Петербуржцы какие они. Питерские понты, питерский характер, жалкие комментарии и жалкие комментаторы

Когда социологи попросили петербуржцев описать типичного жителя нашего города, получился больной человек в сером пальто, застегнутый на все пуговицы, идущий против ветра на фоне брандмауэра и думающий о Бродском. Вряд ли встретишь такого на улице. Насколько петербургское самомнение соотносится с реальностью, и как оно работает на нас?

У петербуржцев - особый менталитет

В бытовом плане Петербург слабо отличается от других восточно-европейских городов. Но поскольку статус петербуржца как культурного, интеллигентного и сдержанного человека укоренился в общественном сознании, ему приходится соответствовать. Усвоить «менталитет» может каждый, кто знаком с массовым представлением - для этого не обязательно вести родословную от дворян. Достаточно знать элементарные правила этикета.

Анисья Хохлова, социолог: «Когда говорят о менталитете, мы как ученые начинаем недовольно щуриться. Менталитет как бы связан с врожденными психологическими характеристиками, которые передаются с кровью, естественны для жителей города. Если подойти к вопросу эмпирически, петербургского менталитета не существует. Мы слишком разнообразны экономически, культурно, социально. Тем более, что Питер - город мигрантов. Удивительно другое: большинство респондентов, петербуржцев, считает, что менталитет у нас есть. Люди испытывают эфемерное чувство родства. И начинают действовать так, как предписывает неформальный кодекс».

Михаил Лурье, антрополог, фольклорист: «Представление о том, что Петербург - особенный город, является одной из доминант петербургского мифа. Оно формирует этический кодекс, даже если не подтверждается научно. Представление о петербуржце как о жителе особого города, носителе особой культуры, характера, темперамента цементирует локальное сообщество, несмотря на то, что сообщество нельзя назвать единым. Если с Петербургом связано понятие человеческого одиночества, то при всей уютности нашего города эта идея формирует сознание и делает людей одинокими».

Наум Сандаловский, писатель: «Типичный признак петербуржца. Вы заходите в вагон метро и видите сиденье во всю длину, на котором сидит один человек. Если сесть на это сиденье, петербуржец немного отодвинется, чтобы у вас было равное пространство. Он уступит часть территории входящему. Обратите внимание: в толпе, сошедшейся у входа в метро, люди стараются не касаться друг друга даже плечами. Это петербуржцы. Их отличие в интеллигентности (об этом все знают) и в ненавязчивости. Освобождение личного пространства для другого - наша неотъемлемая черта».

Петербург - европейский город

У жителей Петербурга и нынешних властей – разное представление о «европейскости». Фраза Пушкина про окно в Европу превратилась в идеологическое клише, которым можно оправдать снос ларьков в спальных районах и одновременно - строительство торговых центров на месте исторической застройки. Власть говорит, что делает, как в Европе. И связывает протесты с чем-то московским и азиатским. Так, Георгий Полтавченко провел параллель между низкой (относительно Москвы) численностью протестных митингов с высокой культурой петербуржцев.

Анна Желина, социолог: ««Европейскость» считают одной из основных черт Петербурга. В последние годы европейское окно стремительно захлопывается. Или его захлопывают. В 90-е годы социологи отмечали, что Петербург - оппозиционный город, что здесь голосуют за либералов. В последнее время самые мракобесные законы принимаются в Петербурге. Власти интерпретируют «европейскость» как своеобразный этикет - не сидеть на газоне, не орать на митингах. Задают строгие правила. И только слабые голоса отмечают, что в Европе можно сидеть на газонах».

Анисья Хохлова: «Любой конфликт в Петербурге сводится к категории «европейскости». Что город должен быть стерильным, спланированным сверху. Что гаражи, особое творческое место, где мужчины могут реализовать свои маскулинные практики, не соответствуют статусу Петербурга. Мне кажется, что «европейскость» - это свобода пользоваться городским пространством, реализация права на город».

