Московский государственный университет печати. Определенно-личные предложения

Среди простых предложений по наличию главных членов различают двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из обоих главных членов - подлежащего и сказуемого, в односоставных - только из одного.

Важно, что главный член односоставных предложений не является ни подлежащим, ни сказуемым, потому что совмещает функции двух главных членов предложения.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • безличные
  • инфинитивные
  • номинативные

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая - здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо - на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. . и 2л. ед. или мн.ч . наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим , думаем , пишем . Не остуди свое сердце, сынок! Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду по дороге - Я иду по дороге. Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили , я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало . Было морозно и ясно . В безличных предложениях называются явления природы (Морозит ), физические и психические состояния человека (Мне скучно ), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах ), модальные отношения (Захотелось есть ) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает ), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало ), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом! ), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию ), отрицательным словом (Покоя нет ). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные - это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных - независимый: Вам рассказать об этом? - инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? - безличн.

Номинативные (назывные) – это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица ; номинативные указательные: Вон звездочка ; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Цель урока:

Ø находить определенно-личные предложения среди других предложений;

Задачи урока:

Ø вспомнить отличительные признаки односоставных и двусоставных предложений;

Ø сформировать умение находить среди односоставных предложений определенно-личные предложения;

Ø использовать навыки работы с определенно-личными предложениями в творческой работе при составлении загадок о чае;

Воспитательные задачи :

Ø показать учащимся полезные свойства чая;

Развитие речи:

Ø использовать определенно-личные предложения в речи;

Оборудование урока:

Ø раздаточный материал по теме: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения»;

Ø репродукция картины Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем»;

Ø алгоритм действий определения типа односоставных определенно-личных предложений;

Ø опорные таблицы «Личные местоимения»; «Личные окончания глаголов».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Фронтальный опрос.

Что такое грамматическая основа предложения?

На какие группы по строению грамматической основы делятся предложения?

Какие предложения называются двусоставными?

Какие предложения называются односоставными?

Назовите группы односоставных предложений?

3. Синтаксическая разминка (работа в парах)

Дать характеристику предложения по строению грамматической основы:

1 группа : Чай – полезное растение.

2 группа : Он удаляет недуги, прогоняет сонливость.

3 группа : Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки.

4 группа : Под шумок самовара ведётся согревающий сердце и душу разговор.

5 группа : В 18 веке в России изобрели самовар.

6 группа : Его изготовили на Урале.

4. Изучение нового материала.

- Объявление темы.

- Связь темы урока со здоровьесберегающими технологиями.

- Слово учителя о происхождении чая.

- Сообщение учащегося по старинной китайской легенде: «Происхождение чая».

- Работа с текстом.

Люди изготовляют разнообразные напитки. Но самый известный и распространенный напиток – чай.

Этот напиток не только хорошо утоляет жажду, но и обладает целебными свойствами, помогает излечиться от многих болезней.

Один долгожитель так сказал о чае: «Чай – мой любимый напиток. Других не признаю».

С чаем легко усваиваются белки, жиры и углеводы.

Чай – очень хорошая вещь!

Задания к тексту :

Ø выразительно прочитайте текст;

Ø определите его тему и основную мысль,

Ø озаглавьте;

Ø найдите среди предложений текста – односоставное предложение;

Ø попытайтесь определить тип односоставного предложения.

- Объявление цели урока.

- Работа с учебником (работа в парах с таблицей).

Задача:

Ø выделить из определения определенно-личных предложений признаки, по которым можно отличить эти предложения от других односоставных предложений;

Ø заполнить таблицу.

- Самопроверка работы с учебником по образцу (образец на доске)

Предложения по наличию главных членов

Главные члены предложения

Чем выражен главный член предложения

Тип односоставного предложения

односоставное

сказуемое

глагол 1 и 2 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного или повелительного наклонения

определенно-личное

Обращение к памяткам: «Личные местоимения», «Личные окончания глаголов 1 и 2 лица единственного и множественного числа».

5. Динамическая пауза.

6. Тренировочные упражнения.

1) Обратимся ещё раз к предложению : Других не признаю. Укажем в глаголе-сказуемом этого предложения грамматические признаки, по которым мы сможем определить тип односоставного предложения. (1 лицо единственное число настоящее время изъявительное наклонение)

2) Из ряда предложений выпишите односоставное определенно-личное предложение:

1. С чая лиха не бывает.

2. Чай придает человеку решимость.

3. Вот душистая карамель.

4. Всех блинами угощаем и поим душистым чаем.

Докажите, что это предложение определенно-личное предложение. В этом вам поможет алгоритм действий (вывешивается на доску).

3) Продолжить текст, составив ряд определенно-личных предложений по образцу (работа с репродукцией Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем»).

Здравствуй, любезная Катерина Гавриловна!

А как упоительны вечера за чашкой чая!

Накроешь стол белой скатертью …

4) Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

5) Проверка составленных предложений.

6) Запись под диктовку текста: Памятка заваривающему чай!

Ополосни чайник крутым кипятком и насыпли в него сухую заварку. Затем чайник залей кипятком, а сверху прикрой салфеткой. Отверстие на крышке и носике закрой. Настаивай чай пять минут.

Подчеркните глаголы-сказуемые.

Какая форма глагола-сказуемого уместна в данной памятке? Почему?

7. Закрепление нового материала с использованием определенно-личных предложений в речи (составление загадок о чае).

8. Рефлексия.

- Что нового сегодня мы с вами узнали на уроке?

9. Заключительное слово учителя.

Я хочу открыть секрет и полезный дать совет,

Чай в морозы согревает, а в жару нас освежает,

Он сонливость переборет и с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Домашнее задание: § 181, упражнение по выбору из § 181 или составить несколько предложений на тему: «Зимний день» с использованием определенно-личных предложений.

УРОК2

Цели как деятельность ученика:

Пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: опознавать определенно-личные предложения в тексте, пунктуационно правильно оформлять определенно-личные предложения.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Ход урока:

Учитель :

Как вы думаете, какой член предложения самый главный - подлежащее или сказуемое?

(высказывания обучающихся)

Могут ли существовать предложения без одного из них? Не мешает ли это пониманию смысла?

Как мы называем такие предложения? (односоставные)

Могут ли односоставные предложения быть распространенными?

Учитель : А теперь запишите предложения и попробуйте объяснить, чем отличаются группы:

1. Ночь.Улица.Фонарь.Аптека.

2. Иду вдоль улицы. Смотришь на звездное небо.

(1-я группа - назывные предложения, т.к.главный член выражен именем существительным в именительном падеже;

2-я группа - с главным членом – сказуемым)

Что для того сделали? (выделили грамматическую основу)

Учитель :

Знаем ли мы, как называется вторая группа односоставных предложений? (нет)

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке

Прочитайте название параграфа (п.32)

Запишите тему урока.

Выскажите свое предположение о значении слова «определенно-личные предложения»

1. Чтение параграфа учебника на стр.90 (с пометками)

2. Что нового вы узнали об определенно-личных предложениях?

3. Что показалось непонятным?

4. Что необходимо знать, чтобы точно установить, что это определенно-личное предложение? (лицо и наклонение глагола)

Решение проблемной ситуации : (слайд)

1. Найдите грамматическую основу предложений и определите вид и наклонение глаголов:

Усни, постель моя мягка… Береги честь смолоду. Сам погибай, а товарища выручай. Прощай, отец! Три дня искали его.

2. Какое предложение было лишним и почему? (последнее, т.к. в нем глагол в форме 3-го лица и нет указания на определенное лицо)

К какому типу отнесем все остальные предложения? (определенно-личные)

3. Словарная работа: перрон (лексическое и грамматическое значение слова, орфограмма). Можно использовать Интернет-Википедия, словарь С.И.Ожегова и т.д.

4. Цифровой диктант (записать номера определенно-личных предложений):

1) Один в поле пашет, а двое руками машут. 2) Идешь, на меня похожий.3) Содержи свои мысли в чистоте.4) Познай самого себя.5) Клюква - болотная ягода. 6) Не позволяй душе лениться.7) Не уходи, побудь со мною.

Проверка диктанта по эталону (на слайде ответы- 2,3,4,6,7). Самооценка

- В каком предложении и почему нужно поставить тире?

Задание. Выписать только определенно-личные предложения. Подчеркнуть сказуемое.

Желаю вам успехов. Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте. Картофель - ценный пищевой продукт. После уроков всем классом идем в кино. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Чему смеетесь? Выберите себе книгу по вкусу. Не из Москвы ли будешь? В дверь постучали. Будут долго вспоминать его рассказы.

Правильный ответ.

Желаю вам успехов. Мойте руки перед едой. Любовью дорожить умейте. После уроков всем классом идем в кино. Выберите себе книгу по вкусу. Не из Москвы ли будешь? Чему смеетесь?

Предложения, содержащие в себе и подлежащее, и сказуемое, намного привычнее разбирать, так как их смысл абсолютно прозрачен. Однако синтаксис русского языка очень подвижен, поэтому все большую популярность в нем набирают определенно-личные предложения, примеры которых из художественной литературы будут разобраны ниже.

Что это за предложения? Полное представление об этом типе синтаксических конструкций дает наша статья.

Определенно-личные предложения – это вид сказуемостного речевого высказывания с опущенным подлежащим, однако оно все равно подразумевается говорящим. Сказуемое идет в форме 1, 2 лица ед. и мн. ч. и выражается глагольной формой.

По правилам, подобные единицы текста являются отражением беседы или субъективной мысли говорящих.

Акцент делается именно на конкретное действие, а не на того, кто это действие будет совершать.

Данные законченные высказывания очень похожи на двусоставные неполные с опущенным подлежащим, потому что хотя подлежащего и нет, но оно угадывается из контекста.

Обратите внимание! Эти высказывания используются в диалогах с яркими эмоциями и предполагающими энергичность или динамику речевой деятельности.

Изучаются определенно-личные предложения в программе в 8 классе средней школы. Именно тогда преподаватели начинают обращать внимание школьников на определенно-личный вид единицы текста, который уже давно встречался в художественных произведениях, а также в диктантах и изложениях.

Например, фраза учителя: «Открываем тетради!» – это и есть подобное высказывание, где сказуемое имеет форму 1 лица мн. ч. Учитель в разговоре опускает подлежащее «мы», однако из контекста и так понятно, о ком идет речь. И действительно, главное здесь действие, а под подлежащим подразумевается любой класс.

Определенно-личные предложения

Следующий пример: «Запиши задание!». В данном случае сказуемое стоит в форме 2 лица единственного числа, так как кроме местоимения «ты» никакое другое подлежащее здесь поставить нельзя.

1 лицо ед. ч. и мн. ч.:

  • Думаю о покупке мопеда давно.
  • Сделаю эту работу до обеда.
  • Буду смотреть, как одеваться завтра по погоде.
  1. лицо ед. и мн. числа:
  • Помоги открыть дверь!
  • Зайдите ко мне после планерки!

Простые и сложные предложения

Естественно, что все законченные высказывания могут быть либо простыми, либо сложными.

Простое предложение подразумевает наличие в синтаксической конструкции одной основы. Под этим термином понимается присутствие хотя бы одного главного члена. Сложное же совмещает в себе несколько основ.

Например:

Простое определенно-личное – Сможем приехать к вам завтра.

Сложное – Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог (С. Есенин)

Здесь целых три основы – «знаю, выйдешь и сядем». Причем все три сказуемых стоят в форме разного лица и числа:

  1. Знаю – 1 лицо ед. ч.
  2. Выйдешь – 2 лицо ед. ч.
  3. Сядем – 1 лицо мн. ч.

Если в высказывании не одна грамматическая основа, то это называется сложной синтаксической единицей текста. А в ее составе – три простых.

Односоставные распространенные предложения

Кроме числа грамматических основ подобные высказывания бывают распространенными и нераспространенными из-за присутствия второстепенных членов.

Обратите внимание! Второстепенные члены в синтаксических единицах – это определения, обстоятельства и дополнения. Подлежащее и сказуемое – это главные члены.

Распространенными считаются конструкции синтаксиса, где есть эти второстепенные элементы помимо главных.

Примеры определенно-личных предложений

Например:

Смотрю на будущность – с боязнью…(). После проведения синтаксического разбора, то есть раскладывания данной синтаксической единицы текста по члена предложения, можно отметить, что в нем присутствует не только сказуемое «смотрю» в форме 1 л. ед. ч., но и два второстепенных члена – «на будущность», являющееся дополнением и отвечающим на вопрос винительного падежа: «На кого? На что?» и обстоятельство образа действия «с боязнью», отвечающее на вопрос: «Как?».

