Письменные домашние задания по русскому языку: система требований и оценивание.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Оценки домашнее задание

Если ребенку задали домашнее задание оценку не поставили зачем домашнее делать.

Так вы это у педагога и спрашивайте.

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание на каникулы на оценку? Если нет, то что делать? На сайте http://www.sch544.edusite.ru/p104aa1.html увидел это: "1.23. Отсутствие домашнего задания на выходные дни с 1 по 4 классы (кроме чтения художественной литературы), а также отсутствие задания на каникулы для учащихся вcех классов.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)".

Уважаемый Иван, учитель задавать домашнее задание на каникулы на оценку не имеет права. Жалуйтесь директору, прокуратуру, Роспотребнадзор.

Может ли учитель давать домашнее задание на дополнительнве платные услуги и ставить за них оценки?

Здравствуйте. Конечно же нет.

Скажите учитель обязан выставлять в электроный дневник оценки и домашнее задание или у нас нет такого закона.

Если школа завела электронный журнал, значит, за его заполнение отвечают учителя, которые ведут предметы. Должен быть приказ в учреждении о назначении ответственного за ведение электронного журнала. Но учителям за это не доплачивают, поэтому они с неохотой берутся за это дело.

Как оценивается домашнее задание? Оценка ставится за то число, когда задано, или когда был проведён опрос? И если второе, то куда давать оценку за урок? Хотелось бы подкрепление статьёй или другим аргументом, пожалуйста.

Добрый день! Такие вопросы законы не регулируют, это строго учебный процесс, т.е. тут в данном случае решает учитель, как лучше проводить, так же могут быть методические пособия по данному поводу, в школе должны быть, там все расписано, везде они разные. Удачи в решении Вашего вопроса.

Здравствуйте! Вы должны руководствоваться Инструкцией по ведению классного журнала, утвержденной приказом по МАОУ СОШ №48. Например," п.3.5.Оценка за домашнее сочинение выставляется тем днем, когда было дано задание его написать. В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись. ". Удачи и добра!

Имеет ли право преподаватель выставлять неуд. Оценку за невыполненное домашнее задание в рабочей тетради?

Доброго времени суток! А почему нет, учащийся не выполнен домашнее задание, следовательно оценка неудовлетворительная, преподаватель вправе выставлять любые оценки в соответствии с успеваемостью ученика, всего хорошего!

Марина, добрый день! Конечно, так как работа не была выполнена и материал не был освоен учащимся. Всего Вам наилучшего!

Интернета дома нет, кто должен мне его оплачивать если домашнее задание и оценки только в электронном журнале?

РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Здравствуйте. К сожалению никто. Это целиков Ваши проблемы. Государство, декларируя переход на электронный документооборот, не озаботилось бесплатным интернетом.

Здравствуйте, у вас есть законные представители, которые и должны нести расходы, в том числе и на ваше обучение. Удачи вам и всего наилучшего

Доброго времени суток! Оплачивать обязаны законные представители-родители или опекуны несовершеннолетнего ребенка. Интернет может быть не только проводным. Он есть и на телефоне.

Имеет ли право учитель не исправлять оценку за домашнее задание?

Доброго времени суток. С юридической точки зрения в соответствии с действующим законодательством этот вопрос никак не регулируется, это внутренние правила и политику учебного учреждения, Учебный процесс должен соответствовать правилам учебного учреждения, если учитель нарушает эти правила Обратитесь к директору.

Доброго времени суток! Да, имеет такое право. Оценки должны выставляться объективно и справедливо, без каких-либо исправлений.

Обязан ли ребенок сдавать на оценку все домашние задания, самостоятельные, контрольные пропущенные в период болезни? Имеет ли право учитель поставить двойку за не сданную домашнюю работу заданную на учебный день приходящийся на период болезни? Что говорит закон об образовании? Где это написано?

Если задания задавали, то должен сдать. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 30 отсылает к положению об аттестации, принятое самой школой. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Школа обеспечивать соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; ... соблюдать права и свободы обучающихся (пункт 3 части 6 статьи 28 Закона №273-ФЗ). В свою очередь обучающийся вправе требовать предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, в том числе путем организации обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (часть 1 статьи 34 Закона №273-ФЗ). Болезнь является уважительной причиной. Если учащийся не смог пройти промежуточную аттестацию по причине болезни по заявлению родителей ему должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию в индивидуальном порядке. Это значит - обязан.