Наум Сандаловский: «Мы стали в некоторой степени охранителями. Знаете, почему петербургские новостройки 1960-70-х годов такие скучные? Неужели архитекторы не умели строить? Прекрасно умели. Архитекторы утверждают, что построить здание по индивидуальному проекту не сложнее, чем по типовому. Те же самые кирпичи, только выкладывать их надо не прямолинейно, а «криволинейно». Купчино выглядит скучно, потому что у строителей сидела одна мысль: не дай бог чем-то новым навредить впечатлению об исторической части города».

Исконные петербуржцы расселяются компактно

Анна Желина: «Сейчас я провожу исследование в Купчино. Молодые люди 16-20 лет считают, что именно в Купчино живут настоящие петербуржцы. Что центр города заселили приезжие. А настоящие питерцы в 60-70-е годы получили квартиры в Купчино и сохранили настоящий городской дух. У каждого района Петербурга есть местечковая идеология, которая объясняет, почему его жители самые классные».

Михаил Лурье: «Жители Гражданки удивились бы, услышав о настоящих петербуржцах - жителях Купчино. Гражданка - это север, исконная территория! Что за Купчино, юг такой?!»

Петербуржцы знают свою историю

Те, кто помнят со школьных времен уроки «истории любимого города», не всегда помнят, о чем на них говорили.

Наум Сандаловский: «Мы находимся во власти мифов относительно истории Петербурга. «На берегу пустынных волн», - воспользовались этой пушкинской метафорой и забываем, что до Петербурга только на исторической его части находилось более 40 различных поселений. До сих пор многие считают, что город назван в честь Петра I, хотя он назван в честь его святого покровителя.

Петербург магнетически действовал на огромную территорию России, особенно на близлежащие губернии. В моем собрании более 1200 образцов петербургского фольклора - пословиц, поговорок, идиом, грамматических конструкций, которые можно объединить одним словом: петербургская фразеология. «Псковский да витебский - народ самый питерский». Это действительно так, поскольку наш город очень молод. В нем жили всего 12 поколений. Все столицы развивались по эволюционному принципу: дом, усадьба, деревня, поселок, город. Петербург возник на пустом месте. Мы все пришельцы, и фольклор у нас соответствующий».

Михаил Лурье: «Петербург всегда славился кабаками. С момента основания, и когда он появился на ментальной карте России. Он всегда был точкой притяжения как гигантское публичное пространство и выполняет эту функцию поныне. Фольклор, не только петербургский, но и общероссийский, с начала XVIII века славил Питер как город заработков, город труда, - и как город кабаков, развлечений».

Мнения историков, социологов и фольклористов озвучены на круглом столе «Петербургский контекст», организованном журналом «Русский репортер».

Почему петербуржцы чувствуют себя оскорбленными, когда их называют питерцами? Что значит “сменить Растрелли на Церетели”? И в каких случаях употребляют выражение “всякий сам себе Исаакий”? Рассказываем о некоторых тонкостях петербургского языкового фольклора.

Питерец или питеряка?

Если хочешь оскорбить петербуржца - назови его питерцем. Эта истина бесспорна и известна каждому, кто провел в Северной столице хотя бы несколько дней. Оказывается, недовольство жителей Петербурга таким наименованием корнями уходит глубоко в историю. Дело в том, что вообще это сокращенное название города - Питер - произошло от неуклюжего “Питерград” - именно так в XVIII-XIX веке называли новую столицу жители далеких провинций.
Те, кто отправлялся в Питерград на заработки, как раз и звались питерцами, а также питерщиками и питеряками. Крестьяне, которым удавалось переехать в столицу и прожить там какое-то время, получали презрительное прозвище полированный питерец, а те, чье начинание успехом не увенчалось и кто с позором возвращался в родную далекую губернию, звались питерской браковкой. Вот почему у коренных петербуржцев это наименование вызывает такой шквал возмущения.