Примеры из литературы

В текстах художественных произведений известных писателей подобные синтаксические конструкции встречаются в диалогах, а также в определенном типе «Я»-повествования (то есть истории героев, рассказанной от первого лица).

Чтобы лучше понять структуру таких единиц текста, нужно проводить синтаксический разбор.

Например:

  1. Приветствую тебя, пустынный уголок! (). В основу входит одно сказуемое в форме 1 л. ед. ч. (то есть подойдет к нему местоимение «я»). Данная конструкция является восклицательной, простой (всего одна основа), односоставной (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определенно-личной (сказуемое в форме 1 л. ед. ч.). Кроме того, оно распространенное (помимо основы есть «тебя» – дополнение, выраженное личным местоимением, и обращение – «уголок», а также его определение «пустынный», выраженное относительным прилагательным). Далее в разборе будут употребляться сокращения.
  2. Плывем пустынной Ладогой, //Под яркой аркой-радугой… (В.Я. Брюсов). В основу включено одно сказуемое в форме 1 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «мы»). Данное законченное речевое высказывание является повеств. (в конце стоит многоточие), невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 1л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть дополнение «Ладогой», выраженное им. сущ. собственным, определение «пустынной», выраженное относительным прил., а также дополнение «аркой-радугой», выраженное сущ., и определение «яркой», выраженное прил.).
  3. Ездили на Воробьевку, за березками? (И.С. Шмелев). Грамматическая основа состоит здесь из одного сказуемого в форме 2 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «вы»). Это речевое высказывание является вопрос., невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 2 л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть обстоятельство места «на Воробьевку», выраженное сущ. собственным, а также уточняющее дополнение «за березками», выраженное сущ.).
  4. Не торопись, не спеши, подождем.//Забудем на миг неотложное дело.//Смотри: ожила трава под дождем, //И старое дерево помолодело.(К. Симонов). Последнее четверостишие Константина Симонова является довольно интересным и самобытным примером введения определенно-личных синтаксических конструкций для усиления атмосферы стихотворения. Ясно, что лирический герой обращается к своей подруге, обращая ее внимание на такие «незначительные вещи», как сияющая росой трава после дождя, на старое дерево, ставшее вдруг молодым после спасительной влаги. Все это замечает первым только лирический герой, и главное здесь не конкретное обращение, а действия – не торопись, не спеши, подождем и т.д.

Рассматривая данное стихотворение, стоит для начала остановиться на самой первой строчке, являющейся законченным высказыванием.

Определение и примеры определенно-личных предложений

На первый взгляд, оно кажется простым, однако, обратившись к синтаксическому разбору, можно понять, что перед читателем: повествовательное (в конце стоит точка), невосклицательное, сложное (первая грамматическая основа – это однородные сказуемые «не торопись, не спеши» в форме 2 л. ед. ч., так как можно подставить местоимение «ты», а вторая – это сказуемое «подождем» в форме 1 л. мн. ч., так как легко «встраивается» «мы»).

Тогда получается, что первое и второе предложения – определенно-личные, нераспространенные (ввиду отсутствия второстепенных членов).

Вторая синтаксическая единица четверостишия по аналогии с предыдущими будет повест., невоскл., прост., односост., определ.-личн., распр.

А третье еще сложнее первого – повествовательное, невосклицательное, сложн.(в нем целых три предл.):

  1. Односоставное,определ.-личн., нераспр.
  2. Двусост., распр.
  3. Двусост., распр.

Важно! Все пословицы, например, «Любишь кататься – люби и саночки возить» не относятся к определенно-личным синтаксическим конструкциям. Это обобщенно-личные речевые высказывания, так как под местоимением «ты» подразумевается не конкретное лицо, участвующее в беседе, а любой человек.

Таблица определенно-личных предложений

Чтобы запоминание данного правила происходило легче, можно сформировать небольшую таблицу-подсказку:

Полезное видео

Подведем итоги

Таким образом, подобные законченные речевые высказывания – это особый вид односоставных конструкций русского языка, где подлежащее опущено, а сказуемое стоит в форме 1, 2 лица ед. и мн. ч.

Начинают изучать данное правило по школьной программе в 8 классе. Пословицы и поговорки к такому виду синтаксических конструкций не относятся.

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.