Нежелание менять свою жизнь к лучшему. Причины появления долгостроев

Все женщины мечтают о большой и чистой любви. Все хотят, чтобы рядом с ними был настоящий принц — надежный, галантный, благородный. Конечно, белого коня можно заменить на хороший автомобиль, а дворец — на квартиру в центре мегаполиса, но по сути даже это не самое главное. Главное, чтобы любил, уважал, носил на руках и — для начала — красиво ухаживал. И именно этой нашей слабостью — к восхищенным взглядам и пылким речам — пользуются ловеласы, которые коллекционируют свои «победы» и, как правило, исчезают на следующее же утро после проведенной вместе ночи.

Этих соблазнителей называют пикаперами (от англ. «pickup» — «познакомиться, снять»), и существует их движение уже более 15 лет. Молодые люди и мужчины учатся тому, как быстро и с наименьшими денежными вложениями «цеплять» девушек, а потом применяют свои знания на практике и хвастаются каждым новым именем в списке «трофеев» перед такими же «охотниками». Казалось бы, с подобным умением нужно родиться или, если не повезло, узнать некоторые секреты от умудренных опытом друзей. Однако все намного сложнее: сегодня пикаперы не делятся приемами соблазнения на кухне за кружкой пива — они посещают специальные тренинги и семинары, сдают экзамены и на выходе даже получают документ, подтверждающий, что теперь они — мастера пикапа. Зачем это нужно мужчинам самых разных возрастов (статистика утверждает, что в роли профессиональных соблазнителей выступают представители сильного пола в среднем от 18 до 40 лет), и делает ли их такое отношение к женщинам счастливыми — сегодня это открытые вопросы. По крайней мере для нас, девушек, в чьей системе ценностей семья и уважение занимают главные позиции. И куда важнее не разбираться в душевных терзаниях пикаперов, а понять, как же не попасться на их удочку, чтобы однажды не проснуться в одиночестве и чувствовать себя брошенной после первого же секса.

Они оригинальны

Такой ловелас, скорее, начнет разговор с неожиданного: «Это платье так вам идет, но я уверен, что без него вы еще прекраснее».

Ни один пикапер не станет действовать по шаблону при знакомстве, а шаблоны для них — это банальные фразочки в духе: «Девушка, можно с вами познакомиться?» или «А вы не подскажете, где находится нофелет?» (хотя героя одноименного фильма, роль которого исполнил Александр Панкратов-Черный, тоже можно отчасти назвать пикапером). Настоящие профессиональные соблазнители куда изобретательнее. Их задача — «зацепить» девушку с первой минуты, заинтересовать ее, запасть в душу, так сказать. Такой ловелас, скорее, начнет разговор с неожиданного: «Это платье так вам идет, но я уверен, что без него вы еще прекраснее» или «Вы так долго здесь стоите, наверное, ждете именно меня». Вам может показаться, что молодой человек крайне находчив и оригинален, однако это лишь маска, а его фразы заучены наизусть и уже не раз проверены на практике.

Они не тратят деньги

Или тратят их по минимуму. Для пикаперов это вообще верх мастерства — затащить девушку в постель, ни разу не открыв портмоне: не заплатив за коктейль в клубе, не купив букет цветов, не сводив ее в ресторан. Поэтому если вы видите, что новый кавалер как бы невзначай обходит все вопросы, касающиеся денежных вложений, то стоит задуматься над его отношением к вам: скорее всего, он или скряга, или пикапер. Ни то, ни другое вам не нужно.

«Родные души»

Конечно, вы хотите встретить того, кто будет понимать вас с полуслова и разделять взгляды на жизнь. Но вспомните все отношения, которые когда-либо у вас были: разве мужчина, настроенный на серьезную и долгую связь, станет бросаться с места в карьер и говорить, что именно вас он искал всю жизнь, именно о вас мечтал ночами и рисовал ваши портреты, даже не будучи с вами знакомым. Скорее всего, состоявшийся и взрослый человек приглядывается к новой возлюбленной, причем делает это осторожно — чтобы не было больно в случае неудачи. Пикаперы же намеренно подогревают страсть, то и дело повторяя: «Мне кажется, будто я знаю тебя целую вечность, мы так похожи». Будьте бдительны с теми, кто без мыла лезет к вам в душу, пытаясь чересчур быстро «отхватить» там себе местечко.

