Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон "об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии» было образовано как общеобразовательная школа. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг.

Федеральные и региональные документы по организации обучения детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (дети с ограничениями в развитии, дети с особыми образовательными потребностями, дети-инвалиды) — это дети, имеющие функ­циональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам в целом. Категория детей с ограниченными возможностями здоро­вья представлена детьми с различными по степени сложности, характеру отклонениями психическом или физическом развитии (нарушения и задержки развития слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации).

Принципы, которых придерживаются наши сотрудники при работе с детьми с ОВЗ:

  1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
  2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
  3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
  4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
  5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
  6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
  7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
  8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
  9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
  10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;

В настоящее время дистанционное образование является неотъемлемой частью образования детей с ОВЗ и становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.

Задачи, которые ставятся педагогами при получении образования дистанционно:

  1. Организация взаимодействия на основе использования сетевых технологий детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей, сетевых педагогов и педагогов-кураторов;
  2. Использование обучающимися и педагогами в учебном процессе специализированного образовательного ресурса (контента);
  3. Создание интерактивного образовательного сообщества детей с ограниченными возможностями здоровья, которое даст им возможность научиться взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, социальными институтами и ориентироваться в окружающей социальной среде, решать задачи профессионального самоопределения личности;
  4. Оказание информационно-методической поддержки, повышение квалификации и совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров, участвующих в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями с использованием дистанционных образовательных технологий.



Организация дистанционного обучения детей – инвалидов

1Организация учебного процесса дистанционного обучения детей – инвалидов проводится в соответствии с приказом Министра образования Московской области от 26.02.2014 №780 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Московской области и муниципальной образовательной организации в Московской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

Практическая реализация обучения детей-инвалидов предполагает сочетание надомного и дистанционного обучения (виртуальные уроки, и традиционные, когда учитель приходит домой, а также посещение классных или школьных мероприятий). Такой способ обучения позволяет предотвращать возможные трудности учащихся по освоению ими учебных программ.

Родителям детей-инвалидов нужно показать место, где будет рабочее место ребенка, чтобы специалисты установили компьютер, колонки, клавиатуру, монитор, принтер, сканер и т.д. Детям для обучения выдают графический планшет, цифровой микроскоп и другое оборудование, которое необходимо для обучения на отдельных предметах. Оборудование передаётся в дом проживания ребенка, и родители несут ответственность за него. Но нужно учесть, что все оборудование предоставляется бесплатно, доступ к сети Интернет тоже для ребёнка бесплатен и не ложится на плечи семьи.

Для многих родителей, как правило, на первом месте стоит забота о здоровье. Все силы и время тратятся именно на это. В школе задача образования ложится на плечи педагога. При дистанционном обучении родители становятся главным помощниками для ребёнка. Поэтому было проведено обучение родителей по программе “Необходимые технические навыки при организации обучения по дистанционным образовательным технологиям”. Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляют учителя, обладающие знаниями в области особенностей психофизического развития детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах.

В школе организована оперативная методическая, техническая, информационно-консультативная поддержка и обучение учителей, родителей (законных представителей), детей в очной форме.

Нормативно-правовое обеспечение обучения детей с ОВЗ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных условий их успешной социализации.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В современной РОССИИ образование лиц с ограниченными возможностями здоровья опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, которая нуждается в комплексной актуализации.

Нормативно-правовые основы Российской Федерации в области защиты прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов строится с учетом существования 5 уровней :

    международного

    федерального

    регионального

    местного

    уровень образовательной организации

Законодательство Российской Федерации предусматривает принцип равных прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года . Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся

Современный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения качественного образования детей с ОВЗ в условиях массовой школы необходима укомплектованность образовательного учреждения специалистами, имеющими уровень квалификации, достаточный для осуществления обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения этой категории детей.

В программе коррекционной работы должен быть отражен механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Программа коррекционной работы должна содержать планируемые результаты коррекционной работы.