Сам себе Исаакий

Много существовало и поговорок, связанных с культурной и нравственной стороной жизни, которая, по всей видимости, волновала петербуржцев испокон веков. Например, говорили так: “Все родились в Петербурге, но одних воспитал город, а других - улица”. Это выражение появилось в 1990-е годы. Оно обличало тех, кто, имея великую честь родиться в Культурной столице, совсем не пытался этому соответствовать.
Выражение “Всякий - сам себе Исаакий” употребляют, когда имеют в виду, что каждый назначает себе цену сам и ведет себя так, как считает для себя приемлемым.
А в XIX веке - в романтическую пору подвигов и дуэлей - появилось вот такое интересное выражение: “На кого обижаются в Петербурге? На женщин, дураков и великих князей”. Именно этим категориям, согласно дуэльному “кодексу”, запрещалось участвовать в дуэлях, поэтому ничего не оставалось, кроме как обидеться. Вызвать женщину или представителя царской семьи на поединок было невозможно.

Растрелли vs Церетели

В народном петербургском фольклоре не могла не отразиться и любовь к культуре, архитектуре и достопримечательностям своего города. Так, в 2000-м году зашел разговор о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Новость была воспринята петербуржцами крайне остро, и по этому поводу говорили: “Как? Сменить Растрелли на Церетели?”. Церетели, как известно, - художник, скульптор и декоратор, чья творческая деятельность особенно ярко проявилась в современной Москве. В кругах петербургской художественной общественности его считают чуждым для утонченной петербургской архитектуры, определяющими ориентирами для которой всегда являлись зодчие Растрелли и Росси.
Еще одно выражение возникло в Северной столице в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. “Меняй город дьявола на город святого!” - именно так звучал лозунг в поддержку реформы. Под дьяволом в данном случае подразумевали Ленина, под святым - апостола Петра, в честь которого город и получил свое название в 1703 году.

“А труб “Авроры” тебе не надо?” - петербургская разновидность выражения “А шнурки тебе не погладить”, широко распространенного в России. Фраза используется для выражения отказа в просьбе о чем-то невозможном, дефицитном. “Аврора” - широко известный петербургский крейсер, в настоящее время находящийся на плановом ремонте.

“Нет бога кроме Гога” - фраза, распространенная в петербургском высшем свете, среди театралов и творческой богемы, державшей руку на пульсе культурной жизни города. Гога - это Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссер Большого драматического театра имени Горького (который теперь носит его имя). Родом великий режиссер был из Грузии, за что и получил свое прозвище. По словам актеров его театра, Гога всегда был суров, требователен и пользовался непререкаемым авторитетом.

“В Питере не пьют только четыре человека...”

Много выражений в истории Петербурга возникало и в связи с пристрастием жителей города к алкогольным “возлияниям”. Алкоголизм в XIX веке считался привилегией не низших слоев, а благородного офицерского состава воинского Петербурга. Именно в этих кругах и появилась шутка: “В Питере не пьют только четыре человека, да и то, потому что некогда: они коней держат”. Имелись в виду фигуры четверых мужчин, которые укрощают коней на Аничковом мосту.
Чуть позже, уже в послереволюционном Ленинграде на эту тему возникло еще одно выражение: “Если будет 25, снова будем Зимний брать!”. Этот лозунг принадлежал ленинградским рабочим, которые таким образом реагировали на повышение цен на спиртное.
“Нам целый мир - чужбина, отечество нам - Царское Село” - это, конечно же, строка из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которую в XX веке присвоили себе вовсе не лицеисты, а люди, страдающие от алкоголизма, которых на лечение отправляли в Лечебно-трудовой профилакторий, находившийся как раз в нынешнем городе Пушкине.

Когда я ехал в Питер, мне представлялось, что в Петербурге по улицам ходят интеллигентного вида старушки, весьма вежливые люди не допускают грубости в ваш адрес. Все культурно и демократично. Демократично это да, что до остального…

Этот сайт Питера призван развенчать иллюзии вокруг Петербурга и основательно дает понять, что имперские времена кончились в 1917 году и теперь в Питере живет пролетарьят

Такого хамства как в Питере (магазинного, транспортного, уличного) я не видел нигде. Какие петербуржцы в действительности? Они разные, но в массе своей замкнутые на собственные проблемы, несколько медлительные и почти безответственные. Прошу понять меня правильно. Питер умеет генерировать показуху про себя. Этим же владеют и его жители. Это мое мнение, а меня сложно обвинить в предвзятости. Я нашел в этом городе лучшего друга, дружу с людьми по которым искренне скучаю. Питерцы они как лук. Все в броне нервических реакций, но если его понять..Иллюзии находятся не в Санкт-Петербурге, они создаются в голове, и если вы желаете переехать в Санкт-Петербург то освобождайтесь от иллюзий. Поверьте, расставаться с ними сложнее, чем фильтровать их по мере поступления. В целом же, мне кажется, что статья Ильи Стогова очень хорошо иллюстрирует то, что есть на самом деле. Илья Стогов петербургский писатель.