Хам и грубиян

Знайте, если к вам обратился хам, то дайте ему понять, что в дальнейшем разговоре вы смысла не видите.

В основной своей массе пикаперы — это мужчины обходительные, вежливые и интересные. По крайней мере, именно такими они хотят казаться. Но есть среди них и те, кто любит опробовать новые модели поведения, поскольку все женщины разные и к каждой нужен свой подход. Некоторые обольстители намеренно начинают разговор с какой-либо грубости и смотрят на вашу реакцию — «прокатило» или нет? Кому-то это и в правду нравится, видимо, адреналина не хватает. Поэтому знайте: если к вам обратился хам, то дайте ему понять, что в дальнейшем разговоре вы смысла не видите. Пикаперы , как правило, резко снимают маску «плохого мальчика», а настоящие грубияны какими были, такими и остаются.

Магия прикосновений

Что уж говорить — нам, девушкам, порой доставляют удовольствие случайные прикосновения симпатичных мужчин. И пикаперы отлично это знают. Такой соблазнитель может словно невзначай дотронуться до вас рукой и затем задержать ее, усиливая эффект от тактильного контакта, либо сказать: «Какая у тебя бархатистая кожа». Надо ли говорить, что в арсенале пикаперов есть еще масса подобных приемов: они могут легко поглаживать вас по спине либо грубо схватить за «пятую точку» — кому что нравится.

Об этом известный психиатр и бизнес-консультант Марк Гоулстон пишет в книге «Ментальные ловушки на работе», выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер». Мы публикуем отрывок из нее.

Рэймонд работал на лос-анджелесскую фирму, торгующую оптовыми партиями электрооборудования, когда менеджеру по продажам пришлось покинуть город по семейным причинам. Будучи популярным как среди клиентов, так и среди коллег, Рэймонд оказался самым подходящим кандидатом на освободившийся пост.

Однако опыта менеджмента у него не было, и он не знал, с какого конца подступиться к своим новым обязанностям. «Это был просто ужас, - вспоминал Рэймонд. - Я не хотел огорчать своих подчиненных и поэтому прощал им многие ошибки, сам их потом исправляя. Я ни с кем не хотел идти на конфликт, и в результате об меня просто ноги вытирали». Рэймонд не знал, как добиться уважения подчиненных, необходимого, чтобы они поняли, что несут ответственность за свои действия. Результат оказался плачевным: хотя формально он и был начальником, никто его таковым не считал, да и сам он себя им не чувствовал.

«Коли ты хочешь, чтоб тебя уважали, во-первых и главное - уважай сам себя; только самоуважением ты заставишь и других уважать себя».

Ф. М. Достоевский

Через несколько месяцев, устав от конфликтов, Рэймонд начал замыкаться в себе, все больше времени проводя в офисе. Тем временем некоторые из его подчиненных начали в открытую хамить клиентам, жалобы от которых полетели к владельцу компании. Только получив строгий выговор от начальства, Рэймонд решил, что с него довольно.

Подобные катастрофические дебюты - не редкость. Новички-менеджеры бросаются в одну из крайностей: или утрачивают контроль над ситуацией, поскольку стараются всем угодить, или, наоборот, подталкивают подчиненных к восстанию своим деспотизмом. Период первого опыта управления может быть сложным и странным. Впрочем, о старающихся угодить всем руководителей подчиненные вытирают ноги вне зависимости от их опыта.

Попытки угодить людям - как бумеранг: чем сильнее вы стараетесь понравиться, тем меньше люди вас уважают. Такие менеджеры - как щенки, требующие внимания. Поначалу их попытки понравиться смотрятся умилительно, но чем дальше, тем сильнее они начинают вас раздражать. Я знал одну женщину, которая прикладывала столько усилий, чтобы всем угодить, что окружающие активно старались выбить ее из равновесия и разозлить. Когда коллеги доводили ее до слез, она спрашивала меня: «Ну что я такого сделала, чтобы заслужить такое отношение?» - «Ты сама на это напросилась», - отвечал я.

«Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого».