Здравствуйте Ирина, да обязан, в противном случае учитель имеет право его не аттестовать или ставить неудовлетворительные оценки. Это право у учителя есть. См.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка. 2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. 3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. 4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации. Удачи Вам и всего хорошего.

Это должно быть прописано во внутренних локально-нормативных актах образовательного учреждения. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017) Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). 4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Нужно смотреть положение школы об организации работы с учащимися, пропустившими занятия по болезни. Оно должно быть в вашей школе. Обычно в типовых планах имеется пункт Условия ликвидации задолженностей по учебным предметам. - в случае не аттестации учащегося по болезни (что должно быть подтверждено только медицинскими документами), учитель проводит бесплатные консультации по пропущенным темам и организует сдачу задолженности учеником по индивидуальному графику. Отметка выставляется в журнал. - при не аттестации вследствие пропусков занятий по иным причинам ответственность за подготовку ученика по предметам несут родители или лица, их заменяющие. - ликвидация задолженности учеником, не аттестованным вследствие пропусков занятий по неуважительным причинам, допускается только в сроки, установленные администрацией школы (перенос сдачи зачетов по желанию ученика не допускается). О ликвидации задолженности оформляется ведомость, в которую вносятся отметки за конкретно сданные темы. Затем все отметки (в т.ч. неудовлетворительные) выставляются в журнал.

ВОПРОС: Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни? ОТВЕТ: Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

Обязан ли ребенок сдавать на оценку все домашние задания, самостоятельные, контрольные пропущенные в период болезни? Данные вещи согласно ст 30 ФЗ Об образовании в РФ регулируются исключительно внутренними Положениями школы. Имеет ли право учитель поставить двойку за не сданную домашнюю работу заданную на учебный день приходящийся на период болезни? Что говорит закон об образовании? Где это написано?[b] Закон об образовании такие вещи не регулирует Поэтому даже прочитав весь этот закон вы не найдете ответы на ваши вопросы Согласно закону Об образовании школе предоставлено право самостоятельно решать описанные вами вопросы. Поэтому нужно знакомиться с внутренними документами школы чтобы конкретно ответить на ваши вопросы Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017) ""Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. ""2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. ""3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). ""4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Здравствуйте! На мой взгляд, не совсем прав учитель. Если в вашем регионе, в школе был карантин, то учитель прав. Если выполнение работы было задано до болезни ребенка, то так же правомерно. Если ваш ребенок заболел, а задания были текущими, то нет, требовать их выполнение на момент выздоровления не правомерно. Что касается предоставление ребенку времени на их выполнение, то если учитель его предоставляет, для того, чтобы ребенок не стал отставать по программе, то правомерно. Я советую обратиться вам с заявлением в Минобразование, региональное управление, для того, чтобы разъяснили именно вашу ситуацию. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Статья 2. Право граждан на обращение 1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. (часть 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. 3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит детальной регламентации подобного рода вопросов, поэтому нужно смотреть соответствующие локальные акты самой школы, а они в разных регионах и даже в разных школах могут значительно отличаться. В любом случае вы имеете право обжаловать действия учителя директору школы или в отдел образования администртации вашего района по месту нахождения школы, поскольку вполне возможно, что учитель нарушает права ребенка.

Нет вы не обязаны. Если у ребёнка имеется официальная справка об уважительности пропусков уроков то не обязаны сдавать вы можете сами выучить и сделать те задания самостоятельно а потом учитель может их проверить и поставить вам оценку, но если уроки пропущены без уважительной причины то при неоднократно пропуске вас могут отчислить.

Должен ли учитель ставить оценки в первом классе и задавать домашнее задания и имеет ли право ставить двойки.

Добрый день. Как правило в первом классе оценки не ставят, домашнее заданием имеют право давать детям. А так же ставить двойки учитель имееь право.

