Погибшие самолеты второй мировой войны. Смерть в небе - история в фотографиях

3 февраля в провинции Идлиб на северо-востоке Сирии из переносного зенитно-ракетного комплекса был сбит российский Су-25, пилот погиб. По информации, опубликованной российским Министерством обороны, российская сторона признает, что выстрел, сбивший самолет, был сделан с территории в провинции Идлиб, подконтрольной членам «Джебхат ан-Нусры» (запрещенная в России террористическая организация — прим.ред.). Впоследствии российские войска, расквартированные в Сирии, нанесли прицельные удары по этой территории, убив более 30 боевиков.

Ситуация с Су-25 кажется очень ясной, однако в то же время она довольно туманна. Например, откуда вообще взялась «Джебхат ан-Нусра»?

КВозвышение

Фактически такая организация, как «Джебхат Фатх-аш-Шам («Фронт завоевания Сирии», террористическая группировка, запрещена в России) не существовала до 2016 года. История ее предшественниц также покрыта мраком — до июля 2016 года она называлась «Фронт поддержки» («Фронт ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра») и считалась ветвью «Аль-Каиды» и «Исламского государства Ирак» (запрещенные в России террористические организации — прим.ред.). Изменение названия не связано с гибелью организации — с помощью этого шага она «отрезала» себя от пользующейся дурной славой «Аль-Каиды», начиная с которой и нужно рассказывать историю.

В 2011 году ближайший помощник лидера «Исламского государства Ирак» Абу Бакра аль-Багдади по имени Абу Мухаммад аль-Джулани вернулся в Сирию и начал заниматься военными приготовлениями со всеми вооруженными организациями региона. В январе следующего года «Фронт ан-Нусра» официально появился в социальных медиа. Перед этим он провел первую военную операцию, атаковав миротворческие силы в Дамаске и Дейр-эз-Зоре. Во второй половине 2012 года члены этой организации вели ожесточенные уличные бои с правительственными сирийскими войсками на улицах Алеппо, где показали гораздо более высокий уровень подготовки, чем поддерживаемая США Сирийская свободная армия.

Не прошло и двух лет, как «Фронт ан-Нусра» стал самой крупномасштабной организацией джихадистов в Сирии. В марте 2013 года он совместно с двумя другими вооруженными объединениями взял штурмом город Ракка на северо-востоке Сирии, это был первый провинциальный центр, захваченный ими. В апреле 2013 года «Фронт ан-Нусра» официально объявил о своей верности Аль-Каиде.

Раскол

Однако в это время все начало меняться. Перемены эти шли мягко, но они определили направление развития террористических организаций Ближнего Востока. «Джебхат ан-Нусра» был ответвлением под властью аль-Багдади, который хоть и сделал «Исламское государство Ирак» известным, в то время также действовал под знаменем «Аль-Каиды». Если использовать не совсем подходящую аллегорию, «Исламское государство Ирак» было «отщепенцем» внутри «Аль-Каиды», а «Фронт ан-Нусра» — главой клана. Аль-Джулани искал покровительства напрямую у «Аль-Каиды» и собирался стать на равных с «вышестоящей» организацией.

В апреле 2013 года аль-Багдади начал зачистку. Он в одностороннем порядке объявил об объединении «Исламского государства Ирак» и «Фронта ан-Нусры» под названием «Исламское государство Ирака и Сирии» (запрещенные в России террористические организации — прим.ред.). Однако все это было формально, и согласно некоторым сообщениям после объединения Багдади лично направился в Сирию и привлек на свою сторону немало бойцов «Фронта ан-Нусры».

Уже окрепшая «Джебхат ан-Нусра» ни в коем случае не хотела снова оказаться на втором месте. Аль-Джулани обратился к лидеру «Аль-Каиды» Айману аз-Завахири, и по сообщению телеканала «Аль-Джазира» в июне 2013 года аз-Завахири направил аль-Джулани и аль-Багдади сообщения, в которых выступал против объединения двух организаций. Также он отправил к ним своего представителя для улаживания конфликта. Однако примирить их, очевидно, не удалось, и впоследствии аз-Завахири открыто заявил, что «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство Ирак» не находятся в отношениях «начальник-подчиненный», а являются отделениями «Аль-Каиды» в Ираке и Сирии.

Тем не менее оружие все равно победило дипломатию. Более того, в то время Бен Ладен был уже убит, и «Аль-Каида» находилась в упадке. Поэтому 3 февраля 2014 года аль-Багдади открыто заявил об официальном отделении от «Аль-Каиды» и начале самостоятельной деятельности. «Фронт ан-Нусра» также упорно отказывался от сотрудничества, а некоторые вооруженные объединения под его началом были не прочь сделать «случайный» выстрел по ИГИЛ. В феврале 2014 года «Аль-Каида» открыто объявила о разрыве отношений с ИГИЛ, тогда же аль-Джулани объявил ИГИЛ войну. 16 апреля 2014 года боевики ИГИЛ убили командира «Фронта ан-Нусра», работавшего в провинции Идлиб. В мае 2014 года в провинции Дейр-эз-Зор «Джебхат ан-Нусра» и ИГИЛ наконец «пустили в ход кулаки», однако это никому из них не принесло пользы, напротив — они потеряли немало территорий, включая нефтяные месторождения.