Остановимся на содержании каждого из трех направлений коррекционной работы:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Выявление проблем ребенка с ОВЗ, его особых образовательных потребностей на начальных этапах его обучения в образовательном учреждении,

Диагностике и коррекции нарушений развития у детей,

Оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.

2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

На основе выявленных особенностей развития и особых потребностей детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут. Для обеспечения эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего типа необходимо тесное взаимодействие педагогов и специалистов службы сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, социального педагога, медицинского работника. Данные сотрудники обеспечивают проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.

3. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

Наличие в образовательном учреждении службы сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник), в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум:

Желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;

Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.

Специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы

Вывод

Создание в государственных образовательных учреждениях специальных условий обучения (воспитания) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии; проведение специальной работы по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ; наличие разработанной программы коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе; наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса; проведение специальной работы по введению ребенка в более сложную социальную среду.

Новая и сохраняющая действие нормативно-правовая база содействует качественной работе сложившейся системы специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья - принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами . Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.

В результате итоговый уровень знаний сильно отличался, более того, дети с ограниченными возможности испытывали проблемы с социальной адаптацией в обществе, где делался акцент на их особенностях развития.

Какое образование считается инклюзивным

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Как формируются классы

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.

Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Правовые и законодательные нормы

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.
Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:

Основные принципы и методики


Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.

Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.
Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Проблемы российских школ

Изменение системы образования обязательны к исполнению для всех регионов, поэтому во многих школах началось формирование смешанных классов, хотя для этого не имелось материальных и технических возможностей.

Следовательно, дети с ограниченными возможностями просто не могли посещать занятия: отсутствие пандусов для инвалидов ограничивает свободу передвижения колясочников в стенах заведения. Более того, к внедрению инклюзивного обучения оказались не готовы учащиеся и преподавательский состав. Отсутствие профильных специалистов привело к тому, что дети с ОВЗ не сумели полноценно влиться в коллектив, ещё больше абстрагируясь от общества.

Результат оказался противоположным ожидаемому: многие родители перевели детей-инвалидов на домашнюю форму обучения, что увеличивает изолированность и мешает нормальному общению ребёнка с окружающими.

Внимание! Минпросвещения и Минобразования РФ заявляют, что в России во многих регионах действуют центры/службы психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. В том числе в целях оказания ранней коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Чаще всего такая помощь оказывается на базе именно инклюзивных школ и детсадов. Кроме того, в ближайшем будущем будут также созданы центры психологической помощи родителям детей с ОВЗ. О существовании такого содействия в конкретном регионе необходимо узнавать в местных подразделениях Минобразования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Как это происходит в мировой практике

В США и ряде европейских стран работы по внедрению смешанной программы обучения начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Здесь применялись три подхода, направленные на адаптацию инвалидов в обществе:

  • мейнстриминг - частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
  • интеграция - обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
  • инклюзия - переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.

Проведение последующих исследований в данной области показал, что именно последний вариант является более эффективным и экономически выгодным. В настоящее время европейские и американские школы получают субсидии из государственного бюджета на реализацию инклюзивного образования, поэтому кровно заинтересованы в привлечении большего числа детей-инвалидов, чтобы увеличить размер дотаций.

В России такие программы внедряются в 11 регионах, основываясь на положительном опыте школы смешанного обучения «Ковчег», открытой в 1991 году в Москве.

Посмотрите видео об инклюзивном образовании

27 января 2018, 00:19 Окт 19, 2019 23:22

Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона основные термины имеют следующее значение:

Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования;

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Взрослый - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет;

Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;

Физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;

Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;

Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;

Специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Интегрированное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Образовательное учреждение общего назначения - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;

Специальное образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; специальное образовательное подразделение - структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Образовательное учреждение интегрированного обучения - образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;

Обучение на дому - освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения;

Государственное именное образовательное обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении их в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от форм освоения образовательных программ;

Полное государственное обеспечение - обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях - интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами. Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:

Лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Российской Федерации;

Родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья;

Педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования. Статья 3. Цели специального образования

1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов. Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Законодательство Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. При регулировании правовых отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, применяются правила международного договора. Статья 5. Государственная политика в области специального образования

1. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения бесплатного образования в соответствии с их способностями и возможностями, в том числе способствует развитию интегрированного обучения.

