Самообразование в жизни человека. Тематикой самообразования может являтся

Самообразование - приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www. allbest. ru

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. самообразование самостоятельность знание интерес

Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы "не отставать от жизни". Сравнивая процесс самосовершенствования с бизнесом, говорят, что надо инвестировать в себя. Под этим подразумевают, что в интернет-бизнесе, как и в обычной жизни, главным достоянием человека является не его доход или накопленное имущество, а он сам. Это самое эффективное вложение усилий и средств, так как только это может обеспечить лучшее понимание жизни, что в итоге поможет найти путь самореализации и достигнуть желаемого. Как гласит одна из моих любимых пословиц: "Дай человеку рыбу - и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу - и он будет сыт всю жизнь". По-моему, нельзя говорить о самосовершенствовании, самообучении и самообразовании, не остановившись подробно на том, что же это такое. Если мы говорим, что человеку необходимо обучаться, так давайте же посмотрим, что подразумевается под этим процессом. Начнем с самого простого - рассмотрим, что такое "самосовершенствование". В толковых словарях этому слову дано достаточно простое определение: совершенствование своих нравственных, умственных или физических качеств. Обычно под этим подразумевают сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных качеств или способностей. Школьник, тренирующий свою память; подросток, бегающий в качалку, чтобы накачать побольше мышц; молодые мама и папа, старающиеся стать внимательными и заботливыми родителями - всё это примеры самосовершенствования. Я тоже себя совершенствую и стараюсь делать это каждый день,тоесть в характере пытаюсь что то изменить, занимаюсь своей фигурой и никогда не останавливаюсь на достигнутом- что есть самое главное.

Немного более запутанными являются понятия "самообучение" и "самообразование". К сожалению, обычные толковые словари не делают никакой разницы между этими словами. А большинство людей считает, что это слова-синонимы, то есть у них одинаковый смысл. Раньше я тоже так считала. Но недавно с удивлением узнала, что между этими понятиями есть различие, которое очень четко понимают некоторые педагоги. Смотрите сами. "Большой толковый словарь" определяет "самообучение" как самостоятельное обучение чему-либо, например - рисованию. А "самообразование" определяется как приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование, к примеру, может быть политическое, экономическое. Как видите, определения этих слов очень схожи. Даже если посмотреть в "Словаре методических терминов", мы недалеко уйдем. Здесь "самообучение" определяется как процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя. Целям самообучения служат специальные учебные пособия - самоучители, разговорники, фонo- и видео-фонограммы и компьютерные программы. "Самообразование" определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей. Сами видите, что в обоих понятиях упор делается на получение дополнительных знаний, самостоятельном овладении навыками и умениями, будь-то иностранный язык, игра на гитаре или набор текста без постоянного смотрения на клавиатуру, не говоря уже о различных технических ноу-хау. Но если мы углубимся в происхождение слов, то эти понятия предстанут перед нами в различном свете. С приставкой "само-", я полагаю, всё понятно: человек делает лично, т. е. "сам". Слово "обучение" можно понять благодаря слову "учить", которое произошло от укр "учение", того же корня, что лит. jaukмnti "приучать", арм. usanim "учусь, приучаюсь". То есть это то, что дает навык, привыкание; наука. Слово "образование" можно понять через слово "образ", производное от образити "изобразить, нарисовать", которое в свою очередь было образовано от разити "резать". В соседних языках слово "образ" также имеет похожее значение: болг. образ "лицо, щека", польск. оbrаz "изображение, картина; образ; икона". К примеру, в древности вырезали из дерева фигурку, которая была наделена определенными хорошо узнаваемыми чертами. Мы это можем увидеть и в скульптуре - формируется образ, который может передавать какое-либо смысловое или эмоциональное послание. Получается, что при самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя "новый образ", т. е. человек меняется внутренне. Мало кто знает, что почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении "Письма к читателям о самообразовании" писал:"…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза-не видеть, имея уши - не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг,…. Жить, не видя, не слыша и не понимая, - разве же это житье?"В начале двадцатого века он работал с читателями библиотек, получил и ответил на более чем 1200 писем, помогая каждому построить его собственную программу самообразования. Он описал образ настоящего образования, который и через сто лет актуален для тех, кто использует Интернет:"Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, уменье мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития". Николай Александрович Рубакин очень просто и понятно объяснил, кто такой образованный человек:

"…Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования". По его мнению: "Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека". И с ним полностью согласна,поэтому и привела его в пример. Для себя я определила, что самообразование необходимо для того, чтобы научиться "правильно" мыслить, приобрести широкий кругозор и подняться в своем развитии, чтобы действительно понимать то, что происходит вокруг, и адекватно реагировать на это. А не это ли и меняет человека внутренне, подготавливает его к действию, делает его более успешным в жизни? На мой взгляд, если человек понимает окружающую жизнь, то он сможет с ней сделать что-нибудь, а не будет "ждать у моря погоды".

Размещено на Allbest. ru

Подобные документы

    Отличительные характеристики и структура профессионального образования МВД России. Требования к самообразовательной активности личности работника полиции. Роль современных информационных технологий в самообразовании сотрудников органов внутренних дел.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    дипломная работа , добавлен 28.10.2011

    Особенности проектирования и проведения уроков в средней школе. Самообразование на уроках естественноучного цикла. Разработка и проведение лекции по теме "Нуклеиновые кислоты. Хранители важной информации". Формы контроля знаний и оценки результатов урока.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Физкультура как часть общей культуры общества и как цель физического воспитания, ее структура и задачи. Методы формирования физической культуры личности, направленные на приобретение знаний, на овладение двигательными навыками и на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Объединение знаний из разных дисциплин, направленное на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Цель и преимущества интеграции. Изучение возможностей построений данного учебного процесса. Отличие обычных уроков от интегрированных.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Проблемы, возникающие в современном педагогическом процессе. Основная идея профессионального саморазвития и трудности адаптации. Определение самообразования как одного из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Сущность образовательной и оздоравливающей задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Программа целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры. Программа "Умные движения", особенности распределения тем.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Профессиональное самосовершенствование специалистов. Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя. Важные предпосылки, обуславливающие начало процесса самосовершенствования, его формы: самовоспитание и самообразование.

    презентация , добавлен 12.01.2015

    Сущность понятия и главные условия самообразования. Развитие самообразования в России. Педагогические воззрения И. Копиевича. Влияние Ломоносова на развитие просвещения и идеи самообразования. Возникновение "Отдела самообразования", его функции и цели.

    реферат , добавлен 29.11.2011

    Специфика и основные функции школьной библиотеки - воспитательная и образовательная. Выработка информационных навыков. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Формирование способности к самообразованию, поиску, анализу и усвоению информации.

САМООБРАЗОВАНИЕ

(англ. self-education ) - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности . Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что привело его к мысли о необходимости создания «Энциклопедии». По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л . С . Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в М. - «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А . Бэна ), в СПб. - «Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее».

Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности , то он должен решаться положительно; если - общение с обучающим , то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.

Слабые стороны С.: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода , мотивации и сознательности учения . С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень результативным. Еще Дж . Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.

Хотя учебная деятельность является ведущей только для определенного возраста, все же проходит через всю жизнь человека (С . Л . Рубинштейн ). Т. о., С. - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "САМООБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

    самообразование - самообразование … Орфографический словарь-справочник

    самообразование - самообучение Словарь русских синонимов. самообразование сущ., кол во синонимов: 1 самообучение (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

    САМООБРАЗОВАНИЕ - САМООБРАЗОВАНИЕ, самообразования, мн. нет, ср. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи обучающего лица. Овладеть иностранными языками путем самообразования. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    САМООБРАЗОВАНИЕ - САМООБРАЗОВАНИЕ, я, ср. Приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. | прил. самообразовательный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    САМООБРАЗОВАНИЕ - англ. self education/instruction; нем. Selbstbildung/Bildung, autodidaktische. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений, без помощи обучающего лица. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    САМООБРАЗОВАНИЕ - САМООБРАЗОВАНИЕ. Овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система тич. знаний в к. л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. непосредственный личный интерес занимающегося в органическом… … Российская педагогическая энциклопедия

    САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном изучении какого либо вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них. Эффективность самообразования зависит от интеллектуальной развитости, а… … Профессиональное образование. Словарь

    Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с… … Большая советская энциклопедия

    самообразование - ▲ обучение самостоятельный самообразование самостоятельное учение. саморазвитие. самоучка. автодидакт. самообучение. экстернат. экстерн. заочник. вольнослушатель … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Сам себе MBA. Самообразование на 100% , Джош Кауфман. О чем эта книга Это книга о вере в себя. Неожиданно? И тем не менее главная идея автора заключается в ценности вашей личности, а не`корочки` в вашем кейсе. Можно закончить какую угодно…

Понятие «самообразование» - определение, значение, задачи и сущность, роль в развитии личности

Самообразование - это двигатель прогресса и главный катализатор развития личности.

Прописная истина, заключающаяся в том, что человек учится с рождения до самой смерти, давно всем известна. Но не всегда этот процесс произвольный, зависящий от желания индивида, осознанный. Нередко обучение происходит либо в ходе подражания, либо в результате приспособления человека к обстоятельствам и условиям жизни.

Самообразование - это процесс целенаправленного, осознанного приобретения новых знаний, умений и навыков. В основе его лежит не только естественная потребность человека в информации, любознательность, но и приложение волевых усилий. Смело можно утверждать, что самообразование - это двигатель не только развития личности. Это также огромный потенциал для прогресса.

Истинные ученые практически всегда были самоучками в самом лучшем значении этого слова. Потому что двигала ими не обязанность, а жажда знаний. Безусловно, формальное образование определенного уровня было у многих. Вспомним хотя бы Михаила Васильевича Ломоносова. То, что люди постигают по уже написанным книгам, может стать отправной точкой, неким фундаментом. По-настоящему развиваться и достигать новых вершин дает возможность только самообразование. Это оно подстегивает пытливый ум, заставляет искать ответы на неоднозначные вопросы. Это оно подталкивает к открытиям. Это оно не позволяет остановиться на уже понятом и усвоенном.

Технологии самообразования в наше время доступны любому человеку. В первую очередь, конечно же, оно заключается в чтении. Причем, если раньше мы пользовались библиотеками, то сейчас поиск нужной информации предельно упростился. В сети интернет можно найти книги и статьи на любых языках и по любой теме. Но одного чтения порой недостаточно. Особенно это касается тех сфер, где необходимы и другие навыки, например, конструирования, рисования. В них также многое может дать самообразование. Это и просмотр обучающих программ, освоение материала на компакт-дисках, выполнение упражнений и прослушивание радио. Все может пойти на пользу, достаточно научиться использовать свое время и способности. К примеру, человек, желающий самостоятельно освоить иностранный язык, очень многого может добиться с помощью самообразования. Даже маститые лингвисты постоянно практикуются в пассивном владении: смотрят фильмы в оригинале, слушают аудиокниги. А для новичков создаются специальные программы, пользоваться которыми можно везде, даже в автомобиле или на прогулке. Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю. Умение грамотно и стройно выражать свои мысли не помешает никому. А в юридической практике даже одна запятая, поставленная в неправильном месте, может оказаться решающей для толкования того или иного закона.

Всю свою жизнь, с момента своего рождения и до самой смерти, человек постигает знания, получая нужную ему информацию, умения и навыки, в той или иной области науки, культуры, политики или повседневной жизни. Тяга к знаниям заложена в самой человеческой природе на уровне инстинктов, как один из важнейших источников выживания. У некоторых в последствии это перерастает во вполне осознанный интерес, становится вполне контролируемым и направляемым собственной волей процессом, у других так и остается неосознанным.

Самообразование можно разделить на два основных вида: первый - образование, как способ передачи опыта и связи между поколениями, направляемый и контролируемый в первую очередь извне, осуществляемый в интересах общества и государства, семьи и коллектива, целью этого образования является воспитание полноценного члена общества, гражданина; второй - приобретение знаний самостоятельным путем, вне учебных заведений и коллективов, направляемое лишь собственной волей, в своих собственных интересах и исходя из личных побуждений и предпочтений. Единственным фактором, влияющим в той или иной степени на ход самообразования, являются общественные и социально политические условия, формирующие интерес, и ограничивающие в различной мере доступ к информации.