Маскировка

С тех пор, как «Джебхат ан-Нусра» переместилась на запад Сирии в провинцию Идлиб, она добилась значительных успехов. К лету 2015 года она контролировала почти всю территорию этой провинции, включая административный центр, где создала шариатский суд взамен местного правительства. Дойдя до границы с Турцией, она стала получать деньги и боеприпасы. Кроме того, «Джебхат ан-Нусра» очень плодотворно работала на западе провинции Алеппо, а также на части территории провинций Хама, Хомс и Даръа.

«Фронт ан-Нусра» укрепился настолько, что его начали преследовать. С сирийскими правительственными войсками все и так ясно, кроме того, в декабре 2012 года США объявили «Джебхат ан-Нусру» отделением «Аль-Каиды». Россия действовала более дерзко и пыталась уничтожить эту организацию с начала своей операции в Сирии. К началу прошлого года российские и сирийские войска совместными усилиями изгнали «Джебхат ан-Нусру» из провинции Дейр-эз-Зор. В октябре прошлого года во время воздушной атаки российские войска ранили лидера организации аль-Джулани, а также уничтожили 12 полевых командиров и 50 боевиков, сопровождавших их. «Фронт ан-Нусра» никогда не причислялся к числу участников переговоров по Сирии.

Тем не менее сбить российский боевой самолет было для «Джебхат ан-Нусры» нелегкой задачей. Одна из причин состоит в «актерстве», присущем этой организации. С одной стороны, всего за 4 года после своего появления боевики совершили более 600 терактов, включая взрывы и похищения. Газета Washington Post назвала эту организацию «самой агрессивной и самой успешной среди мятежников». С другой стороны, аль-Джулани неоднократно заявлял, что хоть «Фронт ан-Нусра» и стремится к свержению Башара Асада, он также стремится создать в Сирии теократическое государство, и этот процесс идет «постепенно». Как говорят, на территории, оккупированной ими, не так силен религиозный экстремизм — открываются школы, существует налогообложение. В этом «Фронт ан-Нусра» немного отличается от высокомерного, то и дело призывающего к убийствам ИГИЛ. Неудивительно, что в декабре 2012 года, когда США включили «Джебхат ан-Нусру» в список международных террористических организаций, 29 представителей сирийской оппозиции выразили свое недовольство этим фактом. Как говорится в пословице, ты знаешь лицо человека, но не знаешь, что у него на душе.


Заключение союзов

Еще одной причиной «непотопляемости» этой организации является то, что она редко ведет борьбу в одиночку. На заре своего создания «Фронт ан-Нусра» мог вербовать солдат и офицеров даже из сирийской армии. Что касается других оппозиционных сил Сирии, то тут отношения бывали сложными. Некоторые аналитики называют модель этих отношений «вставкой». Используя «союзы по вертикали и горизонтали» (заключение союзов с севера на юг и с запада на восток, философское учение китайских дипломатов V-III в. до н.э. — прим. переводчика), «Джебхат ан-Нусра» постепенно абсорбировала другие вооруженные группировки, создавая тем самым крепкую сеть.

Некоторые аналитики считают, что «Джебхат ан-Нусра» сформировала в Сирии трехуровневую систему союзов. Первый уровень составляют вооруженные группировки со схожей идеологией и радикальными позициями — с ними она ведет всестороннее тесное сотрудничество. Самый явный пример — «Ахрар аш-Шам» (запрещенная в России террористическая организация) — группировка, изначально подчинявшаяся «Сирийскому исламскому фронту». Одним из ее основателей является Абу Халид аль-Сури — посланник аз-Завахири, призванный разрешить конфликт между «Фронтом ан-Нусра» и ИГИЛ. Отношения двух организаций можно назвать тесными.

На втором уровне находятся группировки со схожей с «Джебхат ан-Нусрой» идеологией, но более мягкой позицией — с ними она поддерживает тесное военное сотрудничество, пытаясь через долгосрочное взаимодействие повлиять на них и постепенно переместить их на первый уровень. К подобным организациям относятся «Легион Шам», «Айнад-аль-Шам», а также «Соколы Леванта», «Джейш аль-Ислам» и другие группировки, подчиняющиеся «Исламскому фронту» (запрещенные в России террористические организации — прим.ред).