Илья Стогов. Пара пощечин для затравки

Несколько недель тому назад я решил прокатиться в русскую глубинку, но не просто так, а посмотреть на то, чем там занимаются археологи. Россия, конечно, не Египет, но с археологическими открытиями у нас все тоже неплохо. Первым делом я доехал до Старой Рязани. Разграбленный и сожженный Батыем город был оставлен жителями и превратился почти в русские Помпеи. Из земли там и сегодня извлекают скелеты воинов, еще сжимающих в руках проржавевшие клинки. Дальше я доехал до Смоленска. Там всего в девяти километрах от центра города расположено крупнейшее в мире кладбище викингов: целых семь тысяч курганов. Из Смоленска я уехал в Псков, оттуда в Изборск, затем в Новгород… Погода радовала, археологи весело махали лопатами. Я приезжал, представлялся и, как правило, первый вопрос, который мне задавали, был: «Вы голодны? Останетесь пообедать?» Работы у руководителей экспедиций было выше крыши, но ради меня они соглашались ее отложить, ответить на вопросы, показать выкопанные серебряные украшения и пробитые топорами человеческие черепа. Приятная, одним словом, публика.

Последним пунктом маршрута было Рюриково городище под Новгородом. Все мои предыдущие собеседники были москвичами или провинциалами. А здесь, на городище, копали археологи из Петербурга. И это чувствовалось сразу. Я представился землякам, и те вежливо, но насуплено кивнули в ответ. Об обеде речь как-то не зашла. Совсем молоденький блондин-аспирант выслушал меня и сходу посоветовал разворачиваться и уезжать. Я опешил: почему? Я пытался настаивать, говорил, что специально проделал путь в четыреста километров, чтобы поговорить. Отвечено мне было кратко: на болтовню нет времени. Умный и наблюдательный мужчина Лев Лурье как-то сказал мне, что петербургский стиль общения состоит в том, чтобы сперва отхлестать собеседника по щекам и лишь потом начать общаться. За десять дней езды по улыбчивой и радушной русской глубинке я успел забыть, какой он, мой собственный, сложный и неласковый город. А теперь вот вспомнил. От слов блондина пахло домом. Такой надменности и недоброжелательности, как у нас, петербуржцев, мне не доводилось видеть нигде в стране. Покидая городище, про себя я называл блондина-аспиранта такими словами, что теперь не рискну их повторить. А что еще я мог подумать? Я ведь тоже петербуржец: быть совсем добрым у меня тоже не выходит. Илья Стогов газета «Метро-Санкт-Петербург» 27.09.2007

Илья все верно написал.

Ольга Быкова, переехала в 2008 году из Кургана: «Мы переехали с молодым человеком летом, как раз перед экономическим кризисом. Должна была ехать с другим молодым человеком, но получилось с этим. А зачем должна – уже не помню. Наверное, Курган к тому времени исчерпал себя в плане работы и личной жизни. Это был не первый мой приезд в Петербург – город заманивал до этого красивыми видами, архитектурой и хорошей погодой. Первые впечатления после переезда были ужасными: началась осень – с сентября очень дождливая, потом зима – невероятно пасмурная. В Петербурге световой день зимой короче курганского почти на час, и это катастрофа. Но люди здесь, безусловно, отличаются - как ни банально, культурой. Давно известно, что Курган – город гопников, поэтому сравнения несколько неуместны. Что еще бросилось в глаза – большие расстояния до чего бы то ни было, множество лиц кавказской национальности на улицах, высокая стоимость проезда на общественном транспорте, плохие продукты – особенно молочные и мясные. Даже мясо из-за этого бросила есть. Это из минусов. Никогда в жизни не слышала про «понаехали» - может быть, потому что и петербуржцев пришлось встречать нечасто. Все-таки приезжих гораздо больше. В Кургане гощу с удовольствием. Но возвращаться не хочу. Здесь интереснее и перспективнее. Однако, петербургского климата не выдержала – уехала в Таиланд на зимовку – за окном из кустов то ли лягушка, то ли ящерица издает звук, очень похожий на икание перепившего курганского гопника».