На все нет. это запрещено правилами образования. Учитель не может ставить оценки в первом классе и задавать домашнее задания право ставить двойки.

Письмо МО России «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 «В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использовать любую знаковую символику, заменяющую цифровую отметку… Допускается лишь словесная объяснительная оценка. …Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов…»

Здравствуйте, Татьяна. Нет. В школе должен быть локальный акт о безотметочном оценивании знаний первоклассников. И домашнее задание не задаётся.

Должен ли учитель поставленные оценки за домашнее задание в тетради переносить в журнал?

Добрый вечер! Этот вопрос законодательно не регламентируется, учитель на свое усмотрение может выставлять оценки за домашнее задание в журнал. Всего доброго!

Учитель сфотографировал детей которые не сделали домашнее задание и получили оценку "два" учитель сфотографировал, никуда не выкладывал и не обнародовал. Дети рассказали родителям, родители, говорят что будут жаловаться в прокуратуру по поводу того что, как говорят родители, дети были бы унижены. Чем грозят такие разбирательства, что могут предъявить в прокуратуре?

Это просто фото, не более того.

Пусть жалуются родители. Что можно предъявить? Нечего. Прокуратура так и ответит. Нет ни состава преступления, ни состава правонарушения.

Имеет ли право учитель предмета ОДНКНР задавать домашнее задание и ставить оценки в дневник?

Добрый день, Если предмет включен в школьную программу, да, имеет.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации. Следует иметь в виду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" и от 1 февраля 2012 г. N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312" в части реализации предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В 3-4 классе вел учитель электронный дневник, для того что бы выставлять оценки. Но домашнее задание не вносил. Дети записывали. Мы перешли в пятый. Новые учителя. Просят сдавать по 250 р в месяц, что бы родителям приходили смс с домашними заданиями. Обязан ли учитель ПО ЗАКОНУ заполнять в электронный дневник домашнее задание для класса. Родителям конечно удобно получать информацию по заданиям, но приходится платить. Спасибо.

В нашей стране образование бесплатное.

Такой обязанности (платить) нет. Неясно из чего складывается эта сумма, а главное она скорее всего идет не в бюджет школы,а неофициально-в "чьи-то карманы". Если будут заставлять платить - обращайтесь в районную прокуратуру, отдел минобразования области.

Имеет ли право учитель задавать обязательное домашнее задание на оценку на время летних каникул? Речь про средние классы.

Здравствуйте! однознчно не имеет такого права.

Здравствуйте! Запрещено задавать задания на каникулах.

Имеет ли право учитель выставлять оценки в журнал за домашнее задание?

Учитель вправе это делать.

Имеет ли право учитель ставить оценку два за домашнее задание в журнал?

да, имеет право, Елена

Имеет ли право учитель ставить оценку в журнал за невыполнение домашнего задания, заданного на каникулы?

Добрый день! Нет

Имеет ли право учитель ставить за домашние задания только плохие оценки в журнал, то есть 2 и 3, а хорошие 4 и 5 не ставить?

Не совсем понятен вопрос. Учитель вправе ставить оценки, которые считает нужным.

Имеет ли право учитель в первом классе задавать домашнее задание и ставить оценки в тетрадях за выполненную работу?

Здравствуйте! имеет право. на то он и учитель

Имеет ли право учитель в 4 классе ставить оценку за домашнее задание через 2 дня?

Да конечно имеете, так как оцениваются знания, а не скорость

Имеет ли право учитель выставить оценки в журнал за домашнее задание.

Лариса Николаевна, вопрос довольно странный. естественно учитель ИМЕЕТ такое право на то он и учитель.

Здравствуйте! Да,имеет право.

1 класс.
Ставят оценки с 2-5, задают домашнее задание в будние ни и на выходные, делаем проекты, которые не делают в остальных первых классах. Законно ли такое поведение преподавателя?
Если нет какие статьи применить, прочитать?

Здравствуйте! прочитайте в первую очередь устав школы. поставьте вопрос от имени всех родителей директору школу. вам ответят. разъяснят. не согласны будете - оспаривайте в суде

Имеет ли право учитель выставлять оценки в журнал за домашнее задание, которое задал на летние каникулы? И законно ли вообще задавать письменное задание на летние каникулы, не нарушает ли это право ребенка на отдых.