2. Реализация государственной политики в области специального образования осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, являющейся составной частью федеральной программы развития образования. Федеральная целевая программа развития специального образования разрабатывается с привлечением общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, общественных объединений родителей (иных законных представителей) этих лиц и иных общественных объединений.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации предоставляют в соответствии с законодательством налоговые, таможенные и иные льготы организациям, осуществляющим специальное образование. Статья 6. Вопросы специального образования, находящиеся в ведении Российской Федерации

1. В области специального образования ведению Российской Федерации подлежат:

1) установление федеральных компонентов специальных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и общего образования;

2) определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации;

3) определение единых принципов и нормативов создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципов итоговой аттестации этих лиц;

4) утверждение типовых положений о специальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; определение особенностей создания, реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений, лицензирования их образовательной деятельности, а также особенностей аттестации и государственной аккредитации специальных образовательных учреждений;

5) установление особенностей финансирования и нормативов финансирования в соответствии с государственным именным образовательным обязательством;

6) установление предусмотренных федеральным законом льгот для лиц, работающих в области специального образования;

7) организация научно-исследовательской деятельности в области специального образования;

8) организация государственного контроля за качеством специального образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для участия общественных объединений в решении вопросов в области специального образования.

ГЛАВА II. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Статья 7. Права граждан в области специального образования

1. Граждане имеют право на освидетельствование в целях получения специального образования и государственного именного образовательного обязательства.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:

1) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;

2) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

3) бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести - восьми лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;

4) получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);

5) бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

6) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 8. Права родителей (иных законных представителей) лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

1) присутствовать при обследовании ребенка

Психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 5 статьи 23 настоящего Федерального закона;

2) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;

3) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательного учреждения занятия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;

4) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном специальном образовательном учреждении, определяемых государственными нормативами финансирования, включая средства, выделяемые за счет государственного именного образовательного обязательства, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;

5) получать в психолого-медико-педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования.

2. Права, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также иным законным представителям лиц с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей взрослых с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Федерального закона. Статья 9. Государственное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья

На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:

Неслышащие и слабослышащие;

Незрячие и слабовидящие;

С тяжелыми нарушениями речи;

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

Умственно отсталые;

С выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

Имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;

Со сложными недостатками.

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 10. Формы получения специального образования

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях интегрированного обучения, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".

Статья 11. Обучение на дому

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Обучение на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшим к их месту жительства соответствующим образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его законными представителями.

Форма договора об обучении на дому утверждается федеральным государственным органом управления образованием.

3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона. Статья 12. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения

1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и органы здравоохранения обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.

2. Общеобразовательное учреждение по месту нахождения стационарного лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между стационарным лечебным учреждением и общеобразовательным учреждением.

Форма договора об организации обучения в условиях стационарного лечебного учреждения утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования и здравоохранения.

3. Обучение в условиях стационарного лечебного учреждения финансируется в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона. Статья 13. Обучение в образовательном учреждении общего назначения

1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательном учреждении общего назначения, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссий, указанных в пункте первом настоящей статьи.

Права и обязанности помощника могут устанавливаться локальными актами образовательного учреждения. Статья 14. Интегрированное обучение

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательное учреждение интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).

В образовательном учреждении интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем двадцать процентов общего числа обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств федерального бюджета и (или) средств бюджета субъектов Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.