Наталья Фридман, переехала в 2008 году из Москвы: «Почему переехала? Устала от сумасшедшего московского ритма, который не только вдохновляет, но и в какой-то момент «садится» тебе на шею и начинает забирать энергию. Хотелось жизни у залива, тихой и спокойной. Это был своего рода дауншифтинг. Еще когда я жила в Москве, в один из приездов в Питер я стояла на крыше Петропавловки и ясно почувствовала, что буду в этом городе жить. Потом я вернулась в Москву и забыла об этом, но город на Неве такой - в него влюбляешься раз и навсегда. Когда переехала, первое впечатление - чайки во дворе новостройки и запах моря на балконе. Первые полгода я регулярно вывозила питерских друзей на залив, мне его всё было мало. А потом присмотрелась - город-то действительно тихий, люди терпеливые, всё как-то сурово.

В моём родном городе Екатеринбурге ритм очень похож на московский, и люди такие же стремительные. В Петербурге одна девушка мне сказала: «Мы долго терпим, а потом сразу берём топор». И вот это долготерпение - оно меня долго выводило из себя. Не нравится - измени, зачем терпеть? Но тут своя философия. А потом стало ясно - как люди в Петербурге умеют терпеть, так же они умеют получать от жизни удовольствие. Но это не счастье «на разок», а такое настоящее чувство. С Москвой разница больше: петербуржцы медленнее. Но основательнее. Мало кто здесь позволит водить себя за нос или даст «сеть на шею». Здесь больше осознанности. Но и многое зависит от человека - слабых город поглощает, а независимых может зауважать. Но нужно время. Поначалу было такое, что говорили «понаехала» - когда я сравнивала город с Москвой, и он во многом проигрывал. Рекомендовали отъехать обратно в столицу и не сметь критиковать Петербург. Но потом мы полюбили друг друга - я и петербуржцы. Я часто бываю в Москве - по работе, встречаюсь с друзьями. Я по-прежнему люблю её, без её ночей, парков, без этого пульса мне чего-то не хватает. Но теперь это осознанная любовь - у нас как бы брак на расстоянии. А с Петербургом - где бы я ни была, вернуться мне хочется именно сюда. Это мой дом. Моя крепость, ашрам, мои любимые друзья. Когда есть возможность не жить в Питере все 12 месяцев в году - роман с этим городом может продлиться всю жизнь. Когда я нашла этот баланс - возвращаться в Москву мне совсем расхотелось».

Дарья Каплан, переехала в 2011 году из Владивостока: «Жители Дальнего Востока подвержены «островному синдрому» из-за оторванности от «Большой России». Да, авиабилеты сейчас дешевеют, но все равно получается дорого: из Петербурга или Москвы на эти деньги можно съездить на курорт – а из Владивостока от 10 тысяч рублей перелет только в один конец. И потом, во Владивостоке мне стало тесновато. Понимаю, что звучит снобски, Владивосток – хороший город, не провинция, но захотелось туда, где интереснее. Москву я сильно не люблю. А Петербург – это была детская мечта. Впервые я приехала в 2006 году, когда мне было 18 – причем, на стыке января и февраля. Говорят, что Петербург летом и зимой – «две большие разницы». Тем не менее, город мне очень понравился. Мне кажется, что на питерцах есть отпечаток – болотистый, медлительности, что ли. И еще их отличает воспитанность. А приезжие, «лимита» вгрызаются – им все дается трудом. Для тех, кто здесь родился, всё это – данность. Не было такого, чтобы мне говорили «понаехали тут» - но я и работаю среди людей, которые, в основном, не местные. А вот во Владивостоке, кстати, осуждают тех, кто «сваливает»: логика такая – сильный должен оставаться. В прошлом году, в момент слабости, я вернулась на пять месяцев во Владивосток – в июне приехала обратно, думаю, моментов слабости больше не будет».