Марк Аврелий

Почему же мы лезем из кожи вон, чтобы понравиться окружающим? С точки зрения психологии это довольно простая проблема, корни которой идут из детства. (Дети алкоголиков часто вырастают в желающих всем угодить людей, поскольку они с раннего возраста готовы на любые жертвы, лишь бы сохранить мир в семье.) Если вы пытаетесь всем угодить, то таким образом пытаетесь добиться позитивного внимания, недополученного в детстве. Возможно, что вы также обнаружили, что способны манипулировать учителями и другими взрослыми своим «хорошим поведением», «добротой», «вежливостью», «прилежанием» или каким-нибудь еще способом. Угождая всем, вы получали столь необходимое вам внимание. Для вас это всегда был способ контролировать ситуацию и бороться с негативом - хотя бы на какое-то время. Однако долго такие методы работать не могут, более того, они ведут к провалу.

Женщины особенно склонны к такому поведению, поскольку их самооценка напрямую связана с взаимоотношениями с окружающими («Если я нравлюсь людям, значит, я что-то собой представляю; если меня никто не любит, значит, я ничтожество»). У мужчин самооценка связана с компетентностью («Если я компетентен, меня ценят; если нет, то грош мне цена»).

Как правило, старающиеся всем угодить люди склонны к следующим формам поведения.

Во-первых, они морят себя работой, вкалывая от зари до зари, чтобы заслужить похвалу.

Во-вторых, они патологически организованны - только с той целью, чтобы свести к минимуму шансы в чем-то ошибиться.

В-третьих, они стараются никогда не идти на конфликт, чтобы не расстраивать других.

В-четвертых, они общительны, дружелюбны, жизнерадостны, всегда готовы помочь и словом, и делом, оптимистичны и изобретательны, поскольку им кажется, что все эти черты помогут им заслужить доверие и уважение окружающих.

В-пятых, они всегда готовы взяться за новый проект, смиренно принимают новые задания и всегда готовы откликнуться на просьбу.

«Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем».

Махатма Ганди

Казалось бы - отличные качества. На самом деле все не так просто.

Если в детстве попытки всем угодить могут привести к успеху, во взрослом возрасте они способны породить целую кучу различных проблем. Вместо того чтобы слушать себя, вы выдрессировали себя слушать других. Вам сложно четко очерчивать границы в отношениях с людьми. Вам так хочется слышать в ответ «да», что очень трудно сказать «нет». Вы берете на себя слишком много. Вы жаждете любви. Возможно, подобное поведение даже ставило вас в откровенно опасные ситуации. И, что хуже всего, вы теряете уважение людей, чье мнение для вас особенно значимо и чьего одобрения вы особенно упорно добиваетесь. Пора остановиться.

Значит ли это, что надо перестать быть вежливым и дружелюбным? Нет, конечно. Это значит, что пора наконец повесить перед собой семафор: красный - значит «стоп», желтый - «жди», зеленый - «дорога свободна» - и начать отфильтровывать людей через эти цветные линзы. Это значит, что нужно перестроить всю систему взглядов. Вместо того чтобы думать о себе как о щенке, который требует, чтобы его погладили, начните думать о себе как о хозяине этого щенка - как о человеке, уважения которого вы хотели бы добиться.

У хозяев есть границы, через которые нельзя переступать. Чтобы стать хозяином, вам необходимо очертить их, одновременно решая задачу собственной защиты и сохранения самоуважения. Задумайтесь вот о чем: щенку нужно не просто поверхностное внимание. Он хочет большего - хорошего хозяина, который будет добр к нему, будет любить и наставлять его, но при этом будет его дрессировать и ясно покажет, что можно делать, а чего нельзя.

Хороший хозяин не позволит щенку выбежать на середину шоссе. Вместо этого он научит его быть осторожным. Хороший хозяин научит его отличать хороших людей от плохих, покажет, когда нужно бежать, а когда - драться. До нынешнего момента вы были щенком, которому нужен был добрый, но требовательный хозяин. Теперь пришла очередь самому стать хозяином. Очертите свои границы. Установите для себя правила.

«Внутренняя сила - это способность уважать чужую музыку, но танцевать под собственную мелодию и слушать свою гармонию».

Док Чилдре

Помимо всего этого вам также необходимо научить своего «внутреннего щенка» говорить «нет». Если вы занимаете руководящий пост, попробуйте перепоручить некоторые из дел (подробнее - в главе «Не делиться властью»). Если же вы никем не руководите, но люди постоянно просят вас о помощи, в результате чего вы тратите время, так толком и не продвигаясь в своей собственной работе, просто скажите им «нет». Не бойтесь, апокалипсиса это не вызовет.

