Подготовка к ЕГЭ с репетитором: советы «матерого» преподавателя. Учебные материалы и КИМы

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.

Главной основополагающей частью, на которой основывается успех в любой профессиональной деятельности, считается качественное образование. На сегодняшний момент, огромной популярностью пользуются оказание услуг репетитора. Всем известно, что отлично подготовленный ученик может без проблем сдать экзамены в престижный ВУЗ и поступить в него. Многие люди, которым необходимы услуги репетитора, хотят повысить свой базовый учебный уровень по какому-либо предмету, а многие желают подойти к решению данного вопроса очень серьезно. В общем, репетиторская сфера деятельности является достаточно перспективной сферой бизнеса . И в этой статье мы расскажем о том, с чего начать репетиторство начальных классов. Более того, в этой статье мы позволим узнать вам о том, как превратить это дело в доходную сферу деятельности.

Что нужно для того, чтобы заработать деньги на репетиторстве

Кто-нибудь из вас задает себе вопрос: Как можно стать репетитором? Самое главное, понять для себя, что одного вашего желания не будет вполне достаточно для ответа на этот вопрос. Успешный и выгодный у себя на дому можно будет создать тогда, когда вы станете придерживаться определенного плана действий. Поэтому ниже мы поговорим о том, что вам понадобиться для того, чтобы достигнуть успеха в этом деле?

Базовые требования

Репетиторство — это очень ответственная и трудная профессия. Многие считают, что данная работа предоставляет собой дополнительный заработок для преподавателей Вузов и школ. Но на самом деле, настоящие профессионалы в этом деле не преподают в данных учебных заведениях. Главным и важным условием в организации данного бизнеса на дому является отличное образование и огромный опыт в этой работе. Еще одним немаловажным фактором для репетитора являются хорошее знание в области психологии и педагогические навыки. Чем больше опыта у репетитора в данной области, тем лучше его профессиональные навыки. Исходя из этого, можно смело сказать о возможности в будущем повысить тарифы на предоставляемые услуги.

Всем известно, что в информацию о наличии опыта многим людям приходиться верить с большим трудом. Для того, чтобы зарекомендовать себя с хорошей стороны, необходимо просить о помощи своих учеников заниматься составлением рекомендательных писем. Стать репетитором может каждый человек, который обладает не только отличными знаниями, но и своими личными качествами, которые должны быть у каждого хорошего педагога.

Так, как же можно стать репетитором? Для того чтобы достичь успеха в этом, вам помогут следующие личные качества:

  1. Такое качество как ответственность, поможет грамотно подойти к работе по поддержанию дисциплины на уроках и к их планированию.
  2. Огромная заинтересованность к своей работе. Хороший репетитор всегда стремится к совершенствованию личных знаний и к более лучшему методу обучения.
  3. Возможность более доступно преподавать и излагать необходимый материал. Даже в том случае, если преподаватель отлично знает ответ на какой-либо вопрос, он всегда может грамотно объяснить это другому человеку.
  4. Такое качество, как пунктуальность, позволяет репетитору в нужное время начать и закончить свой урок.
  5. Грамотное налаживание общего языка с учениками. Личные качества и обаяние являются главной основой для отличных отношений со своими клиентами. А компетентность, в свою очередь, тоже играет огромную роль в построении отношений.
  6. Внутреннее самообладание и терпеливость к ошибкам.

Если все качества, которые мы перечислили выше, есть и у вас, то вы смело можете начинать работать репетитором. Но, сперва можно поработать с детьми своих друзей или знакомых. Благодаря этому, вы сможете получить опыт. После чего, можно искать новых клиентов.

Поиск учеников

Из этой статьи вы сможете узнать о том, как заработать на репетиторстве . Выше мы перечислили те качества, которые должны быть у каждого репетитора. Но здесь стоит рассказать о том, как найти новых учеников для своей деятельности. В том случае, если вы только начали заниматься такой деятельностью, то сейчас огромную помощь репититору-новичку могут оказать различные ресурсы, на которых специалистами размещаются анкеты для возможности найти работу. В данной информации указывается место, где будут проводиться обучение, город проживания, стоимость на эти услуги, опыт работы, время проведения обучения и личное образование. Если же вы не хотите заниматься размещением личного резюме на данных ресурсах, можно распечатать объявления и расклеить их на подъездах домов или остановках, около различных учебных заведений. Отличным вариантом также является создание личного сайта. Огромную популярность на данное время получили обучение по скайпу. Поэтому если вы имеете компьютер с рабочей веб-камерой, то заниматься со своими учениками можно будет удаленно.

Есть ли необходимость получать лицензию

Репетиторство является тем видом педагогической деятельности, которую нет надобности лицензировать. Если у репетитора имеется диплом, то он и выступает в качестве основного подтверждения полученной вами квалификации. Так, как репетиторство считается предпринимательским видом деятельности, для того, чтобы можно было начать работать, необходимо пройти регистрацию в налоговом органе в качестве ИП. Данное действие станет отличным вариантом в будущем увеличить свой доход, так как большинство людей стали обращаться к тем репетиторам, которые работают легально.

Если вы находитесь на этапе составления своего бизнес плана, репетиторство можно не относить к проведению занятий на дому. Если вы по своей сути являетесь бизнесменом, то можете продумать вариант создания обучающего центра. В данном случае вам обязательно нужно будет получить лицензию.

Стоимость репетитора

Большинство репетиторов ставят перед собой самый главный вопрос: какую цену установить на свои услуги? Многие репетиторы, стремясь привлечь к себе большое количество клиентов, на свои услуги устанавливают небольшие цены. Но это далеко не правильно. В данном случае, лично вы будете иметь минимальную мотивацию к выполнению своей работы на высоком уровне. Помимо всего прочего, ваши клиенты станут сомневаться в качестве предоставляемых вами услуг. Следует всегда помнить о том, что проведенная работа должна соответствующе оплачиваться. На данный момент не существует установленных тарифов оплаты на эти услуги. Ниже мы опишем те факты, которые будут влиять на заработок репетитора, проводящего занятия на дому:

  • Личный опыт работы в данной сфере;
  • Образование по данному профилю;
  • Место проживания (населенный пункт);
  • Количество проводимых занятий в неделю;
  • Гарантии, предоставляемые репетитором;
  • Уникальность дисциплины.

«Неудобные» вопросы

Если клиент, по какой-то причине не оплатил проведенное занятие, не нужно бояться сказать ему об этом. Вы выполняете для него свои услуги, и денежное вознаграждение за это должно быть обязательным. Можете спросить у клиента, как ему удобнее оплачивать уроки: за каждый урок отдельно или за 6-7 уроков.

Как достичь успеха

Вы, наверное, уже поняли то, что репетиторство как предпринимательская деятельность может принести каждому репетитору неплохой заработок. Но для того, чтобы можно было воплотить задуманное в жизнь, необходимо постоянно трудиться над собой. Невозможно стать репетитором, в том случае, если вы не повысите свой уровень знаний или нетерпеливо относитесь к ошибкам учеников. Если же эти качества вам присущи, то их придется изменить. Самым основным в этом деле является ваше личное стремление повысить уровень знаний клиента или дать ему новые. Главным для вас является – стать отличным другом для своего ученика. Выполняя свою работу, помните – что неразрешимых случаев не существует!

  1. Необходимо выбрать в качестве основной — одну сферу деятельности и постараться стать отличным профессионалом в ней. После того, как вы достигните успеха, необходимо начать осваивать новые знания.
  2. Важно к каждому своему ученику применять особый индивидуальный подход.
  3. Нужно с особой ответственностью отнестись к своему первому уроку с определенным учеником. После проведенного урока, следует оценить уровень его знаний и определить цели и возможные нагрузки.
  4. Необходимо проводить свои уроки более интересно. Если вы будете заставлять ученика просто зубрить свой предмет, нужного вам эффекта вы не достигнете.
  5. Постарайтесь дать возможность своему обучаемому клиенту высказывать личное мнение. В том же случае, если оно будет отличаться от вашей точки зрения, постарайтесь вступить с учеником в полемику.
  6. Попытайтесь добиться от своего ученика уважения к себе. Если вам все же не удастся это осуществить, лучше откажитесь от проведения уроков с ним.

Когда вы задумываетесь о подработке репетитором (или начинаете рассматривать это как основной вид заработка), перед вами встает вопрос – как найти учеников ?!

Как начать работать репетитором: даем объявление

Не советую пользоваться дедовскими методами – клеить объявления или кидать рассылку в почтовые ящики. Даже в наш век новых технологий почти на каждом заборе висит реклама услуг репетитора. Как вы думаете, что приходит на ум потенциальному ученику, который видит такие объявления? Преподаватель не умеет пользоваться интернетом? У него не хватает денег для размещения объявлений на сайте или нет компьютера? Он не ценит труд дворников, которые потом это все срывают?

В интернете есть много бесплатных специализированных сайтов (этот , этот или этот), помогающих разместить рекламу своих услуг (но вам придется заплатить определенную сумму после получения нового ученика), есть форумы жильцов микрорайонов, куда, скорее всего не бесплатно, вы также можете подать свое объявление, чтобы найти учеников.

На сайте зарегистрировались, следующий этап презентация услуг . Кроме стандартного описания своих данных и загрузки подходящего фото вам нужно:

  • обозначить цену на занятия и их формат
  • рассказать, какой язык вы преподаете (общий или для специальных целей) и к каким экзаменам готовите (если готовите)
  • занимаетесь у себя или на выезде, а также занимаетесь ли дистанционно
  • обозначить желаемый возраст учеников, их уровень подготовки и цели обучения
  • рассказать о себе

Как начать работать репетитором: рассказываем о своих услугах

Цена занятий складывается из нескольких параметров:

  • популярность языка, который вы преподаете (преподаватели редких языков вроде корейского или польского имеют полное право просить больше, т.к. их мало кто знает, по сравнению с тем же английским)
  • ваш профессиональный опыт (и иногда образование – если вы закончили престижный ВУЗ, например, МГУ или МГИМО, можно слегка поднять цену)
  • место проведения занятий (если преподаватель выезжает к ученику, цена занятия будет выше)
  • репутация и отзывы . Набрали учеников, подготовили к экзаменам, они их успешно сдали – подвесили на сайт дипломы, опубликовали отзывы – и можно повышать цену на занятия. Хороший репетитор, как правило, стоит дороже.

Исходя из этих факторов, и просмотрев, сколько стоят репетиторы с похожими параметрами в вашем городе, надо определить продолжительность ваших занятий . До 7 лет обычно занимаются по 45 минут, с 7 – 14/15 по 60 минут, с 15 лет для большей эффективности лучше заниматься около 90 минут.

Вы можете преподавать общий язык (например, General English) или язык для специальных целей (Business English, Law English и т.д.). Последний, как правило, стоит дороже.

Дороже и подготовка к экзаменам . Исключением из правила может стать, разве что, ЕГЭ – к нему готовится очень много школьников, причем ученик часто занимается с 2-3 репетиторами по нескольким предметам одновременно, а кошелек родителей не резиновый – вот и оплачивается этот экзамен также, как и остальные занятия. А вот подготовка к международным экзаменам, типа TOEFL или IELTS, стоит больше обычных занятий.

Странной выглядит ситуация, когда репетитор (особенно почти без опыта работы) пишет, что он готовит ко всему – ЕГЭ, международные сертификаты, деловой английский … Складывается впечатление, что он хватается за все, и ничего не знает достаточно глубоко. Репетиторы с опытом работы, как правило, специализируются на чем-то одном – обучение деловому языку, подготовка к ЕГЭ или какому-то международному сертификату, и становятся экспертами в своем деле.

Место занятий. Идеальным мне кажется вариант, когда у репетитора есть свой кабинет, в котором он может создать рабочую атмосферу, где у него все под рукой. Ведь на занятия приходится таскать кучу вещей – книги (иногда их несколько к одному ученику), доп.материалы (слава богу у нас есть планшеты – туда вмещается значительная часть материалов к занятиям), для младших школьников – мяч, наглядные пособия, игрушки и т.д.

Отмечу еще занятия по skype , которые сейчас чрезвычайно популярны. Лично для меня их эффективность крайне сомнительна, хотя такие занятия очень удобны для ученика и учителя – никуда не надо ехать, комфортная обстановка, печеньки и кофе под рукой…

Многие начинающие репетиторы (и со мной такое тоже было) начинают хвататься за все возможные заказы, боясь не найти работы. Не переживайте, это просто дело времени! Если вы ответственно и с любовью относитесь к своему делу, ученики к вам потянутся. Главное – определитесь, с каким возрастом вам комфортнее всего работать. Как правило, легче работать либо со старшими школьниками, либо со взрослыми людьми. Для работы с детьми у вас должна к этому лежать душа, и нужно понимать психо-физиологические особенности разных возрастов, так что это дело вкуса.

Не берите учеников, с которыми вам потом будет некомфортно работать, просто из-за страха никого не найти!

Как начать работать репетитором: рассказываем о себе

Потенциальные ученики уже знают все нужные факты о вас, теперь нужно рассказать о себе . Вы можете посмотреть популярные странички репетиторов и как они себя рекламируют. Я в такой анкете кратко описываю свою методику, какие предъявляю требования к ученикам, и чего им следует ждать на занятиях. Это экономит и мое время, и время ученика – становится понятно, нужен ему такой репетитор или нет. Можно также указать, почему вы выбрали именно эту профессию и чем она вас привлекает. Поверьте, ученик всегда заметит, если вы любите предмет, которому обучаете, а еще лучше будет, если сумеете заразить и его своим энтузиазмом!

Итак, объявление готово, осталось отслеживать новые заказы и отбирать те, которые вам подходят (лучше по всем параметрам), чтобы потом занятия приносили радость и вам, и ученику!

Многие начинающие репетиторы задаются вопросами: как правильно организовать занятия, что подготовить к учебному занятию, как грамотно построить работу с учеником.

Ко мне за консультацией обратилась Юлия, начинающий репетитор:

В прошлом я учитель химии и биологии, позже получила доп. образование и мне посчастливилось поработать практическим психологом. Уже много лет я далека от любимых мной сфер деятельности. Так вышло, что мне предстоит стать репетитором по химии, более того, после новогодних праздников ко мне придёт ученик (10 класс). У него в планах сдача ЕГЭ и поступление в мед.университет. Я бросилась составлять каталог ресурсов (успешно воспользовалась Вашим).

Итак, если вы еще никогда не вели репетиторских занятий либо других обучающих мероприятий (тренинги, семинары, групповые встречи), то вам необходимо выполнить и подготовить следующие пункты:

Предметная подготовка

Чтобы стать более-менее приличным репетитором, нужно обладать многими знаниями и навыками как в области преподавания, так и в околопредметной и общечеловеческой.

Для начала подтяните все свои предметные компетенции: просто прочтите любой учебник по подготовке по предмету. Воспользуйтесь этим списком . Даже если вы неплохо учились в школе и даже закончили вуз с красным дипломом (а тем более работаете преподавателем вуза), это еще не означает, что вы хороший репетитор. Повторить и структурировать свои знания нужно однозначно.

Помню, как в первый год репетиторства я скупила всю возможную литературу по подготовки к выпускным экзаменам и взахлеб читала все темы, открывая для себя каждый раз что-то новенькое по биологии и химии, составляла интеллект-карты, конспекты, выписывала факты в тетрадь, хотя на полке пылился красный диплом биофака. Это говорит не о моей некомпетентности после обучения, а только о несоответствии школьной и вузовской программы, разрозненности и неструктурности знаний.Галина Енютина

Найдите такие учебники и пособия по своему предмету, сделайте подборку по сложности изложения материала,

Ничего в этом сложного нет, просто «подтяните» сначала себя по предмету.

Предметный тест

Благодаря предметному тесту можно определить начальный уровень знаний ученика по предмету. Результат теста важен

а) для составления программы занятий (насколько подробно надо),

б) для понимания, насколько ученик схватывает и запоминает

Возьмите задания ЕГЭ/ОГЭ прошлых годов или любой сборник для подготовки к экзаменам, выбросьте сложное, оставьте тесты для быстрой проверки.

У меня на этот случай подготовлены 5 разных видов тестирования* по каждому предмету (в том числе в электронном виде на моем блоге — вот пример).

*Как подготовить пробное тестирование (и почему их 5), если хотите, расскажу отдельным материалом.

Психологический тест

Возьмите тест на учебную мотивацию и развитость полушарий, темпераментальный опросник (хотя это и так можно определить), тест на память и внимание.

Главное, чтобы вы смогли интерпретировать результаты тестирования и применить их в своей практике, иначе все это теряет смысл.

Только не берите опросники по 101 вопросу, его заполнение займет минут 50, а результатом прохождения будет 1-2 слова. Ищите удобные и наглядные методики, например, рисуночные тесты IQ, они не только дадут результат, но и развлекут ребенка во время их выполнения.

Программа занятий

Я не работаю с пробелами никогда, я всегда прохожу все от А до Я, только задерживаясь в каждой теме в зависимости от уровня. Например, если ученик в ботанике вообще 0, а анатомию помнит, мы штудируем растения, а по человеку проходимся поверхностно. Это и есть один из методов реализации индивидуального подхода у меня.

Составить программу можно:

а) основываясь на школьной программе для каждого класса, если работаете с младшими или средними школьниками;

б) беря в расчет особую программу по некоторым технологиям обучения, например, Эльконина-Давыдова или Зайцева;

в) данные кодификатора ЕГЭ/ОГЭ, если работаете со старшими школьниками или абитуриентами;

г) разработать свою программу обучения (Внимание! Авторские программы — это большой труд, многолетний опыт и кропотливая работа. Если вы переставили местами 2 темы и еще 2 объединили, а 2 выбросили, это еще не авторская программа!)

Учебные материалы и КИМы

Не важно, ведете ли вы урок онлайн или очно, вам пригодятся методические материалы, которые вам помогут вести урок.

Вот что вам пригодится для занятий (особенно на первое время):

  • Подготовьте тематический план занятий
  • На каждый урок напишите план-конспект хотя бы в виде простого списка что за чем идет и какие вопросы задать ученику
  • Конспекты уроков для ученика
  • Печатные наглядные материалы (схемы, таблицы, рисунки, ИК, карты, портреты, маршрутные листы, карточки)
  • Скачайте хотя бы по 1 презентации по каждой теме согласно плану занятий
  • Найдите видео-ролики на YouTube для некоторых уроков
  • Задания и тесты по каждой теме

Тесты можно проходить онлайн или взять тематические тесты , не сборники вариантов к ЕГЭ, ими имеет смысл пользоваться только в самом конце курса.

Задания ЕГЭ

Если вы собираетесь готовить ученика к ЕГЭ/ОГЭ, сперва ознакомьтесь с кодификатором и демо-заданиями к этим экзаменам, узнайте даты проведения и программу подготовки. Ничем кардинально задания ЕГЭ не отличаются от обычных школьных, просто есть своя специфика.

Обратная связь

Иногда достаточно посмотреть на ученика, и вам станет понятно, как он усвоил материал, а иногда (чаще всего) нужно актуализировать его новые знания и навыки, повторить, закрепить и обратить внимание.

Успехов вам в нелегком труде репетитора!

Хотите задать свой вопрос? — Напишите мне на почту galina@сайт или заполните форму по ссылке Связаться . Я с радостью делюсь своими наработками и консультирую начинающих репетиторов.

Недавно на одном форуме я наткнулся на дискуссию педагогов о проблемах обучения английскому языку: "...Мы обманываем и родителей, и учеников. Реально в существующих условиях научить иностранному едва ли можно. Этим во многом и объясняется падение интереса к изучению языка у большинства учащихся в старших классах... Действительно, трудно любить предмет, который выучить невозможно. И все наши разговоры про какие-то коммуникативные методики и т.п. остаются лишь разговорами..."

Критика продолжала развиваться в этом направлении. В конце преподаватели обменялись мнениями о учебных пособиях "Happy English", Старкова и т.п. Большинство учителей жаловались на непрактичность этих пособий. Да, правда, это не самое оптимальное решение, поэтому можно понять этих педагогов. Но главное – обнаружив недостатки той или иной методики, не остановиться на месте, а искать альтернативы и относиться к своей работе с любовью и творчески.

По своему опыту знаю, что проблема не только в учебниках, а еще и в методике обучения. Можно для начала сформулировать вопросы.

  • Почему падает интерес к изучению языка у большинства учащихся?
  • Почему они очень трудно поддаются обучению?
  • Почему, в отличие от других предметов, у учеников все больше трудностей с английским языком (особенно с произношением, разговорной речью и запоминанием слов)?

Это не полный перечень проблем. Наверное, догадываетесь, в чем причина? Ученикам не хватает стимула и мотивации! Как опытный репетитор знаю, что значат эти две вещи для студентов и учеников. Стимул и мотивация являются очень мощными средствами в эффективном обучении иностранным языкам, причем, не только для детей, но и для взрослых. Увы, но мы часто забываем об этом важном факте и начинаем критиковать всякие пособия или же способности учеников.

А как же найти выход из этой ситуации?

Многие сразу же ответят, что надо обязательно пройти стажировку за рубежом. Да, это идеальное решение. Но как быть, если финансовое положение не позволяет? Тогда надо выбрать оптимальный путь. Давайте, определим этапы этого пути.

  1. Узнать цель учащегося . Нужно обязательно выяснить, с какой целью он хочет выучить язык. Если ученик еще не определился с ответом на этот вопрос, нужно помочь ему уточнить свою цель. Именно от этого первого шага сильно зависят результаты обучения. Так, исходя именно из определенного намерения и желания, к которому стремится студент, нужно эффективно планировать программу обучения и, соотвественно, создавать мощную мотивацию. В этом особенно нуждаются слабые и малоспособные начинающие ученики.
  2. К каждому – индивидуальный творческий подход, т. е. правильный выбор методики и пособий . Некоторые репетиторы, особенно начинающие педагоги или студенты, дающие уроки, работают по принципу "одно пособие и одна методика". В результате занятия получаются рутинными и скучными, а значит и малоэффективными. А как решить эту непростую задачу при широком ассортименте разных учебников в наши дни? Исходя из своего опыта, постараюсь помочь вам полезными советами в выборе не только пособий, но и современных методик и разных ресурсов в Интернете.

Каким пособием пользоваться?

Очень рекомендую English Vocabulary In Use (pre-intermediate, intermediate) от Сambridge University Press. Этой книгой могут пользоваться как студенты для самообучения, так и педагоги для обучения школьников и студентов. Содержательная книга с понятными иллюстрациями делает занятия практичными и интересными. Один из плюсов этого учебника состоит в том, что новые слова запоминаются естественным и простым образом, и, самое главное, употребление слов и фраз объясняется в повседневных контекстах, а не просто в предложениях, как это делается в других пособиях, особенно в отечественных. Такая методика (я называю ее brain storm – мозговой штурм), позволяет живо улавливать новые слова прямо на уроке, в чем я убеждаюсь каждый раз.

А Headway, English Grammar in Use (R. Murphy) и многие другие книги уже превратились в классические пособия. И не удивительно. Их эффективность известна почти всем, наверное, и вам тоже. Но, ограничиваясь только этими учебниками, вряд ли можно эффективно обучиться разговорной речи. Если вам интересна подробная информация о разных зарубежных учебниках, советую читать эту информативную .

А для проверки знаний я советую своим студентам книгу Нельсона English Language Tests. C этой книжкой очень удобно определить начальный уровень и направление дальнейшего продвижения студентов. Эти тесты эффективны особенно во время повторения всего пройденного. Я всегда пользуюсь ею. И, кстати, по моей методике проверка знаний происходит после каждого пятого урока. Это намного эффективнее, чем повторение в конце курса.

Как начинающему репетитору составить свою собственную методику?

Итак, учебник мы уже выбрали, а теперь давайте узнаем, как можно создать уникальную методику, творчески пользуясь простыми учебниками и разными программами. Например, как это делаю я.

  1. Заранее составляю план интересного урока.
  2. Тему, которую выбрал для урока (например, из Headway), успешно сочетаю с аудио материалами на эту же тему, например с сайта .
  3. Новые слова не спешим записывать сразу же на бумаге. Сперва провожу диалог, используя эти слова. Таким образом, новые слова запоминаются моментально и твердо в памяти студента. А потом уже он сам, не заглядывая в словарь, записывает слова в свой блокнот. Настоятельно рекомендую вам тоже так поступить, и в эффективности методики сами убедитесь.
  4. Потом для полного закрепления выученных слов я проверяю студента по программе Lingvo Tutor в ABBYY Lingvo 11. С помощью этой программы я заранее составляю словарь новых слов.
  5. После объяснения грамматики пишу предложения, в которых употребляю свежую грамматику, как в правильном виде, так и с ошибками. А учащийся исправляет ошибки и в результате четко запоминает правильное употребление правил.

Как успешно справляться с непослушным или же малоспособным студентом (учеником)?

  1. Стараюсь творчески подходить к каждому и применяю самые разные забавные и интересные идеи. Среди них есть и собственные, и те, которые беру с разных сайтов. Вот один из них .
    Репетиторам, которые еще не знакомы с этим сайтом, очень рекомендую посетить его. Там вы найдете много полезного и интересного. Думаю, что вам не помешает узнать об интересном опыте учителей и репетиторов из разных стран.
  2. Применяю разные программы по обучению иностранных языков. У меня ни один урок не проходит без компьютера и, соответственно, без этих программ. Причем я пользуюсь программами как в онлайн-режиме, так и в оффлайне. Есть одна моя любимая американская программа по обучению иностранным языкам (я расскажу о ней в следующей статье), благодаря которой я заметно улучшил качество своих занятий, а соответственно, и свое финансовое положение. Так как после применения этого специального курса ученики стали высоко ценить мой труд, за что я весьма благодарен им.

Репетитор по иностранным языкам

Обсуждение

А ещё с какого учебника можно начинать работать с 7 классиками?

17.01.2019 18:32:05, Gultakin

Здравствуйте! А ещё с какого учебника можно начинать работать с 7 классиками. С нуля.

17.01.2019 18:30:48, Gula

Статья в чем-то интересная. Лично я думаю, что если нет опыта преподавания, то лучше пойти на курсы по методике преподавания. Могу посоветовать курсы иностранных языков Языковед-И, там есть такой курс. ОН научит качественно работать с учениками, правильно выстраивать план работы с учетом запросов учеников и способностей, поможет избежать многие ошибки. Там же решается вопрос с трудоустройством. А со временем сформируются уже свои методики преподавания с учетом пройденного опыта.

07.10.2006 17:09:32, wife

Сколько модных слов и всяких штучек!А сути - ноль! Для кого статья? Для преподавателей?,лично меня,как оного она,ну совершенно не заинтересовала...Вот читает ее мама ребенка,которому хочет нанять репетитора - и что? Какую нужную ей информацию она подчерпнула из этой статьи? Никакой,она не специалист,ей нечего в методике копаться
Вывод однозначный - засветиться как репетитору,мол пишите мне,выписывайте меня!!!

Вообще-то понятие "стимул" входит в более общее понятие "мотивация", и кроме того, есть очень большая разница в обучении ИЯ в школе(вузе) и занятиями с репетитором, у которого есть свобода выбора учебных пособий, и который может "двигаться" с учеником в каком угодно темпе. К репетитору, у которого неинтересно заниматься, народ и так не пойдет, поэтому противопоставление школьного обучения с его Happy English-ем и своей оригинальной методики вряд ли уместно. А вообще, остальная часть статьи очень полезная, спасибо за ссылочки, думаю, они мне пригодятся, когда возобновлю репетиторскую деятельность.

Комментировать статью "Как репетитору английского языка составить свою методику?"

Где искать репетитора?. Образование, развитие. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Тоже без проблем нашли в прошлом году в декабре и январе репетиторов по английскому и русскому на профи, довольны полностью, нареканий никаких.

Обсуждение

Я считаю, что репетитора нужно выбирать только по рекомендации от своих хороших знакомых. Желательно, чтобы вы знали детей этих знакомых. Только тогда можно быть точно уверенным, что данный репетитор обеспечивает результат. Не понимаю, как можно доверять отзывам незнакомых людей? Особенно сейчас, когда можно накрутить какие угодно отзывы.

Английский.. Изучение иностранных языков. Образование детей. Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Репетитор или Группа? Английский. Добрый день! Не могу определиться((Есть ребенок 10 лет, заканчивает 3...

Обсуждение

Я бы пока ничего не меняла (если речь не идет о подготовке к какому-нибудь экзамену), по двум причинам. 1) ребенок еще маленький, если ходит с удовольствием - это важно. Лишите удовольствия - рискуете потерять эффективность. 2) если прекрасно пишет тесты на курсах, значит, хорошо усваивает то, что есть в программе на курсах, а это может и не совпадать со школьной программой.

Изначально дополнительный английский у ребенка был в формате минигруппы два раза в неделю по кембриджскому учебнику плюс грамматика, и все это с домашними заданиями, и раз в неделю носитель, результатом довольна. Пару раз пробовали заменить минигруппу на группу, я видела отсутствие динамики, работали иногда индивидуально, результат лучше, но минигруппа из 2-3 человек, когда уровень одинаковый, мне показался самым удовбным и продуктивным вариантом.
И согласна с другими комментаторами, очень важен преподаватель, наша педагог заставит работать в любом случае, очень ответственный человек и профессионал, которая сама все время учится.

Раздел: Изучение иностранных языков. Английский язык. Как учить в 40 лет? Посещала курсы - не успеваю переварить материал. Вам не надо. Как станет надо - выучите быстро. Сейчас включите в машине новостной канал на английском, и дома тоже самое, даже раша тудей...

Очень хочу найти репетиторов, которые готовили на высокие баллы, в идеале экспертов ЕГЭ, но вот как проверить, действительно ли человек - эксперт ЕГЭ? На сайтах наподобие профи.ру репетиторы пишут так иногда о себе, указывая, что они - эксперты ЕГЭ.

Обсуждение

Эксперт только на год. Каждый год эксперт проходит курсы и вновь им становится. Так что репетитор может указать, что он эксперт, но нужно спросить, какого учебного года, текущего или это было когда-то. Т.е. это не то же самое, что квалификационная категория, которая дается на 5 лет.

Нет, таких баз нет. В прошлом году сильная девчонка занималась у самой рутковской (это дама, которая пишет варианты ЕГЭ по общаге) рассчитывали на 85, барышня психанула и написала на 70 кажется или ниже. Короче с мгимо пролетела. Это я к чему - что бамажки репетитора не играют никакой роли. Равно как и определение хороший репетитор или нет если не эксперт ЕГЭ. Потом репетитор тоже не знает как ребёнка учили в школе и как он отметки получает. У меня девочка готовится к ЕГЭ, так у них на общаге так учат: дети сегодня мы с вами поговорим...и дети 45 минут трепятся на заданную тему. При этом девочка хорошая, умная, но её лакуны в знаниях я закрыть не в состоянии. Невозможно это 6 лет за год закрыть. Могу немного натаскать, немного дать знаний и молится чтобы психика на экзамене не сбойнула..

Раздел: Репетиторы (репетитор по английскому языку по программе афанасьевой). как я "искала" репетитора английского языка. Уровень, конечно, поднялся, но между 3 и 4. Студентка за полгода! подготовила дочь к сдаче ГИА по английскому да ещё в формате ЕГЭ.

Обсуждение

Добрый вечер! А где Вы территориально? Актуальны еще занятия по англ.языку?
Спасибо

Почему Вы боитесь студентов. У меня есть опыт с репетитором из спецшколы (Верещагина) и студентки пединститута. 3! Года занятий с опытным преподом не смогли моему ребенку вылезти из троек. Уровень, конечно, поднялся, но между 3 и 4. Студентка за полгода! подготовила дочь к сдаче ГИА по английскому да ещё в формате ЕГЭ. Сдала на 4.

собственно вопрос: репетитор как правило ищется по отзывам, а у меня их сейчас нет. как разговаривать с родителями - так и говорить, что я пока без опыта? сочинять не хочется, но это отсутствие опыта мне кажется сразу оттолкнет. интересна точка зрения именно родителей.

Буду рада стать репетитором по английскому языку для вашего ребенка. Готова помогать продвигаться по школьной программе, оказывать помощь с домашним заданием. Есть опыт работы с детьми Рассматриваю з/п от 250 рублей в час.

Обсуждение

Здравствуйте! Готов Вам помочь. Я – профессиональный преподаватель английского языка с опытом преподавания 11 лет. Помогаю освоить новый материал и подтянуть "забытые" знания любого уровня вплоть до подготовки в ВУЗ, ЕГЭ, TOEFL, IELTS и т.п.

Владею современными методиками обучения, с использованием уникальных разработок, обеспечивающих восприятие и усвоение сложных вещей на удивление легко. Работал с детьми "продвинутыми"- опережающими своих сверстников в развитии, так и с детьми с некоторыми сложностями в обучении, поведении и прочее. Обладаю большим терпением. Всегда нахожу контакт с учеником. Отношения партнёрские.

Всем необходимым электронным дидактическим материалом обеспечу бесплатно (в арсенале богатый выбор аудио, видео, компьютерных материалов и книжных пособий, отечественных и западных разработок).

Территориально нахожусь на м. проспект Вернадского, но могу выезжать в любой район.

Некоторые мои принципы организации обучения:
1. Неусыпный педагогический КОНТРОЛЬ по телефону или через интернет, если лень начинает брать верх над учеником.
2. БЕСПЛАТНЫЕ дополнительные КОНСУЛЬТАЦИИ по телефону или он-лайн в любое время (это гораздо эффективней разовых уроков).
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ БЕСПЛАТНОЕ ВРЕМЯ занятий в поощрение прилежной домашней работы, либо для подтягивания проблемных мест.
4. По цене готов согласиться на ЛЮБУЮ приемлемую для Вас сумму за пробное занятие, а там договоримся, можете не сомневаться. Ибо для меня самая большая награда - УСПЕХ УЧЕНИКА наикратчайшим и приятным для него способом.

Если у Вас имеются вопросы – свяжитесь со мной: 8-915-4958801, ICQ:289341668, Skype:viсtor.ani

С уважением, Виктор.

Здравствуйте, меня зовут Марина Анатольевна, мне удобен Ваш район территориально, готова провести бесплатное первое занятие.
Опыт репетиторства - с 1993 года, с детьми и взрослыми. Сейчас у меня несколько учеников в своем районе, и разовые занятия на коммерческих курсах.
Стоимость урока с детьми - от 600 рублей акад.час. Для занимающихся одновременно 2-х детей - готова предложить скидку.

С уважением,
Марина Анатольевна
8-962-936-92-89

Буду рада стать репетитором по английскому языку для вашего ребенка. Как репетитору английского языка составить свою методику? примерно от 350 рублей академический час в зависимости от квалификации преподавателя кстати, занимаюсь репетиторством...если...

Обсуждение

1) сделать акцент на образовании (особенно если оно хорошее)
2) вместо рабочего опыта указать общественную деятельность (участие в благотворительных проектах и т.д.), академические проекты, подработку (было же наверняка что-нибудь).
3) подробно расписать навыки - компьютерные, языковые и т.д.

Когда я устраивалась на свою первую "серьезную" работу, мне было 16 лет. В активе: аттестат о законченном среднем образовании, свободный английский язык и уверенность в себе, если не сказать "самоуверенность" :) В графе "опыт работы" указала репетиторство (занималась английским с младшими школьниками, бесплатно) и работу в благотворительной организации (в 8-9 классах помогала с рассылкой newsletter).

А какую работу Вы хотите найти?

Насколько реально стать репетитором английского... В принципе есть желание и знание языка на уровне спецшколы. (правда давно это было и отчасти забываться он начал) Поделитесь опытом... Может быть стоит получить второе высшее педагогическое или есть специальные...

Обсуждение

Моя тетя тож начала репетитрорствовать с уровнем спецшколы. И с отсутствием практики лет эдак 20... Начала с дошкольников и младших школьников. Естественно, сначала недорого, потому как не преподаватель она. Сейчас ужен лет 10 как репетиторствует. Ставки, естественно, повышает. Но и пошла в школу работать учителем английского (без соответствующегообразования). Короче - я это к тому, что все можно, если очень нужно:)

Все еще зависит от того, с кем Вы хотите репетировать. Если с младшими школьниками, то можно и без второго высшего. А если подготовка в ВУЗ- нереально, ИМХО. Хотя и для занятий с ребенком я бы предпочла школьного учителя, а не просто человека, знающего язык. Да и "уровень спецшколы" - маловато будет...