Ольга Прочанкина, переехала в 2005 году из Железногорска (Красноярский край): «В моем маленьком городе не было, по сути, высшего образования и возможностей. Люди с минимальными амбициями бегут оттуда сразу, как только могут. В Петербург я поехала учиться. Бывала в городе и до этого, безумно его любила. Может быть, потому что ездила в летнее время – когда не было такой депрессивной погоды, как сейчас. Впрочем, Петербург не разочаровал: интересный город, пропитанный культурой, искусством. Меня интересуют мода, музыка, у нас этого не было – не то что в Железногорске, но даже и в Красноярске: модные тенденции доходят лет через пять. А здесь каждый индивидуален, интересно смотреть на людей. Отличия – налицо. У моих ровесников в Железногорске не было амбиций. Живя в большом городе, ты пытаешься развиваться, совершенствоваться. А среди некоторых моих одноклассниц конкуренция проявлялась разве что в том, кто первой выйдет замуж. Нет, вы не подумайте: Железногорск – город замечательный, но он подходит только для встречи пенсии или для того, чтобы летом месяц в нем отдохнуть. Выражения типа «понаехали тут» мне доводилось слышать: обычно ничего не отвечаю – улыбаюсь. Люди из провинции более целеустремленные, им хочется здесь «зацепиться», они действуют. Моменты слабости, когда хочется бросить всё и вернуться, наверное, бывают у всех: у меня в Железногорске семья – это самое дорогое. Но когда такие моменты наступают – я звоню домой по скайпу (спасибо техническому прогрессу) и меня моментально отпускает».

Радиф Кашапов, переехал в Петербург в 2005 году из Казани: «Из Казани я уехал, потому что влюбился в свою будущую жену. Она в то время пыталась поступить в художественное училище – сначала в Москве, в итоге поступила в Мухинское (Академия Штиглица в Петербурге – «МР»). Я пару месяц сидел в Казани в некоем тупике: газета, в которой я на тот момент работал, из общеполитического издания превратилась в какой-то таблоид. Уезжая, рвал связи - особенно в музыкальном плане: у меня в Казани на тот момент была группа. Взял гитару, целую сумку дисков… зачем-то. Рюкзак пятидесятилитровый. И поехал. До этого в Питере я был несколько раз: помню, ночевал на вокзале, бродил по городу без цели. Переехал – была зима, накрыло ощущение безвременья. Потом начал искать работу, что-то стало получаться.

До Казани я жил в Набережных Челнах: население – 500 тысяч человек, сплошные «коробки», не улицы, а комплексы – зайдешь не в «свой», могут побить. Театров и клубов почти нет. В Казани же – хорошая культурная база, это многонациональный город, половина – татары, половина – русские. Несколько десятков мечетей. Вот в Петербурге как-то раз пошел общаться с арабами по поводу ислама – так они выгнали: испугались, что в газете не то напишу. Нет здесь спокойного существования множества народов.
Мне кажется, Петербург – сам по себе город «понаехавших». Сначала его приезжали строить, потом блокада, потом были «лимитчики». Выражения типа «понаехали тут» никогда ни от кого не слышал. Хочу ли обратно? В последнее время возникает смутное желание, у меня, все-таки, семья, дочери пятый год пошел. Особенно после известного опуса про «креаклов» (имеется в виду пост одного из ЖЖ-блогеров по мотивом дела об убийстве Ирины Кабановой: слово «креакл» в нем использовалось как обидное прозвище для представителей «креативного класса» - «МР»). Казань сейчас сильно поднялась как экономический центр. С другой стороны, пока уезжать глупо: Петербург в отличие от Москвы людей не перемалывает, дает шанс существовать».