Третий уровень — это светские оппозиционные вооруженные группировки, существующие в рамках Сирийской свободной армии. С ними «Фронт ан-Нусра» также ведет военное сотрудничество. Разумеется, с их помощью он может получить поддержку от таких «закулисных спонсоров», как Турция, Саудовская Аравия и США в обход зон, где запрещена продажа вооружения. По сообщениям среди оружия, полученного «Джебхат ан-Нусрой» напрямую или через посредников, были переносной зенитный ракетный комплекс «Игла» советского производства, американские противотанковые ракеты и северокорейские ПЗРК HT-16PGJ.

Тем не менее изменив название, «Фронт ан-Нусра» ничуть не избавился от привычки убивать. Согласно сообщением после потери Алеппо в конце позапрошлого года некогда единый союз начал распадаться. В январе прошлого года организация поделилась на сторонников войны и сторонников мира, которые начали междоусобицу в провинции Идлиб. Сторонники войны потерпели поражение во время наступления в провинции Хама в марте. В июле они получили помощь извне и снова начали провоцировать своих противников — складывается впечатление, что черноту внутри «Джебхат ан-Нусры» уже ничем не отмыть.

Подпишитесь на нас

В очередной раз получил сравнительную численность потерь ВВС во Второй мировой. Я прекрансо понимаю желание испытывать чувство гордости за предков, но ложь никогда этому не способствовала. Цифры ниже появились из неоткуда несколько лет назапд и гуляют по интернету, обрастая догадками и вымыслами. Я приведу "бодрящие" цифры в конце, как и таблицу потерь ВВС США.

Но для начала - не существует достоверных фактов о потерях ВВС гитлеровской Германии. Вообще нет первичных данных за 1944 год. А существующие документы разных ведомст Рейха отличаются друг от друга в разы.
Атака штурмовиком Ил-2 немецкого аэродрома

Вот несколько примеров:

В преддверии Октябрьских праздников командование Ленфронта получило данные разведки о предполагаемом немецком налете 7 ноября на Ленинград. Противника было решено упредить, первыми нанеся удар по аэродрому Сиверская.

В 11.25 6 ноября семь Пе-2 из 125-го БАП (ведущий командир полка майор В.А. Сандалов), в сопровождении десяти истребителей МиГ-3 из 7-го ИАП, атаковали стоянки немецких самолетов. «Пешки» сбросили на летное поле 28 ЗАБ-100, 210 8-килограммовых осколочных и 280 2,5-килограммовых бомб (осколочных и зажигательных).

Немцы явно прозевали налет. По донесению наших летчиков огонь зенитной артиллерии был открыт с опозданием и велся неорганизованно. В 10.40 девять И-153 из 7-го ИАП проштурмовали огневые точки на окраинах аэродрома. На отходе наши летчики вели бой с «мессершмиттами». Не вернулись из боя лейтенант Тимошенко и младший лейтенант Столетов, первый погиб, а второй попал в плен.


Пикирующий бомбардировщик Пе-2 авиации Северного флота на аэродроме

С 10.50 до 10.55 шесть Ил-2 сопровождаемые восьмью истребителями нанесли второй удар. На немецкие стоянки обрушились десять ЗАБ-100, десять фугасных «пятидесяток» и 30 реактивных снарядов. Зенитным огнем были сбиты «илы» капитана Анисимова и младшего лейтенанта Панфилова.

В 14.17 семь «петляковых» повторили налет. Снова было израсходовано 28 ЗАБ-100, 112 АО-15 и 140 ЗАБ-2,5. На обратном пути разбился Пе-2 капитана Резвых. Экипаж остался невредим.

Сводки ГКЛ (Генерал-квартирмейстера Люфтваффе) рисуют следующую картину результатов налета нашей авиации. Уничтожено (потеря 100%) два «юнкерса-88» (зав. № 2543 из III./KG77 и 1256 из KGr806), еще один поврежден (60%) и подлежал списанию (зав. № 3542 из III./KG77). Три самолета из 806-й группы повреждены (40%), но могли быть восстановлены (зав. № 1081, 2501 и 4547). Таким образом, при самом выгодном раскладе три бомбардировщика противника были уничтожены, три - серьезно повреждены. Кроме того, ранения получили два летчика из 77-й эскадры, один военный строитель и один зенитчик**.

А вот как отражены события 6 ноября в Сиверской, в «Журнале боевых действий 18-й армии»***.
«6 ноября 1941 года, 15 часов 20 минут.

Офицер связи Люфтваффе сообщает о результатах сегодняшнего налета на аэродром Сиверская. В 10.15 девять вражеских истребителей пролетели на аэродромом. В 10.30 на высоте 200 метров над аэродромом прошли семь бомбардировщиков под прикрытием истребителей и непосредственно за этим семь штурмовиков. Самолеты сбросили с бреющего полета тридцать бомб. Уничтожено шесть, серьезно повреждено четыре и легко - восемь самолетов. Потери в личном составе: двое убитых и двое раненых. Сгорело 20 тысяч литров бензина.

Два истребителя дежурного звена взлетели по тревоге и сбили на преследовании два неприятельских самолета.
Позднее было установлено, что безвозвратные потери составили пять машин.

21 час 35 минут.
Офицер связи Люфтваффе сообщил начальнику оперативного отдела армии, что во второй половине дня противник произвел повторный налет на аэродром Сиверская. Уничтожен один, серьезно поврежден один и легко один самолет. Также получил повреждения «физилер-шторьх».

Таким образом, по данным «Журнала боевых действий 18-й армии» немецкие потери при двух налетах составили - уничтоженными шесть самолетов, серьезно поврежденными пять и легко поврежденными десять машин (см. таблицу)!


Немецкие бомбардировщики Ju-88A из «Львиной» эскадры KG30 в полете над аэродромом Банак

Теперь перенесемся в 1942 год. Крайний Север, очень удачный налет бомбардировщиков Ил-4 на авиабазу Банак в Северной Норвегии в рамках операции по проводке печально известного конвоя PQ-17.

30 июня пятерка «ильюшиных» из состава недавно прибывшего на Северный флот 35-го минно-торпедного авиационного полка сбросила на стоянки немецкой авиабазы самолетов тридцать фугасных «соток». По докладам экипажей всё летное поле было накрыто разрывами. Североморцы потерь не понесли, и по возвращении доложили об уничтожении в результате бомбового удара двух вражеских самолетов, которые были идентифицированы как «мессершмитты» Bf-109. Однако это тот редкий случай, когда свои несомненные успехи в докладах «наверх» были занижены.

Сводки ГКЛ, напротив, сообщают об уничтожении четырех «юнкерсов» (зав. № 0051, 3717, 2125, 1500, все 100%) из 30-й «Орлиной» бомбардировочной эскадры*. Еще один бомбардировщик из KG30 был серьезно поврежден (70%) и подлежал списанию (зав. № 1753) и один (зав. № 2060) мог быть отремонтирован на месте (30%)**. Если число сгоревших самолетов в разных документах совпадает, то с числом поврежденных машин ситуация разнится и разниться очень ощутимо.

Вот, что можно почерпнуть по этому поводу в документах Кригсмарине:
«30 июня, 9 часов 1 минута/9 часов 3 минуты.

Воздушный налет на аэродром Банак. Пять самолетов с высоты 5800 метров сбросили 15 авиабомб. Уничтожено четыре, повреждено 17 самолетов. Двое тяжело и двое легкораненых». ***

Противник извлек уроки из событий 30 июня, поэтому следующий налет на Банак состоявшийся 2 июля уже не был таким успешным. На бомбежку аэродрома, в этот день вылетело две группы Ил-4. Первая пятерка вернулась из района Варде из-за неисправности мотора у самолета ведущего. Из четырех «Ильюшиных» второй группы один самолет оторвался в облачности и также вернулся на аэродром. Оставшиеся три ДБ-3ф продолжили полет к цели, сбросив на аэродром с высоты 5500 метров тридцать ФАБ-100. В момент отхода наших бомбардировщиков от цели в воздухе появилась пара «мессершмиттов». В течение нескольких минут они последовательно сбили ДБ-3ф командира только что прибывшего на Север 35-го МТАП майора А.А. Крылова и командира звена 2-го гвардейского полка капитана П.Д. Зубкова. Третий экипаж, не смотря на многочисленные пробоины своего «ильюшина» сумел уйти.



На этот раз сводки ГКЛ о результатах налета хранят гробовое молчание. Зато интересующая нас информация отыскалась в «Журнале боевых действий Адмирала Полярного моря» ****:
«2 июля, 3 часа 00 минут
Авианалет на Банак. Четыре самолета типа ДБ-3. Высота 4500 метров. Сброшено восемь бомб калибром 500 кг. Один контейнер с 33 мелкими бомбами не разорвался. На аэродроме повреждены пять самолетов. Люфтваффе сбило два бомбардировщика достоверно и два предположительно».

Теперь перенесемся в 1943 год, на южный фланг советско-германского фронта. Вот, что было сообщено штабу 6-й полевой армии Вермахта, о результатах налета советской авиации на аэродром Кутейниково, в донесении о воздушной обстановке 15-й зенитно-артиллерийской дивизии Люфтваффе от 14 июля 1943 года*****:
«Предварительное донесение о потерях.
Девять машин легко повреждено: четыре «фокке-вульф-189», один Me-110, один W34, один «клемм» и два «физилер-шторьха».
Две машины тяжело повреждено: Me-110 и Fw-189.
Один «физилер-шторьх» уничтожен.
Один военнослужащий убит, два тяжело ранены, разрушены два здания».

Что же, в свою очередь, можно узнать об этом глядя в сводки Генерал-квартирмейстера Люфтваффе? В сводке ГКЛ, причем от пятнадцатого числа, указано, что в результате бомбардировки аэродрома Кутейниково, повреждены один Fw-189А-2 (зав. № 0125, 15%) и один «физилер» (зав. № 5074, 40%)******.

Как видно совпадения между двумя этими документами минимальны. Fw-189А-2 из сводки ГКЛ может быть отнесен только к легко поврежденным машинам, а «аист» вообще не ясно в какую категорию записывать. С одной стороны, он был поврежден достаточно серьезно и требовал заводского ремонта. С другой, - не указан в армейском донесении, как тяжело пострадавший. В качестве единственного возможного оправдания немецким штабистам можно предположить, что сведения о налете на Кутейниково, в конце концов перекочевали в сводки за 1944 год, позднее утраченные. Но это всего лишь предположение.

А вот гуляющая по сети цифирь:

На первом месте - Япония: 60,750 убитых пилотов (ну, это понятно, "камикадзе", традиции чести и т.д.)
На втором месте - Германия: 57.137 убитых пилотов.
На третьем месте - Англия: 56.821 убитый пилот.
На четвёртом месте - США: 40,061 убитый пилот.
И на ПЯТОМ, последнем, месте - СССР: 34.500 убитых пилотов.

Потери даже меньше, чем у США! Почему?

Может советские военачальники нерешительно использовали авиацию, "берегли" её? Нет! Авиацию СССР использовал ВТРОЕ интенсивнее, чем Германия: за годы войны на Восточном фронте германская авиация совершила 1 373 952 боевых вылета, а авиация СССР - 3 808 136 вылетов!

Один этот факт разбивает в пух и прах легенды о "лапотном Ваньке", который, дескать, туп, глуп и недалёк, чтобы на равных воевать с "цивилизованными арийцами" - ибо военная авиация - это всегда, тогда и сейчас, техническая элита армии. И боевой пилот - это уникальный боец, сочетающий в себе знания и интеллект инженера с навыками и рефлексами профессионального спортсмена олимпийского уровня. Поэтому главное сохранить пилота, поскольку по сравнению со стоимостью его подготовки - сам самолёт это копейки...

Однако и по потерям "материальной части" СССР тоже не на первом месте:

В годы Второй мировой войны авиация воюющих стран потеряла:

1. ВВС Германии: 85.650 самолётов;
2. ВВС Японии: 49.485 самолётов;
3. ВВС СССР: 47.844 самолётов;
4. ВВС США: 41,575 самолётов;
5. ВВС Британии: 15.175 самолётов

И немного иной статистики:

По потерям пилотов ВВС РККА. За годы войны было подготовлено 44 093 лётчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7837 лётчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации (В. И. Алексеенко. Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны).

Данных и очень разных у различных историков множество. У Мухина есть и таблица потерь по родам войск на 1 января 1945 года. Правда не пилотов, а всех Люфтваффе, без союзников. Не буду их приводить просто чтобы не навязывать партии дискуссию.

Но любые более-менее достоверные цифры доказывают два факта

1 - победа далась СССР очень дорого;
2 - никакими трупами мы нацистскую Европу не закидывали.

* - Документально зафиксированный максимальный временной промежуток между событием и моментом внесения записи о нем составляет около года
** - Военный архив ФРГ ВА-МА RL 2 III/1179 S. 321, 327, 329
*** - Национальный архив США NARA T-312 roll 782 frame 8433368, 8433374
Больше примеров - https://topwar.ru/29659-chudesa-nemeckoy-statistiki.html

Оригинал: Brophy, A. The Air Force: A Panorama of the Nation"s Youngest Service. — New York: Gilbert Press, 1956.

Книга на сайте:

Найден в районе озера Терскельяур. Вывезен, местонахождение неизвестно

2. Штурмовик Ил-2 № 305490 из состава 17-го Гвардейского штурмового авиаполка 261-й штурмовой авиадивизии

Пилот заместитель командира авиаполка гв.майор Харитонов А.В.
Стрелок гв.старшина Мазуров М.Н.
Сбит 11.10.1944 южнее аэродрома Сальмиярви во время штурмового удара по аэродрому.
Подожжён прямым попаданием. Упал и взорвался. Останки экипажа захоронены в Никеле.

3. Ил-2

Найден у озера Чапр, вблизи реки Титовка (двигатель, пушка, топливный бак, др. части)

4. Двигатель самолёта-амфибии МБР-2 из состава 118-го разведполка ВВС Северного флота.

Найден в губе Грязной у пос. Сафоново в 2011-м году.

5. Истребитель МиГ-3 зав. №3457 из состава 147-го истребительного авиаполка.

Пилот полковник Михаил Михайлович Головня, командир 147-го ИАП
23 сентября 1941 года после воздушного боя произвел вынужденную посадку у озера Нялъявр. Лётчик прибыл в часть.
Найден в 2000, отреставрирован в Новосибирске, поставлен двигатель Allison V-1710, первый полёт в 2007
Продан в США. Владелец Jerry Yagen (Fighter Factory, Virginia Beach, USA)

Об истории поднятия и реставрации этого МИГ-3 можно почитать

6. МиГ-3 зав. №4958 из состава 147-го истребительного авиаполка.