нет, не имеет право

Директор школы отказывает дедушке узнать расписание оценки, домашние задания внука потому что он не папа и мама-это законно?

Да, при наличии родителей законно. Если родители временно отсутствуют, можно оформить дедушку опекуном на время их отсутствия.

Законно, вот права дедушки и бабушки - Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников [Семейный кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 67] 1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. 2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. 3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Письменные домашние задания
по русскому языку: система требований
и оценивание

1. Принцип взаимных обязательств

Первый урок в новом классе или первый урок в начале каждого учебного года – это разговор о взаимных обязательствах учителя и учеников.

Начинаю разговор с того, что урок – это общение, в процессе которого учитель учит, а ученики учатся, то есть учат себя. Чтобы этот процесс не нарушался конфликтами и обидами, надо договариваться так, чтобы соблюдались интересы обеих сторон.

Знакомлю учеников с тремя правилами, которые помогают деловому общению:

1) нет вины и нет виноватых;

2) никто никому ничего не должен;

3) каждый сам несет ответственность за себя и за свои действия.

Мы обговариваем каждое из этих правил. Затем я знакомлю учеников с «Правами и обязанностями учителя и ученика», которые сложились за годы практики и имеют разумное объяснение.

Кстати, полезно комментировать любое свое требование, толковать значение слов. Тогда ученики осознают, что требование учителя вполне справедливо и приносит им пользу.

Читая «Права и обязанности учителя и ученика», обращаем внимание на значение слов: права – см. словарь; обязанности обязан.

Права учителя

1. Ставить оценку за работу ученика в соответствии с «Нормами оценок».

2. Требовать определенный объем работы:

5-е классы – 3–5 предложений или строк;

6-е классы – 7–8 строк;

7–8-е классы – 0,5 страницы (11 строк);

9–10-е классы – 1 страница (22 строки);

11-е классы – 1–1,5 страницы.

Если объем работы не выдержан, учитель вправе снизить оценку.

3. К ученикам, которые претендуют на «4» или «5», предъявлять более жесткие требования.

Обязанности учителя

1. Домашнее задание давать в начале или середине урока.

2. Домашнее задание записывать на доске и проговаривать вслух, комментируя.

3. Проверять домашнее задание к понедельнику.

Если одна из трех обязанностей будет нарушена, ученики вправе не выполнять домашнее задание.

4. Аргументировать оценку по просьбе ученика.

Если ученик убедит учителя в ошибочности оценки, оценку нужно будет исправить.

Права учеников

1. Выполнять домашнее задание только в течение учебной недели, то есть на выходной домашнее задание не задается.

Количество и общий объем домашних заданий в течение недели:

5-й класс – 6 уроков – 4 д/з по 3–5 строчек = 20 строчек;

6-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 7–8 строчек = 32 строчки;

7-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 0,5 страницы = 2 страницы;

8-й класс – 3 урока – 2 д/з по 0,5 страницы = 1 страница;

9-й класс – 2 урока – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;

10-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;

11-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 д/з по 1–1,5 страницы = 1–1,5 страницы.

2. Если ученика не устраивает тема домашнего задания, можно предложить свою тему или свою форму.

3. Сдать тетрадь с домашним заданием в течение недели вплоть до 20:00 воскресенья (хотя нести тетрадь с домашним заданием домой к учителю – самый крайний вариант).

4. Если все же тетрадь с домашним заданием по какой-либо причине была не сдана, написать объяснительную, чтобы не получить двойку.

Обязанности учеников

1. Выполнять все домашние задания и сдавать тетрадь вовремя.

2. Выдерживать объем домашнего задания и качество работы (почерк, графическая работа).

3. Пользуясь объяснительными как средством спасения от двойки, увеличивать объем объяснительной на 0,5 страницы (1-й раз – 0,5 страницы, 2-й раз – 1 страница, 3-й – раз – 1,5 страницы и т.д.).

Объясняя права и обязанности каждой стороны, в ходе беседы с классом выясняю, насколько глубоко учащиеся осознают правомерность моих требований и выгоду своего положения.