Самообразование, является неотъемлемой частью самовоспитания, при чем является наиболее продуктивной и эффективной его формой, поскольку позволяет личности формировать в себе принципиально новые качества, самосовершенствоваться, развивать умения и навыки, искоренять пороки и отрицательные черты.

Сегодня под самообразование понимается не только чтение всевозможной литературы, посещение информационных Интернет ресурсов по самой различной тематики, но и посещение, и активное участие в таких мероприятиях как бизнес-семинары, конференции, тренинги, симпозиумы, курсы, участие в диспутах и дебатах, съездах и симпозиумах, посвященных самой разнообразной тематике. Самообразование позволяет человеку самому ставить перед собой различные цели задачи, и затем достигать их, учить оптимизировать свое собственное время и пространство, что бы максимально эффективно использовать их, позволяет мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, расширяет эрудицию и мировосприятие, позволяет по новому взглянуть на привычные вещи, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным. С его помощью человек может раскрыть свой творческий потенциал, ведь и само самообразование своего рода творческий процесс, поскольку каждый человек подходит к нему строго индивидуально. Оно способствует наиболее полному развитию и раскрытию личности, происходит духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный рост. При чем, заняться самообразование никогда не бывает поздно, так же как не бывает заняться им слишком рано. Впервые, наиболее четко интерес к самостоятельному постижению и пониманию окружающего мира люди приходят в старшем подростковом возрасте, когда они еще участья в общеобразовательной школе.

По пути самообразования человек идет всю жизнь, так как без этого не возможно достичь успеха в жизни или профессиональной деятельности. Во многом на современном этапе, это явление обусловлено глубоким кризисом, в котором находится нынешняя образовательная система. И самостоятельные поиски ответов являются одним из наиболее вероятных вариантов решения этого кризиса, когда станет не источником знаний, а лишь помощником для учащихся в овладении новыми формами поведения, получении новых знаний и умений, становлении полноценной их личности, раскрытии своего потенциала.

Вам это пригодится:

Понятие самообразование - определение, значение, задачи

Хочешь от жизни большего?

Подпишись и получай больше интересных статей вместе с подарками и бонусами.

Более 2000 человек уже подписались на лучшие материалы недели

Отлично, теперь проверь почту и подтверди подписку.

Ой, что-то пошло не так попробуйте еще раз 🙁

Если правильно организовать свою деятельность, самообразование вполне может стать альтернативой традиционному способу обучения. Кроме того, занимаясь самообразованием вы сами выбираете, чему и когда учиться.

Заняться самообразованием стоит как тем, кто хочет получить новые знания и навыки для конкретных целей - например, сменить род деятельности или повысить квалификацию, так и просто тем, кто «заскучал», чувствует жизненный ступор и давно не узнавал чего-то нового.

Шаг 1/7 Выделите или найдите время для себя

Используй любую возможность чтобы заниматься самообразованием. Оно у вас есть, вы просто не задумывались.

Где можно заниматься самообразованием:

В транспорте Дорога в метро занимает много времени? Отличный повод почитать умную книжку. Можно бумажную или электронную, но читайте обязательно. Игра «собери алмазики в линию» не сделает вас лучше.

На прогулке По вечерам долго гуляете с собакой, или бегаете по утрам - используйте это время чтобы слушать лекции или аудиокниги.​

Совет: если вы выделите всего 2 час в день на самообразование, то прослушаете 100-150 полезных аудиокниг в год

В кафе Копите хорошие статьи и читайте их залпом в кафе или когда пьете кофе во время перерыва. Социальные сети и новостные издания переживут несколько часов без вас.

На работе или дома Делаете какие то рутинные действия не требующие внимания? Включайте полезные аудио книги или лекции с You Tube, например, во время уборки по дому. Все это - часть самообразования, даже несмотря на то, что оно фоновое.

Подробности в статье:

Шаг 2/7 Вместе с мышцами качайте и память

Раз и навсегда осознайте для себя, что любая проблема или вопрос - лишний повод узнать что-то новое. Это касается как споров с друзьями о причинах распада Австро-Венгерской империи, так и вполне насущных проблем, вроде самостоятельной починки велосипеда.

Совет: тренируйте память — старайтесь максимально запоминать заинтересовавшие вас факты и истории. Во-первых это крутая тренировка мозга, а во-вторых в удобный момент всегда можно блеснуть неожиданными знаниями на вечеринке или в соцсетях

Подробности в статье:

Шаг 3/7 Изучайте языки

Лучше всего начать самообразование с английского - без него никуда. В любой непонятной ситуации - учи языки.

И дело даже не в том, что все умные люди проживают исключительно за рубежом, а в том, что многие новые идеи, исследования и работы, если они достаточно хороши, чтобы претендовать на мировой уровень, раньше всего появляются именно на английском языке.

Так что, если хотите быть в курсе последних событий из мира знаний и начать эффективное самообразование - учите языки.

Совет: запоминание 10-20 новых слов способствует сохранению молодости мозга и препятствует возрастным изменениям.

Шаг 4/7 Общайтесь с теми, кто хочет узнать то же, что и вы. Или уже знает больше

Общайтесь с теми людьми, которые изучают то же, что и вы. Если это интернет - есть форумы, тематические сообщества в соцсетях и публичные эксперты, готовые ответить на любой вопрос.

По-возможности старайтесь, чтобы общение было живым. Личное общение дает человеку не только знания, но и определенные навыки, повышает его эмоциональный интеллект, развивает способность быть хорошим собеседником, преодолевать конфликты и уважать позицию другого человека.

Нужные мероприятия всегда есть в вашем городе, вам надо только их поискать. В худшем случае, все всегда можно организовать самому. Вы найдете единомышленников, и тогда процесс самообразования будет идти значительно легче.

Совет: отпишитесь от всех развлекательных групп и подпишитесь на блоги, емейл рассылки, тематические сообщества в соцсетях - масса полезной информации по теме, в которой вы хотите развиваться, будет вам обеспечена. Гораздо полезнее для саморазвития видеть в ленте мемы про блокчейн, чем про очередную собачку или кошечку.

Шаг 5/7 Практика и повторение - почему это важно?

Практика - 100% успеха. В любом обучении важнее всего то, как вы сможете применять свои знания в реальной жизни и реальной ситуации. Найдите любую возможность тренироваться, так вы лучше будете понимать, что еще необходимо узнать и на что делать акценты для развития в выбранном вами направлении.

Конечно, этот совет действителен только в том случае, если предмет вашего обучения не настолько абстрактен как «способы ухода за космическим кораблём в условиях нападения повстанцев».

Совет: найдите бесплатные события будь-то общение с носителями языка, мастер-классы или презентации новой книги. Так вы расширите свой кругозор и может быть заведете новые контакты, которые помогут вам в дальнейшем.

Шаг 6/7 Что не запланировано, того и не будет

Составляйте списки своего саморазвития - прокрастинация погубила не один миллион человек. Поняв какая у вас цель, и чему вы хотите научиться, распишите по пунктам, что и в какой последовательности вы хотите освоить или изучить.

Важна каждая минута нашей жизни, нет времени впадать в прострацию и уныло пересматривать сериальчики. Чтобы избежать «выпадения из реальности» заведите дневник, блокнот или мобильное приложение. Всегда держите перед глазами список того, чем можно заняться сегодня, на неделе и в течение месяца.

Надоело слушать лекции про успешные примеры в вашей профессии? Поучите английские неправильные глаголы в прошедшем времени или поиграйте в игры на тематических сайтах по изучению языка. Устали от глаголов? Почитайте про шумерскую цивилизацию или жизнь Наполеона. В конце концов, может в действиях великих из прошлого вы сможете найти идею для изменения своей жизни.

Самообразовывайтесь каждую секунду!

Совет: попробуйте спланировать свое самообразование хотя бы на 3 месяца вперед, с детализацией до недели. Вы удивитесь, как быстро пролетят эти три месяца, а знания уже будут в вашей голове.

Шаг 7/7 Откуда взять силы и найти пример для подражания?

Кстати, про списки. В условиях самообразования, самый главный источник знаний - это люди. Найдите людей, которые вдохновляют вас заниматься тем, чем вы занимаетесь, которые знают больше чем вы.