Евгения Стрельцова, переехала в 2004 году из Новокузнецка: «Сначала я училась в университете в Томске. Стало скучно в Сибири: перспектив для журналиста мало. Пошла на вокзал, купила билет, через две недели уехала. Первые впечатления от Петербурга: огромный город, мегаполис – можно не задумываться, как провести досуг. В таком маленьком городе, как Новокузнецк, с этим плохо. Но, честно говоря, первые семь месяцев я жила в коммуналке, так что впечатления так себе: алкоголики, поножовщина. Соседка, на Новый год перебравшая «Снежинки» (марка незамерзающей жидкости - «МР»), в следствие чего погибшая. Жила я на Загородном, с тех пор центр не люблю – только если погулять. Что касается людей – в Петербурге все заторможенные, любят спать до обеда. Устраиваюсь на работу, говорю: «Давайте приду к 8 утра?» Да вы что, говорят. «Ой, простите, отвечаю, приду к 7». Посмеялись: совсем уже, что ли, раньше 12 всё равно никто не приедет. С другой стороны, в Новокузнецке все зациклены на доме-работе, что и понятно – город маленький, шахты-металлургия. А в Петербурге народ в этом смысле пободрее, да и одевается «более лучше». Выражения типа «понаехали тут» слышала от соседки-алкоголички. Она откуда-то узнала, что мы с мамой не местные, ну и высказалась: «Помолчали бы, мы тут с рождения, а вы недавно». Что ответила? Да послала. Нет, уезжать отсюда не хочу. В 2008-м на пару месяцев перебиралась в Москву (приглашали на работу), сравнила: Петербург – рай по сравнению с помоечной Москвой».

Анастасия Березкина, переехала в 2007 году из Якутска: «Как и многие, я переехала в Петербург из-за учебы, после окончания школы. В Москву не хотела: Петербург, в отличие от нее, спокойный, прекрасный. В Якутске я родилась. Оттуда уезжают многие, кто хорошо учится: в Москву, Петербург, за границу – например, в Китай. В Якутстке нет перспектив: не очень хорошо с работой, с развлечениями, с путешествиями. В Петербурге я поступила в Академию госслужбы. Первое впечатление от города: я думала, что Невский – шире и больше. Впрочем, не разочаровалась. В первое время было ощущение, что Петербург – это перевалочный пункт. Но теперь, думаю, я здесь надолго. Люди в Петербурге, по сравнению с Якутском, более открыты к нововведениям – сказывается близость к Европе. И для меня важна ситуация с концертами: в Якутске сложно было себе даже представить, что приедут хорошие артисты, а здесь концерты – не только хобби, но и моя работа. Упреки вроде «понаехали тут» слышать не приходилось: наоборот, часто встречаю заинтересованность людей – расспрашивают про мой регион. Даже в минуты слабости не возникает желания вернуться обратно. Но приятно ездить в Якутск на каникулы, к маме, домой: отдохнуть и отвлечься».

Никогда, слышите, никогда, ни при каких обстоятельствах не нужно этого делать в Петербурге! Редакция портала «ЗаграNица» составила список из 10 вещей, которые точно не понравятся местным жителям

Мы собрали достаточно стереотипные суждения о жителях Санкт-Петербурга, к которым нужно отнестись с долей юмора. Вот только в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.

Подъезд

Это так банально, что кажется почти нелепым, но петербуржцы действительно оскорбляются, когда слышат, как их прекрасные, старинные парадные называют плебейскими «подъездами». Всё дело в том, что в Санкт-Петербурге даже парадные лестницы часто можно назвать произведениями искусства, а уж о том, что по ним экскурсии водят, и говорить не стоит ().


Фото: Роман Везенин 2

Питер

Об этом сокращении споры не умолкают уже давно. Кто-то думает, что негоже к величественному городу вот так вот фамильярно обращаться, а кто-то считает Северную Пальмиру старым другом, с которым напускная учтивость не нужна. Однако большинство жителей Санкт-Петербурга всё же придерживаются первой позиции. Многим горожанам слово «Питер» кажется жаргонным, недостойным и даже неэстетичным. А эстетика здесь решает - смиритесь. И если еще петербуржцы между собой могут выяснять, как лучше величать родной город, то приезжим, однозначно, лучше лишний раз проявить уважение.