В качестве домашнего задания ученики обдумывают «Права и обязанности…», вносят свои предложения и дают согласие.

В течение учебного года несколько раз провожу опрос, как ученики оценивают предъявляемые к ним требования. Обычно регулируем темы домашнего задания. В остальном претензий не возникает. Ученики чувствуют, что учитель несет ответственность за свой участок работы наравне с ними, прислушивается к их замечаниям. Конфликты не возникают даже при выставлении двойки за отсутствующее домашнее задание, так как ученик осознает свою вину. Кроме этого, ученик знает, что он всегда может эту двойку исправить.

2. Принцип четких требований к оценке

Оговаривая обязанности учеников при выполнении домашнего задания, обозначаю критерии оценки.

К ним относятся:

1) четкий разборчивый почерк;

2) аккуратно, без помарок, выполненная работа;

3) выдержанный объем работы;

4) графическая работа по мере необходимости;

5) выполнение работы над ошибками из предыдущего домашнего задания.

Если какой-то критерий не выдержан, оценка снижается. Обязательно указывается причина.

Например:

П – 3 (почерк).

Оф. – 4 (есть помарки).

V мал (не выдержан объем работы).

Нет гр. р. (отсутствует графическая работа).

Нет р/ош 4 – 1 балл = 3 (за отсутствие работы над ошибками от оценки отнимается один балл).

За домашнее задание может ставиться двойная оценка. Это бывает в нескольких случаях:

2. Если у ученика проблемы с почерком или аккуратностью при выполнении работы.

Например:

Оф. – 3 П – 3

В таком случае у ребенка появляется надежда на хорошие оценки, несмотря на почерк, который улучшить сразу не удается.

За каждые пять домашних работ выставляется итоговая оценка, которая идет в журнал. Это среднее число от пяти оценок. На странице учета оценок эта колонка выставляется пастой зеленого цвета. В журнале колонка оценок подписывается «итог – домашнее задание».

Если домашняя работа выполнена с превышением требований (оригинальное содержание, большой объем), оценка за домашнее задание может быть сразу выставлена в журнал. В тетради ученика возле оценки ставится восклицательный знак (5! 4!), а на странице учета оценка пишется красной пастой.

Оценки за домашние задания анализируются на первом уроке недели в самом начале урока. Анализ начинается с «красных» оценок. С разрешения учеников зачитываются лучшие работы и отмечаются их достоинства. В 5–6-х классах даже аплодируем авторам лучших работ. Затем зачитываются фамилии тех, кто получил итоговые 5 и 4 (если подошел срок выставления оценок). Отмечаются успехи некоторых учеников. Наконец называются фамилии тех, кто не сдал тетради для домашних работ или не выполнил какое-то домашнее задание.

При этом важно не обвинить ученика, а выразить недоумение, удивление. Эти ученики имеют право в течение дня написать объяснительную и освободить себя от двойки. Напоминаю, что объем объяснительной неуклонно растет (по 0,5 страницы каждый раз).

Постоянно пользоваться этим средством ученику невыгодно.

Тем, кто не воспользовался правом объясниться, в журнал выставляются двойки за каждое отсутствующее домашнее задание. Возле оценки ставится точка. Это помогает вспомнить, за что выставлена двойка.

Конечно, находятся ученики, которые систематически не выполняют домашнее задание. Чаще всего это второгодники. Они испытывают отвращение к любому труду. Такие ученики подходят в конце триместра с вопросом: «Что делать для исправления оценок?». В первую очередь им предлагается выполнение домашнего задания.

Подобное оценивание работ обладает рядом преимуществ. Так как оценивается вся работа ученика, итоговые оценки более объективны.

Ученики систематически поощряются за творческий подход к работе. Это стимулирует развитие творческих способностей.

Вовремя фиксируется проявление лени, забывчивости, безответственности учеников и принимаются меры для устранения этих недостатков.

Четкие критерии оценки избавляют от конфликтов с учениками. Ученику понятно, почему оценка ниже, чем он рассчитывал. А если непонятно, он вправе выяснить. Бывают ситуации, когда учитель повышает оценку, убедившись в своей ошибке. Для этого ученик должен привести весомые аргументы.