Перестаньте пытаться со всеми подружиться. Разумеется, быть дружелюбным - вполне нормально, но не забывайте держать дистанцию. Это не значит, что после повышения вам нельзя обедать со своими друзьями - это значит, что они не обязаны быть вашими друзьями только потому, что вы работаете вместе. Когда люди ведут себя неблагоразумно, отказывайтесь потакать им, и вас начнут уважать.

Необходимые шаги

1. Составьте список людей, уважение которых поможет вам стать успешнее.

2. Спросите себя: они уважают вас или вы просто нравитесь им? Если вы хотите, чтобы они вас уважали, переходите к следующим шагам.

3. Определите, как вам стоит вести себя с этими людьми, чтобы они начали уважать вас больше. Помните, что поведение должно быть конкретным, недвусмысленным и постоянным.

4. Теперь спросите каждого из них, улучшит ли выбранная вами форма поведения рабочие отношения между вами. Если нет, попросите их предложить альтернативный вариант.

  • Я очень не люблю ходить по магазинам — может, отчасти поэтому я и придумала ELEMENTAREE . Но недавно настал тот момент, когда зубная паста неожиданно закончилась, а новый заказ зубной пасты и другой бытовой химии ещё не пришёл. Мой грустный взгляд говорил Андрею, что без пасты вечер я не переживу, но и в магазин идти не хочу. В общем, он тут же героически собрался и отправился на поиски зубной пасты — «на 5 минут в соседний супермаркет».

    Проходит 5, 10, 25 минут. Я начинаю гадать, какая же катастрофа мирового масштаба поджидала его за углом нашего уютного дома. Через 35 минут он вернулся с полными сумками. Потратив в магазине 3,5 тысячи рублей. Мы вообще сейчас едим WOW, который на всю неделю стоит 3 тысячи рублей. Ну думаю, интересно, что же там. Может, что-то полезное?

    Первое наблюдение — зубной пасты там нет. Андрей хватается за голову, досадуя на свою забывчивость. (В общем-то, кроме пасты ничего покупать и не надо было, но давление магазина, красивые полки…) Тут же снова обувается и выбегает в магазин за пастой.

    Я рассматриваю содержимое, большая часть которого отправляется на верхнюю полку (это значит: если вдруг когда-нибудь пригодится — хорошо), некоторое в помойку — ну не получается у Андрея выбрать не гнилые гранаты и ананасы в местном супермаркете:)

    Что-то пойдёт закуской к ужину, хотя я, конечно, вздыхаю: лишние калории в виде сыра и шоколада вообще-то не входили в мои планы.

    Поделившись историей с командой, я понимаю, что, видимо, мы не уникальны:) Так же, как и наш супермаркет. Поэтому мы составили руководство пользователя, как выйти живым (и не разорённым) из супермаркета. Особенно это актуально в нынешнее экономически нестабильное время...