2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков. лица с психическими или сложными недостатками, успешно осваивающие образовательную программу образовательного учреждения интегрированного обучения, могут быть отчислены за невозможностью совместного обучения из этого образовательного учреждения на основании решения совета образовательного учреждения по согласованию с психолого-медико-педагогической комиссией. При этом органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, в течение месяца принимают меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме. Статья 15. Специальные образовательные учреждения

1. В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.

2. В Российской Федерации могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:

1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;

2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;

3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

4) с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;

5) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

6) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

7) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

8) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.

Специальные образовательные учреждения могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний. Статья 16. Логопедическая служба

1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, организуется логопедическая служба.

Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:

Введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда;

Создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета;

Создания логопедического центра - учреждения с правами юридического лица.

2. Типовое положение о логопедической службе утверждается федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования. Статья 17. Центры реабилитации

1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее чем один в каждом субъекте Российской Федерации) создаются федеральным органом исполнительной власти.

2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.

Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более чем десять человек, а со сложным дефектом - не более чем шесть человек.

3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 18. Особенности приема в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Прием в образовательные учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", и на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Статья 19. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений в другие образовательные учреждения

1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных учреждений одного типа или вида в специальные образовательные учреждения другого типа или вида, в образовательные учреждения интегрированного обучения или в образовательные учреждения общего назначения осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.

Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении года со дня поступления в специальное образовательное учреждение, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. В случае реорганизации или ликвидации специального образовательного учреждения орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия или с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные учреждения или в соответствующие образовательные учреждения интегрированного обучения. Статья 20. Специальные образовательные учреждения закрытого типа. Специальные образовательные подразделения образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих

Уголовные наказания в виде лишения свободы

1. Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста одиннадцати лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Направление таких детей в специальные образовательные учреждения закрытого типа осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии в порядке, установленном федеральным законом.

2. В образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, создаются специальные образовательные подразделения для осужденных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья 21. Специальные государственные образовательные стандарты

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.

2. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации. Статья 22. Особенности итоговой аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании".

2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы для специальных образовательных учреждений, проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования. Статья 23. Психолого-медико-педагогические комиссии, медико-социальные экспертные комиссии

1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляются постоянными межведомственными психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Психолого-медико-педагогические комиссии создаются из расчета в среднем одна комиссия на десять тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации.

В целях научно-методического обслуживания

Психолого-медико-педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры из расчета один центр на десять комиссий, но не более чем дин психолого-медико-педагогический центр на территории каждого субъекта Российской Федерации. При количестве комиссий менее десяти в одном субъекте Российской Федерации для нескольких субъектов Российской Федерации создается один федеральный психолого-медико-педагогический центр. Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается.

Порядок создания психолого-медико-педагогических комиссий и федеральных психолого-медико-педагогических центров и типовые положения о них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:

1) проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

2) удостоверение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

4) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

5) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

6) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

7) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

3. В состав психолого-медико-педагогической комиссии в обязательном порядке входят:

Психолог;

Врачи - психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;

Специалисты в области специального образования - логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

В работе психолого-медико-педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.

4. Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения, органов социальной защиты населения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.

Учреждения здравоохранения обязаны в течение десяти дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

5. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальное образовательное учреждение, для организации обучения на дому или для направления в образовательные учреждения интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.

В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу.

Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суд. 6. Психолого-медико-педагогическая комиссия и

Психолого-медико-педагогический центр являются юридическими лицами.

7. Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении взрослых выполняют медико-социальные экспертные комиссии.

Обжалование заключений медико-социальных экспертных комиссий осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 24. Документы, удостоверяющие право на получение специального образования

1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого-медико-педагогической комиссией или взрослому (его законному представителю) медико-социальной экспертной комиссией. Форма документа устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии.

3. На основании документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, орган исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы финансирования образования, выдает лицу с ограниченными возможностями здоровья (его законному представителю) государственное именное образовательное обязательство. Государственное именное образовательное обязательство не может быть предметом гражданского оборота, включая куплю-продажу и залог, о чем делается соответствующая запись в государственном именном образовательном обязательстве.