Фото: serg-degtyarev.livejournal.com

Сравнение с Москвой

Каждый уважающий себя петербуржец, где-то глубоко внутри или на подсознательном уровне, хоть самую малость, да презирает Москву. Тут вопрос даже не в приписываемом жителям Петербурга снобизме, а в исторических обстоятельствах, которые отобрали у города на Неве статус столицы. Эта несправедливость запала в душу среднестатистического петербуржца и не дает ему искренне полюбить Белокаменную. Горожане считают столичный ритм жизни слишком быстрым, а москвичей - бескультурными и пафосными. Поэтому любая реплика «а вот в Москве...» здесь воспримется скорее враждебно, чем радушно.


Фото: shutterstock.com 4

Фамильярность

В Петербурге привычка обращаться друг к другу на «вы», подчеркивая почтение к собеседнику, достаточно прочно укоренилась в подсознании жителей. Поэтому многим кажется непостижимым, почему посторонний человек позволяет себе «тыкать», особенно в транспорте или иных общественных местах. Так что даже если вам кажется, что обращение на «вы» - это пережиток прошлого, в разговорах с петербуржцами старайтесь проявлять вежливость и хороший тон.


Фото: shutterstock.com 5

Бескультурье

Рядом с непереносимостью фамильярного обращения у жителей Северной столицы стоит грубость, хамство и невежество. Используйте в своей речи слова «пожалуйста», «будьте любезны», «спасибо», и вы почувствуете хорошее расположение к себе. Эксперимента ради спросите дорогу у любого прохожего на улице и слушайте, как участливо и вежливо вам будут помогать. Одно время в общественном транспорте на держателях писали, что настоящий петербуржец всегда извинится, если наступит на ногу соседу. Такого же отношения горожане требуют и к себе, что вполне естественно.


Фото: shutterstock.com 6

Отсутствие восхищения культурным наследием

Все знают, что Петербург - культурная столица России. Здесь архитектура Растрелли, живопись Эрмитажа, колыбель российской поэзии, Достоевский и Бродский, музыка группы «Кино», тут закончилась история последних российских монархов. С этим никто поспорить не сможет, и, естественно, этим всем наследием очень гордятся петербуржцы. Если вы, приехав в Петербург, не восторгаетесь видами разводных мостов над акваторией Невы, архитектурой Казанского собора, скульптурами в Летнем саду и прочими будничными для жителей города вещами - с вами что-то не так. При этом сами горожане крайне редко хвалят свое болото, как бы молчаливо подтверждая, что это само собой разумеется. Также большая часть жителей так любят свой город, что не говорят о его изъянах и недостатках. Никогда не жалуйтесь петербуржцу на то, что в парадном гадят бомжи, что билеты в музей дороговаты, что система сводки-разводки мостов дико неудобная, что на улице уже вторую неделю идет дождь, а пробки в центре отнимают часы времени.


Фото: shutterstock.com 7

Ироничные замечания о петербуржцах

На самом деле петербуржцы очень . Именно улыбка помогает им с легкостью относиться к вечному дождю и сырости, холоду, зловонным парадным и многим другим превратностям судьбы. Между собой жители города на Неве часто используют особый мрачноватый юмор, но подобная шутка из уст приезжего или туриста может неприятно задеть. Так что постарайтесь во время своего визита не подкалывать местных, особенно на тему снобизма, депрессивности и прочих приписываемых им черт.


Фото: wapkin.dp.ua 8

Неграмотная речь


Фото: shutterstock.com

Равнодушие к чтению

Грамотность, о которой мы только что говорили, сама собой у петербуржцев не выработалась - горожанам в этом помогла любовь к чтению. Согласно наблюдениям, люди в Петербурге действительно много . А если и не читают, то, по крайней мере, могут отличить Достоевского от Толстого, Ахматову от Цветаевой, и разбуди среди ночи - назовут как минимум пять поэтов Серебряного века. Так что если вы не любитель литературы, старайтесь этого хотя бы не демонстрировать на публику.


Фото: