старшим мальчиком был

а) Ильюша; б)Павлуша; в) Федя г)Костя

3.Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о Бабе-яге; б) о водяном; в) о лешем; г)о русалке

4.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б) «На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее»

в) «лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое». «желтые, почти белые волосы».

Тест по произведению И.С.Тургенева.

1.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонки, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б)Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

в)На вид было не более двенадцати лет», лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».

г)На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее».

2.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых; б) шестерых; в) семерых; г)пятерых;

3)Самым старшим мальчиком был:

а) Павлуша; б) Федя) в)Илюша; г)Костя

4)Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о лешем; б)о водяном; в)о Бабе-яге; г)о русалке

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 1.

1.Как называется эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания?

а)былина; б)баллада в) басня 4)песня

2.Мораль басни «Свинья под Дубом» - обличение невежд:

а) которые отрицают важную роль просвещения и злом отвечают на добро;

б) которые довольны своими знаниями и не хотят учиться дальше;

в) которые не хотят трудиться для других.

3. Кому посвящены печальные строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...?

а)Дельвигу; б)Кюхельбекеру; в)Пущину;

4.В каком возрасте А.С.Пушкин начал писать стихи?

а) в семь лет; б)в одиннадцать лет; в) в тринадцать лет; г) в пятнадцать.

5.Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым; б)уважение к богатому соседу; в)любовь к Марье Кириловне.

6.Стихотворение «Три пальмы» заставляет читателя:

а)заинтересоваться путешествиями; б) задуматься о добре и зле;

в)сожалеть о поступках людей; г)любоваться природой.

В1.Выпишите эпитет:

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой. _________________________

С1. Какие проблемы поднимает И.А.Крылов в своих баснях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 2

1.Что такое басня?

а)меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

б)короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) с нравоучениями

в)устный рассказ о событии, которое происходило с рассказчиком и его близкими, что придает повествователю достоверность;

г)быстро, без подготовки созданное стихотворение, чаще всего шуточного характера.

2.В какой басне И.А.Крылова главная мысль выражена в следующих словах:

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас?

а) «Свинья под Дубом»; б)Листы и Корни»;

в) «Стрекоза и Муравей» г) «Волк и Ягненок».

3.Каким стихотворным размером написано стихотворение «Зимнее утро»?

а) ямб; б)хорей; в)амфибрахий.

4.Где находился Лицей, в котором учился А.С.Пушкин?

а)в Москве; б)в Петербурге; в)В Царском селе; г)в Михайловском

5.Почему отказалась от помощи Дубровского Марья Кириловна?

а)разлюбила его; б)обиделась на него за опоздание;

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность.

6.Какая тема отражена в стихотворении «Утес»?

а)веселья и радости; б)тоски и одиночества; в)любви к жизни; г)поэта и поэзии

В1. Выпишите эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка _______________________________

С1. Что такое баллада? Что вы знаете об особенностях произведений этого жанра?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________