Мы живём в мире, в котором можно связаться с любым человеком и задать вопросы можно практически любому, используйте этот шанс.

Большинство сильных личностей и отраслевых экспертов охотно согласятся ответить на короткий и конкретный вопрос, если вы их грамотно и с уважением спросите.

Совет: Найдите в соцсетях профили вдохновляющих вас людей и начните следить за их деятельностью. Читайте и смотрите интервью с ними - помимо вдохновения от харизмы личности, вы узнаете много новой и интересной для себя информации.

целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система-тич. знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное). и политическое. Осн. форма С. - изучение лит-ры научной, научно-популярной, учебной, худож. и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: разл. виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.

С. всегда имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня. Мн. крупные деятели науки, литры, иск-ва, обществ, орг-ции помогали С.: создавали нар. библиотеки, читальни, нар. дома. В 1863-66 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. «Самообразование», в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письм. консультации. Облегченные программы для С. выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891). при Пед. музее воен.-уч. заведений по инициативе Н. А. Рубаки-на, Н. И. Кареева и др. В 1892 группой моек, ученых во главе с И. И. Янжулом была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по осн. отраслям знания». В нач. 20 в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1- 3, 1911-152).

Значит. роль в развитии С. играли разл. обществ, курсы и народные ун-ты.

С 20-х гг. организованная и система-тич. работа проводилась гл. обр. в области полит. С. В области общего С., направляемого политпросветами Нар-компросов и профсоюзами, намечалась широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной ср. школы.

В сер. 30-х гг., в связи со значит. развитием сети общеобразоват. школ, техникумов и вузов, С. стало осн. способом самостоят. углубления и расширения знаний, полученных в уч. заведениях.

В условиях научно-техн. революции (с 50-х гг. 20 в.). широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Усиливает потребность в С. и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс С., с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость С.

Важную роль в формировании навыков С. играет школа. С. - обязательный компонент совр. обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в уч. заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в уч. заведении курсов.

С., обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить С. коллективным поиском, снять нек-рые трудности самостоят. познания. Развиваясь в системе обучения, С. получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе проведения разл. видов самостоят. работы учащихся, предусмотренных шк. программами (выбор необходимой лит-ры, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной лит-рой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Важной формой подготовки школьников к самообра-зоват. работе является направляемое учителями и родителями внеклассное чтение.

Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в разл. кружках, клубах, лекториях, техн. творчество, опытничес-кая работа и др.

Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе уч. работы в ср. спец. и высших уч. заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоят. работы с уч. и науч. лит-рой, играют занятия в семинарах, науч. кружках, науч. студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследо-ват. экспедициях и др.

С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным). и периодич. повышением квалификации, переподготовки специалистов.

Воспитание потребности в С. находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Учитель нередко воспринимается не только как преподаватель определенного уч. предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое воздействие на людей. Особую область спец. С. составляет.н. пед. С. В процессе совершенствования общей культуры и проф. знаний путем С. изучаются вопросы педагогики и психологии, теории управления, методики уч. предмета, общей культуры.

Направление и содержание С. определяются самим учителем в соответствии с его потребностями и интересами.

Для учителей, воспитателей, работников образования Гос. б-ка по нар. образованию им. К. Д. Ушинского систематически публикует библиографич. указатели, краткие обзоры новой лит-ры и библиографич. указатели по отд. проблемам пед. науки. Списки новых книг помещаются в пед. периодике, в т. ч. в пред-метно-метод. журналах.

Помощь родителям в их пед. С. оказывают школы. Статьи для С. родителей публикуются в журн. «Семья и школа», «Здоровье» и др. Издаются науч.-популярные брошюры и книги по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.

Лит. Медынский Е. Н., Внешк. образование, его значение, организация и техника, M., 19185; Терпигорев А. М., Труд и самообразование, [М.], 1959; Ковы-нев Н. К., Работа с книгой, М., 1961; Рубакин Н. А., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Громцева А. К., Самообразование как социальная категория, Л., 1976; ее же, Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983; Руководство самообразованием школьников, под ред. М. Н. Скаткина, Б. Ф. Райского, М., 1983. А. К. Громцева.

Отличное определение

Неполное определение ↓