Утерян в 1941-42. После аварийной посадки, с него было снято оборудование и вооружение. Найден в 2000 году в районе Кандалакши. Отреставрирован в 2005 в Новосибирске, ждёт двигатель по заказу российского покупателя

7. Двигатель АМ-35 истребителя МиГ-3.

Поднят со дна озера в Мурманской области зимой 2001 года.

8. Гидросамолёт МП-1

Найден в конце 1980-ых. Вывезен в Таганрог на завод-изготовитель для экспозиции.

Предположительно, на нем в 1938-м году был поставлен международный женский рекорд дальности полета по маршруту Севастополь - Киев - Новгород - Архангельск, пройдя без посадки 2416 километров за 10 часов. На фото «рекордный» самолёт:

Остов:

Останки лётчика:

9. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 , зав. №6-95 из состава 29-го бомбардировочного Сулинского авиаполка

Пилот младший лейтенант Ивлев Георгий Васильевич, штурман сержант Серебряков Томас Васильевич, стрелок-радист краснофлотец Филоненко Анатолий Васильевич.
11 сентября 1942 года был сбит огнём зенитной артиллерии во время бомбово-штурмового удара по аэродрому Луостари. Экипаж погиб. Найден в районе озера Сантаярви (Печенга). Останки экипажа похоронены в г. Заполярный.

Место падения:

10. Пе-2 из состава того же авиаполка 5-й минно-торпедной авиадивизии ВВС СФ (смотрели фильм «Торпедоносцы?»)

Пилот младший лейтенант Либаков Аркадий Алексеевич, штурман младший лейтенант Олейник Виктор Иванович, стрелок-радист сержант Гришин Иван Васильевич.

23 августа 1943 года при нанесении бомбового удара по конвою противника сбит зенитной артиллерией кораблей охранения. Самолёт загорелся и упал на хребет Муста-Тунтури. Экипаж погиб. Найден в начале 1990-ых около высоты Погранзнак на Муста-Тунтури.
История борта и экипажа по ссылке

11. Пе-2 . Найден в районе высоты Титовская (части двигателя, тормозная решётка).

Место удара:


Еще фото по ссылке

12. Тяжелый истребитель Пе-3 №392014 с Намвары.

13. Пе-3 из состава 95-го бомбардировочного авиаполка

Командир капитан Стариков Александр Петрович (ком. звена 2 эск. 95 БАП). Радист-стрелок старший лейтенант Пеньковский Леонид Иванович (возд. стрелок 2 эск. 95 БАП).
Не вернулся с боевого задания в апреле 1942 года. При нанесении бомбардировочного удара по аэродрому Хебугтен семёрка Пе-2 была атакована 25-ю Bf 109.
Останки экипажа найдены в 1989 у озера Воявр. Захоронены в Коле. Описание из книги «крылья над морем»

«…По-другому сложилась обстановка при нанесении удара по аэродрому Хебугтен. Эта крупная авиабаза периодически -принимала до сотни немецких самолетов и представляла собой заманчивую, но опасную цель. Семерка Пе-3, атаковавшая аэродром, была встречена большой группой (более двух десятков) немецких истребителей, которые, однако, не смогли сорвать бомбометание. Стремясь выиграть время, ведущий группы капитан Б. Шишкин сманеврировал и встретил истребители противника залповым пуском реактивных снарядов. Неожиданность применения РС-132 и РС-82 сыграла свою роль и на время отсрочила атаку истребителей, позволив советским летчикам прицельно отбомбиться по стоянкам самолетов и ангарам. Однако при отходе «Петляковых» немецкие истребители буквально растерзали группу. На свой аэродром вернулся только один Пе-3, еще один приземлился на аэродром соседей. Летчик третьего «Петлякова», спасшийся на парашюте, оказался последним из уцелевших»

14. Пе-3 .

Найден на хребте Муста-Тунтури

24. Истребитель Curtiss-Wright P-40 C-CU Model H81 A-3, serial 41-13390, constr. 16194, бортовой «53» из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка.

Пилот майор Ермаков

Сбит 27 сентября 1942. Лётчик совершил аварийную посадку на брюхо в сопках, остался жив.
Найден у Мурмашей в пригороде Мурманска в 1993 году. Вывезен в Великобританию в Даксфордский музей, Кэмбриджшир.

25. Curtiss-Wright P-40E , serial 41-13570, constr. 16814, бортовой «белый 51» из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка.

Пилот младший лейтенант А.В. Пшенев
Сбит 1 июня 1942. Лётчик совешил посадку на озеро, но позже при бомбёжке госпиталя лишился ноги.
Найден в 1997 на дне Код Озера (у Пья Озера) к западу от Мурманска. Вывезен в Великобританию, выставлен на продажу (по состоянию на 2006)

История этих двух бортов по ссылке

26. Curtiss-Wright P-40

27. Останки экипажа бомбардировщика Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I, serial AT138, бортовой «PL-C» из состава No. 144 Squadron RAF

Пилоты Sgt J C R Bray (1384708) OK/POW, Nav Sgt J D Smith (920973) KIA, WO/AG Sgt G D Kirkby (1181778) KIA, WO/AG Sgt R S Otter (950301) KIA, G/C AC2 L Mallinson (1476073) KIA

Сбит в сентябре 1942 года при перелёте из Великобритании в Россию

Найдены в 1990-ых годах в 15 км от Алаккуртти. История экипажа по ссылке

28. Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I, serial P1273 из состава No. 144 Squadron RAF

Сбит по ошибке 4-5 сентября 1945 года при перелёте из Великобритании в Россию
В 2002 у Печенги найдены задняя часть фюзеляжа и хвост
Выезен в Великобританию в музей Wings Aviation Museum, графство Суррей.

29. Handley Page HP.52 Hampden TB Mk I, serial P1344, бортовой «PL-K» из состава No. 144 Squadron RAF

Pilot P/O Esmond H E Perry (110845) OK/POW, Nav Flight Sgt Gordon E Miller (R.88850) KIA, WO/AG Sergeant James Morton Robertson (1021461) KIA, WO/AG Sergeant Daniel C Garrity (1061251) KIA, G/C (Engine fitter) Corporal George Shepherd (1009075) OK/POW.

Сбит 5 сентября 1942 при перелёте из Великобритании в Россию двумя истребителями Messerschmitt Bf.109 Трое членов экипажа погибли, один лётчик и техник попали в плен.

Найден в 1989 году в 20 км южнее Печенги. В 1991 вывезен в Великобритнаю в Косфордский музей королевских ВВС, Шропшир.

III. Самолёты Люфтваффе

33. Arado Ar 199 V-2 зав. 3673, бортовой «NH+AM»

Редкий самолёт, таких было построено всего три:

37. Messerschmitt Bf 109

38. Messerscmitt Bf 109E -7 W.Nr.3523

Пилот Вульф-Дитер Видовитц
Поднят в 2003 году

39. Messerschmitt Bf 109F

Найден в 2000-ых
Вывезен, судьба самолёта неизвестна

40. Messerschmitt Bf 109G-2

Постепенно растаскивается

41. Messerschmitt Bf 109G-6 , W.Nr. 15597, бортовой «жёлтая 2» из состава 6./JG5

Пилот Fw.Christian Stolz
Сбит 18 августа 1943 в районе горы Матерт под Печенгой. Судьба лётчика неизвестна.
Самолёт найден в 1980-ых. В 2000-ых сдан на металл.

42. Messerschmitt Bf 109G -6, W.Nr. 411768, бортовой «чёрная 1» из состава 11./JG5

Сбит 23 августа 1944.
Найден в 1999 на дне озера Тульявр. Поднят в 2000 году. Отреставрирован. Экспонируется в музее Вадима Задорожного.

В первые же месяцы ВОВ выяснилось, что у советских войск нет достаточного количества зенитных установок, чтобы эффективно защищать нашу пехоту от авиаударов. Но советские солдаты нашли интересный выход...

В первые же месяцы ВОВ выяснилось, что у советских войск нет достаточного количества зенитных установок, чтобы эффективно защищать нашу пехоту от авиаударов. Но советские солдаты нашли интересный выход из сложившейся ситуации. Это решение возникло спонтанно и позволило решить в полной мере означенную проблему.

Уже с самого начала войны обнаружилась существенная разница в тактике поведения русской и немецкой пехоты при авиаударах со штурмовиков. Гитлеровские солдаты при воздушном обстреле немедленно убегали в укрытия, чтобы там переждать авиаатаку, а красноармейцы поступали как раз в противоположной манере. Советские пехотинцы вовсе не стремились укрыться и тем спасти свои жизни, а напротив, начинали прицельно стрелять по немецким летательным машинам, которые для того, чтобы скинуть бомбы, значительно снижались. И хотя от автоматов и винтовок проку особого не было, но специальные бронебойные ружья демонстрировали достижение значительного эффекта.

Такое смелое поведение наших пехотинцев заставило германское командование уже в первые месяцы 1942 года не разрешать больше своим штурмовикам летать так низко, потому что во многих случаях советские солдаты уничтожали при каждой атаке до шестидесяти процентов гитлеровских самолетов. Так, только за первые несколько месяцев ВОВ четыре гвардейские дивизии доложили о 129 уничтоженных фашистских штурмовиках. А еще много случаев просто не были подтверждены официально.