В последнее время у учеников возникает единственная претензия. Они спрашивают, почему за отсутствующее домашнее задание двойка выставляется в журнал. Я объясняю, что получают двойку те, кто категорически отказывается работать. А я не умею учить тех, кто совсем не работает. Если же ученикам удастся найти способ, который заставит выполнять домашние задания всех, включая лентяев, я с удовольствием откажусь от двоек. Пока этого способа мы не нашли.

Возможно, для этого следует серьезно задуматься над содержательной стороной домашнего задания. Если по сути своей домашнее задание не будет вызывать интерес у ученика, его выполнение превратится в пустую формальность. Тогда домашнее задание как вид ученической работы перестанет развивать способности ребенка.

Система контроля знаний

У меня всегда с собой тетрадь, в которой я веду учет работы учеников. Это помогает мне регулировать наши отношения. На каждый класс отведено определенное количество страниц. Первая страница – это учет выполненных домашних заданий.

Принцип систематической проверки

Я проверяю все работы и у каждого ученика, хотя этого не требуют нормативные документы. Согласна, что такая проверка поглощает время. И все же плюсов значительно больше. Итак, на первой странице список учащихся, число домашней работы указано вверху, а внизу – тема мини-сочинения или номер упражнения. Если работа не сдана, в строке появляется кружок. Если работа выполнена на двойку, ставлю точку. Оценки 3, 4, 5 пишу синей пастой. За каждые пять работ ученики получают итоговую оценку в журнал. В моей тетради итоговые оценки пишу зеленой пастой. Такая колонка оценок хорошо видна.

Если ученик выполнил работу с превышением требований, он получает оценку сразу в журнал. У себя в тетради он видит такую оценку с восклицательным знаком, а в моей тетради оценка пишется красной пастой.

Глядя на страницу учета домашних работ, я имею возможность проанализировать массу информации. Сразу бросаются в глаза лодыри и проблемные дети. Могу оценить позитивные или негативные изменения в работе каждого ученика. Начинаю размышлять, как добиться, чтобы дома работали все. Сейчас предлагаю на выбор два, три, а иногда и четыре работы, чтобы лишить возможности заявить, что задание не вызывает интереса или трудное. Кроме этого, подобные записи помогают все помнить. Не остается никаких лазеек для бездельников. Им тоже приходится работать. Нет повода для споров с учителем. Ведь дети имеют право смотреть мою тетрадь на перемене. Они знают: я ничего не забуду. Родители, придя в школу, получают полную достоверную информацию о ребенке. Мы вместе просматриваем мою тетрадь. Так я избегаю конфликтов. Согласитесь, это дорогого стоит в наше время.

Точно так же я веду учет классных работ на следующих страницах. Правда, оценки за письменные работы обозначаю в своей тетради значками, чтобы не путать их с оценками за работу на уроке. Пятерка – плюс. Четверка – половина плюса. Тройка – черта. Двойка – точка. Не работал – н.р., мало работал – м.р. Итоговые оценки отмечаю зеленой пастой.

Ученики понимают, что работать гораздо выгоднее, чем бездельничать. Они понимают, что мои требования разумны, легко подчиняются этим требованиям. Так достигаются хорошие результаты.

Тетрадь учета знаний помогает учителю следить за развитием ученика. Да и сам ученик может это легко сделать по моей тетради.

Повторюсь, что проверка всех ученических работ отнимает много времени, но плюсы этой работы превышают минусы.

Все классы, которые попадают ко мне, учатся в этой системе контроля, и все в результате начинают работать значительно лучше.

Себя я поддерживаю мыслью, что мои дети никогда не будут в жизни халтурить.

Е.А. КОКОВИХИНА,
г. Губаха,
Пермская обл.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если я отказываюсь от контроля домашнего задания или отношусь к нему недостаточно серьёзно, я разочаровываю тем самым ученика, поскольку игнорирую его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

Обратимся к четырём проблемам, особенно волнующим учителей.