Форма государственного именного образовательного обязательства, порядок расчета его цены и порядок получения этого обязательства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Должностные лица психолого-медико-педагогических комиссий и медико-социальных экспертных комиссий в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Лица, виновные в вынесении психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией умышленно неправильного заключения, незаконной выдаче документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 25. Органы управления специальным образованием

1. Управление специальным образованием в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования, и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, профилактику правонарушений, медико-социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом по вопросам специального образования могут создаваться межведомственные комиссии.

Органы исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы образования, информируют психолого-медико-педагогические комиссии, психолого-медико-педагогический центр и медико-социальные экспертные комиссии о своих решениях в области специального образования. Статья 26. Особенности реорганизации и ликвидации специальных образовательных учреждений,Реорганизация и ликвидация государственных, муниципальных специальных образовательных учреждений, могут осуществляться, если обучающимся, воспитанникам гарантируется продолжение обучения в адекватных специальных условиях для получения образования. При реорганизации и ликвидации негосударственных специальных образовательных учреждений обучающимся, воспитанникам гарантируется реализация прав на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Статья 27. Особенности лицензирования образовательной деятельности специальных образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации

1. Лицензирование образовательной деятельности специальных образовательных учреждений, проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с учетом следующих условий:

1) лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается образовательным учреждениям профессионального образования, специальным образовательным учреждениям федеральным государственным органом управления образованием, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.

2) особым предметом экспертизы является наличие специальных условий для получения образования, для негосударственных специальных образовательных учреждений также возможность их финансирования в соответствии с установленными нормативами.

2. Аттестация и государственная аккредитация специального образовательного учреждения, проводятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании", с соблюдением следующих условий:

1) аттестация специального образовательного учреждения проводится при положительном результате итоговой аттестации не менее чем половины выпускников в истекшем учебном году;

2) государственная аккредитация специального образовательного учреждения проводится только федеральным государственным органом управления образованием. Статья 28. Контроль за деятельностью в области специального образования

1. Контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в формах, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Контроль за деятельностью государственных, муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют их учредители.

2. Общественный контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Надзор за исполнением законодательства о специальном образовании осуществляют органы прокуратуры.

ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 29. Финансирование специального образования

1. Финансирование образовательного учреждения, в котором обучается лицо с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется учредителем, а также за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.

2. Финансирование специального образования осуществляется в размерах федерального норматива финансирования, установленного для образовательных учреждений общего назначения соответствующих типов и видов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

За счет государственных именных образовательных обязательств производится оплата затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение указанных лиц учебниками, учебными пособиями, индивидуальными техническими средствами обучения и транспортными средствами.

3. За счет средств федерального бюджета производятся расходы на обеспечение государственных именных образовательных обязательств лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, а также в специальных образовательных учреждениях, за исключением специальных дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития и (или) умственно отсталых детей.

4. Нормативы финансирования оп государственным именным образовательным обязательствам за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определяемом законом Российской Федерации "Об образовании" для финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

5. Государственное именное образовательное обязательство исполняется при передаче лицом (его законным представителем) документов, предусмотренных статьей 24 настоящего Федерального закона, администрации образовательного учреждения, в которое данное лицо принято для обучения.

6. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, которые не имеют специальных образовательных подразделений, не выдаются государственные именные образовательные обязательства.

Если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможны без помощника, то расходы на оплату труда помощника обучающегося и стоимость индивидуальных технических средств обучения возмещаются в порядке, определяемом для государственного именного образовательного обязательства и в размерах, не превышающих размеры государственного именного образовательного обязательства.

7. Финансирование логопедической службы осуществляется ее учредителями.

8. Осуществляемое по заключению леченого учреждения обучение на дому лиц, имеющих соматические заболевания, а также их обучение в период пребывания в стационарном лечебном учреждении финансируются образовательным учреждением, в котором постоянно обучаются данные лица. Обучение на дому лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии, финансируется за счет государственных именных образовательных обязательств.

9. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности специалиста с ограниченными возможностями здоровья осуществляется за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения. Статья 30. Материально-техническая база специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений.

1. За специальным образовательным учреждением, образовательным учреждением интегрированного обучения и специальным образовательным подразделением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, учредитель (учредители) или уполномоченный собственником орган закрепляет объекты права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Материально-техническая база таких образовательных учреждений или образовательных подразделений в зависимости от их типов и видов включает в себя помещения, сооружения, необходимые для обучающихся, воспитанников, а также оборудование и индивидуальные технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, выполнения иных функций, предусмотренных уставом соответствующего образовательного учреждения или образовательного подразделения. Статья 31. Научно-методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений 1. Издание учебников и учебных пособий для специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Правительство Российской Федерации осуществляет научно-методическое обеспечение специальных образовательных учреждений, образовательных учреждений интегрированного обучения и специальных образовательных подразделений через уполномоченные им органы и учреждения.

3. При разработке и утверждении федерального бюджета предусматриваются расходы на научные исследования в области специального образования.

ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ.

Статья 32. Подготовка специалистов в области специального образования.

1. Подготовка специалистов в области специального образования осуществляется в специализированных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях послевузовского профессионального образования, а также на специальных факультетах и курсах образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования.

2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования, устанавливаемый федеральным компонентом соответствующего государственного образовательного стандарта, включает в себя изучение основ дефектологии и коррекционной педагогики. Статья 33. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования.

1. Работникам, участвующим в осуществлении специального образования, помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений, предоставляется право на оплату труда по повышенным на 15-30 процентов тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемой работы.

Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В случае увеличения оп решению учредителя численности обучающихся, воспитанников в классах (группах) сверх нормативной численности, установленной для образовательного учреждения соответствующего типа или вида, тарифные ставки (оклады) работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, повышаются на один процент за каждый процент превышения нормативной численности обучающихся, воспитанников.

3. Незрячий педагогический работник соответствующего образовательного учреждения вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя.

ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Статья 34. Международная деятельность Российской Федерации в области специального образования.

1. Российская Федерация осуществляет международную деятельность в области специального образования и содействует развитию международного сообщества в области специального образования, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации.

2. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области специального образования, в том числе по подготовке специалистов.

3. Органы, учреждения, государственные и негосударственные организации, связанные со специальным образованием, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) устанавливать связи с иностранными и международными организациями специального образования, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами, технологиями, программами, обучающимися, воспитанниками;

2) создавать с участием иностранных лиц специальные образовательные учреждений, а также организации по обеспечению их деятельности;

3) осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 37, абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 37, пункта 2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Подпункт 6 пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 сентября 2001 года. Статья 36. Применение ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов в области специального образования.

Законы и иные нормативные правовые акты в области специального образования, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статья 37. Порядок реализации отдельных положений настоящего Федерального закона.

1. Расходы на введение в действие положений настоящего Федерального закона финансируются за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением между Российской Федерацией и субъектом (субъектами) Российской Федерации.

2. Создание специальных условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств учредителей и должно быть закончено до 1 сентября 2001 года.

3. Создание психолого-медико-педагогических комиссий из расчета одна комиссия не более чем на сто тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть завершено до 1 января 2000 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона - до 1 сентября 2005 года.

Российская Федерация предоставляет субсидии субъектам Российской Федерации в случае недостатка у них средств для финансирования психолого-медико-педагогических комиссий.

Создание федеральных психолого-медико-педагогических центров должно быть завершено до 1 января 2000 года. Целевой прием обучающихся в образовательные учреждения высшего профессионального образования планируется с учетом обеспечения психолого-медико-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических центров и медико-социальных экспертных комиссий соответствующими специалистами. Статья 38. О приведении нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть изданы в срок до 1 января 2000 года.

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.