На такие отличные результаты обратили особое внимание в Генштабе и организовали комиссию, которая проанализировала успешные действия этих дивизий и научила так же поступать и бойцов остальных советских пехотных дивизий. А фишка вся оказалась в том, что советские Кулибины собрали из того, что под руки попалось, особые подставки и несложные зенитные прицелы. Самый большой эффект достигался при взаимодействии бронебойщиков в группе от двадцати до пятидесяти противотанковых ружей.

Через некоторое время таких зенитчиков-бронебойщиков стали готовить специально и собирать их в группы «охотников». Пехотинцы ложились в засады неподалеку от германских аэродромов и поджидали вылета гитлеровцев. Но самую большую эффективность советские бронебойщики продемонстрировали в горной местности, куда не могли добраться танки, а сбивать самолеты со склонов было очень сподручно.


Снаряды для этих самодельных зениток брали те же самые, что и против танков. Но вот всевозможные подпорки для самодельных зениток везде делали сами, кто во что был горазд. Часто в ход шли лафеты от старых заводских зенитных установок. Но самым известным было сооружение, представлявшее собой колесо телеги, надетое на прямостоящую ось.

Возможно, что такое изобретение русские бойцы переняли у финских солдат в период Зимней войны. Тогда финские военные так пробовали применять свои морально устаревшие ПТР L-39, уже не имевшие сил противостоять современному советскому оружию. Однако их тогда было так мало, так что успеха это финнам особого не принесло.

Гитлеровские военные хотя и подивились такой эффективности противотанковых ружей, но повторить за советскими бойцами не смогли, так как их ПТР были сплошь устаревшие, времен Первой Мировой, и для того, чтобы тоже сбивать самолеты, они не подходили. Фашисты, наоборот, использовали настоящие зенитки против наших танков – новых, тяжелых, семейства КВ.


Штабс-капитан Михаил Лукич Мачавариани , авиаторы и наземный персонал Русского императорского военно-воздушного флота возле обломков сбитого в воздушном бою самолета Albatros C.III из состава 7-й авиационной роты турецких ВВС, Кавказский фронт, район города Эрзинеджан. На фото хорошо видны двигатель Мерседес мощностью 160 лошадиных сил c пулеметом LMG.08 , обод шасси , а также топливный бак сбитого "Альбатроса". 27-го сентября 1917 года Albatros C.III, экипаж в составе пилота унтер-офицера Веджихи и летчика-наблюдателя старшего лейтенанта Бахаттина, выполняя задание по проведению авиаразведки и нанесению бомбового удара по русскому аэродрому был атакован поднятым на перехват самолетом под управлением штабс-капитана М.Л. Мачавриани и в завязавшемся воздушном бою был сбит. Оба члена экипажа турецкого самолета выжили после аварийной посадки и были взяты в плен, штабс-капитан Мачавариани за одержанную в воздухе победу награжден орденом Святого Георгия 4-й степени (приказ по войскам Кавказского фронта №61 от 27.03.1918). Подпись на обороте снимка: После воздушного боя над г. Эрзинеджаном, остатки турецкого самолета сбитого военным летчиком Мачавариани. Слева направо: Шофер Аузан, адъютант летчик-наблюдатель Ефимов, прапорщик летчик Журкевич, летчик-наблюдатель поручик Денисенко, военный летчик штабс-капитан Мачавариани, летчик-наблюдатель штабс-капитан Хартулари, летчик вольноопределяющийся Логинов.

Немецкие солдаты осматривают сбитый штурмовик Ил-2, одноместный вариант, не оборудованный кабиной для заднего стрелка. Машина окрашена в камуфляж образца 1941 года, на плоскости самоелета виден контейнер кинофотопулемета.


Трофеи немецких летчиков, подобранные не месте крушения сбитого французского самолета: авиационный пулемет Кольт-Браунинг M1895, спидометр конструкции капитана Альбера Этэве и книжка, на титульной странице которой читается французский текст : Военная авиация. Авиационный центр. Журнал распорядка дня командира расчета в звании капрала мсье Куртэ де Лислё. Журнал, содержащий 52 страницы, был парафирован (заверен подписями) нами – Анри Лефранком...де Вэссо, директором школы авиации... полевого лагеря Давор. В Даворе находилась школа подготовки военных летчиков для ВВС Франции, Рёнэ Поль Куртэ де Лислё - выпускник школы, который после ее окончания проходил службу в 104-й и затем в 111-й эскадрилье. Самолет Вуазен, который пилотировал де Лислё, был сбит 25 августа 1915 года возле комунны Дантен, пилот погиб. На месте падения самолета установили памятный знак, который сохранился до настоящего времени. Лейтенант Анри Жюль Франк де Вэссо был командиром летной школы в Аворе с ноября 1914 по август 1915 года.


Штурмовик Ил-2 летчика 46-го ШАП Северного флота младшего лейтенанта Соболева Т.В., совершивший вынужденную посадку после полученных повреждения в бою. 21-е июня 1943 г.