    • Возьмите корзинку, а не тележку Если вы пришли в магазин не для закупки продуктов на неделю или месяц вперёд, возьмите корзинку. Безусловно, возить продукты в тележке удобнее, чем носить в корзине, а носить в корзине удобнее, чем в руках. Однако супермаркеты заботятся не только о нашем удобстве: чем больше тележка, тем больше в неё кладут. В одном из экспериментов супермаркет увеличил размер тележек вдвое, и продажи выросли на 19%. К тому же стоит помнить, что тележки и корзинки никогда (никогда!) не моют, а ведь в них сажают детей с ногами (а иногда дети могут не дотерпеть до туалета), в них протекает мясной и рыбный сок, в них кладут иногда испорченные продукты и так далее. Так что никогда не кладите в тележку продукты без упаковки, которые вы не сможете тщательно вымыть.
    • Выбирайте тот объём продукта, который вам нужен Не покупайте лишнего, даже если это кажется выгоднее. «Подсадная утка» — название тактики повышения продаж путём добавления в линейку ещё одной вариации товара только для того, чтобы по сравнению с ним другие товары из серии казались дешевле. К примеру, вы видите маленькую фасовку товара по цене 200 рублей и большую по цене 800 рублей. Вы бы купили маленькую, потому что вам не нужно так много. Но производитель добавляет среднюю фасовку с ценой в 700 рублей. Это и есть подсадная утка. Вы думаете: разница с большой всего 100 рублей, это выгодно! И вы берёте большую, хотя на самом деле вам был совершенно не нужен лишний объём товара. Обычно такой трюк используют для скоропортящихся товаров. К тому же, купив больше еды, чем вам было нужно, вы автоматически увеличите порции — не пропадать же продуктам! Тем более хорошим и купленным с экономией. В итоге — лишние калории и лишний вес.
    • Придерживайтесь заранее составленного списка покупок Ретейлеры часто готовы понести небольшие убытки, назначая невыгодные для себя большие скидки на некоторые виды товаров. Например, сегодня скидка на все сосиски 30%. Почему? Потому что это привлекает вас в магазин, и вы покупаете множество других товаров, которые покупать до этого не планировали. Особенно часто такие скидки встречаются в алкоголе и гастрономии. К примеру, часто можно увидеть, что сорт пива, вчера стоивший 200 рублей за 0,5 литра, сегодня стоит 100 рублей, а через два дня цена вернётся на обычный уровень. Подобные вариации скидок на разные товары встречаются в супермаркетах каждую неделю. Покупатель, конечно, покупает скидочный товар, потому что это выгодно, но заодно делает много незапланированных импульсивных покупок (число таких покупок зависит от того, насколько удачно подобраны сопутствующие товары на полках). Опасайтесь уценённых носков, шоколадок или пачек чая, которые находятся вблизи от входа. Этот трюк предназначен для того, чтобы вы расслабились: о, тут же дёшево! И после этого начали делать покупки, убедившись, что это выгодно. Ещё один способ манипулирования покупателем при помощи скидок — это псевдоскидка, безусловный лидер среди маркетинговых приёмов и самое мощное оружие продавца. Покупателя привлекает слово «бесплатно» или «подарок», и он покупает больше, чем планировал, причём часто этот продукт может не пригодиться. Магазинам это выгодно, так как очень сильно повышает продажи, хотя в среднем уменьшает прибыль от реализации единичного товара.
    • Выбирайте небольшие и понятно спроектированные магазины Это поможет не заблудиться и не набрать ненужных товаров в поисках того, за чем вы, собственно, пришли. Чаще всего покупательские лабиринты встречаются в торговых моллах и огромных супермаркетах. Кажется, что проектировщик специально расположил товары в наиболее нелогичном порядке. На самом деле так оно и есть. Пока вы бродите среди бесконечных рядов и полок, периодически теряясь и забывая, где находится тот или иной продукт, вам на глаза попадаются товары, которые вы и не думали покупать. Но как пройти мимо скидки на минеральную воду или супердешёвой упаковки гороха? Возьмём 10! Кстати, этот принцип вовсю используется в больших торговых центрах. Вы замечали, что, поднимаясь на эскалаторе, на каждом этаже проходите половину коридора, чтобы продолжить подъём? Логичнее было бы расположить эскалаторы рядом. Но не в этом цель проектировщика. Так вы пройдёте мимо нескольких весьма заманчивых витрин, хотя, может, всего лишь поднимались купить гамбургер в ресторанном дворике.
    • Ходите в магазин сытыми Это поможет избежать соблазнов. Часто вблизи от входа находятся отделы свежей выпечки и кулинарии: аппетитные ароматы так и зовут за собой. К тому же вкусные запахи пробуждают аппетит, а голодный покупатель складывает в тележку всё подряд. Отдел овощей и фруктов тоже обычно находится у самого входа в магазин — так вас завлекают свежими, сочными, яркими цветами. Вряд ли вас побудят зайти в магазин безликие коробки и пачки, а вот обилие разноцветной свежей продукции — да. Обычно супермаркеты размещают самые жизненно необходимые продукты (хлеб, молоко, яйца) в самых дальних отделениях помещения. Поэтому даже если вы просто зашли за хлебом, вы проходите сквозь ряды других товаров, что повышает шанс импульсивных покупок. Ещё одна хитрость из этого ряда — периодическая перестановка товаров на полках слева направо и перемена мест отделов. Вчера здесь были макароны, а сегодня стоят соусы. Где макароны? И вы направляетесь на поиски. Обычно постоянные покупатели склонны покупать одно и то же и не заглядываться на другие товары. А тут приходится бродить по магазину в поисках нужного, и в это время на глаза попадается столько всего нового...
    • Постарайтесь сократить время в очереди Конечно, это не всегда возможно, но если в магазине вы не один, будет лучше, если второй человек заранее займёт очередь в кассу. Так вы сохраните не только время, но и деньги. Казалось бы, крупные супермаркеты ради комфорта покупателя борются с очередями. Но в то же время очереди весьма удобны для провоцирования импульсивных покупок. Поэтому около касс обычно стоят стенды с конфетами, шоколадками, жвачками и батарейками. От скуки люди, не задумываясь, кладут их в свои корзины. Плюс дети умоляют родителей купить очередной киндер-сюрприз или сникерс. И такие импульсивные покупки обычно оказываются вредными. Вы не найдёте у касс шпинат или яблоки, а вот кола или шоколад — почти везде.
    • Сравнивайте ценники на товары: не всегда больше значит дешевле Покупатели думают, что большие закупки экономят деньги. И это логично. Но так происходит не всегда. Например, в овощном отделе овощи на развес (то есть одна штука) стоят дешевле, чем заранее упакованные по несколько штук в подложки, а мультипак часто оказывается дороже, чем если бы вы купили эти продукты по отдельности.
    • Покупайте бытовую химию отдельно и помногу Если у вас есть возможность, лучше покупать бытовую химию большими объёмами и в интернете. Как правило, в интернет-магазинах ниже цены. К тому же, имея дома запас всего необходимого, вы избежите ситуаций, подобных произошедшей с Андреем.