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики говорили о нём так: «У этот педагога можно и не пытаться забыть сделать домашнюю работу. Он никогда не забывает, когда и какое задание даёт». Необходимо вести дело так, чтобы у ученика никогда не возникало сомнение, обязательно ли он должен выполнять это задание. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым удалось «проскочить», работает на безответственность.

Формы контроля домашнего задания могут быть различными:

Ø контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;

Ø косвенный контроль с помощью тестов, математических диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;

Ø контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;

Ø внеурочная проверка учителем тетрадей; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;

Ø непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

Ø взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

Ø самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью кодоскопа, компьютера правильным вариантом;

Ø в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом;

Ø в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, преднамеренно допущены ошибки, которые надо обнаружить и исправить;

Ø контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.

Есть общее правило: если школьники осознают взаимосвязь домашнего задания с результатами своего обучения, чувствуют зависимость этих результатов от домашней работы, то контроль достижений учащихся является одновременно и контролем выполнения домашнего задания. Где же такую взаимосвязь дети ещё не ощущают (например, в 5 классе), где привычку к домашним занятиям только надлежит выработать, где о домашнем задании дети часто «забывают», необходим строгий и последовательный контроль каждого отдельного домашнего задания. Там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся. Исправленные учителем ошибки, тем не менее, периодически повторяются, если ученики не делают работу над ошибками.

Иногда отдельные учащиеся проверяют перед уроком выполнение домашнего задания и о результатах проверки сообщают в начале урока. Это производит и воспитательный эффект, если только не превращается в формальность. Учитель должен быть уверен, что контроль осуществлён серьёзно и сообщение ученика соответствует действительности. Критические оценки самих учащихся действуют на их одноклассников сильнее, чем учителя. Но это может привести к ябедничеству, обидам и отказу некоторых учеников «о доносе» на своих одноклассников. Все формы проверки д/з должны хорошо быть продуманы конкретно для каждого класса, а не осуществлять проверку из урока в урок одинаково для всех классов.

Но всё же необходимо, чтобы учитель сам принимал участие в контроле, и его слово было бы последним и решающим. Это нужно и потому, что результат выполнения домашнего задания выполняет для учителя двойную функцию. Во-первых, он является объектом контроля деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, – своей собственной деятельности на прошлом уроке.

Правильно поставленное и оцененное домашнее задание – основа для поисков резервов в собственном уроке. Домашние задания позволяют обнаружить успехи и ошибки в выборе методики, сигнализируют о быстром продвижении учащихся. Они являются необходимым средством для подготовки конкретного урока с учётом достигнутых результатов.

Обращаясь к педагогическому воздействию домашних заданий, хочу повторить: каким бы способом мы с вами не проверяли выполнение работы, критерием остаётся мнение учащихся, можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание или нет.

9. Что и как оценивать?

Здесь пойдёт речь о проблеме: за каждое ли домашнее задание выставляется отметка? Из неё вытекают вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Как правило, исходить нужно из следующего: если ученик самостоятельно выполнил какую-либо работу, которую учитель проверил, за неё должна быть выставлена оценка, иногда – как часть отметки за урок, иногда – как самостоятельная. Если это дифференцируемая работа, то оценку выставить обязательно, и в то же время «плохую» отметку не обязательно выставлять. Но если учитель не уверен, что работа была выполнена самостоятельно, что использовался «решебник», которых по всем предметам сейчас хватает, то оценку можно поставить, но выставлять в журнал не обязательно. Если я задаю домашнюю контрольную работу на месяц, потом проверяю её, и обязательно выделяю время для защиты своей работы: каждому ученику даётся 3–4 задания из данной работы, а они их должны решить быстро и правильно. Так как в контрольной работе заданий 30 – 40, то какое именно достанется ученику, угадать сложно. По результатам данной защиты я выставляю оценку в журнал.

Если ученик пришёл на урок с невыполненным домашним заданием, то в первую очередь я выясняю причину, по которой ученик не смог сделать задание, и лишь затем решаю вопрос с отметкой. Не исключено, что я и сама виновата в этом. Коллектив класса должен воспринимать оценку как справедливую, поэтому во всём надо сначала разобраться, а потом уже принимать меры.

И ещё несколько советов:

Ø с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно домашнее задание;

Ø используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;