Магнус Ранстроп, директор Центра изучения терроризма и политического насилия, назвал женщин альтернативным оружием. По его словам, при помощи женщин стало возможным влиться в толпу людей и затем атаковать с элементом неожиданности, который способствует генерированию страха среди невинных людей. «Когда мы искали новые способы обойти охранные предосторожности, с которыми сталкивались до этого наши боевики, мы обнаружили, что наши женщины могут стать нашим преимуществом» - приводит М. Ранстроп слова командира, ответственного за подготовку будущих террористок-смертниц.

Участие женщин в террористической деятельности приводит в итоге к уничтожению сакральности женского тела как источника продолжения рода, появлению молодых террористок-смертниц, вся жизнь которых сводится к ненависти, отрицанию любых гуманистических ценностей и идеалов.

Как же уберечься от вовлечения в экстремистские группировки? На основе анализа существующих рекомендаций, предлагаем следующую памятку женщинам:

1. Помните, что экстремизм и терроризм часто прикрываются иными целями. Нужно понять истинные мотивы организации, которые очень часто могут быть скрыты.

2. Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения. «Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!» «В жизни не встречал более здравомыслящей девушки». Все это так называемая «бомбардировка любовью».

3. Узнайте, что члены группы думают о бывших членах организации. Для экстремистов все покинувшие их – враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим последователям страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов. Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить: «Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас».

Также в качестве профилактики можно использовать контрпропаганду, социально-психологические инструменты, каналы взаимодействия между различными конфессиями, конструирование положительной исторической памяти, практику позитивного взаимодействия народов, тренинги, социальные проекты.

Крайне важно понимать, что одной проповеди с минбара мало, нужно работать с общиной, в том числе и в сети интернет. Необходим постоянный контроль, своеобразное дежурство (поиск девушек по запросам «Я приняла ислам, ищу сестер, с кем пообщаться»). Следует проводить лекции о традиционном исламе с привлечением бывших участников экстремистских сект. Нужно избегать формулировки «защита от…». Вместо этого из негатива перевести в позитивное русло (предотвращение). Кроме того, нужно обеспечить реализацию в учебном процессе образовательных организаций произведений антитеррористической направленности и научно-популярной литературы, которая призвана разъяснять угрозы, вызываемые распространением идей экстремизма и терроризма. Необходимо возродить функционирование домов культуры, клубов, в том числе спортивных, активное пропагандирование в молодежной среде здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой; обеспечить подготовку и размещение информации антиэкстремистского и антитеррористического содержания, в том числе видеороликов, в социальных сетях и блогах, на федеральных и региональных информационных ресурсах в сети интернет, теле- и радиоканалах. Возможно и создание постоянного центра для женщин-мусульманок, где должны работать специалисты различных направлений (психологи, педагоги, богословы и др.).

Ильмира Гафиятуллина, Казань